Домой

Рекомендована к утверждению в качестве типовой




Скачать 247.53 Kb.
НазваниеРекомендована к утверждению в качестве типовой
Дата13.01.2013
Размер247.53 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
Пояснительная записка
Медицинская и биологическая физика.
Биологическая химия.
Иностранный язык и латинский язык
Анатомия человека.
Нормальная физиология
Патологическая анатомия.
Патологическая физиология.
Гигиена детей и подростков.
Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины
Характеристика рекомендуемых методов обучения.
Всего часов
Примерный тематический план
2. Закономерности физического развития и полового созревания детей
3. Нервная система и нервно-психическое развитие детей
5. Кожа и ее придатки. Подкожная жировая клетчатка. Лимфатические узлы
6. Костно-суставной аппарат. Мышечная система
7. Органы дыхания
8. Сердечно-сосудистая система
...
Полное содержание
Подобные работы:




СоставителИ:

В.И.Твардовский, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

О.Н.Волкова, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Кафедра педиатрии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

А.В.Сукало, заведующий 1-ой кафедрой педиатрии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», член-корреспондент НАН Беларуси, главный детский нефролог Министерства здравоохранения Республики Беларусь, доктор медицинских наук, профессор

^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 1 от 28.08.2009 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 2 от 28.10.2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 3 от 11.01.2010 г.)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Пропедевтика детских болезней» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об анатомо-физиологических особенностях ребенка, методиках осмотра здорового и больного ребенка различного возраста и семиотике поражения органов и систем.

Изучение дисциплины «Пропедевтика детских болезней» направлено на приобретение студентами предварительных знаний, способствующих последовательному усвоению специальных дисциплин учебного плана.

Здоровье и благополучие детей является основной заботой семьи, государства и общества в целом, поэтому вопрос здоровья подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в системе здравоохранения Республики Беларусь. Решение задач по охране прав детей в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993г. №2435-XII (в редакции закона Республики Беларусь от 20 июня 2008г. № 363-3) и государственными программами:

    • Президентская Программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006г. №318;

    • Программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. №1116;

    • Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2007г. №135.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

Настоящая типовая учебная программа включает новейшие научные данные по методикам исследования больного и здорового ребенка.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель изучения дисциплины «Пропедевтика детских болезней» состоит в формировании и приобретении у студентов современных научных взглядов и знаний об анатомо-физиологических особенностях детского организма, семиотике поражения органов и систем, рациональном вскармливании детей раннего возраста, методиках исследования здорового и больного ребенка необходимых для профессиональной подготовки и последующей практической деятельности врача.

Задачи изучения дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии. Воспитания чувства сострадания к больному ребенку и желания приобрести в последующие годы учебы необходимую профессиональную подготовку для оказания медицинской помощи.

Преподавание и успешное изучение пропедевтики детских болезней осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в педиатрии.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Наследственность и изменчивость. Человек и биосфера. Биологические аспекты экологии человека.

^ Биологическая химия. Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики.

^ Иностранный язык и латинский язык - их знание обеспечивает необходимый уровень межнационального и профессионального общения, высокую коммуникативность врача. Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских и греческих словообразовательных элементов и определенного минимума терминологии на латинском языке.

^ Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Кровь и лимфа. Соединительная ткань. Эпителиальные ткани. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез. Морфологические основы иммунных реакций.

^ Нормальная физиология. Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Кровь, лимфа, тканевая жидкость – лейкоциты, функции отдельных видов лейкоцитов; группы крови – агглютиногены, агглютинины; гемолизины; резус-фактор. Пищеварение – значение микрофлоры кишечника. Железы внутренней секреции – значение тимуса, его роль в иммунологических реакциях.

^ Патологическая анатомия. Воспаление – понятие, биологическая сущность, этиология и патогенез, морфология, классификация (банальное воспаление, специфическое воспаление). Иммунологические процессы: морфология иммуногенеза, местные аллергические реакции, аутоиммунные болезни. Морфология ряда болезней инфекционного и аллергического происхождения.

^ Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного процесса.

^ Гигиена детей и подростков. Физическое развитие ребенка, режимы дошкольника и школьника, питание детей дошкольного и школьного возраста.

Структура учебной программы дисциплины включает семнадцать разделов.

^ Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • симптоматологию типичных форм наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, элементы логики и семиотики диагноза;

  • показатели реактивных свойств организма, характеристики наследственности, конституции, факторы внешней среды, влияющие на возникновение, развитие и исход заболеваний у детей;

  • роль ученых-педиатров Беларуси в охране здоровья детского населения;

  • особенности сбора анамнеза у родителей и детей старшего возраста;

  • особенности методики исследования органов и систем ребенка в возрастном аспекте;

  • критерии оценки степени тяжести состояния ребенка;

  • основные клинические, анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка в возрастном аспекте;

  • критерии оценки физического, нервно-психического развития ребенка;

  • основные синдромы и симптомы поражения органов и систем ребенка в возрастном аспекте;

  • уход за новорожденным и ребенком грудного возраста;

  • диететику здорового ребенка;

  • принципы здорового образа жизни;

  • нормальные функциональные показатели органов и систем у ребенка в возрастном аспекте;

  • нормальные показатели клинических лабораторных исследований: анализа крови, анализа спинномозговой жидкости, биохимического анализа, электрокардиограммы (ЭКГ);

  • особенности обмена веществ у детей в возрастном аспекте;

  • функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, желудочно-кишечного тракта;

уметь:

  • применять основные и дополнительные методы исследований с оценкой выявленных симптомов и показателей функций здорового организма;

  • выявлять типичные нарушения функции органов и систем по данным биохимического анализа крови, гемограмме и анализам мочи;

  • оценивать: функциональные возможности больного; физическое и половое развитие; психомоторное развитие ребенка; результаты лабораторных и инструментальных исследований;

  • обращаться со здоровым и больным ребенком, а также его родителями и родственниками, соблюдая принципы медицинской этики и деонтологии;

  • провести объективное исследование органов и систем здорового и больного ребенка, дать заключение по проведенному исследованию.

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практические занятия проводятся на базе детских отделений. На практических занятиях под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят осмотр здорового и больного ребенка, анализируют полученные результаты. Учатся правильно интерпретировать полученные данные, а также формулировать выводы. Практическая подготовка обеспечивается решением студентами ситуационных задач и выполнением дополнительных заданий в рамках учебно-исследовательской работы (сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме студенческой научной работы). Самостоятельная работа студентов также включает:

  • подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины. Подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;

  • выступление с докладами на студенческих научных конференциях и участие в Олимпиадах.

Студентов знакомят с безопасными условиями труда, приемами и особенностями работы со здоровыми и больными детьми. Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса и выполнения контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета и экзамена.

Кроме аттестации по теоретическим вопросам, оценивается качество усвоения практических навыков студентов при работе со здоровым и больным ребенком.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 02 Педиатрия

5

160

94

24

-

70

-

зачет

6

172

99

24

-

75

-

экзамен

^ Всего часов




332

193

48

-

145

-




^ Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий

лекций

практических

1. Краткое введение в дисциплину

2

5

^ 2. Закономерности физического развития и полового созревания детей

2

10

^ 3. Нервная система и нервно-психическое развитие детей

2

10

4. Новорожденный ребенок

-

5

^ 5. Кожа и ее придатки. Подкожная жировая клетчатка. Лимфатические узлы

2

10

5.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожно-жировой клетчатки и лимфатических узлов

2

5

5.2. Семиотика основных поражений кожи, подкожно-жирового слоя и лимфатических узлов

5

^ 6. Костно-суставной аппарат. Мышечная система

2

10


Наименование раздела (темы)

Количество часов

аудиторных занятий

лекций

практических

6.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костно-суставного аппарата и мышечной системы

2

5

6.2. Семиотика основных поражений костно-мышечной системы

5

^ 7. Органы дыхания

4

15

7.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у детей различного возраста

2

5

7.2. Основные синдромы поражения дыхательной системы

2

10

^ 8. Сердечно-сосудистая система

6

20

8.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста

2

5

8.2. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы

4

15

^ 9. Система пищеварения

6

15

9.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей различного возраста

2

5

9.2. Основные синдромы поражения органов пищеварения

4

10

^ 10. Мочевыделительная система

4

15

10.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей различного возраста

2

5

10.2. Основные синдромы в детской нефрологии

2

10

^ 11. Кровь и система кроветворения

2

10

11.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования системы крови у детей

2

5

11.2. Основные синдромы поражения системы крови

5

^ 12. Питание здорового ребенка

6

20

12.1. Естественное вскармливание

2

10

12.2. Искусственное вскармливание

2

5

12.3. Смешанное вскармливание и современные принципы питания детей старше года

2

5

^ 13. Обмен веществ у детей. Энергетический обмен. Водно-солевой обмен

2



14. Особенности белкового обмена у детей

2



^ 15. Особенности углеводного и жирового обмена у детей

2



16. Эндокринная система у детей

2



^ 17. Особенности иммунитета у детей

2



Всего часов

48

145

Содержание учебного материала

1. Краткое введение в дисциплину

Основные принципы организации медицинской помощи детям в Беларуси. Знакомство с организацией работы детской поликлиники и участкового врача. Общая характеристика методов исследования ребенка. Общий осмотр здорового ребенка. Специфика проведения общего осмотра детей разного возраста. Осмотр больного ребенка. Критерии оценки тяжести состояния больного при острых и хронических заболеваниях. Знакомство с историей развития и историей болезни. Расспрос: особенности собирания анамнеза у детей первого года жизни и у детей старшего возраста. Значение анамнеза для оценки состояния здоровья ребенка. В.А.Леонов, И.Н.Усов и др. ученые педиатры внесшие существенный вклад в развитие педиатрии в Республике Беларусь.

^ 2. Закономерности физического развития и полового созревания детей

Законы нарастания веса и роста детей. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста. Формулы для расчета веса и роста детей на первом году жизни и в последующие периоды детства. Пропорции тела и их изменения в возрастном аспекте. Методы исследования физического развития. Техника антропометрических изменений. Критерии оценки физического развития. Вариабельность физического развития. Половое развитие детей. Методы оценки своевременности формирования вторичных половых признаков, сроки полового созревания. Понятие о биологической зрелости. Биологическая акселерация развития детей. Отклонения в физическом и половом развитии ребенка и факторы, их вызывающие. Понятие о гипотрофии, паратрофии, гипостатуре, нанизме, гигантизме. Роль эндокринной системы в отклонении физического развития. Оценка индивидуального физического развития и значения антропометрических исследований: параметрический метод - сигмальный, регресии и непараметрический - центильный.

^ 3. Нервная система и нервно-психическое развитие детей

Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы (ЦНС) у ребенка. Рост и дифференцировка структур ЦНС у ребенка после рождения. Нервно-психическое развитие детей в связи с анатомо-физиологическими особенностями ЦНС. Безусловные рефлексы новорожденного. Развитие координации движений и условно-рефлекторной деятельности ребенка после рождения. Порядок развития локомоций и статики у ребенка первых лет жизни. Развитие речи у детей и ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи. Значение игры в познании детьми окружающего мира. Особенности развития органов чувств. Опорные показатели при оценке нервно-психического развития детей различного возраста. Качественно-количественная оценка нервно-психического развития детей. Режим детей различного возраста. Особенности воспитания детей различного возраста. Роль семьи в воспитании детей младшего возраста. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие. Роль условий среды, питания, перенесенных заболеваний и воспитания в развитии условно-рефлекторной деятельности ребенка. Дефекты воспитания. Умственная отсталость.

^ 4. Новорожденный ребенок

Оценка состояния новорожденного. Шкала Апгар, Сильвермана. Первичный туалет новорожденного. Физиологические рефлексы периода новорожденности. Признаки доношенного и недоношенного ребенка. Физиологические состояния периода новорожденности (физиологическая убыль массы тела, физиологическая желтуха, физиологическая эритема кожи, токсическая эритема, мочекислый инфаркт почки, половой (гормональный криз), альбуминурия). Правила ухода за новорожденными.

^ 5. Кожа и ее придатки. Подкожная жировая клетчатка. Лимфатические узлы

5.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов

Осмотр кожи. Цвет кожи и видимых слизистых оболочек. Пальпация: эластичность кожи, влажность, температура, чувствительность, состояние кровеносных сосудов (ломкость), исследование дермографизма (вид, скорость появления и исчезновения, размеры).

Исследование подкожно-жирового слоя. Осмотр: выраженность, равномерность распределения, наличие отеков. Пальпация: толщина на животе, груди, спине, конечностях, лице с учетом пола и возраста; тургор мягких тканей, наличие эмфиземы.

^ 5.2. Семиотика основных поражений кожи, подкожно-жирового слоя и лимфатических узлов

Основные нарушения со стороны цвета кожных покровов (бледность, желтушность, цианоз, гиперемия, мраморность). Сыпи на кожных покровах (первичные, вторичные элементы).

Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо- и паратрофии). Склерема. Склередема. Отеки.

Семиотика поражения лимфатических узлов: локальное (регионарное) увеличение лимфатических узлов, генерализованная лимфаденопатия.

^ 6. Костно-суставной аппарат. Мышечная система

6.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костно-суставного аппарата и мышечной системы

Рост и формирования скелета. Особенности фосфорно-кальциевого обмена. Клинические методы исследования костной системы. Клинические методы исследования мышечной системы (мышечный тонус, объем движений, сила мышц). Значения физического воспитания. Телосложение. Биологический возраст.

^ 6.2. Семиотика основных поражений костно-мышечной системы

Семиотика важнейших нарушений костной ткани (остеомаляция, остеопороз, разрастание остеоидной ткани, деформации). Артрит. Артралгии. Артропатии. Семиотика поражения мышечной системы (гипотрофия и атрофия мышц, миалгии, мышечные контрактуры; миопатии, миотония, миастения).

^ 7. Органы дыхания

7.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у детей различного возраста

Особенности методики исследования органов дыхания у детей. Сравнительная и топографическая перкуссия. Особенности перкуссии грудной клетки у детей раннего возраста. Аускультация. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное дыхание. Глубина, частота, минутный объем дыхания, придел и резерв дыхания, как показатели, характеризующие компенсаторные возможности системы дыхания. Подсчет частоты дыхания у детей. Инструментальные и функциональные методы исследования органов дыхания (спирография, пневмотахометрия).

^ 7.2. Основные синдромы поражения дыхательной системы

Синдром дыхательных расстройств. Врожденный стридор. Синдром обструкции нижних дыхательных путей (бронхиолит). Синдром бронхита. Синдром ларинготрахеита. Синдром мелкоочаговой инфильтрации. Синдром крупноочаговой инфильтрации. Синдром скопления воздуха в плевральной полости. Синдром скопления жидкости в плевральной полости. Синдром дыхательной недостаточности. Виды дыхательной недостаточности. Респираторный дистресс-синдром.

^ 8. Сердечно-сосудистая система

8.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей различного возраста

Кровообращение плода. Механизм и сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения (венозный Аранциев проток, овальные отверстия, артериальный Боталлов проток).

Особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой деятельности в возрастном аспекте: частота пульса и его особенности, ударный и минутный объем, скорость кровотока, количество циркулирующей крови, ее распределение по органам, артериальное давление, соотношение частоты пульса и дыхания. Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердца. Особенности исследования пульса и кровяного давления. Особенности перкуссии и аускультации сердца у детей первого года жизни. Особенности перкуссии при определении границ относительной и абсолютной сердечной тупости. Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Пробы с дозированной физической нагрузкой. Лекарственные пробы (с атропином, обзиданом, калиевая). Ультразвуковая диагностика. Электрокардиограмма (ЭКГ). Основные зубцы и интервалы ЭКГ. Возрастные особенности ЭКГ.

^ 8.2. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы

Семиотика наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца (ВПС). Врожденные миокардиты (ранний и поздний). Приобретенные миокардиты. Синдромы поражения сердечно-сосудистой системы: эндокардит, перикардит, синдром право- и левожелудочковой недостаточности. Семиотика сердечных шумов, отличие «функциональных» шумов от органических. Синдром кардита и панкардита. Семиотика нарушений ритма (тахикардия, брадикардия, дыхательная аритмия, экстрасистолия) и проводимости (блокады) сердца.

^ 9. Система пищеварения

9.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов пищеварения у детей различного возраста

Методика осмотра полости рта и зева у детей различного возраста. Методика исследования живота: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, рентгенологические и инструментальные методы. Пальпация и перкуссия печени. Методика исследования поджелудочной железы: пальпация, ультразвуковое исследование, внешнесекреторное и инкреторное функции.

^ 9.2. Основные синдромы поражения органов пищеварения

Семиотика стула: нормальный стул при естественном и искусственном вскармливании, диспептический стул, водянистый, голодный, колитный, ахоличный. Копрограмма: ее нарушения при поражениях различных отделов желудочно-кишечного тракта. Синдром увеличения живота в объеме. Синдром боли в животе. Семиотика основных нарушений функций печени и желчных путей (синдромы: цитолитический, мезенхимально-воспалительный, холестатический, астеновегетативный, диспептический, геморрагический, гиперспленизма), печеночная недостаточность.

^ 10. Мочевыделительная система

10.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей различного возраста

Исследование больного при заболевании почек. Осмотр. Методика выявления отеков и клиническое отличие отёков почечного и сердечного происхождения. Методика пальпации почек. Функциональные и инструментальные методы исследования функции почек: проба Зимницкого, клиренс-тест по эндогенному креатинину, цистография, внутривенная урография, сонография, биопсия.

^ 10.2. Основные синдромы в детской нефрологии

Мочевой синдром (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, кристаллурия). Нефротический и нефритический синдромы. Дизурический синдром (олигоурия, полиурия и поллакиурия). Синдром острой и хронической почечной недостаточности. Аномалии развития органов мочевыделительной системы.

^ 11. Кровь и система кроветворения

11.1. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования системы крови у детей

Этапы эмбрионального кроветворения у плода (ангиобластический, печеночный, костномозговой). Факторы гемопоэза. Особенности состава периферической крови детей различного возраста. Система свертывания крови, длительность кровотечения, осмотическая резистентность эритроцитов, показатели гематокрита.

^ 11.2. Основные синдромы поражения системы крови

Семиотика изменений крови. Анемический синдром. Геморрагический синдром. Гемолитический синдром. Лимфопролиферативный синдром. Лейкемоидные реакции.

^ 12. Питание здорового ребенка

12.1. Естественное вскармливание

Состав молозива, переходного и зрелого женского молока. Преимущество естественного вскармливания. Техника прикладывания ребенка к груди. Способы расчета объема пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах: белках, жирах, углеводах. Режим и диета кормящей матери. Прикорм и необходимость его введения. Блюда и продукты (пищевые добавки) прикорма, сроки их введения. Техника введения прикорма.

^ 12.2. Искусственное вскармливание

Классификация молочных смесей. Последующие смеси. Коррекция искусственного вскармливания. Сроки введения прикорма. Формы и степени гипогалактии (первичная, вторичная, ранняя и поздняя), ее причины, профилактика и лечение.

^ 12.3. Смешанное вскармливание и современные принципы питания детей старше года

Показания к назначению смешанного вскармливания. Техника и правила докорма. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма. Схема кормления детей при смешанном вскармливании. Требования, предъявляемые к пище детей старше одного года. Распределение суточного каллоража пищи. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах. Значение витаминов и микроэлементов для правильного развития ребенка. Организация питания в детских учреждениях. Рациональные столы питания в детских больницах для детей различного возраста. Преимущества продуктов детского питания промышленного производства.

^ 13. Обмен веществ у детей. Энергетический обмен. Водно-солевой обмен

Основной обмен. Общие особенности обмена веществ у детей. Этапы обмена веществ. Общие представления о болезнях обмена веществ. Особенности обмена воды у детей. Механизм и регуляция водно-солевого обмена. Лабораторные данные. Кислотно-щелочное состояние. Семиотика нарушений водно-солевого обмена.

^ 14. Особенности белкового обмена у детей

Основные функции белка в организме. Особенности белкового обмена. Лабораторные данные. Семиотика нарушений (белковые дистрофии, Квашиоркор, глютеновая болезнь (целиакия), аминоацидопатии).

^ 15. Особенности углеводного и жирового обмена у детей

Основные функции углеводов и жиров в организме. Переваривание углеводов и жиров в организме. Лабораторные данные. Сахарный диабет. Типы гликогеноза. Ацетонемический синдром. Основные типы гиперлипидемий.

^ 16. Эндокринная система у детей

Гипоталамо-гипофизарная система (гипоталамус, гипофиз). Методы обследования и семиотика поражения (несахарный диабет, синдром гиперсекреции вазопрессина). Щитовидная железа (анатомо-физиологические особенности, зоб, гипотиреоз, тиреотоксикоз). Паращитовидные железы (гипопаратиреоз, гиперпаратиреоз). Надпочечники (гипокортицизм, гиперкортицизм, гипоальдостеронизм). Поджелудочная железа. Половые железы.

^ 17. Особенности иммунитета у детей

Неспецифические механизмы защиты (гуморальные факторы неспецифической защиты, фагоцитоз, система комплемента). Специфические иммунные механизмы защиты (иммунокомпетентные клетки, иммуноглобулины). Иммунологические реакции. Особенности иммунологической реактивности у детей в зависимости от возраста. Методы исследования иммунной системы. Семиотика поражения иммунной системы (первичные и вторичные иммунодефицитные состояния).

Литература

Основная:

  1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

  2. Пропедевтика детских болезней / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 464 с.

  3. Практические навыки педиатра: Практическое пособие / М.В. Чичко, А.А. Астапов, О.Н. Волкова [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Мн.: Книжный Дом, 2005.– 848 с.

  4. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: Учебн. для студ. медвузов.- 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва.: «МЕДпресс-информ», 2004. – 624 с.

Дополнительная:

  1. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва.: «Медицина», 1984. – 286 с.

  2. Диагностика детских болезней: Справочник / М.В. Чичко, А.А. Астапов, П. Аренс [и др.]; сост. и ред. М.В.Чичко. – Мн.: Беларусь, 2002. – 575 с.

  3. Детское питание / М.В. Чичко, А.М. Чичко, О.Н. Волкова [и др.]. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 256 с.





Скачать 247.53 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты