Домой

Методические указания к самостоятельному изучению курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»




Скачать 98.54 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельному изучению курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Дата13.01.2013
Размер98.54 Kb.
ТипМетодические указания
Содержание
Темы семинаров: 4. «Физиолого-гигиенические основы закаливания».
Самостоятельно изучаем.
7. Гигиена среды ОУ..
Контрольная работа № 2.
Форма проведения и содержание работы
При изучении темы овладевают умениями анализировать работу ДОУ с позиции гигиены.
Критерии оценивания практической части контрольной работы
Темы контрольной работы № 2 по предмету «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов 2 курса заочного дошкольного о
Требования к самостоятельной работе студентов
На занятии также будут проводиться
Требования к самостоятельной работе студентов
Подобные работы:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

******************************************************

ВНИМАНИЮ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА!

ГОТОВИМСЯ К 3 СЕССИИ!


  • САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧАЕМ.

Темы: 6.«Анатомо-физиологические особенности систем и органов детей».

6.5 Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка.

7.« Гигиена среды ОУ».



  • ПИШЕМ КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ № 2.

Тема: «Гигиена организации питания и физического воспитания в ДОУ».


  • ГОТОВИМСЯ К СЕМИНАРАМ.
^

Темы семинаров: 4. «Физиолого-гигиенические основы закаливания».


5. «Гигиена среды ДОУ»


    • ГОТОВИМСЯ К ЭКЗМЕНУ.




  • ^ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗУЧАЕМ.

6.5. Анатомия, физиология и гигиена кожи ребенка.

Строение и функции кожи. Защитная функция кожи. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Выделительная и дыхательная функция кожи.

Физиологические механизмы закаливания. Правила закаливания организма детей. Возрастные особенности сосудистых и потоотделительных реакций кожи.

Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Значение чистоты и целостности кожных покровов. Профилактика кожных заболеваний. Гигиенические требования к одежде и обуви.

^ 7. Гигиена среды ОУ..

Гигиенические требования к условиям среды ОУ. Санитарно-гигиенические требования к зданию, помещениям, оборудованию, дидактическим пособиям ОУ, прилегающему участку. Роль воздушной среды в сохранении работоспособности учащихся. Воздушная среда и здоровье.

Гигиенические требования к микроклимату учебных помещений. Естественная и искусственная вентиляция. Требования гигиены к отоплению, водоснабжению, канализации.

Рекомендуемая литература:

  1. Безруких М.М. и др.Возрастная физиология (физиология развития ребенка) – М.:Академия, 2003.

  2. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-Пресс, 208с. Высшее образование, 2008.

  3. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

  4. Кабанов А.Н. Анатомия. физиология и гигиена детей дошкольного возраста. 1969, 1975

  5. Леонтьева Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1987.

  6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

Тема: «Гигиена организации питания и физического воспитания в ДОУ».


Цель контрольной работы: определение уровня и качества учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций по анатомо-физиологическим особенностям детского организма, физиологическим процессами жизнедеятельности и гигиенической организациипитания и физического воспитания в ДОУ.

Задачи:

- определение полноты теоретических знаний по возрастной анатомии и физиологии;

- наличие умения самостоятельно работать с естественнонаучной, справочной и учебной литературой;

- формирование естественнонаучного категориального аппарата;

- формирование умения анализировать педагогические ситуации с позиции возрастной физиологии и гигиены;

- формирование осознания ответственности за жизнь и здоровье детей.

^ Форма проведения и содержание работы:

Проектно-аналитическая работа.


Методические указания к выполнению контрольной работы № 2.

Студенты изучают и анализируют литературу и деятельность ДОУ по заявленной теме то есть сравнивают действующие нормативы и реалии , составляют конспект согласно предложенному плану, делают выводы.

^ При изучении темы овладевают умениями анализировать работу ДОУ с позиции гигиены.


Критерии оценивания теоретической части контрольной работы: методически грамотное оформление контрольной работы, актуализация проблемы, содержательность, глубина размышлений, логика изложения, авторская позиция.

^ Критерии оценивания практической части контрольной работы: методически грамотное оформление структурно-логической схемы, таблицы в приложении, анализ программно-нормативных документов и деятельности работников ДОУ; вычленение проблем по направлению темы, проектирование (выбор) путей решения этих проблем, авторская творческая позиция.


^ Темы контрольной работы № 2 по предмету «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов 2 курса заочного дошкольного отделения.


1 вариант. Тема «Питание и его организация в ДОУ»


1. Теоретическая часть: Гигиена питания.

Примерный план:

1.1 Питательные вещества, их значение для организма ребенка.

1.2 Витамины, их значение для организма ребенка.

1.3 Минеральные вещества и вода, их значение для организма ребенка.

1.4 Организация питания в ДОУ.

2. Практическая часть: Анализ системы питания в конкретном ДОУ.

Примерный план:

2.1. Анализ нормативных документов по теме.

2.2. Режим питания в ДОУ.

2.3. Система организация и обеспечения питания детей.

2.4. Требования к качеству питания (соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов и др.)

2.5. Различные подходы к составлению меню.

2.6. Система контроля за качеством питания в ДОУ.

3 . Заключение (вычленить и сформулировать проблемы по данной теме в конкретном ДОУ и показать возможные пути их решения).


Литература.

  1. Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладодо К.С. Организация питания детей в дошкольных учреждениях – М., Просвещение, 1990

  2. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1998.

  3. Дорошкевич М.П., Кравцов. «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста» Ростов-на –Дону, 2003г.Ёлкина С.Н. Азбука питания и воспитания. М., 1997

  4. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М.: Владос, 2003.

  5. Екатеринбургское образование: путь к успеху. Сборник, содержащий нормативные документы по вопросам организации и содержания питания. Екатеринбург, 2003.

  6. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

  7. Кисляковская В.Г., Васильева Л.А., Гуревич Д.П. Питание детей раннего и дошкольного возраста. М., Просвещение, 1990.

  8. Обижесвет В.П. Настольная книга медицинской сестры детского сада. М., 2000.

  9. Организация детского питания в ДОУ. Под. ред. Коня И.Я. – М., 2003.

  10. Профилактика витаминной недостаточности у детей. / ж. Дошкольное воспитание №1 1997. с. 88.

  11. Савельева Н.Ю. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, 2005

  12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. С-Пет-г, 2003.

  13. Сборник технологических карт на кулинарную продукцию в ДОУ. Издательство Дома учителя, 2001 /сост. Ветлугина Ю.В. и др./

  14. Технология приготовления блюд для дошкольников./ ж. Дошкольное воспитание. №3, 1989.

  15. Таргонская Н.А. Азбука питания. М. Линко-пресс, 2002.



Темы контрольной работы № 2 по предмету«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» для студентов 2 курса заочного дошкольного отделения.

II Вариант. Тема «Опорно-двигательный аппарат, его развитие и коррекция в ДОУ »

1. Теоретическая часть: Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия

Примернй план:

1.1. Актуальность темы.

1.2. Анатомо-физиологические особенности правильной и неправильной осанки.

1.3. Нарушение осанки, их виды, причины и профилактика.

1.4. Плоскостопие, его признаки и причины развития, его профилактика у детей.

2. Практическая часть: Анализ двигательного режима в конкретном ДОУ.

Примерный план:

2.1. Анализ образовательной программы по разделу «Физическое воспитание» в рамках темы.

2.2. Формы организации по физической культуре.

2.3. Система организации и проведения двигательных форм в ДОУ.

2.4. Медико-педагогические требования к проведению занятий по физической культуре с учётом нормативных документов и возраста детей.

2.5. Система контроля за физической деятельностью детей.

2.6. Характеристика двигательных навыков детей в определённой возрастной группе.

3. Заключение (вычленить и сформулировать проблемы по данной теме в конкретном ДОУ и показать возможные пути их решения).


Литература

  1. Антонов Ю.С., Кузнецова М.М., Марченко Т.И., Пронина Е.И. «Социальная технология» «Здоровый дошкольник» - М., АРКТИ, 2001.

  2. Вавилова Е.Н. Учись бегать, прыгать, лазать и летать.- М., 1983.

  3. Васильева М.А., Гербова Т.С., Комарова Т.С.. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004г.

  4. Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей. М., Академия, 1998.

  5. Дорошкевич М.П., Кравцов «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста» Ростов-на Дону, 2003.

  6. Доман Г. Как сделать ребёнка физически совершенным. Пер. с анг. М., Аквариум, 2000.

  7. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М., 2003.

  8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М., Просвещение 1998.

  9. Русакова Е.В. Режим дня в детском саду и организация жизни детей. М., Просвещение, 1964.

  10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан П и Н. Екатеринбург, 2003.

  11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. /Сост. Луури Ю.Ф. М., Просвещение, 1991.

  12. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1986.



Готовимся к семинару №4


^ ТРЕБОВАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Подготовьтесь к семинару № 4 на тему: Физиолого-гигиенические основы закаливания». Изучите соответствующую теме литературу (по1-2-м источникам), законспектируйте основные положения по предложенному плану. Найдите решение предложенных физиологических задач,продумайте ход деловоу игры.

План семинара

1. Физиологические механизмы закаливания, его цель и место в системе физического воспитания детей.

2. Принципы закаливания.

3. Значение факторов внешней среды для закаливания

– воздух как фактор оздоровления и закаливания (воздушный режим в помещениях, воздушные ванны);

- солнечные ванны, использование в дошкольных учреждениях искусственной ультрафиолетовой радиации в осенне-зимний период;

- закаливание водой (методика проведения ножных ванн, обтираний, обливаний в различных возрастных группах и в разное время года; купание в бассейне и в открытых водоемах;

- нетрадиционные формы закаливания.

^ На занятии также будут проводиться:

- деловые игры: «Методический совет по проблемам закаливания в ДОУ», «Родительское собрание по проблемам закаливания в ДОУ и в домашних условиях», «Беседа с детьми старшей группы перед началом закаливающих мероприятий».

- решение физиологических задач по методике закаливания.

Пример: Родители жалуются, что у них нет времени на закаливание ребенка дома. Что может посоветовать им воспитатель по совмещению гигиенических и закаливающих процедур?


Литература

    1. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка. М.: Айрис-Пресс, 208с. Высшее образование, 2008.

    2. Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей. М., Академия, 1998.

    3. Дорошкевич М.П., Кравцов Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- Ростов-на Дону, 2003

    4. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

    5. Кабанов А.Н. Анатомия. физиология и гигиена детей дошкольного возраста. 1975

    6. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.



Готовимся к семинару №5


^ ТРЕБОВАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Подготовьтесь к семинару № 5 на тему: « Гигиена среды ДОУ». Изучите соответствующую теме литературу (по1-2-м источникам), законспектируйте основные положения по предложенному плану. Найдите решение предложенных физиологических задач, разберите необходимые рисунки.


План семинара


1. Гигиенические требования к земельному участку ДОУ:

- гигиенические требования к расположению и размерам земельного участка;

- гигиенические требования к зеленым насаждениям;

- гигиенические требования к планировке земельного участка;

- гигиенические требования к оборудованию территорий ДОУ;

- гигиенические требования к проведению уборки территории ДОУ.

2. Гигиенические требования к зданию ДОУ:

- гигиенические требования к этажности, лестницам, входным группам;

- гигиенические требования к планировке здания ДОУ, групповых ячеек.

3. Гигиенические требования к воздушному и тепловому режиму ДОУ:

- состав воздуха и условия его доброкачественности;

- правила проветривания;

- нормы температуры воздуха в разных помещениях ДОУ;

- поддержание оптимальной температуры в разных помещениях ДОУ.

4. Гигиенические требования к оборудованию ДОУ:

- гигиенические требования к оборудованию приемной и раздевальни;

- гигиенические требования к оборудованию групповой комнаты и его размещению;

- гигиенические требования к оборудованию туалетной и умывальной комнат.

5. Санитарное состояние ДОУ.


Литература

.

  1. Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей. М., Академия, 1998.

  2. Дорошкевич М.П., Кравцов Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- Ростов-на Дону, 2003

  3. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. – М.: Высшая школа, 2001.

  4. Кабанов А.Н. Анатомия. физиология и гигиена детей дошкольного возраста. 1975

  5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

Скачать 98.54 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты