Домой

Рабочая программа по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки: юриспруденция




НазваниеРабочая программа по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки: юриспруденция
страница1/4
Дата13.01.2013
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
По дисциплине «безопасность жизнедеятельности»
1.2. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»
Специалист должен уметь
Специалист должен иметь навыки
1.3. Место дисциплины в учебном процессе
2. Цели и задачи изучения дисциплины.
Задачи изучения дисциплины
3. Организационно-методические данные дисциплины
4. Структура дисциплины
5. Содержание дисциплины
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Правовые основы и управление безопасностью жизнедеятельности
5.2. Содержание разделов дисциплины
6. Тематика докладов и рефератов
7. Учебно-методическое обеспечение освоения дисциплины.
7.1.2. Дополнительная литература
1. Безопасность жизнедеятельности рассматривает
2. Опасными называют факторы, способные выбывать
3. Фермы умственного туда подразделяются на
4. Вентиляция воздуха бывает
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»

ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) МГЮА

_______________________________________________________


Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин


«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной и научной работе

_______________А.Ф. Колотов

«____»______________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

^

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»




Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: заочная




Оренбург – 2011


Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»//Сост. профессор Н.М. Букаев – Оренбург: ОИ (филиал) МГЮА, 2011.-44с.


Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам заочной формы обучения по направлению (юриспруденция) – 030900.62

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей 030909.62 – юриспруденция по направлению подготовки дипломированных специалистов.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин «30» августа 2011г., протокол № 1.


Зав. кафедрой, профессор М.С. Солодкая


1. Внешние требования

1.1. Требования основной образовательной программы


Реализация в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО по специальности 021100 – Юриспруденция должна учитывать следующее:

1) юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции;

2) деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества;

3) объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами;

4) юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

5) юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


^ 1.2. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»


В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

-экономические методы управления безопасностью человека и среды обитания;

- основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;

- методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

- основы безопасности жизнедеятельности в условиях производства;

- основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;

- основы организации и управления действиями производственного персонала в ЧС, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

- методики оценки экономического ущерба при ЧС, формирования страховых премий, затрат на предупреждение ЧС, повышение устойчивости работы предприятий, ведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

^ Специалист должен уметь:

- проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

- эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- управлять действиями подчиненного персонала при ЧС;

- использовать полученные знания при решении профессиональных экономических вопросов стратегического и оперативного планирования, оптимизации затрат, страхования и расчета возможного экономического ущерба при ЧС природного и техногенного характера;

-планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

^ Специалист должен иметь навыки:

- оказания первой доврачебной помощи при поражении током и травмах;

- измерения факторов производственной среды;

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных векторов природного и техногенного характера;

- пользования приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях.


^ 1.3. Место дисциплины в учебном процессе


Безопасность жизнедеятельности – наука о сохранении здоровья и безопасности жизни человека в среде его обитания. Безопасность жизнедеятельности призвана выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы окружающей среды, разрабатывать методы и средства защиты человека от воздействия указанных факторов, вырабатывать меры по ликвидации последствий производственных аварий и чрезвычайных ситуаций.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при освоении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомно-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий, разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала, объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности.


^ 2. Цели и задачи изучения дисциплины.

Цель преподавания дисциплины


Цель изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» состоит в изучение взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросов защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.


^ Задачи изучения дисциплины


Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

- проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и технических систем в экстремальных условиях;

- прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения и производственного персонала, объектов народного хозяйства от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- создание комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- основы физиологии и рациональные условия труда;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;

- социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.


^ 3. Организационно-методические данные дисциплины

Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

72

1

Аудиторные занятия (всего)

8




Лекции

4




Практические занятия

4




Самостоятельная работа

64




Вид итогового контроля (экзамен/зачет)

зачет





^ 4. Структура дисциплины

Раздел I


Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

Раздел II


Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Раздел III


Правовые основы и управление безопасностью жизнедеятельности


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Разделы дисциплины

Лекции

Внеаудиторная работа

Практические занятия

Всего часов




1

2

3

4

5

6




1.


1.1.

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

Основные положения обеспечения безопасности жизнедеятельности. Предмет, объект, задачи курса «Безопасность жизнедеятельности». Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Опасности и их источники. Безопасность и риск.

Управление безопасностью жизнедеятельности на производстве.

Противопожарная безопасность. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество.

2

8

2

12




1.2

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность в системе «человек-среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Взаимодействие человека со средой обитания. Виды и формы деятельности человека. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина».

-

10

-

10




1.3

Безопасность жизнедеятельности и окружающая среда. Государственная политика в области окружающей среды. Экологический кризис и его последствия. Законодательство РФ в области охраны окружающей среды. Правовое обеспечение экологического контроля.

-

8

-

8




1.4


Методы и средства защиты от опасностей технических систем. Общие требования безопасности и экологичности технических систем. Экспертиза безопасности и экологичности технических систем

-

10

-

10




II


2.1.

^ Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации, классификация и причины возникновения. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация и причины их возникновения. Профилактика чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального, биологического, экологического происхождения.

-

10

-

10




2.2.

Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты.

-

10

-

10




III



^ Правовые основы и управление безопасностью жизнедеятельности

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Законодательство по охране труда. Организация и функции служб по охране труда. Производственный травматизм и меры его предупреждения. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.

2

8

2

11




Итого:

4

64

4

72





^ 5.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел I. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда


Тема 1. Основные положения обеспечения безопасности

жизнедеятельности.


Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста с высшим образованием. Возможности и обязанности экономистов-менеджеров в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном природопользовании н использовании природных ресурсов, и организации и проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области БЖД.

Технический прогресс и безопасность жизнедеятельности. Энтропия природных и природно-хозяйственных систем. Статистика аварий и катастроф техногенного и природного характера. Производственный риск в России, СНГ, развитых странах. Роль человеческого фактора в возникновении экстремальных ситуаций. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научная дисциплина. Проблемы охраны труда, чрезвычайных ситуаций, окружающей природной среды как составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Обеспечение безопасности человека в системе «человек-чреда обитания». Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая, социальная. Взаимодействие человека с окружающим миром - понятие о деятельности человека. Труд - высшая форма деятельности. Условия деятельности. Характерные состояния взаимодействия человека с техносферой. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности.

Понятие об опасности, номенклатура опасностей и их классификация. Причинно-следственная связь опасностей. Методы анализа опасностей, «дерево событий», «дерево причин», «дерево отказов». Критерии безопасности техносферы. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого риска. Риск системный, личностный. Мотивированный и немотивированный риск в деятельности человека. Классификация отраслей (подотраслей) по принципу профессионального риска. Остаточный риск технических систем и (или) несанкционированные действия оператора - причины техногенных аварий и катастроф. Управление риском, экономические методы управления.

Принципы обеспечения безопасности, их методологическое значение. Классификация и характеристика принципов. Методы обеспечения безопасности, основные определения, классификация. Средства обеспечения безопасности - коллективные, индивидуальные, требования к средствам индивидуальной защиты.

Управление безопасностью жизнедеятельности на производстве.

Нормативно-техническая документация, системы стандартов по охране природы, безопасности труда, безопасности в ЧС, санитарные и строительные правила и нормы, правила по технике безопасности и производственной санитарии. Инструкции по охране труда. Противопожарная безопасность.

Организация обучения по безопасности труда. Административно-общественный контроль за состоянием по охране труда. Показатели состояния безопасности и условий труда. Органы управления охраной труда. Организационно-функциональная структура управления обеспечением БЖД. Обязанности административно-технического персонала, рабочих и служащих по обеспечению БЖД на предприятии. Аттестация и сертификация рабочих мест. Государственные органы контроля, анализ причин производственного травматизма, расследование несчастных случаев.

Управление охранной окружающей природной среды. Мониторинг окружающей природной среды. Организация контроля состояния среды обитания. Социально-гигиенический мониторинг.

Аксиома о воздействии опасностей. Экономический ущерб от производственного травматизма и заболеваний, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций техногенного и антропогенного происхождения.

Экономическая оценка последствий техногенного воздействия на человека и среду обитания. Оценка социально-экономического ущерба здоровью человека. Цена ущерба, ее составляющие, динамика ее изменения.

Экономические механизмы управления техногенными рисками: экологические фонды, государственное страхование потенциально опасных производств, государственное регулирование цены ущерба, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, дифференциация отраслей экономики по профессиональному риску.

Оценка компенсационных затрат населению с учетом дифференциации средств ущерба для профессионального и техногенного воздействия на здоровье. Оценка эффективности затрат на системы безопасности.

Затраты на охрану окружающей среды и защитные мероприятия по безопасности труда в РФ и за рубежом. Безопасность проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью.


Литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник/под.ред. Э.А. Арустамова.-8-е изд., перераб. доп.: - М.: Дашков и К, 2005.- 496с.-ISBN 5-94798-619-8.

  2. Безопасность жизнедеятельности/под ред. П.Э. Шлендера.-2-у изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008.-304.-ISBN 978-5-9558-0077-6.

  3. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность./В.А. Круглов, С.П. Бабовоз, В.Н. Пилипчук и др. – Минск:Амалфея, 2003.-368 с.

  4. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник Б.С. Мастрюков.-2-е изд., стер.-М.: Академия, 2004.-336с.

  5. Хван Т.А.Безопасность жизнедеятельности/Т.А. Хван, П.А. Хван.-4-е изд..перераб и доп.-Ростов н/Д: Феникс,2003.-416с.


Дополнительная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности/под ред. С.В. Белова.-2-е изд. – М.:Высшая школа, 2001.-485.:ил.-ISBN5-06-004171-9.

  2. Безопасность жизнедеятельности/авт.-сост. И.Н. Кузнецов.-М.: Амалфея,2002.-464с.ISBN 5-94486-007-3.

  3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов производств (Охрана труда):Уч. пособие для вузов/П.П. Кукин и др.-2-е изд.,испр. и доп. –М.:Высшая школа,2002.-319 с.

  4. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

  5. Закон РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года.

  6. Ростановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 года.

  7. Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года.

  8. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 года.

  9. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года.

  10. Закон РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 года.

  11. Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 года.

  12. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 года.

  13. Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года.

  14. Закон РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года.


  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты