Домой

Программа элективного курса. Назначение документа




Скачать 108.04 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса. Назначение документа
Дата10.01.2013
Размер108.04 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Пояснительная записка.
Цель курса
Учащиеся должны знать
8 класс (34ч., 1ч. в неделю)
9 класс (34ч., 1 ч. в неделю).
10 класс (34ч., 1 ч. в неделю).
Подобные работы:


Название документа: «Экологическая химия»

Информационный блок: авторские разработки.

Вид документа: программа элективного курса.

Назначение документа: учителям химии и экологии.

Область применения: элективный курс по химии.

Автор разработки: Фомина Е.Л., учитель химии

Название образовательного учреждения: МОУ СОШ №2 городского округа г. Буй Костромской области

Почтовый адрес школы: г. Буй Костромской области, ул. Республиканская, 4А

Электронный адрес: school2@buy.kosnet.ru


^ Пояснительная записка.


Проблема ухудшения качества среды обитания человека выходит на первое место среди современных проблем. Она носит глобальный характер, волнует и тревожит население и развитых и развивающихся стран. Поэтому крайне важно решение вопроса элементарной «химической» подготовленности людей. Современная школа должна вести активную просветительскую работу с учащимися, дать им теоретические знания, адаптированные к современной жизни, особенно к экологической проблематике и на местном материале. Необходимо осознать, что сложные связи в системе «человек-общество» люди должны узнавать со школьной скамьи. Международное тестирование, проведенное в пятидесяти странах мира, показало, что изучение вопросов экологии в России стоит на низком уровне. Учащиеся не умеют применять полученные знания в жизни, не умеют интегрировать их.

Обучить учащихся правильному выбору принципов своей деятельности по отношению к природной среде, а значит к культуре исследования можно, организовав работу элективного курса «Экологическая химия».

Программа, предложенная для изучения в 8-10-х классах, изучает основные проблемы экологии с точки зрения химии. Она включает теоретические занятия и участие в учебно-исследовательских экологических проектах.

Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человека и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.


^ Цель курса:


1. Предоставить возможность учащимся получить качественное адаптированное образование в области химии.


Задачи курса:


1. Создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности.

2. Сформировать навыки лабораторно – практической работы с основами качественного и количественного анализа.

3. Подготовить к обучению в высшей школе.

4. Курс ориентирован и на решение воспитательных задач:

а) возможность раскрыть себя, реализовать свои способности,

б) расширить кругозор, работая с дополнительной литературой,

в) учиться отстаивать свое мнение,

г) закрепить умение работать в группе,

д) приобретать навыки экологически целесообразной деятельности человека,

е) формировать нравственную и экологическую ответственность личности.


^ Учащиеся должны знать:

1. Основы экологии. Иметь представление о деятельности международных организаций по защите природы – «Гринпис» и «Гримтим».

2. Важнейшие экологические проблемы, виды химического загрязнения окружающей среды и способы борьбы с ними

3. Методы качественного и количественного анализа.

4.Классификацию ионов.


Учащиеся должны уметь:

1. Использовать методы качественного и количественного анализа на практике.

2. Проводить мониторинг экологической обстановки в мире, в стране, в городе.


^ 8 класс (34ч., 1ч. в неделю)


Раздел

Темы

Кол – во часов

I Введение.

Понятие экологии.

Наш драгоценный дом. Сферы жизни: воздушная, наземная, водная и др.

1

1

1

3

II Экологические организации.

Гринпис.

Гримтим. Экологический дневник.

1

1

2

III Важнейшие экологические проблемы.

Сберегая воду. Загрязнение воздуха. Свалка в вашем доме. Влияние экологии на климат планеты (глобальное потепление, озоновые дыры).

1

1

1

1

4

IV Техника лабораторных работ.

1.Общие правила работы в хим. лаборатории.

2. Техника безопасности лабораторных работ. Первая помощь при несчастных случаях.

3. Химическая посуда.

4. Работа с нагревательными приборами.

5. Правила работы со щелочами, кислотами, летучими соединениями. Техника проведения качественного полумикроанализа, капельные реакции.

6. Изготовление и ремонт простейших лабораторных приборов.

1


1


1

2


3


2

10

V Технический анализ.

1. Задачи технического анализа. Правила отбора средней пробы.

2. Технический анализ продуктов, воды, воздуха, нефтепродуктов, твердого топлива.

3. Практические работы: анализ воды, почвы, воздуха, продуктов.

1


2


3



6

VI Учебно – исследовательские проекты.

1. Состояние атмосферы в г.Буе (загрязнители, кислотность осадков и сухой атмосферы, влияние кислотных остатков на растения и животные организмы, на человека. Меры борьбы с загрязнениями).

2. Охрана окружающей среды от свинцовых загрязнений (загрязнение почвы, воды, растений ионами тяжелых металлов – метод биоиндикации)

3. Осторожно нитраты! (исследования наличия нитратов в овощах, фруктах, соках. Рекомендации по профилактике отравлений).

4. Реки г.Буя (Хим. состав, гидрофизические показатели, состояние берегов, их флоры и фауны, меры по созданию в р – не реки благоустроенной зоны отдыха).

5. Влияние экологии на климат планеты. (что такое климат? Факторы, влияющие на изменение климата. Факты, доказывающие изменение климата. Прогноз на будущее).

6. Свалка в нашем доме (пищевые отходы, макулатура, консерв. банки, пластиковая и стеклянная тара, изделия из полихлорвинила, батарейки и т.д. Ущерб природе, вред человеку. Способы обезвреживания.) 7.Применение водорода как экологически чистого топлива.

8. Современная проблемы утилизации мусора (качественный состав мусора дома и в школе, его дальнейший путь, варианты вторичного использования мусора. Исследование отработанных реактивов в кабинете химии, предложения по их переработке.)





8

VII Подведение итогов

Конференция

1



^ 9 класс (34ч., 1 ч. в неделю).


Раздел

Темы

Кол – во часов

I Введение

Экологический мониторинг. Определение понятия «экологический мониторинг». Организация мониторинга разного уровня.

1


1

2

II Аналитическая химия.

1. Предмет и задачи аналитической химии, Значение аналитического контроля.

2. Методы анализа: физические, химические, физико – химические.

3. Показатель среды (рН, рОН). Жесткость воды.

1


1


1

3

III Качественный анализ.


IV Практические работы:


1. Характеристика аналитических реакций.

2. Реакции окрашивания пламени.

3. Изучение аналитических реакций катионов различных групп, классификация катионов.

4. Изучение аналитических реакций анионов.


1.Качественные реакции на катионы различных групп.

2. Анализ смеси катионов различных групп.

3. Качественный анализ анионов.

4. Ход анализа растворов и твердых веществ.

1


1


3


1



6

6

1

1

3


11

V Учебно – исследовательские проекты.

1. «Какую воду мы пьем?»

2. «Химия атмосферы»

3. «Противоречивые нитраты».

4. «Диоксиды».

5. « Коррозия металлов».

6. «Охрана окружающей среды от свинцовых загрязнений»

7. «Проблема безотходного производства (утилизация)».




15

VI Заключительная конференция.




2



^ 10 класс (34ч., 1 ч. в неделю).


Раздел

Темы

Кол – во часов

I Введение.

Химический экологический фактор.

Химический состав живых организмов.



1

1

2

II Биохимическая роль органических соединений.

Общая характеристика токсических свойств органических соединений.

Углеводороды.

Галагенопроизводные углеводородов.

Спирты.

Альдегиды.

Кетоны.

Карбоновые кислоты.

Простые эфиры.

Органические окиси (эпоксиды)

Сложные эфиры.

Амины.

Алкилгидразины.

Нитросоединения.



1

1


1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

13

III Экологические проблемы и пути их решения.

Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом.

Фреоны-разрушители озона.

Основные загрязнители водной среды.

Твердые бытовые отходы и пути их утилизации.

Синтетические поверхностно-активные вещества.



1

1

1


1


1



5

IV Учебно – исследовательские проекты

1) Экологическая ситуация в городе и условия жизни населения.

2) Определение фосфатов в продуктах обмена веществ человека.

3) О чем рассказывает выдох?

4) Парниковый эффект и его последствия.

5) Проблема курени. О чем расскажет сигарета?

6) Знакомые и незнакомые жиры.

7) Определение качества молока и молочных продуктов.

8) Как определить каче6ство меда?





14



Литература.


Для учителя:


1. Алексеев В.Н. Количественный анализ. М., Химия, 1972.

2. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии. Качественный анализ. М., Химия, 1984.

3. Захлебный А.Н., Суравегина А.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., Просвещение, 1984.

4. Левант Г.Е., Раицин Г.А. Практикум по общей химии, М., 1994.

5. Логинов В.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия, М., Просвещение, 1989.

6. Уч. – мет. пособие «Охрана окружающей среды», ЯГМА, Ярославль, 1997.

7. Рачинский Ф.Ю., Рачинская М.Ф., Техника лабораторных работ, Л., Химия, 1982.

8. Школьная энциклопедия «Экология», Смоленск, Русич, 2001.


Для учащихся:


1. Астафуров В.И. Основы химического анализа., изд. З, М., Просвещение, 1986.

2. Воскресенский П.И. Начала техники лабораторных работ., М., Химия, 1971.

3.Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа., М., Просвещение, 1972.



Скачать 108.04 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты