Домой

Н. В. Яблокова химия-9 Учебное пособие




Скачать 382.87 Kb.
НазваниеН. В. Яблокова химия-9 Учебное пособие
страница1/4
Дата15.01.2013
Размер382.87 Kb.
ТипУчебное пособие
Содержание
Методы науки
Наблюдения – это сведения об окружающем человека мире, полученные с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обонян
Наблюдения, которые выдержали проверку временем, становятся научными
Модель как способ существования знаний
Познавательная модель является формой организации и представления знаний.
Техника безопасности при работе в химической лаборатории
Оказание первой медицинской помощи
Тема 1. атомный уровень организации вещества
Модель атома Томсона
Модель атома Резерфорда
Модель атома водорода Бора
Квантово-механическая модель атома
Квантовые числа
Валентность  способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами в соединении.
Количество энергии, которое необходимо затратить, чтобы оторвать электрон от атома, называется энергией ионизации (ЕИ, кДж/моль)
1.3. Свойства атомов
Молекулярный уровень
Масса одного элемента, приходящаяся на массу другого в индивидуальном химическом соединении, сохраняется постоянной и не зависит
2.1. Модели молекул и внутримолекулярные взаимодействия
Донорно-акцепторное взаимодействие
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


В.А. Яблоков, Т.П. Монич, Н.В. Яблокова




ХИМИЯ-9


Учебное пособие


Рекомендовано

экспертным советом НИРО к использованию

в общеобразовательных школах, лицеях

и гимназиях Нижегородской области


Издательство Нижегородского государственного

университета им. Н.И. Лобачевского


Нижний Новгород

2007


УДК 373.167.1

ББК 24 я 72

Я 13


Р е ц е н з е н т ы:


Д.Ф. Гришин, член-корр. РАН, докт. хим. наук, профессор

Ю.А. Лебедев, член-корр. РАО, докт. фил. наук, профессор


Я 13 Яблоков В.А., Монич Т.П., Яблокова Н.В.

Химия - 9: Учебное пособие. – Н. Новгород:

Нижегородский гуманитарный центр,

2007. – 234с., 65 илл.


ISBN 5-7565-0228-9


Учебное пособие, третье переработанное и дополненное издание, построено на принципах системного анализа, позволяющих легко понять сущность химических процессов и запомнить основные химические свойства вещества.

ББК 24 я 72


ISBN 5-7565-0228-9


 Яблоков В.А., Монич Т.П., Яблокова Н.В.,2007


ВВЕДЕНИЕ



^

Методы науки



Химия – одна из важнейших областей естествознания, наука о веществах и законах, которым подчиняются их превращения. Когда говорят о превращении вещества, то подразумевают изменения, происходящие с множеством атомов и молекул в газе, жидкости или твердом теле. Превращения вещества отражает уравнение химической реакции. Например,

СаСО3(т)  СаО(т) + СО2(г)

Мы продолжаем изучение веществ и химических процессов, с которыми впервые познакомились в восьмом классе.

Свойства вещества определяются с помощью различных приборов. Например, в XVII – XVIII веках для доказательства того, что газы, жидкости и твердые тела состоят из атомов и молекул, были проведены взвешивания веществ, измерения объема газов и разложение веществ под действием электрического тока. Для этого использовали весы, газометр, а также электролизер – прибор, в котором сложные вещества разлагались на простые. В конце XIX и начале XX века после открытия радиоактивности и создания устройств точного определения массы и заряда электрона было доказано сложное строение атома.

Измерения сами по себе не представляют ценности до тех пор, пока человек в результате раздумий не обнаружит среди разрозненных фактов нечто, объединяющее их в стройную систему взаимосвязанных явлений, подчиняющуюся строгим законам.

Независимо от способов измерения и измерительных устройств решающее значение имеют умозаключения человека по поводу наблюдений. Сила человеческого разума, мышление – главный инструмент обобщения фактов. Не случайно говорят, что наука мышление в понятиях.

Уверенность в том, что мы понимаем процессы превращения вещества, базируется на наблюдениях, обобщениях, выводах и умении использовать знания в практической деятельности. Получение полимеров, цемента, бетона, лекарственных препаратов, защита металлов от коррозии и многое другое стало возможным благодаря приобретенным знаниям.

Не так просто понять язык науки. Требуется специальная подготовка, чтобы разобраться в терминологии. Например, по определению атом – это микросистема, состоящая из ядра и электронов, движущихся в поле ядра. Как видим, в определение входят другие понятия: «микросистема», «ядро», «электрон», «движение», «поле», каждое из которых в свою очередь требует пояснений. Без раскрытия их смысла определение понятия «атом» становится набором терминов. То же самое можно сказать о понятии «молекула». Молекула  это микросистема, состоящая из двух или большего числа ядер и электронов, движущихся в поле ядер.

Атомы отличаются от молекул числом ядер. В атоме одно ядро, в молекуле их несколько, и между ядрами существует взаимодействие, которого в атоме нет. Привычная фраза «молекула состоит из атомов» подразумевает наличие химических связей между атомами. Индивидуальные свойства атомов в молекуле отсутствуют. Это уже не атомы как таковые, а ядра атомов, окруженные «своими» и «чужими» электронами.

В основе научных исследований лежат наблюдения и научные факты. ^ Наблюдения – это сведения об окружающем человека мире, полученные с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чувства порой обманчивы и не всегда могут быть правильно истолкованы. Человек как индивидуум или личность (иногда говорят субъект) может ошибаться при проведении исследований или опытов. Чтобы не было ошибок, необходима проверка наблюдений многими исследователями. В том случае, когда наблюдения проводят разные исследователи и получают при этом один и тот же результат, о котором впервые заявлял один из них, – наблюдения переходят в разряд научных фактов, по-другому, объективных фактов, т. е. фактов, не зависящих от наблюдателя.

^ Наблюдения, которые выдержали проверку временем, становятся научными или объективными фактами.

Обратимся к работе А. Авогадро, опубликованной в 1811 г. В ней была высказана гипотеза, суть которой заключалась в следующем: если взять равные объемы разных газов при одинаковой температуре и давлении, то в них будет содержаться одинаковое число молекул. Гипотеза - это предположение, выражающееся в простой формулировке «если ..., то ...». Гипотеза Авогадро не сразу получила признание. Со временем в результате многократных проверок ученые убедились в правильности этого предположения. Гипотеза перешла в категорию закона Авогадро. Формулировка изменилась на утвердительную: в равных объемах любых идеальных газов при одинаковых температуре и давлении содержится одинаковое число молекул.

Идеальными называются газы, в которых отсутствует взаимодействие (притяжение и отталкивание) между молекулами, а размеры молекул пренебрежимо малы по сравнению с расстояниями между ними.

Научный метод исследования включает несколько операций или действий. Изучение проблемы начинается с наблюдений, которые переходят в разряд научных фактов, а последние обобщаются в форме гипотез. Гипотез может быть высказано несколько. Верной бывает только одна, которая переходит в разряд закона. В отличие от гипотезы закон – это необходимое, всегда повторяющееся отношение между системами или явлениями. На всех этапах научного исследования центральное место занимает проверка.

Выстраивается определенная последовательность действий (научный метод):

проверка

проверка



наблюдения

научные факты

гипотезы

закон

практическое применение

Итак, методы науки включают этап наблюдений, их многократную проверку, чтобы исключить ошибки и заявить с уверенностью о полученных научных фактах. Научные факты обобщаются, и высказывается ряд гипотез о закономерностях, которым научные факты не противоречат. Проверка гипотез и отбор той, которая выдержала проверку, переводит ее в разряд закона или правила. Научное исследование завершается практическим применением полученных знаний. Установленные законы необязательно немедленно реализуются в практической деятельности. Могут пройти десятилетия, прежде чем это произойдет.

  1   2   3   4

Скачать 382.87 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты