Домой

Идея: «Внеклассная работа по русскому языку и литературе, организованная на основе деятельностного подхода»




Скачать 175.52 Kb.
НазваниеИдея: «Внеклассная работа по русскому языку и литературе, организованная на основе деятельностного подхода»
Дата12.01.2013
Размер175.52 Kb.
ТипУрок
Содержание
Примерный план работы секции сценаристов
Примерный план работы секции ведущих (затейников, культмассовиков)
Примерный план работы секции исследователей слова
Изучить происхождение и изменение значения слов, как товар, товарищ; обратить внимание на их словообразовательные возможности.
Что же за праздник сегодня у нас
В этот удивительный мир и чудесныйВновь человечек явился прелестный.
Здравствуй, новый человек!
Интересно, мальчишка ль, иль девчонка?
Как здорово!
Ай. попробуй, внучка, меду
Имен так много разных, интересных.
Имя прекрасное, оно приносит счастье.
Будущее счастье ребенка во многом зависит от родителей. Здоровье матери и ребенка зависит от отца.
Какая погода была в день рождения вашей дочери?
Любите вы жену нежней
Люли, люли, люленьки
Нет ни минутки, чтоб поспать.
Испокон к рождению ребенка чуваши относились как к самому важному
Подобные работы:



Республиканский фестиваль педагогических идей

учителей русского языка и литературы

«Открытый урок»


Идея: « Внеклассная работа по русскому языку и литературе,

организованная на основе деятельностного подхода»




Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МОУ «Урмарская СОШ №1»

п. Урмары

Табаковой Валентины Михайловны


г. Чебоксары

Составляющие деятельностного подхода

в организации работы клуба любителей русского слова.


Содержание познаваемого материала. Определяется программой или темой занятия. Знания добываются в ходе умственной или практической работы, в ходе поиска.

Мотивы деятельности. Нет места созерцательности, скуке, пассивности. Руководитель клуба продумывает меры, обеспечивающие появление мотивов.


Способы включения в продуктивную деятельность. Занятия с дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями. Подготовка сообщений, придумывание кроссвордов, составление сценариев, литературных миниатюр, грамматических сценок, произносительная практика, проигрывание сценок.


Организация труда. Коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная.


Место занятий. Кабинет литературы, сцена, дом культуры, актовый зал, библиотека школьная, модельная библиотека, игровая комната, музей, мастерская художника, уголок природы.


Выработка компетенций. Речевая, исследовательская, коммуникативная, научно-поисковая, лингвистическая;

Происходит связь знаний, действий, отношений;

процесс, выводящий на результат.


Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена несомненно общим целям образования и воспитания.

За последние годы значительно оживилась внеурочная работа по русскому языку и литературе приняла более интересные формы и направления. С чем же это связано?

С одной стороны, растет интерес учащихся к живому слову и стремление овладеть словом.

С другой стороны, идея гуманизации воспитательного процесса подводит учителя к пониманию подлинной сущности воспитания, которая состоит в совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

В таком случае перед учителем филологии встает проблема передачи нравственной и духовной культуры. А как передать духовный опыт поколений нашим детям? Конечно же через совместный поиск ценностей, норм и законов жизни. И не только в стенах учебного кабинета, но и далеко за ее пределами.

Действительно, время требует совсем иных форм проведения внеклассной работы, создающих более гибкие условия для свободного саморазвития личности ребенка.

Несколько лет назад передо мной тоже встал вопрос: «Как можно организовать внеклассный процесс развивающего типа?»

В рамках данного вопроса возникла мысль о комплексном развитии сфер личности: нравственной, эмоционально-образной, мыслительной, коммуникативной. Для этого пришлось изменить подходы к организации внеклассной работы по русскому языку и литературе. Если ранее во внеклассной работе по русскому языку в основном внимание приходилось направлять на углубление знаний учащихся о языке и кружки организовывать по определенной языковой теме (кружок лексики, кружок топонимики). То время подсказало, что заинтересовать учащихся внеклассной работой реальнее на основе особого деятельностного подхода.

Таким образом появился Клуб любителей русского слова, который открыл для моих подопечных большие возможности для развития и раскрытия творческих способностей в различных направлениях

Что же представляет собой клуб?

Клуб –это вид групповой работы с учащимися, но от кружка он отличается тем, что имеет более сложное организационное построение и разнородный состав учащихся, так как членом клуба могут быть и пятиклассники, и семиклассники, и десятиклассники.

Наш клуб любителей русского слова делится на три секции. Организация секций происходит по интересующим учащихся проблемам.

Так, например, одних учащихся интересует происхождение (биография) отдельных слов и выражений, пословиц и поговорок, фразеологических оборотов и крылатых выражений, они идут в секцию исследовательскую.

Данная секция пробуждает в детях исследовательские способности, приобщает к научно-исследовательской работе, к поиску, пускай еще совсем самостоятельному. Исследование слова, проникновение в его глубину возбуждает живое любопытство к явлениям языка, обогащает лексические познания детей, пробуждает в детях чувство исследователя, а главное дает почувствовать то, что слово имеет свой «вкус», свое дыхание, свет и тепло.

Возможно, что эта работа подготовит детей, и в будущем они станут учеными в соответствующей области.

В секцию сценаристов записываются дети, которые желают проявить и развить режиссерское начало. В этой секции учащиеся занимаются с большим увлечением. Интерес детей поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное и групповое составление концертных программ, литмонтажей, сценариев, лингвистических сценок, поэтических миниатюр).

Секция сценаристов не только расширяет и углубляет знания, но и воспитывает языковое чутье, развивает логику и сообразительность.

Материал, отбираемый для составления проектов сценариев должен представлять собой определенную систему знаний о языке. Но система в данном случае должна быть разумной, гибкой, выходящей из самой сущности содержания.

Главное в работе секции сценаристов- их продукт деятельности, который реализуется не только в процессе, но и на итоговых мероприятиях .

Вот уже который год члены секции сценаристов с удовольствием готовят подборку развлекательного материала, составляют сценарии тематических вечеров и мероприятий для устройства досуга отдыхающих в летнем оздоровительном лагере « Романтика» Урмарского района. Познавательные программы пользуются большим успехом в лагере. Можно считать, что в ДОЛ «Романтика» осуществляется своеобразное продолжение работы клуба любителей русского слова.

Главным принципом работы секции ведущих (затейников, культмассовиков, экскурсоводов) является принцип развития живой речи, произносительной культуры речи, а также навыков публичных выступлений. Именно на эту сторону работы обращается внимание при подготовке утренников, концертов и вечеров отдыха. Занятия в этой секции помогают учащимся освободиться от внутренней скованности, ложного страха.

В секции ведущих учащиеся знакомятся с общими требованиями к устному языку, работают над звуковой и интонационной стороной речи , вопросами произношения, ударения, определенным кругом фонетических, лексических и грамматических форм и конструкций. Кроме того отрабатываются способы коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный.

Работа секции включает и умение владеть своим голосом, сочетать свой голос с акустикой помещения, не допускать утрирования эмоций, излишней громкости.

С целью закрепления основных правил внешней культуры чтения, выступления или ведения концерта ведущими проводится концерт-миниатюра, где отрабатываются выход на сцену, умение держаться при исполнении, привитие навыков активного общения со слушателями.

На занятиях этой секции целесообразно обращаться к произведениям художественной литературы. Так, работа над произносительной стороной речи может строиться не только на материале грамматики, но и на литературных текстах :самому руководителю секции приходится учить выразительной декламации стихотворений и прозаических отрывков.

Такая работа интересна детям, они начинают понимать, что учиться владению русским словом очень интересно.

Кроме постоянно действующих видов внеклассной работы клубом любителей русского слова организуются и различные (эпизодические) мероприятия: школьные утренники, конкурсы чтецов и миниатюр.

А итоговые занятия являются своеобразным отчетом клубовцев. Для их проведения обычно планируются такие виды работы, которые дают возможность общения членов клуба с более широкой аудиторией: музыкально-литературные композиции, вечера отдыха, концерты, проводимые в масштабах района и республики.

Педагогу всегда хочется ощутить реальный результат работы и оценить его. Поэтому в 2003-2004 учебном году наш клуб любителей русского слова принял участие в республиканском конкурсе на лучшего ведущего ритуал имянаречения. Среди конкурсантов из 18 районов республики клуб стал победителем в номинации « Лучшее отражение в ритуале народных традиций».

Благодаря исследовательской секции, которая приготовила уникальный материал ритуалов чувашского народа, связанных с рождением ребенка, имянаречением, и секции сценаристов, подготовивших необычный сценарий имянаречения с пословицами, поговорками и стихами, наш клуб удостоился Благодарности Министерства юстиции Чувашской Республики.

Все эти достижения явно свидетельствуют об эффективности процесса внеклассной работы, построенной на деятельностной основе, включающей детей в продуктивную работу и выводящей на результат.

Вышеизложенная форма внеклассной работы по русскому языку и литературе позволяет свободно развиваться школьнику, решать познавательные и жизненно- практические задачи по- своему, в соответствии со своими индивидуальными способностями и в ситуации свободы выбора, т.е. этот процесс им воспринимается как СВОБОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ.


ПРИЛОЖЕНИЕ


^ Примерный план работы секции сценаристов





Темы занятий


Содержание занятий



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.




«Мысль и слово»


«Внутренняя речь»


Словарный состав русского языка


«Музей слов»


«Анатомия» слова


Стили речи


Точность словоупотребления


Сценарий-сценарист


Канцелярит


«Жили-были слова»



Как человек научился говорить, как овладел искусством называть вещи именами


Сравнение безмолвного языка с устным и письменным языками на примерах


Разнообразие словарей

Сопоставление словарей


Лексикограф Владимир

Даль и его словарь


О «краткости» и «длине» русских слов


Составление инсценировки «Совещание имен существительных» в разных стилях


Анализ и перевод рассказа Л.Петрушевской «Сяпала калуша по напушке»…


Учимся создавать сценарий


Работа по текстам с примерами канцелярита


Сочинение сказки-миниатюры «Из школьной жизни»



^ Примерный план работы секции ведущих (затейников, культмассовиков)





Темы занятий


Содержание занятий



1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


Слово. Звуковая жизнь слова


«Звуки и буквы во дни Елисавет Петровны»


Синтагматическое членение предложения и логическое ударение


Лучшие ораторы мира


Некоторые правила художественной декламации


Способы коммуникации: зрительный, слуховой, двигательный


Жестовый язык


Дикция. Точность и выразительность слова


Произносительная культура речи


Умение владеть своим голосом


Скороговорки


Слушание и анализ произношения мастеров слова


М.Ломоносов и В.Тредиаковскй о буквах и звуках. Два знака для звука «Г»


Работа над словесным ударением


Упражнения по выработке четкой и ясной дикции


Чтение и слушание стихов, прозаических отрывков


Коммуникативные действия


Слово-движение. Примеры общения через движения


Практическая стилистика


Работа над техникой речи


Практика дыхания


Конкурс проговаривания



^ Примерный план работы секции исследователей слова





Темы занятий


Содержание занятий

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.

«Слово о словах»


Почему не говорят муравьи


Языковые семьи


Голос или рука?


Теория непроизвольных выкриков


Исследование слов «товар», «товарищ»


Название поселка Урмары. Топонимы.


«Откуда родом фразеологизмы»


Пословицы, охватывающие различные стороны жизни


Имянаречение. Ты и твое имя

Как родятся, живут и умирают слова


Сболтнул бы коток, да язык короток…


О группах языков, близко напоминающих друг друга по ряду причин


О жестовом (ручном) языке


О природных теориях языка


Обращение к словарям, историческим книгам


Исследование-проникновение в глубину слова, а вместе с этим - и в глубину веков


Создание рассказа с включением идиом


Анализ своеобразия национального стиля в пословицах чувашского народа


Разгадка энергии имен по книге Дмитрия и Надежды Зима «Тайна имени»



Пример работы над одним из заданий в исследовательской секции.

^ Изучить происхождение и изменение значения слов, как товар, товарищ; обратить внимание на их словообразовательные возможности.

Основные источники для исследования—словари, не возбраняется пользоваться и другими книгами.

К следующему занятию некоторые юные лингвисты представили на обсуждение целые исследования о жизни слов товар и товарищ с собственными комментариями и множеством примеров.

Из «Материалов для словаря древнерусского языка» И. И. Срезневского ребята нашли, что товар обозначает не только то, что является предметом торговли, но и стан («Святославу же стоящу перед городом въ товарехъ съ княгинею и съ детьми». «Ип. л.», 6696), и обоз («Уже есмь повелелъ товаром пойти впереди». «Пов. врем, лет», 6605), и добро, и имущество, и деньги и т. д.

Исследуя значение этого слова по словарю В. И. Даля, словарю Академии Российской, словарям современного русского литературного языка, ребята обнаружили, что жизнь у него была «нелегкой». Оно претерпело значительные смысловые изменения. Еще большим открытием для них было то, что это слово по происхождению нерусское, заимствовано из тюркского языка.

Таким же образом они провели исследование и слова товарищ, обнаружив, что товар и, товарищ родственные по происхождению слова, хотя сейчас между ними нет ничего общего.

Ведь сначала люди стали называть товарищем человека своего стана, потом соучастника похода или торгового путешествия, спутника. А. С. Пушкин первый употребил это слово в значении «друг, борец за общее дело»: «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья».

Последовательно прослеживая по различным словарям эволюцию значения слов, ребята обратили внимание, что наиболее полно описывает все ныне употребляемые значения «Словарь современного русского литературного языка» (в 17-ти томах).

Словарная работа увлекла юных исследователей языка. Вскоре они сами стали предлагать слова для исследования. По их инициативе были рассмотрены слова время, пора и некоторые другие.


Сценарий

торжественного имянаречения, подготовленный членами

клуба любителей русского слова

Зал празднично украшен. Цветы в напольных вазах, воздушные шары; на полу возле
сцены лежат огромные мягкие игрушки. Стены украшены хмель-лозой.

На переднем плане висят стенды с пословицами и высказываниями великих о семье:

«Семья начинается с детей.»

«Будущее счастье ребенка во многом зависит от родителей.»

«Радость матери- счастье для ребенка.

«Ребенок- это зеркало родителей.»

« Нет на свете гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» (В. Гюго)

« Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.» (В. Ключевский)

(Звучит музыка. «От улыбки»)

(Гости проходят в зал и занимают места.)

Работник отдела ЗАГС: Добрый день!

Ведущий: День добрый, уважаемые друзья!

Позвольте мне вас так называть, невзирая на возраст и ранги, ведь сегодня здесь

собрались друзья семейного круга, а это значит - все мы- большая семья.

  • ^ Что же за праздник сегодня у нас,

  • Раз вся семья и родня собралась?

(Раздается крик новорожденного в магнитофонной записи.)

Вбегает в зал девочка:

- ^ В этот удивительный мир и чудесный
Вновь человечек явился прелестный.


Вбегает мальчик:

- Криком своим возвестив о себе,
Он заявил о своей нам судьбе


Вместе:

- ^ Здравствуй, новый человек!

(Звучит музыка «Вместе весело шагать»)

В зал входят супруги с новорожденным и усаживаются в кресла для родителей.

Девочка: ^ Интересно, мальчишка ль, иль девчонка? Мальчик: Интересно, а кто же?


Ведущий: От чистого сердца Простыми словами Давайте, друзья, Спросим у мамы

Мама: Девочка.

Девочка и мальчик: ^ Как здорово!

Мальчик: Еще в старые времена, если рождалась девочка , то веночек из хмеля с розовой лентой надевали на голову матери. (Девочка преподносит венок)


Ведущий: Ой вы, гой, еси, люди славные '

Коли дочь родилась,

Благо- жизнь началась.

Бабушке- бабуле внучка нашлась.

Послушаем сказ их, наказ- доброе благословение!

(Бабушки поднимаются на сцену. В руках у них угощения.)

Девочка: Из деревянной плошки с мёдом угощают внучку мёдом.

Мальчик: Из плошки с маслом угощают свежим маслом.


Ведущий: ^ Ай. попробуй, внучка, меду, (Бабушка угощает мёдом)

Чтобы речь сладка была.

Ай. попробуй, внучка, маслица, (Вторая бабушка угощает

Чтобы речь ручьем текла. свежеспахтанным маслом)

Бабушки: В первую очередь пожелаем , чтобы эта душа была счастливой и здоровой!


(Вбегает девочка с книжкой «Имена»)

Мальчик: ^ Имен так много разных, интересных. Девочка: Галинка, Светочка, Гузель!

Ведущий: Хотели б мы сейчас узнать, Каким же именем решили Свою вы доченьку назвать?

Мама: Лариса.

Девочка: А меня тоже зовут Лариса. Это имя с греческого обозначает "чайка"

^ Имя прекрасное, оно приносит счастье.

Ведущий: Ну раз имя выбрано,

Мы рады, что нам выпала честь засвидетельствовать рождение вашей дочери и внучки. Мы знаем, что этот день вы ждали. Пусть стало больше хлопот, но вы счастливы.

Работник отдела ЗАГС: Уважаемые родители! Согласно статье «Семейного кодекса»
фамилия ребенку присвоена_______, имя________ , отчество_______. На основании

статьи «Семейного кодекса родителями ребенка записаны: мать-____ , отец- _______.

Актовая запись составлена «_»______ 2003 года. № .

Уважаемые родители! Прошу расписаться в актовой записи

рождении вашей дочери.

Разрешите вручить вам «Свидетельство о рождении» . (Звучит «Гимн России»)

Ведущий: ^ Будущее счастье ребенка во многом зависит от родителей. Здоровье матери и ребенка зависит от отца.

Уважаемый. _______!

Хочется проверить вас на внимательность по отношению к своей супруге и задать несколько вопросов.

Девочка: ^ Какая погода была в день рождения вашей дочери?

Мальчик: А вы не можете назвать рост и вес своей дочери?

Ведущий: Что больше всего любила ваша жена есть при беременности?

(Ответы отца сопровождаются аплодисментами)

Мальчик: ^ Любите вы жену нежней

Целуйте руки днем и ночью.

Девочка: Она вам дарит сыновей

И самых лучших в мире дочек.

( Муж приподносит подарок жене в благодарность за дочку.)

Ведущий: Еще в старые времена молитвы, приговорки, различные приметы сопровождали рождение. Водою, согретой в самоваре, мыли новорожденного в жаркой печи, затем плотно пеленали, после чего подносили к материнской груди и укладывали в зыбку. А качание в зыбке сопровождалось колыбельной.


Девочка исполняет «Колыбельную»

^ Люли, люли, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Ларисе сон, сон,

Стали гули ворковать

Стала Лариса засыпать.

Девочка: Я дарю вам книжечку «Колыбельные песни.»

Мальчик: Стирать пеленки, бегать за кефиром,

^ Нет ни минутки, чтоб поспать.

На то мы с вами и мужчины,

Чтоб нашим дамам помогать.

Девочка: Все взрослые сначала были детьми, только мало кто об этом помнит.

Ведущий: Многие из вас сегодня, наверняка вспомнили свое детство, молодые годы. Давайте сбросим с плеч груз лет. Встанем вместе в хоровод и исполним для

Ларисы «Каравай именинный».

( Все встают в круг, в центре мать с новорожденной, исполняют «Каравай»)

Ведущий: ^ Испокон к рождению ребенка чуваши относились как к самому важному

празднику. Собирали соседей и угощали их чувашским национальным сыром «чакат». Родители новорожденной тоже приготовили пирог с творогом и угостят вас за здоровье Ларисы.

(Родители с подносом, на котором пирог и творог, обходят всех и угощают.)

Ведущий: А теперь слово для поздравления родственникам и коллегам по работе.


(Тихая музыка. В это время звучат поздравления.)

Ведущий: С рождения детей все начиналось сначала.

На том стояла, стоит и стоять будет наша Земля.

Девочка: Рады вас видеть, Дорогие наши,

Мальчик: Доброе спасибо

Этому дню скажем.

Ведущий: Вместе с этой песней

Как родным и близким

Семьям многодетным

Кланяемся низко!


(Звучит песня Крокодила Гены.)

Скачать 175.52 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты