Домой

Петренко Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ноу «Современный институт управления» учебно-методический комплекс




Скачать 223.4 Kb.
НазваниеПетренко Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор ноу «Современный институт управления» учебно-методический комплекс
Дата16.01.2013
Размер223.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
Петренко Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор НОУ «Современный институт управления»
2. Задачами курса «Сравнительное богословие»
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
4. Требования к уровню освоения содержания курса.
II. Учебно-тематический план.
Очно-заочное отделение
В том числе
2. Темы курса и краткое содержание.
Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям.
Обзор основных догматических и обрядовых особенностей Римско-Католического вероучения.
РКЦ после
История и богословие Реформации.
Протестантизм на современном этапе.
3. Перечень вопросов, выносимых на самостоятельную работу.
4. Тематика рефератов, контрольных и курсовых работ.
5. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
Рекомендуемая литература
Подобные работы:

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА»


Кафедра Религиоведения


Сравнительное богословие

Учебно-методический комплекс


для студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения


(специальность 031801 «Религиоведение»)

код и наименование специальности


Москва

2010


Автор: Лагутов Николай Викторович, гранд доктор философии, кандидат богословия, доцент АНО ВПО «Православный институт св. Иоанна Богослова».


Рецензенты:

1. Епископ Антоний (Пантелич), доктор теологии, профессор АНО ВПО «Православный институт св. Иоанна Богослова»

2. ^ Петренко Владимир Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор НОУ «Современный институт управления»


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031801 «Религиоведение».

Одобрен на заседании кафедры религиоведения Православного института св. Иоанна Богослова (протокол №____от_____________20___г.).


© Православный институт св. Иоанна Богослова, 2010.

© Н.В. Лагутов, 2010.


Введение


1. Целью курса является:

Курс предназначен сформировать у студентов представление об историческом и богословском развитии Западных отраслей христианства в их сравнительном анализе с богословием Восточной Церкви.


^ 2. Задачами курса «Сравнительное богословие»

можно считать:


  • изучение основных положений вероучения западных исповеданий, с применением исторических, экзегетических, систематических, сравнительных и др. методов теологической науки;

  • рассмотрение аргументационной и аналитической базы богословской дискурсии западных христианских исповеданий;

  • выявление закономерностей в богословских суждениях западных христианских исповеданий в контексте соответствия их учению Православной Церкви.


^ 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.


Курс «Сравнительное богословие» является составной частью фундаментальной теорети­ческой подготовки специалиста–религиоведа и входит в комплекс с дисциплинами: история древней христианской церкви, история западного христианства, история христианской письменности и патристика, литургическое богословие, с различными разде­лами курсов по религиозной философии, психологии религии и истории религии. Курс связан с различными светскими науками (например, философией, культурологией и т.д.), и использует при необходимости вырабо­танные в них понятия и концепции.


^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен:

  • уметь ориентироваться в богословских и мировоззренческих вопросах;

  • получить представление об основных аксиомических положениях западных исповеданий христианства в сравнении с догматическим богословием Православной Церкви;

  • освоить богословскую терминологию и аргументацию;

  • уметь объяснить богословский и исторический аспект основных положений инославного и Православного вероучения.



^ II. Учебно-тематический план.




п/п

Наименование тем



Очное отделение


^ Очно-заочное отделение

Заочное отделение

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час.)

Самостоятельная

работа

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные заня­тия

(час.)

Самостоятельная

работа

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные заня­тия

(час.)

Самостоятельная

работа

В том числе

В том числе

^ В том числе

Лекции

Семинары

Лекции

Семи-нары

Лекции

Семи-нары

1.

Понятие о сравнительном богословии

22

6




16

22

2




20

22



1




21,5

2.

Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям

22

6

6

10

22

2

2

18

22




21,5

3



Обзор основных догматических и обрядовых особенностей Римско-Католического вероучения

26

6

12

8

26

2

4

20

26



1,5



1

24

4.

РКЦ после II Ватиканского Собора

22

6

6

10

22

2

2

18

22

1

20,5

5.

История и богословие Реформации

22

6

6

10

22

2

2

18

22


1,5

1

20

6.

Протестантизм на современном этапе

22

6

6

10

22

2

2

18

22

1

20,5




ИТОГО:

136

36

36

64

136

12

112

112

136

4

4

128



^ 2. Темы курса и краткое содержание.


Тема 1. Понятие о сравнительном богословии.

Определение Сравнительного богословия как науки. Цель изучения. Статистика христианских исповеданий в мире.


Тема 2. ^ Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям.

Методы ведения диалога с инославными (1Пет.3,15). Мнение свят. Феофана Затворника и преп. Силуана Афонского. Концепция святителя Григория Богослова и свят. Филарета (Дроздова). Церковь как образ свечи. Три чиноприема инославных в Православную Церковь.


Тема 3. ^ Обзор основных догматических и обрядовых особенностей Римско-Католического вероучения.

Римско-Католическое учение о власти папы над Церковью. Анализ догматических аргументов РКЦ об исключительном положении ап. Петра. Анализ исторических аргументов РКЦ об исключительном положении ап. Петра.

Роль Римского епископа и римской кафедры в древней Церкви и в эпоху Вселенских Соборов. Светская власть папы. «Дарственная Константина». Конфликт пап с Константинопольской Церковью. Дело патриархов Игнатия и Фотия.

История римского папства в IX-XI вв. Разделение Церквей в XI-XIII вв. История РКЦ как абсолютной монархии в XI-XV вв.

Догмат об учительной непогрешимости папы Римского: исторический и богословско-критический анализ.

Особенности триадологии РКЦ. Filioque. Православная оценка. Аргументы патриарха Константинопольского Фотия (Ин.15,26).

Римско-Католическое учение о спасении: понятие о первородном грехе, удовлетворении Богу, чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.

Особенности мариологии РКЦ. Догмат «о непорочном зачатии Девы Марии» и «об Её телесном вознесении на небо».

Особенности учения РКЦ о таинствах: Крещения, Исповеди, Евхаристии, Миропомазания (Конфирмации), Соборования, Бракосочетания, Священства.

Особенности Римско-католического нравоучения.


Тема 4. ^ РКЦ после II Ватиканского Собора.

Особенности богослужебной практики РКЦ. Месса, Бревиарий, Вечерня и Утреня. Праздники и реформа богослужебного календаря. Священное Писание, Предание и Церковное учительство. Посты в РКЦ.

Современное положение и структура РКЦ. Особенности административного устройства: Папа, Кардиналы, Епископат, Епископские Конференции, нунции, пронунции, прелаты. Пресвитерство, высший и низший клир.

Монашество РКЦ. Религиозные конгрегации.

Структура Римской курии: Государственный секретариат Ватикана, Римские конгрегации. Секретариаты, трибуналы, сигнатура, Апостольская канцелярия. Принципы руководства курии.

Католическое богословие XX – начала XXI столетия.


Тема 5. ^ История и богословие Реформации.

Римско-Католическая Церковь накануне Реформации. Первые реформационные движения.

История появления лютеранства. Лютеранское вероучение. Символические книги лютеранства. Лютеранское учение о Церкви и таинствах. Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой. Распространение лютеранства. Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли.

История появления кальвинизма. Вероучение кальвинизма. Символические книги. Учение кальвинизма о Церкви и таинствах. Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане.

Особенности реформации в Англии. Появление англиканства. Протестантизм и оккультно-мистические движения. Масонство. Гернгунтеры. Квакеры. Баптизм. Методизм. Пиетизм. Пятидесятники.


Тема 6. ^ Протестантизм на современном этапе.

Экуменизм. Всемирный Совет Церквей. Контакты Русской Православной Церкви с англиканством, старокатоличеством, лютеранством.


^ 3. Перечень вопросов, выносимых на самостоятельную работу.

- Ватикан и современная культура: динамика взаимоотношений после Второго Ватиканского Собора

- Западная аскетическая традиция в наследии преп. Никодима Святогорца

- Космология Тейяра де Шардена

- Проблема женского священства: позиция Православной и Англиканской Церквей

- Учительные определения Тридентского собора и их полемическая направленность


^ 4. Тематика рефератов, контрольных и курсовых работ.

- Богословское наследие профессора прот. Виталия Борового

- Западные христианские конфессии в оценке митрополита Антония (Храповицкого)

- Обзор дореволюционных учебников по сравнительному богословию

- Обзор официальных документов РПЦ об инославии в ХХ веке

- Обзор публикаций авторов РПЦЗ по сравнительному богословию

- Обзор публикаций по сравнительному богословию в "Православном Сборнике"

- Обзор публикаций по сравнительному богословию в "Трудах КДА"

- Обзор публикаций по сравнительному богословию в "Христианском чтении"

- Обзор решений последних Ламбетских конференций

- Обзор учебных курсов сравнительного богословия ХIХ - нач. ХХ столетий

- Полемические антилатинские трактаты IХ-Х вв.

- Русское православное богословие XIX-XX вв. о католических мариологических догматах

- Теологические трактаты К.С. Льюиса - православная оценка

- Участие протопресвитера Виталия Борового в диалоге между Русской Православной Церковью и Римо-Католической Церковью

- Жизнь и деятельность монахини Терезы Калькуттской

- Явления в Лурде, Фатиме и Меджугорье: православная оценка

- “Combattimento spiritual” Лоренцо Скуполи, “Ό Άορατος Πολεμος” преп. Никодима Святогорца и “Невидимая брань” свт. Феофана Затворника: сравнительный анализ

- «Сумма против язычников» Фомы Аквината

- 95 тезисов Мартина Лютера и их полемическая направленность

- Аскетические сочинения Бернарда Клервосского и святоотеческое Предание

- Деятельность архиепископа Марселя Лефевра и раскол интегристов

- Деятельность Конгрегации по вопросам вероучения в XX веке

- Жизнь и богословие Дитриха Бонхеффера

- Жизнь и деятельность экзарха Католической Церкви в России Леонида Федорова

- Канонические правила для Восточных католических Церквей по определению папы Пия ХII

- Критика апологии гомосексуализма в современном протестантском богословии

- Курия после Vaticanum II

- Проблема так называемого инклюзивного языка Библии в современном протестантизме

- Сопоставительный анализ сочинений Фомы Кемпийского и св. Николая Кавасилы

- Тридентское исповедание веры и Римский катехизис (анализ содержания)


^ 5. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.


  1. Определение Сравнительного богословия как науки. Цель изучения. Статистика христианских исповеданий в мире.

  2. Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям. Методы ведения диалога с инославными (1Пет.3,15). Мнение свят. Феофана Затворника и преп. Силуана Афонского.

  3. Отношение Православной Церкви к инославным конфессиям. Концепция святителя Григория Богослова и свят. Филарета (Дроздова). Церковь как образ свечи. Три чиноприема инославных в Православную Церковь.

  4. Обзор основных догматических и обрядовых особенностей Римско-Католического вероучения.

  5. Римско-Католическое учение о власти папы над Церковью. Анализ догматических аргументов РКЦ об исключительном положении ап. Петра.

  6. Римско-Католическое учение о власти папы над Церковью. Анализ исторических аргументов РКЦ об исключительном положении ап. Петра.

  7. Роль Римского епископа и римской кафедры в древней Церкви и в эпоху Вселенских Соборов.

  8. Светская власть папы. «Дарственная Константина».

  9. Конфликт пап с Константинопольской Церковью. Дело патриархов Игнатия и Фотия.

  10. История римского папства в IX-XI вв.

  11. Разделение Церквей в XI-XIII вв.

  12. История РКЦ как абсолютной монархии в XI-XV вв.

  13. Догмат об учительной непогрешимости папы Римского: исторический и богословско-критический анализ.

  14. Особенности триадологии РКЦ. Filioque. Православная оценка. Аргументы патриарха Константинопольского Фотия (Ин.15,26).

  15. Римско-Католическое учение о спасении: понятие о первородном грехе, удовлетворении Богу, чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.

  16. Особенности мариологии РКЦ. Догмат «о непорочном зачатии Девы Марии» и «об Её телесном вознесении на небо».

  17. Особенности учения РКЦ о таинствах: Крещения, Исповеди, Евхаристии, Миропомазания (Конфирмации), Соборования, Бракосочетания, Священства.

  18. Особенности Римско-католического нравоучения.

  19. РКЦ после II Ватиканского Собора. Особенности богослужебной практики РКЦ. Месса, Бревиарий, Вечерня и Утреня. Праздники и реформа богослужебного календаря. Священное Писание, Предание и Церковное учительство. Посты в РКЦ.

  20. Современное положение и структура РКЦ. Особенности административного устройства: Папа, Кардиналы, Епископат, Епископские Конференции, нунции, пронунции, прелаты. Пресвитерство, высший и низший клир.

  21. Монашество РКЦ. Религиозные конгрегации.

  22. Структура Римской курии: Государственный секретариат Ватикана, Римские конгрегации. Принципы руководства курии.

  23. Структура Римской курии: Секретариаты, трибуналы, сигнатура, Апостольская канцелярия. Принципы руководства курии.

  24. Католическое богословие XX – начала XXI столетия.

  25. Римско-Католическая Церковь накануне Реформации. Первые реформационные движения.

  26. История появления лютеранства.

  27. Лютеранское вероучение. Символические книги лютеранства.

  28. Лютеранское учение о Церкви и таинствах.

  29. Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой.

  30. Распространение лютеранства. Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли.

  31. История появления кальвинизма.

  32. Вероучение кальвинизма. Символические книги.

  33. Учение кальвинизма о Церкви и таинствах.

  34. Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане.

  35. Особенности реформации в Англии. Появление англиканства.

  36. Протестантизм и оккультно-мистические движения. Масонство. Гернгунтеры. Квакеры. Баптизм. Методизм. Пиетизм. Пятидесятники.

  37. Протестантизм на современном этапе. Экуменизм. Всемирный Совет Церквей.

  38. Контакты Русской Православной Церкви с англиканством, старокатоличеством, лютеранством.



^

Рекомендуемая литература



ОСНОВНАЯ:


        1. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. 1-4 Т. М. 1996.

        2. Васильев Н.В., Смирнов С.М., Федоров И.Г. Наша вера. Православие и мировые религии. М. 2003.

        3. Гонсалес Х.Л. История христианства. 1-2 Т. СПб. 2005.

        4. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород. 2003.

        5. Задворный В.Л. История Римских пап. 1-2 Т. М. 1995-1997.

        6. Задеорный В.Л. История Католической Церкви в России. М. 1995.

        7. Зноско-Боровский М., прот. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и сектантство. ТСЛ. 1991.

        8. Кураев Андрей, диакон. Вызов экуменизма. М. 1998.

        9. Лозинский С.Г. История папства. М. 1986.

        10. Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. М. 2003.

        11. Огицкий Д.П., Козлов М., свящ. Православие и Западное христианство. МДА. 1999.

        12. Пагубное единомыслие. Выпуск второй. Унии: история и современность. СПб. 1996.

        13. Православие и экуменизм. Документы и материалы. 1902-1998. М. 1999.

        14. Робертсон Д.С. История Христианской Церкви. 1-2 Т. СПБ. 2007.

        15. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. 1-2 Т. Сергиев Посад. СТСЛ. 1996-1998.

        16. Тальберг Н. История Христианской Церкви. М. 1990.

        17. Хрестоматия по сравнительному богословию. М-ТСЛ. 2005.

        18. Чернышев В.М. Религиоведение. Киев. 2003.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:


Католичество

        1. Антонини Б. Божественное Откровение М. 1992.

        2. Арсеньев Н.А. Православие и Западное христианство. Париж. 1930.

        3. Бальтазар Г.У, фон. Достойна веры лишь любовь М. 1997.

        4. Бальтазар Г.У., фон. Целое во фрагменте. М. 2001.

        5. Биффи Дж. Я верую. Краткое изложение католического вероучения (пер. с итал.). Милан. М.1999.

        6. Вальверде К. Философская антропология. М. 2000.

        7. Вейков Н.Н. Церковь, Русь, Рим. Минск 2000.

        8. Гараджа В.И. Неотомизм-разум-наука М. 1969.

        9. Гвардини Р. Человек и вера. Брюссель. 1994.

        10. Голанов С. Католичество в России. СПб. 1998.

        11. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история М. 1988.

        12. Дондейн А. Христианская вера и современная мысль. Брюссель. 1974.

        13. Жильсон Э.Ф. Философ и теология М. 1995.

        14. Иоанн-Павел II. Единство в многообразии: Размышления о Востоке и Западе. Милан. М. 1993.

        15. История Ватикана: Власть и римская курия. М. 2002.

        16. История религий в России (под ред. Васильевой О.Ю.). М. РАГС. 2004.

        17. Казанова_А. Второй Ватиканский Собор. М. 1973.

        18. Карсавин Л.П. Католичество. Петроград. 1918.

        19. Кондрусевич 'Т. Католичество в России: история и современность. М. 1996.

        20. Красников А.Н. Методология современного неотомизма М. 1993.

        21. Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. Саратов. 2001.

        22. Любак А., де. Католичество: Социальные аспекты догмата. Милан. 1992.

        23. Любье П., де. Во имя цивилизации любви. М. 1997.

        24. Назаренко А..В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М. 1993.

        25. Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М. РАГС. 2005.

        26. Рамм Б.Я. Папство и Русь в Х-XV веках. М. 1959.

        27. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. М. 1991.


Протестантизм

        1. Be6ер М. Протестантская этика М. 1994.

        2. Kaширский Е.Д. Кальвинисты в России (из истории Реформатской Церкви). // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. 1998. №1-2 (13-14).

        3. Алексей (Дородницын). Попытки протестантов к соединению с Греко-Восточной Церковью в 16 веке. Рязань 1911.

        4. Арсеньев И., прот. От Карла Великого до реформации (Историческое исследование о важнейших реформационных движениях в Западной Церкви в течение восьми столетий). 1-2 Т. М. 1909.

        5. Аугсбургское исповедание (на рус и нем. яз.). М. 1988.

        6. Барсое Н.И. Протестантизм в России. // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.2. М. 1995. С.406-411.

        7. Барт К. «Кредо». Главные проблемы догматики (Лекции в Утрехтском университете, 1935). Цюрих. 1946.

        8. Барт К. Введение в Евангелическую теологию. М. 2006.

        9. Барт К. Очерки догматики (Лекции в университете Бонна, 1946). СПб. 1997.

        10. Бархов И.В. Лютеранское учение по Шмалькаденским членам. Казань 1915.

        11. Буткевич Т.И. Протестантство в России (из лекций по церковному праву). Харьков. 1913.

        12. Гараджа В.И. Протестантизм. М. 1971.

        13. Гренков А. Главные направления в немецком богословии XIX в (от Шлейермахера до Штрауса). Казань. 1889.

        14. Кураев А., диак. Протестантам о Православии. М. 1997.

        15. Курило О.В. Мартин Лютер и реформация (с избранными сочинениями Лютера). М. 1994.

        16. Курило О.В. Очерки истории лютеран в России (XV1-XX вв). М. 1996.

        17. Лютеранская церковь в Советской России (1918-1950); Документы и материалы. // Сост. О.В. Курило. М. 1997.

        18. Магрет А. Богословская мысль Реформации. Одесса. 1994.

        19. Поршнев Б.М. Кальвин и кальвинизм. М. 1958.

        20. Смирнин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации. М. 1968.

        21. Смирнин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии (Очерки из истории гуманистической и реформационной мыши). М. 1978.

        22. Соколов И. Отношение протестантизма к России в 16-17 вв. М. 1880-90.

        23. Тиллих П. Протестантское богословие в XIX-XX вв. (Лекции в Чикагском университете). 1963.

        24. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб. 1998.

        25. Христианство в освещении протестантских теологов. Сборник статей. СПб. 1914.

        26. Чернышев А.Н. Протестантизм. М. 1969.


Англиканство

        1. Map П., Кросс Ф.Л. Англиканизм. Мысль и практика Церкви Англии, иллюстрированные религиозной литературой XVIII века. В 3-х томах. Краснодар. 1952.

        2. Арсеньев Н.А. Учение Англиканства в 39 членах и его отношение к учению Православной Церкви. Варшава. 1932.

        3. Арсеньев Н.А. Англиканское благочестие. Варшава. 1931.

        4. Вейш Я.Я. Религия и Церковь в Англии. М. 1976.

        5. Лепорский П.И., прот. Тридцать девять членов Церкви Английской. СПб. 1912.

        6. Мартен Г. Английская реформа в 16 веке. Париж. 1930.

        7. Михайловский В., свящ Англиканская церковь и ее отношение к Православию.

        8. Мосс С.Б. Крушение православия в Англии. Тверь. 1999.

        9. Пирожков Г., прот. Англиканская литургия, ее история и анализ ее содержания. Загорск. МДА. 1968.

        10. По пути сближения Англиканской Церкви с Православной Восточной. Рига. 1911.

        11. Попов Е., прот. Начатки движения в Англиканской церкви к воссоединению с Восточной. М. 1865.

        12. Пуллэр Ф.В. Непрерывность Англиканской Церкви. С очерком внешнего состояния этой Церкви. СПб. 1913.

        13. Рождественский А. Символические и богослужебные книги Английской Церкви как выражение ее веросознания. Киев 1908.

        14. Соколов В.А. Реформация в Англии (Генрих VIII и Эдуард VI). М. 1881.

        15. Соколов В.А. Реформация в Англии. М. 1881.

        16. Уильямс Роуэн, архиепископ Кентерберийский. О христианском богословии (современное богословие). М. ББИ ап. Андрея. 2004.

        17. Фрир Вольтер, en. Tpуpский. Жизнь Англиканской Церкви. Париж. UMKA. 1930.

        18. Чернов В.В. Церковь Англии: Очерк истории XX века и современное устройство (дисс. на соискание ученой степени кандидата богословия). Сергиев Посад. МДА. 2004.


Старокатоличество

        1. Катехизис Христиано-Католической Церкви (старокатолической). // пер. с нем. МДА. 1973.

        2. Керенский В. Пятый интернациональный старокатолический конгресс и современное состояние старокатоличества. Харьков. 1902.

        3. Киреев А. Старокатолики и Вселенская Церковь. СПб. 1903.

        4. Красножан М. Происхождение старокатоличества и IV интернациональный старокатолический конгресс в Вене. Юрьев. 1898.

        5. Лопухин А.Л. История Христианской Церкви в XIX веке. Петроград. 1900.

        6. Мосс С.Б. Старокатолическое движение, его происхождение и история. Краснодар. 1952.

        7. Светлов П., прот. Где Вселенская Церковь? (Критико-библиографическое обозрение литературы по старокатолическому вопросу). ТСЛ. 1905.

        8. Светлов П., прот. О мнимом препятствии единению старокатоликов и православных. //Богословский вестник. 1903. №5.

        9. Сергиенко А. Старокатоличество. ЖМП. 1970. №8.

        10. Сергиенко А., прот. Старокатоличество. История и основные положения (Магистерская диссертация). В 3-х томах. МДА. 1968.

Скачать 223.4 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты