Домой

Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2010




НазваниеУчебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом угаэс уфа-2010
страница1/21
Дата17.01.2013
Размер3.81 Mb.
ТипУчебное пособие
Содержание
Шалагина С.В., Максимов К.В.
Место дисциплины в учебном плане
Цели и задачи курса
Перечень знаний и умений
Тематическое содержание курса
Материалы для изучения
Возникновение и основные этапы развития
Факторы, обусловившие появление профессиональной политической науки и
Политическая мысль
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки
Политическая мысль
Политические идеи
Вопросы для самопроверки
Политические учения
Вопросы для самопроверки
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХIХ – нач. ХХ вв.
Российская политическая мысль.
Политическая мысль россии xvii
Юрий Крижанич.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА


С.В. ШАЛАГИНА, К.В. МАКСИМОВ



ПОЛИТОЛОГИЯ


Учебное пособие


Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС


Уфа-2010

УДК 32 (075.8)

ББК66.0 я 73

Ш 18


Рецензент:

Ф. Файзуллин д-р. философ. наук, профессор, зав. кафедрой «Философия»

Уфимского государственного авиационного технического университета


^

Шалагина С.В., Максимов К.В.

Политология: Учебное пособие / С.В. Шалагина, К.В. Максимов. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2010. – 231 с.


ISBN 978-5-88469-469-9


Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными стандартами по дисциплине «Политология». Приведены методические материалы по предмету. Изложены проблемы политической модернизации, современных политических институтов и систем, структур и форм политического участия. Дана краткая характеристика этапам, направлениям развития политических учений, а также вопросы и литература.


Предназначено для студентов дневного, вечернего и заочного отделения всех специальностей, направлений подготовки.


ISBN 978-5-88469-469-9 © Шалагина С.В., Максимов К.В., 2010

© Уфимская государственная академия

экономики и сервиса, 2010


СОДЕРЖАНИЕ


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА 5

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИ 7

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ 9

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ПОЯВЛЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О НЕЙ 11

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

И АНТИЧНОСТИ 12

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,

ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 21

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АРАБСКОГО ВОСТОКА

И СРЕДНЕЙ АЗИИ 27

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 32

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ХIХ – нач. ХХ вв. 40

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.

РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 57

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ XVIIXVIII вв. 59

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX начала XX вв. 61

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 68

ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 71

ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И СРЕДСТВА 72

СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ ПОЛИТОЛОГИИ 73

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ 75

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ 80

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ 82

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 88

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ 92

ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 96

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ 102

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 104

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 106

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 107

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ 110

ЛОББИЗМ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 112

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ 113

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 121

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 123

ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА 131

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ 132

ГЕОПОЛИТИКА 138

МИРОВАЯПОЛИТИКА 165

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 168

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ 168

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 176

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 181

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 186

ТРЕНИНГ-ТЕСТЫ 189

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ 204

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 207

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ГИПЕРСЛОВАРЯ.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ 210

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 229


^ МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Политология входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин и изучается вместе с философией, культурологией, психологией и педагогикой, социологией, иностранным языком, математикой и информатикой. Вместе с другими, дисциплина приобщает слушателей к демократическим нормам и ценностям, формирует знания политической реальности, закладывает основы политической культуры.


^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Целью предмета является воспитание политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические феномены, делать осознанный политический выбор.

Политическое образование является условием для превращения общества из объекта манипуляций властей в коллективный субъект политики. Политология дает выпускнику вуза подготовку по методологии анализа политической жизни, вырабатывает необходимые мировоззренческие и ценностные критерии оценки текущих событий, умение связывать политологические знания с общественной практикой.

Дисциплина излагается с позиций концептуального (позволяющего в теоретико-методологическом плане сформировать представление о сущности предмета), идейного (способствующего появлению научных представлений о направлениях формирования знания о дисциплине) и исторического (позволяющего более конкретно рассмотреть международные политические явления и их основы через сравнительный и сопоставительный метод анализа) подходов.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ


Студент должен получить подготовку по методологии анализа политической жизни, выработать необходимые мировоззренческие и аксиологические критерии оценки текущих политических событий, уметь связывать политологические знания с общественно-политическими реалиями, приобрести четкое представление о таких политических феноменах и ценностях, как гражданское общество, правовое государство, права свободы человека и гражданина, политическая культура, правила политической игры, нормы политического поведения, принцип демократии, патриотизма, государственности.

Изучение курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, а также проведение контрольных работ, поскольку на эти занятия отводится минимальный объем часов (в зависимости от специальностей и форм обучения).

Основное внимание при изучении курса должно быть уделено самостоятельной работе. Для этого очень важно с самого начала изучения дисциплины вникнуть в круг ее проблем, обратить серьезное внимание на содержание терминов (законов, категорий), понять логику, т.е. закономерности возникновения функционирования, развития, или, наоборот, прекращения тех или иных политических явлений и процессов. Познание всех этих сложных проблем формирует индивидуальное образовательное пространство, дает выпускнику вуза подготовку по методологии анализа политических отношений, вырабатывает необходимые мировоззренческие и ценностные критерии оценки текущих, в том числе и мировых процессов, умение связывать знания, полученные в процессе изучения курса, с жизненной практикой.

Для более успешной подготовки к занятиям необходимо ознакомиться с содержанием курса уже в начале его изучения.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Основы политологии, термин политология. Объект политологии. Уровни объекта политологии. Предмет политологии. Основные методы политологии. Функции политологии. Методы эмпирического познания. Возникновение и основные этапы развития политической науки. Современные политические учения запада. Политика: цели, средства и методы. Политическая власть. Ресурсы власти Легитимность и легальность Политическая система общества. Теория Т. Парсонса. Теория Д. Истона. Теория Г. Алмонда. Теория К. Дойча. Экономическая подсистема. Духовная подсистема. Нормативная подсистема. Идеологическая подсистема. Институциональная подсистема. Институциональная подсистема. Коммуникативная подсистема. Культурная подсистема. Функции политической системы общества (ПСО). Тоталитарные, авторитарные, демократические режимные основы политической системы общества. Государство как политический институт. Функции государства. Признаки государства. Структура государства. Типология государств. Черты государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Правовое и социальное государство как форма организации и деятельности государственной власти. Политическая элита. Функции политической элиты. Политическое лидерство. Функции лидера. Политический режим. Демократический режим. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Политические партии. Партийная система. Лоббизм. Группа давления. Политический конфликт. Уровни проявления конфликта. Политическая культура. Политические идеологии и её функции. Либерализм. Неолиберализм. Консерватизм. Неоконсерватизм. Коммунизм. Анархизм. Социал-демократия. Мировая политика. Структура мировой политики. Приоритеты мировой политики. Сущность международной политики. Национальный интерес. Национальная безопасность Международные отношения. Тенденции в развитии межгосударственных отношений. Геополитические аспекты мирового развития. Факторы, влияющие на международные отношения. Субъекты международных отношений. Основные, приоритетные политический направления развития современной России.


^ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ


ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ


Термин политология образован из двух греческих слов «politic» – государственные или общественные дела и «logos» – понятие, учения наука. Этимологически слово политология переводится с древнегреческого как наука о политике.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных наук процесс ее институционализации был завершён к 1948 году, когда комиссия ООН по образованию, науке и культуре (UNESCO) и приняла постановление, в котором были зафиксированы те вопросы, которые отводились для самостоятельного изучения политической науке:

Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.

Уровни объекта политологии:

- общие закономерности становления, развития и смены политических систем, поня­тия и категории;

- реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);

- конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

Предмет политологии - закономерности становления и функционирования политической власти.

Основные методы политологии:

  • диалектический;

  • системный;

  • структурно-функциональный;

  • поведенческий;

  • сравнительный (компаративный);

  • конкретно-исторический:

  • социологический;

  • нормативный;

  • институциональный;

  • синергетический.

Функции политологии:

  • теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе. Теоретический или эмпирический анализ политических идей, теорий, практической деятельности. Критическая проверка политический идей и практических действий. Построение теории соответствующего политического объекта (явления, процесса). Познавательная функция обеспечивает, прежде всего, прирост знаний о различных областях политической жизни, описывая конкретно-действующие выражения;

  • мировоззренческая – способствует выработке определенного видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентации.

  • методологическая – выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

  • регулятивная – предполагает усвоение политических знаний посредством влияния на политические действия:

  • прогностическая – раскрывает тенденции развития политических явлений. Данная функция явления основой обслуживания политической практики. Перед ней ставятся такие задачи как:

- планирование политических действий, процессов;

- прогнозирования и моделирования предполагаемых событий, ориентирования политической практики,

- разработка рекомендаций для организаций политических учреждений, отношений, переговорных процессов и т.п.). Прогнозы о возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.;

  • оценочная (аксиологическая) – дает оценку политическим событиям.

Методы политологии – конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического познания.

Методы теоретического познания:

- диалектический. Предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом их постоянного и качественного изменения, противоречивости политических процессов, взаимосвязи частей и компонентов политической жизни;

- системный. Политика рассматривается как целостность, которая формируется через взаимодействие частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой (природой, экономикой, культурой, психологией людей);

- формализации. Позволяет сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический методы, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.

Методы эмпирического познания – средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

Описание, наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни.

Формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса.

Статистические методы. С их помощью производится накопление и систематизиро­ванное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различ­ные стороны и состояния объекта.

Математические методы сбора и обобщения политической информации. Открывают возможности для моделирования политических процессов – составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества.

Методы семиотики (науки о знаковых системах), которые продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стили политических документов) представляет собой знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл.

Методы герменевтики. Их цель состоит не столько в фиксации объективной стороны существования политических явлений, сколько в понимании, выявлении того смысла, который они в себе несут для действующих в политике субъектов.

Сравнительно-исторический метод предполагает возможность определения сходства объекта и их различия при помощи сопоставления однотипных политических людей.

Методы бихевиоризма в качестве объекта исследования рассматривают политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при принятии политического решения, при проведении выборов и т.п.

Подобное исследование политического поведения личности базируется на непосредственном наблюдении, на эксперименте, анкетировании, на анализе документов и т.д.

Метод структурно-функционального анализа, при котором обращается детальное внимание на прямые и косвенные функции, которые выполняют определенные политические институты, где не упускаются из виду последствия данных действий.


^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ


Политология прежде чем стать самостоятельной областью общественных наук прошла несколько этапов своего становления и развития. История политологии как учение о политике насчитывает более двух тысячелетий. Уже в V веке до н. э. ее выделял Аристотель в качестве одной из важнейших наук своего времени наряду с философией. Однако и тогда, и на протяжении многих последующих веков, вплоть до второй половины ХIХ века, она существовала и развивалась не как самостоятельная отрасль научных политических знаний, а в рамках других общественных наук: философии, истории, права. Французский политолог Р. АРОН по этому поводу заметил, что политическая наука была или любимым коньком специалистов по другим дисциплинам, или делом любителей.

Современный облик она приобретает во второй половине ХIХ столетия в связи с появлением и широким распространением бихевиористких1, эмпирических2 методов и общим прогрессом знаний об обществе.

Как самостоятельная наука (официально признанная) политология дала о себе знать лишь в начале ХХ века. В 1903 г. в США впервые была создана Ассоциация политической науки. Но окончательно она выделилась из общественных наук как в США, так и в других западных странах, лишь в конце 40-х годов.

В советском обществоведении в те годы политология только начала формироваться. В середине 70-х годов в университетах страны, прежде всего в Московском государственном университете им. М. Ломоносова, создавались кафедры и лаборатории по изучению политических наук.

Сегодня политологии и ее прошлому в России отводится приоритетное место в обществознании. Само слово «политология» прочно вошло в научный, публицистический и социально-бытовой лексикон, а ее история – это память, без которой нельзя усвоить знания и двигаться вперед: она связывает времена и имена, приобщает к накопленному и исследовательскому опыту.

В данном пособии рассматриваются политологические проблемы с учетом их персонифицированности. Это позволяет представить яркие и самобытные имена, с которыми ассоциируется то или иное направление в науке. Показ индивидуальных компонентов при этом сосредотачивается на самой логике, достижениях и открытиях ученых, занимавшихся раскрытием и анализом политических процессов, а не на том, чего они не дали в соответствии с современными требованиями.

История политологии – это история движения политологической мысли, являющейся результатом сложения условий множества участников политического процесса, который часто не похож на то, что замышлял каждый из них.

Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, студенты сталкиваются с их авторским своеобразием, и всякий раз прибавляют к спектру своего знания какую-то новую закономерность, характер видения политической жизни. Учатся также анализировать содержание науки, ее истоки и направления развития с разных точек зрения.

Данные материалы по истории политической мысли носят вводно-обзорный (пропедевтический) характер. Систематически и в сжатой форме здесь изложены основные концепции, по которым развивалась и расширялась политическая наука.

Основная задача – помочь студентам разобраться в разностороннем материале, в концептуальных толкованиях разнокачественной политической жизни, в изменениях методики и техники изучения политики и ее роли в обществе. Такой подход дает возможность видеть слабые и сильные стороны различных направлений политической мысли и школ в истории. Нет истин на все времена.

Здесь сознательно «избегается» стиль, ориентированный на последнюю и однозначную оценку той или иной рассматриваемой научной концепции, анализирующей различные политические аспекты. Что, естественным образом, предполагает возможность ведения дискуссионной практики в студенческой аудитории и самостоятельного составления мнений по вопросам и проблемам, имеющих место в истории политической мысли, а также разобраться в специфике становления и развития различных политологических школ.


^ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ И

НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О НЕЙ


Политическая наука – совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных наук и научных дисциплин, изучающих политические явления и закономерности социально-политического развития общества. Политическая наука составляет в то же время часть более общей системы политического знания, из которого она и возникла. Это знание образовано политической философией. Как слитная синкретическая политическая мысль, знание о политике имеет, что засвидетельствовано письменными источниками, более 2,5 тысячелетнюю историю в Европе и еще более того – на Востоке, в Древнем Китае и других странах. Точно датировать время появления политической науки в истории весьма сложно, хотя сам процесс ее формирования со всеми его закономерностями может быть прослежен. Его принципиальная схема выглядит как разрушение первоначального синтетического знания, обособление науки от философии, оформление ее предметной, методологической и функциональной структуры и взаимодействие с другими науками на новой автономной основе. Обособление политической науки от ряда научных дисциплин (не вполне завершено и по сей день), обретение ею самостоятельного статуса сопровождается новым сложением средств, методологическим воздействием политической науки и других наук об обществе и человеке в едином междисциплинарном исследовании политики.

В связи свыше приведенными доводами можно назвать несколько основных, постепенно проявлявшихся и формировавшихся факторов, определивших появление профессиональной политической науки.

1. Настоятельная общественная потребность в научном познании политики, ее рациональной организации, эффективном управлении государства, с тем чтобы уйти от интуитивного понимания политических проблем и заменить или дополнить его научным при постоянном усложнении самой политики, функций власти, расширении масштаба политического процесса.

2. Развитие самого политического знания в процессе разрушения исходного синтеза философского, эмпирического знания о политике.

3. Формирование политической науки стимулировалось и стимулируется постоянными поисками познания политических событий неполитическими и ненаучными средствами – в литературном, художественном творчестве, усилиями эволюционирующего политического сознания и самосознания общества, постоянным поиском причин появления тех или иных явлений в политике. Поэтому возникновение политической науки не только научный процесс, но и значительное культурное явление.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты