Домой

Урок литературы в 7 классе Тема милосердия в русской литературе




Скачать 26.29 Kb.
НазваниеУрок литературы в 7 классе Тема милосердия в русской литературе
Дата18.01.2013
Размер26.29 Kb.
ТипУрок
Содержание
Дополнительная литература
Ход урока
Более глубокому понятию текста будут способствовать вопросы
Подобные работы:

Урок литературы в 7 классе

Тема милосердия в русской литературе

Рассказ Л.Андреева «Кусака»

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Леонида Андреева; обсудить нравственные проблемы, поднятые на страницах рассказа «Кусака»

Подготовка к уроку:

Дети получают задание на дом прочитать рассказ «Кусака», составить план рассказа. На уроках внеклассного чтения можно познакомить учащихся с рассказами Л.Андреева «Друг», «Предстояла кража», героями которых являются собаки. Знакомство с этими произведениями дает возможность установить общие принципы, которыми руководствуется Андреев, рассматривая отношения человека с животным миром и природой. Писатель сам поясняет свою позицию: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни»

^ Дополнительная литература:

Л.Н.Афонин «Леонид Андреев»

Л.А.Иезуитова «Творчество Леонида Андреева»

Словарная работа: одиночество, жестокость, сострадание

^ Ход урока:

1. Чтение учителем очерка К.И.Чуковского «Люди и книги».

Беседа по прочитанному:

- Что удивительного было в личности Л.Андреева?

- Что отличало Л.Андреева как писателя?

2. Разговор о рассказе «Кусака» начинаем с вопроса : « Есть ли у вас собака?»

- Расскажите о своей собаке, за что вы ее любите? Можете ли вы ее обмануть, предать?

- Вспомните, кто из русских писателей до Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга («Муму» И.Тургенев, «Каштанка» А.Чехов, «Булька» Л.Толстой). Во всех этих рассказах собака предстает как верный, ласковый, добрый друг человека.


3. Переходя к рассказу «Кусака», учитель просит зачитать составленный дома план рассказа. Далее идет обсуждение и доработка плана.


Задание:

Придерживаясь плана, пересказать содержание рассказа.

Учитель обращает внимание детей на мастерство писателя-психолога.

Примерный план рассказа:

1.Жизнь собаки до встречи с людьми.

2.Как Кусака получила свое имя.

3.Дружба Кусаки с дачниками.

4. Отъезд дачников.

5. Кусака снова одна.

Анализ текста

Проследим по тексту, как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, как относятся к ней люди? ( Сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости», и в конце рассказа она вновь «промокшая, грязная»).

А теперь обратим внимание на описание природы и роль ее в передаче настроения собаки.

-Когда Кусака одинока, то и в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь.

- Когда Кусаку окружают любимые люди, то и вокруг – солнце, цветущие яблони и вишни. ( Зачитываем отрывки: «Наступила весна…», «Поднялся частый дождь…»)


^ Более глубокому понятию текста будут способствовать вопросы:

- Почему Кусака боялась людей?

- За что Кусака полюбила Лелю?

- Почему Кусаку не взяли в город?

- Кто больше будет скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

- Почему выла собака?


Дети высказывают свое мнение о поступке Лели, хорошо ли она поступила, как бы они поступили в таком случае.


Почему в историю Кусаки автор включил эпизод с убогим Илюшей?

Вывод: человек часто жесток не только по отношению к собаке, но и к человеку.


Самостоятельная работа

Письменно ответить на вопрос, что общего в судьбах Кусаки и Муму?

Домашнее задание: написать отзыв на рассказ «Кусака»

Скачать 26.29 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты