Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе». – М., Дрофа, 2008) и программы по литературе Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого (Г.И. Беленький, Ю.И. Лыссой. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. – М., Мнемозина, 2006).
Предназначена для преподавания литературы в общеобразовательном учреждении гуманитарного профиля (гимназии).
Разработана для классов с расширенным изучением литературы
Программа нацелена на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций; направлена на реализацию деятельностного, практикоорентированного и личностно ориентированного подходов; на овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ребёнку ориентироваться в окружающем мире.
^Цели работы:
воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
развитие устной и письменной речи учащихся;
овладение умениями грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
- формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;
- способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;
- развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
^ Планируемые результаты учебной деятельности:
пятиклассники должны знать/понимать содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений; значение литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося.
Учащиеся должны уметь:
- осознанно читать;
- устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- соотносить литературу с жизнью и культурой;
- выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её;
- строить устные и письменные высказывания;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы.
В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений. Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.
Введение. Что такое художественная литература.
Происхождение мифов.
Мифы Древнего Египта.
Древнегреческие мифы.
Мифы о Геракле.
Представления греков об идеале, отраженные в мифах.
Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея».
Отражение в поэме быта древних греков.
Образ Одиссея в поэме Гомера.
Итоговый урок по мифам Древней Греции и Египта.
Мифы древних славян.
Понятие о фольклоре. Русские народные сказки.
Русская народная и египетская народная сказки. Их сходство и различие.
Виды народных сказок.
Признаки волшебной сказки.
«Белая уточка» - русская народная волшебная сказка.
р/р Пишем волшебную сказку.
вн/чт «Царевна-лягушка» - волшебная сказка. Варианты сказок.
Легенда и предание.
Русские народные загадки.
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки (учимся употреблять).
р/р Творческая работа по теме «Пословицы и поговорки».
Народный театр.
Комедии о Петрушке. Своеобразие языка комедии.
Литературные сказки. Их отличие от народных.
Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Образы героев.
Яркость и образность языка поэмы.
р/р Сочинение по иллюстрации к картине Пушкина.
Стихотворная речь. Основные стихотворные размеры.
31.Понятие о рифме.
с/р по стихосложению.
Великий датский сказочник Г. Х. Андерсен.
Сюжет сказки «Снежная королева».
Образ Герды в сказке.
Нравственные уроки Андерсена.
Сказка Андерсена «Истинная правда».
вн/чт Сказка Андерсена «Огниво». Идея сказки.
Е. Шварц - сказочник-драматург.
Комедия «Золушка». Сопоставление сказки и пьесы.
Образ Золушки.
Инсценировка пьесы «Золушка».
р/рТворческая работа по пьесе Е. Шварца.
О пьесе и театре.
П. Бажов. Путь писателя к сказу.
«Каменный цветок» - сказ о мастерах.
Образ Данилы - мастера.
Вн/чт Тема труда и искусства в сказах Бажова.
Сказы Бажова.
Об отличии сказа от сказки.
Великий русский баснописец И. Крылов.
Басня «Волк на псарне». Аллегорический смысл басни.
Басня «Демьянова уха». Особенности языка басни.
р/р Учимся писать басни
Повторение изученного.
Басня «Квартет». Роль аллегории.
.«Волк и ягненок». Образы животных и их роль в басне.
Басни Эзопа и Лафонтена. Сходство и различие басен разных авторов.
вн/чт Басни С. Михалкова.
с/р по басням.
М. Ю. Лермонтов. История Отечества как источник поэтического вдохновения.
Стихотворение «Бородино». Средства художественной выразительности для создания образов стихотворения.