Домой

Ограмм для высших учебных заведений по специальности i-58 01 01 инженерно-психологическое обеспечение технологий общенаучные и общепрофессиональные дисциплины минск 2007




Скачать 373.07 Kb.
НазваниеОграмм для высших учебных заведений по специальности i-58 01 01 инженерно-психологическое обеспечение технологий общенаучные и общепрофессиональные дисциплины минск 2007
Дата12.01.2013
Размер373.07 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Регистрационный № ТД-I.022/тип. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
Согласована с
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 82 учебных часа. Из них 51 – аудиторные: лекций – 34 часа, практических занятий –17 часов . СОДЕРЖАНИЕ Д
Раздел 2. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Раздел 3. СЕНСОРНЫЕ СИГНАЛЫ. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
Раздел 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Раздел 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Раздел 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Раздел 8. СОЗНАНИЕ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Раздел 9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ
Раздел 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Раздел 11. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ
Раздел 12. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ
Раздел 13. МОТИВАЦИЯ
Раздел 14. ЭМОЦИИ
Раздел 15. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ
Раздел 16. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
перечень практических занятий
...
Полное содержание
Подобные работы:


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»


СБОРНИК

ТИПОВЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

I-58 01 01 ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ




ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Минск 2007

УДК 159.9


ББК 88.4

С 23


С 23


Сборник типовых учебных программ для высших учебных заведений по спец. I-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение технологий. Общенаучные и общепрофессиональные дисциплины. – Мн. : БГУИР, 2007. – 35 с.


ISBN 985-488-058-3



В сборник включены типовые программы по общенаучным и общепрофессиональным дисциплинам: «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Общая психология», «Анатомия и физиология центральной нервной системы», «Конструирование программ и языки программирования в традиционных и интеллектуальных компьютерах», «Организация и функционирование традиционных и интеллектуальных компьютеров», «Общая теория систем», обязательные для изучения по специальности I-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение технологий.




УДК 159.9

ББК 88.4




ISBN 985-488-058-3 © БГУИР, 2006


УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования

Республики Беларусь

18.05.2006
^

Регистрационный № ТД-I.022/тип.

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ



Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности I-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий


СоставителЬ:

И.С. Асаенок, заведующий кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор медицинских наук, профессор


РецензентЫ:

Кафедра юридической психологии Учреждения образования «Минский институт управления» (протокол № 5 от 22.01.2006.);

Л.М.Лобанок, профессор кафедры нормальной физиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинский наук, член-корреспондент НАН Беларуси


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 6 от 09.01.2006.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 5 от 15.02.2006.)


^ СОГЛАСОВАНА С:

Председателем Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники;

Начальником Управления высшего и среднего специального

образования Министерства образования Республики Беларусь;

Первым проректором Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»


^




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» разработана для специальности 1-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий высших учебных заведений, предусматривает базовую подготовку студентов, необходимую для объяснения физиологических закономерностей психической деятельности человека. Отделение физиологии нервной деятельности от психологии совершенно неправомерно, поскольку предмет психологии – нейропсихический процесс или целостная психофизиологическая реальность. Физиология высшей нервной деятельности – это не просто раздел нейрофизиологии, а чрезвычайно важная естественнонаучная база психических функций человека.

Предмет физиологии высшей нервной деятельности – это прежде всего развитие науки о мозге и поведении – психофизиологии, нейрофизиологии и нейропсихологии. Задачами этих наук являются:

  1. Изучение функций нервной системы и ее основных структурных единиц – нейронов.

2. Исследование мозговых механизмов высших психологических функций.

3. Изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратам.
^

Программа рассчитана на 82 учебных часа. Из них 51 – аудиторные: лекций – 34 часа, практических занятий –17 часов

.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Связь науки физиологии и психологии. Место этих наук среди других научных дисциплин – биологических, психологических, медицинских. Понятие системного подхода в физиологии. Функциональные структуры в системе психофизиологии. Понятие о нейрофизиологии. Системно-структурный анализ поведения.


^ Раздел 2. ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ


Определение, методы исследования сенсорных систем. Общие принципы организации сенсорных систем. Система вкуса: вкусовые ощущения, центральные вкусовые пути. Обонятельная система. Висцеральная сенсорная система: интерорецепторы, проводящие пути, центры висцеральной системы. Висцеральные ощущения и восприятие. Количественные характеристики сенсорных систем.

^ Раздел 3. СЕНСОРНЫЕ СИГНАЛЫ. ОБЩАЯ МОДЕЛЬ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ


Основные функции сенсорной системы. Обнаружение и различие сигналов. Сенсорная рецепция. Передача и преобразование сигналов. Кодировка информации. Детектирование сигналов и опознавание образов. Адаптация сенсорной системы. Механизмы переработки информации в сенсорной системе.


^ Раздел 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ


Кодировка информации в нервной системе. Две системы: «Что» и «Где». Сенсорная модель внешней среды.


Раздел 5. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА


Функциональные системы психической деятельности. Архитектоника психической деятельности, ее системные кванты. Мыслительная деятельность. Динамика и системогенез мыслительной деятельности. Эндогенез и экзогенное построение мысли. Саморегуляция мыслительной деятельности. Творческая деятельность. Программирование мыслительной деятельности. Мотивация ее.


^ Раздел 6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ


Понятие функционального состояния. Эффективность деятельности и функциональное состояние. Способы оценки функциональных состояний. Циклические изменения функционального состояния организма. Биоритмы, сон, бодрствование. Функциональное значение медленного и быстрого сна.


^ Раздел 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


Двигательная активность. Классификация движений. Механизм генициации двигательного акта. Эмоциональный мозг. Когнитивный мозг. Произвольные движения. Структура двигательного акта.


^ Раздел 8. СОЗНАНИЕ КАК ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН


Понятие “Сознание”. Сознание у человека и животных. Поведенческие признаки сознания. Развитие сознания в филогенезе. Функциональные и структурные предпосылки сознания. Теории сознания, изменение состояния. Медитация. Гипноз. Кома.


^ Раздел 9. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ


Проблема внимания в психологии. Виды внима-ния. Непроизвольное внимание и ориентированный рефлекс. Концепция нервной модели стимула. Произвольное внимание. Механизмы активности. Ориентированно исследовательская деятельность. Проблемы внимания в традиционной и системной психофизиологии.


^ Раздел 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ


Общее представление о мышлении. Мышление и речь. Структура процесса мышления. Художест-венный и средний типы мышления по И.П. Павлову. Типы интеллекта по Г.Айзенку.


^ Раздел 11. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ


Речь. Первая и вторая сигнальные системы. Взаимодействие сигнальных систем. Основные функции речи. Афазия. Организация центров речи в коре. Межполушарная асимметрия и речь. Взаимодействие полушарий мозга в процессе обработки информации.


^ Раздел 12. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ И ОБУЧЕНИЯ


Структурная организация памяти. Виды памяти. Временная организация памяти. Стадии фиксации памяти. Кратковременная и долговременная память. Восстановление памяти. Организация активной памяти. Объем и быстродейсвие памяти. Фи-зиологические основы обучения. Декларативная и процедурная память. Амнезия.


^ Раздел 13. МОТИВАЦИЯ


Понятие мотивации. Лассификация. Общие свойства биологических мотиваций. Теории мотиваций. Механизмы формирования биологических мотиваций. Мотивации как особое состояние мозга. Мотивации и эмоции. Свойства мотивационного состояния. Мотивация и память. Направляющий компонент доминирующей мотивации. Мотивация и подкрепление. Биологическая мотивация и формирование личности. Потологические мотивации.


^ Раздел 14. ЭМОЦИИ


Общая характеристика эмоций. Приспособительное значение эмоций. Системные механизмы эмоций. Физиологические основы эмоций. Теории эмоций. Эмоции обучения. Роль эмоций в сохранении здоровья и работоспособности.

^ Раздел 15. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ


Психофизиологические и биологические теории научения. Научение как процесс. Нейрофизиологические механизмы научения. Системная психофизиология научения. Проблема элементов индивидуального опыта. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта. Влияние научения на организацию мозговой активности.


^ Раздел 16. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Стресс физиологический и психоэмоциональный. Физиологические механизмы на стресс. Индивидуальные различия в реакции на стресс. Адаптационный синдром на стресс. Коррекции реакций организма на стресс. Виды стресса, связанные с ним заболевания.

^

перечень практических занятий



1. Исследование основных функций сенсорной системы: передача, кодировка сигналов, кодирование информации.

2. Изучение архитектоники мыслительной деятельности и программирование.

3. Проблемы внимания в традиционной и системной психофизиологии, механизмы проявления активности.

4. Сигнальные системы, их взаимодействие, основные функции речи.

5. Общая характеристика эмоций, системные механизмы, физиологические основы эмоций.

6. Исследование функций мышления, структура процесса мышления, типы мышления по И.П. Павлову.

7. Кодирование информации в нервной системе, сенсорная модель внешней среды.

8. Анализ функциональных состояний человека, методики оценки их в динамике.

9. Стрессовые реакции, их физиологические механизмы, виды стресса.

10. Структурная организация памяти, виды, объем, быстродействие.

ЛИТЕРАТУРА




ОСНОВНАЯ


1. Глезер В.Д. Зрение и мышление. – Л.: Наука, 1985.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. – М.: МГУ, 1992.

4. Психофизиология /Под ред. Ю. И. Александрова. изд. 3-е. – СПб.: Питер, 2006.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003.

6. Физиология человека /Под ред. В.И. Покровского, Г.Ф. Коротько. 2-е изд. –М.: Медицина, 2003.

7. Шульский В.В. Основы нейрофизиологии. М.: Аспект – Пресс, 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


1. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятель-ности. Л.: Наука, 1971.

2. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

3. Костанцов Э.А. Восприятии и эмоции. М.: Медицина, 1977.

4. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.

5. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: МИР, 1995.

6. Самьен Дж. Кодирование сенсорной информации в нервной системе млекопитающих. М.: Мир, 1975.

7. Соколов Е.Н. Психофизиология. М.: МГУ, 1981.

8. Суворов Н.Ф, Таиров О.П. Психофизиологические механизмы изби-рательного внимания. Л.: Наука, 1985.

9. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.


УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования

Республики Беларусь
^

18.05.2006

Регистрационный № ТД-I.021/тип.


ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности I-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий





Составители:

И.Г.Шупейко, доцент кафедры инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат психологических наук, доцент;

А.Ю.Борбот, ассистент кафедры инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»


Рецензенты:

Кафедра психологии Учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет» (протокол № 4 от 23.12.2005.);

Г.В.Лосик, ведущий научный сотрудник лаборатории № 222 Государственного научного учреждения «Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси», доктор психологических наук


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 6 от 09.01.2006.)

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 5 от 15.02.2006.)


^ СОГЛАСОВАНА С:

Председателем Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники;

Начальником Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь;

Первым проректором Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»


^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа «Общая психология» разработана для специальности 1-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий высших учебных заведений. Она закладывает основы психологической подготовки инженеров-системотехников, специалистов по учету человеческого фактора при разработке и эксплуатации систем современных информационных технологий. Целью изучения дисциплины является формирование целостного представления о психологической науке, ее предмете, задачах, основных направлениях, современном состоянии и перспективах развития. Основные задачи дисциплины: формирование интереса к психологическому знанию, создание мотивации для изучения последующих дисциплин психологического цикла; освоение категорий и важнейших понятий психологической науки; развитие умения анализировать факты психической жизни и работать с психологической литературой.

Программа рассчитана на 102 учебных часа. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 68 часов, практических и семинарских занятий – 34 часа.

В результате освоения курса «Общая психология» студент должен:

знать:

  • основные теоретические положения психологии;

  • категории и основные понятия общей психологии, психологии личности, социальной психологии;

уметь характеризовать:

  • основные категории психологии, уровни психического отражения, психические процессы;

  • структуру и функции психических состояний;

  • психические свойства личности;

  • особенности социально-психологических явлений;

уметь анализировать:

  • психические процессы как основу познавательной и исполнительской деятельности;

  • психические свойства личности и их особенности;

  • внешние и внутренние причины развития психических явлений;

приобрести навыки:

  • профессиональной рефлексии;

  • саморазвития и самоактуализации личности;

  • профессионального творчества;

  • управления и самоуправления в профессиональной деятельности;

  • саморегуляции психических состояний;

  • психологической самодиагностики;

  • применения психологических знаний в профессиональной практике.

^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. введение в психологию


Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологической науки

Предмет психологии. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Сравнительный анализ и основные отличия житейской и научной психологии. Психология в системе научных дисциплин. Специфика психологического знания.

Понятие предмета и объекта психологии. Основные этапы развития представления о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Представления древних философов о душе. Психология как наука о сознании. Психология как наука о поведении. Современное представление о предмете психологии.

Отрасли психологии и задачи психологической практики. Общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, психофизиология, зоопсихология. Взаимосвязь теоретических и практических задач психологии. Основные задачи психодиагностики. Психология, психотерапия, психологическое консультирование. Междисциплинарные связи психологической науки.

Методология психологии. Уровни методологии. Диалектико-материалистический подход как общая методология психологии, его основные положения. Методологические принципы. Системный подход при изучении психических явлений.

Методы психологии, их классификация. Интроспекция как метод исследования психики, его ограниченность. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов.

Наблюдение, виды наблюдения, требования к проведению. Метод опроса. Анализ продуктов деятельности как метод психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Формирующий эксперимент. Диагностические тесты. Сравнительно-генетический метод. Сравнительно-патологический метод. Анализ отдельных случаев (клинический метод).

Применение методов математической статистики в психологическом исследовании.


^ Тема 2. психика, ее природа, происхождение и развитие, функции, уровни и проявления

Виды отражения: физическое, биологическое, психическое. Критерий и особенности психического отражения.

Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.

Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития поведения и психики. Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятие инстинкта, научения и интеллекта у животных. Понятие об активности животных, ее усложнение в ходе эволюции.

Общественно-историческая природа психики человека. Характер трудовой деятельности.

Связь психики с функционированием нервной системы человека. Функции психики человека: регулятивная, коммуникативная, познавательная.

Психические явления как основные формы существования психического, их виды: психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования. Характеристика психических явлений, их взаимосвязь и взаимовлияние.

Сознание человека как высший уровень развития психики. Возможности, предоставляемые человеку его сознанием. Функции и особенности сознания. Структура сознания. Формирование сознания. Сознание и язык. Связь сознания человека с основными видами психических явлений. Соотношение понятий «психическое» и «сознательное». Бессознательное, его место и роль в психике человека.

^

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ



Тема 3. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Содержание и соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в личности человека. Структура личности.

Потребности как источник активности личности, их виды и общие свойства. Структура личных потребностей человека и закономерности их проявления.

Мотивы как побуждения к активности, характеристика мотивационной сферы личности. Виды мотивов и их характеристики.

Самосознание личности и его основные компоненты: образ «Я», самооценка, уровень притязаний, ожидаемая оценка личности группой.

Психические свойства личности. Направленность личности, ее структура, виды и характеристики. Темперамент человека, его качественные характеристики и физиологическая основа. Свойства основных типов темперамента: холерического, сангвинического, меланхолического и флегматического. Характер человека и закономерности его формирования. Структура характера. Связь между темпераментом и характером человека. Способности человека, их качественная и количественная характеристика. Задатки как предпосылки развития способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Диагностика и развитие способностей.


^ Тема 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ

Ощущение как простейший познавательный процесс. Классификация ощущений.

Восприятие как наглядно-образное отражение предметов и явлений действительности. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, избирательность, осмысленность.

Память как процесс сохранения и использования индивидуального опыта. Виды и процессы памяти.

Представление как процесс воссоздания образов предметов, ранее воздействующих на органы чувств.

Мышление как высшая форма познавательных психических процессов.. Виды мышления и их характеристики. Мыслительные операции.

Воображение как процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Виды воображения и их характеристика.

Внимание как избирательная направленность сознания человека на определенные объекты.

Речь как процесс практического применения человеком языка в целях общения и обеспечения функционирования сознания.

^

Тема 5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ


Эмоции, их природа, особенности и характер проявления. Функции эмоций. Виды эмоций: аффект, собственно эмоция, чувство, настроение, стресс. Теории происхождения эмоций. Эмоции и потребности. Стресс, его причины и влияние на жизнедеятельность человека. Способы управления эмоциональными состояниями.

Воля, ее проявления и особенности. Функции воли. Психологическая структура волевого акта. Волевые качества и их формирование.

Психические состояния, их природа и качественные характеристики. Функции и структура психических состояний. Классификация состояний, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Психические образования: знания, навыки и умения, их характеристики и закономерности формирования.


^ Тема 6. Психологический анализ деятельности

Общее понятие о деятельности. Деятельностный подход в психологии, предпосылки его возникновения. Проблема единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Исследование психологических особенностей строения деятельности. Предметность деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность, их взаимопереходы. Деятельность и активность. Основные виды деятельности: труд, учение, игра, общение. Деятельность и психические процессы. Субъект деятельности. Функции психики в деятельности.

Строение деятельности. Мотивы и цели деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия, их зависимость от условий и наличных средств достижения цели. Взаимопереходы составляющих деятельности.

Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Внутренние умственные действия и операции.

Процессы целеобразования, механизм формирования новой деятельности – «сдвиг мотива на цель».

Двигательный состав действия. Проблема двигательной задачи. Программа выполнения действия, наличие постоянной коррекции действия, роль аффективных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов. Уровни построения движений. Понятие о координации движений. Формирование двигательных навыков.


^ Тема 7. Развитие психики человека в онтогенезе

Понятие общественно-исторического опыта. Закрепление достижений человечества в материальных и духовных продуктах деятельности людей. Становление личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Характеристика процесса присвоения. Условия присвоения общественно-исторического опыта: активность ребенка в общении со взрослым. Культурно-историческая парадигма в психологии.

Понятие интериоризации как перехода совместной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность.

Формирование высших психических функций. Понятие «психическое развитие». Психологическая характеристика возраста. Закономерности психического развития. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования.

Различные подходы к проблеме периодизации возрастного развития человека (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин).


^ Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ


Тема 8. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия

Взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга. Стиль и содержание взаимодействия. Особенности продуктивного и непродуктивного стиля взаимодействия. Межличностное и межгрупповое взаимодействие, их признаки и особенности. Уровни и этапы процесса социального взаимодействия. Типы взаимодействия и стратегии поведения его участников.

Взаимоотношения людей как результат их взаимодействия. Межличностная привлекательность и непривлекательность и факторы их определяющие. Совместимость людей и характер межличностных отношений. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми. Функции общения. Виды общения и их характеристики. Коммуникативные барьеры. Условия взаимопонимания в общении.

Социальная перцепция как процесс восприятия людей и социальных групп, ее особенности. Функции и механизмы социальной перценции. Эффекты межличностного восприятия.

^

Тема 9. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП


Понятие “малой” группы. Классификация малых групп. Психологическая структура малой группы. Психологические явления и процессы в малой группе.

Коллектив как социальная группа и субъект трудовой деятельности. Формальная и неформальная структуры коллектива, их формирование, функции и влияние на жизнедеятельность коллектива. Сплоченность коллектива и факторы, ее определяющие. Неформальное лидерство. Типы неформальных лидеров и их психологические характеристики. Психологическая совместимость и ее виды. Социально-психологический климат коллектива. Признаки благоприятного социально-психологичсекого климата.

^

Примерный перечень практических занятий





  1. Общая характеристика психологии как науки

  2. Методология и методы современной психологии

  3. Развитие психики в филогенезе

  4. Сознание человека

  5. Личность и ее структура

  6. Самосознание человека

  7. Темперамент человека

  8. Характер человека

  9. Потребности

  10. Мотивационная сфера личности

  11. Способности

  12. Познавательные процессы личности

  13. Эмоции

  14. Воля

  15. Деятельность личности

  16. Социально-психологические явления


ЛИТЕРАТУРА


ОСНОВНАЯ

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1996.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1996.

  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.

  5. Немов Р.С. Психология в 3-х т., Т.1. Общие основы психологии. М., 1995.

  6. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1996.

  2. Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1985.

  3. Лурия А.Р. Общая психология. М., 1995.

  4. Общая психология / Под ред. Богословского и др. М., 1981.

  5. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

  6. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А.И. Щербакова. М., 1979.

  7. Практикум по общей психологии/Под ред. А.И. Щербакова. М., 1990.

  8. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учебное пособие/ Под ред. А.А. Крылова. Л., 1987.

  9. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.

  10. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко Б.Г. Мещерякова,
    2-ое изд. М, 1996.

  11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

  12. Соколова Е.С. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997.

  13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997.

  14. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина,
    А.Н. Ждан. М., 1980.



УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования

Республики Беларусь

18.05.2006.
^

Регистрационный № ТД-I.020/тип.

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ



Учебная программа для высших учебных заведений

по специальности I-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий


СоставителЬ:

И.С.Асаенок, заведующий кафедрой инженерной психологии и эргономики, Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор медицинских наук, профессор


РецензентЫ:

Кафедра хирургии и топографической анатомии Учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (протокол № 5 от 23.01.2006.);

В.В.Шевляков, главный научный сотрудник ГУ «Республиканский научно-практический центр гигиены», доктор медицинских наук, профессор


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 6 от 09.01.2006.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 5 от 15.02.2006.)


^ СОГЛАСОВАНА С:

Председателем Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники;

Начальником Управления высшего и среднего специального

образования Министерства образования Республики Беларусь;

Первым проректором Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»


^




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа «Анатомия и физиология центральной нервной системы» разработана для специальности 1-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий высших учебных заведений, обеспечивает базовую подготовку специалистов инженеров-системотехников с углубленным изучением психологических требований к проектированию, разработке, эксплуатации информационных технологий. Цель курса – освоение студентами структуры центральной нервной системы (ЦНС) как материального субстрата высшей нервной деятельности (в том числе и психикой) человека.

Задачи курса:

1. Сформировать представление о деятельности центральной нервной системы как о морфофункциональной основе нейропсихических процессов.

2. Ознакомить студентов со строением и основными функциями центральной нервной системы.

3. Ознакомить с фундаментальными физиологическими механизмами ЦНС.

4. Подготовить слушателей к дальнейшему изучению дисциплин естественнонаучного блока – психофизиологии, психологии и др.

Основой изучения данной дисциплины является курс читаемых лекций, содержащий материалы по анатомии и физиологии ЦНС, сочетаемых для лучшего усвоения с практическими занятиями по ряду читаемых тем.

Программа рассчитана на 82 учебных часа. Из них 51 – аудиторные: лекций – 34 часа, практических занятий –17 часов.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предмет анатомии и физиологии высшей нервной деятельности. Условно-рефлекторная деятельность организма. Механизмы условных рефлексов. Различия условных и безусловных рефлексов. Современные представления о соотношении физиологии мозга и психики. Предмет и задачи психофизиологии.


^ Раздел 2. МОЗГ КАК СИСТЕМА


Общие положения. Нервная система: соматическая, вегетативная. Строение мозга. Развитие нервной системы человека. Функциональная организация мозга. Модальность. Блок приема, переработки и хранения информации (сенсорные системы) мозга, анализаторы. Блок регуляции тонуса и бодрствования (модулирующие системы мозга). Ретикулярная формация. Блок программирования регуляции и контроля сложных форм деятельности. Межполушарная ассимиляция мозга. Закон прогрессивной материализации функций.


^ Раздел 3. КЛЕТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА


Особенности строения и функций нервных клеток. Межнейронное взаимодействие и нейронные сети. Синапсы и медиаторы. Нервные импульсы. Потенциал действий. Изменчивость нейронных функций. Генетическая детерминация основных типов нейронных сетей и их изменчивость. Другие клетки и структуры нервной ткани.

Строение и функции нервных клеток-нейронов. Клетки. Схема строения нервной системы, головной мозг, его отделы, основные функции. Спинной мозг и спинномозговые нервы. Внутреннее строение спинного мозга. Продолговатый мозг, его функции, внутреннее строение. Задний мозг. Средний мозг. Промежуточный мозг. Конечный мозг. Анатомическое строение коры головного мозга.


^ Раздел 4. ПРОВОДЯЩИЕ ПУТИ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА


Свойства нервных волокон. Проведение возбуждения по нервным волокнам. Законы проведения возбуждения по целому нерву. Метаболические процессы, протекающие в нерве при его возбуждении. Системная организация проведения путей. Структура и функции основных проводящих путей. Восходящие проекционные пути и нисходящие двигательные пути. Передача возбуждения через синаптические образования. Синапс, его ультраструктура. Классификация синапсов. Этапы и механизмы синаптической передачи. Электрическая теория передачи возбуждения. Свойства синапсов.


^ Раздел 5. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Строение позвоночника и спинного мозга. Понятие “Вегетативная нервная система” (ВНС). Центры ВНС. Периферическая часть ВНС. Метасимпати-ческая часть вегетативной нервной системы. Вегетативная рефлекторная дуга, вегетативные рефлексы. Физиологические свойства симпатической нервной системы. Физиологические свойства парасимпатической нервной системы. Функциональный антоганизм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.


^ Раздел 6. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Развитие, классификация нервной ткани. Классификация нервных волокон. Биоэлектрические явления в нервной клетке, мембранный потенциал. Механизм передачи возбуждения, синапсы. Рефлексы. Рефлекторная дуга.


^ Раздел 7. УПРАВЛЯЮЩИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НЕРВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ


Классификация нервных центров. Интегральная деятельность спинного мозга. Интегральная деятельность среднего и продолговатого мозга. Ретикулярная формация. Интегративная деятельность висцерального мозга. Мозжечок и его функции. Интегральная деятельность таламуса. Управляющие различных отделов коры большого мозга и вегетативных центров.


^ Раздел 8. ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ


Сенсорная система. Основные функции сенсорной системы. Рецепторы. Передача и преобразование сигналов. Общие принципы организации сенсорных систем, сенсорные пороги. Закон Вебера-Фехнера.


^ Раздел 9. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Строение глаза. Зрачковый рефлекс. Формирование воображения. Аккомодация. Острота зрения, рефракция. Фотореценция. Переработка информации нейтронами сетчатки. Центральные зрительные пути. Активность зрительных центров коры.


^ Раздел 10. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ


Система слуха, звук. Строение наружного и сренего уха. Внутреннее ухо, кортиев орган. Механизмы ощущения звуковых сигналов. Центральные слуховые пути. Вистибюлярная система. Центральные вестибюлярные пути.


^ Раздел 11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА. ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА


Общие принципы функционирования целостного организма. Формирование функциональных систем, их последовательное взаимодействие. Системогенез. Нервная регуляция функций внутренних органов Гормональная регуляция физиологических процессов.


^ Раздел 12. ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Обмен веществ и энергии, этапы обмена, промежуточный обмен, обмен жиров, углеводов, белков, минеральный обмен.

Термодинамика живых систем в том числе организма человека: законы термодинамики, КПД живой клетки. Первичная и вторичная теплота. Основной обмен. Расход энергии при различных видах нагрузки. Принцип устойчивого неравновесия живых систем.


^ Раздел 13. ЖИДКИЕ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА


Вода в организме человека: функции ее; источники поступления и пути выведения из организма. Определение объемов жидких фаз. Электролитный состав жидких сред организма. Объем циркулирующей крови, клеточный состав. Церебральная жидкость, жидкие среды глаз.


^ Раздел 14. МЕХАНИЗМЫ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА


Реакции организма на влияние внешних температур: гомойтермия, пойкилотермия, гетеротермия. Системные механизмы регуляции температуры. Температура крови. Рецепция температурных воздействий. Теплообразование. Теплоотдача. Регуляция теплоотдачи. Локальная терморегуляция. Гормональная терморегуляция. Нейрогуморальная, условно-рефлекторная терморегуляция

^

перечень ТЕМ практических занятий



1. Ознакомление с важнейшими областями и деталями строения головного мозга.

2. Изучение анатомии топографии больших полушарий мозга.

3. Изучение анатомо-функциональной структуры нейронов, их связи в каре головного мозга.

4. Ознакомление со строением зрительной системы головного мозга ее функциями.

5. Ознакомление со слуховой системой головного мозга и ее функциями.

6. Исследования осязания ощущений с поверхности тела: связи, идущие от кожных рецепторов к спинному и головному мозгу.

7. Исследование обонятельной системы – обонятельные нервы, обонятельные рецепторы.

8. Исследования системы вкуса – язык, вкусовые сосочки кончика языка, ощущение вкуса: горький, сладкий, кислый и т.д.

ЛИТЕРАТУРА




ОСНОВНАЯ


1. Сапин М.Р. Анатомия человека: В 2 кн. Кн. 1. М.: ОНИКС, 1999.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека: В 2 кн. Кн. 2. М.: ОНИКС, 1999.

3. Мисюк М.Н. Физиологические основы поведения человека: Курс лекций
В 2 ч. Ч. 1. Мн.: Изд-во МИУ, 2003.

4. Мисюк М.Н. Физиологические основы поведения человека: Курс лекций
В 2 ч. Ч. 2. Мн.: Изд-во МИУ, 2003.

5. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов. М.: Высш. шк., 1991.

6. Физиология высшей нервной деятельности. ЮНИТА 1. М.: 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


1. Атлас: нервная система человека/ Под ред. В.М. Астанова, Ю.В. Микадзе. М.: 2004.

2. Пирс Э. Анатомия и физиология для медсестер. Мн.: БелАДИ, 2000.

3. Психология здоровья/ Под ред. Г.С. Никифорова. М., 2003.

4. Анахин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968.

5. Котляр Б.Н. Шульговский В.В. Центральная нервная система. М.: Изд-во МГУ, 1979.


УТВЕРЖДЕНА

Министерством образования

Республики Беларусь

24.06.2001.

Регистрационный № ТД -184 / тип


^

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ



Учебная программа для высших учебных заведений

по специальностям I-40 03 01 Искусственный интеллект,

I-58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий




СОСТАВИТЕЛИ:

В.В. Голенков, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», доктор технических наук, старший научный сотрудник;

^ Н.А. Гулякина, доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат физико-математических наук.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра интеллектуальных систем Белорусского государственного университета (протокол № 12 от 18.05.2000.);

Н.Н. Труш, заведующий кафедрой теории вероятностей Белорусского государственного университета, доктор физико-математических наук


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой интеллектуальных информационных технологий Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 5 от 23.10.2000.);

Кафедрой инженерной психологии и эргономики Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 4от07.12.2005.);

Советом Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (протокол № 4 от 23.11.2000.)


^ СОГЛАСОВАНА C:

Председателем Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники;

Начальником Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь;

Первым проректором Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»


^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Типовая программа «Общая теория систем» разработана для студентов специальностей 1-40 03 01 Искусственный интеллект, 1- 58 01 01 Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий высших учебных заведений. Она предусматривает соответствующий курс лекций, включает выполнение лабораторных работ и курсовых проектов для закрепления теоретических знаний. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний об особеннос­тях иерархического построения сложных систем, в частности интеллектуальных систем, а также получение навыков формализации различных интуитивных представлений, касающихся систем, подсистем и их взаимодействий.

Основные задачи дисциплины:

- изучить основные характеристики многоуровневых иерархических структур;

- привить навыки формализации различных интуитивных представлений, касающихся систем, подсистем и их взаимодействий;

- рассмотреть проблему координации в многоуровневой системе на примере двухуровневой системы;

- рассмотреть формальные типы моделей систем;

- изучить различные классификации систем;

- рассмотреть проблему принятия решения как действие над множеством альтернатив;

- изучить основные языки описания выбора;

- рассмотреть информационные аспекты изучения систем.

Программа составлена в соответствии с требованиями образовательных стандартов и рассчитана на объем 102 учебных часа. Примерное распределение учебных часов по видам занятий: лекций – 68 часов, лабораторных работ – 34 часа.

В результате освоения курса «Общая теория систем» студент должен:

иметь представление:

– о формальных типах моделей систем;

– о типологии программных систем;

– об основах проектирования систем;

знать и уметь использовать:

– основные характеристики многоуровневых иерархичес­ких структур;

– различные классификации систем;

– методы и средства проектирования сложных компьютерных систем;

– основные языки описания выбора;

иметь навыки:

– разработки и реализации различных типов архитектур компьютерных систем;

– проектирования, практической реализации, анализа и оценки конкретных компьютерных систем;

– формализации различных интуитивных предс­тавлений, касающихся систем, подсистем и их взаимодействий.


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение


Основные понятия, характеризующие строение и функционирование систем. Различные определения понятия системы.


^ Раздел 1. Понятие системы, виды систем


Тема 1. Многоуровневые иерархические структуры

Характеристики иерархических систем: вертикальная декомпозиция, приоритет действий, взаимозависимость действий. Основные виды иерархий. Уровень абстрагирования. Уровень сложности принимаемого решения. Организационный уровень. Связь между различными понятиями уровня. Зависимость между уровнями и координируемость.


^ Тема 2. Математическая теория координации

Общее описание двухуровневой системы. Принципы координации. Двухуровневая система оптимизации. Разрешение конфликтов в двухуровневой системе.


Раздел 2. Модели и классификации систем


Тема 3. Модели и моделирование

Модель – целевое отображение. Абстрактные модели. Соответствие между моделью и действительностью. Формальные типы моделей систем.


^ Тема 4. Различные классификации систем

Классификация систем по их происхождению. Классификация систем по описанию переменных. Классификация систем по типу их операторов. Классификация систем по способу управления.


^ Раздел 3. Методы и средства реализации систем


Тема 5. Информационные аспекты изучения систем

Случайный процесс – математическая модель сигналов. Математические модели реализаций случайных процессов. Энтропия и ее свойства.

^ Тема 6. Принятие решений

Множественность задач выбора. Языки описания выбора. Групповой выбор. Выбор в условиях неопределенности, статистической неопределенности, расплывчатой неопределенности. Экспертные методы выбора.


Примерный перечень лабораторных работ


  1. Представление иерархических структур в виде графа.

  2. Использование многослойной стратегии при доказельстве теорем.

  3. Проектирование фрагментов двухуровневых систем.

  4. Различные модели реализации случайных процессов.

  5. Различные методы решения многокритериальных задач.

  6. Решение задач выбора в условиях неопределенности.

  7. Решение задач оптимизации.

  8. Методы обработки мнений экспертов.


Примерный перечень компьютерных программ

и необходимого оборудования


1. Персональный компьютер с операционной системой MS Windows 98 или MS Windows NT.

2. Система программирования на MS Visual С++ 6.0 (или аналогичная).

ЛИТЕРАТУРА



Основная

1. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических много-уровневых систем. - М.: Мир, 1973.

  1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высш. шк., 1989.

  2. Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных за­дач. - М.: Радио и связь, 1990.

  3. Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математи­ческие основы. - М.: Мир, 1978.

5. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Кисель Е.Б., Шапот М.Д. Статис­тические и динамические экспертные системы. - М.: Финансы и ста­тистика, 1996.


Дополнительная


1. Дружинин В.В., Конторович Д.С. Проблемы системологии. - М.:Сов. радио, 1976.

2. Купер Дж., Макгиллем К. Вероятностные методы анализа сиг­налов и систем. - М.: Мир, 1989.

3. Отнес Р., Эноксон Л. Прикладной анализ временных рядов. - М.: Мир, 1982.

4. Бендат Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных. -М.: Мир, 1989.

5. Мороз А.И. Курс теории систем. – М.: Высш. шк., 1977.

6. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мир, 1978.

7. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. – М.: Радио и связь, 1982.

Дополнительные учебно-методические разработки по лабораторным занятиям и дополнительным модулям в данной программе не приведены и указываются при составлении рабочих программ.


СОДЕРЖАНИЕ




Физиология высшей нервной деятельности

и сенсорных систем № ТД-I.022/тип……………………………………….






3

Общая психология № ТД-I.021/тип………………………………………….





11

Анатомия и физиология центральной

нервной системы № ТД-I.020/тип……………………………………………






21

Общая теория систем № ТД -184 / тип………………………………………


29



Учебное издание


СБОРНИК

ТИПОВЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
^

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ I-58 01 01 ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ




ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Ответственный за выпуск Ц. С. Шикова






Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Гарнитура «Таймс». Печать ризографическая. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. 2,4. Тираж 100 экз. Заказ 580.




Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

ЛИ №02330/0056964 от 01.04.2004. ЛП №02330/0131666 от 30.04.2004.

220013, Минск, П. Бровки, 6


Скачать 373.07 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты