Домой

Программа вступительного испытания по предмету общее языкознание для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению «Лингвистика»




Скачать 98.54 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по предмету общее языкознание для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению «Лингвистика»
Дата15.01.2013
Размер98.54 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
II. Рекомендуемая литература
Подобные работы:


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению «Лингвистика»

(магистерские программы: Индоевропеистика, Когнитивные исследования: междисциплинарный подход к языку, Психо- и социолингвистика, Теория языка. История лингвистики. Сравнительная поэтика, Малые языки и языковая политика)

I. Содержание основных тем

I.1. Общие для всех профилей

  1. Когнитивная деятельность человека и место в ней языка. Язык и языки. Функции языка.

  2. Язык, речевая деятельность, текст. Их соотношение. Компоненты и уровни языка и речевой деятельности. Словарь и грамматика.

  3. Понятие языкового знака. Семантика, синтактика и прагматика знака. Знаки и фигуры. Основные типы и свойства языкового знака.

  4. Фонологический компонент языка. Сегментная и супрасегментная фонология. Связи фонологии с другими компонентами и уровнями языковой системы. Фонологическая типология языков.

  5. Морфологический компонент языка, его границы и связи с другими компонентами языка. Морфемика, морфонология, морфология.

  6. Морфема, слово, словосочетание: критерии выделения слова. Понятие слогоморфемы. Морфологическая типология языков (флексия и агглютинация).

  7. Синтаксический компонент языка. Разные способы описания синтаксической структуры предложения.

  8. Семантика как самостоятельный компонент языковой системы. Пропозиция. Модальные и коммуникативная рамки. Семантические роли и гиперроли.

  9. Лексическая семантика и грамматическая семантика. Понятие грамматической категории и граммемы. Типология грамматических категорий.

  10. Аспекты прагматики: референция, пресуппозиции, иллокутивные функции, перформативы. Постулаты Грайса.

I.2. Темы для поступающих на профиль «Когнитивные исследования: междисциплинарный подход к языку»

  1. Что такое когнитивная наука?

  2. Психолингвистика как часть когнитивной науки.

  3. Исследовательские методы в когнитивной науке.

  4. Основные характеристики процесса восприятия и их отражение в языке.

  5. Виды памяти. Расстройства памяти и язык.

  6. Естественный язык и коммуникативные системы животных. Сходства и различия.

  7. Патология языка и речи у взрослых.

  8. Специфика организации речи у билингвов и полиглотов.

  9. Процессы письма и чтения.

  10. Взаимоотношение языка и мышления. Гипотеза Сэпира–Уорфа.

I.3. Темы для поступающих на профиль «Теория языка. История лингвистики, Сравнительная поэтика»

  1. Язык и речь. Компоненты и уровни языка и речевой деятельности. Инварианты языковых единиц, их варианты и «экземпляры» в тексте.

  2. Функциональный аспект фонетики. Понятие фонемы. Фонематические и нефонематические различия. Выделимость фонемы и ее функции. Дифференциальные признаки фонем.

  3. Варьирование фонемы. Дистрибуция фонем и их вариантов. Ограничение сочетаемости фонем на синтагматической оси. Понятие дифференциального признака. Типы оппозиций.

  4. Понятие чередования, типы чередований.

  5. Лексическое значение слова. Денотат и концептуальное значение. Коннотации (эмоциональные, стилистические и т.д.). Общее лексическое значение и частные референциальные значения слова.

  6. Специфика грамматического значения. Грамматические значения и способы их выражения. Грамматическая категория.

  7. Основные грамматические категории глагола, их краткая характеристика.

  8. Основные грамматические категории имени, их краткая характеристика.

  9. Понятие морфемы. Вычленение морфемы. Сегментные и несегментные морфемы.

  10. Корни и аффиксы. Классификация аффиксов по их позиции относительно корня. Варьирование морфемы. Понятие алломорфемы (алломорфа). Омосемия, полисемия и омонимия морфем.

  11. Части речи как лексико-грамматические категории высшего порядка. Принципы их выделения.

  12. Сравнительно-историческое языкознание и понятие родства языков. Лингвистическая типология и ее специфика (на фоне сравнительно-исторического языкознания).


I.4. Темы для поступающих на профиль «Психо- и социолингвистика»

I.4.1. Маршрут «Психолингвистика»:

  1. Что такое психолингвистика и нейролингвистика?

  2. История возникновения и основные этапы формирования психолингвистики.

  3. Исследовательские методы в психолингвистике.

  4. Патология языка и речи у взрослых.

  5. Специфика организации речи у билингвов и полиглотов.

  6. Экспериментальное изучение лексики и синтаксиса.

  7. Процессы письма и чтения.

  8. Взгляды Л. С. Выготского и Ж. Пиаже на формирование интеллекта и речи ребенка.

  9. Эксперимент в языкознании. Роль “отрицательного” языкового материала (Л. В. Щерба).

  10. Взаимоотношение языка и мышления. Гипотеза Сэпира–Уорфа.

I.4.2. Маршрут «Социолингвистика»:

  1. Предмет социолингвистики. Основные социолингвистические школы

  2. Методы социолингвистических исследований

  3. Что понимается под «социальной дифференциацией языка»? Какие социальные варианты языка Вам известны?

  4. Что понимается под «функциональной дифференциацией языка»? Охарактеризуйте функциональные варианты языка

  5. Мотивация переключения кодов в речевом поведении говорящего

  6. Проблемы сохранности языкового фонда планеты. Языковой сдвиг, его факторы и причины, темп протекания

  7. Понятие языковой ситуации. Опишите изменения в языковой ситуации одной из стран постсоветского пространства или в одном из субъектов РФ в 90x годах XX века

  8. Стандартный (литературный) и нестандартные варианты языка. Их функции в обществе

  9. Изучение отношения к языку. Теория и методы исследования языковых оценок

  10. Языковая политика, объем понятия. Современные принципы государственной политики в отношении языковых меньшинств

I.5. Вопросы для поступающих на профиль «Индоевропеистика»

  1. Как сравнивают языки.

  2. Языки России (подход к лингвистической карте).

  3. Уровень фонетики при сравнении языков.

  4. Реконструкция индоевропейских ларингальных фонем.

  5. Морфология имени в индоевропеистике.

  6. Морфология глагола в индоевропеистике.

  7. Элементы сравнительного синтаксиса.

  8. Элементы сравнительной лексикологии.

  9. Основные моменты в истории индоевропеистики.

  10. Роль отечественных учёных в индоевропеистике.

I.6. Вопросы для поступающих на профиль «Малые языки и языковая политика»

  1. Что такое социолингвистика? Задачи и методы социолингвистики.

  2. Что такое «функциональный вариант языка»?

  3. Понятия языковой политики, языкового планирования, языкового строительства.

  4. Объекты, субъекты, инструменты языковой политики.

  5. Классификации языков мира.

  6. Языки России на лингвистической карте.

  7. Проблема «язык и диалект».

  8. Классификация языков мира с точки зрения из жизнеспособности. Понятие исчезающего языка. Факторы, влияющие на жизнеспособность языка.

  9. Предпосылки языковой смерти. Что такое языковой сдвиг?

  10. Документирование языка как научная и техническая проблема.

^ II. Рекомендуемая литература

К тесту и к письменным вопросам по языкознанию соответствующие главы из учебников:

  1. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., любое издание.

  2. Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977.

  3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., любое издание.

К устной части экзамена:

для поступающих на профиль «Когнитивные исследования: междисциплинарный подход к языку»

  1. http://www.genlingnw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/index.html

  2. http://www.genling.nw.ru/Staff/Psycholinguistics/Art.htm

  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука. 2006. Т.1, Т.2.

  4. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

  5. Леонтьев А. А. Деятельный ум. М, “Смысл”, 2001.

  6. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 2007.

  7. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 2003.

  8. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.

  9. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2003.

  10. Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997.

  11. Черниговская Т. В. Мозг и язык: полтора века исследований. // "140 лет кафедре общего языкознания", СПб, 2004, 16–34.


для поступающих на профиль «Теория языка. История лингвистики, Сравнительная поэтика»

  1. Касевич В.Б. Труды по языкознанию. СПб., 2006.

  2. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977, 2009 (в печати).

  3. Козинцев А.Г. Происхождение языка: новые факты и теории // Теоретические проблемы языкознания. СПбГУ, 2004.

  4. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов / Авт.-сост. В.М. Алпатов, А.Д. Вентцель, В.Б. Городецкий и др. М., 1983

  5. Маслов Ю.С. Избранные труды. Аспектология. Общее языкознания. М. 2004.

  6. Методические указания к практикуму по введению в языкознание / Авт.-сост. Е.И. Грехова. СПб., 2003.

  7. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004.

  8. Норман Б.Ю. Лингвистические задачи. Учебное пособие для студентов аспирантов, преподавателей-филологов. М., 2006.

  9. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996.

  10. Разумное поведение и язык. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка. М., 2008.

  11. Сусов И.П. Введение в языкознание: учеб. для студентов лингвистических и филологических специальностей. М., 2007.

  12. Черниговская Т.В. Мозг и язык: полтора века исследований // Теоретические проблемы языкознания. СПбГУ, 2004.

  13. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995; М., 2005.

  14. Широков О.С. Языковедение. Введение в науку о языках. М., 2003.


для поступающих на профиль «Психо- и социолингвистика»

Маршрут «Психолингвистика»:

  1. http://www.genlingnw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/index.html

  2. http://www.genling.nw.ru/Staff/Psycholinguistics/Art.htm

  3. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 1999.

  4. Леонтьев А. А. Деятельный ум. М., 2001.

  5. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 2007.

  6. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 2003.

  7. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.

  8. Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М., 2003.

  9. Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997.

  10. Черниговская Т. В. Мозг и язык: полтора века исследований. // "140 лет кафедре общего языкознания", СПб, 2004, 16–34.

Маршрут «Социолингвистика»:

  1. Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация / Под ред. Л. П. Крысина. Москва, 2003. Введение, часть I. Части 2,3,4 выборочно

  2. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика. Социология языка. СПб, 2004. Гл.1-6,8

  3. Беликов В. И. и Крысин Л. П. Социолингвистика. Москва, 2001. Главы 1, 2, 4, 5 и приложение

  4. Новое в лингвистике. Вып.7.Социолингвистика. М.,1975

  5. У. Лабов Исследование языка в его социальном контексте

  6. Э. Хауген Лингвистика и языковое планирование.

  7. Ч. Фергюсон Автономная детская речь в шести языках

  8. Д. Хаймс Этнография речи

  9. Сайт кафедры общего языкознания www.genling. nw.ru\main.htm Социолингвистика

  10. www.philology.ru

  11. Алпатов В. М. Языковая ситуация в регионах современной России // Отечественные записки. М., 2005, № 2 (www.philology.ru)

  12. Крысин Л. П. О русском языке наших дней \\ Изменяющийся языковой мир. - Пермь, 2002 http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-02.htm


для поступающих на профиль «Индоевропеистика»

  1. Бенвенист Э. Индоевропейское именное словообразование. М., 1955.

  2. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995

  3. Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984.

  4. Герценберг. Л. Г. Морфологическая структура слова в древних индоарийских языках. Л., 1972.

  5. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.- Л., 1938.

  6. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 1954.

  7. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXI . Новое в современной индоевропеистике. М., 1988.

  8. Савченко А. Н. Введение в сравнительное языкознание. М., 1974.

  9. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980.

  10. Тронский И.М. Общеиндоевропейское языковое состояние (Вопросы реконструкции). Л., 1967.


для поступающих на профиль «Малые языки и языковая политика»

  1. Алпатов В. М. 150 языков и политика: 1917–2000. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М., 2000.

  2. Архипов А. В. Документирование малых языков: научные и технические аспекты // Языковое разнообразие в киберпространстве: российский и зарубежный опыт. Сборник аналитических материалов. М., 2008. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27500&p_page=8

  3. Вахтин Н. Б., Головко Е. В. Социолингвистика и социология языка. Учебное пособие. СПб., 2004.

  4. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. М., 1977.

  5. Дьячков М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонациональных) государствах. М., 1996.

  6. Нерознак В. П. Языковая реформа (1990-1995) // Вестник РАН. Т. 66. № 1. 1996. http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=b15f22c8-1300-4224-978b-7e55d9a43782

  7. Швейцер А. Д. Социолингвистика // ЛЭС. М., 1990. С. 481 482. http://www.durov.com/linguistics1/shveytser-90.htm


III. Организационно-методический раздел

Вступительное испытание включает письменную и устную часть.

Письменная часть (общая для всех профилей):

1. Тест по курсу «Введение в языкознание» (30 вопросов).

2. Развернутый ответ на один вопрос из вышеприведенного списка тем.

Устная часть

1. Ответ на частный теоретический вопрос (по соответствующим профилям подготовки).

2. Беседа (на русском языке) с экзаменатором на основе специального текста на иностранном языке (английский/французский/немецкий/испанский в зависимости от основного изучаемого языка абитуриента) (для всех профилей).



Скачать 98.54 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты