Домой

Рабочая программа Программа лекционного курса Планы лабораторных занятий




Скачать 110.53 Kb.
НазваниеРабочая программа Программа лекционного курса Планы лабораторных занятий
Дата13.01.2013
Размер110.53 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рабочая программа
Форма обучения: озо
Брянск – 2007
Программа лекционного курса
Тип хордовые. рыбы. класс земноводные. класс пресмыкающиеся.
Класс птицы.
Класс млекопитающие.
Экология и эволюция животных. охрана животных. фауна брянской области.
Планы лабораторных занятий
Тип членистоногие. класс ракообразные.
Тип хордовые. класс рыбы.
Класс земноводные
Класс пресмыкающиеся
Класс птицы
Класс млекопитающие
Список литературы
Программа к экзамену
Подобные работы:


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО

Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания




"У Т В Е Р Ж Д А Ю"

зав. кафедрой ЕМД и МП


_________________________


"____"_______________2007г.


ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

(раздел Зоология)


^ Рабочая программа


Программа лекционного курса

Планы лабораторных занятий

Контроль за выполнением самостоятельной работы студентов

Специальность:

031200 - педагогика и методика начального образования


^ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО


КУРСЫ: 1 СЕМЕСТРЫ: 1,2


Лекции – 12 ч.

Лабораторные занятия – 14 ч.


Итого: Общий объем учебного курса - 26 ч.


Рабочая программа составлена:

доц. Бова Э.Ю.


^ Брянск – 2007


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Естествознание» (Естествознание: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004)


ВЫПИСКА

из рабочего учебного плана


Се­местр

Не­дель

Всего часов

Лек­ций

пр

лб

КСР

Число к/р

зач

экз

ат

1




6

6






















2




20

6




14




1




экз




Итого:

26

12




14




1




1






^ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


Лекция № 1. ВВЕДЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ КАК РАЗДЕЛ БИОЛОГИИ. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ЧЕРВИ. ТИП МОЛЛЮСКИ.

Контрольные вопросы:

  1. Зоология как раздел биологии.

  2. Задачи курса. Зоология на факультете начальных классов.

  3. Тип Простейшие.

  4. Тип Кишечнополостные.

  5. Тип плоские черви.

  6. Тип круглые черви.

  7. Тип кольчатые черви.

  8. Тип моллюски.

Литература:

(1) с.5 – 61; (2) с. 134-142; (12) Гл.4.1- 4.9; (13) Т1.


Лекция №2. ЧЛЕНИСТОНОГИЕ.

Контрольные вопросы:

  1. Тип Членистоногие.

Литература:

(1) с. 61- 122; (2) с. 108- 134; (12) Гл. 4.10, 4.12; (13) Т2.


Лекция № 3. ^ ТИП ХОРДОВЫЕ. РЫБЫ. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

Контрольные вопросы:

  1. Тип Хордовые.

  2. Рыбы.

  3. Класс Земноводные, их морфология и экология.

  4. Класс Пресмыкающиеся, их морфология и экология.


Литература:

(1) с. 61- 138; (2) с. 100- 134; (12) Гл. 4.10, 4.12; (13) Т2, Т3.


Лекция № 4. ^ КЛАСС ПТИЦЫ.

Контрольные вопросы:

1. Морфология и физиология птиц.

2. Экологические группы птиц.

3. Перелёты птиц.

4. Значение и охрана птиц.

Литература:

(1) с. 138- 162; (2) с.29 – 100; (13) Т.4


Лекция № 5. ^ КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

Контрольные вопросы:

1. Морфология и физиология млекопитающих.

2. Экологические особенности млекопитающих.

3. Изменение млекопитающих под влиянием искусственного отбора.

4. Значение и охрана млекопитающих.

Литература:

(1) с. 162 – 195; (2) с. 9 – 29; (13) Т5.


Лекция № 6. ^ ЭКОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНЫХ. ОХРАНА ЖИВОТНЫХ. ФАУНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Контрольные вопросы:

1. Экология животных.

2. Основные принципы экологической систематики.

3. Эволюционное развитие животных.

4. Охрана и рациональное использование животных.

5. Фауна Брянской области.

Литература:

(1) с. 195 – 218; 220-224; (6) с. 89 – 102; 123 – 131; (12) Гл. 12, 24.


^ ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ


Занятие № 1

Тема: ТИПЫ ПЛОСКИЕ, КРУГЛЫЕ И КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

Литература:

(1) с. 37 – 52; (4) Гл.3, 4; (5) с.120 – 151; (19) с. 28 –29.

Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика типа плоских червей.

  2. Классификация плоских червей.

  3. Характеристика класса сосальщиков.

  4. Характеристика Ленточных червей.

  5. Общая характеристика типа круглых червей.

  6. Строение круглых червей

  7. Цикл развития аскариды.

  8. Меры борьбы с гельминтозами.

  9. Общая характеристика типа кольчатых червей.

  10. Внешнее и внутренние строение дождевого червя.

Задание на дом:

(1) с. 61-68, 72-103; (2) с.112 – 136; (4) Гл.6, 7, 8; (5) с.161-171; (19) с. 95- 105.


Занятие № 2

Тема: ^ ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ.

КЛАСС НАСЕКОМЫЕ.

Литература:

(1) с. 61-68, 72-103; (2) с.112 – 136; (4) Гл.6, 7, 8; (5) с.161-171; (19) с. 95- 105.

Контрольные вопросы:

  1. Общая характеристика типа Членистоногие.

  2. Классификация Членистоногих.

  3. Морфофизиологическая характеристика ракообразных.

  4. Общая характеристика Насекомых.

  5. Морфология насекомых.

  6. Анатомия насекомых.

  7. Размножение и развитие насекомых.

Задание на дом:

(1) с.103-122; (2) с.108-134; (4) Гл. 9, 11; (5) с.176 – 213; (19) с.105-115.


Занятие № 3

Тема: ^ ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС РЫБЫ.


Литература:

(1) с.103-122; (2) с.108-134; (4) Гл. 9, 11; (5) с.176 – 213; (19) с.105-115.

Контрольные вопросы:

  1. Характеристика хордовых на примере ланцетника. Внешнее строение.

  2. Внутренние строение ланцетника.

  3. Общая характеристика позвоночных.

  4. Классификация позвоночных.

  5. Внешнее строение рыб.

  6. Внутреннее строение рыб.

Задание на дом:

(1) с.138-159; (2) с. 108-134; (4)Гл.12; (19) с.43-44, 115-123.


Занятие № 4

Тема: ^ КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ

Литература:

(1) с.122-128; (2) с.100-105; (4) Гл.9,11; (19) с. 38-40.

Контрольные вопросы:

1.Общая характеристика класса земноводных.

2. Классификация земноводных.

3. Внешнее строение земноводных.

4. Внутреннее строение земноводных.

5. Размножение и размножение земноводных.

Задание на дом:

(1) с.128-138; (2)с.105 –108; (4)Гл.10; (19) с.40-43.


 Занятие № 5

Тема: ^ КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Литература:

(1) с.128-138; (2)с.105 –108; (4)Гл.10; (19) с.40-43.

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика пресмыкающихся.

2. Классификация пресмыкающихся.

3. Вешнее строение пресмыкающихся.

4.Внутреннее строение пресмыкающихся

Задание на дом:

(1) с.162-190; (2) с.9-29; (4) Гл.13; (5) с.213-225; (19) с.44-52.


Занятие № 6

Тема: ^ КЛАСС ПТИЦЫ

Литература:

(1) с.138-159; (2) с. 108-134; (4)Гл.12; (19) с.43-44, 115-123.

Контрольные вопросы:

  1. Происхождение птиц.

  2. Общая характеристика птиц

  3. Внешнее строение птиц.

  4. Внутреннее строение птиц.

  5. Классификация птиц.

  6. Размножение птиц. Забота о потомстве.

  7. Экологические группы птиц.

  8. Перелеты птиц.

  9. Значение птиц в природе и в жизни человека.

  10. Охрана птиц.


Занятие № 7

Тема: ^ КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Литература:

(1) с.162-190; (2) с.9-29; (4) Гл.13; (5) с.213-225; (19) с.44-52.

Контрольные вопросы:

  1. Происхождение млекопитающих.

  2. Морфофизиологические особенности млекопитающих.

  3. Классификация млекопитающих.

  4. Экологические особенности млекопитающих.

  5. Изменение млекопитающих под влиянием искусственного отбора. Породы сельскохозяйственных животных.

  6. Охрана млекопитающих.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная

  1. Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. – М: Просвещение, 1981

  2. Лавров М.Т., Мурахтанов Е.С., Никончук В.А. Редкие и охраняемые животные и растения Брянской области. Вариант Красной книги. – Брянск, 1993

  3. Лавров Н.П. Учебно - полевая практика по зоологии позвоночных с заданиями на межсессионный период. – М: Просвещение, 1974

  4. Степанян Е.Н. и др. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных. – М., 1986


Дополнительная

  1. Аллен Р.Д. Наука о жизни. М: Просвещение, 1981

  2. Ахромеев Л.Н., Булохов А.Д, Васильева Р.М и др. География Брянской области. – Брянск, 1995

  3. Банников А.Г и др. Определитель земноводных пресмыкающихся фауны СССР. – М., 1977

  4. Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых околоводных пространств СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей – М., 1983

  5. Бене Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. Пособие для учителей. – М., 1981

  6. Благосланов К. Л. Охрана и привлечение полезных птиц. – М., 1983

  7. Гердс С.в. Аквариум в школе. Л. Учпедизд, 1953

  8. Грин Л., Стаут. У., Тейлор Д. Биология . 3Т – М «Мир», 1993

  9. Жизнь животных по А.Э. Брему 5Т. – М., 1941 – 1948

  10. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. – М., 1975

  11. Нехлюдова А.С и др. Полевая практика по природоведению. – М.: Просвещение, 1986

  12. Плавильщиков Н. Н. Юному энтомологу. – М., 1958

  13. Покровский С.В. Календарь природы. – М , 1958

  14. Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – Л, 1956

  15. Цингер Я. А. Занимательная зоология. – М., 1959



^ ПРОГРАММА К ЭКЗАМЕНУ


1.Общая характеристика типа простейших.

2. Класс саркодовые.

  1. Класс жгутиковые.

  2. Класс инфузории.

5. Класс споровики.

6. Общая характеристика типа кишечнополостных.

7. Строение, образ жизни и размножение гидры.

8. Общая характеристика типа плоских червей.

9. Строение и цикл развития печеночного сосальщика.

10. Строение и биология ленточных червей.

11. Цикл развития ленточных червей.

12. Общая характеристика круглых червей.

13. Цикл развития аскариды. Меры борьбы- с гельминтами.

14. Строение кольчатых червей.

15. Общая характеристика типа моллюсков.

16. Характеристика класса двустворчатых моллюсков.

17. Класс головоногих моллюсков.

18. Общая характеристика типа членистоногих.

  1. Характеристика класса ракообразных.

  2. Классификация паукообразных. Отряды: скорпионов, пауков, лещей.

  3. Общая характеристика класса насекомых.

  4. Типы размножения насекомых. Развитие с полным и неполным превращением

23. Отряд прямокрылых насекомых.

24. Отряд стрекоз.

25. Отряд жесткокрылых насекомых.

26. Отряд чешуекрылых насекомых.

27. Отряд перепончатокрылых насекомых.

2?. Отряд двукрылых насекомых.

29. Значение насекомых.

30. Меры борьбы с насекомыми-вредителями сельского хозяйства.

31. Подтип бесчерепные.

32. Костнохрящевые рыбы.

33 Внутреннее и внутреннее строение костистых рыб.

34. Размножение и развитие рыб.

35. Экология рыб.

36. Хрящевые рыбы.

37. Общая характеристика класса земноводных.

38. Внешнее и внутреннее строение земноводных.

39. Размножение и развитие земноводных.

40. Экология земноводных.

41. Общая характеристика класса рептилий.

42. Классификация рептилий. Основные представители.

43. Общая характеристика класса птиц.

44.Внешнее и внутреннее строение птиц.

45, Скелет птиц.

46. Размножение птиц.

47. Миграции птиц.

48. Экологические группы птиц, их адаптивные особенности.

49. Значение птиц в природе и в жизни человека.

50. Надотряд бескилевых птиц.

51. Надотряд пингвинов.

52. Надотряд килегрудых птиц. Отряды килегрудых птиц.

53. Общая характеристика класса млекопитающих.

54. Внешнее строение млекопитающих. Особенности организации в связи с разнообразием условий существования.

55. Внутреннее строение млекопитающих.

56. Скелет млекопитающих.

57. Экология млекопитающих.

58. Значение млекопитающих в природе и в жизни человека.

59. Яйцекладущие и сумчатые млекопитающие.

60. Высшие или плацентарные млекопитающие, прогрессивные черты их организации. Отряды плацентарных.

61. Фауна Брянской области.

62. Охраняемые животные Брянской области.

63.Биоценозы лиственного леса.

64. Биоценозы хвойного леса.

65. Биоценозы пресного водоема.

66. Биоценозы садов.


Скачать 110.53 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты