Домой

Учебно-методический совет по журналистике Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова примерная программа наименование дисциплины основы теории литературы рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»




Скачать 32.91 Kb.
НазваниеУчебно-методический совет по журналистике Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова примерная программа наименование дисциплины основы теории литературы рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
Дата11.01.2013
Размер32.91 Kb.
ТипПримерная программа
Содержание
2. Требования к результатам освоения дисциплины
3. Содержание дисциплины
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Подобные работы:

Приложение 2

Учебно-методический совет по журналистике

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ


Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва, 201_ г.

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Основы теории литературы» имеет своей целью: сформировать у обучающихся систему представлений о структуре и семантике художественного произведения (в первую очередь литературного), о способе функционирования его в историческом развитии художественной культуры, особенно в аспектах, необходимых для журналистов. Задачи дисциплины: определить место теории литературы в структуре культуры, науки, гуманитарных дисциплин, наук об искусстве; охарактеризовать основные понятия и концепции теории литературы в различных исторически сложившихся школах; раскрыть познавательные возможности дисциплины; дать представление о возможностях применения теории литературы в сфере журналистской деятельности; привить навыки анализа текста (художественного и журналистского) в синхронном и диахронном аспектах, в рамках открытой и закрытой его интерпретации.


^ 2. Требования к результатам освоения дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владение системой знаний в области теории литературы как важнейшей частью филологического общепрофессионального багажа выпускника, а также навыками подготовки анализа различного текста – по ФГОС ОК-1, ОК-13, ПК-5, ПК-25.

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: общие закономерности построения художественного произведения и исторического развития литературы как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития и в журналистской работе, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов;

    Уметь: применять полученные знания в практической деятельности, как в прямом виде (для анализа художественного произведения в рамках профессиональной деятельности), так и в опосредованном (использование теоретических концепций по аналогии);

    Владеть: набором теоретических понятий и пониманием логики их связанности, навыками самостоятельного анализа художественного (и журналистского) произведения.


^ 3. Содержание дисциплины

  1. Общие понятия теории литературы.

1.1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

1.2. Понятие о художественном мире.

1.3. Место литературы в ряду других искусств.

1.4. Понятие об интерпретации.

1.5. Литературоведение и литературная критика.

  1. Анализ отдельного литературного произведения.

2.1. Материал и форма. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения.

2.2. Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза.

2.3. Пространство и время в литературе. Реализм и условность.

2.4. Автор – повествователь – персонаж.

2.5. Форма и содержание произведения. Предметный мир.

  1. Литературное произведение в различных контекстах.

3.1. Роды и жанры литературы. «Память жанра».

3.2. Культурная и литературная традиция. Пародия.

3.3. Литература и мифология.

3.4. Литература – беллетристика – массовая литература.

3.5. Исторические развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения.

3.6. Современная литература как предмет изучения.

3.7. Роль теории литературы в формировании мышления журналиста.

3.8. Анализ рассказа.

3.9. Основы стиховедения.


^ 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Введение в литературоведение / Под ред Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1988.

Богомолов Н.А. Стихотворная речь: Учебно-методическое пособие для факультетов и отделений журналистики. – М., 1988.

Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении / Уч. пособие для студентов факультетов журналистики. – М., 2006.


Разработчик:


Факультет журналистики МГУ

Профессор, зав. кафедрой литературно-художественной критики


Богомолов Н.А.








Скачать 32.91 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты