Домой

Сообщение А. Е. Марона, зав лаборатории теории и технологии общего и профессионального непрерывного образования взрослых иов рао, д п. н., профессора развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики




Скачать 130.73 Kb.
НазваниеСообщение А. Е. Марона, зав лаборатории теории и технологии общего и профессионального непрерывного образования взрослых иов рао, д п. н., профессора развитие андрагогики как области профессионально-педагогического знания и социальной практики
Дата18.01.2013
Размер130.73 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Объектами изучения андрагогики
В современных условиях
Современный аспект исследования
Данные результаты получены на базе широкого эксперимента в системе ИПК
Общие выводы
Подобные работы:




Сообщение А.Е.Марона,

зав. лаборатории теории и технологии

общего и профессионального

непрерывного образования взрослых

ИОВ РАО, д.п.н., профессора


РАЗВИТИЕ АНДРАГОГИКИ КАК ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ


Сообщение имеет целью на основе анализа состояния развития андрагогики, ее научных и социально-прикладных функций, определить проблемное поле андрагогики, имеющего актуальное значение в современный период.

Значимость исследования обусловлено новыми требованиями к системе подготовки кадров в условиях кризиса и в посткризисный период, когда цели и практика образования взрослых все более носят опережающий характер, ориентированы на конкретные социальные группы населения и конкретные социальные отношения.

Утверждение самостоятельного статуса андрагогики как области научного знания, учебной дисциплины, специальности высшего профессионального образования дано в работах С.Г.Вершловского, М.Т.Громковой, С.И.Змеева, И.А.Колесниковой, сотрудников ИОВ РАО, основывается на концепции человекознания Б.Г.Ананьева, исследованиях Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской, А.В.Даринского, В.Г.Онушкина, В.И.Подобеда, Е.П.Тонконогой, Г.Д.Глейзера, Т.Г.Браже, В.В.Горшковой, Е.И.Добринской, П.И.Юнацкевича и др.

Историко-педагогический анализ категории «андрагогика» позволило охарактеризовать ее как науку и научную дисциплину о теории и методике образования взрослых в контексте непрерывного становления личности, область профессионально-педагогического знания и социальной практики.

Выделяют несколько этапов становления андрагогики как науки: введение понятия «андрагогика»(К.Капп, 1833 г.); формирование науки андрагогики как направления педагогики (40 - 60 гг. ХХ столетия); признание андрагогики как самостоятельной науки (70 гг.); институциализация андрагогических исследований (90 гг.); субъективизация и одновременно возрастающая социокультурная значимость (конец ХХ); усиление прикладной направленности и опережающих функций (XXI век).

Андрагогика рассматривается как самостоятельная отрасль педагогики, описывающая образовательные системы различных категорий взрослых (безработные, уволенные в запас военные, инвалиды, мигранты, осужденные, учащиеся вечерних школ и др.).

^ Объектами изучения андрагогики являются: последипломное образование, переподготовка кадров, внутрифирменное образование, последипломное образование различных категорий кадров, обучение в ресурсных центрах предприятий, в вечерних школах, экстернатах, система дистанционного обучения и др.

Современная андрагогика как междисциплинарная наука об образовании взрослых включает:

– Философско-методологический и культурологический аспект андрагогики (объект и предмет андрагогики, взрослый как субъект образовательной деятельности, цели и смыслы образования человека, непрерывное образование как андрагогический процесс, истоки и принципы андрагогики, позиция сторонников «педагогики взрослых», андрагогики как «науки об обучении взрослых», новое понятие взрослости как определение своего пути в жизни, понимание качества жизни – работы В.И.Подобеда, С.Г.Вершловского, С.И.Змеева, Л.Н.Лесохиной, Н.П.Литвиновой, В.Г.Онушкина, Е.И.Огарева, В.В.Горшковой).

– Социально-психологический аспект андрагогики (этапы жизненного и профессионального становления взрослого человека, концепция Б.Г.Ананьева «индивид → личность → субъект → индивидуальность», психофизические закономерности развития взрослых, кризисы развития личности взрослого и пути их преодоления, профессиональная социализация взрослых на этапах вхождения в профессию, индивидуального стиля деятельности и соционально-профессиональной зрелости).

Наиболее глубоко теоретически и экспериментально эти вопросы представлены в работах Б.Г.Ананьева, С.Г.Вершловского, Г.А.Ключарев, Л.Н.Лесохиной, Г.С.Сухобской, Д.И.Фельдштейна, В.В.Горшковой.

^ В современных условиях важнейшими являются проблемы социального и психологического сопровождения процесса обучения социально незащищенных групп населения – безработных, инвалидов, осужденных, а также обучения молодых людей в вечерних школах.

– Дидактико-технологический и управленческий аспекты андрагогики (андрагогические принципы и модели управления качеством обучения взрослых, понятия, структура, основные особенности технологии обучения взрослых, психолого-андрагогическая диагностика обучающихся взрослых, выявление характера и профессионального опыта, эмпирические теории и концепции обучения взрослых, модели обучения, отражающие этапы освоения опыта, эмпирический учебный цикл С.И.Змеев, А.М.Митина, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая, Д.Колб, Б.Барнет, Д.Джарвис и др.).

На основе общей методологии исследования андрагогических проблем в ИОВ РАО разработаны теоретико-прикладные аспекты обучения и переподготовки различных профессиональных и социальных групп взрослых.

1. Выявлены проблемы и противоречия, препятствующие созданию эффективной системы образования взрослых и подготовки квалифицированных кадров в современных сложных экономических условиях:

1) В связи со структурными экономическими преобразованиями в стране обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации не только молодых специалистов, но и других категорий соискателей рабочих мест.

2) В условиях кризиса экономики и вызванной им реструктуризации занятости населения в РФ следует ожидать увеличения активности в сфере краткосрочного переобучения персонала, которое будет осуществляться как государственными структурами и образовательными учреждениями, так и частными компаниями. В успешном переобучении большого числа высвобождающихся работников – один из залогов скорейшего преодоления кризиса.

Президент РФ Д.А.Медведев неоднократно подчеркивал необходимость создания в стране системы опережающего образования, позволяющей в прогнозируемом будущем максимально обеспечить занятость населения в различных сферах труда, востребованных современной экономикой.

Значительное число организаций в РФ заявляют о готовности к курсовой переподготовке кадров. По данным «Российской газеты» от 3 февраля 2009 года. в эту систему готовы включиться в РФ более тысячи вузов, 1 500 тысяч учреждений дополнительного образования, 21 тысяча учреждений НПО, 31 тысяча других образовательных учреждений.

Это свидетельствует об исключительной востребованности андрагогического обеспечения процесса переподготовки кадров.

3) Переход к рыночной экономике привел к упадку десятилетиями создававшейся системы внутрипроизводственного обучения. При этом к руководству предприятиями пришли новые кадры управленцев. Начиная постепенно осознавать, что персонал необходимо обучать, руководители предприятий зачастую не имеют четкого представления о специфике образования взрослых, системе организации внутрифирменного обучения персонала. Отсутствие методик андрагогической организации внутрифирменного обучения работников в новых рыночных условиях ведет к неэффективности этого процесса.

4) Существует проблема молодых взрослых-специалистов. Это обусловлено тем, что по социологическим данным, более 50% выпускников вузов идут работать не по специальности. Особенно это касается педагогических кадров. Этой категории взрослых для вхождения в рыночную экономику требуется специальная дополнительная подготовка.

2. Определены социально-экономические факторы, которые обусловили выбор объектов системного анализа и моделирования андрагогических процессов: объекты профессионального образования – учебные центры предприятий, внутрифирменное образование, корпоративные центры подготовки кадров, вузы, Центры дистанционного обучения; объекты социальной практики – вечерние (открытые) школы, Центры обучения безработных, инвалидов, уволенных в запас военных, Центры пенитенциарной педагогики др.

Результатом научной деятельности ИОВ РАО по данной проблематике явилось выделение и анализ андрагогических систем, комплексно реализующихся в социально-профессиональной практике подготовки кадров:

– система непрерывного образования взрослых;

– современные адаптивные системы обучения взрослых;

– системы опережающего образования взрослых;

– открытые системы.

Раскрыты и обоснованы базовые понятия – адаптивные, опережающие, открытые системы, сущность андрагогического подхода, адаптивные и опережающие функции информационной педагогики, технологии построения праксиологической среды обучения взрослых,потенциал гуманитарной культуры как фактор опережающего развития, социокультурная ситуация и проблема опережения, компетентностный подход и др.

3. Разработаны теоретико-прикладные аспекты построения систем опережающего образования специалистов, их базовые факторы, модели развития.

Наи­боль­шие на­уч­ные раз­но­гла­сия встре­ча­ют­ся по во­про­су о пред­ме­те опе­ре­же­ния, т.е. о со­дер­жа­нии опе­ре­жаю­ще­го об­ра­зо­ва­ния. Весь­ма ес­те­ст­ен­но вы­гля­дит стрем­ле­ние пред­вос­хи­тить в об­ра­зо­ва­нии те из­ме­не­ния в нау­ке, тех­ни­ке и об­ще­ст­вен­ной жиз­ни, ко­то­рые с наи­боль­шей ве­ро­ят­но­стью мо­гут про­изой­ти в бли­жай­шее или бо­лее от­да­лен­ное вре­мя. Од­на­ко ре­аль­ность та­ко­ва, что да­же на­уч­ное пред­ви­де­ние, ос­но­ван­ное на все­сто­рон­нем ана­ли­зе яв­ле­ний и пу­тей раз­ви­тия со­бы­тий, к со­жа­ле­нию, да­ле­ко не все­гда оп­рав­ды­ва­ет­ся на прак­ти­ке. По­нят­но, с ка­ки­ми слож­но­стя­ми стал­ки­ва­ет­ся об­ра­зо­ва­тель­ная нау­ка при по­пыт­ках по­стро­ить мо­дель со­дер­жа­ния обу­че­ния, ко­то­рое бу­дет вос­тре­бо­ва­но жиз­нью че­рез не­сколь­ко лет. По­это­му модель опе­ре­жающего со­дер­жа­ния оп­рав­ды­ва­ет­ся лишь в ог­ра­ни­чен­ном ря­де об­ра­зо­ва­тель­ных сис­тем и прак­тик, ко­гда речь идет об уже из­вест­ном со­дер­жа­нии и о вы­со­кой ве­ро­ят­но­сти вос­тре­бо­ва­ния его кон­крет­ным кон­тин­ген­том обу­чаю­щих­ся (по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции, ори­ен­ти­ро­ван­ное на ос­вое­ние но­вой тех­ни­ки; пе­ре­обу­че­ние на спе­ци­аль­но­сти, имею­щие яв­ную тен­ден­цию рос­та вос­тре­бо­ван­но­сти в эко­но­ми­ке; изу­че­ние ино­стран­ных язы­ков и ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий «впрок»; адап­та­ци­он­ное обу­че­ние лиц, от­бы­ваю­щих на­ка­за­ние в мес­тах ли­ше­ния сво­бо­ды и т.п.).

В андрагогической практике реализованы модели опережающего содержания при переквалификации специалистов в рамках профессии на выполнение новых усложненных функций при освоении нового технического оборудования, новых технологий производства, для педагогических кадров это соответствие целям и задачам модернизации школы (усиление функций работы с одаренными, использование здоровьесберегающих технологий, новых форм открытого и дополнительного образования, реализация идей экономической самостоятельности ОУ, оптимизация сети ОУ, учет положений проекта «Наша новая школа» и т.д. )

Получен вывод о том, что бо­лее глу­бо­ким и ин­те­рес­ным с на­уч­ной точ­ки зре­ния, а так­же мно­го­обещаю­щим с прак­ти­че­ской сто­ро­ны вы­гля­дит под­ход к опе­ре­жаю­ще­му об­ра­зо­ва­нию как модели формирования потенциала саморазвития личности, раз­де­ляе­мый боль­шин­ст­вом уче­ных, за­ни­маю­щих­ся этой про­бле­мой. Здесь в ка­че­ст­ве ос­но­во­по­ла­гаю­щих опе­ре­жаю­щих эле­мен­тов со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся не только кон­крет­ные зна­ния и уме­ния, но и об­щие ха­рак­те­ри­сти­ки об­ра­зо­ван­ной лич­но­сти, та­кие как раз­ви­тие ин­те­ре­сов, убе­ж­де­ний, спо­соб­ст­вую­щих адап­та­ции че­ло­ве­ка к из­ме­няю­щей­ся жиз­ни (Б. М. Бим-Бад); спо­соб­но­сти ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ные зна­ния для со­вер­шен­ст­во­ва­ния дея­тель­но­сти (В. Гор­ше­нин); раз­ви­тие лич­но­сти обу­чаю­щих­ся (А. М. Но­ви­ков); фун­да­мен­таль­ные об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные зна­ния, а так­же зна­ния ми­ро­воз­зрен­че­ско­го пла­на (А. Е. Ма­рон, К. К. Ко­лин и др.); раз­ви­тие на­вы­ков са­мо­об­ра­зо­ва­ния, уме­ний на­хо­дить пу­ти ре­ше­ния слож­ных про­блем. Опе­ре­жаю­щее об­ра­зо­ва­ние в ито­ге спо­соб­ст­ву­ет ста­нов­ле­нию гло­баль­но­го, ноо­сфер­но­го соз­на­ния, «от­вет­ст­вен­но­го ра­зу­ма», осознающего гро­зя­щие опас­но­сти и умею­ще­го сде­лать все для их пре­дот­вра­ще­ния (А. Д. Ур­сул, А. И. Су­бет­то).

Обоснованы модели развития опережающей компетентности, модели развития деятельных способностей.

Исследован андрагогический аспект технологий опережающего обучения, рассматриваемых как специфические учебные среды жизнедеятельности взрослого, определяющие возможности его развития как человека мобильного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

В операциональном плане технология реализуется как взаимосвязанная система способов и средств обучения, обеспечивающая ценностно-личностное развитие взрослого человека на основе выполнения совокупности процедур: планирования обучения путем ориентации на прогнозируемые эталоны обучения (и личностные качества); сопровождения образовательного пути обучаемых; моделирования формирующих действий; обеспечения условий обучения, оценки и самооценки результата, соотнесения с прогнозируемой эталонной моделью.

^ Современный аспект исследования обозначенных проблем по нашим данным должен быть усилен операциональной составляющей – выявление особенностей и разработка продуктивных технологий профессионального обучения, принципов использования технологии и разработка модульных программ, MES-обучение - ориентация на деятельность, центрированность на учащихся, гарантированность результата, технология «Учебной фирмы», реализация идеи «обучающейся организации», «Коуч-технологии», «Кейс-технологии», технология формирования специалиста-аналитика на основе информационно-тренинговых систем, технология проектирования информационно-праксиологических сред для обучения взрослых.

Развитие андрагогических технологий связывается с повышенным интересом к качеству интеллектуального уровня работников предприятий и качеству их профессионального образования, и эта задача может быть успешно решена при реализации компетентностного подхода к обучению взрослых.

(Технологии обучения взрослых в различных образовательных системах /Под ред.А.Е.Марона. - СПб.: ИОВ РАО. - 2000).

4. Отдельной социально значимой задачей для андрагогики как области социальной практики выступает обучение социально незащищенных молодых людей (подростков, молодежи и взрослых) в вечерней (сменной) школе.

Эти учебные учреждения последние 5-10 лет, по нашим наблюдениям, работают по устаревшим учебникам, программам, пособиям, не учитывающим специфику контингента учащихся и подготовку учителей. В условиях регионального и муниципального образования, как правило, отсутствуют стратегические планы и программы развития образования в этих школах, финансирование и материальное оснащение учебных заведений осуществляется по остаточному принципу, в институтах повышения квалификации отсутствуют специалисты по вечернему образованию (нами создан УМК по физике, математике, опубликован в издательствах «Просвещение» и «Дрофа»).

^ Данные результаты получены на базе широкого эксперимента в системе ИПК, Северо-Западного заочного технического университета, завода «Метахим» (Ресурсный Центр переподготовки кадров), вечерних школ Санкт-Петербурга, Новгородского регионального Центра, учреждений пенитенциарной педагогики.

На базе Северо-Западного заочного технического университета совместно с Институтом образования взрослых РАО создана научно-практическая структура «Лаборатория исследований и разработки технологий безотрывной подготовки кадров для реального сектора экономики в системе непрерывного образования взрослых». Данная лаборатория предметно и на постоянной основе занимается вопросами изучения и обобщения передового опыта безотрывного обучения, разработкой и внедрением безотрывных образовательных технологий применительно к подготовке и переподготовке востребованных промышленностью специалистов, управленцев и квалифицированных рабочих.

^ Общие выводы

Анализ понятийного аппарата, объекта, предмета исследований структуры андрагогики, этапов ее становления, ведущих философско-методологических, социально-педагогических, управленческо-дидактических функций, запросов рынка труда позволил выявить актуальные направления образования взрослых – развитие систем опережающего образования, адаптивных систем, открытых систем общего и профессионального образования взрослых.

Исследование подтвердило значимость комплексного анализа реальных объектов образования взрослых, их осмысления с позиций учета специфики взрослой личности, этапов ее жизненного и профессионального пути с целью адаптации к экономическим условиям производства для достижения достойного качества образования и жизни. Этот анализ важен как для развития общей андрагогики, так и прикладных ее аспектов. Перестройка и ориентация традиционных форм – профессиональных колледжей, учреждений СПО, вузов – на переподготовку разных групп специалистов в соответствии с заказами служб занятости предполагает учет в образовательном процессе достижений современной андрагогической науки как в условиях кризиса, так и в послекризисный период в России.

В прогностическом аспекте развитие комплексных исследований методологических и практико-ориентированных проблем андрагогики и систем опережающего образования взрослых входит в план фундаментальных исследований ИОВ РАО на 2008 -2012 гг. по проекту «Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства СНГ», направленных на выявление закономерностей и тенденций развития системы непрерывного образования взрослых России и стран СНГ;

Результаты исследований андрагогических систем и социально-профессиональной практики изложены в монографиях, подготовленных в ИОВ РАО:

– Непрерывное образование в условиях трансформации. – М., 2002 (Авторы Г.Ключарев. Е.Огарев).

– Практическая андрагогика. Т. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. Под ред. В.И.Подобеда, А.Е.Марона, СПб., 2003.

– Практическая андрагогика. Т.2. Опережающее образование взрослых. Под ред. В.И.Подобеда. А.Е.Марона. СПб., 2009.

– Основы андрагогики. Авторы И.А.Колесникова, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая и др. Под ред. И.А.Колесниковой. – М.: «Академия», 2003 (Рекомендовано для студентов Вузов РФ).

Исследованию андрагогических проблем посвящен ряд статей в журнале ИОВ РАО «Человек и образование» (рекомендован ВАК РФ) и диссертационных работ (д.п.н.Г.Абрамян, д.п.н. В.Н.Введенский, д.п.н. Л.Ю.Монахова, д.п.н. Н. Кужанова и др.), выполненный под нашим руководством.


Предложения.

1. Рекомендовать научным структурам РАО, высшим учебным заведениям и учреждениям ДПО продолжить и расширить научные комплексные исследования андрагогических проблем обучения различных категорий кадров и систем опережающей подготовки специалистов.

2. Рекомендовать научным структурам РАО осуществить комплексную научно-исследовательскую работу в направлении разработки концепции опережающего обучения в условиях кризисных явлений, комплекса научно-методических рекомендаций для служб занятости населения и требований к оценке качества и эффективности учебной деятельности фирм и организаций, организующих переподготовку различных категорий профессиональных кадров.

3. Обратиться в МО и науки РФ с предложением о разработке современной концепции модернизации вечерних школ, создании учебных программ для этих школ, методического и психологического сопровождения учебного процесса, программ повышения квалификации учителей вечерних школ, специальных учебников.

Эта система мер по развитию общего образования подростков и молодежи преемственно дополняет Приоритетный Национальный проект «Образование», особенно актуальна в «Год молодежи» и отражает идеи проекта «Наша новая школа».

4. Рекомендовать ИОВ РАО как базовой организации стран СНГ объединить усилия этих стран по внедрению инновационных систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом идей андрагогического обеспечения образовательного процесса.

5. Рекомендовать научно-педагогическим изданиям более полно отражать современные проблемы образования взрослых, вопросы опережающей подготовки кадров.

6. При планировании тематики диссертационных исследований, готовящихся в институтах РАО, актуализировать андрагогическую проблематику.

Скачать 130.73 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты