Домой

Примерная программа наименование дисциплины анатомия рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»




Скачать 321.87 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины анатомия рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»
Дата12.01.2013
Размер321.87 Kb.
ТипПримерная программа
Содержание
2. Место учебной дисциплины в структуре
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа студента (СРС)
История болезни (ИБ)
Реферат (Реф)
Подготовка к занятиям (ПЗ)
Подготовка к промежуточному контролю (ППК))
Вид промежуточной аттестации
ИТОГО: Общая трудоемкость
5. Содержание дисциплины
5.2. . Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
6. Лабораторный практикум
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Дополнительная литература
10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
11. Методические рекомендации по организации изучения анатомия человека.
Подобные работы:




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОСИИ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

АНАТОМИЯ


Рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

учебно-методической комиссией УМО

Квалификация выпускника - «специалист»

Специальное звание Врач


1. Цель и задачи дисциплины

Цель освоения анатомии человека состоит в овладении знаниями строения, топографии, кровоснабжении и иннервации внутренних органов, строении и дирекции опорно-двигательного аппарата, органов чувств, а также принципами получения морфологических знаний, необходимых для дальнейшего обучения другим фундаментальным медицинским дисциплинам, а также для клинических и профилактических дисциплин.

При этом задачами дисциплины являются:

1. - приобретение студентами теоретических знаний морфологии опорно-двигательного аппарата, спланхнологии, ангиологии, неврологии, эстезиологии, эндокринного аппарата и органов иммунной системы.

2.- овладение практическими умениями работы с анатомическими препаратами (костными, влажными, муляжами и т.д.), с трупными материалами.

3.- обучение студентов методу препарирования, позволяющему осуществлять системный подход к обучению, представлять целостный организм со всеми анатомическими образованиями.

4.- обучение студентов работе с инструментами для препарирования.

5.- обучение студентов бережному отношению к анатомическому материалу, как останкам человеческого тела.

6.- формирование навыков общения внутри студенческого коллектива и преподавателями, а также взаимоотношения с окружающими.

7.- формирование начальных навыков логического врачебного мышления.

8.- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

^ 2. Место учебной дисциплины в структуре:

2.2.1. Анатомия человека относится к математическому, естественно-научному и медико-биологическому циклу базовой части ФГОС ВПО по специальности 060101 «Лечебное дело».

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения анатомии направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ПК-3: способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-5: способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

ПК-7: способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными.

ПК-12: способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению и возникновению часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хронически больными.

ПК-15: способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом.

ПК-16: способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.

ПК-17: способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.

ПК-18: способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы;

ПК-19: способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия.

ПК-21: способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке.

ПК-27: способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.

ПК-31: способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.

ПК-32: способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований.


В результате изучения анатомии студент должен:

Знать:

- Правила техники безопасности и работы в физических, химических и биологических лабораториях

- строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

- общие закономерности происхождения и развития жизни, антропогенез и онтогенез человека; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы

Уметь:

- пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов; объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов

аномалий и пороков;

Владеть:

- простейшими медицинскими инструментами (фонендоскоп, шпатель, неврологический молоточек, скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);

- методами клинико-анатомического анализа вскрытия, исследования биопсийного и операционного материала;

- медико-анатомическим понятийным аппаратом

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры




1

2

3

часов

часов

часов

1

2

3

4

5

^ Аудиторные занятия (всего), в том числе:

216

72

72

72

Лекции (Л)

64

24

20

20

Практические занятия (ПЗ),

152

48

52

52

Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













^ Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

108

36

36

36

^ История болезни (ИБ)













Курсовая работа (КР)













^ Реферат (Реф)













Расчетно-графические работы (РГР)













^ Подготовка к занятиям (ПЗ)













Подготовка к текущему контролю (ПТК))













^ Подготовка к промежуточному контролю (ППК))









































^ Вид промежуточной аттестации

зачет (З)













экзамен (Э)

36







36

^ ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

360

108

108

144

ЗЕТ

10

3

3

4

^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела




3

4

1

Опорно-двигательный аппарат

Кости туловища и конечностей

Кости черепа

Соединения костей

Мышцы туловища, головы и шеи

Мышцы конечностей

Топографию мышц и фасций туловища, головы и конечностей

2

Спланхнология

Органы пищеварительной системы

Органы дыхательной системы

Органы моче-полового аппарата

3

Эндокринные железы и органы иммунной системы

Железы внутренней секреции

Органы иммунной системы


4

Ангиология: сердце, артерии, вены, лимфатические сосуды

Сердце

Артерии туловища, головы, шеи и конечностей

Вены

Лимфатическая система

5

Неврология. ЦНС

Центральная нервная система

6

Органы чувств и черепные нервы

Орган зрения

Орган слуха и равновесия

Черепные нервы

7

Периферическая нервная система

Спинномозговые нервы

8

Вегетативная нервная система

Симпатическая часть вегетативной нервной системы

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы



^ 5.2. . Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами1

п/№

Наименование последующих дисциплин

Разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия



+
















2

Патофизиология, клиническая патофизиология



+
















3

Дисциплины профессионального цикла

+

+

+

+

+

+

+



^ 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий





Наименование раздела учебной дисциплины


Л


ПЗ

СРС

всего



Опорно-двигательный аппарат

20

10

15






Спланхнология. Эндокринные железы и органы иммунной системы

10

56

33






Ангиология: сердце, артерии, вены и лимфатические сосуды

10

30

20






Неврология: Анатомия центральной нервной системы

10

26

18






Неврология: Анатомия периферической нервной системы

6

16

11






Неврология: Анатомия вегетативной нервной системы. Анатомо-топографические взаимоотношения сосудов и нервов тела человека

8

14

11







ИТОГО:

64

152

108





^ 6. Лабораторный практикум: не предусмотрен ФГОС.


7. Практические занятия (семинары)





п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)



1

1

Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Общий план строения позвоночного столба. Позвонки: шейные, грудные, поясничные; крестец, копчик. Ребра и грудина. Кости пояса верхних конечностей. Тазовая кость




2

1

Кости свободной части верхней конечности




3

1

Кости свободной части нижней конечности




4

1

Отчет по препаратам костей туловища и конечностей.

Кости черепа. Лобная, клиновидная, затылочная и теменная кости.




5

1

Кости черепа. Височная кость. Решетчатая кость. Каналы височной кости




6

1

Нижняя челюсть. Верхнечелюстная и другие кости лицевого отдела черепа. Топография черепа.




7

1

Отчет по препаратам костей и топографии черепа.

Соединения костей туловища. Позвоночный столб. Грудная клетка.




8

1

Соединения позвоночного столба с черепом. Соединения костей черепа. Височно-нижнечелюстной сустав.




9

1

Соединения костей пояса верхних конечностей; плечевой и локтевой суставы. Соединения костей предплечья и кисти.




10

1

Соединения костей пояса нижних конечностей. Таз. Тазобедренный и коленный суставы.

Соединения костей голени и стопы. Рентгеноанатомия скелета и соединений костей (суставов).




11

1

Отчет по препаратам соединений костей туловища, черепа, верхней и нижней конечностей.

Поверхностные мышцы спины.




12

1

Глубокие мышцы спины. Фасции спины.




13

1

Мышцы и фасции груди и живота. Диафрагма. Влагалище прямой мышцы живота. Паховый канал.




14

1

Мышцы и фасции шеи. «Треугольники» шеи.

Мимические и жевательные мышцы.




15

1

Отчет по препаратам мышц и фасций туловища, головы и шеи. Мышцы и фасции пояса верхних и нижних конечностей




16

1

Мышцы и фасции свободной части верхней конечности




17

1

Мышцы и фасции свободной части нижней конечности




18

1

Отчет по препаратам мышц и фасций конечностей.




19

1

Изучение анатомии и топографии мышц и фасций груди и живота, головы и шеи




20

1

Изучение анатомии и топографии мышц и фасций верхней и нижней конечностей




21

1

Отчет по анатомии и топографии мышц и фасций тела человека .




22

2

Анатомия и топография полости рта, зубов, языка, слюнных желез.

Анатомия и топография мягкого неба, глотки, пищевода




23

2

Анатомия топография желудка. Анатомия и топография тонкой и кишки




24

2

Анатомия и топография толстой кишки.

Анатомия и топография печени, поджелудочной железы.




25

2

Брюшина, ее топография в верхнем этаже брюшной полости. Брюшина, ее топография ниже брыжейки поперечной ободочной кишки




26

2

Отчет по препаратам органов пищеварения.

Анатомия и топография полости носа, гортани




27

2

Анатомия и топография трахеи, главных бронхов, легких. Анатомия и топография плевры и органов средостения




28

2

Анатомия и топография почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Анатомия и топография мышц и фасций промежности. Рентгеноанатомия внутренних органов




29

2

Анатомия и топография мужских половых органов. Анатомия и топография женских половых органов




30

2

Отчет по препаратам органов дыхания и мочеполового аппарата.

Анатомия и топография эндокринных желез и органов иммунной системы.




31

2

Лимфатические сосуды и регионарные лимфатические узлы головы и конечностей




32

2

Отчет по препаратам эндокринных желез и органов иммунной системы, лимфатической системы.

Анатомия и топография сердца и перикарда




33

3

Анатомия и топография аорты. Ветви грудной и брюшной части аорты. Легочный ствол.

Анатомия и топография наружной сонной артерии и ее ветвей.




34

3

Анатомия и топография внутренней сонной артерии и ее ветвей.

Анатомия и топография подключичной артерии и ее ветвей.




35

3

Анатомия и топография подмышечной артерии и артерии свободной части верхней конечности. Анатомия и топография общей подвздошной артерии, наружной и внутренней подвздошных артерий и их ветвей




36

3

Анатомия и топография артерий свободной части нижней конечности. Анатомия и топография верхней полой вены и ее притоков.




37

3

Вены головы. Вены сердца. Анатомия и топография нижней полой вены и ее притоков




38

3

Анатомия и топография воротной вены. Анатомия и топография порто-кавальных и кава-кавальных анастомозы. Кровообращение плода.





39

4

Анатомия и топография спинного мозга и его оболочек. Образование спинномозговых нервов.





40

4

Анатомия и топография отделов головного мозга и его оболочек. Топография корешков черепных нервов на основании головного мозга




41

4

Анатомия и топография полушарий большого мозга. Обонятельный мозг.

Анатомия и топография боковых желудочков. Мозолистое тело, свод, передняя спайка. Базальные ядра и внутренняя капсула.




42

4

Анатомия и топография промежуточного мозга; III желудочек.

Анатомия и топография среднего мозга. Водопровод мозга




43

4

Анатомия и топография заднего мозга (моста, мозжечка). Перешеек ромбовидного мозга.

Анатомия и топография продолговатого мозга. IV желудочек.




44

4

Анатомия и топография ромбовидной ямки и ядер черепных нервов. Топография белого и серого вещества головного мозга на его фронтальных и горизонтальных срезах




45

5

Анатомия и топография органа зрения. Строение глазного яблока и вспомогательных органов глаза.




46

5

Анатомия и топография преддверно-улиткового органа. Наружное и среднее ухо.

Анатомия и топография преддверно-улиткового органа. Внутреннее ухо.




47

5

Анатомия и топография обонятельного(I), зрительного(II), глазодвигательного(III), блокового(IV), отводящего(VI), преддверно-улиткового(VII), добавочного(XI) и подъязычного(XII) нервов и их ветвей.

Анатомия и топография тройничного нерва(V) и его ветвей




48

5

Анатомия и топография лицевого нерва (VII) и его ветвей.

Анатомия и топография языкоглоточного (IX) и блуждающего (X) нервов и их ветвей.




49

5

Анатомия и топография шейного сплетения и его ветвей. Короткие ветви плечевого сплетения




50

6

Анатомия и топография длинных ветвей плечевого сплетения. Анатомия и топография межреберных нервов, поясничного сплетения и их ветвей. Дорсальные ветви спинномозговых нервов.




51

6

Анатомия и топография крестцового сплетения и его ветвей.

Анатомия и топография вегетативной нервной системы: симпатическая часть. Анатомия и топография вегетативной нервной системы: парасимпатическая часть.




52

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов в стенках грудной и брюшной полостей




53

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов стенок и органов таза




54

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов, мышц и органов шеи. Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов, мышц и органов головы




55

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов верхней конечности. Иннервация и кровоснабжение мышц, суставов и кожи верхней конечности.




56

6

Изучение анатомо-топографических взаимоотношений нервов и сосудов нижней конечности. Иннервация и кровоснабжение мышц, суставов и кожи нижней конечности.










Итого

152



^ 8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)


1. Анатомо-топографические особенности сосудисто-нервных комплексов головы и шеи.

2. Клиническая анатомия сердца

3. Клиническая анатомия коры полушарий головного мозга. Локализация центров в коре.

4. Морфо-функциональные особенности желез внутренней секреции.

5. Морфо-функциональные особенности крупных пищеварительных желез

6. Особенности строения и биомеханика суставов человека в различные возрастные периоды

7. Антропологические аспекты морфологии человека



  1. Учебно-методические и информационное обеспечение дисциплины:


Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4



Анатомия человека

Под ред. М.Р.Сапина

Медицина, 2009



Нормальная и топографическая анатомия человека

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк

Академия

2007



Атлас Анатомия человека (в 3-х томах)

М.Р.Сапин

Медицина, 2006

^ Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4



Анатомия человека

М.Р. Сапин, Г.Л. Билич

2008 Гэотар



Атлас нормальной анатомии человека

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк,

Э.В.Швецов

МЕД-пресс – информ

2009



Атлас анатомии человека для стоматологов

М.Р.Сапин,

Д.Б. Никитюк,

Л.М.Литвиненко

Гэотар 2009


Программное обеспечение:

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


^ 10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

Полный комплект муляжей, влажных препаратов, трупного материала по всем органам

и системам.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения анатомия человека.

Для изучения дисциплины рекомендуется использовать костные и влажные препараты, трупный материал., муляжи и планшеты. Они используются для демонстрации, объяснения и самостоятельной работы студентов как на занятиях так и во внеаудиторные часы.

Занятие проводится по следующей схеме:

        1. Опрос студентов

        2. Объяснение нового материала

        3. Самостоятельная работа студентов при активной консультации преподавателя.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль проводится по общей схеме:

              1. Тестовый контроль

              2. Лекционный вопрос

              3. Проверка практических знаний и умений

              4. Ситуационная задача

              5. Рассказ

Разработчики:
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)



Эксперты:
















(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)































(место работы)




(занимаемая должность)




(инициалы, фамилия)




1


Скачать 321.87 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты