Домой

Курс   3  Семестр -6 Кафедра педагогики Общая трудоемкость дисциплины 130 Втом числе




Скачать 186.74 Kb.
НазваниеКурс   3  Семестр -6 Кафедра педагогики Общая трудоемкость дисциплины 130 Втом числе
Дата18.01.2013
Размер186.74 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
II. Содержание учебного материала
Тема 1. Предмет и задачи андрагогики Тема 2
Раздел 3. Проектная деятельность
III. Тематическое планирование
IV. Формы промежуточного и итогового контроля
Входной контроль
Промежуточный контроль
Подобные работы:


ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

 Декан  социолого-психологического факультета

 ___________________________________

    «____» ______________________ г.

  

 Рабочая программа

курса «Основы андрагогики»

 

Специальность (направление)

Факультет - социолого-психологический

Курс –   3 

Семестр -6

Кафедра педагогики

Общая трудоемкость дисциплины - 130

В том числе:

         Лекции - 34

           Практические занятия (семинары) - 34

         Самостоятельная работа - 62

   

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

 

«____» _______________ г.

 

Зав. кафедрой                                                     Воронова Т.А.


1. Пояснительная записка

Изучение дисциплины «Основы андрагогики» заключается в освоении иного, чем в школе, подхода к преподаванию, ориентированного на взрослого человека. С Х1Х века особую науку об образовании взрослых называют андрагогикой, что можно трактовать со стороны преподавателя как помощь зрелому человеку в саморазвитии, а со стороны учащегося на протяжении жизни как принципы и технологии «ведения себя» по жизни (М. Т. Громкова).

Адрагогика будет рассматриваться в системе непрерывного образования и жизнедеятельности взрослых.

Цель дисциплины – сформировать у студентов основы компетентности в области обучения взрослых. Для достижения этой цели преподавание дисциплины призвано решить следующие задачи:

1. Сформировать у студентов системное представление об основах андрагогики;

2. Продолжить сопровождение развития познавательных, коммуникативных, рефлексивных способностей личности и коллектива студентов;

      1. Обеспечить развитие профессиональной культуры.

Для освоения дисциплины «Основа андрагогики» студент должен отвечать следующим характеристикам:

  1. уметь работать в группе, рационально использовать время, четко распределять поручения с целью получения максимального результата,

  2. ориентироваться в поисковых системах глобальных компьютерных сетей, выбирая термины для формулировки запроса и стратегию поиска;

  3. выбирать информационные ресурсы согласно выработанным или указанным критериям;

  4. уметь критически анализировать получаемую информацию, выделять в ней наиболее существенное,

  5. уметь соотносить и систематизировать полученные знания и практический опыт с изучаемой дисциплиной.


В результате обучения студент должен:

  • называть предмет, задачи, технологии андрагогики;

  • характеризовать систему работы со взрослыми;

  • понимать роль самостоятельной работы и самообразования в обучении взрослых;

  • характеризовать правовые положения самообразования и послевузовского обучения.

  • применять технологии в обучении взрослых;

  • рассматривать ситуации через призму андрагогики;

  • планировать профессиональную деятельность с учетом особенностей обучения взрослых.

  • выбирать информационные ресурсы анрагогики согласно выработанным или указанным критериям.

  • участвовать в работе сетевых профессиональных сообществах

  • опытом осуществления профессиональной деятельности, строящейся на основе особенностей обучения взрослых;

  • обладает педагогической культурой в работе со взрослыми (продвинутый уровень).

В курсе «Основы андрагогики» обучающийся, исходя из своих способностей и возможностей, имеет право выбора собственной стратегии изучения курса. Ориентация современной системы образования на потребности конкретной личности открывает новые возможности в организации учебного процесса в высшей школе. ФЗ РФ «Об образовании» (1996 г.) и ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) создают для этого правовую основу.

Курс предполагает использование дистанционных образовательных технологий, образовательных ресурсов Интернет, в том числе, материалов сайта «Дистанционное сотворчество» (http://distant.ivanovo.ac.ru). "Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием" (п. 5 в ред. Федерального закона "Об образовании" от 10.01.2003 N 11-ФЗ. ).

В качестве инновационной основы преподавания курса используется очно-дистанционное обучение и опора на различные формы телекоммуникаций. . Подобная модель курса работает на качество преподавания и обучения в вузе, обеспечивает перенос части урочного времени в сеть, позволяет минимизировать потери времени на контроль знаний, путем автоматизации труда педагога.

Существенной особенностью курса является возможность выбора студентом личного образовательного маршрута и реализации индивидуального и (или) коллективного проекта. Используя метод проектов студент учиться распоряжаться своим свободным временем, мобилизовывать дополнительные ресурсы, вести поисковую деятельность.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Кооперативный проект — способ соорганизации совместной деятельности партнеров, направленной на достижение согласованного результата в рамках общей идеи, согласованных методов и сроков. В образовательном проекте в качестве согласованных результатов выступают различные «продукты» решения образовательных задач, а партнерами, как правило, выступают преподаватели, студенты (а также многие другие субъекты), имеющие общие проблему и цель, и согласующиеся методы и способы своей деятельности.

Теория методов проектов тесно связанная с именами американских философа и педагога Д. Дьюи и В. Килпатрика, и получила в последние годы широкое распространение в мировой образовательной практике в идеях «кооперативного обучения» (Cooperative Learning). Использование метода проектов в учебном процессе предполагает его соответствие некоторым основным требованиям (Е. С. Полат):

1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2) значимость предполагаемых результатов для участников учебного процесса (практическая, теоретическая, познавательная);

3) возможность для самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся;

4) учебный материал и организация работы, предполагающие структурирование (с указанием поэтапных результатов);

5) необходимость использования исследовательских методов.

Курс имеет практическую направленность. Варианты студенческих проектов реализуются на основе содержания курса. Выбор проекта и направлений его реализации зависит от инициативы и предприимчивости студентов. Проект начинает действовать после согласования его начала с преподавателем и коллективом студентов. К концу курса каждый студент должен иметь «портфель достижений», включающий  почасовой отчет о проведенной работе и предоставленный преподавателю по электронной почте. Количество часов «портфеля достижений» должно быть не менее количества часов, которые запланированы на самостоятельную и практическую работу по курсу.

Классические лекции и семинарские занятия также будут использоваться в учебном курсе, но наряду с ними предполагается организация коллективных лекций с участием студентов, различные формы коллективной творческой деятельности. В условиях изучения курса предусмотрено взаимодействие с различными образовательными учреждениями и образовательными организациями.

^ II. Содержание учебного материала

1

Раздел 1.

Разработка и описание модели курса

Тема 1. Модель курса «Основы андрагогики»


Пропедевтические основы курса «Основы андрагогики». Входной контроль знаний и умений использования дистанционных технологий, знание образовательных технологий, умений публичного выступления перед аудиторией. Особенности очно-дистанционного обучения. Особенности организации коллективного и индивидуального проекта. Выбор направлений проектной деятельности.

2

Раздел 2.

Основы андрагогики

^ Тема 1. Предмет и задачи андрагогики

Тема 2.

История андрагогики


Тема 3.

Обучение взрослых в системе непрерывного образования


Тема 4

Взрослый человек как субъект обучения


Тема 5. Образовательный процесс. Технологии работы со взрослыми


Тема 6.

Профессия андрагога


Андрагогика как наука и область практической деятельности. Андрагогика как область социальной практики. Предмет андрагогики. Методы исследования. Место андрагогики в системе человекознания. Педагогика, психология, акмеология и андрагогика.

Ретроспективный анализ развития андрагогики в России и за рубежом. Из истории развития теории и практики образования взрослых и андрагогики. Личность в истории андрагогики. Научные школы в андрагогике. Интерпретация понятий, раскрывающих современные смыслы и ценности образования взрослых. Государственная политика Российской Федерации в области образования взрослых.

Правовые аспекты образования взрослых. Международные тенденции в образовании взрослых. Система непрерывного образования Функции образования в жизнедеятельности взрослых. Андрагогические основы профессионального развития личности. Особенности образования социально незащищенных групп взрослого населения. Андрагогический потенциал неформального образования (народные университеты, семейное образование в России, образовательно-просветительские возможности досуга

Возрастные особенности взрослых учащихся. Обучающийся как субъект образования. Структура субъекта образования. Составляющие сознания: потребности, способности, нормы. Жизнедеятельность субъекта. Функции образования в жизнедеятельности.

Образовательный процесс. Понятие образовательного процесса. Особенности и закономерности образовательного процесса в работе со взрослыми Единство и целостность воспитания, обучения, развития в образовательном процессе. Принципы и методы работы со взрослыми. Обучение взрослых: основные организационные формы и технологии. Адаптивные системы образования взрослых Модульное обучение как технология и форма образования взрослых. Возможности дистанционных технологий в образовании взрослых Сайты образовательных учреждений и организаций как форма получения информации для обучения взрослых. Система повышения квалификации и подготовки учителей в Интернете. Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании. Выращивание целей в образовательном процессе как процесс воспитания. Технология самоопределения в профессиональной деятельности Демократизация образовательных технологий в профессиональном образовании взрослых.

Особенности деятельности. Позиция преподавателя в условиях образования взрослых Мыслетехника, коммуникация, рефлексия. Профессиональная квалификация.

4

^ Раздел 3. Проектная деятельность


Проектная деятельность. Самоопределение в проектах. «Портфель достижений» студента. Организационная и управленческая деятельность. Подготовка, реализация, оценка проектов. Практическая подготовка и реализация проектов.

Возможные направления для реализации проектов:

  • Особенности интернет-обучения взрослых.

  • Профессиональные сетевые сообщества

  • Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

  • Нормативно-правовое обеспечение послевузовского образования

  • Модульные технологии.

  • Научные школы в андрагогике.

  • Место андрагогики в системе человекознания

5

Раздел 4. Образовательный продукт обучения

Тема 1. Защита проектов

Рефлексия совместной деятельности в курсе



Защита проектов или оформление проектов на сайте курса.

Сетевая рефлексия. Очная рефлексия совместной деятельности в курсе.


^ III. Тематическое планирование



п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов (общая трудоемкость)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекция

семинары, практич. зан.

лабораторные работы



Модель курса.

2

2












Предмет и задачи андрагогики

6

2

2




2



История андрагогики

6

2

2




2



Особенности организации учебных занятий через Интернет

10

2

2




6



Обучение взрослых в системе непрерывного образования

8

2

2




4



Взрослый человек как субъект обучения

8

2

2




4



Образовательный процесс. Технологии работы со взрослыми

30

10

10




10



Сайты образовательных учреждений и организаций как форма получения информации

6

2

2




2



Профессия андрагога

6

2

2




2



Проектная деятельность

30

2

4




24



Представление и защита проектов.

12

4

4




4



Образовательный продукт обучения. Рефлексия совместной деятельности в курсе

6

2

2




2



итого

130

34

34




62


^ IV. Формы промежуточного и итогового контроля

При освоении дисциплины «Основы андрагогики» применяются входной, промежуточный и итоговый контроль.

^ Входной контроль предполагает оценку знаний и умений использования дистанционных технологий, знаний образовательных технологий, умений публичного выступления перед аудиторией.

^ Промежуточный контроль: работа на практических занятиях, сетевую контрольную работу, защиту проектов.

Промежуточный контроль осуществляется систематически посредством обратной связи через электронную почту, рефлексию студентов.

Текущие оценки выставляются за работу на практических и лекционных занятиях в электронной ведомости электронного учебно-методического комплекса по адресу: http://distant.ivanovo.ac.ru

В оценке студенческих работ преподаватель учитывает систему европейских оценок. Система европейских оценок "А" – "отлично"; "В"– "очень хорошо"; "С" – "хорошо"; "D"– "удовлетворительно"; "Е" –"посредственно"; "FX" –" неудовлетворительно" (с правом пересдачи); "F"– "неудовлетворительно" (без права пересдачи, необходимо повторить курс).
Источник: "Мягкий путь" вхождения российских вузов в Болонский процесс (Сборник информационных материалов) / Под ред. проф. А.Ю.Мельвилля.-М,2005. Проект «Содействие интеграции российских региональных вузов в европейское образовательное пространство («Болонский процесс»)» .

Итоговый контроль включает индивидуальную и коллективную рефлексию курса (предусмотрена форма off-line). Форма экзамена зависит от содержания «портфеля достижений студента», в который включаются различные проекты и виды деятельности, которые осуществил студент за время курса согласно своему индивидуальному образовательному маршруту.


Вопросы для проведения итогового контроля (экзамен)

  1. Андрагогика. Предмет и задачи.

  2. Ретроспективный анализ развития андрагогики в России и за рубежом.

  3. Международные тенденции развития андрагогики и обучения взрослых.

  4. Место андрагогики в системе человекознания.

  5. Научные школы в андрагогике.

  6. Особенности и закономерности образовательного процесса в работе со взрослыми.

  7. Образовательные технологии в андрагогике.

  8. Взрослый человек как субъект обучения.

  9. Возрастные особенности взрослых учащихся.

  10. Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

  11. Система послевузовского образования. Закон «О высшем и послевузовском образовании».

  12. Государственная политика Российской Федерации в области образования взрослых.

  13. Профессиональные сетевые сообщества

  14. Модернизация системы повышения квалификации

  15. Проблема целей обучения, воспитания, развития в профессиональном образовании.

  16. Особенности использованию дистанционных технологий в образовании взрослых.

  17. Роль самоопределения в образовании взрослых.

  18. Особенности образования социально незащищенных групп взрослого населения.

  19. Андрагогический потенциал неформального образования.

  20. Профессия андрагога.



  1. Литература и ресурсы Интернет

а) основная литература

  1. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. М. ЮНИТИ, 2005. – 495 с.

  2. Громкова М.Т. Андрагогическая модель целостного образовательного процесса. М.: ЮНИТИ, 2006. – 278 с.

  3. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М. 2003

  4. Змеев С. И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. — 1995.-№ 2.

  5. Змеев СИ. Технология обучения взрослых // Педагогика. — 1998. — № 7.

  6. Змеев СИ. Технология обучения взрослых. — М., 2002.

  7. Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. – СПб-Воронеж, 1995. – 232 с.

  8. Основы андрагогики /под ред. И. А. Колесниковой. МоскваАcadema 2007.

  9. Образование взрослых: цели и ценности / под ред. Г.С.Сухобской, Е. А. Соколовской, Т. В. Щадриной. – Спб: ИОВ РАО, 2002.

  10. Практическая андрагогика. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых – СПб.: ИОВ РАО, 2003.

  11. О высшем и послевузовском професиональном образованиии: Закон РФ. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №5. Об образовании: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3.

  12. Об использовании дистанционных образовательных технологий (№137 от 6 мая 2005 года. Зарегистрировано в Минюсте РФ 02 августа 2005 г. Регистрационный N 6862)

  13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давы­дова. — М., 1993 — 1999.

б) дополнительная литература

  1. Knowls M. The Modern Practice of Adult Education: from Pedagogy to Andragogy. — N. Y., 1970.

  2. Беланже П. Образование взрослых в промышленно развитых странах Запада // Перспективы (ЮНЕСКО). — 1992.

  3. Берг Э. Понятие «профессия» // Перспективы. — 1997. — № 3.

  4. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. — 1995.-№1.

  5. Бреннан Дж. и др. Обучение в течение жизни для обеспечения заня­тости и равенства // Социология образования. — 2001. — № 7.

  6. Бутенко И. А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. — 1998. — № 7.

  7. Бхола X. С. Перспективы неформального образования // Перспективы (ЮНЕСКО).-1984. - № 1.

  8. Веймарская декларация непрерывного образования // Новые знания. — 1998.-№ 1.

  9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1993.

  10. Голуб С. Б. Профессиональное образование как социально-педагоги­ческая проблема// Специалист. — 1999. — № 10.

  11. Громкова М.Т. Образование взрослых («здесь» и «теперь»). Учеб.пособие. – М.: изд-во МСХА, 1995. -136 с.

  12. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. – М.: МСХА, 1993. – 164 с.

  13. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. — 1997. — № 1.

  14. Джарвис П. Глобальные тенденции в «обучении всю жизнь» и ответ университетам // Социология образования. — 2000. — № 6.

  15. ЗайдаДж. Обучение взрослых и «образование всю жизнь»: новые тен­денции в России // Социология образования. — 2000. — № 4.

  16. Зиновкина М. М. Креативная технология образования // Высшее обра­зование в России. — 1999. — № 3.

  17. Кондратко И. И. и др. Диверсификация профессионального образова­ния // Специалист. — 1998. — № 11.

  18. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М., 1985.

  19. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М., 1971.

  20. Леднев В. С. Непрерывное образование: Структура и содержание. — М., 1998. М., 1995.

  21. Логунова Л. Б. Корпорация как тип социальной интеграции // Социальные исследования. — 1996. — № 12.

  22. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. — М., 1997.

  23. Материалы V Гамбургской конференции по образованию взрослых // Непрерывное образование. — Нижний Новгород, 1999.

  24. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изло­жение) // Новые знания. — 2001. — № 2.

  25. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М., 2001. –

  26. Московский городской народный университет им. А.Л.Шанявского: Исторический очерк. — М., 1914.

  27. Онушкин В. Г. Народные университеты: Педагогическая подготовка ро­дителей // Перспективы (ЮНЕСКО). - 1991. - № 2.

  28. Полани М. Личностное знание: Пер. с англ. / Под ред. В. А. Лекторского, В.И.Аршинова. — М., 1985.

  29. Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб., 1998.

  30. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. по­собие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. — М., 1998.

  31. Третья международная конференция по образованию взрослых в То­кио // Советская педагогика. — М., 1973.

  32. Хуторской А. Б. Основы дистанционного обучения: Программа спецкурса для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1999.

  33. Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI в.

в) интернет-ресурсы

  1. Всеобщая декларация прав человека. Организация Объединенных Наций 10 декабря 1948 года http://www.memo.ru/Prawo/fund/481210.htm

  2. Сайт «Дистанционное сотворчество»: http:// distant.ivanovo.ac.ru

  3. Рекомендация о положении учителей, принятая Специальной межправительственной конференциейо статусе учителей, Париж, 5 октября 1966 г. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12686&ob_no=1288

  4. Adult education in the 1990s: A Report on the 1991 National Household Education Survey — National Center for Education Statistics // Working Paper. — № 98 — 03, February 1998 (www.nces.ed.gov).

  5. Delors Jacques. Adult education: from luxury to necessity // Bulletin Education For All's 2000. — № 27. April - June 1997.

  6. Dewey John. Democracy and Education (www.ilt.columbia.edu).

  7. Hamburg Declaration on Adult Learning. The Fifth International Conference on Adult Education. — Hamburg (www.education.unesco.org).

  8. Всемирный Совет по образованию взрослых (ICAE) — www.web.net/ icae.

  9. Европейская Ассоциация образования взрослых (ЕАЕА) — www.vsy.fi/ еаеа.

  10. Финская Ассоциация образования взрослых (FAEA) — www.vsy.fi.

  11. Скандинавская Народная Академия (NFA) — www.nfa.se.

  12. Норвежский Институт исследований образования взрослых — www.nvi.no.

  13. Национальная организация по образованию взрослых Англии и Уэльса — www.niace.org.uk.

  14. Дайджест всемирной периодики по образованию взрослых (Carfax Publishing Company) — www.carfax.co.uk.

  15. Интернет-ресурсы по теме проектной деятельности с учетом особенностей организации поиска информации в Интернете через поисковые системы.

С литературой по проблемам образования взрослых, андрагогики, не­прерывного образования, издающейся на европейских языках, можно познакомиться:

— в библиографическом указателе: Documentation Centre and Library of the UNESCO Institute for Education. List of New Acquisition (12 номеров в год);

— в журнале: International journal of lifelong education (London);

  • в тематической библиографии: Lifelong education bibliography.


Автор С.В. Нилова

Скачать 186.74 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты