Домой

Рабочая программа по курсу «пропедевтика детских болезней с курсом здоровго ребенка и общим уходом за детьми» Д. С. Ф. 01




Скачать 161.47 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «пропедевтика детских болезней с курсом здоровго ребенка и общим уходом за детьми» Д. С. Ф. 01
Дата13.01.2013
Размер161.47 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Требования государственного образовательного стандарта высшего
Требования к профессиональной подготовленности специалиста -педиатра.
Специалист должен уметь
Специалист в своей профессиональной деятельности должен применять знания
1.3 Принцип построения курса
1.4. Цели курса
Подобные работы:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

С КУРСОМ ЗДОРОВГО РЕБЕНКА И

ОБЩИМ УХОДОМ ЗА ДЕТЬМИ»


Д.С. Ф. 01.


Специальность 040200 – Педиатрия



    1. Выписка из учебного плана

Пропедевтика детских болезней


с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми

Семестр

Учебных недель

Всего часов

в том числе

Лекцион-ный курс

Практичес-кие занятия

СРС

Общий уход за детьми

3

19

19

-

19




Пропедевтика детских болезней

5

19

149

26

74

49

6

17

147

26

73

48

ВСЕГО




296

52

147

97


1.2. ^ Требования государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования к уровню подготовки выпускника

Кафедра пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми на педиатрическом факультете медицинских институтов – первая педиатрическая кафедра, на которой начинается подготовка врача-педиатра. Кафедра пропедевтики детских болезней является связующим звеном между теоретическими кафедрами младших курсов (нормальной анатомии, физиологии, гистологии. биохимии, пат. анатомии, пат. физиологии, гигиены, и др.) и клиническими кафедрами старших курсов.

Целью обучения студентов на кафедре пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми является изучение клинической анатомии, гистологии, физиологии, биохимии детей и подростков; возрастных особенностей развития отдельных органов и систем; особенностей методики исследования систем и органов детей различного возраста; изучение семиотики и основных синдромов поражения органов и систем у детей и подростков; изучение принципов рационального питания детей раннего возраста и принципов здорового образа жизни.

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. №180).

    1. Квалификация выпускника – Врач.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 040200 – Педиатрия при очной форме обучения – шесть лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения – шесть с половиной лет.

    1. Квалификационная характеристика выпускника.

Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент.

Врач – выпускник по специальности 040200 Педиатрия имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Выпускники по специальности 040200 Педиатрия могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • профилактической;

  • диагностической;

  • лечебной;

  • медико-просветительской;

  • организационно-управленческой;

  • научно-исследовательской.


Врач выпускник – по специальности 040200 Педиатрия подготовлен к решению следующих задач:

  • проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов);

  • диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

  • диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

  • гигиеническое воспитание больных и членов их семей;

  • организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;

  • самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками).


Врач должен уметь:

  • осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику заболеваний, диспансеризацию здоровых и больных;

  • диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском вузе;

  • вести учетно-отчетную медицинскую документацию;

  • организовать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требований техники безопасности в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения;

  • эффективно вести работу по санитарному просвещению среди больных, членов их семей и медицинского персонала.


Специалист должен применять знания:

  • об основных физических, клинических, биологических и физиологических закономерностях, процессов и явлений в физиологической норме и патологии;

  • об строении и развитии тканей и систем органов, организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

  • об общих закономерностях происхождения и развития жизни, жизнедеятельности организма и законов генетики.


^ Требования к профессиональной подготовленности специалиста -педиатра.

В результате клинической подготовки по педиатрии у специалиста должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решения профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных.

^ Специалист должен уметь:

  • организовать и оказать лечебно-профилактическую помощь населению (с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры населения);

  • организовать и участвовать в проведении профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

  • анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды и качество медицинской помощи;

  • применять современные методы научного познания, средства и методы педагогического воздействия на личность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;

  • пропагандировать здоровый образ жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.

^ Специалист в своей профессиональной деятельности должен применять знания:

  • основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностей, процессов и явлений в норме и патологии, а также работы с лечебно-диагностической аппаратурой;

  • строения, топографии развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, особенностей организменного и популяционного уровней организации жизни;

  • общих закономерностей происхождения развития жизни, жизнедеятельности организма и законов генетики;

  • основных характеристик лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаний и противопоказаний к назначению и применению для профилактики и лечения, оформления рецептов.



^ 1.3 ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

ПРИНЦИП

СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА

Основание для введения курса

Госстандарт высшего медицинского образования, учебный план медицинского института ЯГУ.

Адресат курса

Студенты 2, 3 курса ПФ МИ ЯГУ

Главная цель курса

Изучение клинической анатомии, гистологии, физиологии, биохимии детей и подростков; возрастных особенностей развития отдельных органов и систем; особенностей методики исследования систем и органов детей различного возраста; изучение семиотики и основных синдромов поражения органов и систем у детей и подростков; изучение принципов рационального питания детей раннего возраста и принципов здорового образа жизни.

Ядро курса

Овладение профессиональными умениями врача-педиатра.

Требование к начальной подготовке

Знание нормальной анатомии, физиологии, гистологии, биохимии, пат. анатомии, пат. физиологии, гигиены, общего ухода за детьми, пропедевтики внутренних болезней.

Уровень требований по сравнению с ГОС

Должно быть сформировано врачебное поведение, основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач

Объем курса в часах

Практических - 19 ч.

Лекционных – 52 ч.

Практических – 147 ч; СРС – 97 ч.

Область применения полученных знаний и умений

Повседневная практика врача-педиатра

Описание основных «точек» контроля

  • контроль исходного уровня;

  • промежуточный контроль (итоговые занятия, тестовые задания, задачи, рефераты);

  • итоговый контроль (экзамен).

^ 1.4. ЦЕЛИ КУРСА

Уровень усвоения

Цель курса

Первый уровень

      1. Иметь представление:

  • об основных достижениях педиатрической науки в РФ и РС (Я);

  • об общих закономерностях происхождения и развития жизнедеятельности организма и законов генетики.

Второй уровень

      1. Знать:

- значение ухода за детьми;

- обязанности младшего и среднего медицинского персонала.

  • вопросы деонтологии и медицинской этики;

  • клинические анатомо-физиологические особенности детей различного возраста и подростков;

  • методы оценки физического, нервно-психического. полового развития детей и подростков, основы воспитания и организации здорового образа жизни;

  • особенности методики исследования основных органов и систем у детей и подростков;

  • наиболее частые используемые лабораторные и инструментальные методы исследования. их диагностическую значимость;

  • семиотику и основные синдромы поражения органов и систем у детей и подростков;

  • критерии оценки тяжести состояния больного ребенка;

  • принципы рационального питания здоровых детей раннего возраста.

Третий уровень

      1. Уметь:

  • несложные медицинские манипуляции

  • проводить личную гигиену ребенка.

  • ухаживать за детьми грудного, старшего возраста и за больными детьми, кормить их.

  • проводить дезинфекцию готовыми дезсредствами.

  • устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;

  • собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;

  • оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;

  • провести клиническое обследование (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) органов и систем здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;

  • оценить результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, сделать заключение;

  • сделать заключение об основных синдромах поражения органов и систем больного ребенка и тяжести состояния;

  • написать пропедевтическую историю болезни (развития) ребенка;

  • составить рацион питания для здорового ребенка раннего возраста и дать рекомендации по рациональному вскармливанию.


4.4. Зачет

Перечень контрольных вопросов

зачета по курсу «Общий уход за детьми»


  1. Назовите лечебно профилактические учреждения.

  2. Назовите основные структурные подразделения больницы.

  3. Как осуществляется транспортировка больного ребенка в зависимости от состояния из приемного отделения в отделение больницы

  4. Что такое мельцеровский бокс?

  5. Перечислите основные помещения детской поликлиники.

  6. В чем заключается специфика ухода за детьми в связи с анатомо-физиологическими особенностями их сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеобразования и мочевыделения.

  7. Что такое медицинская этика?

  8. В чем заключается этический долг медицинского работника.

  9. Какова этика взаимоотношения медицинского персонала между собой, взаимоотношений медицинского работника с родителями ребенка?

  10. Что такое врачебная тайная?

  11. Перечислите обязанности младшего медперсонала.

  12. Перечислите обязанности среднего медперсонала (мед. сестры поста).

  13. Какими манипуляциями должна владеть мед. сестра.

  14. Какие виды медицинской документации используются в стационаре.

  15. Назовите особенности раздачи лекарственных средств, принимаемых через рот детям разного возраста.

  16. Назовите основные элементы противоэпидемического режима больницы.

  17. Как обработать волосистую часть головы при педикулезе.

  18. Какие существуют растворы для дезинфекции, как их готовят: 0,5% раствор осветленной хлорной извести, 1% р-р хлорамина.

  19. Как проводится текущая и заключительная дезинфекция.

  20. Какова техника смены постельного и нательного белья у детей.

  21. Техника ухода за чистотой глаз, ушей, волос у детей.

  22. Как правильно положить резиновый круг.

  23. Назовите диеты, применяемые в детской больнице.

  24. Как проводится мойка посуды и хранение пищи в больнице.

  25. Как организуется питание тяжелых больных.

  26. В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденных детей.

  27. Как проводить гигиенические ванны.

  28. Назовите правила кормления ребенка грудью.

  29. Какие требования предъявляются к хранению сцеженного грудного молока.

  30. В чем заключаются особенности кормления ребенка из бутылочки.

  31. Как приготовить кувез к работе.

  32. В чем состоит работа по нервно-психической работе ребенка.

  33. Каков режим дня в зависимости от возраста.

  34. Цель массажа и гимнастики. Как проводят гимнастику детям различного возраста.

  35. Правила закаливания.

  36. Какие виды закаливания Вы знаете?

  37. Что такое гипертермия?

  38. Какую помощь надо оказать ребенку во время подъема температуры.

  39. Какую помощь надо оказать при насморке.

  40. Каков принцип оказания помощи при ларингоспазме у детей.

  41. Что нужно сделать при инородном теле дыхательных путей.

  42. Как оказывают помощь при одышке.

  43. Как проводят туалет носа?

  44. В чем заключается техника ИВЛ.

  45. Какую помощь надо оказать при остановке дыхания.

  46. Какие лечебно-охранительные режимы назначают детям с заболеванием сердечно-сосудистой системы.

  47. В чем заключается помощь при обмороке.

  48. Какие мероприятия необходимо проводить при остановке сердца.

  49. В чем заключается техника непрямого массажа сердца.

  50. Каковы основные симптомы заболевания желудочно-кишечного тракта.

  51. В чем состоит уход за детьми с рвотой.

  52. Как помочь ребенку при метеоризме.

  53. Каковы особенности питания детей при заболеваниях почек.

  54. Как осуществляется наблюдение за диурезом.

  55. Как собирается моча у детей?

  56. Как подмывают детей с учетом пола ребенка.

  57. Как остановить кровотечение из носа.

  58. Что необходимо сделать при кровотечении после удаления зуба.

  59. Какова помощь при легочном кровотечении.

  60. Что надо сделать при кровоизлиянии в сустав.

  61. Как взвешивать детей в зависимости от возраста?

  62. Правила измерения температуры тела ребенка в больнице.

  63. Правила измерения роста детей.



4.3. ЭКЗАМЕН


Экзаменационные вопросы по курсу «Пропедевтика детских болезней»

  1. Достижения отечественной педиатрии.

  2. Периоды детства и их характеристика

  3. Особенности сбора анамнеза у детей.

  4. Температура тела и терморегуляция ребенка.

  5. Общий осмотр ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного. Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов их вызывающих.

  6. Физическое развитие детей. «Биологическая акселерация»

  7. Физическое и психомоторное развитие детей в 1 полугодии. Показатели.

  8. Физическое и психомоторное развитие детей во 11 полугодии.

  9. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет.

  10. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития.

  11. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

  12. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импритинг.

  13. Нервно-психическое развитие детей и их воспитание в связи с особенностями развития ЦНС.

  14. Семиотика поражений центральной нервной системы.

  15. Органы чувств у детей (зрение, слух, обоняние, вкус, чувствительность кожи). Семиотика нарушений.

  16. Анатомо-физиологические особенности кожи, семиотика их основных поражений.

  17. Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки.

  18. Анатомо-физиологические особенности костной системы

  19. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы

  20. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования.

  21. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования.

  22. Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух.

  23. Лабораторные и инструментально-графические методы исследования при заболеваниях органов дыхания.

  24. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания. Методика исследования.

  25. Синдром обструкции дыхательных путей, критерии и степени дыхательной недостаточности.

  26. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика исследования.

  27. Кровообращение плода и новорожденного

  28. Семиотика поражения органов кровообращения. Методика исследования.

  29. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы.

  30. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни.

  31. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Методика исследования.

  32. Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей.

  33. Основные синдромы поражения органов пищеварения.

  34. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения

  35. Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения.

  36. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие.

  37. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания.

  38. Семиотика поражений эндокринной системы

  39. Семиотика нарушений эндокринной системы (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, поджелудочная железа).

  40. Особенности системы крови и органов кроветворения у детей.

  41. Особенности периферической крови у детей раннего возраста

  42. Особенности кроветворения у детей.

  43. Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения у детей.

  44. Общий анализ крови.

  45. Лимфоидная система и иммунитет у детей.

  46. Семиотика нарушений иммунитета у ребенка.

  47. Новорожденный ребенок. Доношенный и недоношенный новорожденный.

  48. Пограничные состояния новорожденного

  49. Естественное вскармливание и техника введения прикорма.

  50. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Преимущества естественного вскармливания.

  51. Преимущества женского молока перед другими.

  52. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании.

  53. Характеристика молозива.

  54. Характеристика гарантийного молока

  55. Питание и режим кормящей матери.

  56. Противопоказания и затруднения кормления грудью. Сроки и правила отнятия ребенка от груди.

  57. Формы и степени гипогалактии, ее причины, меры предупреждения и борьба с ней.

  58. Контрольное взвешивание ребенка

  59. Искусственное вскармливание

  60. Техника проведения искусственного вскармливания.

  61. Наиболее частые ошибки при проведении искусственного вскармливания.

  62. Понятие о коррекции искусственного вскармливания.

  63. Классификация молочных смесей, используемых для вскармливания детей первого полугодия жизни.

  64. Технология приготовления молочных смесей и блюд прикорма.

  65. Смешанное вскармливание

  66. Техника смешанного вскармливания.

  67. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании.

  68. Вскармливание новорожденного..

  69. Питание здоровых детей старше 1-го года жизни.

  70. Современные принципы рационального питания детей старше года и значение витаминов для правильного развития детей.

  71. Питание детей школьного возраста.

  72. Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений.

  73. Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений

  74. . Семиотика нарушений жирового обмена.

  75. Особенности водно-солевого обмена и синдромы его нарушения

  76. . Синдромы нарушения водно-солевого обмена у детей.

  77. Основной обмен у детей.

  78. Болезни и синдромы нарушения обмена веществ и их ранняя диагностика.

  79. Витамины, их значение в росте и развитии ребенка.

  80. Особенности жирового обмена




  1. Рекомендуемая литература


5.1. Основная

1. Мазурин А. В., Запруднов А.М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми. – М., 1998

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.: 1986.

  2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.: Фолиант, 2000.

  3. Пропедевтика детских болезней. // Под ред. А.А. Баранова.- М.: 1998.


5.2. Дополнительная

  1. Тур А.Ф. Пропедевтика детских болезней. – М.: 1972.

  2. Усов И.Н., Чичко М.В., Астахова Я.Н. Практические навыки педиатра. – Минск: Высш. шк., 1990.

  3. «К методике преподавания пропедевтики детских болезней» (АФО и методы диагностики опрно-двигательной системы, кожи, подкожно-жировой клетчатки, л/у) – Метод. указания, Якутск 2000г. – Саввина Н.В.

  4. «Стандарты индивидуальной оценки физического развития школьников Республики Саха (Якутия)» – Метод. указ., Якутск 2001г. – Саввина Н.В., Ханды М.В.

  5. «История болезни ребенка» - Метод. указ. для студ. 4-5 курсов ЛФ, 2000 г. – Ханды М.В., Саввина Н.В.

  6. «Сборник тестовых заданий по педиатрии» - Метод. пособие для студ. 3-6 курсов МИ, 1996 г. – Ханды М.В.

  7. «К методике преподавания пропедевтики детских болезней» (Нервно-психическое развитие детей раннего возраста.) – Метод. указания, Якутск, 1995 г. – Ханды М.В.

  8. «Функциональная диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта и билиарной системы у детей». – Метод. разработка, Якутск, 1996г. – Барашкова Н.Н.

  9. «Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей» – Метод. указание, Якутск 1996г. - Павлов В.А.

  10. «К методике преподавания пропедевтики детских болезней» (Возрастные особенности периферической крови у детей) – Метод. указ., Якутск, 1992 г. – Ханды М.В.

  11. «К методике преподавания пропедевтики детских болезней» (Заболевания почек и мочевыделительной системы у детей) – Метод. указ, Якутск, 1995г. – Павлов В.А.

  12. «Оценка физического развития сельских школьников Якутской АССР» - Метод. рекомн., Якутск 1988 г. – Ханды М.В.

  13. «История болезни – важнейший этап в формировании клинического мышления будущего врача» - Метод. указ. , Якутск, 1977г. – Ханды М.В.

  14. «К методике преподавания пропедевтики детских болезней»(Анатомо-физиологические особенности органов дыхания) - Метод. указ., Якутск, 1990г. – Ханды М.В., Баарашкова Н.Н.

  15. «Сборник задач» - Метод. пособие, Якутск 1996 г. – Барашкова Н.Н., Ханды М.В., Павлов В.А.

  16. «Электрокардиограммы» - Наглядное пособие для студентов.

  17. «Питание детей» Методическое пособие для студентов 3 курса. Якутск, 2002 г. – М.В.Ханды, С.И. Прокопьева, С.В. Маркова, Н.Н. Грязнухина.

  18. «Пропедевтика детских болезней» методическое пособие для студ. 3 курса, Якутск 2002 г., - М.В.Ханды, С.И. Прокопьева, Степанова Л.А.

  19. Питание здорового ребенка - учебное пособие, Якутск 2003 – М.В.Ханды, Н.А. Геппе, С.И. Прокопьева и др.


Реквизиты авторов:

Ханды М. В., доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней

Скачать 161.47 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты