Домой

Программа вступительного испытания (собеседования) в магистратуру по направлению 020200. 68 Биология магистерская программа




Скачать 138.19 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания (собеседования) в магистратуру по направлению 020200. 68 Биология магистерская программа
Дата13.01.2013
Размер138.19 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Программа вступительного испытания (собеседования) в магистратуру
Требования к уровню подготовки (компетенциям)
Поступающий в магистратуру должен отвечать следующим требованиям
Перечень дидактических единиц и вопросов для вступительного
Физиология синапсов
Физиология мышц
Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа
Физиология сердечно-сосудистой системы
Физиология дыхания
Физиология пищеварения
Физиология выделения
Физиология желез внутренней секреции
Обмен веществ и энергии
Физиология анализаторов и органов чувств
Подобные работы:


Федеральное агентство по рыболовству

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный технический университет»

Образовательная деятельность в сфере высшего и дополнительного профессионального образования сертифицирована DQS по ISO 9001


УТВЕРЖДАЮ

Директор института

Рыбного хозяйства,

биологии и природопользования

д.б.н., профессор

________________ Неваленный А.Н.

Протокол заседания Совета института

№ ____ от «____»_________ 2010г


^ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ (СОБЕСЕДОВАНИЯ) В МАГИСТРАТУРУ

по направлению 020200.68 Биология

магистерская программа

020207 «Физиология человека и животных»


Зав. кафедрой гидробиологии и

общей экологии

д.с/х.н., профессор

______________Зайцев В.Ф.


Протокол заседания кафедры

№ __ от «__» _________


Протокол заседания методического

совета направления

№ ___ от «__» ________


Астрахань 2010

Авторы:

доктор биологических наук, профессор кафедры гидробиологии и общей экологии Котельников А.В.

кандидат биологических наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии Котельникова С.В.


^ Требования к уровню подготовки (компетенциям)

поступающего в магистратуру

Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям: 020200 - Биология, а также специалиста по специальностям 011600 – Биология, 011700 – Антропология, 012000 – Физиология, 012200 – Биофизика, 012300 – Биохимия, 012400 – Микробиология и 320200 – Биоэкология зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе.


^ Поступающий в магистратуру должен отвечать следующим требованиям:

- владеть культурой мышления, знать его общие законы, уметь в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- уметь на научной основе организовать свой труд, владеть методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- уметь поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных им наук;

- знать основы педагогической деятельности;


- знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения;

- географическое распространение и экологию представителей основных таксонов,

- уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

- владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.);

- знать принцип системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;

- знать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;

- знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;

- владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма, методами экспериментальной работы с лабораторными животными;

- иметь представление о биологии поведения, онтогенезе поведения, поведении как факторе эволюции, генетике и физиологии основных форм поведения;

- знать современное учение о клетке;

- иметь представление об единстве и многообразии клеточных типов,

- знать основные черты физиологии растительной клетки, механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений, устойчивости растений к неблагоприятным факторам;

- иметь представление о формировании иммунитета в системах органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов;

- знать основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей;

- владеть методами световой микроскопии;

- иметь представление о методах выделения и исследования субмикроскопических структур (электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование и др.), о методах культивирования клеток;

- знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике, о современных методологических подходах в области биологии клетки;

- владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований;

- знать проявления фундаментальных свойств организма - наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном);

- иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;

- знать основные закономерности биологии размножения животных и растений;

- знать основные этапы онтогенеза, морфологические, функциональные и биохимические изменения в ходе развития у представителей различных таксонов;

- понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;

- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека;

- иметь представление о методах анализа и моделировании экологических и эволюционных процессов;

- знать последствия антропогенных воздействий на гидросферу, планировать мероприятия по ее охране;

- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

- знать экологические принципы рационального природопользования;

- понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов;

- иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.


^ Перечень дидактических единиц и вопросов для вступительного

испытания (собеседования) в магистратуру

Предмет физиологии. Физиология возбудимых тканей

  1. Основные понятия физиологии.

  2. Строение клеточных мембран.

  3. Функции клеточных мембран.

  4. Общая характеристика транспорта веществ через клеточные мембраны.

  5. Пассивный транспорт веществ. Его виды и характеристика (диффузия простая и облегченная, осмос, фильтрация).

  6. Активный транспорт веществ. Его виды и характеристика (Строение и механизм действия натрий-калиевого насоса, кальциевый насос, протонный насос).

  7. Виды биоэлектрических потенциалов.

  8. Механизм формирования потенциала покоя.

  9. Механизм формирования потенциала действия.


Физиология центральной нервной системы

  1. Структурная организация ЦНС.

  2. Морфофункциональная характеристика нейрона.

  3. Классификация и функции нейроглии.

  4. Характеристика рефлексов и рефлекторной дуги.

  5. Принципы и механизмы распространения возбуждения в ЦНС.

  6. Виды и механизмы торможения в ЦНС.

  7. Принципы координационной деятельности ЦНС.

  8. Морфофункциональная организация спинного мозга.

  9. Морфофункциональная организация ствола мозга.

  10. Продолговатый мозг и его функции.

  11. Функции моста и среднего мозга.

  12. Функции промежуточного мозга.

  13. Функции таламуса.

  14. Функции гипоталамуса.

  15. Функции мозжечка.

  16. Функции базальных ганглий, неостратума, палеостратума и ограды.

  17. Функции лимбической системы.

  18. Морфофункциональная характеристика коры головного мозга.

  19. Структурная организация вегетативной нервной системы.

  20. Морфофункциональная организация симпатической системы и ее эффекты.

  21. Морфофункциональная организация парасимпатической системы и ее эффекты.

  22. Морфофункциональная организация метасимпатической системы.
^

Физиология синапсов


  1. Классификация синапсов.

  2. Морфофункциональная организация эфапсов.

  3. Морфофункциональная организация химических синапсов.

  4. Свойства химических синапсов.

  5. Механизм синаптической передачи.



^

Физиология мышц


  1. Классификация мышечных волокон.

  2. Структура и классификация двигательных единиц.

  3. Функции скелетных мышц.

  4. Функции гладкомышечных клеток.

  5. Режимы сокращения скелетных и гладких мышц.

  6. Виды сокращений.

  7. Строение скелетных мышц.

  8. Строение гладких мышц.

  9. Механизм сокращения скелетной мышцы.

  10. Сила сокращения и ее регуляция.

  11. Функциональные особенности гладкомышечных клеток.
^

Внутренняя среда организма. Кровь и лимфа


  1. Общая характеристика внутренней среды организма.

  2. Система крови и ее характеристика. Функции крови.

  3. Иммунитет и его виды.

  4. Группы крови.

  5. Резус фактор. Совместимость крови при переливании.

  6. Свертывание крови и противосвертывающие системы и механизмы.
^

Физиология сердечно-сосудистой системы


  1. Функции сердца. Сердечный цикл и его характеристика.

  2. Механизм автоматии сердца.

  3. Электрическая активность сердца. Распространение возбуждение в миокарде. Характеристика ЭКГ.

  4. Тоны сердца и их характеристика.

  5. Характеристика большого и малого круга кровообращения.

  6. Механизм движения крови по сосудам.

  7. Пульсовая волна. Характеристика сфигмограммы.

  8. Регуляция кровообращения.
^

Физиология дыхания


  1. Типы дыхания и их характеристика.

  2. Охарактеризуйте процессы в организме, обеспечивающие выполнение дыхательной функции.

  3. Биомеханика дыхательного акта и вентиляция легких.

  4. Газообмен в легких и тканях. Перенос газов кровью.

  5. Уровни и механизмы регуляции дыхания.

  6. Защитные функции дыхательных путей.



^

Физиология пищеварения


  1. Типы пищеварения и их характеристика.

  2. Характеристика процессов всасывания и ее регуляция.

  3. Гидролиз и всасывание углеводов, жиров, белков и аминокислот.

  4. Всасывание воды, микро- и макроэлементов.

  5. Характеристика пищеварения в разных отделах желудочно-кишечного тракта (в полости рта, желудке, 12-перстной кишке, разных отделах тонкого и толстого кишечника) и ее регуляция.

  6. Механизм движения пищи по желудочно-кишечному тракту.

  7. Железы пищеварительной системы и их секреты.

  8. Пищеварительная и не пищеварительная функции печени.
^

Физиология выделения


  1. Общая характеристика процессов выделения.

  2. Структурно-функциональная характеристика нефрона.

  3. Механизм мочеобразования. Состав и характеристика первичной мочи.

  4. Канальцевая реабсорбция и ее регуляция.

  5. Механизмы канальцевой секреции и ее регуляция.

  6. Состав и свойства конечной мочи.

  7. Механизмы мочеотделения и их регуляция.

  8. Другие функции почек, не связанные с выделением.
^

Физиология желез внутренней секреции


  1. Типы гормональных систем организма и их характеристика.

  2. Гормон, его свойства и характеристики.

  3. Нейроэндокринная система организма и ее компоненты. Классификация желез.

  4. .Механизмы нейроэдокринной регуляции функций организма. Принцип прямой и обратной связи во взаимодействии разных отделов нейроэндокринной системы организма.

  5. .Морфофункциональная характеристика гипоталамуса.

  6. Гипофиз и его гормоны.

  7. Щитовидная железа и ее гормоны.

  8. Надпочечники. Гормоны надпочечников и их функции.

  9. Поджелудочная железа и ее гормоны.

  10. Половые железы и их гормоны.

  11. Тимус, эпифиз и их гормоны.
^

Обмен веществ и энергии


  1. Общая характеристика процессов обмена веществ и энергии.

  2. Обмен веществ и пластические потребности организма в белках, жирах и углеводах.

  3. Обмен воды и минеральных веществ.

  4. Характеристика обмена веществ при разных функциональных состояниях организма.

  5. Регуляция обмена веществ и энергии.

  6. Тепловой обмен. Эволюция процессов теплопродукции и теплоотдачи. Гомойотермные и пойкилотермные организмы.

  7. Охарактеризуйте механизмы регуляции температуры тела человека.
^

Физиология анализаторов и органов чувств


  1. Общая характеристика анализаторов.

  2. Рецептор и его свойства. Акцепция сигнала.

  3. Проприоцептивная чувствительность. Мышечные рецепторы.

  4. Вестибулярный анализатор.

  5. Висцеральный анализатор. Интерорецепторы.

  6. Тактильный анализатор.

  7. Ноцицептивный анализатор (анализатор боли).

  8. Слуховой анализатор.

  9. Зрительный анализатор. Теории восприятия цвета.

  10. Обонятельный анализатор.

  11. Вкусовой анализатор.


Критерии оценивания уровня подготовки экзаменующегося

Собеседование проводится по 2 вопросам, которые ориентированы на установление соответствия уровня подготовленности поступающего.

Каждый вопрос оценивается по 100 бальной системе, при этом вопросы оцениваются с позиции «знать или (и) уметь».

Решение о соответствии принимается членами приемной комиссии персонально на основании бальной оценки каждого вопроса. Оценка несоответствия требованиям устанавливается в случае оценки какого-либо из вопросов ниже 70 баллов. Соответствие отмечается в случае оценок на вопросы не менее 80 баллов. В остальных случаях принимается решение «в основном соответствует». При этом учитывается степень соответствия или несоответствия подготовленности поступающего требованиям.

Окончательное решение по оценке вступительного испытания (собеседования) и соответствия уровня подготовки поступающего принимается на закрытом заседании приемной комиссии путем голосования, результаты которого заносятся в протокол.

При получении общей оценки «менее 70 баллов» по какому-нибудь вопросу итоговая оценка приравнивается к «менее 70 баллов».

Поступающий в магистратуру имеет право готовиться к ответу на поставленные вопросы 1 час.

Продолжительность опроса поступающего, в котором участвует не менее трех членов приемной комиссии, не должна превышать 45 минут.

Продолжительность заседания (работы) приемной комиссии не должна превышать 6 часов в день.

После окончания собеседования на каждого поступающего каждым членом приемной комиссии заполняется протокол вступительного испытания (собеседования) с предложениями по оценке и степени соответствия подготовленности. Окончательное решение по оценкам и соответствию уровня знаний поступающего определяется открытым голосованием присутствующих на собеседовании членов приемной комиссии, а при равенстве голосов решение остается за председателем приемной комиссии и результаты обсуждения заносятся в протокол.

Результаты вступительного испытания (собеседования) объявляются в день его проведения.


Список литературы

  1. Агаджанян НА., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2001. -526с: илл.

  2. Анисимов В.Н., Соловьев М.В. Эволюция концепций в геронтологии. - СПб: Эскулап, 1999.

  3. Борзяк Э.И., Волкова Л.И., Добровольская Е.А. и др. Анатомия человека / Под ред. М.Р. Сапина – М.: Медицина, 1993. Том 1, 2.

  4. Гинецинский А.Г. Курс нормальной физиологии:учебник для мед. ин-тов/ А.Г. Гинецинский, А.В. Лебединский. - М.:Медгиз,1956. -535с.

  5. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для вузов/ Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов-н/Д.:Феникс, 2005. - 479с.: ил. - (Высшее образование: Учебники МГУ).

  6. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры/ Ю.А. Ермолаев.- М.:СпортАкадемПресс,2001. - 443с.:ил.

  7. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Общая патофизиология. – СПб: Элби-СПб, 2001. – 624 с.

  8. Лютинский С. И. Патологическая физиология сельскохозяйственных животных: Учебник для вузов. - М.: Колосс, 2002. - 496 с.

  9. Начала физиологии / Под ред. А.Д. Ноздрачева. – СПб: Лань, 2004. – 1088 с.

  10. Основы физиологии человека: учебник для студентов вузов / Н.А. Агаджанян И.Г. Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшин; под ред. Н.А. Агаджаняна. – Изд. 2-е, испр. – М.: изд-во РУДН, 2004.

  11. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Авдеев С.Н., Айсанов З.Р., Наточин Ю.В. и др.Физиология человека. Учебн. под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. 2-е изд., переработ, и доп. - М.:Медицина. 2003.-656с.

  12. Практикум по физиологии и этологии животных: учеб. пособие для вузов / В.Ф.Лысов [и др.]; под ред. В.И. Максимова. - М. : Колос, 2005. - 256с. : ил. - (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений).

  13. Романовский Ю.М. Математическое моделирование в биофизике. Введение в теоретическую биофизику/ Ю.М. Романовский, Н.В. Степанова, Д.С. Чернавский. - Изд. 2-е, доп. - М. ; Ижевск : Ин-т компьютерных исслед.,2004. - 471с. - (Биофизика. Математическая биоло­гия).

  14. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными осо­бенностями детского организма): учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений/ М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - 3-е изд., стер. -М.:Академия,2002. - 438с.:ил. - (Педагогическое образование).

  15. Сердюков В.Г. Физиология желез эндокринной системы/ В.Г. Сердю­ков, Л.П. Сердюкова; под ред. И.Н.Полунина. - Астрахань:Изд-во АГМА,1996. - 58с.

  16. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994, 1996. Том 1-2.

  17. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для вузов физ. культуры/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.:Олимпия Пресс,2005. - 527с.: ил. - ISBN 5-94299-037-9.

  18. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие для студентов мед. училищ/ Н.И. Федюкович. - 2-е изд. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 415с.:ил.

  19. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). В 2 томах/ Под ред. Коган. – М.: Высшая школа, 1984. - 648 с.

  20. Физиология человека: В 3-х т. Т.3/ под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса ; пер. с англ. Н.Н. Алипова [и др.] ; под ред. П.Г. Костюка.- 3-е изд. - М.:Мир,2004. - 651-876с.:ил.

  21. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М.Смирнова - М.: Медицина, 2001.- 608с.

  22. Фомин Н.А. Физиология человека/ Н.А. Фомин. - М.:Просвещение: Владос,1995. - 412с.:ил.

  23. Шилов И.А. Физиологическая экология животных. М.: «В.ш.» 1985, 328 с.

  24. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. М., Изд-воМГУ, 1997, 397 с.

  25. Эволюционная физиология. В 2-х томах. / Под ред. Крепс Е.М. – Л.: Наука, 1983.

Скачать 138.19 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты