Домой

Выдающиеся биологи




НазваниеВыдающиеся биологи
страница1/7
Дата18.01.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Легенда о предках гиппократа
Темпераменты в литературе
Клавдий гален
Ибн сина (авиценна)
О детстве сны ты видишь до сих пор
Знай, изменяет пульс в теченье года
В гимнастике умеренность нужна
Теофраст парацельс
Уильям гарвей
Антони ван левенгук
Карл линней
Кто первый: линней или цельсий?
Эдвард дженнер
Жан батист ламарк
Кто за честь природы фехтовальщик?
Жорж кювье
Ископаемые остатки и теория ка­тастроф.
113 Жорж Кювье.
Принцип соотношения органов.
Типы строения.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7

ВЫДАЮЩИЕСЯ БИОЛОГИ




ГИППОКРАТ

Древнегреческий врач Гиппократ стал первым учёным, который, отбросив суеверия и мистику, поставил медицину на научную основу. Его справедливо зовут «отцом медицины».

Остров Кос, что в Эгейском море, издревле славился своими врачами. Даже на современном гербе столицы этого острова, города Коса, изображён посох древнегреческого бога медицины Асклепия, обвитый змеёй. Искусство врачевания бережно пере­давалось из поколения в поколение, и здесь сложились славные династии врачей, одна из которых дала миру «отца медицины» Гиппократа.

Известно, что родился Гиппократ в 460 г. до н. э. Его предки, согласно легенде, занимались врачеванием на протяжении восемнадцати поколений. Мать Гиппократа была акушеркой, а отец — врачом. С детства отец стал обучать Гиппократа искусству врачевания, и к двадцати годам он уже заслужил славу превосходного врача. В те времена по традиции врачей обязательно посвящали в жрецы бога медицины Асклепия. Прошёл это посвящение и двадцатилетний Гиппократ.

Желая расширить и пополнить свои медицинские знания, Гиппократ выехал в Египет и прожил там несколько лет. Он ознакомился с состоянием медицины во многих странах: в Малой Азии, Ливии, даже у скифов. Позднее он говорил, что для того, чтобы вполне овладеть искусством (врачевания), недостаточно одной жизни (таков смысл его изречения «жизнь коротка, искусство вечно»).

Возвратившись на родной остров, Гиппократ основал здесь свою медицинскую школу.

Какие взгляды господствовали в медицине того времени? Считалось, что болезни вызываются сверхъестественными при­чинами. Поэтому таковы должны быть и методы лечения. Врачи широко пользовались для лечения заклинаниями, заго­ворами и молитвами. Больные часто просто приносили в храме Асклепия жертву, а затем пересказывали врачам-жрецам уви­денный на следующую ночь сон. Лекарство прописывалось исходя из толкования сна.

Гиппократ стал настоящим реформатором древней медици­ны. Он первым подошёл к ней как к науке. У болезней, считал он, имеются естественные причины. Их можно узнать, изучив строение и жизнедеятельность человеческого организма. Гип­пократ боролся против отвлечённых рассуждений в медицине, называя их «медицинской живописью». Свою науку он старал­ся «спустить с небес на землю».

Гиппократ учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного. Надо точно установить частоту пульса пациента, температуру его тела, позу во время сна и т. д. Образ жизни больного, климат, питьевая вода, воздух, даже законы страны, где живёт человек, — всё может влиять на его здоровье. Так Гиппократ писал в сочинении «О воде, воздухе и местности». Поэтому древнегреческого врача считают также основателем медицинской географии.

Врач должен уметь определить состояние больного по одно­му лишь его внешнему виду. Гиппократ описал, например,



Гиппократ. Скульптура III в. до н. э.

^ ЛЕГЕНДА О ПРЕДКАХ ГИППОКРАТА

Древние греки считали, что род Гиппократа идёт от «великого и не­порочного врача» Асклепия (Эскулапа — у римлян), а тот считался сыном самого' бога света Аполлона. По некоторым дан­ным, Асклепий был реальной историчес­кой личностью, впоследствии обожествлённой. Согласно древнегрече­ской мифологии, медицине Асклепия обучил мудрый кентавр Хирон. Ученик да­же превзошёл своего учителя.

Однажды Асклепия пригласил на остров Крит царь Минос, у которого только что умер сын. Во дворце на своём посохе Асклепий увидел змею и убил её. Но вскоре появилась ещё одна змея с це­лебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой для воскрешения умершего сы­на Миноса.

За это дерзкое нарушение установлен­ных законов мироздания громовержец Зевс испепелил Асклепия молнией. Для древних греков и римлян Асклепий стал богом врачевания. Его изображали с посо­хом, обвитым одной или двумя змеями.

92


внешность больных с тяжёлыми заболеваниями брюшной полости: запавшие глаза и щёки, заострённый нос, слипшиеся губы, землистый цвет лица, покрытого каплями холодного пота. До сих пор такое описание называется « гиппократовой маской».

Всё же Гиппократ как человек своей эпохи и философ по натуре не мог полностью отказаться от философских исканий в своей науке, от той «медицинской живописи», против которой он же и возражал.

Пример этого — его учение о соках организма и типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть четыре жидких сока: кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь, слизь. Основное в типе телесного строения (конституции) человека, как считал Гиппократ, — то, какой сок преобладает в организме.

Всего таких типов строения — четыре. Если в организме человека преобладает слизь (по-гречески — «флегма»), его называют флегмати­ком. Это человек невозмутимый, медлительный, спокойный, почти не проявляющий своих чувств.

Если же в организме преобладает чёрная желчь («мелайна холе»), то такой человек — меланхолик. Он также скупо проявляет свои чувства, но впечатлителен, замкнут в своих переживаниях и часто испытывает подавленность и грусть.

Когда среди соков организма преобладает кровь («сангвис»), то речь идёт о сангвинике — человеке общительном, легко меняющем настро­ение, с выразительной мимикой и жестикуляцией.

Наконец, если преобладающий в организме сок — жёлтая желчь («холе»), то перед нами холерик — человек неуравновешенный, часто несдержанный и вспыльчивый, бурно выражающий свои чувства.

И сегодня мы говорим, что есть четыре основных типа темперамента человека — флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Темперамент по-латыни означает «правильное соотношение» (в данном случае — соков организма). Хотя с современной точки зрения объяснение особен­ностей темперамента человека соотношением соков в его теле выглядит весьма наивно.

В своих работах Гиппократ глубоко и детально рассмотрел самые различные области медицины. Правильному питанию посвящён труд Гиппократа «Диета в острых болезнях». Он был прекрасным хирургом, хорошо разбирался в анатомии. Знал и применял для лечения более двухсот лекарственных растений.

Гиппократ изучал эпидемии, часто выезжал в места массовых вспы­шек заболеваний и лечил больных. Так, он провёл несколько лет в Афинах во время сильной эпидемии (по-видимому, это была эпидемия чумы). Свой опыт в этой области он подытожил в труде «Эпидемии».

Выступал Гиппократ и в качестве психиатра. Известен такой случай. Жители города Абдеры обратились к нему с просьбой обследовать гражданина их города Демокрита. Их приводили в изумление его необычайные способности, которые они часто воспринимали как стран­ности. Это был тот самый философ Демокрит, который первым пришёл к выводу, что всё на свете состоит из неделимых частиц — атомов. После тщательного обследования Гиппократ убедил жителей Абдеры в «нор­мальности» их величайшего соотечественника Демокрита. С этого мо­мента, по-видимому, началось длительное знакомство двух великих людей своего времени.

В трудах Гиппократа встречаются яркие изречения о больных, болезнях, искусстве их лечения; некоторые из них стали крылатыми (например, его знаменитые слова о том, что «жизнь коротка, искусство вечно», уже упоминавшиеся нами).

Гиппократ сформулировал нравственный кодекс врача, моральные нормы его поведения. Первая заповедь врача, по Гиппократу, гласит: «Не навреди!»

С древних времён и по настоящее время каждый врач торжественно приносит медицинскую клятву, в которой обещает хранить врачебную тайну, при любых обстоятельствах не оставлять больного без медицин-

У Асклепия было много де­тей, в том числе Гигиея (ставшая для греков богиней здоровья; от её имени происходит слово «гигиена»), Махаон и Подалирий. Все они стали искусными целителями. Махаон и Подалирий проявили своё врачебное искусство на поле боя. Их имена упоминает Гомер в «Илиаде»: «стоит многих людей один врачева­тель искусный», «вырежет он стрелу и рану присыплет ле­карством». В честь этих слав­ных врачевателей позднее будут названы две красивейшие и редкие бабочки: махаон и подалирий.

От Подалирия вёл свой род Гиппократ. Таковы, согласно легенде, были его замечатель­ные предки!

^ ТЕМПЕРАМЕНТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

В художественных произве­дениях для того, чтобы оттенить качества характе­ра того или иного героя, авто­ры часто ставят рядом людей противоположных тем­пераментов. Так, невоз­мутимый англичанин Филеас Фогт из романа Жюля Верна «Вокруг света в 80 дней» — яркий образец флегматика. А его слуга француз Жан Паспар­ту — типичный сангвиник.

Примерами холериков мо­гут служить Дон Кихот Ламанчский из одноимённого романа Мигеля де Сервантеса и д'Артаньян из «Трёх муш­кетёров» Александра Дюма-отца.

Наконец, меланхолики в литературе наиболее часто встречаются в сказках. Царе­вна Несмеяна из русских народ­ных сказок, ослик Иа-Иа из книги Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все», Че­репаха Квази из повести Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», Пьеро из «Приключений Буратино» — перечень этот можно про­должить.

93


ской помощи. Её приписывают Гип­пократу и называют «клятвой Гип­пократа».

Историки до сих пор не установили год смерти Гиппократа. По одним данным, он скончался в возрасте 63 лет, по другим — прожил 84 года.

Легенда гласит, что возле могилы Гиппократа поселились дикие пчёлы. Мёд, который они да­вали, обладал редкими целебными свойствами. Так даже после смерти великий врач продолжал исцелять людей.

АРИСТОТЕЛЬ

Великий энциклопедист древности Аристотель стал одним из основателей биологии как на­уки, впервые обобщив биологические знания, на­копленные до него человечеством.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагире — отсюда и закрепившееся за ним проз­вище Стагирит. Его отец Никомах был придвор­ным врачом, и своё детство Аристотель провёл при дворе царя Македонии Аминты, деда Алек­сандра Македонского.

В отроческие годы Аристотель помогал своему отцу в его медицинской практике. К отцу он относился всегда с большим уважением и впо­следствии назвал своего сына в честь отца — Никомахом.

В 15 лет Аристотель лишился родителей. Че­рез два года юноша отправился учиться в Афи­ны, где поступил в школу (Академию) Платона. Здесь Аристотель пробыл 20 лет, сначала в каче­стве ученика, а затем учителя.

Аристотель сохранил верность своему учи­телю Платону, не расставаясь с ним до самой его смерти. В одном из своих стихотворений Арис­тотель написал о Платоне, что тот первый дока­зал своей жизнью и учением следующую мысль: быть хорошим человеком и быть счастливым — две стороны одного и того же стремления.

Покинув Академию в 347 г. до н. э., Аристо­тель переехал в город Ассос, только что основан­ный в Малой Азии. Основатель и правитель города Гермий был знаком Аристотелю по Ака­демии. Племянница и приёмная дочь Гермия Пифиада стала женой Аристотеля и матерью его дочери. Но их брак не был продолжительным, так как Пифиада умерла молодой. После смерти самого Аристотеля, согласно его завещанию, ос­танки его жены похоронили рядом с ним, что было и её предсмертным желанием.

В 343 г. до н. э. Аристотель получает приглаше­ние македонского царя Филиппа II стать воспита­телем 13-летнего наследника престола Александра.

В том, что такое приглашение было сделано, помимо личного знакомства сыграла свою роль и слава Аристотеля как философа. Так судьба свела двух великих людей, Аристотеля и Алек­сандра Македонского. Про них говорили, что один из них силой оружия сумел покорить пол­мира, другой открыл новый мир для человече­ского духа и науки.

Для занятий с Александром была создана специальная школа. Кроме наследника престола здесь обучали группу юношей из знатных семейств. Аристотель считал, что благородная дружба ме­жду молодыми людьми поможет правильному воспитанию их характера. Александр восхищал­ся Аристотелем. По его собственным словам, он любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живёт, а Аристоте­лю — тем, что живёт достойно.

Аристотель около трёх лет обучал наследника македонского престола этике и политике, ора­торскому искусству, литературе. Плутарх писал: «Александр был посвящён Аристотелем также в тайные, наиболее глубокие отрасли науки, кото­рые назывались у тогдашних учителей эзотери­ческими (т. е. доступными только посвященным) и которых не сообщали обыкновенным ученикам».

Любимым произведением Александра стала «Илиада» Гомера. Аристотель специально для своего воспитанника сделал список (рукописную копию) этого произведения, который постоянно находился у изголовья Александра, рядом с его мечом. Позднее Александр сделал «Илиаду» сво­ей «солдатской Библией», всегда возя её с собой в походах.

По свидетельству историков, царь Филипп, отец Александра, говорил своему сыну: «Поис­тине, не напрасно мы окружили почётом Арис­тотеля, ибо величайшей награды заслуживает человек, передавший тебе такое учение о цар­ских обязанностях и задачах, — всё равно, дос­тиг ли он этого посредством истолкования Гоме­ра или каким-либо иным способом».

Аристотель, преподавая своему царственному ученику и естественную историю (так тогда на­зывали биологию), пробудил у него интерес к ней. Впоследствии Александр повелел тысяче человек, находившихся в разных местах Азии и Греции, выполнять все научные указания Арис­тотеля: отлавливать животных и подробно опи­сывать их образ жизни и поведение.

Интерес Александра к медицине Плутарх так­же приписывал влиянию Аристотеля. Впослед­ствии Александр Македонский часто приходил на помощь своим заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Занятия с Александром закончились, когда юноша увлёкся военным делом и стал принимать

94


участие в походах своего отца. Аристотель воз­вратился в свой родной город Стагир. Этот город, разрушенный Филиппом в войне против Афин, был им же восстановлен в знак благодарности Аристотелю за воспитание Александра. Филипп возвратил туда и бежавших или находившихся в плену граждан этого города.

В 335 г. до н. э. Аристотель снова приехал в Афины и здесь при поддержке своего друга, наместника Александра Македонского в Греции, открыл свою школу — Ликей (в латинском на­писании — «Лицей»). Своё название школа по­лучила потому, что она находилась возле храма Аполлона Ликейского.

На территории школы располагались гимнасий (место для гимнастических упражнений), тенис­тая роща и сад с крытыми галереями для про­гулок. Свои беседы с учениками Аристотель вёл во время неторопливых прогулок. От слова «прогул­ка» (по-древнегречески «перипатос») Ликей и по­лучил второе название — школа перипатетиков.

В Ликее Аристотель преподавал 12 лет. Он прекрасно владел речью и вёл научные диалоги, остроумно вышучивая противников. Правда, он никогда не отличался излишней скромностью в суждениях. Приводят такую его фразу: «По это­му поводу никто не может сказать что-нибудь верное, если не говорит того же, что и я». Ему удалось воспитать плеяду философов, а также учёных, посвятивших себя естествознанию, сре­ди которых следует отметить Теофраста (часто это имя пишут как Феофраст). Последний вошёл в историю науки как «отец ботаники» (в то время как сочинения Аристотеля по ботанике до нас не дошли). После смерти Аристотеля Теофраст 34 года руководил Ликеем.

В 323 г. до н. э. после внезапной смерти Алек­сандра Великого в Греции вспыхнуло антимаке­донское восстание. Аристотелю было предъявле­но стандартное по тем временам обвинение в богохульстве. Поводом для этого послужило сти­хотворение Аристотеля, написанное им много раньше на смерть казнённого персами Гермия, его тестя. В этом стихотворении усмотрели обо­жествление Аристотелем Гермия.

Чтобы избежать участи философа Сократа, учителя Платона, приговорённого к смерти по подобному обвинению, Аристотелю пришлось, не дожидаясь суда, бежать из Афин. Через месяц в возрасте 62 лет он скончался на острове Эвбея от болезни желудка, которой он страдал всю жизнь.

После себя Аристотель оставил около 300 тру­дов. Его идеи и сочинения распространили мно­гочисленные ученики и последователи. До нас дошла лишь небольшая часть работ философа.

Аристотель обладал энциклопедическими зна­ниями в подлинном смысле этого слова. Он за­нимался философией и историей, математикой и физикой, зоологией и ботаникой, медициной и этикой, теорией искусства, литературы и театра, риторикой.



Аристотель.

Самые значительные труды Аристотеля по биологии — «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных тру­дов, оставленных нам древностью, один из вели­чайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания».

В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику живот­ных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоноч­ных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.

Человека Аристотель разместил на почётном месте — во главе животных с кровью. Аристоте­лю принадлежит крылатая фраза о том, что человек — это «общественное животное» (по-древнегречески — «zoon politicon»), наделённое разумом.

В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложня­ющихся форм. Эта книга произвела неизгла­димое впечатление на Чарлза Дарвина. Он пи­сал: «Я редко читал что-нибудь более интересное.

95


Моими богами, хотя очень по-разно­му, были Линней и Кювье, но они просто школьники по сравнению со стариком Аристотелем. Какой это был необыкно­венный человек!»

В работе «Возникновение животных» Аристо­тель, в частности, изо дня в день проследил развитие куриного зародыша. Он обратил вни­мание, что на начальных стадиях развития за­родыши самых разных животных похожи. Арис­тотель предположил, что зародыш живородящих животных в начале своего развития тоже пред­ставляет собой яйцо, хотя и лишённое твёрдой оболочки. Таким образом, Аристотеля можно в какой-то степени считать основателем эмбриоло­гии (науки о зародышевом развитии), предвос­хитившим многие позднейшие биологические идеи.

Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их внешний вид и строение, образ жизни и пове­дение. Он доказал, что акулы и некоторые змеи являются живородящими, а также то, что трут­ни развиваются из неоплодотворённых яиц. Изу­чил третье веко у птиц, рудиментарные глаза у крота, жевательный аппарат морских ежей (ко­торый до сих пор зовётся «аристотелевым фо­нарём»), зимнюю спячку животных, перелёты птиц, миграции рыб и млекопитающих и многое другое.

Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он считал, что жизнь зарож­дается сама собой, причём даже такие сложные существа, как рыбы, могут возникать из морско­го ила.

С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических законов. Он разрабо­тал учение об аналогичных и гомологичных ча­стях тела. «У животных различных родов боль­шая часть органов имеет различную форму. Од­ни сходны по положению и функции, а проис­хождения различного. Другие одной и той же природы, но различны по форме», — утверждал учёный.

Аристотель как бы начерно сформулировал принцип корреляции органов, позже блестяще развитый Жоржем Кювье (см. ст. «Жорж Кю­вье»). Аристотель писал: «Природа не может направить один и тот же материал одновременно в различные места... Расщедрившись в одном направлении, она экономит в других. Изменение в одном органе вызывает перемены в другом».

Это далеко не полный рассказ о вкладе Арис­тотеля в развитие биологии. За свою жизнь он сделал для науки гораздо больше, чем было сделано за целый ряд последующих столетий.

Статью об Аристотеле хочется закончить его собственным высказыванием: «В системе мира нам дан короткий срок пребывания — жизнь. Дар этот высок и прекрасен. Мышление — до­блестнейшее занятие человека, верх блаженства и радость в жизни».


^ КЛАВДИЙ ГАЛЕН



В своих трудах прославленному учёному и врачу Древнего Рима Клавдию Галену удалось заложить теоретические основы ме­дицины и анатомии на пятнадцать столетий вперёд. В средние века его величали не иначе как «божественный».

Клавдий Гален родился около 130 г. н. э. в городе Пергаме. До наших дней от этого города сохранились лишь развалины. Но Пергам вошёл в историю человечества, подарив миру одного из величайших врачей и учёных, а также благодаря изобретённому здесь пергаменту. В этом городе находилась и одна из богатейших библиотек, которая соперничала своей полнотой с Александрий­ской библиотекой.

Отец Клавдия Галена Никон, человек состоятельный, был известным архитектором, хорошо разбирался в математике и философии. Стремясь дать сыну по возможности широкое образо­вание, он сначала занимался с ним сам, а затем пригласил видных пергамских учёных быть его учителями.

Гален готовился стать философом и с усердием изучал фило­софские труды Аристотеля, Теофраста и других греческих и римских мыслителей. Но тут вмешалась случайность. Небла­гоприятно был истолкован один сон Галена — и он стал медиком, хотя всю жизнь продолжал заниматься философией и сохранил к ней интерес. Он говорил, что «хороший врач должен быть фило­софом ».

Когда Галену исполнился 21 год, умер его отец. Получив

  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты