Домой

Примерная программа наименование дисциплины физиология с основами анатомии рекомендуется по специальности 060301«Фармация»




Скачать 495.08 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины физиология с основами анатомии рекомендуется по специальности 060301«Фармация»
страница1/2
Дата12.01.2013
Размер495.08 Kb.
ТипПримерная программа
Содержание
1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)
Общекультурные компетенции (ОК)
Профессиональные компетенции (ПК)
В результате изучения дисциплины студент должен
4. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа студента (СРС)
Курсовая работа (КР)
Расчетно-графические и аналитические работы работы (РГР)
Подготовка к текущему контролю (ПТК))
Вид промежуточной аттестации
ИТОГО: Общая трудоемкость
5. Содержание дисциплины
5.2. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум
Самостоятельная работа студента
ИТОГО часов в семестре
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОСИИ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

ФИЗИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ АНАТОМИИ


Рекомендуется по специальности 060301«Фармация»

учебно-методической комиссией УМО

Квалификация выпускника - «специалист»

Специальное звание Провизор


^ 1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

Цель освоения учебной дисциплины «Физиология с основами анатомии» состоит в овладении знаниями о функциях нормального здорового организма а также принципами понимания механизма действия того или иного лекарственного вещества, анализа изменения деятельности органов и систем при действии биологически активных веществ, что связано с практической деятельностью фармацевта и провизора, а также является основой для изучения последующих дисциплин.

Задачами дисциплины являются:

- приобретение студентами знаний в области строения клеток, тканей и тела человека, топографии органов и систем органов;

- приобретение студентами знаний в области базисных физиологических процессов, протекающих на молекулярно-клеточном уровне, организации функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма;

- приобретение студентами знаний в области особенностей протекания физиологических процессов на этапах онтогенетического развития организма;

- обучение студентов важнейшим методам анализа физиологических механизмов на различных уровнях организации живого, работы функциональных систем, обеспечивающих поддержание гомеостаза, позволяющим давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека,

- обучение студентов навыкам научного исследования механизмов действия биологически-активных веществ;

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- формирование у студента навыков общения с коллективом.

^ 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Физиология с основами анатомии» относится к циклу «Математический, естественнонаучный и медико- биологический цикл» (С.2), базовой части.


2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Латинский язык

Знания: основ латинского языка

Умения: пользования терминами, имеющими в большинстве случаев латинское происхождение

Навыки: понимания анатомической и физиологической терминологии


^ 3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

^ Общекультурные компетенции (ОК):

-способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

-способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

^ Профессиональные компетенции (ПК):

-способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

-способность и готовность к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28);

-способность и готовность к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43);

-способность и готовность к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44);

-способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров (ПК-45);

-способность и готовность к участию в организации рекламы лекарственных средств и других фармацевтических товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-46);

-способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

-способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

-способность и готовность принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50).

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: Строение тела человека, анатомические структуры, строение и топографию органов и систем органов человека; Строение эукариотической клетки, строение и особенности тканей человека, гистологическое строение органов и их морфофункциональных единиц.Базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне.Организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, их исполнительные механизмы и регуляторные воздействия. Механизмы формирования поведения человека как взаимодействия с окружающей средой. Закономерности протекания физиологических процессов на этапах онтогенетического развития человека.Основные методы оценки здоровья человека и показатели нормального состояния организма.

Уметь: Находить на муляжах, таблицах и рисунках анатомические структуры, органы и системы органов и называть их. Находить на рисунках и указывать ткани организма человека, морфо-функциональные единицы органов, структуры эукариотической клетки и называть их. Анализировать механизмы протекания физиологических процессов на различных уровнях организации живого от молекулярно-клеточного до целостного организма. Проводить анализ работы функциональных систем организма, обеспечивающих поддержание гомеостаза, представлять, как изменяются процессы жизнедеятельности человека в ходе его онтогенетического развития. Давать общую оценку результатов исследований физиологического состояния человека.

Владеть: навыком научного анализа механизмов действия биологически-активных веществ _

^ 4. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __6__ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

№ _1_

№ _2_

часов

часов

1

2

3

4

^ Аудиторные занятия (всего), в том числе:

120

72

48

Лекции (Л)

36

18

18

Практические занятия (ПЗ),










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)

84

42

42

^ Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

60

30

30

История болезни (ИБ)










^ Курсовая работа (КР)










Реферат (Реф)










^ Расчетно-графические и аналитические работы работы (РГР)

20

10

10

Подготовка к занятиям(ПЗ)

20

10

10

^ Подготовка к текущему контролю (ПТК))

10

5

5

Подготовка к промежуточному контролю (ППК))

10

5

5























^ Вид промежуточной аттестации

зачет (З)










экзамен (Э)

36




36

^ ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

216

90

126

ЗЕТ










^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/№

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

3

4



Базисные физиологические процессы

Модульная единица I.1. Морфологические основы процессов жизнедеятельности. Уровни структурной организации организма человека.

Модульная единица I.2. Особенности функционирования возбудимых клеток.

Модульная единица I.3. Проводящие межклеточные контакты. Синаптическая передача возбуждения.

Модульная единица1,4. Вады мышц. Особенности функционирования мышц.



Регуляция физиологических функций

Регуляция физиологических функций. Внутренняя среда организма человека. Принципы поддержания постоянства внутренней среды. Саморегуляция. Функциональные системы организма.

Модульная единица II.2. Регуляция соматических функций человека. Нервная регуляция вегетативных функций человека.

Модульная единица II.3. Гуморальная регуляция физиологических процессов человека.

Модульная единица II.4. Железы внутренней секреции. Внежелезистые гормонпродуцирующие клетки.



Гомеостаз. Внутренняя среда организма.

Модульная единица III.1. Кровь, лимфа и межклеточная жидкость – компоненты внутренней среды организма человека.

Модульная единица III.2. Защитные функции крови. Гемостаз. Иммунофизиология человека.



Функциональные системы поддержания гомеостаза.

Модульная единица IV.1. Органы дыхания. Внешнее дыхание человека.

Модульная единица IV.2. Пищеварение человека. Строение органов пищеварения.

Модульная единица IV.3. Пищеварение человека. Секреция и всасывание в пищеварительном тракте.



Функциональные системы поддержания гомеостаза

Модульная единица V.1. Обмен веществ и энергии в организме человека.

Модульная единица V.2. Теплообмен и терморегуляция.

Модульная единица V.3. Кровообращение человека. Строение и функции сердца.

Модульная единица V.4. Процессы микроциркуляции.

Модульная единица V.5. Функциональная система поддержания оптимального для метаболизма уровня кровяного давления.



Функциональные системы поддержания гомеостаза. Онтогенез и репродуктивная функция.

Модульная единица VI.1. Водные пространства организма. Водно-солевой баланс.

Модульная единица VI.2. Процессы образования мочи, их регуляция. Оценка деятельности почек.

Модульная единица VI.3. Онтогенез человека: морфофункциональные критерии периодизации. Репродуктивная функция человека



Психофизиологические отношения.

Модульная единица VII.1. Принципы функционирования центральной нервной системы. Физиологические основы восприятия.

Модульная единица VII.2.

Поведение – взаимодействие организма с окружающей средой.



Психофизиологические отношения.

Модульная единица VIII.1. Функциональная система поведенческого акта

Модульная единица VIII.2. Биоритмы человека. Сон.

Модульная единица VIII.3. Нейрофизиологические механизмы боли и зуда.

^ 5.2. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами1

п/№

Наименование последующих дисциплин

Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Микробиология

+

+

+

+

+

+







2

Биологическая химия

+

+

+

+

+










3

Патология

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Общая гигиена







+

+

+

+







5

Фармакология

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Первая доврачебная помощь

+

+

+

+

+

+







7

Психология, педагогика



















+

+

8




























9




























^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

1

2

3

4

5

6

7

8



1

Раздел: Базисные физиологические процессы

4

12




6

22






1.Морфологические основы процессов жизнедеятельности. Уровни структурной организации организма человека. Строение клеток. Межклеточные контакты. Ткани и органы. Базисные физиологические процессы клеток. Секреция клеток .


1

3




2









2.Особенности функционирования возбудимых клеток. Поддержание потенциала покоя. Процесс возбуждения. Потенциал действия. Проведение возбуждения по нервному волокну и нервному стволу.

1

3




1









3.Проводящие межклеточные контакты. Синаптическая передача возбуждения. Клеточные механизмы торможения.

1

3




1









4.Мышечные ткани. Механизм мышечного сокращения. Физиологические особенности скелетных и гладких мышц.

1

3




2






1

Регуляция физиологических функций

6

16




8

30






Модульная единица 11.1Регуляция физиологических функций. Внутренняя среда организма человека. Принципы поддержания постоянства внутренней среды. Саморегуляция. Функциональные системы организма.

2

4




2









Модульная единица II.2. Регуляция соматических функций человека. Нервная регуляция вегетативных функций человека.

2

4




2









Модульная единица II.3. Гуморальная регуляция физиологических процессов человека.

1

4




2









Модульная единица II.4. Железы внутренней секреции. Внежелезистые гормонпродуцирующие клетки

1

4




2






1

Гомеостаз. Внутренняя среда организма.

3

8




8

19






Модульная единица III.1. Кровь, лимфа и межклеточная жидкость – компоненты внутренней среды организма человека.


1

4




4









Модульная единица III.2. Защитные функции крови. Гемостаз. Иммунофизиология человека.

2

4




4






1

Функциональные системы поддержания гомеостаза.

3

9




8

20






Модульная единица IV.1. Органы дыхания. Внешнее дыхание человека.

1

3




4









Модульная единица IV.2. Пищеварение человека. Строение органов пищеварения.

1

3




2









Модульная единица IV.3. Пищеварение человека. Секреция и всасывание в пищеварительном тракте.

1

3




2






2

Функциональные системы поддержания гомеостаза.

6

15




8

29






Модульная единица V.1. Обмен веществ и энергии в организме человека.



1

3




2









Модульная единица V.2.Теплообмен и терморегуляция

1

3




2









Модульная единица V.3. Кровообращение человека. Строение и функции сердца.

Модульная единица

1

3




2









V.3. Процессы микроциркуляции.

1

3




1









Модульная единица V.4. Функциональная система поддержания оптимального для метаболизма уровня кровяного давления.

1

3




1






2

Функциональные системы поддержания гомеостаза. Онтогенез и репродуктивная функция.

5

9




8

22






Модульная единица VI.1. Водные пространства организма. Водно-солевой баланс.



1

3




2









Модульная единица VI.2. Процессы образования мочи, их регуляция. Оценка деятельности почек.

1

3




2









Модульная единица VI.3. Онтогенез человека: морфофункциональные критерии периодизации. Репродуктивная функция человека

3

3




4
































Психофизиологические отношения.

4

9




6

19






Модульная единица VII.1. Принципы функционирования центральной нервной системы.

1

3




2









Модульная единица VII.2. Физиологические основы восприятия.

1

3




2









Модульная единица VII.3. Поведение – взаимодействие организма с окружающей средой.

2

3




2









Психофизиологические отношения.

6

9




8

23






Модульная единица VIII.1. Функциональная система поведенческого акта



2

3




2









Модульная единица VIII.2. Биоритмы человека. Сон.

2

3




2









Модульная единица VIII.3. Нейрофизиологические механизмы боли и зуда.

2

3




4










ИТОГО:

38

84




60

180

Лекции

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)

Семестры

1

2

1

2

3

4



Морфологические основы жизнедеятельности человека. Классификация структур организма. Строение и основные функции клеток и тканей.

1






Базисные физиологические процессы клеток. Особенности физиологических свойств возбудимых клеток.

1






Особенности физиологических свойств возбудимых клеток. Синаптическая передача возбуждения.

1






Физиологические свойства мышц.

1






Регуляция процессов жизнедеятельности человека. Виды и принципы регуляции физиологических функций. Понятие гомеостаза. Функциональные системы как основа саморегуляции жизнедеятельности организма.

1






Нервная регуляция физиологических функций. Нейроны и глиальные клетки. Центральный и периферический отделы нервной системы. Принципы работы центральной нервной системы.

1






Медиаторы, модуляторы и рецепторы нервной системы.

1






Автономная (вегетативная) нервная система (АНС). Симпатический, парасимпатический, метасимпатический отделы АНС.

1






Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Гормональная регуляция физиологических функций. Классификация и метаболизм гормонов, клеточные и системные механизмы их действия.

1






Железы внутренней секреции.Гормональная регуляция физиологических функций. Особенности регуляции ЖВС.

1






Компоненты внутренней среды организма человека. Взаимосвязь жидкостей внутренней среды. Кровь.

1






Барьерные функции организма. Внешние барьеры. Гистогематические барьеры: строение, виды, функции. Особенности гистогематических барьеров различных органов.

1






Иммунофизиология. Иммунные основы гомеостаза. Иммунные органы человека. Нейрогуморальная регуляция иммунных процессов.

1






Дыхание человека: основные этапы. Органы дыхания. Внешнее дыхание. Газообмен в лёгких. Транспорт газов кровью и газообмен в тканях. Дыхательный центр. Функциональная система поддержания количества газов в крови. Дыхание в изменённой газовой среде.

1






Строение и принципы функционирования пищеварительного тракта. Основные процессы пищеварения.

1






Секреция и всасывание в пищеварительном тракте. Транспорт липидов кровью. Кишечно-печеночный кругооборот веществ. Регуляция пищеварения. Голод, аппетит, насыщение.

1






Обмен веществ и энергии

1






Теплообмен и терморегуляция человека

1






Кровообращение человека: морфология кровеносной системы и принципы её функционирования. Строение сердца, свойства сердечной мышцы




1



Регуляция сердечной деятельности.




1



Строение и принципы классификации кровеносных сосудов человека. Основные показатели гемодинамики. Микроциркуляция. Методы исследования гемодинамики.




1



Функциональная система поддержания оптимального для метаболизма уровня кровяного давления.




1



Функциональная система поддержания осмотического давления плазмы крови. Водные пространства организма. Водно-солевой баланс. Выведение продуктов метаболизма. Органы мочевыведения.




1



Строение почек. Процессы мочеобразования. Регуляция состава и количества мочи. Образование и выделение пота.




1



Онтогенез человека. Физиологические критерии периодизации. Антенатальный период онтогенеза. Беременность. Роды. Постнатальный период онтогенеза. Морфо-функциональные особенности ребенка, взрослого, пожилого и старого человека.




2



Репродуктивная функция человека. Половое поведение человека. Физиологические основы планирования семьи и контрацепции.




1



Нейромедиаторы и нейромодуляторы центральной нервной системы. Биогенные амины, пурины, нейропептиды ЦНС




1



Физиологические основы восприятия. Строение и физиологические свойства анализаторов.




1



Функциональная система поведенческого акта по П.К.Анохину. Обратная связь. Мотивация.




2



Неврологическая память – физиологические механизмы.




1



Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль эмоций в поведении.




1



Биоритмы человека. Сон.




1



Нейрофизиологические механизмы боли. Физиологические основы обезболивания. Наркоз.




1



Основы нейрональной организации функциональной системы поведенческого акта.




1



Системные основы применения лекарственных и нелекарственных методов коррекции физиологических функций.




1




Итого

18

18

^ 6. Лабораторный практикум

п/№

Название тем лабораторных занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем по семестрам

1

2

1

2

3

4



Морфологические основы процессов жизнедеятельности. Уровни структурной организации организма человека. Строение клеток. Межклеточные контакты. Ткани и органы. Базисные физиологические процессы клеток. Секреция клеток.

3






Особенности функционирования возбудимых клеток. Поддержание потенциала покоя. Процесс возбуждения. Потенциал действия. Проведение возбуждения по нервному волокну и нервному стволу.

3






Проводящие межклеточные контакты. Синаптическая передача возбуждения. Клеточные механизмы торможения.

3






Мышечные ткани. Механизм мышечного сокращения. Физиологические особенности скелетных и гладких мышц.

3






Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач.

3






Регуляция физиологических функций. Внутренняя среда организма человека. Принципы поддержания постоянства внутренней среды. Саморегуляция. Функциональные системы организма. Нервная регуляция физиологических процессов. Строение нервной системы. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Медиаторы и рецепторы нервной системы.

3






Регуляция соматических функций человека. Нервная регуляция вегетативных функций человека. Строение и принципы работы автономной (вегетативной) нервной системы.

3






Гуморальная регуляция физиологических процессов человека. Классификация биологически активных веществ. Клеточные механизмы действия гормонов. Механизмы действия и регуляция выделения гормонов.

3






Железы внутренней секреции. Внежелезистые гормонпродуцирующие клетки.

3






Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач.

3






Кровь, лимфа и межклеточная жидкость − компоненты внутренней среды организма человека. Взаимосвязь циркулирующих жидкостей внутренней среды. Гомеостаз и гомеокинез. Барьерные функции организма. Гистогематические барьеры; их строение и функции.

3






Защитные функции крови. Гемостаз. Иммунофизиология человека. Органы иммунной системы. Иммунные процессы. Группы крови. Нейрогуморальная регуляция иммунитета.

3






Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач.

3






Органы дыхания. Внешнее дыхание человека. Физиологический механизм вдоха и выдоха. Спирометрия. Показатели внешнего дыхания. Негазообменные функции органов дыхания.

3






Газообмен в легких. Транспорт газов кровью и газообмен в тканях. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Функциональная система поддержания соотношения О2 и СО2 в крови. Дыхание в измененной газовой среде.

3






Пищеварение человека. Строение органов пищеварения. Моторная функция желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Секреция ферментов. Преобразование пищевых веществ в ЖКТ.

3






Пищеварение человека. Секреция и всасывание в пищеварительном тракте. Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Функциональная система поддержания оптимального уровня питательных веществ.

3






Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач.

3







Итого

54






Обмен веществ и энергии в организме человека.




2



Теплообмен и терморегуляция человека.




2



Кровообращение человека. Строение и функции сердца. Свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл. Методы исследования сердца.




2



Строение кровеносных сосудов. Гемодинамика человека. Процессы микроциркуляции. Методы исследования кровообращения.




2



Регуляция деятельности сердца и гемодинамики. Функциональная система поддержания оптимального для метаболизма уровня кровяного давления.




2



Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач.




2



Водные пространства организма. Водно-солевой баланс. Экскреция. Строение органов мочеобразования и выведения мочи.




2



Процессы образования мочи, их регуляция. Оценка деятельности почек. Образование и выделение пота. Функциональная система поддержания осмотического давления плазмы крови.




2



Онтогенез человека: морфо-функциональные критерии периодизации.Репродуктивная функция человека - особенности у мужчин и женщин. Менструальный цикл. Овуляция. Оплодотворение. Половое поведение человека. Физиологические основы контрацепции.




2



Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач.




2



Физиологические основы восприятия. Строение и физиологические свойства зрительного, слухового, обонятельного и вкусового анализаторов человека. Методы исследования анализаторов.




2



Поведение – взаимодействие организма с окружающей средой. Теории поведения. Условные рефлексы. Внутреннее торможение. Типы высшей нервной деятельности человека. Биоритмы человека..




2



Функциональная система поведенческого акта по П.К.Анохину. Мотивация. Физиологические механизмы неврологической памяти. Нейрофизиологические механизмы эмоций. Роль эмоций в поведении..




2



Сон. Нейрофизиологические механизмы речи. Физиологические основы психики Нейрофизиологические механизмы боли и зуда. Физиологические основы обезболивания. Наркоз.




2



Рубежный контроль: Тестирование, собеседование, решение ситуационных задач.




2




Итого




30
  1   2

Скачать 495.08 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты