Домой

Н. Г. Чернышевского Экономический факультет утверждаю проректор по учебно-методической работе, Профессор Елина Е. Г. 2011 г. Рабочая программа




Скачать 326.35 Kb.
НазваниеН. Г. Чернышевского Экономический факультет утверждаю проректор по учебно-методической работе, Профессор Елина Е. Г. 2011 г. Рабочая программа
Дата13.01.2013
Размер326.35 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
3 Компетенции обучающегося
Знать: базовый материал теоретических основ безопасности жизнедеятельности; Уметь
4. Структура и содержание дисциплины
1. Теоретические основы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
2. Негативные факторы в системе "человек – среда обитания"
3. Природные опасности и защита от них.
4. Физиология труда. Управление безопасностью труда
5. Системы восприятия опасных факторов окружающей среды организмом человека
6. Воздействие химических опасных факторов на человека и защита от них
7. Физико-энергетические опасные факторы, их воздействие на человека и защита от них.
8. Биологические опасности. Проблемы безопасности пищевых продуктов.
9. Социальные опасности.
10. Управление безопасностью жизнедеятельности
11. Экологическая культура и этика
5. Образовательные технологии
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
1. Какая дисциплина изучает опасности, способы и средства защиты от них?
2. Каково современное представление о безопасности?
...
Полное содержание
Подобные работы:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Экономический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

Профессор ___________________ Елина Е.Г.

«____» __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Безопасность жизнедеятельности


Направление подготовки

080200.62 Менеджмент


Профиль подготовки

«Менеджмент организации»


Квалификация выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов, 2011


^ 1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование у студентов представлений о единстве эффективной профессиональной, иной деятельности и отдыха человека с требованиями обеспечения безопасности как его самого, так и окружающей среды. Реализация этих требований обеспечивает сохранение работоспособности и здоровья человека.

Основные задачи дисциплины связаны с получением студентами теоретических знаний и практических навыков, необходимых для:

- создания оптимального состояния среды обитания в различных сферах деятельности человека, а также во время отдыха;

- идентификации негативных воздействий компонентов и экологических факторов окружающей среды;

- прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- разработки и реализации методов защиты человека и природной среды от негативных воздействий.

Реализация перечисленных задач данной дисциплины позволит студентам приобрести знания о теоретических основах безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания», об основах взаимодействия компонентов данной системы, об анатомо-физиологических последствиях воздействия на человека травмирующих и вредных факторов; изучить способы и методы повышения безопасности; получить представление об экобиозащитной технике, о правовых, нормативно-технических и организационных основах управления безопасностью жизнедеятельности.

Важным результатом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является получение навыков проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки соответствия их уровня нормативам, а также навыков действий в различных экстремальных ситуациях.

Особое внимание в курсе «Безопасность жизнедеятельности» уделяется изучению методов защиты населения от различных видов опасностей, которые могут возникнуть в производственной и бытовой сферах жизнедеятельности, а также формированию у человека потребности безопасного и здорового образа жизни и основ культуры производственной безопасности.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой (обязательной) части общепрофессионального учебного цикла Б.3

Концепции «Безопасности жизнедеятельности» основаны на знаниях, полученных при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и социально-экономических дисциплин и, наряду с прикладной направленностью, ориентированы на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов.


Знания, полученные при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (разделы 1 и 2) необходимы для успешного освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (раздел 3, «Защита в чрезвычайных ситуациях») и ряда других дисциплин, предусмотренных ООП.


^ 3 Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины.


Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

    • знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

    • способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

    • владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

    • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

    • способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

    • владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);

    • способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

  • способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

  • способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

  • способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

  • готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

  • способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

^ Знать: базовый материал теоретических основ безопасности жизнедеятельности;

Уметь: применять знание основ безопасности жизнедеятельности в научно-исследовательской, просветительской, организационно-управленческой и других видах деятельности.

Владеть: методами и приемами защиты, позволяющими минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.


^ 4. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)






п/п



Раздел дисциплины


С

е

м

е

с

т

р



Недели

семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость (в час)

Формы

текущего

контроля

успеваемости.

Формы

промежуточной

аттестации


всего


лекции

семи-нар-ские занятия

само-стоя-тель-ная

работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Теоретические основы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

- Цель и задачи курса. Основные положения и понятия.

- Системный анализ в БЖД. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

3

1

4

2



2




2

Негативные факторы в системе «человек–среда обитания»

- Техносфера. Классификация негативных факторов, их источники.

- Риск. Концепция приемлемого риска. Управление риском. Психология риска.

3

2, 3

5

1

1

3




3

Природные опасности и защита от них

- Литосферные, гидросферные, атмосферные, космические опасности. Меры по обеспечению безопасности населения и экосистем.

3

2, 3

5

1

1

3

Контрольные вопросы

4

Физиология труда. Управление безопасностью труда.

- Классификация и особенности различных форм деятельности человека. Эргономика.

- Организм как открытая система. Теплообмен. Система терморегуляции организма человека.

- Влияние параметров микроклимата на жизнедеятельность человека. Нормализация микроклимата в помещениях. Производственное освещение.

- Профилактика несчастных случаев на производстве. Социально-психологический фактор и безопасность труда. Правовые основы безопасности труда.

3

4, 5

8

2

2

4

Контрольные вопросы

5

Системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов и параметров окружающей среды.

- Сенсорные системы. Особенности органов чувств. Естественные системы защиты организма человека

- Экологическое нормирование

3

6, 7

6

2

2

2

Контрольная работа




1

2

3

4

5

6

7

8

9

6

Химические опасности и защита от них.

- Классификация вредных веществ, их воздействие на организм человека и среду обитания. Санитарно-гигиенические нормы

- Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы.

- Защита человека и среды обитания от химических загрязнений

3

8–10

10

3

2

5

Тест № 1

(разд. 1–5)

7

Физико-энергетические опасные факторы, их воздействие на биосферу и её компоненты. Защита от энергетических воздействий.

- Механические колебания

- Тепловое загрязнение

- Электромагнитные и лазерное излучения.

- Электрический ток

- Ионизирующие излучения

3

9, 11, 12

12

3

2

7

Решение задач

(домашнее задание)

8

Биологические опасности. Проблемы безопасности пищевых продуктов

- Патогенные микроорганизмы. Макроорганизмы, опасные для человека. Меры по обеспечению безопасности человека

- Проблемы безопасности пищевых продуктов

3

13, 14

6

1

1

4

Контрольные вопросы

9

Социальные опасности

- Классификация социальных опасностей, их причины, профилактика проявления

3

13, 14

5

1

1

3




10

Управление безопасностью жизнедеятельности

- Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

- Природоохранные нормативные акты. Мониторинг состояния окружающей среды в РФ

3

15

4



2

2

Тест № 2

(разд. 6–10)

11

Экологическая культура и этика.

3

16

3



1

2




12

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности в Саратовской области

- Ландшафтно-климатические особенности Саратовской области, расположенные на её территории источники загрязнения окружающей среды. Меры по защите населения от воздействия вредных факторов

3

16

4



1

3

Контрольные вопросы

ИТОГО:

72

16

16

40

зачет



Содержание учебной дисциплины


^ 1. Теоретические основы дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Цель и задачи курса. Основные понятия и термины. Опасность. Безопасность. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Современная концепция обеспечения безопасности жизнедеятельности. Классификация и идентификация опасностей. Системный анализ в науке о безопасности жизнедеятельности. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

^ 2. Негативные факторы в системе "человек – среда обитания"

Особенности функционирования системы "человек – среда обитания".

Техносфера как зона действия опасностей повышенных и высоких уровней. Влияние на техносферу демографического взрыва, урбанизации населения, развития энергетики, транспорта, промышленного производства и других отраслей экономики.

Классификация негативных факторов, их источники. Количественная оценка опасностей. Риск как критерий возникновения опасных воздействий на человека. Концепция приемлемого риска. Управление риском. Поведение человека в ситуациях, связанных с риском.

^ 3. Природные опасности и защита от них.

Литосферные опасности. Землетрясения, их классификация, шкалы измерения их силы. Извержения вулканов. Оползневые процессы (снежные лавины, сели, оползни). Гидросферные опасности (наводнения, цунами). Атмосферные и космические опасности. Защита от природных опасностей.

^ 4. Физиология труда. Управление безопасностью труда

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Особенности теплообмена человека с окружающей средой.

Влияние параметров микроклимата на жизнедеятельность человека. Температура и влажность воздуха, повышенное и пониженное атмосферное давление, их действие на организм человека. Состав воздуха (содержание аэроионов). Особенности системы терморегуляции организма.

Производственное освещение. Требования к системам освещения. Естественное и искусственное освещение. Светильники, источники света. Расчет освещения. Заболевания и травматизм при несоблюдении требований к освещению. Контроль за освещением.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Контроль параметров микроклимата. Расчет и обеспечение оптимальных гигиенических показателей производственной среды. Роль социально-психологического фактора в уменьшении травматизма на производстве.

Эргономика. Обеспечение совместимости производственной среды и человека с учетом его физиологических возможностей. Типы совместимостей. Рациональная организация рабочего места. Цветопсихология. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, труд женщин и подростков. Особенности обеспечения безопасности при работе с компьютером.

^ 5. Системы восприятия опасных факторов окружающей среды организмом человека

Характеристика нервной системы. Условные и безусловные рефлексы. Сенсорные системы. Анализаторы, рецепторы, их характеристики и роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Особенности органов чувств, их характеристика по скорости передачи информации. Гомеостаз. Адаптация. Естественные системы защиты организма человека. Иммунитет.

Закон Вебера-Фехнера. Принципы нормирования и предельно-допустимые нормы негативных воздействий различных факторов на человека и окружающую среду.

^ 6. Воздействие химических опасных факторов на человека и защита от них

Вредные вещества, классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека, их распределение и превращения в нем. Действие вредных веществ на организм человека и чувствительность к ним. Комбинированное действие вредных веществ. Нормирование содержания вредных веществ в окружающей среде: предельно-допустимые концентрации рабочей и селитебной зон, максимально разовые, среднесменные, среднесуточные концентрации. Показатели токсикометрии. Летальные дозы. Пороговые концентрации. Хронические отравления, профессиональные и бытовые заболевания при действии токсинов.

Воздействие вредных веществ на среду обитания. Допустимые уровни воздействия на гидросферу, почву, животных и растительность, конструкционные и строительные материалы. Меры по защите человека и экосистем от воздействия вредных веществ.

Загрязнение атмосферного воздуха и его виды. Вклад отраслей экономики в загрязнение атмосферного воздуха в России. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Образование смога, кислотных дождей, разрушение озонового слоя, изменение климата.

Оценка уровня загрязнения атмосферы. Варианты защиты атмосферного воздуха от выбросов. Определение предельно допустимых или временно согласованных токсичных выбросов (ПДВ или ВСВ). Методы и оборудование для очистки выбросов от примесей. Рассеивание выбросов в атмосфере, способность атмосферы к самоочищению.

Загрязнение поверхностных вод. Источники и динамика сброса сточных вод, состояние водоемов. Очистка сточных вод.

Расчет выпусков жидких отходов, предельно-допустимых сбросов (ПДС).

Загрязнение земель, причины и масштабы. Захоронение отходов. Седиментация токсичных веществ из атмосферы. Загрязнение сельскохозяйственных земель. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов. Радиоактивные отходы.

^ 7. Физико-энергетические опасные факторы, их воздействие на человека и защита от них.

Механические колебания. Источники вибраций в селитебной зоне и на производстве. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь.

Акустические колебания. Источники шума, зоны его распространения и уровни. Действие шума на человека. Аудиометрия. Инфразвук, возможные уровни. Ультразвук, контактное и акустическое действие ультразвука. Нормирование акустического воздействия. Профессиональные заболевания от воздействия шума, инфразвука и ультразвука. Опасность их совместного воздействия. Меры по защите человека и окружающей среды от вредных воздействий механических колебаний.

Электромагнитные поля. Основные характеристики электромагнитных полей, их источники и виды. Воздействие на человека статических, электрических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот. Воздействие УКВ и СВЧ излучений на органы зрения, кожный покров, центральную нервную систему, состав крови и состояние эндокринной системы. Нормирование электромагнитных полей. Действие инфракрасного излучения на организм человека. Ориентировочно безопасный уровень. Действие ультрафиолетового излучения. Нормирование. Профессиональные заболевания, травмы. Негативные последствия. Меры по обеспечению безопасности человека и окружающей среды.

Краткие сведения о влиянии лазерного излучения и защите от него.

Ионизирующие излучения. Источники ионизирующего облучения человека. Естественное (фоновое) облучение, его дозы. Роль ядерного топливного цикла в загрязнении окружающей среды радиоактивными элементами. Ионизирующие излучения в селитебной зоне, радон в помещениях. Медицинские процедуры и обследования, рентгенодиагностика, высотные полеты.

Внешнее и внутреннее облучение. Их действие на организм человека. Поглощенная, экспозиционная, эквивалентная дозы. Сравнительная оценка естественных и антропогенных излучений. Категории облучаемых лиц. Группы критических органов. Допустимые уровни для отдельных нуклидов и их смеси. Допустимые уровни для внешнего излучения, загрязнение кожных покровов и поверхностей. ПДД. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания. Отдаленные последствия. Воздействие ионизирующих излучений на среду обитания. Обеспечение радиационной безопасности человека.

Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека, напряжение прикосновения, шаговое напряжение, неотпускающий ток, ток фибрилляции. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход поражения электрическим током. Меры по обеспечению электробезопасности.

^ 8. Биологические опасности. Проблемы безопасности пищевых продуктов.

Биологические опасности. Болезнетворные микроорганизмы. Инфекционные заболевания. Ядовитые растения и животные.

Правовая и нормативная база по безопасности пищевых продуктов. Характеристики компонентов продуктов питания, представляющих опасность для здоровья человека (тяжелые металлы, нитраты, микотоксины, болезнетворные микроорганизмы и др.). Основные показатели безопасности пищевой продукции. Использование генетически модифицированного сырья и продуктов его переработки.

^ 9. Социальные опасности.

Классификация социальных опасностей, их причины. Межличностные конфликты. Межгрупповые конфликты. Табакокурение. Алкоголизм. Наркомания. СПИД. Терроризм. Профилактика проявлений социальных опасностей.

^ 10. Управление безопасностью жизнедеятельности

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Закон РФ "О безопасности". Законодательство о труде. Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ". Трудовой кодекс РФ. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Закон РФ "О радиационной безопасности населения".

Природоохранные нормативные акты. Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Водный и Земельный кодексы РФ. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". Закон РФ "Об экологической экспертизе" и др.

Мониторинг состояния окружающей среды в РФ. Понятие мониторинга. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Классификация систем мониторинга.

^ 11. Экологическая культура и этика

12. Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности в Саратовской области

Ландшафтно-климатические особенности Саратовской области, расположенные на её территории источники загрязнения окружающей среды. Меры по защите населения от воздействия вредных факторов.


^ 5. Образовательные технологии


В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, контрольные работы (рефераты) по основным проблемам курса, экспресс-контрольные работы с целью текущего контроля знаний студентов, теоретический зачет.

Предусмотрено применение интерактивных форм проведения занятий с использованием мультимедийного оборудования (презентации, включающие материалы учебных пособий, справочников и Интернет-ресурсов, научно-популярные фильмы и др.)


^ 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов. Оценочные средства для текущего контроля

успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения

дисциплины.


Для закрепления полученных знаний и приобретения навыков и умений в отношении проблем данной дисциплины каждому студенту предлагается написать контрольную (реферативную) работу (объемом примерно 1 печ. л.) или выполнить практическую самостоятельную работу по одной из перечисленных тем.


Темы контрольных работ (рефератов)

1. Предмет, задачи и основные понятия науки о безопасности жизнедеятельности.

2. Общие принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

3. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4. Основные компоненты и факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.

5. Влияние параметров микроклимата на жизнедеятельность человека.

6. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

7. Литосферные опасности и методы защиты от них.

8. Гидросферные опасности и методы защиты от них.

9. Атмосферные опасности и методы зашиты от них.

10. Космические опасности и методы защиты от них.

11. Общая характеристика техногенных опасностей.

12. Опасности физических загрязнений окружающей среды.

13. Акустическое загрязнение окружающей среды и его действие на организм человека. Методы защиты.

14. Электромагнитное загрязнение окружающей среды и его действие на организм человека. Методы защиты.

15. Радиационное загрязнение окружающей среды и его действие на организм человека. Методы защиты.

16. Химическое загрязнение атмосферы. Методы очистки выбросов.

17. Химическое загрязнение гидросферы. Методы очистки сточных вод.

18. Биологические опасности и методы защиты от них.

19. Проблемы экологической чистоты пищевых продуктов.

20. Нитраты и пестициды как одни из загрязнителей окружающей среды.

21. Эргономика. Обеспечение совместимости человека и производственной среды.

22. Психологические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

23. Методы стандартизации и нормирования, применяемые для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

24. Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности в Саратовской области.

25. Особенности обеспечения безопасности при работе с компьютером.

26. Диоксины.

27. Промышленные и бытовые отходы.

28. Электробезопасность.

29. Социальные опасности и методы защиты от них.

30. Системы мониторинга состояния различных природных сред, процессов и явлений в Российской Федерации.


ТЕСТ № 1 (1-5 разделы)

26 вопросов


^ 1. Какая дисциплина изучает опасности, способы и средства защиты от них?

  • а) эргономика в) безопасность жизнедеятельности

  • б) физиология человека г) экология

^ 2. Каково современное представление о безопасности?

  • а) отсутствие опасности в) состояние защищенности

  • б) отсутствие опасности и защищенность г) наличие средств защиты

^ 3. Что в БЖД понимают под опасностью?

  • а) объекты и процессы, причинившие человеку вред

  • б) объекты и процессы, способные причинить человеку вред

  • в) условие, приводящее к проявлению нежелательного явления, процесса

  • г) действия, приведшие к летальному исходу

^ 4. Какая опасность относится к физико-энергетической?

  • а) эпидемия гриппа

  • б) цианистый калий

  • в) электромагнитное излучение

  • г) постоянная работа с литературой, способная привести к перенапряжению фотоанализатора

^ 5. Как называется процесс усиления роли городов в развитии общества и увеличения доли населения страны, живущего в них?

  • а) урбанизация в) сукцессия

  • б) инфляция г) экологизация

^ 6. Какую опасность можно отнести к пассивной?

  • а) автотранспорт

  • б) радиоактивное излучение химического элемента

  • в) наледь на земле

  • г) шум

^ 7. Как называется процесс обнаружения опасностей и установления их характеристик и возможного ущерба?

  • а) классификация в) составление номенклатуры

  • б) выявление г) идентификация

^ 8. Как рассчитать индивидуальный риск, если известно общее число событий (Nобщ) и число событий с неблагоприятным исходом (Nнеблаг) ?

  • а) Nнеблаг в) Nобщ / Nнеблаг

  • б) Nнеблаг * Nобщ г) Nнеблаг/ Nобщ

^ 9. К травмоопасному фактору относится:

  • а) запыленность воздуха в) электрический ток

  • б) шум г) электромагнитные поля

10. Как называется процесс приспособления организма к природным, производственным и бытовым условиям?

  • а) рефлекс в) чувствительность

  • б) адаптация г) иммунитет

^ 11. Рецепторы, реагирующие на действие химических веществ, называются:

  • а) вестибулорецепторы в) хеморецепторы

  • б) фонорецепторы г) барорецепторы

^ 12. Основой естественной системы защиты является:

  • а) зрение б) нервная система в) осязание г) слух

13. Как называется способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды организма?

  • а) аллергия б) гомеостаз в) иммунитет г) фагоцитоз

^ 14. Естественный врожденный иммунитет

  • а) передается плоду через плаценту

  • б) передается ребенку с молоком матери

  • в) вырабатывается после введения вакцины

  • г) передается по наследству

^ 15. Как называется способность зрения приспосабливаться к ясному видению предметов, находящихся на разных расстояниях от наблюдателя ?

  • а) аккомодация в) бинарный эффект

  • б) адаптация г) интерференция

^ 16. При какой температуре тела человека еще сохраняются жизненные функции ?

  • а) 23.6о С б) 41.5о С в) 45.5о С г) 47.6о С

17. Какой из принципов или способов обеспечения безопасности не применяют при наличии литосферных опасностей ?

  • а) принцип защиты расстоянием

  • б) принцип герметизации

  • в) строительство специальных сооружений

  • г) проведение экологического мониторинга и оповещение населения

^ 18. Что нельзя делать в доме сразу после спада воды от наводнения?

  • а) проветривать помещение

  • б) просушивать подмокшие вещи

  • в) включать электричество и газ

  • г) открывать кран водопровода

^ 19. К какой группе опасностей по сфере проявления относятся грозы ?

  • а) гидросферные в) атмосферные

  • б) космические г) литосферные

20. Какое явление относится к низовому пожару ?

  • а) когда охвачен огнем верхний полог леса

  • б) когда пламя достигает высоты 50-150 см

  • в) горение торфяных болот

  • г) полное выгорание лесного массива

^ 21. Какова физиологическая потребность человека в воде ?

  • а) 0,5–1 литр в сутки в) 3–4 литра в сутки

  • б) 2–3 литра в сутки г) 5-6 литров в сутки

^ 22. Какой способ защиты нужно использовать при внезапном землетрясении ?

  • а) встать в центр комнаты в) спуститься вниз на лифте

  • б) спуститься вниз по лестнице г) встать в дверном проеме

^ 23. Какие землетрясения самые опасные? С глубиной очага

  • а) до 100 км б) 100-200 км в) 200-300 км г) > 300 км

24. Для оценки силы ветра в баллах пользуются:

  • а) шкалой Меркалли в) шкалой Амбрейсиза

  • б) шкалой Бофорта г) шкалой MСK-64

^ 25. Какое из утверждений неверно? В грозу опасно

  • а) сидеть около горящего костра

  • б) разговаривать по сотовому телефону

  • в) находиться в автомобиле

  • г) укрываться под одиноко стоящими деревьями

^ 26. Фоторецепторами являются:

  • а) глаза в) зрительный нерв

  • б) роговица и хрусталик г) палочки и колбочки


ТЕСТ № 2 (6-10 разделы)

30 вопросов


^ 1. Какая опасность относится к физико-энергетической?

  • а) эпидемия гриппа

  • б) цианистый калий

  • в) электромагнитное излучение

  • г) постоянная работа с литературой, способная привести к перенапряжению фотоанализатора

^ 2. Какие электростанции являются совершенно экологически безопасными ?

  • а) ТЭС в) АЭС

  • б) ГЭС г) таковых нет

3. Каково общее название веществ, применяемых в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками, вредителями, болезнями растений, и представляющих химическую опасность ?

  • а) пестициды в) фунгициды

  • б) гербициды г) инсектициды

^ 4. От какого вида внешнего ионизирующего излучения можно защититься специальным тканевым костюмом ?

  • а) альфа-излучение в) гамма-излучение

  • б) бета-излучение

^ 5. Как называют колебания упругой среды с частотой менее 16 Гц, способные оказать отрицательное воздействия на человека ?

  • а) ультразвук в) звук

  • б) шум г) инфразвук

^ 6. Как называют живые организмы, не способные существовать и размножаться вне клетки и представляющие биологическую опасность ?

  • а) бактерии в) спирохеты

  • б) вирусы г) радиолярии

^ 7. Для каких пищевых продуктов вероятность содержания в них антибиотиков наименьшая?

  • а) рыба океаническая в) говядина

  • б) птица, выращенная на птицефабрике г) свинина

^ 8. От чего не зависит характер и глубина воздействия электрического тока на организм человека?

  • а) от силы тока и режима его генерации в) от состояния кожи

  • б) от времени действия тока г) от цвета кожи человека

^ 9. Какой компонент воздуха ответственен за парниковый эффект ?

  • а) азот б) аргон в) углекислый газ г) кислород

10. Какие способы или средства защиты нельзя рассматривать как обеспечивающие электробезопасность человека ?

  • а) защитное заземление в) медицинские резиновые перчатки

  • б) инструмент с изолирующими ручками г) защитное отключение

^ 11. Какие загрязнители воздуха в наибольшей степени ответственны за разрушение озонового слоя ?

  • а) метан б) фреоны в) окислы серы г) углекислый газ

^ 12. Какой вид излучения радиоактивных химических элементов обладает наибольшей проникающей способностью ?

  • а) альфа б) бета в) гамма

13. Каков ПДУ шума в ночные часы в населенных пунктах ?

а) 25 дБ б) 45 дБ в) 65 дБ г) 85 дБ

14. Как расшифровать аббревиатуру ПДК ?

  • а) постоянно действующий коэффициент в) предельно допустимое количество

  • б) постоянно действующая концентрация г) предельно допустимая концентрация

^ 15. В каком из перечисленных диапазонов излучение электромагнитного поля является ионизирующим ?

  • а) рентгеновское излучение в) инфракрасное излучение

  • б) ультрафиолетовое излучение г) длинноволновое радио-излучение

^ 16. Какой способ обеззараживания питьевой воды является наиболее экологичным ?

  • а) применение газообразного хлора в) облучение воды ультрафиолетом

  • б) применение соединений хлора г) облучение воды гамма - лучами

^ 17. Вокруг каких объектов, излучающих ЭМП, обязательно создание санитарно-защитной зоны более 10 метров ?

  • а) цех, содержащий большое количество электроустановок

  • б) высоковольтные линии электропередач

  • в) работающий компьютер

  • г) работающая микроволновая печь

^ 18. Какой металл не относят к группе тяжелых металлов ?

  • а) свинец в) кадмий

  • б) цинк г) алюминий

19. Уровни вибрации измеряются в:

  • а) Гц в) Па

  • б) Дб г) Вт/ кв.м

^ 20. Величина рН (содержание ионов водорода) воды для ежедневного потребления должна находится в интервале значений

  • а) 1 –3 в) 6 – 9

  • б) 3 – 6 г) 9 – 12

^ 21. Какие из перечисленных мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха не относятся к технологическим и санитарно-техническим:

  • а) рационализация технологических процессов

  • б) установление санитарно-защитных зон

  • в) безотходные технологии

  • г) использование очистных устройств

^ 22. Назовите путь передачи вируса бешенства

  • а) аэрогенный (воздушно-капельный) в) фекально-оральный

  • б) трансмиссивный г) контактный

^ 23. Тератогенные вещества вызывают

  • а) отравление всего организма в) аллергические заболевания

  • б) раздражение дыхательных путей г) изменения в развитии плода

^ 24. Радиоактивный стронций накапливается:

  • а) в щитовидной железе в) в мышцах

  • б) в костях г) в нервной ткани

25 . Озоновый слой Земли находится в:

  • а) тропосфере в) ионосфере

  • б) стратосфере г) экзосфере

^ 26 . Что означает термин «Кумулятивность»

  • а) способность веществ накапливаться в живых организмах по пищевой це­почке

  • б) способность вещества вызывать уродства у организмов

  • в) способность веществ изменять наследственную информацию организмов

  • г) способность веществ оказывать влияние на эмбрионы организмов

^ 27. Существующие методы очистки городских сточных вод

а) механические, химические;

б) электромагнитные, физические, ультразвуковые;

в) механические, физико-химические, биологические;

г) ультразвуковые, биологические, вибрационные.

^ 28. К какому классу опасностей относится терроризм ?

  • а) физические опасности в) психофизиологические

  • б) экологические г) социальные


^ 29 . Уровень звукового шума, вызывающего акустическую травму

а) 30 - 50 дБ; б)70…90 дБ; в) 100…120 дБ; г) 150 - 170 дБ.

30. Источником инфразвука не является:

а) штормовой ветер б) сейсмические волны в) дождь г) громовые раскаты


Вопросы к курсу


1. Основные документы законодательно-правового характера, регулирующие вопросы безопасности жизнедеятельности. Основные положения Закона РФ «О безопасности».

2. Принципы, методы, средства обеспечения безопасности.

3. Классификация негативных факторов, их источники. Принципы нормирования негативных факторов.

4. Психология и риск. Психология деятельности.

5. Идентификация опасностей. Методы анализа в науке БЖД.

6. Риск как критерий реализации опасности. Основные методические подходы к определению риска. Концепция приемлемого риска.

7. Гомеостаз. Адаптация. Естественные системы защиты человека. Иммунитет.

8. Классификация основных форм деятельности человека.

9. Влияние на жизнедеятельность некоторых микроклиматических параметров (температура, влажность воздуха и атмосферное давление).

10. Освещение производственных и непроизводственных помещений.

11. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Расчет и обеспечение оптимальных гигиенических показателей производственной среды.

12. Основные нормативы качества окружающей среды. ПДВ, ПДС, ПДК, ПДУ.


13. Система мониторинга состояния окружающей среды в России. Экологическая экспертиза.

14. Эргономика. Виды совместимости производственной среды и человека.

15. Литосферные опасности (землетрясения, извержения вулканов, оползневые и другие процессы) и защита от них.

16. Гидросферные опасности (наводнения, цунами и др.) и защита от них.

17. Атмосферные опасности (молния, ураган, град, гололед и др.) и защита от них.

18. Химическое загрязнение биосферы, виды и источники. Действие вредных веществ на организм человека.

19. Биологические опасности. Наиболее опасные инфекционные заболевания и их профилактика.

20. Обеспечение экологической чистоты продуктов питания.

21. Влияние акустического загрязнения на жизнедеятельность. Измерение и нормирование уровня шума. Принципы, методы и средства защиты от шума.

22. Электромагнитные поля, их источники и влияние на организм человека. Организационные и технические меры защиты от ЭМП.

23. Особенности биологического воздействия ионизирующего излучения на организм человека.

24. Нормы радиационной безопасности. Организационные и технические меры защиты от радиации.

25. Воздействие электрического тока на человека, обеспечение электробезопасности.

26. Загрязнение атмосферы, его виды и источники. Взаимодействие и трансформация загрязнений в окружающей среде. Меры по снижению уровня загрязнения атмосферы.

27. Загрязнение водных объектов. Виды загрязнения, источники. Нормативы качества вод.

28. Экобиозащитная техника. Методы и оборудование для очистки выбросов и сточных вод.

29. Загрязнение почв. Тяжелые металлы. Пестициды и агрохимикаты.

30. Антропогенное загрязнение космоса.

31. Рост численности населения Земли как фактор глобального риска. Человек и ресурсы биосферы.

32. Промышленные и бытовые отходы, их виды и способы утилизации.

33. Социальные опасности.

34. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в Саратовской области.

35. Системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов и параметров окружающей среды.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».


Основная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак ; под ред. О.Н. Русака. – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2008. 671 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: учеб./ С.В. Белов. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. 670 с.

Дополнительная литература

  1. Основы экологии, безопасности жизнедеятельности и экономико-правового регулирования природопользования: учеб. пособие / М.Д. Гольдфейн, Н.В. Кожевников, А.В. Иванов, Н.И. Кожевникова; под ред. М.Д. Гольдфейна – М.: Изд-во РГТЭУ, 2006. 408 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности и эколого-экономические проблемы природопользования: учеб. пособие / Рос. гос. торгово-экон. ун-т ; под общ. ред. М.Д. Гольдфейна. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2008. 404 с.

  3. Основы экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды: учеб. пособие для студентов всех специальностей / М.Д. Гольдфейн, Н.В. Кожевников, Н.И. Кожевникова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 220 с.

  4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л.А. Михайлов и др.; под ред. Л.А. Михайлова. – М.; СПб.: Питер, 2007. 301 с.

  5. Санитарные нормы. Полный справочник. – М.: Эксмо, 2007. 768 с.

  6. Профессиональные болезни. Полный справочник. М.: Эксмо, 2006. 608 с.

  7. Электромагнитная безопасность. Проблемы и пути решения. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.

  8. Зайцева А.А. Здоровье вашего дома. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

  9. Пужлякова Г.А., Фетисова Л.М., Фетисова Н.А. Методы оценки загрязнения воздуха / Учебно-методическое пособие. – Саратов, 2000.

  10. Арустамов ЭА. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Дашков и Ко, 2000.

  11. Экология атмосферы крупного промышленного центра в условиях сложного рельефа / Фетисова Л.М., Пужлякова Г.А., Полянская Е.А. и др. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004. – 136 с.

  12. Алексеев H.А. Стихийные явления в природе. – M.: Мысль. 1996.

  13. Шендеров Б.А. Медицинская микробная экология и функциональное питание. Т.1, 2. – М.: Грантъ, 1998.

  14. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера" // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1996. – №1.

  15. Закон "Об охране окружающей среды". – М.: "Экзамен", 2004.

  16. Трудовой кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2008. – 191 с.

  17. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – М.: Изд-во Омега-Л, 2009. 47 с.

  18. Основы безопасности жизнедеятельности / ежемесячный научно-методический журнал.

  19. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области (ежегодное издание)


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. А.В.Иванов, И.А.Яшков. Экологические опасности Саратовского Поволжья. Интерактивный атлас Саратова и области. М.: МАКС-ПРЕСС. 2007.

2. Безопасность жизнедеятельности. Обучающая программа. Корпорация «Диполь» (ЗАО), Новосибирский государственный педагогический университет, 2005.

3. Обучающий диск. Самые опасные животные. ООО «ЛАЙТ», 2006.

4. Сайт Интернет: http://documental.su (научно-популярные фильмы)

DVD диски : Документальные фильмы «Силы природы» (ВВС), «Идеальные убийцы» (ВВС), «Большое жало» (ВВС), «Атлас тела» (Discovery), «Разъяренная Земля» (пр-во Великобритания) и др.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)


Ноутбук, видеопроектор, звуковые колонки, съемные носители информации (DVD- CD- диски, флеш-карта).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлениям 080200.62 Менеджмент и профилю подготовки Маркетинг


Авторы: доцент Кожевникова Н.И.,

доцент Гребенюк Л.В.


Программа одобрена на заседании кафедры охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности СГУ 31.08.2011 года (протокол № 1).


Зав. кафедрой М.Д. Гольдфейн


Декан биологического факультета Г.В. Шляхтин


Декан экономического факультета О.С. Балаш

Скачать 326.35 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты