Домой

М. Е. Волчанский программа и методические указания по психологии для студентов фармацевтического факультета (заочная форма обучения) Волгоград 2006 Содержание общие методические указания




НазваниеМ. Е. Волчанский программа и методические указания по психологии для студентов фармацевтического факультета (заочная форма обучения) Волгоград 2006 Содержание общие методические указания
страница1/6
Дата12.01.2013
Размер1.01 Mb.
ТипПрограмма
Содержание
Реферирование учебной и научной психологической литературы 16
Должна быть зачтена контрольная работа (контрольная работа состоит из двух частей – теоретической и экспериментальной)
Общие методические указания
Контрольная работа по психологии студента
Практика выполнения контрольной работы
Основные понятия темы
Тема: Предмет и методы современной психологии
Основные понятия темы
Тема: Происхождение и развитие психики
Основные понятия темы
Тема: Сознание и самосознание
Основные понятия темы
Основные понятия темы
Тема: Общая психологическая характеристика личности
Основные понятия темы
Раздел 2. познавательные процессы
Основные понятия темы
Тема: Память
Основные понятия темы
Тема: Мышление
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6



ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра общей и клинической психологии


М.Е.ВОЛЧАНСКИЙ



ПРОГРАММА и МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПСИХОЛОГИИ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)


Волгоград 2006


Содержание


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 3

ПРАКТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 5

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИИ 9


^ РЕФЕРИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 20

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 28


ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗАЧЕТ:

  • ^ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАЧТЕНА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ – ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ)

  • ДОЛЖНО БЫТЬ УСПЕ9ШНО СДАНО ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ (ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ВКЛЮЧАЕТ 3 ЧАСТИ: ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ – 117 ВОПРОСОВ, СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ – 55 ВОПРОСОВ, МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ – 20 ВОПРОСОВ)



Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. 1,0. Уч.-изд. л. 1,1.


Волгоградский государственный медицинский университет.

Издательство ВолГМУ 400049, Волгоград, ул. Рокоссовского, 1г

^ ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

На заочных отделениях вузов значительная часть учебной работы по всем предметам планируется на межсессионный период. Осуществляется она студентом самостоятельно в соответствии с указаниями кафедр. К числу таких межсессионных работ относится и контрольная работа по психологии. Выполнение её студентами I курса является важным этапом их подготовки к профессиональной деятельности. Предлагаемое пособие должно помочь студенту-заочнику выбрать тему контрольной работы, подобрать необходимую литературу, собрать и обработать материал, правильно оформить его. При выполнении заданий предполагается, что студент имеет представление о физиологии, приобрел некоторые навыки по изучению специальной литературы, поскольку в дальнейшем основной упор в подготовке делается на реферирование научной психологической литературы и ведению учебного исследования в ходе выполнения самостоятельных работ. Эти навыки должны быть максимально использованы при выполнении контрольной работы.

Выполнению задания должно предшествовать детальное ознакомление с пособием в целом. Это целесообразно по двум причинам: во-первых, для уяснения учебной информации, которая заложена в структуре и содержании самого пособия, и, во-вторых, чтобы были полностью учтены все условия для его выполнения.

Выбор темы – по перечню тем в данном методическом пособии далее. В период семестра студент должен в общих чертах продумать план выполнения работы, подобрать литературу. В контрольной работе должны быть отражены основные вопросы темы и показано умение:

  • отбирать наиболее важный материал, относящийся к теме;

  • убедительно обосновывать и аргументировать освещаемые положения;

  • излагать вопросы грамотно, сжато, ясно, последовательно, делать правильные логические выводы и обобщения.

Необходимо обратить внимание на оформление контрольной работы. Она должна быть написана разборчиво, грамотно, аккуратно. Страницы тетради следует пронумеровать и оставить поля для возможных замечаний рецензента.

Контрольная работа должна начинаться с плана изложения темы. Каждый вопрос необходимо рассматривать отдельно, выделяя его в самостоятельную рубрику. Приводимые в работе цитаты, фактический и цифровой материал необходимо сопровождать ссылками на источник непосредственно в тексте или в сноске, указывая автора название первоисточника, место издания, издательство, год издания, страницу.

В конце работы нужно привести список использованной литературы. Контрольную работу следует подписать, поставить дату её выполнения и представить в сроки, определённые факультетом. Если работа оценена положительно и студент допущен к собеседованию на зачёте, можно ограничиться выполнением рекомендаций рецензента. Если же работа признана неудовлетворительной, то студент обязан написать новый вариант работы с учётом всех замечаний рецензента и выслать её на проверку вместе со старой работой и надписью на обложке тетради «повторно».

Контрольная работа пишется от руки или печатается. Объём определяется сложностью и характером темы, но он не должен быть меньше 23-24 листов.

На титульном листе (или на обложке тетради) указывается:


^ Контрольная работа по психологии студента

________курса________________________факультета

_________________________(фамилия, имя и отчество)

Тема: «____________________________________________»

выполнена: (дата)


Структура выполненной работы зависит от её характера, но должна содержать в себе две части: первая - теоретическая, вторая – экспериментальная (практическая, исследовательская)

Теоретический материал излагается реферативно с разделением на пункты или с выделением глав реферируемого вопроса, предваряя вступлением и завершая обобщающим заключением с выводами.

Исследовательская часть требует проведения прикладной исследовательской методики в соответствии с выбранной темой контрольной работы. Оформление второго вопроса контрольной работы предполагает краткое теоретическое вступление, и описание методики, после чего излагается и анализируется фактический материал, формулируются выводы. Возможно и такое деление второго вопроса: проблематика, цели и задачи исследования, методы исследования, результаты, выводы и предложения. Содержанием исследовательской части контрольной работы должна быть выполнение студентом психодиагностической процедуры, взятой из научной литературы, сборников методов психологического исследования, учебников по психодиагностике и т.п.. Это может быть: психологический портрет личности, или психологическое исследование структурных элементов сознания (познавательные, эмоциональные, волевые процессы), или индивидуально-типологических свойств личности, или процедура общения с больными людьми, или исследование одной из проблем психологии применительно к медицинской деятельности, в частности лечебной работе, и т.д. Методы и методики, которыми должен пользоваться студент, описаны в любом современном учебнике по психологии, а также в разделе III данного методического пособия. Приложение протоколов, анкет, дневниковых записей и прочего исходного и иллюстративного материала обязательно.

Отчитываясь по курсу психологии, студент должен представить оформленную контрольную работу с титульным листом, планом, указанием использованной литературы и заверенный ведущим предмет преподавателем отзыв на контрольную работу.

Реферируемая работа, списки использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники должны быть оформлены следующим образом: фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания; в журнальных статьях необходимо также указать название журнала, год и номер.

Сроки представления контрольной работы определяются графиком межсессионной работы деканата, но в любом случае не позднее, чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Контрольные работы, не сданные в деканат за месяц до начала экзаменационной сессии к рассмотрению не принимаются. По всем содержательным вопросам, возникающим в ходе её выполнения, студент обращается к ведущему преподавателю, а по организационным вопросам представления работы, сроков и процедур отчётности и оформления — в деканат своего факультета.

При сдаче экзамена или зачёта необходимо иметь при себе зачётную книжку и проверенную контрольную работу с рецензией преподавателя.

^ ПРАКТИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Успех профессиональной деятельности любого современного специалиста, как сегодня известно, во многом зависит от того, насколько каждый человек, чаще всего не замечая этого, опирается в своей профессиональной, общественной, семейной и прочей деятельности на сложившиеся за тысячелетия жизни людей выводы психологических наблюдений друг за другом и образцы культуры — виды деятельности, мысли, верования, традиции, обычаи.

И задача психологии как теоретического курса заключается не только в том, чтобы сделать осознанным этот огромный пласт закономерностей, обнаруженных человеческим разумом за всю историю межличностных наблюдений, не только осознать необходимость сохранения и развития научных идей своего сообщества, но и вооружить личность новейшими достижениями психологического знания. В конечном счёте, это не только не помешает, но и сможет помочь человеку в его повседневной жизнедеятельности: даже минимальный психологический «ликбез» при правильном, грамотном использовании полученных знаний в состоянии дать ответ на повседневные вопросы трудных жизненных ситуаций.

Цель непосредственно контрольной работы — содействовать увязыванию основных теоретических положений психологии с повседневными практическими задачами, стоящими перед современным специалистом в области здравоохранения, и тем самым помогать устанавливать целесообразность тех или иных профессиональных или социальных действий. Задания разработаны по всем основным темам курса психологии и направлены на выработку у студентов умений выявлять психологические особенности личностей и деятельности людей.

Каждая тема контрольного задания в данном методическом разделе совпадает по содержанию с вопросами основных тем всего курса психологии, приведённых ниже. Эти вопросы и должны составлять основную идею, канву темы выполненной студентом контрольной работы. Выстраивая содержание работы по ключевым вопросам и проблемам базисных тем психологии, можно не только разобраться в материале, выявить интересующие психологические закономерности, но и, таким образом, грамотно составить текст контрольного задания.

При этом следует иметь в виду, что в готовом виде структура, идея и литература к каждой теме в данном пособии не предлагается, потому что основной упор делается на самостоятельную внеаудиторную активность студента-заочника в межсессионный период, что обусловлено самой формой организации заочного обучения. Выполнение тем контрольных заданий, помещённых ниже, предполагает полностью самостоятельный подбор и анализ литературных источников, и главное – умение студента самостоятельно выстроить логическую структуру и содержание работы, из чего, собственно, и будет складываться её оценка и зачёт.

К каждой теме студенту следует использовать основную, перечисленную в разделе «Реферирование…», литературу. Однако это не исключает, а наоборот необходимо требует использование дополнительных учебных пособий и монографической литературы, указанной ниже, отражающей узкие вопросы именно данной темы.

Перед тем как приступить к выполнению теоретического задания контрольной работы, необходимо предварительно изучить соответствующий раздел по учебнику и прочитать рекомендованную литературу. Далее найти в перечисленных ниже основных темах курса психологии те вопросы, которые соответствуют теме, и реферативно (а не конспективно!) изложить эти вопросы. Структура реферативного выполнения контрольной работы изложена в «Общих методических указаниях…» и в разделе «Реферирование…» данного методического пособия, где теоретическая часть обязательно должна содержать введение, пункты вопросов и заключение.


Перечень тем контрольных работ (или аудиторных занятий):


  1. Основные этапы в истории становления психологии.

  2. Психология как наука о душе. Современные взгляды на природу души.

  3. Психология как наука о сознании. Постановка проблемы бессознательного.

  4. Психология как наука о поведении. Бихевиоризм и необихевиоризм.

  5. Современная психология и её место в системе наук.

  6. Современное состояние отечественной психологии.

  7. Основные методы и методологические принципы психологии.

  8. Психика. Эволюция психики животных.

  9. Мозг и психика. Общественно-историческая природа психики человека.

  10. Развитие психики человека в филогенезе и онтогенезе. Условия и движущие силы психического развития.

  11. Сознание, уровни, виды, структура. Загадки сознания.

  12. Человек как личность, индивид и индивидуальность.

  13. Психологическая структура и содержание деятельности человека.

  14. Основные виды деятельности. Освоение деятельности.

  15. Понятие личности. Психологическая структура личности.

  16. Основные теории личности.

  17. Активность и направленность личности.

  18. Самосознание и Я – концепция личности. Самооценка и уровень притязаний.

  19. Социализация и развитие личности.

  20. Ощущение: виды, свойства и функции. Взаимодействие ощущений.

  21. Восприятие: функции, свойства и виды. Иллюзии восприятия.

  22. Восприятие пространства и времени.

  23. Память: механизмы, виды, типы. Индивидуальные особенности.

  24. Мышление: определение, типы, виды.

  25. Мыслительные операции.

  26. Воображение: определение, виды, функции.

  27. Психологические механизмы работы воображения.

  28. Внимание: определение, функции, виды, свойства.

  29. Чувства и эмоции, их происхождение и функции.

  30. Виды эмоций. Базовые эмоции и их внешнее выражение.

  31. Эмоциональные состояния и особенности личности.

  32. Воля и волевые действия человека. Волевое усилие и сила воли.

  33. Волевой акт и его структура.

  34. Способности: структура и виды.

  35. Проблема наследования способностей. Задатки, талант.

  36. Формирование способностей: интересы, склонности, трудолюбие.

  37. Темперамент. Классические и современные теории темперамента.

  38. Физиологические основы темперамента. Тип высшей нервной деятельности и темперамент.

  39. Характер: структура, черты, свойства.

  40. Формирование характера. Характер и темперамент. Акцентуации характера.

  41. Механизмы и процессы межличностного восприятия. Когнитивный диссонанс.

  42. Общение и речь. Виды и свойства речи. Развитие и расстройства речи.

  43. Общение как социально-психологическое явление: структура, виды, функции.

  44. Роль общения и речи в психическом и личностном развитии человека.

  45. Стиль общения. Стратегии контакта.

  46. Межличностные отношения: классификация, виды, закономерности проявления.

  47. Взаимопонимание: психологические особенности и механизмы.

  48. Условия и факторы достижения взаимопонимания. Источники и причины непонимания людьми друг друга.

  49. Основные психологические элементы в структуре деятельности медработника: мотивация, психологический анализ, саморегуляция, ресурсы.

  50. Психологические проблемы профессиональной деятельности медицинского работника: целостность «Я», условия профессионального самоопределения, трудные жизненные ситуации специалиста.

  51. Психологические проблемы межличностного взаимодействия в лечебной работе.

  52. Проблема развития личности медицинского работника.

  53. Саморегуляция эмоциональных состояний медицинского работника.

  54. Феномен человека. Человек как природное явление или как общественное существо?

  55. Представление о человеке в основных направлениях психологии.

  56. Человек как предмет познания в психологии и в других науках.

  57. Житейская и научная психология человека.

  58. Методы научной психологии.

  59. Методы практической психологии.

  60. Проблема целостного и частного описания психологии человека.

  61. Эволюция сознания человека.

  62. Сознание и бессознательное в современной психологии.

  63. Основы гештальт-психологии.

  64. Основы психоанализа.

  65. Изменение природных и социальных свойств человека в процессе жизнедеятельности.

  66. Нейропсихологические основы психики человека.

  67. Проблема функциональной асимметрии больших полушарий.

  68. Деятельность как многомерная категория.

  69. Деятельностный подход в психологии.

  70. История образов личности в научных и паранаучных течениях.

  71. Ценностные ориентации личности в психологии.

  72. Понятие личности в психологии.

  73. Самоопределение личности.

  74. Основные формы познания человека.

  75. Способности как проявление индивидуальных свойств человека.

  76. Ощущение как простейшая форма психического отражения.

  77. Индивидуальные различия в восприятии.

  78. Способы тренировки и развития восприятия.

  79. Индивидуальные особенности и типы памяти.

  80. Способы тренировки и развития памяти.

  81. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.

  82. Способы тренировки и развития мышления.

  83. Воображение как специфический вид деятельности.

  84. Способы тренировки и развития воображения.

  85. Нарушения внимания.

  86. Способы тренировки и развития внимания.

  87. Волевые качества личности и их формирование.

  88. Единство общения и деятельности.

  89. Социометрическое направление в изучении групп.

  90. Сравнение понятий о сознании в философии и психологии.

  91. Механизмы психологической защиты.

  92. Половозрастные особенности человека.

  93. Биологический возраст и стадии онтогенеза.

  94. Индивидуально-типические свойства человека.

  95. Динамика эмоций человека.

  96. Установки и стереотипы межличностного взаимодействия.

  97. Вербальные и невербальные средства общения.

  98. Барьеры в коммуникации.

  99. Самосознание как одна из форм сознания.

  100. Рефлексия как свойство сознания.

Содержание тем учебной программы базового курса психологии

для студентов медицинских вузов

Раздел 1. Введение в общую психологию

Тема: История становления психологической науки

Житейская и научная психология.

Основные этапы в истории становления психологии:

1. Психология – наука о душе. Природа души. Душа как особая сущность. Взаимоотношения души и тела. Современные взгляды на природу души.

2. Психология – наука о сознании. Факты сознания. Общественно-исторические основы сознания человека. Задачи психологии сознания. Элементы сознания. Язык и сознание. Возможность раздвоения сознания. Самонаблюдение и самосознание. Сознание и неосознаваемое психическое. Проблема бессознательного.

3. Психология – наука о поведении. Факты поведения. Бихевиоризм и его отношение к сознанию. Требования объективного метода. Задачи бихевиоризма. Основная единица поведения. Развитие бихевиоризма. Заслуги и недостатки бихевиоризма.

4. Психология – наука о закономерностях, механизмах и свойствах психики.

^ Основные понятия темы: психология, предмет и объект психологии; душа, сознание, интроспекция; бессознательное, подсознательное; поведение, объективный метод, бихевиоризм, стимул-реакция; психика, деятельность; психоанализ; гештальттпсихология, советская психология.


^ Тема: Предмет и методы современной психологии

Строение, задачи, предмет и объект современной психологии. Место психологии в системе наук. Необихевиоризм, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Современное состояние отечественной психологии. Культурно-историческая теория. Категории отражения и деятельности. Явление неосознаваемой установки.

Понятие о методе. Специфика научных методов познания. Методологические принципы психологии. Методы научной психологии. Интерпретация и представление результатов.

Практическая психология. Методы практической психологии. Соотношение методов и техник в практической психологии.

Структура прикладного исследования как совокупность и определенная последовательность действий. Функции и критерии классификации прикладного исследования.

Основные типы шкал: номинальная, порядковая, интервальная. Их характеристика.

Место опроса в комплексе методов сбора данных, его познавательные возможности. Преимущества и недостатки опроса. Общая характеристика социометрических методов.

Понятие наблюдения. Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации. Виды наблюдений.

Общая характеристика эксперимента. Основные черты эксперимента.

Методы анализа документальных источников. Сущность и процедуры.

Сущность метода экспертных оценок. Область его применения. Достоинства и недостатки метода экспертных оценок.

Обработка и анализ информации. Анализ данных.

^ Основные понятия темы: гуманистическая психология, когнитивная психология; необихевиоризм; неопсихоанализ; принципы развития, детерминизма, активности, единства сознания и деятельности; метод, методология; наблюдение, беседа, естественный и формирующий эксперимент, анкета, опрос, тест, анализ продуктов деятельности, психодиагностика, психоконсультирование, психокоррекция, психотерапия, тренинг.

^ Тема: Происхождение и развитие психики

Психика как свойство живой материи. Эволюция как условие существования жизни. Понятие отражения. Формы и уровни отражения. Активный характер отражения в живой природе.

Происхождение психики. Эволюция психики животных. Инстинкт, научение, “коммуникация”, “интеллектуальное” поведение животных.

Мозг и психика. Функциональная организация человеческого мозга. Высшая нервная деятельность и её законы. Первая и вторая сигнальные системы.

Общественно-историческая природа психики человека. Основные психические процессы.

Проблема созревания и развития. Развитие психики человека в филогенезе и онтогенезе. Условия и движущие силы психического развития. Проблема биологического и социального в развитии. Развитие как присвоение культурно-исторического опыта. Роль деятельности в психическом развитии. Обучение и развитие.

^ Основные понятия темы: психика, отражение, раздражимость, чувствительность; зоопсихология, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение; филогенез, онтогенез, высшая нервная деятельность; доминанта, динамический стереотип, высшие психические функции; условия и движущие силы психического развития; “присвоение опыта”, культурно-историческая концепция, высшие психические функции, “зона ближайшего развития”.

^

Тема: Сознание и самосознание


Сознание. Исторические сведения. Формирование сознания в онтогенезе. Структура, свойства и функции сознания. Физиологический механизм сознания. Уровни психического: сознательный, бессознательный, предсознательный, надсознательный. Формы сознания. Бытийное, индивидуальное, групповое (коллективное), рефлексивное и арефлексивное сознание. Изменённые состояния сознания. Исследование сознания. Значение разных уровней и состояний сознания для врачебного обследования. Возрастные особенности сознания.

Самосознание. Самосознание и Я – концепция личности. Структура самосознания. Генезис самосознания. Самооценка и уровень притязаний.

^ Основные понятия темы: филогенез, онтогенез сознания, самосознание, структура самосознания, самооценка, уровень притязаний, Я – концепция.

Тема: Психологическая характеристика деятельности

Понятие деятельности. Психологическая структура и содержание деятельности человека. Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация. Деятельность и психические процессы.

Операционно-технические аспекты деятельности: действия и цели, операции, психофизиологические функции. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Потребностно-мотивационные аспекты деятельности. Базовые потребности и мотивы человека. Функции мотивов. Классификация мотивов. Иерархия мотивов. Осознанная и неосознанная мотивация. Патологические изменения мотивации.

Основные виды деятельности. Игра. Учение. Труд. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.

^ Основные понятия темы: деятельность, субъект, активность, внутренняя деятельность, интериоризация, экстериоризация; структура деятельности, действие, операция, психофизиологические функции; потребность, базовые потребности, цель, мотив, классификация мотивов, иерархия, соподчинение мотивов, мотивация; содержание деятельности, игра, учение, труд, умение, навык, привычка.


^ Тема: Общая психологическая характеристика личности

Понятие личности. Психологическая структура личности.

Психоаналитическая и неопсихоаналитические концепции личности. Экзистенциальная и гуманистическая концепции личности. Марксистское учение о личности. Активность личности. Субъект, индивид, личность, индивидуальность.

Направленность личности. Интересы, мировоззрение, ценностные ориентации и личностные смыслы.

Методика составления психологического портрета личности.

Механизмы развития личности.

^ Основные понятия темы: личность, структура личности, направленность личности, интересы, ценностные ориентации, личностный смысл; развитие личности; механизмы развития личности.

^ Раздел 2. познавательные процессы

Тема: Ощущение и восприятие

Понятие ощущения. Ощущение как простейшая форма психического отражения. Виды ощущений. Ощущение и перцептивная деятельность. Функции ощущения в познании. Взаимодействие ощущений. Чувствительность. Пороги ощущений.

Понятие восприятия. Восприятие как система перцептивных действий. Функции восприятия в познании. Зависимость восприятия от прошлого опыта и характера деятельности. Предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия. Апперцепция. Роль моторных компонентов в восприятии. Объем зрительного восприятия. Восприятие пространства и времени. Иллюзии восприятия. Наблюдение и условия его эффективности. Наблюдательность. Индивидуальные различия в восприятии.

Развития ощущений и восприятия в онтогенезе. Способы тренировки и развития восприятия.

^ Основные понятия темы: ощущение, восприятие, перцептивная деятельность, качество, продолжительность, интенсивность ощущений, чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, восприятие пространства и времени, наблюдение.
^

Тема: Память


Понятие памяти. Память как отражение прошлого опыта. Механизмы памяти. Виды памяти. Индивидуальные особенности и типы памяти.

Мнемические процессы. Запоминание и действие, кратковременное и долговременное запоминание. Оперативное запоминание. Непроизвольное и произвольное запоминание. Смысловое и механическое запоминание. Заучивание и приемы его организации. Воспроизведение и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и узнавание. Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Припоминание и воспоминание. Забывание и способы борьбы с ним. Сохранение. Реминисценция. Ретроактивное и проактивное торможение.

Развитие памяти в онтогенезе. Способы тренировки и развития памяти.

^ Основные понятия темы: представление, память; мнемические процессы, запоминание, заучивание, указание, припоминание, сохранение, воспроизведение, реминисценция, ретроактивное и проактивное торможение, эффект края.
  1   2   3   4   5   6

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты