Домой

Программа наименование дисциплины Анатомия цнс




Скачать 188.3 Kb.
НазваниеПрограмма наименование дисциплины Анатомия цнс
Дата13.01.2013
Размер188.3 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
1. Цели и задачи дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
Другие виды самостоятельной работы
Подготовка к промежуточной аттестации
Подготовка к итоговой аттестации
5. Содержание дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
7. Практические занятия (семинары)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Условия и критерии выставления оценок.
Описание форм контроля.
Подобные работы:

Приложение 4


Рекомендовано МССН


ПРОГРАММА


Наименование дисциплины _______________Анатомия ЦНС______________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))

____________________030300 Психология_____________________

(указываются код и наименования направления(ий)

подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)


Квалификация (степень) выпускника ______«бакалавр»_____

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)


^ 1. Цели и задачи дисциплины: рассмотреть микроструктуру нервной ткани, морфологию центральной нервной системы (спинного и головного мозга), основные этапы формирования нервной системы в онтогенезе, строение спинномозговых и черепных нервов, основные функции головного и спинного мозга


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Б.2. Математический и естественнонаучный цикл, Базовая часть. Специальных требований к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предъявляется.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные принципы строения и функционирования нервной системы человека, названия и относительное расположение частей нервной системы, макро- и микро-строение элементов нервной ткани и ее вспомогательных составляющих, функции вегетативной и соматической частей нервной системы;

Уметь: воспроизвести названия частей нервной системы по изображениям и наглядным пособиям, самостоятельно изобразить схемы различных поверхностей и срезов головного и спинного мозга;

Владеть: основными навыками распознавания и воспроизведения названий и функций составляющих частей нервной системы, сопоставления структуры и функциональных особенностей мозга, применить свои знания о строении нервной системы человека для объяснения состояний здорового мозга и в состоянии различных патологий.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2___ зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

^ Аудиторные занятия (всего)

57

57










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

19

19










Практические занятия (ПЗ)

38

38










Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















^ Самостоятельная работа (всего)

15

15










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

5

5










^ Другие виды самостоятельной работы:
















^ Подготовка к промежуточной аттестации

5

5










^ Подготовка к итоговой аттестации

5

5










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен













Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

72










2

2











^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение в анатомию центральной нервной системы. Строение нервной ткани. Вспомогательные элементы нервной ткани.

Анатомия как наука, что изучает анатомия центральной нервной системы. Роль нервной системы в жизнедеятельности человека. Методы исследования анатомии нервной системы. Элементы, входящие в состав нервной ткани. Морфологические и функциональные части нейрона. Строение и функции нейроглиальных клеток. Сосудистые элементы нервной ткани, их расположение и функции. Оболочки центральной нервной системы.

2.

Спинной мозг. Строение рефлекторной дуги, типы рефлексов

Внешнее строение спинного мозга. Внутреннее строение спинного мозга. Структурные компоненты спинного и головного мозга. Функциональные группы нейронов спинного мозга. Сегментарное строение и функции спинного мозга. Рефлекторный принцип организации деятельности. Типы рефлексов.

3.

Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга.

Основные сведения о головном мозге. Составные части ромбовидного мозга. Внутреннее и внешнее строение продолговатого мозга. Внутреннее и внешнее строение заднего мозга. Собственные функции моста. Полость ромбовидного мозга (IV желудочек). Перешеек ромбовидного мозга.

4.

Строение и функции среднего мозга

Расположение и части среднего мозга. Внешнее и внутреннее строение среднего мозга.

5.

Лимбическая система (строение и функциональное значение)

Строение лимбической системы, структуры головного мозга, входящие в состав лимбической системы. Участие лимбической системы в формировании и регуляции эмоций и мотивационной направленности поведения.

6.

Передний мозг (большие полушария). Типы организации нейронов головного и спинного мозга.

Структура переднего мозга (плащ, базальные ганглии и обонятельный мозг). Белое вещество большого мозга: типы волокон, их функциональные особенности. Особенности различных типов организации нервных клеток спинного и головного мозга.

7.

Черепные и спинномозговые нервы.

Понятие периферической нервной системы. Строение и части периферической нервной системы (нервные узлы, пути и окончания). Состав и функции черепных нервов. Проводниковая функция спинного мозга. Строение спинномозгового нерва. Количество и расположение спинномозговых нервов. Спинномозговые сплетения. Иннервация конечностей.

8.

Проводящие пути спинного и головного мозга

Восходящие и нисходящие проводящие пути спинного и головного мозга. Особенности строения проводящих путей спинного и головного мозга.

9.

Строение вегетативной нервной системы

Понятие соматической и вегетативной нервной системы. Особенности рефлекторной дуги вегетативной нервной системы. Строение и функции вегетативной нервной системы.

10.

Образование и формирование нервной системы в филогенезе и онтогенезе.

Закономерности и фазы формирования и развития нервной системы. Особенности развития нервной системы и психических функций в филогенезе и в течение индивидуального развития человека (в онтогенезе).

11.

Строение и функции анализаторов. Строение органов чувств

Типы цитоархитектонических полей большого мозга. Понятие органа чувств, анализатора и сенсорной системы. Типы сенсорных систем и особенности их строения. Локализация психических функций в коре больших полушарий. Строение глаза, уха, органа равновесия, кожи и т.д.


^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем




2

3

4

5

6

7

8







11

2.

Нейрофизиология

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3.

Нейрофармакология

1

2

3

4

5

6

7

8

9







4.

Психофизиология







3

4

5

6













11

^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение в анатомию центральной нервной системы. Строение нервной ткани. Вспомогательные элементы нервной ткани.

3

4

2




2

11

2.

Спинной мозг. Строение рефлекторной дуги, типы рефлексов

2

2

2




1

7

3.

Ромбовидный мозг: строение продолговатого и заднего мозга.

2




4




1

7

4.

Строение и функции среднего мозга

1




2




1

4

5.

Лимбическая система (строение и функциональное значение)

1




2




1

4

6.

Передний мозг (большие полушария). Типы организации нейронов головного и спинного мозга.

2

2

2




2

8

7.

Черепные и спинномозговые нервы.

2

2

2




2

8

8.

Проводящие пути спинного и головного мозга

1

2







1

4

9.

Строение вегетативной нервной системы

1

2







1

4

10.

Образование и формирование нервной системы в филогенезе и онтогенезе.

1

2







1

4

11.

Строение и функции анализаторов. Строение органов чувств

3

6







2

11


^ 6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Нейрон

2

2.

2

Спинной мозг

2

3.

3

Продолговатый мозг

1.5

4.

3

Задний мозг

1.5

5.

3

Ромбовидный мозг

1

6.

4

Средний мозг

2

7.

5

Промежуточный мозг

2

8.

6

Большие полушария

2

9.

7

Черепные нервы

2


^ 7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Введение в анатомию центральной нервной системы

2

2.

1

Вспомогательные элементы нервной ткани (нейроглия, оболочки мозга, сосудистые элементы)

2

3.

2

Строение рефлекторной дуги, типы рефлексов

2

4.

6

Типы организации нейронов головного и спинного мозга

2

5.

7

Спинномозговые нервы

2

6.

8

Проводящие пути спинного и головного мозга

2

7.

9

Строение вегетативной нервной системы

2

8.

10

Образование и формирование нервной системы в филогенезе и онтогенезе

2

9.

11

Строение и функции анализаторов. Распределение функций в коре

2

10.

11

Строение органа зрения, слуха и равновесия

4

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________

_____________________________________________________________________________

^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия под ред. Т.Е. Россолимо. М.-В.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.

2. Крылова Н.В., Искренко И.А. Мозг и проводящие пути (анатомия человека в схемах и рисунках). М.: Изд-во РУДН, 1999.

3. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЕДИ, 2005

4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. М.:Высшая школа, 1989.

5. Чудина Ю.А. Анатомия нервной системы человека. Пособие для студентов-психологов. М.: Изд-во РУДН, 2001.

6. Чудина Н.А., Чудина Ю.А. Анатомия нервной системы человека. Конспект лекций (Для иностранных студентов I курса, обучающихся по специальности «Психология»). М.:Изд-во РУДН, 2006


б) дополнительная литература:

1. Альбертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки. (в 3-х томах) Т.3 М.: Изд-во Мир, 1994.

2. Атлас нервной системы человека. Строение и функции. Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. М.: PerSe, 2001.

3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Изд-во Мир, 1988.

4. Борисевич А.И., Ковешников В.Г., Роменский О.Ю. Словарь терминов и понятий по анатомии человека. М.: Изд-во Высшая школа, 1990.

5. Геннис Р. Биомембраны. Молекулярная структура и функции. М.: Изд-во Мир, 1997.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. (в 3-х томах) Т.1, 2. М.: Изд-во Мир, 1990

7. Крылова Н.В., Искренко И.А. Черепные нервы (анатомия человека в схемах и рисунках). М.: Изд-во РУДН, 1999.

8. Механизмы целого мозга (сборник статей). Под ред. Анохина П.К. М.: Изд-во Иностранная литература, 1963.

9. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. (в 3-х томах) Т.3 М.: Изд-во Медицина, 1974.

10. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р., Тевса Г. (в 3-х томах) Т.1, 2, 3. М.: Изд-во Мир, 1996.

11. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Изд-во Мир, 1990.


в) программное обеспечение___________________________________________________

____________________________________________________________________________

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________

____________________________________________________________________________

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

_____________________________________________________________________________

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций и семинаров (практические занятия), а также из групповых и индивидуальных консультаций. На семинарах студенты осваивают наглядные пособия, учатся самостоятельно изображать поверхности и сечения частей нервной системы.

^ Условия и критерии выставления оценок. От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо цениться творческий подход к выполнению заданий, качество выполнения контрольных работ и итогового испытания. Все виды учебных работ студентами должны быть выполнены точно в сроки, предусмотренные настоящей программой обучения. Если студент не выполнил какое-либо из учебных заданий (пропустил контрольную работу, не сдал домашнее задание и т.д.), то за данный вид учебной работы баллы ему не начисляются, а подготовленные позже положенного срока работы не оцениваются. Однако, сдать работы, предусмотренные учебной программой, он обязан, так как без них невозможно выставление итоговой оценки успеваемости.

^ Описание форм контроля.

1. Посещение занятий. – Лекции и семинары являются обязательной аудиторной формой занятий, на которых преподаватель излагает базовые темы учебного материала и объясняет основные принципы и способы решения типовых профессиональных задач.

2. Работа в течение семестра. – Успешное освоение учебного курса «Анатомия центральной нервной системы» предполагает знание теоретических основ анатомической науки и умение решать задачи на узнавание определенных структур мозга и навыки изображения частей мозга и их названий. Лекции позволят освоить теоретические основы, а семинары приобрести умения и навыки. Для проверки умений и навыков по каждому блоку в течение семестра будут проводиться письменные и устные проверочные работы по воспроизведению и узнаванию фотографий и схематических рисунков поверхностей и сечений частей головного и спинного мозга.

3. Внутрисеместровые аттестации – Для проверки качества освоения теоретической части курса «Анатомия центральной нервной системы» будут проведены две письменные контрольные работы.

4. Итоговое испытание – В конце учебного семестра, после освоения всех тем курса проводиться итоговое испытание, которое представляет собой письменный экзамен и состоит из заданий, проверяющих теоретические и практические знания студента.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний, шкала оценок.

Формы контроля: Посещение занятий (лекций и прак.зан.) – 5 баллов

Работа в течение семестра – 36 баллов

Внутри семестровые аттестации – 15 баллов

Итоговое испытание – 16 балла

Всего – 72 балла


Разработчик:

Доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Ю.А.Чудина


Заведующий кафедрой

социальной и дифференциальной психологии С.И. Кудинов

Скачать 188.3 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты