Домой

Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «Из истории военного искусства»




Скачать 188.87 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «Из истории военного искусства»
Дата17.01.2013
Размер188.87 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Методика преподавания курса
Количество часов - 34.
Раздел 1. Военное искусство древнего мира. (3 часа).
Раздел 2. Военное искусство в средние века и новое время /до к. XVIII в./.
Тема 2. Военное искусство стран Западной Европы в XV-XVI веках.
Тема 3. Военное искусство стран Западной Европы в XVII веке
Тема 4. Русское искусство в период существования централизованного государства.
Тема 5. Военное искусство России в петровскую эпоху.
Тема 6. Развитие военного искусства России, стран Западной Европы и Турции в середине и второй половине XVIII века.
Тема 1. Революционные войны Франции в период буржуазной революции конца XVIII века и войны наполеоновской империи.
Тема 2. Отечественная война 1812 года.
Раздел 4. Военное искусство в новое время /ХХ век/ (12 часов).
Тема 2. Первая мировая война /1914-1918 гг./
Сухопутные войска
Раздел 1. Военное искусство древнего мира.
Разделы 2 – 4 /Военное искусство в средние века и новое время/.
Подобные работы:

Приложение 3. Программа элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения «Из истории военного искусства». Автор-составитель О.В. Савинова, ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, к.п.н.

Пояснительная записка

Цели и задачи элективного курса:

  • удовлетворение повышенного интереса учащихся этого возраста к истории военного искусства;

  • формирование положительной мотивации школьников в ориентации на гуманитарный профиль, а также оборонно-технический профиль;

  • выявление степени готовности осваивать историю на повышенном уровне в профильных классах;

  • развитие патриотизма, подготовка к выполнению священного долга гражданина России – защите Отечества;

  • подготовка к экзамену.

Предполагаемый результат изучения курса.

В области предметной компетенции.

В итоге изучения предлагаемого курса учащиеся могут и должны:

  • понимать смысл и содержание основных военных терминов;

  • характеризовать вклад разных исторических эпох, стран и народов в развитие военного искусства;

  • уметь определять характер войн и явные и скрытые интересы воюющих сторон;

  • знать основные факты и события из истории военного искусства, крупнейших полководцев и флотоводцев, выдающихся героев;

  • иметь представление о развитии способов и форм ведения военных действий, боевой техники и оружия;

  • характеризовать вклад разных исторических эпох, стран и народов в развитие военного искусства.

В области коммуникативной компетенции.

Формируется умение учащихся воспринимать и характеризовать различные подходы к событиям военной истории, позиции участников военно-исторических процессов, аргументировать собственную точку зрения.

В области социальной компетенции.

Через включение в коллективную проектную деятельность учащиеся развивают способность участвовать в совместном принятии решений и социальном проектировании.

^ Методика преподавания курса определяются его целями и предполагаемыми результатами обучения. Возможно проведение виртуальных лекций и мини-лекций, семинаров, дискуссий, экскурсий; работы с историческими и литературными источниками, проектная, исследовательская, игровая деятельность и др.

Данная программа может быть использована как для проведения предпрофильного элективного курса /9класс/, так и профильного /10-11 классы/. Номенклатура знаний, предназначенная для подробного изучения на старшей ступени общего среднего образования выделена нежирным курсивом. Данный элективный курс предпрофильной подготовки носит прогностический /пропедевтический/ характер по отношению к профильному курсу по такой же тематике, но с пролангированными хронологическими рамками / весь ХХ век включительно/.

^ Количество часов - 34.

Содержание программы

Введение. (2 часа).

Военное искусство и его составные части: стратегия, оперативное искусство, тактика. История военного искусства – составная часть военной науки. Периодизация истории военного искусства. Характеристики источников и литературы по элективному курсу.

Военные термины и понятия. Виды вооруженных сил. Роды войск видов вооруженных сил. Организационная структура вооруженных сил: объединения, соединения, части, подразделения. Сухопутные и морские коммуникации. Основные строи и боевые порядки сухопутных войск, авиации и военно-морского флота; управление войсками. Военные понятия и термины: военная кампания, операция, битва /побоище/, сражение, бой.

^ Раздел 1. Военное искусство древнего мира. (3 часа).

Характеристика вооруженных сил государств древнего мира. Комплектование, вооружение, организация, обучение и воспитание войск. Основные стратегические принципы и тактические приемы, применявшиеся в войнах рабовладельческих государств. Выдающиеся сражения. Марафонская битва / 490 г. до н.э./, Саламинский бой /480 г. до н.э./, сражение при Левктрах /371 г. до н.э./, бой у мыса Экном /256 г. до н.э./, сражение при Каннах /216 г. до н.э./, сражение при Фарсале /48 г. до н.э./. Характерные черты военного искусства древнего мира.

^ Раздел 2. Военное искусство в средние века и новое время /до к. XVIII в./.

(7 часов).

Тема 1. Военное искусство феодального общества до образования феодально-абсолютистских государств и постоянных армий. Способы ведения войны и боя на примере походов Святослава. Сражение при Доростоле /971 г./. Организация феодально-рыцарского войска и вооружение рыцарей. Способы ведения войны и боя рыцарским войском. Военное искусство периода феодальной раздробленности на Руси. Ледовое побоище /1242 г./, Куликовская битва /1380 г./. Появление пороха и огнестрельного оружия. (1 час).

^ Тема 2. Военное искусство стран Западной Европы в XV-XVI веках.

Возникновение наемных армий и их социальная база. Организация и вооружение наемных армий. Усиление роли пехоты. Рост военной техники. Дальнейшее совершенствование артиллерии и ручного огнестрельного оружия. Влияние изменения военной техники на фортификацию. Изменения в военном искусстве в связи с появлением наемных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. Тактика пехоты и особенности применения огнестрельного оружия в сражениях при Павии / 1525 г./ и Черезоли /1544 г./.(1 час).

^ Тема 3. Военное искусство стран Западной Европы в XVII веке. Нидерландская революция и ее влияние на развитие военного искусства. Армия Нидерландов. Сражение при Ньюпорте /1600/. Шведская армия. Сражение при Брайтенфельде /1631 г./. (1 час).

^ Тема 4. Русское искусство в период существования централизованного государства. Поместное / дворянское/ и постоянное стрелецкое войско: организация и управление. Совершенствование артиллерии и русского огнестрельного оружия. Развитие русского военного искусства в царствование Ивана Грозного. Переход к линейной тактике /сражение под Добрыничами – 1605 г./. Военное искусство народного ополчения в борьбе против польско-шведской интервенции. Минин и Пожарский. Военное искусство казаков в войне против Речи Посполитой /1648-1654 гг./.(1 час).

^ Тема 5. Военное искусство России в петровскую эпоху. Военные реформы в русском государстве. Создание военно-технической базы, регулярной армии и военно-морского флота. Организационная структура, система обучения и воспитания русской регулярной армии. Стратегическое и тактическое искусство русской армии в Северной войне /1700-1721 гг/. Крупнейшие сражения Северной войны. Петр 1 как полководец. (1 час).

^ Тема 6. Развитие военного искусства России, стран Западной Европы и Турции в середине и второй половине XVIII века.

Прусская военная система. Военное искусство России и стран Западной Европы в Семилетней войне /1756-1763 гг./. Состояние вооруженных сил России, стран Западной Европы и Турции во второй половине XVIII века. Русское военное искусство в Русско-турецких войнах /1768-1774; 1787 – 1791 гг./. Основные сражения войн и их историческое значение. Великие полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и их вклад в развитие военного искусства. «Наука побеждать – выдающееся произведение военно-теоретической науки того времени. Итальянский поход Суворова. Французская армия. Русские способы ведения войны и кордонная австрийская стратегия. Бой при Адде /1799/, сражение при Треббии /1799/ как пример встречного сражения. Сражение у Нови /1799/ как пример завязки сражения мощной группировкой войск с последующим вводом ударных сил на решающем направлении. Швейцарский поход Суворова как классический образец ведения активных боевых действий в условиях высокогорных театров войны. (2 часа).

Раздел 3. Военное искусство в новой время /XIX век/ (12часов).

^ Тема 1. Революционные войны Франции в период буржуазной революции конца XVIII века и войны наполеоновской империи. Великая французская буржуазная революция и начало революционных войн Франции. Высокий моральный дух воинов. Применение новой «ударной» тактики: сочетание штыкового удара и огня, колонн и рассыпного строя/. Принятие якобинским правительством закона о всеобщей воинской повинности /23 августа 1793 года/. Принципы формирования массовой армии; обучение войск, их вооружение, повышение роли артиллерии. Дальнейшее укрепление французской армии при Наполеоне. Организационная структура армии, система комплектования. Превосходство тактики наполеоновской армии над линейной тактикой феодальных государств. Основные стратегические принципы Наполеона: создание превосходства сил на решающем направлении, разгром основных сил противника в генеральном сражении. Наиболее яркие примеры применения Наполеоном новых стратегических принципов и тактических приемов: сражение при Ульме /1805/, под Аустерлицем /1805/, Иеной /1806/ и Ауэрштадтом /1806/. Захватнический характер войн наполеоновской империи. Первые неудачи «непобедимой» наполеоновской армии /сражение при Прейсиш -Эйлау – 1807 г./. (2 часа)

^ Тема 2. Отечественная война 1812 года. Характеристика русской и французской армий на разных этапах войны. Планы сторон в начале войны и их реализация. Основные сражения. Русские и французские полководцы и военачальники. Значение партизанских действий в разгроме наполеоновской армии. Отражение событий отечественной войны 1812 года в художественной литературе.(2 часа).

Тема 3. Военное искусство в середине и второй половины XVIII века. Крымская война 1853-1856 годов. Характеристика армий и флотов стран, участвовавших в войне /организация, численность, боевая выучка, вооружение, основные стратегические принципы и тактические приемы/. Ход военных действий. Полководцы и флотоводцы /В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин/. Развитие фортификации /Э И Тотлебен/. Применение минного оружия русскими моряками /изобретение Б.С. Якоби/. Развитие военной медицины /Н.И. Пирогов/. Освободительные походы Гарибальди в годы борьбы за объединение Италии. Создание Гарибальди добровольных повстанческих отрядов и их вооружение. Освободительные походы гарибальдийских отрядов на Венецию /1860/, о. Сицилию /1860/ Рим /1862 и 1867/. Беззаветный героизм гарибальдийцев. Гарибальди – мастер тактики стремительных маршей и внезапных ударов по врагу. Использование гарибальдийских традиций борцами-антифашистами в гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. /батальон «Джузеппе Гарибальди»/ и в Италии в годы второй мировой войны / «Гарибальдийские отряды» партизан/. Гражданская война в США 1861-1863 годов. Характер войны. Ход военных действий. Особенности армий Севера и Юга. Полководцы. Использование северянами опыта европейских революционных войн. Победы военно-морского флота северян. Бой броненосцев «Монитор» /северяне/ и «Морримак» /южане/ на Хемптонском рейде /9 марта 1862 г./ – первый бой броненосных кораблей в истории, приведший в дальнейшем к соревнованию «брони» и артиллерии. Поддержка Россией северян в войне с южанами. Прибытие в 1863 г. в Нью-Йорк эскадры С.С. Лесовского, а в Сан-Франциско эскадры А.А. Попова. Итоги войны. Франко-прусская война и Парижская Коммуна. Краткая характеристика состояния вооруженных сил западноевропейских стран к началу 70-х годов XIX века. Причины, характер, ход и итоги франко-прусской войны. Боевые действия защитников Коммуны против версальских войск и прусских оккупантов. Характерные черты стратегии и тактики, появившиеся в ходе героической обороны Парижской Коммуны. Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Военные реформы 60-70-х годов XIX в. в России и их влияние на развитие вооруженных сил страны. Причины, характер, ход, итоги войны. Первое в истории флота применение самодвижущейся мины /торпеды/ (русскими против турецких кораблей) Русская армия – освободительница Болгарии от турецкого ига. Роль болгарских войсковых формирований в войне. Памятники русской воинской доблести и славы в Болгарии. Дальнейшее развитие в ходе русско-турецкой войны новых тактических приемов ведения боя /стрелковые цепи/, наиболее соответствующих уровню новой военной техники /дальнобойные нарезные ружья и стальная нарезная артиллерия, заряжавшаяся с казенной части/. (8 часов).

^ Раздел 4. Военное искусство в новое время /ХХ век/ (12 часов).

Тема 1. Первые империалистические войны. Русско-японская война. Особенности империалистических войн. Испано-американская /1898 г./, англо-бурская /1899 – 1902 гг./войны. Русско-японская война. Русская и японская армия и флоты накануне войны, их организация, вооружение, численность, обучение. Русские и японские военачальники. Ход войны, основные сражения, итоги, причины поражения России. Героические сражения русско-японской войны: подвиг «Варяга», оборона Порт-Артура. Влияние русско-японской войны на развитие военной науки и военного искусства. Повышение роли экономического и морального факторов. Рост численности армий, вооруженных большим количеством скорострельного оружия /орудий, пулеметов, магазинных винтовок/. Применение в армии телефона, телеграфа, радио, изобретенного А.С. Поповым. Большой размах боевых действий, зарождение элементов армейских и фронтовых операций, дальнейшее возрастание роли огня, маневров и удара. Характерные особенности боевой деятельности на море /увеличение боевой напряженности, возрастание роли взаимодействия флота и армии при обороне баз и побережья, взаимодействия разнородных сил флота, повышение роли легких сил флота, миноносцев, минного и торпедного оружия/. (3 часа).

^ Тема 2. Первая мировая война /1914-1918 гг./

Причины и характер войны. Характеристика вооруженных сил накануне войны /организация, численность, обучение, вооружение, стратегические принципы и тактические приемы/. Планы сторон, отрыв их от экономических и моральных возможностей как своих стран, так и стран противника. План Шлиффена и Мольтке-младшего как выражение порочности немецкой военной идеологии и авантюризма немецкой военной стратегии. Пассивно-выжидательный характер французского плана войны. План Англии – война на море. Несогласованность действия английской экспедиционной армии в Европе с действиями бельгийской и французской армий. Русский план и влияние на него франко-русской конвенции и зависимости России от иностранного капитала. Австро-венгерский план и его слабые стороны. Мобилизация, сосредоточение и развертывание вооруженных сил сторон. Начало войны.

Военные действия в маневренный период войны /1914-1915 гг./ на Западном и Восточном фронтах. Военные действия России на Кавказском фронте. Итоги компаний 1914 и 1915 гг.

Военные действия в позиционный период /1916-1917 гг./ на Западном и Восточном фронтах. Октябрьская революция 1917 г. в России, принятие «Декрета о земле» и выход России из войны. Вступление США в войну.

Военные действия на море. Действия русского Балтийского флота на морских сообщениях Германии. Действия Черноморского флота на морских сообщениях Турции, блокада Босфора и военных турецких портов; постановка минных заграждений подводными заградителями. Ютландское сражение мужду английскими и германскими флотами /1916/. Объявление Германией «неограниченной» подводной войны на морских сообщениях /1 февраля 1917 года/.

Основные черты военного искусства армий и флотов в позиционный период войны. Массирование огневых средств /пулеметов, минометов, артиллерии/ в обороне и наступлении, первое применение танков англичанами в сражении на Сомме /причины их появления/, применение группового боевого порядка в наступательном бою /сражение у Камбре/; широкое применение подводных лодок в борьбе на морских сообщениях. Массовое применение минного оружия в оборонительных и активных минных заграждениях; окончательное развенчание идеи генерального сражния флотов в новых условиях /Ютландское сражение/.

Военные действия в завершающий период войны /1918 г./

Стратегические планы сторон. Ход военных действий. Брестский мир – юридическое закрепление выхода России из войны. Поражение Германии и ее союзников. Капитуляция Германии /11 ноября 1918 г./.

Развитие военного искусства в первой мировой войне. Развитие вооруженных сил. Изменение в вооружении и организации пехоты. Рост технического оснащения армий. Появление противотанковой и зенитной артиллерии. Роль кавалерии в войне. Появление новых средств борьбы /танк, отравляющие вещества/, новых родов войск и их влияние на развитие военного искусства. Зарождение бронетанковых войск. Появление противотанковой обороны. Количественное и качественное развитие авиации. Появление средств ПВО. Появление химических средств борьбы и развитие противохимической защиты. Роль и место инженерных войск в бою. Дальнейшее развитие средств связи. Возникновение автомобильной службы. Влияние экономики на ход и исход борьбы. Возрастание значения стратегических резервов. Увеличение размаха вооруженной борьбы. Участие в войне многомиллионных армий. Возрастающая роль обороны. Появление сплошной траншейной обороны. Развитие тактики общевойскового боя на основе взаимодействия пехоты, танков и авиации. Рассредоточение боевых порядков на поле боя. Стрелковые цепи и волны. Возникновение группового боевого порядка. Совершенствование способов управления в бою. Широкое использование в войне на море разнородных сил флота – линкоров, тяжелых и легких крейсеров, авианосных кораблей и транспортов, быстроходных эскадренных миноносцев, подводных лодок, охотников за подводными лодками, надводных и подводных минных заградителей, тральщиков, сторожевых кораблей, торпедных катеров; появление и успешные действия морской авиации. Широкое применение минного и торпедного оружия, глубинных бомб, гидроакустических приборов, средств радиосвязи. Зарождение и развитие морской операции. Дальнейшее развитие десантных и блокадных действий, дозорной службы, береговой обороны.** (9 часов) ***
Примечания:

* 1/ В разработке содержательной части программы существенную помощь оказала программа факультативного курса «Из истории отечественного и зарубежного искусства» / Программы факультативных курсов для средней школы. Просвещение. 1972/. 2/Более подробно представлены знания, не входящие в программу систематического курса истории.

** То, что выделено нежирным курсивом в рамках элективного курса предпрофильной подготовки может быть изучено не так подробно.

*** Не предполагается дополнительного резерва времени для устранения возможных сбоев в изучении знаний, этот резерв заложен внутри тем /в часы, выделенные на изучение темы/.

Литература.

  • Брагин М.Г. Кутузов. М., 1970.

  • Бодер Д.И. Все войны России. Граматей. 2001.

  • Военно-энциклопедический словарь.ТТ. 1-2. 2003.

  • Голубов С.Н. Багратион. Любое издание.

  • Дельброк Г. История военного искусства. Античный мир. Германцы. Смоленск. «Русич». 2003.

  • История войн и военного искусства. М., Воениздат. 1970.

  • Тарле Е.В. Наполеон. Любое издание.

  • Тарле Е.В. Бородино. Любое издание.

  • Тарле Е.В. Нахимов. Любое издание.

Методические рекомендации

1. Введение. Военные термины и понятия.

Задание 1. Виды вооруженных сил и роды войск вооруженных сил. Работа в парах /в группах, если элективный курс изучает более 10 человек/.

Вариант 1.

Заполните вторую графу таблицы

Виды вооруженных сил

Рода войск вооруженных сил

Ракетные войска стратегического назначения




Сухопутные войска




Военно-воздушные силы




Войска противовоздушной /противоракетной/ обороны




Военно-морской флот




Данное задание выполняется самостоятельно, с использованием необходимых источников

Вариант 2. /Предлагаем уже заполненный вариант таблицы/.

Внести в таблицу изменения и дополнения в соответствии с современном строительстве вооруженных сил. Определите источник, который вам поможет выполнить это задание.

Виды войск вооруженных сил

Роды войск вооруженных сил

^

Сухопутные войска


  • Мотострелковые

  • Танковые

  • Воздушно-десантные

  • Ракетные и артиллерийские

  • ПВО

  • Пехотные

  • Кавалерийские

  • Специальные войска сухопутных войск /инженерные, химические, радио- и радиотехнические, автомобильные, дорожные, железнодорожные и др/

Военно-воздушные силы

- Истребительная авиация

  • Истребительно-бомбардировочная авиация

  • Бомбардировочная /ракетоносная/ авиация

  • Разведывательная и вспомогательная авиация.

Войска противовоздушной/противоракетной/ обороны

  • Зенитные ракетные войска

  • Истребительная авиация

  • Радиотехнические и специальные войска




Военно-морской флот

  • Подводные лодки

  • Авиация флота

  • Подводные корабли

  • Береговые ракетно-артиллерийские войска

  • Службы и части специального назначения

Задание 2.

Из предложенного списка выбрать: 1. Объединения 2. Соединения. 3. Части. 4. Подразделения.

  1. Эскадрилья. 2. Эскадра. 3. Звено. 4. Фронт. 5. Взвод. 6. Армия 7. Эскадрон. 8. Дивизия. 9. Бригада /дивизион / кораблей/. 10. Батарея. 11. Корпус. 12 Флотилия. 13. Флот. 14. Бригада. 15. Батальон. 16. Дивизион. 17. Отдельный батальон. 18. Рота. 19. Отделение. 20. Полк.

Ответ.

Объединения

2, 4, 6, 12, 13.

Соединения

8, 9, 11, 14

Части

16, 17, 19, 20

Подразделения

1, 3, 5, 7, 10, 15, 16, 18, 19.

^ Раздел 1. Военное искусство древнего мира.

Задание. Кратко /одной строкой/ дать характеристику того, что каждое из указанных в программе сражений внесло в сокровищницу военного искусства.

Марафонская битва

Пример использования боевых свойств греческой фаланги

Саламинский бой

Пример применения тактики таранного удара

Сражение при Левктрах

Неравномерное распределение войск по фронту

Сражение при Гавгамелах

Развитие нового боевого порядка Александром Македонским

Бой у мыса Экном

Применение абордажной тактики римлянами

Сражение при Каннах

Уничтожение армии противника путем полного окружения

Сражение при Фарсале

Пример смелого маневра резервами и использования их для разгрома противника

^ Разделы 2 – 4 /Военное искусство в средние века и новое время/.

При изучении этих разделов возможно выполнение заданий разных типов.

I. Составление таблиц аналогичных таблице по первому разделу/заполняются по разделу в целом, либо по темам раздела/.

II. Проектные задания /минипроекты продолжительностью 45-90 минут/.

Инструкция для учащихся. Перед вами темы работ по истории военного искусства. Работа может быть выполнена в различных жанрах /формах/: научная монография, научная статья, выступление на научно-технической конференции, научно-популярная книга, историческое эссе, публицистический очерк. Вы можете также предложить свой жанр, обосновав его. Обратите внимание, что темы сформулированы достаточно широко. В большинстве случаев они нуждаются в уточнении.

Результатом выполнения данного задания должен стать развернутый план

работы в избранном вами жанре.

При выполнении задания необходимо отразить все перечисленные ниже положения.

  • Выбрать одну из тем, объяснить, чем она важна.

  • Определить жанр вашей работы.

  • Уточнить формулировку темы с учетом жанра работы.

  • Сформулировать проблему /проблемы/, которые вы предполагаете в ней поставить.

  • Определить предполагаемые источники, по-возможности классифицировав их по видам.

  • Составить развернутый план работы.*

Примерные темы работ/в качестве примера предлагаются темы по истории военного искусства XIXвека/.

  • Два полководца: Кутузов и Наполеон.

  • «Великая армия» Наполеона.

  • Кто победил в Бородинском сражении?

  • Место Крымской войны в истории военного искусства.

  • Почему движение гарибальдийцев – страница истории военного искусства?

  • Вклад гражданской войны в США в историю военного искусства.

  • Франко-прусская война – заметная веха в истории военного искусства.

  • Русско-турецкая война – героическая страница военной истории.

  • Развитие военного искусства в XIX веке /стратегия, тактика, комплектование армии, вооружение, коммуникации, фортификация/.

  • Вооруженные силы в XIX веке.

* Примечание. Форма и алгоритм минипроекта заимствована у организаторов Всероссийской олимпиады школьников по истории, проведенной в 2002 году во Пскове.

III Разработка проектов разных видов, как по способам деятельности участников /исследовательские, творческие, игровые, информационные/, так и по их количеству /индивидуальные, парные, групповые/.

Примерные темы проектов.

А/ Исследовательские проекты.

  • Отражение войны 1812 года /Крымской, русско-японской/ в художественной литературе.*

  • Женщины - героини войн и сражений в мировой истории

  • Человек на войне

  • Отражение в художественной литературе развития военного искусства в различные периоды истории.*

  • Военное искусство и музыка /Возможны варианты: 1.Отражение военной тематики в музыке: в том числе классической, народной, популярной, авторской песне, шансоне и т.п. 2. Военная музыка /духовая, марши, строевые песни и т.п./. *

  • История военного искусства в изобразительном искусстве /архитектуре, скульптуре, станковой живописи, книжной графике, плакате/.*

Учитель / или учащиеся/ могут также сформулировать конкретные темы по:

  • истории отдельных родов войск /кавалерии, пехоты, морских , воздушных сил, артиллерии/

  • истории орденов

  • о выдающихся полководцах /биография и вклад в развитие военного искусства/

Примечание. Темы, помеченные «*»могут разрабатываться как межпредметные.

Творческие проекты.

  • Составить сборник пословиц, поговорок, крылатых выражений, в которых отражается история военного искусства.

  • Подготовить выставку /возможны различные варианты: реальную выставку, сайт в Интернете, описание, модель, макет/ по военно-исторической тематике /тему конкретизирует учитель или ученики/.

  • Подготовить “экскурсию” по воображаемой диараме любого сражения.

  • Составить описание вооружения / обмундирование/ в различные исторические эпохи по материалам изобразительного искусства.

В/ Игровые проекты.

Условия игры может предложить учитель, а могут сами учащиеся / это уже само по себе будет творческим проектом/. Предметом игры могут быть:

  • Взаимодействие армии и флота / в любой войне, операции или сражении/

  • Средства наступления и обороны / в любой войне, операции или сражении/

  • Разработка плана сражения /операции/

  • - Розыгрыш сражения /например, в настольном варианте/.

IV. Поиск материала в Интернете / а также его анализ/.

V. Итоговая конференция или разработка коллективного проекта силами всех учащихся, изучающих элективный курс.

Например, возможна разработка коллективного проекта / с дальнейшей его презентацией на конференции/ по теме «Развитие военного искусства в первой мировой войне». Если элективный курс изучает достаточное количество учащихся / не менее 16/, то в данном проекте можно выделить несколько проблем, поручив группам их разработку /если курс изучает небольшое число учащихся, то деятельность групп можно заменить работой в парах/.

Примерные темы групповых проектов по данной теме.

Группа 1. Появление новых средств борьбы и новых родов войск и их влияние на развитие военного искусства.

Группа 2. Влияние экономики на ход и исход войны.

Группа 3. Возросшая роль обороны во время войны.

Группа 4. Развитие тактики в ходе войны.

Скачать 188.87 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты