Домой

Зубарева Александра Викторовна Учитель математики моу, гимназии №29 Вологжанина Елена Ивановна Учитель информатики моу, гимназии №29 Бормотова Надежда Владимировна Интегрированный урок




Скачать 297.37 Kb.
НазваниеЗубарева Александра Викторовна Учитель математики моу, гимназии №29 Вологжанина Елена Ивановна Учитель информатики моу, гимназии №29 Бормотова Надежда Владимировна Интегрированный урок
Дата18.01.2013
Размер297.37 Kb.
ТипУрок
Содержание
Ход интегрированного урока
На экране появляется заставка с героями из книги Марка Твена, на которой написано название игры «Путешествие по удивительным ост
Учитель предлагает в маршрутный лист внести список состава команды.
6-й и 7-й пункты выполняете, после прибытия на второй и последующие острова)
Основной этап игры
После проверки выполненных заданий команды приступают к выполнению пятого задания.
Учитель предлагает выполнить участникам путешествия первые четыре пункта из алгоритма действий.
Действия и высказывания Тома Сойера и Гека Финна во время путешествия между островами
Том и Гек с высоты любовались очертаниями этого небольшого северного острова и были уверены, что здесь они уже не встретят ни од
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
Экскурсия в виде презентации.
3. Заключительный этап игры.
1. Диск с презентацией в программе Power Point
...
Полное содержание
Подобные работы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение, гимназия №29 г.Томска

Город Томск

Учитель географии МОУ, гимназии № 29 Зубарева Александра Викторовна

Учитель математики МОУ, гимназии № 29 Вологжанина Елена Ивановна

Учитель информатики МОУ, гимназии № 29 Бормотова Надежда Владимировна

Интегрированный урок-путешествие (география – математика – информатика), 2 урока, 5 класс

«Путешествие по удивительным островам»

Цель: повышение мотивации учащихся к изучению предмета; развитие познавательной деятельности учащихся; создание условий для исследовательской, творческой деятельности.

Образовательно-воспитательные задачи:

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;

- продолжить работу по развитию умения учащихся самостоятельно конструировать свои знания,

анализировать полученную информацию;

- создать условия для совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе обучения, коммуникации;

- использовать элементы здоровьесберегающих технологий через смену деятельности обучающихся.

Оборудование: физическая карта мира, атласы «География материков и океанов», интерактивная доска, презентация «Удивительные острова», заставки на экране с персонажами Тома Сойера и Гека Финна на воздушном шаре, звуковой эффект, компьютеры, маршрутные листы, инструкции последовательности действий, контурные карты, кроссворд «Удивительные острова», сводная ведомость, измерительные инструменты, сигнальные флажки, глобус, наглядность, сертификаты путешественников.

^ Ход интегрированного урока

  1. Подготовительный этап игры

Путешествие на воздушном шаре осуществляется по следующим островам: Врангеля, Виктории, Элсмир, Гренландии, Исландии, Великобритании, Галаппагос, Святой Елены, Мадагаскару, Суматре, Хонсю, Сахалину.

Учащиеся работают в командах (пять команд). У каждого члена команды прикреплён бейджик с эмблемой.

На столе каждой команды следующее оборудование: атласы «География материков и океанов», контурная карта, маршрутный лист, лист с алгоритмом выполнения действий во время путешествия, измерительные инструменты, сигнальный флажок.

^ На экране появляется заставка с героями из книги Марка Твена, на которой написано название игры «Путешествие по удивительным островам».

Учитель географии

Сегодня мы с нашими любимыми героями Марка Твена, Томом Сойером и Геком Финном, совершим путешествие на воздушном шаре по удивительным островам. Для того чтобы не сбиться с намеченного маршрута, мы должны правильно определить географические координаты островов, направления отдельных участков маршрута.

Учитель информатики

Когда человек путешествует, он получает много новой информации.

ИНФОРМАЦИЯ – это знания, полученные нами из окружающего нас мира. Сохранить полученную информацию нам поможет маршрутный лист, в который мы будем заносить название островов, географические координаты, направления, то есть самую важную информацию о маршруте следования. Сегодня в путешествие отправится пять команд. Каждая команда будет путешествовать на своём воздушном шаре, и

поэтому будет самостоятельно заполнять свой маршрутный лист.

^ Учитель предлагает в маршрутный лист внести список состава команды.

На экране появляется заставка с маршрутным листом.

Учитель географии

У каждого члена команды есть свои обязанности, которые необходимо хорошо исполнять. Но в путешествии очень важна поддержка и взаимовыручка. От этого зависит чёткость работы всей команды и общий результат. В конце нашего путешествия мы подведём итоги, проверив правильность выполнения заданий, заполнения маршрутного листа и контурной карты, ответов на вопросы. По результатам игры каждому члену команды будет вручен сертификат путешественника. Перед каждым путешествием проводится инструктаж.

Учитель предлагает познакомиться с алгоритмом выполнения действий команды во время путешествия. На экране слайд с алгоритмом действий и картами (политическая карта мира и контурная карта).

Алгоритм выполнения действий команды во время путешествия:

  1. впишите географические координаты в маршрутный лист;

  2. по заданным географическим координатам определите остров на карте атласа;

  3. найдите место нахождения острова на контурной карте и подпишите его название;

4) после выполнения трёх первых действий поднимите сигнальный флажок;

5) впишите название острова в маршрутный лист (предварительно проверьте правильность написания);

  1. на контурной карте простым карандашом по линейке проложите путь к заданному острову;

7) определите направление отрезка пути и запишите данные в маршрутный лист

(^ 6-й и 7-й пункты выполняете, после прибытия на второй и последующие острова);

8) экскурсия по острову (постарайтесь больше собрать информации, запомнить интересные данные);

При чёткой работе и взаимовыручке всех участников путешествия ждёт успех.

Во время выполнения задания под №5 учитель информатики выводит на экран политическую карту мира, на которой обозначен заданный остров и крупным шрифтом подписано его название.

  1. ^ Основной этап игры





На экране появляется заставка с изображением воздушного шара и сундук, в котором обнаружены разные безделушки. Учитель математики рассказывает присутствующим, как возникла идея совершить путешествие. Во время своего рассказа она достаёт из сундука эти безделушки (бусы, книги, бинокль и др.) и показывает присутствующим.

Учитель математики

Как вы помните, ребята, в книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера» неожиданное богатство Тому и Геку не принесло особой радости. Три недели Гек старался быть благовоспитанным мальчиком и мужественно терпел муки. Вы, может быть, думаете, что Том Сойер успокоился после всех приключений? Как бы не так. Друзей всё время тянуло путешествовать, узнавать для себя что-то новое, неизведанное. И Том и Гек давно лелеяли мечту побывать в тех уголках Земли, которые находятся за пределами Соединённых Штатов. Только как это сделать? В это время в газетах стали много говорить о шаре, что неожиданно появился в трёх милях от их городка. Якобы какой-то отчаянный чудак смог совершить путешествие на нём чуть ли не вокруг земного шара. Тома всё чаще одолевала мысль, что это именно тот шанс, который неожиданно преподнесла им с Геком сама судьба. Днём обследовать шар не получилось бы, так как вокруг него всё время находились любопытные горожане. Том с Геком договорились, что встретятся в полночь. Условлено было, что каждый захватит с собой съестные припасы. Ещё до вечера каждый из них успел с наслаждением распространить среди товарищей весть, что скоро «все услышат кое-что».

И вот настала ночь. Помещение внутри шара было похоже на лодку; оно было велико и просторно, по бокам его были непромокаемые ящики, глобус и сундук, в котором хранились разные вещи. Конечно, в этом сундуке не было ни сокровищ, ни золота, но была вода и много других вещей; был древесный уголь, жаровня для него, были книги, карты и планы; были шубы и одеяла и множество разных безделушек: стеклянные бусы, блестящие медные украшения, что, как подумал Том, ясно доказывало, что путешественник побывал в разных частях Земли. Были также и различные деньги.

- Да, это, наверное, было удивительное путешествие, - подумал Том и решил обязательно повторить этот маршрут.

Давайте, ребята, вместе с Томом и Геком отправимся в путешествие в поисках удивительных островов.

Учитель информатики на экран выводит заставку с изображением Тома Сойера и Гека Финна на воздушном шаре. Их полёт сопровождается звуковым эффектом.

Учитель математики

Том Сойер предложил своему другу Геку Финну начать путешествие с острова, который имеет интересное географическое положение: он расположен сразу в трёх полушариях (северном, восточном и западном), за пределами Северного полярного круга. Остров является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Учитель математики выводит в нижнем углу заставки географические координаты острова 70 с.ш. и 180 в.д. и предлагает выполнить участникам путешествия первые четыре пункта из алгоритма действий.

^ После проверки выполненных заданий команды приступают к выполнению пятого задания.


Во время выполнения задания под №5 учитель информатики выводит на экран политическую карту мира, на которой обозначен заданный остров и крупным шрифтом подписано его название.

Учитель географии проводит экскурсию по острову Врангеля в виде презентации.


Учитель информатики на экран выводит новую заставку с изображением Тома Сойера и Гека Финна на воздушном шаре. Их полёт сопровождается звуковым эффектом.

Учитель математики

Понемногу обживаясь на воздушном шаре, Гек стал просматривать записи в судовом журнале и на одной из страниц рядом с координатами: 70° с.ш. и 110° з.д. несколько раз было записано слово «Виктория» (учитель выводит в нижнем углу заставки географические координаты острова 70° с.ш. и 110° з.д.).

- Том Сойер, нам не мешало бы побывать там и разгадать тайну загадочной победы.

- Вперёд, Гек Финн. Что же нас удерживает? (о. Виктория)

^ Учитель предлагает выполнить участникам путешествия первые четыре пункта из алгоритма действий.

После проверки выполненных заданий, команды приступают к выполнению пятого задания. Во время выполнения задания под №5 учитель информатики выводит на экран политическую карту мира, на которой обозначен заданный остров и крупным шрифтом подписано его название, также изображён в виде линии путь следования.

Том и Гек приземлились на острове, который называется Викторией. Итак, разгадана тайна загадочной победы!

Учитель географии проводит экскурсию по острову Виктория в виде презентации.

Во время дальнейшего следования по островам алгоритм действий всех участников путешествия повторяется.

Учитель информатики выводит на экран разнообразные заставки с изображением Тома Сойера и Гека Финна, включает звуковой эффект, а также на определённом этапе пути выводит на экран политическую карту мира с изображением пройденного маршрута.

Учитель математики объединяет разрозненные участки маршрута в единое целое, комментируя действия и высказывания Тома Сойера и Гека Финна, адаптированные к определённой ситуации.

Учитель географии проводит экскурсию по островам в виде презентации.

^ Действия и высказывания Тома Сойера и Гека Финна во время путешествия между островами:

□ Во время остановки на острове Виктория Тому пришла мысль продвинуться на воздушном шаре ещё севернее, где, по его мнению, были большие сугробы снега и лютые морозы. Его даже не пугала мысль, что лететь им придётся против ветра (о. Элсмир).

^ Том и Гек с высоты любовались очертаниями этого небольшого северного острова и были уверены, что здесь они уже не встретят ни одной живой души (перед посадкой на остров).

^ Экскурсия в виде презентации.

Том и Гек поблагодарили сотрудников национального парка за тёплый приём и отправились в путь (перед отлётом).

□ Том вытащил карту, начертил направление, смерил расстояние и сказал:

- Как видите, лучше всего лететь на восток, это составит всего восемьсот миль, тогда как на запад наш путь будет больше во много раз (о. Гренландия).

С воздушного шара Том и Гек увидели большой остров, покрытый толстым слоем снега и льда, а когда они узнали, что он называется Гренландия - «зелёная земля», были очень удивлены (перед посадкой на остров).

^ Экскурсия в виде презентации.

На Тома и Гека произвёл впечатление сказочный городок в снежном царстве. Они долго бродили по его улицам, обсуждая дальнейший маршрут своего путешествия (перед отлётом).

□ В записках любого путешественника есть один недостаток: в них всегда есть какая-нибудь прореха, если вникать в суть. Том никак не мог сопоставить те бескрайние просторы, что открывались перед ними, с маленьким коричневым пятнышком на карте. Он никак не ожидал увидеть перед собой пространство, покрытое ледниками и вулканическими лавами (о. Исландия).

Наши герои с нетерпением ждали приземления, они хотели быстрее увидеть всё своими глазами (перед посадкой на остров).

^ Экскурсия в виде презентации.

Том и Гек были горды тем, что побывали в самой северной столице мира и обращались к исландцам по имени, не принимая во внимание чины и возраста (перед отлётом).

□… Потом на них напало разочарование, так как поднялся ранний утренний туман. Том взял на себя управление шаром, а Гек пристально всматривался в туман и наблюдал, не грозит ли какая-нибудь опасность. Шар летел плавно, но не очень скоро, а туман всё больше и больше сгущался и наконец сделался таким густым, что казалось, мы были окружены густыми облаками чёрного дыма. Шар опустился на фут ниже, и перед ними открылась панорама острова (о. Великобритания).

Том где – то читал, что из - за частых туманов Британские острова поэтически называют Туманным Альбионом (от лат.albus – «белый»).

^ Экскурсия в виде презентации.

Друзья были довольны, что именно в этом загадочном месте (в Стоунхендже) заканчивается их экскурсия по острову Великобритания.

□ Они продолжали наблюдать в подзорные трубы, как это делал Колумб, открывая Америку. Но ничего не видели, кроме океана. Полдень прошёл, солнце начало садиться, но земли и признака не было. Они недоумевали, в чём дело, но надеялись, что всё обойдётся благополучно, и, продолжая двигаться на юго-запад, поднялись повыше, чтобы не наткнуться в темноте на горы (о-ва Галапагос).

Тома и Гека заинтересовало происхождение названия островов Галапагос.

Экскурсия в виде презентации.

Наши герои с любопытством наблюдали за общением человека с животными, но чувствовали себя не очень комфортно рядом с гигантскими черепахами.

□ Разбирая содержимое сундука, Гек обнаружил гравюру с изображением Наполеона. На обратной стороне были выцарапаны следующие координаты: 15 ю.ш.и 5 з.д.

- Том Сойер, это явно координаты не Франции. При чём же здесь Наполеон?

- Гек Финн, нам надо непременно побывать там (о. Святая Елена).

Во время длительного перелёта на воздушном шаре у Тома и Гека не выходила из головы мысль о Наполеоне Бонапарте.

^ Экскурсия в виде презентации.

С чувством исполненного долга друзья покидали этот маленький островок, затерянный в водах Атлантики.

□ - Я полагаю, что следующие координаты нашего путешествия приведут нас на остров Гаити.

- С чего ты взял? Координаты указывают нам дальнейшее продвижение на восток, а остров Гаити находится совсем в другой стороне.

- Я знаю это по цвету. В нашу подзорную трубу я вижу одну сплошную синеву.

- Так мы летим над водами Атлантики. А что общего имеет этот остров с синим цветом?

- Гаити тоже весь синий.

- Что ты городишь? Где ты это видал?

- Да на карте.

Трудно себе представить, какое при этом Том выразил огорчение и презрение! Он сказал:

- Знаешь, Гек Финн, если бы я был таким дураком, как ты, я бросился бы вниз.Видел на карте! Гек Финн, ты думаешь, что все страны такого же цвета в действительности, как нарисованы на карте? (о. Мадагаскар).

Интуиция подсказывала нашим героям, что знакомство с данным островом принесёт много интересного (перед посадкой на остров).

^ Экскурсия в виде презентации.

□- Надо ещё поискать попутный ветер, и тогда мы легко доберёмся до места.

- Поищем, Том, обязательно поищем. Плохо, если нужно будет подниматься мили на две вверх, - там холодно, как на севере; но я думаю, что мы найдем нужное течение ниже. Самое лучшее, если мы попадём в циклон. Я слышал, что циклоны в этих широтах проходят довольно низко над землёй (о. Суматра).

Том ещё раз проверил координаты острова (0° ш. и 100°в.д.) и вдруг его осенила мысль, что они летят прямо над экватором (перед посадкой на остров).

^ Экскурсия в виде презентации.

Том и Гек в Медане купили новые удочки, так как решили порыбачить прямо с воздушного шара (перед отлётом).

□ Гек долго смотрел в подзорную трубу и сказал, что видит что-то вроде чёрной верёвки на песке, но не может догадаться, что это такое.

- Ну, - сказал он, - я думаю, что, может быть, теперь нам удастся узнать, где мы находимся, потому что, может быть, эти линии не что иное, как один из меридианов, которые рисуют на картах; вот мы спустимся и посмотрим, какой там нумер и…

- Стыдись, Гек, я никогда не видел такой пустомели, как ты. Неужели ты думаешь, что меридиан на земле?

- Том Сойер, но ведь они же есть на карте; ты сам это отлично знаешь; вот здесь 140-й меридиан на карте, взгляни, и ты убедишься (о. Хонсю).

Подлетая к острову, наши герои одновременно увидели на фоне цветущей сакуры возвышающийся конус вулкана.

^ Экскурсия в виде презентации.

Наши герои решили подняться на воздушном шаре с моста, который соединяет острова Хонсю и Авадзи.

□ Шар поднялся до холодного воздуха, до градуса замерзания и остался там на некоторое время. Потом Том с Геком вернулись назад, в умеренную температуру и медленно стали продвигаться вперёд, делая по двадцать или двадцать пять миль в час (о. Сахалин).

Путешествие близилось к завершению, но наши герои продолжали любоваться уже более суровой красотой окружающей природы. Внимательный Том отметил, что остров, на который они приземляются, похож на селёдку.

^ Экскурсия в виде презентации.

Путешествие завершилось, но Том и Гек уже наверняка знали, что впереди их ждёт новое, не менее увлекательное путешествие по удивительным местам, которых на планете так много.

^ 3. Заключительный этап игры.

Команды сдают маршрутные листы на проверку учителю математики, контурные карты остаются на руках у команды и могут использоваться при выполнении заданий заключительной части урока.

Учитель географии

Мы надеемся, что это путешествие обогатило всех новыми знаниями и впечатлениями.

- Ребята, что вам понравилось в нашем путешествии?

- На каких островах вы хотели бы побывать ещё?

- Какие дополнительные сведения вы можете сообщить о посещённых нами островах?

- Какие трудности вы встретили на своём пути?

- Что мы не учли, отправляясь в путешествие?

Учитель информатики

Ребята, сейчас вы продолжите работу за компьютером. Возле компьютера лежит лист с вопросами, на которые вы постарайтесь ответить правильно и быстро. Ответы занесите в таблицу кроссворда, который выведен на монитор. В обсуждении вопросов участвует вся команда.

Кроссворд




ВОПРОСЫ

По горизонтали:

1.Остров огня и льда. (Исландия).

2.Самый большой остров на земле. (Гренландия).

3.На этом острове находится знаменитый вулкан Фудзияма. (Хонсю)

4.Остров ледяных нагромождений и полярных цветов. (Элсмир)

5.Остров, который по середине пересекает экватор. (Суматра)

6.Остров удивительных животных: щетинистых ежей и кольцехвостых лемуров. (Мадагаскар)

7.Остров, названный в честь английской королевы. (Виктория)

8.Остров белых медведей и моржей. (Врангеля)

По вертикали:

1.Знания, полученные из окружающего нас мира.

После выполнения кроссворда команды поднимают сигнальный флажок

Во время выполнения кроссворда учителя проверяют задания на маршрутном листе и контурной карте и данные вносят в сводную ведомость. Затем вносятся баллы за кроссворд и подсчитывается общий балл.

Учитель математики подводит итог и называет результаты.

Учителя информатики и географии помогают осуществлять награждение команд.

Литература

1. Европа (раздел тома «Страны. Народы. Цивилизации»серии «Энциклопедия для детей») / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2000.

2. Марк Твен. Том Сойер - воздухоплаватель. – М.:Бамбук, 2000.

3. Моррис Н. Самые большие острова. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.

Интернет – ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ:

^ 1. Диск с презентацией в программе Power Point (Экскурсии по островам: Врангеля, Виктория, Элсмир, Гренландия, Исландия, Галаппагос, Святая Елена, Мадагаскар, Суматра, Хонсю, Сахалин) и звуковым сопровождением.

^ 2. Папка с образцами по оформлению урока и раздаточного материала (эмблемы, сертификат путешественника, алгоритм выполнения работы, маршрутный лист, контурная карта)

3. Папка с фотографиями с урока и отзывами присутст


^

Интегрированный урок географии, математики и информатики в классах естественнонаучной направленности.


Урок-исследование «Путешествие к профессору Цельсию».


Зубарева Александра Викторовна, учитель географии гимназии №29, г. Томск.

Вологжанина Елена Ивановна, учитель математики гимназии №29, г. Томск.

Бормотова Надежда Владимировна, учитель информатики гимназии №29, г. Томск.


Формы работы, использованные на уроке: групповая.

Цель урока: повышение мотивации школьников к изучению предмета; создание условий для исследовательской, творческой деятельности; ознакомление с современными информационными технологиями; расширение кругозора обучающихся.

Образовательно - воспитательные задачи:

- познакомить обучающихся с биографией профессора Цельсия, его термометрической шкалой и приборами для измерения температуры воздуха, воды и почвы;

- закрепить умения обучающихся вычислять среднюю температуру воздуха в заданных пунктах,

строить графики хода температуры воздуха и проводить их анализ;

- установить закономерность зависимости температуры воздуха от высоты Солнца над

горизонтом;

- показать влияние океанов, циркуляции воздушных масс, высоты над уровнем моря на

температуру воздуха;

- закрепить навыки работы по алгоритму; содействовать рациональной организации труда;

- использовать интерактивные методы обучения для поиска информации;

- развивать основные психические процессы: память, воображение, мышление, внимание,

наблюдательность и сообразительность;

- провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения

практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;

- выработать самооценку в выборе пути и критерии оценки своей работы и работы одноклассника;

- содействовать развитию творческого сотрудничества;

- способствовать повышению интеллектуального уровня обучающихся.

Оборудование: географическая карта мира, географический атлас «Материки и океаны», географический атлас «Начальный курс», интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет, алгоритм выполнения работы, измерительные инструменты, миллиметровка, фломастеры (черный, синий, красный), выставка термометров, памятные сертификаты.


^ Ход урока

Учитель географии

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к профессору А. Цельсию. К нашей встрече мы должны хорошо подготовиться.

Что вы знаете о профессоре А. Цельсии?

Обучающиеся отвечают на вопрос, затем учитель даёт слово ученику, который подготовил сообщение о А.Цельсии.

(На интерактивной доске появляется слайд с портретом А.Цельсия)

Приложение 1.

Андерс Цельсий (Anders Celsius) – шведский астроном, геолог и метеоролог (в те времена геология и метеорология считались частью астрономии) родился в Упсале (Швеция). Окончил Упсальский университет и с 1730 года до конца жизни был профессором этого университета. Цельсий участвовал во французской экспедиции в Лапландию по измерению формы и размеров Земли. Наблюдал Северное сияние и описал более 300 своих и чужих наблюдений. Весьма точно измерил яркость 300 звёзд, используя систему одинаковых стеклянных пластин, поглощавших свет.

Но слава пришла к нему совершенно с другой стороны. Он прославился как создатель новой термометрической шкалы. В 1742 году Цельсий опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда – за 100°. Позже шведский биолог К.Линней «перевернул» эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя её шкалой Цельсия. Поэтому данные температуры мы записываем в следующем виде: +25°С или - 25°С.


Учитель географии

Как вы уже поняли, сегодня на уроке мы будем говорить с вами о температуре воздуха и обо всём, что с нею связано. Температура воздуха измеряется термометром. Это привычный для всех прибор, и мы задумываемся о том, когда он появился.

Кто же изобрёл первый термометр?

Первый термометр (термоскоп), совершенно непохожий на современный, был изобретен в самом конце XVI века. Его автор - итальянский ученый Галилео Галилей.

(На интерактивной доске появляется слайд с термометром Г.Галлилео).

Приложение 1.

Термометр Галилея представляет собой стеклянный цилиндр, наполненный водой, в котором плавают наполненные цветной жидкостью шарики. По мере подъема температуры жидкость в цилиндре расширяется, и шарик начинает тонуть. По мере уменьшения температуры жидкость в цилиндре сокращается, и шарик начинает подниматься. Погрешность данного прибора составляет до 4°.

Слово «термометр» ввёл голландский учёный Дреббель в 1636 году.

Термометр (от греческого therme –тепло и metreo – измеряю)- прибор для измерения температуры воздуха, почвы и воды.


Учитель географии

Кто изобрёл первый спиртовой и ртутный термометры?

Первый жидкостный термометр изобрёл немецкий физик ^ Даниэль Габриэль Фаренгейт(1686-1736) в 1709 и 1714 гг. соответственно. Им была создана температурная шкала (32° - температура замерзания и 212° - температура кипения).

(На интерактивной доске появляется слайд со школой Цельсия и Фаренгейта).

Приложение 1.

Давайте вспомним, как градусы Цельсия можно перевести в градусы Фаренгейта?

Существует формула для перевода градусов Цельсия в градусы Фаренгейта, но можно использовать и следующее правило:

^ Итак, чтобы перевести градусы Цельсия в градусы Фаренгейта нужно удвоить значение температуры и прибавить 30°.

В настоящее время существует большое разнообразие термометров. Есть термометры жидкостные, механические, автоматические. Их используют для измерения температуры воздуха, почвы, воды, тела человека и животных.

Учитель обращает внимание обучающихся на выставку термометров.

(На интерактивной доске появляется слайд «Виды термометров»).

Приложение 1.

На метеостанциях для определения температуры воздуха используют термограф.

Термограф (от греческого therme –тепло и grapho – пишу) – прибор-самописец, непрерывно регистрирующий температуру воздуха и записывающий её ход в виде кривой. (На интерактивной доске слайд с изображением термографа). Приложение1.


Учитель математики

Ребята, свою работу мы продолжим в командах (класс разбит на 5 команд). Каждая команда выполняет индивидуальное задание. Сейчас нам с вами предстоит осуществить своё небольшое исследование в области температур. Учитывая, что мы с вами живём в век стремительно развивающихся компьютерных технологий, в исследовательской работе мы будем применять компьютеры и интерактивную доску. Помните, что при работе в команде важно уметь слышать друг друга и работать слаженно, при этом четко распределив обязанности между собой. Свою работу вы можете выполнять последовательно, переходя от раздела к разделу, а можете распределить задания внутри своей команды.


Учитель информатики знакомит группы школьников с алгоритмом выполнения работ с использованием компьютера. Каждой группе вручается лист-задание с алгоритмом работы. Приложение 2.

Мыс Челюскин (полуостров Таймыр)

команда №1

Томск

команда №2

Москва

команда №3

Аден (полуостров Аравийский)

команда №4

Икитос (Южная Америка)

команда №5


^ Обучающиеся выполняют задания по предложенному алгоритму, определяют по карте географические координаты исследуемого пункта.


(Икитос - 4° ю.ш. и 74° з.д.; Аден - 13 ° с.ш. и 45° в.д.; Томск - 56° с.ш. и 85° в.д.;

Москва - 56° с.ш. и 37 ° в.д.; мыс Челюскин - 77° с.ш. и 107° в.д.).


На интерактивной доске выведена таблица 1, которую заполняют по мере выполнения заданий.

^ Учителя математики, географии и информатики проверяют правильность выполнения работ, консультируют обучающихся.


Название пункта

Температура по месяцам, ° С

Среднегодовая

t

воздуха

Годовая амплитуда

t

воздуха

1

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII







Мыс Челюскин

(П-в Таймыр)


-30,2


-27,8


-27,1


-20,8


-10



-1,2


2,1


1,3


-1,7


-9,9


-21,1


-25,8

-14,35

32,3

Томск

-19,2

-16,7

-10,1

-0,1

8,5

15,3

18,1

15,2

9,2

0,9

-10,8

-17,5

-0,6

37,3

Москва

-9,9

-9,6

-5,2

4,2

11,8

16,1

18,2

15,7

11,2

3,8

-2

-8,1

3,85

28,1


Аден

(п-ов Аравийский)

24,2

24,7

26,1

27,2

28,9

31,2

31,3

29,3

28,7

28,2

26,1

24,1

27,5

7,2


Икитос (Ю.Америка)

25,7

28,2

27,1

24,8

25,1

24,2

23,7

26,2

26,8

26,1

25,7

24,2

25,65

4,5
^ Таблица 1. Среднемесячные температуры воздуха в пунктах, расположенных на разных широтах


Учитель математики
подводит итог результатов работы команд (правильность определения средней температуры воздуха и годовой амплитуды колебания температуры воздуха в заданном пункте, график годового хода температуры воздуха).

Ребята, давайте проанализируем зависимость годового хода температуры воздуха от величины годовой амплитуды температуры воздуха в заданных пунктах.

(Графики годового хода колебаний температуры воздуха всех пунктов, выполненные на миллиметровке, вывешиваются на доске)


Учитель географии проводит устный опрос.

В каком пункте самая маленькая годовая амплитуда колебаний температуры воздуха?

(в Икитосе).

(Все названные пункты находим на географической карте).

В каком пункте самая большая годовая амплитуда колебаний температуры воздуха?

(в Томске).

Какую закономерность изменения среднегодовой температуры воздуха мы наблюдаем при движении с севера на юг?

(Среднегодовая температура воздуха повышается при движении с севера на юг).

Как можно объяснить эту закономерность?

(Чем ближе к экватору, тем выше положение Солнца, а значит, больше солнечных лучей поступает на поверхность Земли).

(На интерактивной доске появляется слайд с положением Солнца на разной высоте).

Приложение 3.

Томск и Москва находятся примерно на одной широте. Почему средние годовые температуры воздуха в этих городах все же отличаются?

Что ещё кроме географической широты влияет на температуру воздуха?

(Влияние океанов и морей. Моря и океаны зимой не дают сильно охлаждаться, а летом сильно прогреваться прилегающей суше. Поэтому зима в Москве более тёплая, а лето более прохладное по сравнению с Томском. Амплитуда колебаний температуры воздуха в Москве тоже меньше. Температура воздуха зависит от высоты местности над уровнем моря, от преобладающих ветров).

Анализируя таблицу можно сделать вывод, что в районе экватора и тропиков жарко в течение всего года, а на Таймыре девять месяцев длится зима. И только в умеренных широтах, где мы с вами живём, хорошо выражены четыре времени года.

(^ На интерактивной доске появляется слайд «Времена года»).

Приложение 4.


Учитель информатики

Вы определяли среднюю температуру года, строили график хода температуры за год.

Используя Интернет - ресурсы, вы можете найти данные температуры воздуха, графики хода температуры за определённый период.


^ Посмотрите погоду в Томске на сайте (нажмите клавишу Ctrl и щелкните двойным щелчком по ссылке http://pogodavtomske.ru/


Учитель географии вместе с ребятами анализирует особенности графика хода температуры воздуха в городе Томске.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомились со шкалой Цельсия и приборами для измерения температуры воздуха, установили закономерности изменения температуры воздуха от географической широты и других климатообразующих факторов, закрепили умения вычислять среднюю температуру воздуха, строить графики хода температуры и анализировать их. Как вы заметили, это очень трудоёмкая работа, а на метеорологических станциях она проводится систематически.

Как вы считаете, для чего необходимо вести систематическое наблюдение за погодой и, в первую очередь, за температурой воздуха?

(Использовать данные для работников сельского хозяйства, строителей, лётчиков, водителей автомобилей, моряков, геологов. Предсказывать изменения климата).

Какова средняя температура воздуха на нашей планете? (+14°С).

Что происходит с температурой воздуха на планете?

(Систематическое наблюдение за климатом осуществляется последние 150 лет. За сто минувших лет температура воздуха в Северном полушарии повысилась на 0,6 градуса Цельсия. Резкое потепление отмечается с 1976 года. К 2100 году из-за потепления климата средняя температура на планете может вырасти на 1,4 — 5,8 градусов)

Почему человечество беспокоит глобальное потепление климата?

(Таяние ледников, поднятие уровня воды (на 12-20 см), охлаждение тёплых течений, понижение температуры в Европе и т.д.).

(На интерактивной доске появляется слайд таяния ледников на Килиманджаро).

Приложение 5.


Может ли человечество как-то замедлить повышение температуры воздуха?


Учитель математики

В заключение урока мы проведём викторину. Будут предложены в занимательной форме вопросы, касающиеся температуры.

(Викторина составлена в виде презентации, красочно оформлена. Вопросы оцениваются от одного до трёх баллов в зависимости от сложности. За правильный ответ вручается жетон с количеством заработанных баллов).

Приложение 6.

Викторина.

1.В книге Ж.Верна доктор Клоубонни, спутник капитана Гаттераса, сообщает: «Нам пришлось испытать самые большие морозы, когда-либо наблюдавшиеся на земле... -58° С». Справедливо ли в наши дни это утверждение почтенного доктора? - 1б.

2. Какая самая низкая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (-89,2° С) – 1б.

3. В каком районе была зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле? (в Антарктиде на станции «Восток)- 1б.

4 . Где на нашей планете наблюдается самое большое количество солнечных дней в году?

(в пустыне Сахара)- 3б.

5. Какая самая высокая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? (+ 58° С) -1б.

6. В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха на Земле? (в Северной Африке, в районе города Триполи) - .

7. Какая самая низкая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (- 71° С) – .

8. Где находится «полюс холода» северного полушария? (в Северо-Восточной Сибири, в Оймяконе) – 2б.

9. Какая самая высокая температура воздуха была зафиксирована на территории России? (+40° С)- .

10. В каком районе была зарегистрирована самая высокая температура воздуха в России?

(^ В Астраханской и Волгоградской областях)-3б. При использовании дополнительной информации – 2б.

Дополнительная информация.

Географические координаты района: 49° с.ш. и 45 в.д. – 2б.

11. Где была зарегистрирована самая большая амплитуда колебания температуры воздуха на Земле? (^ 107° в Якутии, от -70° С зимой до + 37° С летом) – 2 б.

12. Максимальная средняя годовая температура воздуха (+ 34,4°С) зарегистрирована в 1960 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 13°с.ш. и 41°в.д. (Атлас материков и океанов, стр.20). Определите район. (Впадина Данакиль на северо-востоке Эфиопии)- 2б.

13. Минимальная средняя годовая температура воздуха (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 году в районе, имеющем следующие географические координаты: 82° ю.ш. и 57° в.д. (Атлас материков и океанов, стр. 28). Определите район (Полюс Недоступности в Антарктиде)-2б.

14. Почему продукты портятся быстрее в тёплую погоду? (Порча продуктов связана с активизацией жизнедеятельности бактерий, сопровождающейся химической реакцией окисления. Известно, что скорость большинства химических реакций и биологических процессов приблизительно удваивается при повышении температуры на 10° С) – 2б.

15. При какой температуре воздуха, по мнению учёных, создаются самые комфортные условия для человека? (+ 20С) - 1б.

16. Какие пределы диапазона значений температуры воздуха составляют зону комфорта?

(Средние значения зоны комфорта 21-24° С. Следует иметь в виду, что значения температуры для зоны комфорта могут изменяться в зависимости от влажности воздуха и скорости ветра). -2б.

17. При каких температурах, по вашему мнению, наступают нижний и верхний пределы критической температуры воздуха? Уточните, при каких температурах возникает ощущение дискомфорта, которое сигнализирует о необходимости тем или иным способом восстановить нарушенное равновесие. (Нижний предел - 18° С , верхний - 27° С)- 2б.

18. Что такое эффективная температура воздуха?

(Это один из биометеорологических индексов, характеризующий эффект воздействия на человека комплекса метеорологических величин (температура, влажность, ветер. Эффективная температура – это то значение температуры, которое должен иметь сухой воздух при штиле) – 3б.

(На интерактивной доске появляется слайд с таблицей температурных показателей).

Значения температуры воздуха при штиле и адекватные им по величине охлаждения значения температуры воздуха при различной скорости ветра

^ Скорость ветра (м/с)


Температура воздуха (° С)

Штиль

1

-3

-9

-15

-20

-26

-31

2-4

-1

-6

-12

-17

-23

-28

-34

6-7

-9

-17

-23

-31

-40

-45

-53

10-11

-17

-20

-28

-37

-45

-53

-62

15-16

-20

-23

-34

-40

-51

-59

-67


19. При какой температуре воздуха шестые классы могут не посещать школу? (32 оС) - 1б.

20. Какую максимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек? (В течение очень короткого времени человек может находиться в сухом воздухе при очень высокой температуре. Предельная температура, которую может перенести человек, составляет 160° С. Это было доказано английскими физиками Бланденом и Чентри путём эксперимента) – 3б.

21. Какую минимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек?

(Минимальная температура, при которой люди кратковременно бывали на воздухе, составляет -89° С) - 3б.

(Подводится итог викторины).

Учитель математики подводит итог урока.

В повседневной жизни мы каждый день соприкасаемся с показателями температуры воздуха, которые в той или иной степени воздействуют на наш с вами организм. Эффект воздействия на человека температуры воздуха при штиле и ветре неодинаков. Знание эффекта этого воздействия поможет вам сберечь свое здоровье. В заключение урока каждому участнику мы вручаем памятный сертификат со значениями температуры воздуха при штиле и адекватными им по величине охлаждения значениями температуры воздуха при различной скорости ветра. Приложение 7.


Список используемой литературы:

1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986.

2. Атлас по географии. География материков и океанов, 7 класс. / Под ред. Т.П.Филатовой. – Омск: ФГУП Омская картографическая фабрика, 2006.

3.Евсеева Н.С., Окишева Л.П. География Томской области. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – Томск: НТЛ, 2002.

4. Студенцев Н.Н, Файбусович Э.Л. и др. Занимательная география. Географические задачи и вопросы. – Саратов: Саратовский университет, 1973.

Интернет - ресурсы:

http:// festival. 1 september. ru. Константинова Т.В. Температура воздуха. Методическое пособие для учителя.; http: // ru. wikipedia. org/ wiki/; http: // krogosvet. Ru; http:// www. peoples.ru; http:// forum. shadrnsk. Net; http:// mihotest narod. Ru; http:// fiz. 1 sebtember. Ru; http:// ki

Скачать 297.37 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты