ГЛАВА 2. Методические разработки уроков по теме: «Движение заряженных частиц в полях»
2.1 Конспект учебного занятия по физике Тема урока: «Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиций электрических полей. Силовые линии электрического поля». 10-й класс. Продолжительность учебного занятия: 45минут Тип учебного занятия: изучение нового материала. Цели (образовательная, развивающая, воспитательная): Образовательная: Сформировать у учащихся основное понятие электродинамики - напряженность электрического поля. Ввести принцип суперпозиций электрических полей. Развивающая: научить учащихся применять формулу в решении несложных задач на расчёт напряжённости, величины пробного заряда и силы, с которой электрическое поле действует на пробный заряд (q). Воспитательная: Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Прививать навыки, как самостоятельной работы, так и работы в коллективе, воспитывать познавательную самостоятельность и интерес к физике.
^ Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательны е ресурсы | Знания | Умения |
I.Организационный момент.
| 5мин |
|
|
|
|
| | ^ | Деятельность ученика |
Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку
| Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место
| Этап учебного занятия | Время | Цель
| Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения |
II. Изучение нового материала
|
20 мин
| Сформировать у учащихся основное понятие электродинамики - напряженность электрического поля. Показать графическое изображение электрического поля. | Понятия –напряженности электрического поля | Делать предположения, выводы. | объяснительно-иллюстративный частично-поисковый | Фронтальная Парная. |
| ^ | Деятельность ученика |
Электрическое поле
Электрическое поле – это особая форма материи, существующая в пространстве вокруг заряженных тел, и проявляющаяся в том, что на любой заряд, помещенный в любую точку этого поля, будет действовать сила. Электрические заряды действуют друг на друга на расстоянии, и закон Кулона, определяющий количественную меру этого взаимодействия, не дает ответа на вопрос о его механизме. Объяснение этого явления дал английский физик Майкл Фарадей, выдвинувший гипотезу о существовании электрического поля. Согласно гипотезе Фарадея электрические заряды не действуют друг на друга непосредственно. Каждый из них создает в окружающем пространстве электрическое поле. Поле одного заряда действует на поле другого. Поле неподвижного заряда называют электростатическим.
Оно не меняется со временем. 
^ Силовые линии поля – линии напряжённости. Силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (–) заряде или на ?. С помощью силовых линий можно показать графическое представление электрических полей. Практически наглядное получение силовых линий поля можно показать с помощью электрофорной машины и электрических султанов. Поочерёдно, соединяя электрические султаны с электрофорной машиной, получаем наглядную демонстрацию графического представления электрических полей. Одновременно с опытом, с помощью кодоскопа на экран проецируется графическое представление поля.

Поле одиночного заряда: (демонстрация)
 а) поле одиночного положительного заряда: (графическое представление)
 б) Поле одиночного отрицательного заряда: (графическое представление)

в) поле двух разноимённых зарядов (опыт)
 г) поле двух разноимённых зарядов (графическое представление)

д) поле двух одноименных зарядов (опыт)   Е) поле двух одноименных зарядов (графическое представление)
^ называется отношение силы, с которой поле воздействует на точечный заряд, к величине этого заряда. Напряженность, как и сила, векторная величина. Направление вектора напряженности совпадает с направлением силы, действующей на положительный заряд. Электростатическое поле, не меняющееся со временем, создается только электрическими зарядами. Если помещать в одну и ту же точку поля разные точечные заряды, то оказывается, что сила, действующая на эти заряды прямо пропорциональна величине этих зарядов. Отношение силы, которая действует на помещенный в данную точку поля заряд, к величине этого заряда, будет зависеть только от свойств поля и не будет зависеть от свойств внесенного в это поле заряда. Поэтому такое отношение является силовой характеристикой поля, и называется напряженностью электрического поля.
Так как F~q то F=Eq, так как F-вектор; q-скаляр, то E-вектор.

в) Ответить на вопрос: В каких единицах измеряют напряженность электрического поля в Международной системе единиц?
1) Кл/м 2) Н·Кл 3 ) Н/Кл ^ Напряженность поля неподвижного точечного заряда можно вычислить, используя закон Кулона. Модуль напряженности поля неподвижного точечного заряда в данной точке прямо пропорционален величине этого заряда и обратно пропорционален квадрату расстояния от заряда до данной точки. Коэффициент пропорциональности тот же, что и в законе Кулона. Вектор напряженности направлен от заряда, если заряд положительный, и к заряду, если он отрицательный.
^ :
 Если в данной точке пространства существуют поля, создаваемые несколькими зарядами, то, напряженность в данной точке поля равна векторной сумме напряженностей полей, создаваемых каждым из этих зарядов. В этом состоит принцип суперпозиции (наложения) полей. При наложении полей от нескольких зарядов, эти поля не оказывают никакого влияния друг на друга, поэтому результирующая сила равна векторной сумме сил со стороны всех полей. Значит и суммарная напряженность находится как векторная сумма напряженностей всех полей.
^ Непрерывные линии, касательные к которым в каждой точке, через которую они проходят, совпадают с вектором напряженности, называются силовыми линиями электрического поля или линиями напряженности.
 Густота линий больше там, где напряженность поля больше. Силовые линии электрического поля, созданного неподвижными зарядами не замкнуты: они начинаются на положительных зарядах и заканчиваются на отрицательных. Электрическое поле, напряженность которого одинакова во всех точках пространства, называется однородным. Густота линий больше вблизи заряженных тел, где напряженность больше. Силовые линии одного и того же поля не пересекаются.
|
Учащиеся. Записывают в тетради новую тему.
Учащиеся. Ученики отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
| Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | Знания | Умения |
III. Первичная проверка понимания, закрепления новых знаний и способов деятельности
| 15 мин | Усвоение правильности и осознанности усвоения нового материала, выявления пробелов, неверных представлений и их корректировка | Понятие напряженности электрического поля
| Уметь определять какие | репродуктивный | индивидуальная |
| ^ | Деятельность ученика | Физический диктант: 1. Закон сохранения электрического заряда (формула) (Qобщ = ) 2. Закон Кулона (формула) ( ). 3. Вид материи, который осуществляет взаимодействие заряженных тел, находящихся на определённом расстоянии друг от друга (Электростатическое поле) 4. Единица измерения заряда (1 Кл) 5. Прибор для обнаружения электрического поля (Электрометр). 6. Формула напряжённости электрического поля ( ). 7. Единица измерения напряжённости ( ). 8. Каким прибором пользовался Ш. Кулон для исследования и вывода своего закона? (Крутильным динамометром или крутильными весами). 9. Силовая характеристика электрического поля (Напряжённость). 10. Показать графическое представление электрического поля одиночного положительного заряда.
 |
Учащиеся. Отвечают на вопросы теста, проводят самоконтроль с помощью учителя.
Учащиеся. Участвуют в обсуждении вопросов вызываемых затруднения.
| Этап учебного занятия

IV. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании | ^
5 мин
| Цель
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Компетенции | Методы
| Формы
фронтальная
| ^ | Знания | Умения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Учитель задает вопросы на закрепление.
1) Что нового узнали на уроке?
2) Что называется напряженностью электрического поля?
3) В каких единицах измеряется напряженность электрического поля?
4) В чем заключается принцип суперпозиции электрического полей?
5) Для чего вводятся силовые линии электрического поля?
^ задает домашнее задание для всех учащихся Учитель благодарит всех за урок. |
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся записывают информацию о домашнем задании. |
|