Домой

Безопасность жизнедеятельности Конспект лекций




НазваниеБезопасность жизнедеятельности Конспект лекций
страница1/8
Дата13.01.2013
Размер1.67 Mb.
ТипКонспект
Содержание
Лекция № 2. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровь
1. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человек
Личная гигиена
К личной гигиене относят
2. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека
Лекция № 3. Здоровье молодежи и личная заинтересованность в его сохранении
Лекция № 4. Вредные привычки и их социальные последствия
Лекция № 5. Влияние алкоголя на организм человека
Начальная стадия
Последняя стадия
Лекция № 6. Курение и его влияние на здоровье человека
Лекция № 7. Табачный дым, влияние табачного дыма на человека
Лекция № 8. Наркомания и токсикомания
Лекция № 9. Последствия употребления наркотиков для здоровья человека
Лекция № 10. Формирование взаимоотношений полов
Половое воспитание является частью нравственного воспитания
2. Брак и семья, культура взаимоотношения полов
Лекция № 11. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека
Лекция № 12. Безопасность и половая культура
Лекция № 13. Венерические заболевания
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8

Безопасность жизнедеятельности


Конспект лекций


Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Лаконичное и четкое изложение материала, продуманный отбор необходимых тем позволяют быстро и качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.


Оглавление

Лекция № 1. Влияние окружающей среды на здоровье человека

Лекция № 2. Здоровый образ жизни как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья

1. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека

2. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека

Лекция № 3. Здоровье молодежи и личная заинтересованность в его сохранении

Лекция № 4. Вредные привычки и их социальные последствия

Лекция № 5. Влияние алкоголя на организм человека

Лекция № 6. Курение и его влияние на здоровье человека

Лекция № 7. Табачный дым, влияние табачного дыма на человека

Лекция № 8. Наркомания и токсикомания

Лекция № 9. Последствия употребления наркотиков для здоровья человека

Лекция № 10. Формирование взаимоотношений полов

1. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения

2. Брак и семья, культура взаимоотношения полов

Лекция № 11. Семья в современном обществе. Функции семьи. Влияние семейных отношений на здоровье человека

Лекция № 12. Безопасность и половая культура

Лекция № 13. Венерические заболевания

Лекция № 14. СПИД и его профилактика

Лекция № 15. Наиболее распространенные инфекционные болезни, причины их возникновения

Лекция № 16. Классификация основных форм деятельности

Лекция № 17. Физиологические основы труда

Лекция № 18. Физиологические действия метеорологических условий на человека

Лекция № 19. Профессиональные вредности производственной среды

1. Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам

2. Промышленная вентиляция и кондиционирование

3. Требования к освещению помещений и рабочих мест

4. Производственная вибрация и ее воздействие на человека

5. Производственный шум и его воздействие на человека

6. Производственная пыль и ее влияние на организм человека

Лекция № 20. Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека

Лекция № 21. Влияние на человека электромагнитных полей и (неионизирующих) излучений

Лекция № 22. Ионизирующие излучения и обеспечение радиационной безопасности

Лекция № 23. Электрический ток и его влияние на человека

Лекция № 24. Меры предупреждения производственного травматизма

Лекция № 25. Расследование и анализ несчастных случаев на производстве (регистрация и учет)

Лекция № 26. Оказание первой доврачебной помощи

1. При кровотечении

2. При закрытых повреждениях

3. При переломах

4. При ранах

5. При утоплении

6. При солнечном тепловом ударе

7. При ожогах, обморожениях

8. При отравлении

Лекция № 27. Процесс горения и виды горения

Лекция № 28. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников

Лекция № 29. Биосфера и человек

Лекция № 30. Необходимые знания, умения и навыки, повышающие безопасность человек, при автономном существовании в природных условиях

1. Если вам показалось, что вы заблудились в лесу

2. Правила поведения около водоемов

Лекция № 31. Атмосфера. Последствия загрязнения

Лекция № 32. Охрана водоемов. Последствия загрязнения

1. Состав и расчет выпусков сточных вод в водоемы

2. Средства защиты гидросферы

Лекция № 33. Почва. Последствие загрязнения почвы

Лекция № 34. Защита окружающей среды от энергетических воздействий

Лекция № 35. Экологический кризис, его демографические и социальные последствия

Лекция № 35. Основы гармоничного сосуществования общества и природы

Лекция № 37. Государственная политика защиты окружающей среды

1. Природоохранное законодательство

2. Правовое обеспечение экологического контроля

3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

Лекция № 38. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения

Лекция № 39. Организация гражданской обороны на промышленном объекте

Лекция № 40. Город как зона повышенной опасности

Лекция № 41. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера

Лекция № 42. Понятие о ЧС

1. Аварии на химически опасных объектах

2. Аварии на радиационно-опасных объектах

3. Аварии на пожаро– и взрывоопасных объектах

4. Аварии на транспорте

5. Общая характеристика ЧС природного происхождения

6. ЧС геологического характера

7. ЧС метеорологического характера

8. Природные пожары

9. Биологические ЧС

10. Космические ЧС

Лекция № 43. Организация работы комиссии на ЧС объектах

Лекция № 44. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Лекция № 45. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды

Лекция № 46. Военная служба по призыву и ее особенности


Лекция № 1. Влияние окружающей среды на здоровье человека


Здоровье связано с общественными отношениями и «параметрами» внешней среды. Окружающая среда включает в себя ряд сред: природную и социальную, бытовую и производственную, космическую и земную. Человек как живой организм осуществляет обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой.

Видовая принадлежность человека закреплена в наследственности и связана с биологической эволюцией. Но человек как существо социальное стал не только приспосабливаться к окружающей среде, но и приспосабливать ее к себе, стал производить необходимые средства для жизни. Человечество в результате производственной практики превратилось в мощную преобразующую силу, которая проявляется значительно быстрее, чем ход естественной эволюции биосферы, и способна сотворить «вторую природу» – техносферу.

Человечество как элемент экосистемы связано со всеми земными формами жизни: с воздухом, водами, почвой. Производство, вооруженное наукой и оснащенное современной техникой, часто нарушает нормальное функционирование природных систем, совокупность которых – наша среда обитания.

Жизнедеятельность организма человека протекает в определенных границах, установленных природой. Нормальная температура тела и благоприятная для человека температура внешней среды; нормальное давление в кровеносных сосудах и атмосферное давление вокруг; нормальное количество жидкости в организме и нормальная влажность воздуха и т. д.

Хозяйственное вторжение человека в биосферу по ряду параметров резко нарушило оптимум устоявшейся природной гармонии.

Некоторые синтетические, искусственные материалы и промышленные отходы чужды физико-химической структуре живых организмов, а иногда просто ядовиты. Эти вещества вследствие циркуляции воды и воздуха распространяются и проникают в стратосферу и океанские глубины, вызывая промышленные загрязнения воды, воздуха, почвы.

Нарушение экологического равновесия – «экологические ножницы» – опасно срывом механизмов адаптации. Возникла своеобразная биосоциальная аритмия – рассогласованность природных и социальных ритмов жизни человека.

Сложно сохранять здоровье, когда на человека вместе с благами цивилизации наваливаются ее издержки – скорости, перегрузки, разного рода загрязнения среды, сверхобилие информации, все больший отрыв от природы.

Понятие «загрязнение внешней среды» включает три составляющие:

1) что загрязняется: атмосфера, гидросфера, почва;

2) что загрязняет: промышленность, транспорт, шум и т. д.;

3) чем загрязняется: тяжелыми металлами, пылью, пестицидами и т.п.

Они позволяют определить качество среды, в которой живет человек. Внешняя среда считается нездоровой, если она вызывает нарушения здоровья, если к ней трудно приспособиться. Есть и экстремальная среда, в которой жизнь человека просто невозможна без предварительного ее «переоборудования» для жизни, например Арктика и Антарктида.


^ Лекция № 2. Здоровый образ жизни как система индивидуального
поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья



Соблюдение норм поведения человека – необходимое условие не только психического, но и физического здоровья. Психическое здоровье человека – это состояние полного душевного равновесия, умение владеть собой, проявляющиеся ровным устойчивым настроением, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, способностью в короткое время восстановить душевное равновесие.

Предупреждение болезненных психологических реакций в процессе общения людей – серьезная задача. Отрицательные реакции могут возникать как дома, так и на работе. Следует помнить, что настроение и его проявление вызывают соответствующий резонанс среди окружающих. Резкое слово, несправедливость уже вызывают отрицательные эмоции. Нередко неправильно сложившиеся семейные отношения травмируют психику.

Отрицательно сказывается и отсутствие психологического комфорта на работе. В возникающих конфликтах трудно сохранять самообладание и объективность. Повышенный фон эмоционального напряжения искажает у людей оценку происходящего. Ключи к предупреждению таких ситуаций – повышение личной и общественной культуры общения, взаимопомощь, уважение к сослуживцам, доброжелательность, взаимопонимание.

Культура общения заключается в самообладании, умении не проявлять отрицательных эмоций, в такте – умении соотнести свои переживания с переживанием соседа, не делать, не говорить того, что неприятно услышать окружающим. Культурные люди, контролирующие свое поведение, легки и приятны в общении и создают тот необходимый положительный микроклимат на работе, который способствует хорошему настроению.

В общении людей огромное значение имеют их нравственные принципы, но контролю и тренировке подлежат не только эти принципы, но и воля, эмоции, интеллект. Воспитание психических функций, формирование гармоничного развития личности начинаются с раннего возраста.

Самовоспитание – обязательное требование общества к своим сочленам. Каждый человек должен стремиться сообразовывать свои поступки с принятыми в обществе нормами поведения.

Такой человек умеет сдерживать отрицательные эмоции, ему не свойственен эгоизм, жадность, стяжательство, он способен к состраданию и заботе.

Умение правильно оценить себя и свои возможности предохраняют от ненужных и бесцельных переживаний и разочарований. Настойчивость, терпение и самоконтроль помогают преодолевать неизбежные в жизни затруднения.

Большое значение для душевного благополучия имеет самодисциплина. Владеющий собой человек не создает конфликтов и тушит возникающие. Перечисленные психические свойства, оцениваемые нравственными категориями, делают человека приятным для окружающих.

Когда человек ставит перед собой задачу выше своих психических и физических возможностей, тогда возникают признаки не только физического утомления, но и ухудшается психическое состояние.

Овладевать новыми знаниями желательно всю жизнь. Тренировка своих психических функций предотвращает возрастное снижение умственных способностей, сферы интересов, определяет полноценность духовной жизни до последних дней существования человека.

^ 1. Связь образа жизни с профилактикой заболеваний. Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены для здоровья человека

Сохранение здоровья во многом зависит от самого человека, так как среди факторов, порождающих болезни, ведущее место занимают неправильный образ жизни, несоблюдение элементарных норм личной и общественной гигиены, нерациональное питание, вредные привычки. Разумное отношение каждого к своему здоровью – самая надежная гарантия его сохранения, с которой не могут конкурировать даже самые эффективные методы лечения.

^ Личная гигиена определяется совокупностью гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья и включает общие гигиенические правила для любого возраста; правильное чередование умственного и физического труда, регулярный прием полноценной пищи, занятия физкультурой, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.

^ К личной гигиене относят:

1) гигиенические требования к содержанию в чистоте белья, одежды;

2) требования к содержанию в чистоте жилища;

3) соблюдение чистоты при приготовлении пищи.

Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Кожу нужно своевременно и регулярно мыть, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитарных грибков и других вредных микроорганизмов. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями, поэтому очень важен систематический и правильный уход и тщательное мытье рук. Чистота рук работников общественного питания – обязательное условие работы. Необходимо тщательно ухаживать за кожей тела и волосами – принимать душ, посещать баню. Необходимо помнить, что при нарушении целости кожного покрова легко могут возникнуть грибковые заболевания и гнойничковые заболевания кожи. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целости зубов, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов. Чистить зубы нужно каждый день, полоскать рот после каждого приема пищи. Не реже двух раз в год посещать стоматолога.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные мероприятия нужно начинать с момента рождения ребенка и проводить постоянно.

Важное место занимает соблюдение чистоты нательного белья, рабочей одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости ног. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель и полотенца (личное и банное); перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку.

Соблюдение чистоты тела и одежды немыслимо без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, а также в производственных помещениях.

Все эти гигиенические мероприятия приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, так как несоблюдение гигиенических требований может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей, особенно детей.

^ 2. Закаливание организма, его значение для укрепления здоровья человека

Закаливание организма – это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Современные комфортные условия жилища, одежда, транспорт и так далее уменьшают воздействие меняющихся условий погоды на организм человека, снижают устойчивость по отношению к метеорологическим факторам. Являясь важной частью физического воспитания, закаливание организма восстанавливает эту устойчивость. Закаливание организма основано на способности адаптации организма человека к меняющимся условиям окружающей среды.

Закаливающий эффект достигается путем систематического воздействия того или иного фактора и постепенного повышения их дозировки, так как только при этих условиях развиваются приспособительные изменения в организме: совершенствуются обменные процессы, повышается общая сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Систематическое дозирование воздействия холодом повышает устойчивость к действию низких температур, а теплом – к действию высоких.

Сущность закаливания к холоду заключается в постепенности нарастания степени охлаждения. У людей, привыкших к холоду, теплообразование происходит более интенсивно, что обеспечивает лучшее кровоснабжение кожи, повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям и отморожениям. Закаливание организма к холоду может быть достигнуто рациональным использованием солнца и воздуха (солнечные и воздушные ванны) и воды (водные процедуры).

Солнечный свет обладает мощным стимулирующим и закаливающим действием. Солнечной радиацией лучше пользоваться в виде рассеянных солнечно-воздушных ванн. Воздушная ванна повышает обменные функции организма, укрепляет сосуды, нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма.

Наиболее эффективными являются водные процедуры: обтирания, обливания, душ, купания. Их следует начинать при комнатной температуре воды, постепенно от процедуры к процедуре понижая температуру и увеличивая ее длительность.

При высокой температуре окружающей среды возникает опасность перегрева организма (тепловой удар). В результате многократного и длительного воздействия тепла устойчивость к высокой температуре воздуха повышается: увеличивается теплоотдача организма за счет усиления потоотделения и изменения состава пота. Благодаря улучшению теплоотдачи учащение пульса во время работы в условиях жаркого климата бывает умеренным, работоспособность не падает.

Режим закаливания организма устанавливает врач с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья.


^ Лекция № 3. Здоровье молодежи и личная заинтересованность в его сохранении


Здоровье молодежи – одна из важных социальных ценностей нашего общества. Сохранять и укреплять его – это и жизненная необходимость, и нравственный долг каждого молодого человека. Здоровый образ жизни – личное, глубокое убеждение человека и уверенность в том, что другого пути к здоровью нет, реализации своих жизненных планов, обеспечение благополучия для себя, своей семьи и общества не существует.

Здоровье – это воспитание санитарно-гигиенической культуры и культуры в широком смысле этого слова: воспитание культуры труда и отдыха, потребления, общения, поведения, культуры межличностных отношений.

В жизни молодых людей все более существенную роль играют такие факторы, как недостаточная мускульная и двигательная активность (гиподинамия), избыточное питание, а также психоэмоциональные перегрузки. Наш современник испытывает постоянный моторно-висцеральный голод – недостаток импульсов, поступающих от интенсивно работающих мышц (моторные рефлексы) и внутренних органов (висцеральные). Психоэмоциональная напряженность связана с тем, что нервная система подвергается постоянной перегрузке как здоровыми, возбуждающими эмоциями, так и отрицательными, даже болезнетворными. Возрастает темп жизни, ускоряются сроки «износа» знаний и техники, «стареют» некоторые профессии, быстрыми темпами развивается наука и культура. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.

Около 50% случаев смерти приходится на болезни, которые обусловлены, в частности, вредными для здоровья привычками – курением, употреблением алкоголя и наркотиков, слишком калорийной и жирной пищи, а также отсутствием физической нагрузки, реакцией человека на стрессы. Мысль о необходимости поддерживать и укреплять здоровье должна овладеть людьми еще в молодости, когда здоровье нужно укреплять и поддерживать.

Современная цивилизация предлагает молодому человеку для здоровья и долгой жизни больше возможностей, чем ограничений. Нужно уметь ими пользоваться: отвергать излишки пищи и тепла, восполнять недостатки физических нагрузок и гасить чрезмерные психические раздражители, всякого рода стрессы, отрицательные эмоции. Взамен можно получить здоровье, возможность полноценно жить и трудиться. Культ здоровья должен войти в образ жизни с молодых лет. Необходимо, чтобы вошли в быт, образ жизни систематические занятия физкультурой и спортом; правильное, рациональное питание; правильно организованные труд и отдых, определенный режим труда и отдыха; здоровый психологический климат на работе и дома. Все это компоненты здорового образа жизни молодого поколения – в нем основа здоровья, профилактики заболеваний, основа активного творческого долголетия.

У молодого человека должно укрепиться желание быть здоровым, стать полноценным гражданином общества, сохранить творческое долголетие и тем самым внести свой вклад в достижения мировой цивилизации.

^ Лекция № 4. Вредные привычки и их социальные последствия


О вредных для здоровья факторах – о пьянстве, курении, алкоголизме и наркомании — говорят как о вредных привычках. В результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство. Насильственная, противоестественная для организма адаптация к окружающим условиям, ситуациям, стрессам действует кратковременно. Преступность, агрессивность поведения, пагубное влияние на потомство – вот социальные последствия алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Алкоголизм – серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя. Систематическое пьянство предрасполагает ко многим заболеваниям, ведет к развитию преждевременной старости, сокращает жизнь. В социальном аспекте алкоголизм является причиной разводов в семье. Более половины трудновоспитуемых детей и подростков воспитываются в неполных семьях.

Особенно резко алкоголь снижает производительность труда при тех его видах, которые требуют более напряженной мозговой деятельности.

В социальном отношении менее вредной, чем алкоголизм, но более распространенной привычкой является курение. Масштаб потерь, наносимых человечеству табакокурением, – это и многочисленные пожары, взрывы, ожоги и некоторые транспортные катастрофы.

Проблема курения представлена различными аспектами: этическим, биологическим, психологическим и гигиеническим, эстетическим, экономическим и социальным. Курильщик отравляет не только свой организм, но и окружающий воздух, на что не имеет никакого права.

Неприлично курить в присутствии пожилых людей, детей, на собраниях, совещаниях, заседаниях, в гостях, в присутствии малознакомых людей и женщин. Курильщик невольно поощряет к курению подростков и детей. От курящего юноши или девушки распространяется неприятный запах, который может вызвать чувство отвращения. Даже некурящие люди вынуждены курить принудительно, что при массовом распространении курения становится социально опасным явлением.

Наркомания, как и алкоголизм, – не только болезнь, но и социальное явление, заботу избавления от которого должно принять на себя все общество в целом.

Социальная опасность наркомании заключается в следующем: физическая и умственная трудоспособность наркомана снижена, все мысли связаны с наркотиком – где и как его добыть, употребить. Наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев, различных правонарушений, способствует росту преступности. Наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, деградируя физически и морально, являются обузой для общества, втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодежь, а затем преждевременно погибают.

Наркологическая болезнь во всех ее видах (наркомания, токсикомания, алкоголизм, никотинизм), или наркотизм, – социально опасное психическое заболевание, угрожающее самому будущему нации, благополучию и здоровью населения всего государства. Этим определяется и общечеловеческое, глобальное значение проблемы.


^ Лекция № 5. Влияние алкоголя на организм человека

  1   2   3   4   5   6   7   8

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты