Домой

Примерная программа наименование дисциплины «Химия» Рекомендуется для направления подготовки




НазваниеПримерная программа наименование дисциплины «Химия» Рекомендуется для направления подготовки
страница1/5
Дата10.01.2013
Размер0.81 Mb.
ТипПримерная программа
Содержание
К задачам дисциплины
2.Место дисциплины в структуре ООП
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Дисциплина «Химия»
Аудиторные занятия (всего)
Самостоятельная работа (всего)
4.1.1. Содержание разделов части «Общая, неорганическая и аналитическая химия»
Введение. Основные
Строение атома и химическая связь. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.
Энергетика химических реакций
Скорость химических реакций.
Окислительно-восстановительные реакции
Комплексные соединения
Биогенные химические элементы
Элементы подгруппы IA.
Элементы подгруппы IIА
Элементы IIIA-подгруппы
Элементы IVA-подгруппы
Элементы VA-подгруппы.
Элементы VIA-подгруппы.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5

Министерство образования и науки Российской Федерации



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

«Химия»


Рекомендуется для направления подготовки -111100 «Зоотехния»


Квалификация (степень) выпускника – бакалавр


Москва 2010


1.Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины «Химия» в подготовке бакалавра состоит в том, чтобы дать студентам теоретические, методологические и практические знания, формирующие современную химическую основу для освоения профилирующих учебных дисциплин и для выполнения в будущем основных профессиональных задач в соответствии с квалификацией: проведение научных исследований; обработка результатов экспериментальных исследований, научно-производственная, педагогическая деятельность, осуществление мероприятий по контролю состояния и охране окружающей среды.

^ К задачам дисциплины относятся:

-показать связь химических наук с другими дисциплинами учебного плана подготовки бакалавра зоотехнии;

- показать роль неорганической, аналитической, органической, биологической и физической и коллоидной коллоидной химии в развитии современного естествознания, ее значение для профессиональной деятельности бакалавра зоотехнии;

- обеспечить выполнение студентами лабораторного практикума, иллюстрирующего сущность дисциплины «Химия» и методы химического анализа;

-привить студентам практические навыки в подготовке, организации, выполнении химического лабораторного эксперимента, включая использование современных приборов и оборудования, в том числе привить практические навыки, значимые для будущей профессиональной деятельности;

- привить студентам навыки грамотного и рационального оформления выполненных экспериментальных работ, обработки результатов эксперимента; навыки работы с учебной, монографической, справочной химической литературой.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Химия» относится к математическому и естественнонаучному циклу. Дисциплина «Химия» является интегрирующей для изучения таких курсов как неорганическая, аналитическая, органическая, биологическая с основами физической и коллоидной химии. Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции по общей химии, физике, биологии и математике в объеме, предусмотренном государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (базовый уровень).

Дисциплины, для которых «Химия» является предшествующей дисциплиной: 1) микробиология и иммунология, 2) физиология животных, 3) кормление животных, 4) безопасность жизнедеятельности, 5) технология первичной переработки продукции животноводства, 6) основы ветеринарии, 7) зоогигиена, 8) кормопроизводство.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

    - использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации ;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия и законы химии, закономерности протекания химических процессов;

- особенности химической связи в различных химических соединениях;

-свойства важнейших классов неорганических, органических соединений во взаимосвязи с их строением и функциями;

- методы аналитического анализа выделения, очистки, идентификации соединений;

- свойства различных дисперсных систем и растворов биополимеров;

- химию биоорганических соединений, обмен веществ и энергии в организме;

- особенности метаболизма у сельскохозяйственных животных;

- биохимию биологических жидкостей, органов и тканей сельскохозяйственных животных;

- правила интерпретации результатов биохимических исследований для определения физиологического состояния животных;

    Уметь:.

-подготовить и провести химический эксперимент по изучению свойств и идентификации различных классов химических веществ; ряда природных объектов;

-определять физико-химические константы веществ;

-использовать необходимые приборы и лабораторное оборудование при проведении исследований;

-осуществлять подбор химических методов и проводить исследования в соответствии с профессиональными компетенциями, проводить обработку результатов эксперимента и оценивать их в сравнении с литературными данными;

-интерпретировать результаты исследований для оценки состояния обмена веществ и комплексной диагностики заболеваний животных;

-применять изученные методы исследования веществ к анализу кормов растительного и животного происхождения, продукции животноводства;

-использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении дисциплины «Химия» для решения соответствующих профессиональных задач в области зоотехнии.

    Владеть: современной химической терминологией, основными навыками обращения с лабораторным оборудованием, химическими методами анализа, приемами мониторинга обменных процессов в организме.

    ^ 4. Дисциплина «Химия»

    4.1. Объем и виды учебной работы дисциплины

    Общая трудоемкость курса составляет 4,0 зачетных единицы

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц

Семестры

I

^ Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

72

72

Лекции

30

30

Лабораторные работы (ЛР)

24

24

Практические работы

18

18

^ Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

72

72

текущие консультации

+

+

индивидуальные домашние задания

+

+

подготовка к лабораторным работам

+

+

подготовка к рубежному и итоговому контролю

+

+

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость –

часы

зачетные единицы


144

4,0


144

4,0





    Для рациональной организации учебного процесса по дисциплине «Химия» целесообразно разделить материал на 3 части в соответствии с традиционными разделами фундаментальной химии:

    Часть 1. Общая, неорганическая и аналитическая химия

    Часть 2. Органическая химия.

    Часть 3. Биологическая химия с основами физической и коллоидной химии.



^ 4.1.1. Содержание разделов части «Общая, неорганическая и аналитическая химия»



п/п

Наименование

разделов

Содержание раздела

1

2

3

1

^ Введение. Основные

законы и понятия химии

Определение предмета химии. Содержание, цели и задачи курса. Химическое единство мира. Химия и биология.

Основные законы и понятия химии: атом, молекула, моль, относительная атомная и молекулярная масса, постоянная Авогадро. Законы сохранения массы и энергии, постоянства состава, Авогадро. Эквивалент. Закон эквивалентных отношений. Молярная масса эквивалента.

2

^ Строение атома и химическая связь. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

Атомно-молекулярное учение. Современные представления о строении атомов. Основные положения и понятия квантовой теории. Квантово-механическая модель атома водорода. Квантовые числа. s-, p-, d-, f – элементы. Электронные конфигурации атомовСвойства атомов. Атомный радиус. Потенциал ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность. Природа химической связи.Типы связей химической связи. Ковалентная связь.

Ионная связь. Металлическая связь.

Межмолекулярные взаимодействия. Водородная связь.

Периодический закон Д.И.Менделеева и его современная формулировка. Природа периодичности в изменении свойств элементов.

Периодическая система элементов, её структура.

3

^ Энергетика химических реакций

Основные понятия химической термодинамики. Функция состояния. Внутренняя энергия. Первое начало термодинамики и его следствия. Энтальпия. Закон Гесса. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения.

Энтропия. Изменение энтропии и самопроизвольное протекание процессов. Второе и третье начало термодинамики.

Свободная энергии Гиббса. Критерий самопроизвольного протекания процесса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая устойчивость химических соединений.

4

^ Скорость химических реакций.

Химическое равновесие.

Скорость химической реакции. Влияние различных факторов на скорость химической реакции. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации.

Каталитические реакции и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ферментативный катализ. Механизм катализа.

Условие равновесия.Влияние различных факторов на равновесие. Принцип Ле Шателье – Брауна.

Равновесие в биологических системах.

5

Растворы


Растворы. Концентрация растворов и способы её выражения. Растворимость. Механизм образования растворов. Тепловой эффект растворения. Растворение твёрдых веществ и газов.

Коллигативные свойства растворов. Закон Генри. Первый закон Рауля. Температуры кипения и кристаллизации растворов. Второй закон Рауля. Эбулиоскопия. Криоскопия.

Диффузия и осмос. Осмотическое давление растворов. Уравнение Вант-Гоффа. Биологическое значение осмотического давления.

Теория электролитической диссоциации Аррениуса.

Свойства растворов электролитов. Сильные электролиты. Слабые электролиты. Степень и константа диссоциации, влияние на них различных факторов. Закон разбавления Оствальда. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Роль концентрации водородных ионов в биологических процессах.

Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза, их связь, влияние на них различных факторов.

Буферные системы. Буферная ёмкость и pH буферного раствора. Роль буферных систем в биологических процессах.

6

^ Окислительно-восстановительные реакции

Электронная теория окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и восстановители, их положение в периодической системе. Окислительно-восстановительное равновесие.

Стандартный окислительно-восстановительный (электродный) потенциал. Уравнение Нернста. Электродвижущая сила и направление протекания окислительно-восстановительной реакции. Гальванический элемент. Ряд напряжений металлов.

Влияние среды и внешних условий на направление окислительно-восстановительной реакции и характер продуктов.

7

^ Комплексные соединения

Комплексы, теория и правило Вернера. Природа связи в комплексных соединениях. Способность атомов различных элементов к комплексообразованию. Классификация и номенклатура комплексов.

Внутрикомплексные соединения. Хелаты. Комплексы в биологических системах, их роль.

8

^ Биогенные химические элементы

S-ЭЛЕМЕНТЫ.

Водород. Строение атома и положение в периодической системе. Нахождение в природе. Получение водорода. Химические свойства. Характеристика соединений.Вода. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Пероксид водорода. Строение молекулы, получение, химические свойства. Биологическая роль и применение.

^ Элементы подгруппы IA. Нахождение в природе. Получение. Сравнительная характеристика. Основные соединения, получение и свойства. Биологическая роль натрия и калия. Применение основных соединений щелочных металлов в сельском хозяйстве и медицине.

^ Элементы подгруппы IIА. Нахождение в природе. Получение. Сравнительная характеристика магния и кальция. Основные соединения, получение и свойства. Биологическая роль магния и кальция. Применение соединений в сельском хозяйстве и медицине. Жесткость воды и способы ее устранения.







P-ЭЛЕМЕНТЫ.

^ Элементы IIIA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойства бора, алюминия и других элементов подгруппы.

Кислородсодержащие соединения бора и их свойства: оксид бора, борные кислоты и их соли.

Оксид и гидроксид алюминия.

Природные соединения бора и алюминия; биологическая роль и применение бора, алюминия. ^ Элементы IVA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойств углерода, кремния и других элементов подгруппы. Химические свойства оксидов углерода, угольной кислоты и карбонатов.

Оксид кремния, силикаты и алюмосиликаты; Соединения свинца, токсичность соединений свинца. Нахождение в природе и биологическая роль элементов IVA-подгруппы и их соединений.

^ Элементы VA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойства азота, фосфора и других элементов подгруппы. Азот, получение в лаборатории и в промышленности. Химические свойства азота. Водородные соединения азота и их свойства. Оксиды азота. Азотистая кислота. Особенности азотной кислоты и ее солей. Токсичность нитритов и нитратов; Применение азота и его соединений в сельском хозяйстве.

Нахождение в природе, получение и свойства фосфора; аллотропия. Краткая характеристика водородных и кислородсодержащих соединений фосфора. Фосфорсодержащие кислоты и их соли. Биологическая роль и применение фосфора и его соединений.

^ Элементы VIA-подгруппы. Сравнительная характеристика свойств кислорода, серы, селена и других элементов подгруппы. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Озон.

Классификация и характеристика свойств кислородных соединений.

Свойства элементной серы. Получение и свойства отдельных соединений серы: бинарные соединения серы с водородом и кислородом. Серусодержащие кислоты и их особенности. Биологическая роль и применение соединений серы в сельском хозяйстве. Важнейшие соединения селена. Селен как микроэлемент в питании человека и животных, Элементы VIIA-подгруппы Сравнительная характеристика свойств простых веществ и соединений. Нахождение в природе. Получение и свойства отдельных представителей. Галогеноводороды и их соли. Кислородсодержащие соединения галогенов. Биологическая роль галогенов в жизнедеятельности человека и животных.







D-ЭЛЕМЕНТЫ.

Общая характеристика. Характерные особенности d-элементов: переменные степени окислении, образование устойчивых комплексных соединений Нахождение в природе. Получение и свойства. Основные соединения. Биологическая роль элементов. Применение соединений в медицине.


9

^ Предмет и задачи аналитической химии. Качественный и количественный анализ. Методы качественного и количественного анализа. Метрология химического анализа.

Предмет, содержание и задачи курса

Количественный анализ. Классификация методов. Физические, химические и физико-химические методы. Характеристика методов. Метрология химического анализа. Статистическая обработка результатов анализа.

Экстракция и осаждение как основные методы разделения, концентрирования и выделения целевого вещества из биологических объектов.


10

^ Титриметрический анализ, основные понятия, классификация методов. Кислотно-основное титрование. Редоксиметрия. Комплексиметрия. Индикаторы.

Кислотно-основное титрование. Прямое, обратное и косвенное титрование. Способы определения конечной точки титрования – точки эквивалентности.

Индикаторы кислотно-основного титрования. Теории индикаторов. Ошибки титрования.

Приготовление первичных и стандартных растворов для титрования. Примеры практического использования ацидиметрии и алкалиметрии.

Редоксиметрия. Общая характеристика метода. Окислители и восстановители в редоксиметрии. Характеристика индикаторов, применяемых в редоксиметрии. Ошибки титрования. Обзор методов редоксиметрии.

Перманганатометрия. Характеристика метода. Перманганатометрическое определение железа (II), кальция и пероксида водорода в растворе.

^ Йодо- и йодиметрия. Характеристика метода. Краткая характеристика других методов редоксиметрии и их аналитические возможности.

Комплексометрия. Характеристика метода. Комплексоны, состав и строение. Особенности реакции комплексообразования ионов металлов с ЭДТА. Способы комплексометрического титрования.

Примеры практического использования метода. Определение общей жёсткости воды и ионов кальция, магния в растворе.

11

^ Физико-химические методы анализа. Теоретические

основы. Потенциометрия. Спектрофотометрия. Хроматография.

Инструментальные методы анализа, их классификация и основные характеристики.

Потенциометрия. Сущность метода.

Примеры практического применения.

Спектрофотометрия. Теоретические основы метода. Основные методы спектроскопии. Колориметрия.

Хроматография. Классификация и характеристика методов.



^ 4.1.2. Разделы части «Общая и неорганическая химия» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной части, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Микробиология и иммунология

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

+

2.

Физиология животных

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

3.

Кормление животных

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

4.

Безопасность жизнедеятельности

-

-

-

-

+

+

+

-

+

+

+

5.

Зоогигиена

+

-

-

-

+

-

+

-

+

+

+

6.

Технология первичной переработки продуктов животноводства

-

-

-

-

+

+

+

-

+

+

+

7.

Кормопроизводство

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

8.

Основы ветеринарии

+

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-


  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты