Домой

Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 040101 «Социальная работа» (очная форма обучения / заочная)




Скачать 378.8 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 040101 «Социальная работа» (очная форма обучения / заочная)
страница1/6
Дата13.01.2013
Размер378.8 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Согласовано согласовано
Основная задача дисциплины
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо при изучении данной дисциплины
2.1. Программа курса Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения.
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ 1.1. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
1.2. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
1.3. Негативные факторы в системе "человек - среда обитания"
1.4. Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания
Раздел 2. ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ 2.1. Идентификация травмирующих и вредных факторов, опасные зоны
2.2. Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов
2.3. Экобиозащитная техника
2.4. Анализ опасностей технических систем
Раздел 3. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. 3.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного вр
3.2. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях
3.3. Устойчивость функционирования объектов экономики
3.4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
3.5. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
4.1. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе “человек - машина”
4.2. Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию РФ

Амурский государственный университет

(ГОУВПО «АмГУ»)





УТВЕРЖДАЮ




Проректор по УНР

______________Е.С. Астапова






«___» _____________ 2006__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине - «Безопасность жизнедеятельности»

для специальности – 040101 «Социальная работа»

(очная форма обучения / заочная)


Курс 2 / 2 Семестр 4 / 4


Лекции 36 / 8 (час.) Зачет 4 / 4 семестр


Практические занятия 18 / 4 (час.)


Самостоятельная работа 54 / 96 (час.)


Всего часов 108 (час.)


Составитель: С.А. Приходько, доцент, кандидат с.-х. наук

Факультет: Инженерно-физический

Кафедра: БЖД


2006 г.


Рабочая программа является авторской разработкой, составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 040101 «Социальная работа» и примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рекомендуемой Министерством образования России для направлений и специальностей высшего профессионального образования.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры БЖД


«__8____» __сентября___2006г. Протокол № __1___

Заведующий кафедрой ______________________А.Б.Булгаков


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методического совета специальности 040101 «Социальная работа»

« ____» __________2006г. Председатель УМСС ___________В.В.Ткаченко


^ СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ Председатель УМС ФСН

_________ Г.Н.Торопчина __________ Н.К. Щепкина

«_____»__________2006г. «______»____________2006г.


СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

______________ М.Т. Луценко

«_____»______________2006г.


1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

1.1. Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" – обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

^ Основная задача дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- овладения языком и понятийным аппаратом психологии безопасности;

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- формирование умений и навыков разрешения профессиональных проблем;

- формирование умений и навыков психологического анализа условий жизнедеятельности с позиций опасности-безопасности;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

- формирование осмысленной, функциональной, профессионально-важной системы психологических знаний в области безопасности.


^ 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” специалист должен:

знать:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания";

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

  • анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

  • идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

  • средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

  • методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

  • методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

уметь:

  • проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

  • эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

  • разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

  • планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.




    1. ^ Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо при изучении данной дисциплины


Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, таких как «Математика» (ЕН.Ф.01) раздел – математические методы исследования в социальной работе, «Информатика» (ЕН.Ф.02) раздел – алгоритмизация и программирование, «Концепции современного естествознания» (ЕН.Ф.03) раздел – многообразие живых организмов – основа организации устойчивости биосферы, «Основы социальной медицины» (ОПД.Ф.02) раздел – умения и навыки неотложной медицинской помощи, «Психология» (ОПД.Ф.03) раздел – психология личности и межличностные отношения. Её изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


^

2.1. Программа курса

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения.


Характерные системы "человек – среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Закон сохранения жизни Куражковского Ю.Н. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем.

Аксиома “о потенциальном негативном воздействии в системе "человек – среда обитания"”. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Аксиома о происхождении техногенных опасностей. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость.

Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров среды обитания (параметры микроклимата, освещенность, организации деятельности и отдыха). Критерии оценки дискомфорта, их значимость.

Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийные явления – причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, критерии оценки, их значимость.

Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания: техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, гражданская оборона, защита в чрезвычайных ситуациях, безопасность жизнедеятельности. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности. Цель и содержание дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”, ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. Связь дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” с курсом “Основы безопасности жизнедеятельности” общеобразовательных учебных заведений.

Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов.

Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Роль и достижения отечественной науки в области безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий "Повестка на 21 век".
  1   2   3   4   5   6

Скачать 378.8 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты