Домой

Программа дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения




Скачать 175.18 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения
Дата15.01.2013
Размер175.18 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Цели и задачи дисциплины
Тематическое содержание дисциплины
2.2. Французский реализм
О.де Бальзака.
Г. Флобера
Группа "Пар­нас"
2.3. Английский реализм
2.4. Немецкая литература второй трети хiх века
2.5. Поздний американский романтизм
Тексты художественных произведений
Академические издания
Специальные работы по курсу
5. Вопросы к экзамену
Подобные работы:



Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


ИТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХВ.

ЧАСТЬ 2. РЕАЛИЗМ


Учебная программа дисциплины


Для специальности № 031001 «Филология», 030601 «Журналистика»

Дневной формы обучения


Красноярск 2009

Одобрено на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

Зав. кафедрой._________________

«__»______ 2009 г.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология» и «Журналистика»


УДК (ББК)


Автор-составитель С.А. Андреева


История зарубежной литературы ХIХ века. Часть 2. Реализм: Учебная программа дисциплины. Красноярск, 2009. 15 с. Предназначена для специальности № 031001 «Филология», № 030601 «Журналистика» дневной формы обучения


© СФУ, 2009

© С.А. Андреева,



  1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Курс "История зарубежной литературы ХIХ века. Часть 2. Реализм" охватывает 30-70-е гг. ХIХ столетия в развитии западно­европейских литератур и литературы США.

Программа содержит описание проблематики лекционно­го курса в ее наиболее существенных аспектах. Учтены различ­ные национальные традиции (французская, английская, немецкая, американская литературы), обозначены основные эстетические и художественные тенденции, дана характеристика творчества круп­нейших писателей. Серьезное знакомство с зарубежной литерату­рой этого периода позволит яснее представить ход развития русской литературы как части общеевропейского литературного про­цесса. В программе представлен список художественных текстов, рекомендуемых учебных пособий и критических исследований, перечень вопросов к экзамену (зачету).

По изучении курса студент должен показать знание текстов художественных произведений и критической литературы, уметь анализировать их, учитывая историко-литературный кон­текст эпохи.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ. РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

2 ч



19 век - одна из интереснейших эпох в истории че­ловечества, время глубоких политических, социально-экономиче­ских потрясений. "Век революций" и век либерализма. Ранний период в развитии капитализма. Промышленный переворот, урба­низация.

Реализм как постромантическая художественная сис­тема ХIХ – ХХ веков. Утверждение реализма как литературного на­правления и ведущего художественного метода в 30-40-е годы ХIХ века. Проблема термина "реализм". Философские и эстетиче­ские предпосылки формирования реализма. Связь с ренессансной, просветительской и романтической эстетикой.

Сущность реалистического метода. Принцип типизации, обязательность взаимодействия между характером и обстоятель­ствами. Герой - человек определенной эпохи и среды. Эволюция характера. Углубление психологизма. Ориентация писателей на аналитическое начало, обращение к социально-историческим за­кономерностям. Принцип историзма. Объективность и выражение авторской позиции. Система жанров реалистической литературы, важное место, отводимое в ней роману.

Существенность национальных черт и различия в рам­ках одной национальной традиции. Реализм как литературное направление во Франции и Англии, особенности развития литера­туры 30-70-х годов ХIХ века в Германии и США. Два основных этапа в истории классического реализма.


^ 2.2. ФРАНЦУЗСКИЙ РЕАЛИЗМ

12 ч


Социально-политическая ситуация во Франции 30-70-х годов ХIХ века. Борьба и взаимодействие романтизма и реализма. 30-40-е годы - первый этап в становлении французской реалисти­ческой литературы.

Поэзия П.К.Беранже. "Предисловие к сборнику 1837 г.". Структура народных песен Беранже, особенности лексики.

Сочетание романтических и реалистических тенден­ций в творчестве П.Мериме. Литературные мистификации. Поиски жанровой свободы в "Театре Клары Газуль", история создания и тематика баллад "Гюзлы". "Гюзла" и "Песни западных славян" А.С.Пушкина. Исторические сюжеты у Мериме. Драма "Жакерия". Роман "Хроника времен Карла IX" - полемика с концепцией ро­мантического исторического романа. Новеллы Мериме: специфика жанра, особенности композиции, образ рассказчика. Новеллы о нравах и жизни светского общества ("Этрусская ваза", "Двойная ошибка", "Арсена Гийо"); новеллы с "местным колоритом" и об­разом "естественного человека" ("Таманго", "Коломба", "Матео Фальконе", "Кармен"); новеллы с фантастическими мотивами ("Ду­ши чистилища", "Венера Илльская", "Локис", "Джуман"). Мериме и русская литература.

Формирование мировоззрения Ф.Стендаля. Работы по истории музыки и живописи ("Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио", "Жизнь Россини", "История живописи в Италии"), путевые заметки ("Рим, Неаполь и Флоренция", "Прогулки по Ри­му"). Обоснование эстетических принципов Стендаля в тракта­те "Расин и Шекспир" (искусство, обращенное к современности, удовлетворяющее ее эстетические потребности, отражающее спе­цифику эпохи; писатель - историк и политик; образ романа-зер­кала). Романтические традиции в первом романе Стендаля "Арманс". Герой и среда в романе, анализ "человеческого сердца". "Красное и черное" - "хроника 19 века". Общественная жизнь Франции времен Реставрации : провинция и столица; аристокра­тия, буржуазия и духовенство. Судьба талантливого плебея Жюльена Сореля: характер, утверждающий себя в обстоятельст­вах, и обстоятельства, преобразующие характер. Честолюбие ге­роя, вдохновленного примером Наполеона. Роль образов Луизы де Реналь и Матильды де Ла Моль. Значение заключительных глав романа. Психологизм романа. Символика названия. "Люсьен Ле­вен" - еще одна история молодого человека, вступающего в жизнь. Различия между Жюльеном Сорелем и Люсьеном Левеном. Анализ государственной системы Июльской монархии в романе. Тема Ита­лии в творчестве Стендаля. Сборник "Итальянские хроники" и место в нем новеллы "Ванина Ванини". Конфликт и образная сис­тема романа "Пармская обитель". История Фабрицио дель Донго. Традиции Стендаля в романе ХХ века.

Этапы творческого пути ^ О.де Бальзака. Ранние произведения. Статьи и очерки в парижской прессе. Исторический роман «Шуаны», романтические тенденции, традиции романов В. Скотта. Мировоззрение и эстетические взгляды Бальзака. Бальзак – реалист (обращение к современности, выражение духа эпохи, создание типов «путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров», показ движения истории через частные судьбы отдельных людей, укрупнение действительности, придание типичным обстоятельствам наиболее полного, законченного выражения). Проблематика и структура цикла «Человеческая комедия». Смысл названия. Задачи, которые ставит автор в «Этюдах о нравах», «Философских этюдах», «Аналитических этюдах». Особенности композиции и полифоничность романов Бальзака. Трактовка «вечного образа» скупого в повести «Гобсек»: герой – «скряга и философ»; соотношение типичного и исключительного. Драма частной жизни в романе «Евгения Гранде». Феликс Гранде – новый тип скупого. Эволюция образа Шарля. Разрушение семейных отношений как общественная проблема в «Полковнике Шабере», «Деле об опеке», «Отце Горио». История молодого человека в романе «Отец Горио», выбор жизненного пути Эженом де Растиньяком. Смысл заглавия романа «Утраченные иллюзии». Образы Люсьена де Рюбампре и Давида Сешара. Проблема «художник и общество». «Содружество» д’Артеза и мир журналистики Лусто. Продолжение истории Люсьена в «Блеске и нищете куртизанок». Значение образа аббата Карлоса Эрреры (беглого каторжника Жака Коллена). Фантастика как средство изображения действительности в романе «Шагреневая кожа». Символический образ шагреневой кожи – «мерка» человеческой жизни, соединение желаний и возможностей. Двойственность натуры Рафаэля де Валантена. тема искусства и образ художника в «Неведомом шедевре».

50-60-е годы – второй этап в развитии французского реалима. Эпоха Второй империи.

Эстетические взгляды ^ Г. Флобера, традиции и новаторство в его творчестве. Флобер и Бальзак. Исторический пессимизм Флобера, неприятие буржуазии. Предвосхищение натурализма и декаданса в эстетике Флобера. Полемика с романтизмом, требование объективности, сближение искусства и науки, «анатомическая" структура романов Флобера. Образ "башни из слоновой ко­сти" и притяжение земной реальности. Исключительное внимание к художественной форме, стилю. "Мир цвета плесени" - предмет изображения в романе "Госпожа Бовари". Тема романтических ил­люзий, разрыва между мечтой и действительностью. Трагическое начало в образе Эммы. Понятие "боваризма". Особенности поэти­ки романа. Исторический роман "Саламбо". "Воспитание чувств" - история одного молодого человека", вырастающая в портрет по­коления "неудачников". Вина обстоятельств и ответственность героя в процессе "воспитания чувств". Изображение революцион­ных событий 1848 года в романе. Углубление скептицизма Флобе­ра в драме "Искушение святого Антония" и романе "Бювар и Пекюше". Восприятие мира воинствующим ограниченным обывателем в "Лексиконе прописных истин". Проблематика новеллы "Простая душа".

Французская поэзия середины ХIХ века. ^ Группа "Пар­нас" и ее эстетические принципы. Коллективные сборники сти­хотворений "Современный Парнас". Шарль Леконт де Лиль, Теофиль Готье, Теодор де Банвиль, Жозе-Мария де Эредиа. Теория "чистого искусства". Отдаленность от социальных вопросов со­временности и преобладающий интерес к прошлому, служение пре­красному в удалении от суеты. Ослабление эмоциональности, "безличное" письмо. Самоценность формы.

Поэтический сборник Ш.Бодлера "Цветы зла". Смысл названия. Концепция болезненной красоты мира, принцип эсте­тизации зла. Образ поэта ("Альбатрос", "Больная муза", "Му­зыка", "Гэаутонтиморуменос"). Циклы любовных стихов (к Жан­не Дюваль, к Аполлонии Сабатье, к Мари Добрен). Картины па­рижской жизни ("Вино тряпичников", "Семь стариков", "Сумер­ки"). Бодлер как предшественник символистов. Программное стихотворение "Соответствия".


^ 2.3. АНГЛИЙСКИЙ РЕАЛИЗМ

10 ч


Социально-политическая обстановка в Англии 30-70-х годов ХIХ века. Парламентская реформа 1832 года. Политизация общества. Подъем рабочего движения. "Закон о бедных". Чартизм и чартистская литература. Начало викторианской эпохи.

Реалистическая традиция в английской литературе. Значение просветительского романа. Взаимопроникновение роман­тизма и реализма. Расцвет романа, эволюция жанра. Три основных периода в историко-литературном процессе: 30-е,40-е,50-60-е годы.

Этапы жизни и творчества Ч.Диккенса. Диккенс-жур­налист. Описание городской жизни, зарисовки характерных типов лондонского населения в "Очерках Боза". Произведения 30-х го­дов. "Посмертные записки Пиквикского клуба": сюжет, компози­ция, персонажи. Комическая стихия в романе. Мир детства в ро­манах Диккенса, идеальные образы детей. Утопичность нравствен­ной концепции в "Оливере Твисте", тема "добра" и "зла" как од­на из ведущих в творчестве Диккенса. Зло социальное и нравст­венное. Проблемы воспитания и образования в "Николасе Никльби". Романтические, сказочные мотивы в "Лавке древностей", Нелл как символ добра. Исторический роман "Барнаби Радж". Поездка Диккенса в Америку в 1842 году. Серия очерков "Американские заметки". Роман "Мартин Чезлвит": путешествие-испытание ге­роя; тема "больших надежд" и крушения иллюзий. "Рождествен­ские повести" - попытка преодоления социального пессимизма. Возможность преображения личности, духовного возрождения в "Рождественской песни в прозе" (образ Скруджа). Продолжение темы в романе "Домби и Сын". Социальная и нравственная проб­лематика, собственничество - доминирующая черта характера. Символика заглавия романа. Переплетение человеческих судеб как проявление закономерностей общественной жизни. Эволюция образа ребенка (Поль Домби). Усложнение психологических ха­рактеристик героев. Философское звучание романа. Творчество Диккенса в 50-е годы. Процесс становления характера, нравст­венного формирования личности в романе "Дэвид Копперфильд". Вариация темы "больших надежд". Автобиографические мотивы в романе. "Холодный дом", "Тяжелые времена", "Крошка Доррит" - критика общественных институтов в своеобразной трилогии Диккенса, раскрытие социальных "тайн". Новые черты реализма в творчестве 60-х годов. Психологизм, символика, иное представ­ление детективных сюжетов. История молодого человека, тема "ожиданий и утраченных иллюзий" в романе "Большие надежды". "Большие надежды" Диккенса и "Утраченные иллюзии" Бальзака. Особенности поэтики "Тайны Эдвина Друда". Своеобразие ху­дожественного метода Диккенса, творческая эволюция. Романы Диккенса в оценке русских писателей и критиков (Белинский, Достоевский, Л.Толстой, Горький). Диккенс и литература 20 века.

Сатирический характер творчества У.М.Теккерея. "Лекции мисс Тикльтоби по истории Англии", "История будущей французской революции". "Книга снобов" - сборник очерков, составляющих панораму английской жизни, социально-политическую, экономическую и культурную. Атмосфера викторианства с прису­щим ему снобизмом. Связь "Книги снобов" с романом "Ярмарка тщеславия". Проблема "романа без героя". Эмилия Седли и Ребекка Шарп. Символика заглавия. Образ Кукольника, руководящего спектаклем. Вариация "романа воспитания" в "Истории Пенденниса". Семейная хроника "Ньюкомы". Жанровая специфика "Истории Генри Эсмонда": мемуары, исторический роман, психологический роман. Совмещение точек зрения. Теккерей - редактор журнала "Корнхилл мэгезин", статьи по вопросам эстетики. "Виргинцы" - последний большой роман Теккерея. Теккерей в России.

Многообразие английской литературы 30-60-х годов ХIХ века. "Блестящая плеяда" романистов. Постромантическая ли­тература. Полемика с ньюгейтским романом. Общая характеристи­ка творчества Б. Дизраэли и Э. Булвер-Литтона. Переплетение ро­мантических и реалистических тенденций в романах сестер Ш. и Э.Бронте ("Джейн Эйр" и "Грозовой перевал"). Становление чартизма, социальные и этические конфликты эпохи в романе Э.Гаскелл "Мери Бартон". "Сенсационная" школа письма. У.Кол­линз - мастер детектива ("Женщина в белом", "Лунный камень"). Сближение эстетики Дж.Элиот с принципами натурализма и эти­ческая интерпретация идей Спенсера. Сельская Англия, "сцены из жизни" в романах писательницы. Проблема наследственности и темперамента в романе "Мельница на Флоссе". Картины быта провинциального города в романе "Миддлмарч". Духовная атмосфе­ра эпохи, образ Доротеи Брук. Психологизм произведений Э.Троллопа. Романы о провинциальной жизни ("барсетширский цикл") и о парламентской политике. "Автобиография" Троллопа. Интеллек­туальные, иронично-пародийные сказки Л.Кэрролла "Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье".


^ 2.4. НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ТРЕТИ ХIХ ВЕКА

4 ч


Социально-политическая ситуация в Германии. Уси­ление политических тенденций в литературе, отражение в ней разных направлений общественной мысли. Общественная функция литературы. Группа писателей "Молодая Германия" (К.Гуцков, Л.Винбарг, Г.Лаубе и др.). Проблема романтизма. Историко-мифологические драмы Ф.Геббеля. Эстетика и творчество Г.Бюхнера. Своеобразие его художественной манеры в драмах "Смерть Дантона" и "Войцек". Творчество Р.Вагнера. Поэзия Г.Гервега и Г.Веерта. Формирование мировоззрения Г.Гейне. Структура сборника "Книга песен" (циклы "Юношеские страдания", "Лири­ческое интермеццо", "Возвращение", "Северное море"). Образ лирического героя. Романтические традиции в сборнике. Ирония Гейне. Цикл "Современные стихотворения". Гейне как автор "Путевых картин", "Путешествия по Гарцу", "Книги ле Гран": своеобразие жанра. Тема судьбы родины в поэме "Германия. Зим­няя сказка". Лиро-эпический характер произведения. Позднее творчество Гейне. Сборник "Романсеро" ("Истории", "Ламента­ции", "Еврейские мелодии").


^ 2.5. ПОЗДНИЙ АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

4 ч

Социально-политическая обстановка в Америке сере­дины ХIХ века. Гражданская война 1861-1865 гг. Ликвидация рабства. Рост промышленности, урбанизация, стремительное освое­ние западных территорий. Роль региональных особенностей в развитии американской литературы.

Трансцендентализм как литературно-философское тече­ние. Деятельность Р.У.Эмерсона, Г.Д.Торо. Н.Готорн и мораль­но-психологическое направление в американском романтизме. Но­веллистика Готорна. Черты исторического, нравоописательного и психологического романа в "Алой букве". Роль символа и аллего­рии, связь с идеями трансцендентализма.

Аболиционистская литература. Публицистика и поэзия времен Гражданской войны. Философское начало в поэзии Э.Дикинсон.

Формиро­вание мировоззрения Г.Мелвилла. Раннее творчество ("Тайпи", "Ому"): жизнь "естественного" человека и буржуазная цивили­зация. Роман "Марди" - новый этап в творческой эволюции Мелвилла. "Моби Дик, или Белый Кит" - философский роман-прит­ча. Влияние творчества Мелвилла на американских писателей 20 века (Э.Хемингуэй, У.Фолкнер).

У.Уитмен. Демократические взгляды, связь с аболи­ционизмом. Трансцендентализм как философская основа творче­ства, история создания и композиция "Листьев травы". Связь с романтическими традициями и зарождение реалистических тен­денций. Особенности поэтического стиля. Новые стихотворения периода Гражданской войны. Урбанистические мотивы, индустри­альная тематика. Уитмен и мировая поэзия.


3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

^

ТЕКСТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ



1. П.Мериме. Хроника времен Карла IX. Новеллы (4-5).

2.Ф.Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель. Итальянские хроники (2-3 новеллы).

3.О.Бальзак. Гобсек. Евгения Гранде. Отец Горио. Утраченные иллюзии. Шагреневая кожа. Неведомый шедевр.

4.Г.Флобер. Госпожа Бовари. Воспитание чувств. Простая душа.

5.Ш.Леконт де Лиль. Лирика.

6.Ш.Бодлер. Цветы зла.

7.Ч.Диккенс. Посмертные записки Пиквикского клуба. Приключе­ния Оливера Твиста. Домби и Сын. Холодный дом. Большие надежды.

8.У.Теккерей. Ярмарка тщеславия. История Генри Эсмонда.

9.Ш.Бронте. Джейн Эйр.

10.Г.Гейне. Германия.Зимняя сказка. Лирика.

11.Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит.

12.У.Уитмен. Листья травы.

^

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ





  1. История всемирной литературы: В 9 т.-Т.6,7.-М.,1989,1991.

  2. История английской литературы: В 3 т.-Т.З.-М.-Л.,1958.

  3. История немецкой литературы: В 5 т.-Т.3,4.-М.,1966,1968.

  4. История французской литературы: В 4 т.-Т.2.-М.,1956.



^

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ





  1. Затонский Д.В. Европейский реализм ХIХ века: Линии и лики. - Киев,1984.

  2. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. - М.,1977.

  3. Пузиков А.И. Портреты французских писателей. - М., 1981.

  4. Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. - М., 1969.

  5. Фрестье Ж. Проспер Мериме / Пер. с франц.-М.,1987.

  6. Нерлих М. Стендаль/пер.с нем.- Челябинск, 1999

  7. Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерст­ва и психологии писателя. - М.-Л., 1960.

  8. Реизов Б.Г. Стендаль. Годы ученья. - Л.,1978.

  9. Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. - Л., 1974.

  10. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. - Л.,1978.

  11. Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. - М., 1958.

  12. Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия / Пер.с франц. - М., 1967.

  13. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М., 1970.

  14. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака / Пер. с франц. - М., 1983.

  15. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. - М., 1961.

  16. Резник Р.А. "Философские этюды" Бальзака. - Саратов, 1983.

  17. Реизов Б.Г. Бальзак: Сб.ст. - Л.,1960.

  18. Рыбак Н.С. Ошибка Оноре де Бальзака / Пер. с украинcк. - М., 1979.

  19. Сиприо П. Бальзак без маски/ пер.с франц.- М.,2003

  20. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. - М., 1955.

  21. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. - М., 1955.

  22. Нольман М.Л. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. - М., 1979.

  23. Диттрич Т.В. Повседневная жизнь викторианской Англии.-М., 2007

  24. Ивашева В.В. Английский роман ХIХ века в его современном зву­чании. - М. ,1990.

  25. Ивашева В.В. Творчество Диккенса. - М., 1954.

  26. Катарский И.М. Диккенс. - М., 1960.

  27. Катарский И.М. Диккенс в России: Середина ХIХ века. - М., 1966.

  28. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М.,1959.

  29. Пирсон X. Диккенс. - М., 2001.

  30. Сильман Т.И. Диккенс: Очерки творчества. - Л., 1970.

  31. Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания. - М., 1990.

  32. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. - М., 1975.

  33. Урнов М.В. Неподражаемый Чарльз Диккенс. - М., 1990.

  34. Честертон Дж. К. Чарльз Диккенс. - М., 2002.

  35. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. - М., 1958.

  36. Уильям Мейкпис Теккерей: Творчество. Воспоминания. - М., 1989.

  37. Ремизов Б.Б. Элизабет Гаскелл. Очерк жизни и творчества. - Киев, 1974.

  38. Тугушева М.П. В надежде правды и добра: Портреты писательниц. - М., 1989.

  39. Тугушева М.П. Шарлотта Бронте: Очерк жизни и творчества. - М., 1982.

  40. Гейне в воспоминаниях современников.-М.,1988.

  41. Гиджеу С.П. Лирика Генриха Гейне. - М., 1983.

  42. Гордон Я.И. Генрих Гейне. - Душанбе, 1967.

  43. Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. - М., 1963.

  44. Дейч А.И. Судьбы поэтов. Гельдерлин. Клейст. Гейне.-2-е изд. - М., 1974.

  45. Дмитриев А.С. Г.Гейне. - М., 1967.

  46. Пронин В.А. "Стихи, достойные запрета": Судьба поэмы Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка". - М., 1986.

  47. Стадников Г.В. Генрих Гейне. - М., 1984.

  48. Шиллер Ф.П. Г.Гейне. - М.,1962.

  49. Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. - М., 1981.

  50. Ковалев Ю.В. Г.Мелвилл и американский романтизм. - Л., 1972.

  51. Ковалев Ю.В. От «Шпиона» до «Шарлатана».-СПб., 2003

  52. Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. – М.,1982.

  53. Мендельсон М.О. Жизнь и творчество Уитмена. - М.,1969.

  54. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. - М., 1981.

  55. Чуковский К.И. Мой Уитмен: Очерки о жизни и творчестве; Избранные переводы из "Листьев травы"; Проза. - М., 1969.



^ 5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


1. Реализм как художественный метод и литературное направление. Особенности развития реализма в разных странах Европы.

2. Французский реализм ХIХ века (первый этап). Сочетание роман­тических и реалистических тенденций в творчестве П. Мериме, проблематика и поэтика его новелл.

3. "Хроника времен Карла IX" П. Мериме как исторический роман.

4. Эстетические принципы Ф. Стендаля (трактат "Расин и Шекспир"). Тема Италии в творчестве Стендаля, связь с романтизмом. Сборник "Итальянские хроники".

5. Конфликт и образная система романа Стендаля "Пармская оби­тель".

6. "Красное и черное" Стендаля - "хроника 19 века". Тема мо­лодого человека в романе. Символика и психологизм романа.

7. Мировоззрение и эстетические взгляды О. Бальзака. Пробле­матика и структура цикла "Человеческая комедия". Тема искусства и образ художника в "Неведомом шедевре".

8. Особенности композиции повести О. Бальзака "Гобсек". Трак­товка "вечного образа" скупого.

9. Драма частной жизни в романе О. Бальзака "Евгения Гранде". Феликс Гранде - новый тип скупого. Эволюция образа Шарля.

10. Полифоничность романа О. Бальзака "Отец Горио". История молодого человека как основная тема произведения.

11. Смысл заглавия романа 0.Бальзака "Утраченные иллюзии". Тема "художник и общество", проблема "несостоявшегося гения".

12. Своеобразие художественного метода О.Бальзака в романе "Шагреневая кожа".

13. Второй этап в развитии французского реализма. Группа "Пар­нас" и ее эстетические принципы. Поэзия Ш. Леконт де Лиля.

14. Ш. Бодлер как предшественник символистов. Поэтический сбор­ник «Цветы зла»: смысл названия, принцип эстетизации зла, тема "поэт и общество".

15. Эстетические взгляды Флобера, традиции и новаторство в его творчестве. Тема романтических иллюзий, разрыва между меч­той и реальностью в романе "Госпожа Бовари".

16. История Фредерика Моро как вариант темы молодого человека в романе Г. Флобера "Воспитание чувств".

17. Проблематика и поэтика новеллы Г. Флобера "Простая душа".

18. Особенности развития реализма в английской литературе 30-70-х гг. ХIХ века. Викторианская эпоха. Расцвет романа, эволюция жанра. "Джейн Эйр Ш.Бронте как социально-пси­хологический роман, романтические традиции в нем.

19. Общая характеристика творчества Ч. Диккенса. Проблематика и поэтика его романов. Своеобразие художественного метода писателя, творческая эволюция.

20. "Посмертные записки Пиквикского клуба" Ч.Диккенса: сюжет, композиция, персонажи. Комическая стихия в романе.

21. Мир детства в произведениях Ч.Диккенса. Жанровая специфи­ка "Приключений Оливера Твиста". Тема "добра" и "зла" в романе, дидактические элементы в ее трактовке.

22. "Домби и Сын" Ч. Диккенса как социально-психологический роман. Усложнение психологических характеристик героев. Символика романа.

23. Творчество Ч. Диккенса в 50-е гг. 19 в. "Холодный дом", "Тяжелые времена", "Крошка Доррит" как социальная три­логия.

24. Новые черты реализма в позднем творчестве Ч.Диккенса. Тема "ожиданий и утраченных иллюзий" в "Больших надеж­дах". история молодого человека в романе. Роль детек­тивных элементов.

25. Сатирический характер творчества У.Теккерея. Социально-психологические типы современников автора в "Книге сно­бов". "Ярмарка тщеславия" - "роман без героя".

26. Жанровая специфика "Истории Генри Эсмонда" У.Теккерея.

27. Немецкая литература второй трети 19 века. Лирика Г.Гейне. Структура сборника "Книга песен", связь с романтическими традициями.

28. Тема судьбы родины в поэме Г.Гейне "Германия. Зимняя сказ­ка". Лиро-эпический характер произведения.

29. Американская литература середины 19 века. Художественное своеобразие поэтического сборника У. Уитмена "Листья травы". Проблема творческого метода Уитмена.

30. Творчество Г. Мелвилла. Синтез реального и символического в философском романе "Моби Дик, или Белый Кит".


Скачать 175.18 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты