Домой

Приложение 1 Ключевые компетентности – запрос работодателей к системе образования




Скачать 182.33 Kb.
НазваниеПриложение 1 Ключевые компетентности – запрос работодателей к системе образования
Дата09.01.2013
Размер182.33 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Готовность к разрешению проблем
Технологическая компетентность
Готовность к самообразованию
Готовность к использованию информационных ресурсов
Готовность к социальному взаимодействию
Коммуникативная компетентность
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы
Тест школьной тревожности Филлипса
Опросник САН
Тест «Шкала одиночества» (Д.Рассел, П.Пепло, М.Фергюсон)
Содержимое файла с информацией
Оценка: низкая
Комментарии к заданию
Ответы к заданию
Описание ситуации
Дидактический материал
Цель задания
Проведение занятия
Достигаемые результаты
Участники игры
...
Полное содержание
Подобные работы:


Приложение 1


Ключевые компетентности –

запрос работодателей к системе образования


Понятие «ключевые компетентности» вошло в оборот в конце XX века. Оно появилось как формулировка социального заказа к системе образования.

С 60-х годов прошлого века в описании кадровых потребностей различных производств появляется словосочетание «профессиональные» компетентности, которое служит для описания качества рабочей силы, выходящего за пределы определенных профессиональных умений и навыков, связывается со способностью работника развиваться, соответствовать своему месту, совершенствоваться вместе с совершенствованием технологий. В 90-е году в требованиях, которые предъявляет к работнику мир труда, начинает звучать запрос на такие качества, которые прямо не связываются с тем или иным производством, но позволяют человеку успешно решать задачи в разнообразных, динамично изменяющихся ситуациях. За этими качествами закрепляется название «ключевые компетентности». Сегодня запрос мира труда в первую очередь сосредоточен на этих универсальных способностях.

Конкретный набор ключевых компетентностей является предметом запроса работодателей к системе образования.

^ Готовность к разрешению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

^ Технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности; к четкому соблюдению технологии деятельности, что позволяет оперативно осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или жизненных ситуациях.

^ Готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

^ Готовность к использованию информационных ресурсов, т.е. готовность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

^ Готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

^ Коммуникативная компетентность, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.


Школы могут быть нацелены на достижение таких результатов образования, как:

  • компетентность разрешения проблем (объединяющая готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность);

  • информационная компетентность (объединяющая готовность к использованию информационных ресурсов и готовность к самообразованию);

  • коммуникативная компетентность (объединяющая готовность к социальному взаимодействию и коммуникативную компетентность).

Приложение 2


Результаты мониторинга оценки сформированности компетенций

у старшеклассников МОУ СОШ №1 пгт Кикнур (2007 год)


Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Были выделены три ключевые компетентности: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.


Для определения готовности к самообразованию использовались методики:

  • ^ Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Цель: определение познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

  • ^ Тест школьной тревожности Филлипса

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у учащихся.

  • Опросник профессиональных предпочтений

Цель: определение наиболее привлекаемой профессии.


Для определения готовности к социальному взаимодействию использовались методики:

  • ^ Опросник САН

Цель: оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

  • Тест «Стили взаимодействия с окружающими»

Цель: оценка стиля межличностного взаимодействия.


Для определения коммуникативной готовности использовались методики:

  • Тест «Трансактный анализ общения»

Цель: определение единицы акта общения из трёх возможных состояний нашего «Я» - состояний родителя, взрослого или дитя.

  • ^ Тест «Шкала одиночества» (Д.Рассел, П.Пепло, М.Фергюсон)

Цель: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества.




При формировании ключевых компетентностей выпускника в образовательной сфере понятие «готовность к самообразованию» характерно для 47%, понятие «готовность к социальному взаимодействию» характерно для 39%, «коммуникативная компетентность» - для 46% старшеклассников.


Приложение 3

Пример тестового задания

на «определение (идентификацию) информации»


Задание: «Вы с друзьями решили заработать деньги на туристическую поездку во время каникул. Вам предложили работу в фирме, занимающейся изготовлением плакатов для школьных предметов. Вы согласились. Ваш школьный предмет – информатика. Руководитель проекта подготовил файл, на основе которого ваш друг создал таблицу «История развития вычислительной техники». Вам поручена функция проверяющего, то есть вы должны перепроверить работу друга и исправить при необходимости допущенные ошибки. За каждую ошибку с вас и вашего друга снимут определенный процент денег.»


Сценарий: Откройте файл с таблицей и файл с информацией об истории вычислительной техники. Сравните содержимое файлов и отметьте те строки, которые не должны быть включены в эту таблицу (Поскольку это задание входит в тест по проверке ИКТ-компетентности, то реализуется он специальной программой, где неудовлетворяющие строки помечаются галочками. Если же использовать этот тест на уроке, то строки можно просто выделить, например, другим цветом).


^ Содержимое файла с информацией:

В 1833 г. английский математики Чарльз Бэббидж (1792-1871) детально разработал проект аналитической машины. Бэббиджу помогала математик Ада Лавлейс (1815-1852) – первый программист-леди: она создала для машины несколько программ, которые хранились на специальных перфорированных картах.

В 1673 г. Гольфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал арифмометр, позволяющий механически выполнять четыре арифметических действия.

Американский инженер Герман Холлерит (1860-1929) в 1887 году создал электрическую счетную машину – табулятор. Изобретение Холлерита намного ускорило обработку статистических данных.

В 1937 г. Алан Тьюринг предложил универсальную схему вычислений. Его результаты были сформулированы в терминах гипотетической «машины» с удивительно простой структурой, которая обладала всеми необходимыми признаками универсальной вычислительной машины.

В 1642 г. французский математик Блез Паскаль (1623-1662) сконструировал счетное устройство, чтобы облегчить путь своего отца – налогового инспектора. Данное устройство состояло из системы зубчатых колес, вращающих наборные диски с цифрами.

В 1946 г. Джон П. Экерт (род.1919) и Джон В. Могли (1907-1980) разработали один из первых компьютеров для армии США – ENIAK. По сравнению с современными ЭВМ он был очень громоздок – занимал целый зал и при этом выполнял гораздо меньше операций. ENIAK работал в 100 раз быстрее, чем, «Марк-1», однако для задания программы приходилось в течение нескольких часов или даже дней подсоединять нужным образом провода.

В 1945 г. к работе Могли и Экерта был привлечен знаменитый математик Джон фон Нейман, который подготовил доклад об этой машине. Доклад был разослан многим ученым и получил широкую известность, поскольку в нём фон Нейман ясно и просто сформулировал общие принципы функционирования универсальных вычислительных устройств, т.е. компьютеров.

В 1943 г. американец Говард Эйкен с помощью работ Бэббиджа на основе электромеханических реле смог построить вычислительную машину под названием «Марк-1». Ранее мысли, подобные идеям Бэббиджа, были высказаны немецким инженером Конрадом Цузе, который в 1941 г. построил Z1.


Содержимое файла Таблица:

Фамилия

Год издания

Название ЭВМ

Блез Паскаль

162

Счетная машина

Гольфрид В. Лейбниц

1673

Арифмометр

Чарльз Бэббидж

1833

Аналитическая машина

Ада Лавлейс

1815-1852

Аналитическая машина

Герман Холлерит

1887

Табулятор

Говард Эйкен

1943

Марк-1

Конрад Цузе

1941

Z1

Джон П. Экерт

Джон В. Могли

1946

ENIAK

Джон дон Нейман

1945

ENIAK


^ Оценка:

низкая – оставляет всю информацию, средняя – удаляет только А.Лавлейс,

высокая – удаляет А.Лавлейс и фон Неймана.

Приложение 4

Пример учебного задания на выработку

компетентности «доступ к информации»


Каждому ученику выдается лист с таблицей-заданием и лист с рекомендациями по выполнению задания.

Учитель разрешает ученику начать выполнение задания на компьютере только после заполнения столбцов 2 и 3 для всех заданий! При этом учитель ни в коем случае не должен давать никаких комментариев и оценок о правильности заполнения этих столбцов.


Лист-рекомендация:

  1. Прочитайте задание и заполните 2-й и 3-й столбцы («Поисковый инструмент» и «Первоначальный запрос») этой таблицы.

  2. Выполните поиск в Интернете в соответствии с выбранной стратегией поиска.

  3. Проанализируйте полученные ссылки и выберите, если это возможно, один-два документа для поиска ответа на вопрос.

  4. Если ваш запрос оказался нерезультативным, то вернитесь к продумыванию стратегии поиска (Надо ли менять поисковый инструмент? Надо ли конкретизировать вопрос? Надо ли изменить конструкцию запроса?)

  5. Если вы нашли ответ на вопрос, то подумайте, насколько он достоверен, полон и актуален.

  6. Если вы уверены в ответе, то переходите к выполнению следующего задания. Если вы не уверены, что найденная информация содержит правильный ответ на поставленный вопрос, то выполните поиск при помощи другого поискового инструмента.


Таблица:



Вопрос

Какой поисковый инструмент планируется использовать?

Вид первона-чального запроса

Ответ

Адрес страницы, на которой найден ответ

1

В каком состоянии находится вода в облаке?













2

В каком городе и на каком кладбище находится могила М.В.Ломоно-сова?













3

В каом году была создана первая отечественная ЭВМ? Как она называлась? Кто её разработал?













4



















и т.д.


















Вопрос

Какой поисковый инструмент планируется использовать?

Вид первона-чального запроса

Ответ

Адрес страницы, на которой найден ответ

1

В каком состоянии находится вода в облаке?

Электронная энциклопедия, например, http:/www.ru.

wikipedia.org

Облако

Вода находится в облаках в виде капель или ледяных кристаллов

http:/ru.wikipedia.org/wiki/

2

В каком городе и на каком кладбище находится могила М.В.Ломоно-сова?

Электронная энциклопедия, Яndex, затем выбрать раздел Словари – БСЭ

Могила М.В.Ломо-носова

Лазоревское кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

www.yandex 

словари 

энциклопедии  Большая советская энциклопедия

3

В каом году была создана первая отечественная ЭВМ? Как она называлась? Кто её разработал?

www.google.ru

ЭВМ СССР

1951 г.,

название «М-1», разработчики

Брук И.С.,

Матюхин Н.Я., Карцев М.А., Александриди Т.М., Рогачев Ю.В., Шидловский Р.П., Залкинд А.Б., Белынский В.В.

http:/www.computer-museum.ru/histussr/

m1rogach.htm

4



















и т.д.















^ Комментарии к заданию:

  1. Перед тем, как учащиеся начнут искать необходимую информацию в Интернете, они должны обязательно заполнить 2-й и 3-й столбцы таблицы.

  2. Для успешного выполнения задания учащиеся должны быть знакомы с разными поисковыми инструментами, знать, какими возможностями они обладают. Учитель должен заранее рассказать учащимся, какие поисковые инструменты целесообразно использовать для эффективного решения разного рода задач.

  3. Если при ответе на третий вопрос учащийся обратился к http:/www.ru.wikipedia.org с запросом «ЭВМ», то он сразу получит статью, в которой в разделе «История» есть фраза «В Советском Союзе первая электронная вычислительная машина была создана группой Лебедева в Киеве в 1950 году». Но фраза-то эта содержит ошибочную информацию! Данная электронная энциклопедия хороша, но, к сожалению, факты, приведенные в ней, иногда содержат ошибки.

  4. Если так получится, что никто из учеников не получит неверный ответ, нужно обязательно показать «ошибочный» путь. Во-первых, ребята должны понимать, что Интернет, к сожалению, - «большая свалка», и к найденной информации надо относиться очень критично, если есть возможность, то её надо перепроверять. Во-вторых, при отборе информации есть выработанные практикой многих пользователей Интернета рекомендации, каким сайтам можно доверять, а каким – не очень.



Приложение 5

Пример тестового задания

на компетентность «управление»


Проверяется умение структурировать информацию по предложенной схеме классификации.


Задание: «Ваша семья собирается переезжать на новую квартиру. Дома не пройти, везде горы коробок. Вам досталось упаковывать семейную библиотеку. Чтобы проще было разбирать вещи на новой квартире, родители попросили вас разложить книги и периодические издания в коробки по направлениям (тематике). Вам нужно поместить в 1-ю коробку художественную литературу, во 2-ю коробку – учебники и справочную литератур, а в третью – периодическую печать.»


Так как это тестовое задание по проверке ИКТ-компетентности, то в нем предполагается перетаскивание (перетягивание) выбранной позиции (книги) из списка в соответствующие папки.

Можно модернизировать:

  • перетаскивать из одной таблицы в другую (или вырезать в одной и вставлять в другую);

  • имея перед глазами (на бумаге) первоначальную таблицу с общим списком книг создать другую таблицу и вписывать в нее книги уже по направлениям.


Первоначальная таблица:

Библиотека:

  • Художественная литература

  • Учебники и справочная литература

  • Периодическая печать

М.Стразницкас

Photoshop 5.5 для подготовки web-графики

А.Блок

И невозможное возможно

Наука и жизнь

№3 за 2002 год

№2-4 за 2004 год

Ф.М.Достоевский

Преступление и наказание

А.А.Рывкин и др.

Справочник по математике













и т.д.

(20 шт. изданий)





^ Ответы к заданию:

1-я папка

«Художественная литература»

2-я папка

«Учебная и справочная литература»

3-я папка

«Периодическая печать»

А.Блок

И невозможное возможно

М.Стразницкас

Photoshop 5.5 для подготовки web-графики

Наука и жизнь

№3 за 2002 год

№2-4 за 2004 год

Ф.М.Достоевский

Преступление и наказание

А.А.Рывкин и др

Справочник по математике













и т.д.








Таблица оценки выполнения задания:

Уровень компетентности «управление»

Результат выполнения действий

Высокий

Заполняет папки в соответствии с таблицей ответов

Средний

Заполняет папки в соответствии с таблицей ответов, но есть одно несовпадение по любой позиции в таблице

Низкий

Заполняет папки с двумя или более ошибками



Приложение 6

Пример учебного задания на выработку

компетентности «оценка информации»


Формируется умение «выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью».


Игра «Секретарь» (форма проведения – баскет-метод: метод обучения на основе имитации ситуации).


^ Описание ситуации:

Директор кондитерской фабрики «Сластёна» задерживается в командировке. Он звонит секретарю и просит его отобрать материалы к докладу на Совете директоров на тему «Оценка нашей продукции СМИ» Все материалы лежат у него на рабочем столе вместе с поступившей за прошедшие два дня корреспонденцией.


^ Дидактический материал:

Одинаковые комплекты источников информации: письма от пенсионеров, крупных поставщиков и крупных покупателей продукции, вырезки из газет, журналов, буклеты с выставок-продаж и т.д.

Для каждого текста указывается автор. Сам текст небольшой по объёму.

Тексты обязательно должны содержать противоречивую информацию.


^ Цель задания:

Поставить ученика-секретаря перед необходимостью сформировать критерии, по которым надо отобрать информацию в соответствии с заданной потребностью (их можно написать, оформить на компьютере).


^ Проведение занятия:

По желанию учителя – или все ученики – секретари, или класс делиться на группы, в каждой группе ученик-секретарь, остальные – группа поддержки. Задача – выработать решение, какие документы надо отобрать и почему их надо отобрать для доклада директора.


^ Достигаемые результаты:

Ученик-секретарь попадает в ситуацию, которая в психологии называется ситуацией напряженной потребности. Он не может подвести товарищей (если группа), поэтому за короткий отрезок времени должен попытаться решить поставленную задачу. Происходит самообучение, анализ чужого опыта (при обсуждении), воспитывается критическое отношение к чужому мнению, воспитывается умение отстаивать свое решение.

Приложение 7

Пример учебного задания на выработку

компетентности «интеграция информации»


Проведение с учащимися ролевой игры «Туристическое бюро».


Цель игры:

формирование умения «интегрирование информации».


^ Участники игры:

менеджер по продаже путевок, человек, который хочет отдохнуть за границей, старший менеджер.

Перед игрой необходимо провести:

  • распределение ролей,

  • каждому участнику выдать инструкцию, описывающую его роль, и заготовленные буклеты (информационные источники),

  • предоставить участникам время на продумывание «легенды» (например, почему вы выбрали именно эту страну, боитесь ли вы летать самолетом, есть ли у вас увлечения, хронические заболевания и др.)


^ Инструкция менеджера туристического бюро:

«Вы только недавно начали работать в туристическом бюро, у вас мало опыта, поэтому вы очень внимательно читаете всю информацию, которую вам предоставили, делаете необходимые заметки на листе бумаги. Вы должны провести беседу с человеком, который хочет поехать отдохнуть за границу первый раз в жизни, и помочь ему определиться в выборе страны отдыха.»


^ Инструкция человека, покупающего путевку:

«Вы хотите отдохнуть за границей. Вы ни разу не пользовались таким видом отдыха. Отпуск у вас через неделю. За хорошую работу руководство вашей компании премировало вас дополнительным двухнедельным отпуском и денежной премией. Вы самостоятельно пытались найти себе страну отдыха. Обзавелись буклетами различных туристических бюро. Но так и не смогли решить свою проблему: куда лучше ехать? Поэтому вы и обратились в туристическое бюро, которое посоветовали вам друзья.»


^ Инструкция старшего менеджера:

«Вы внимательно слушаете беседу начинающего менеджера и клиента, оцениваете решение менеджера с точки зрения, возможен и подходит ли отдых в выбранной стране для вашего клиента».


^ Правило проведения игры:

Игра с разными участниками может проводиться несколько раз. Но всегда информация (буклеты) остается одной и той же. Может меняться «легенда» клиента и менеждера.


Замечание:

Каждый участник должен четко сформулировать цель беседы. Например, клиент должен купить путевку в страну, отдых в которой будет для него максимально комфортен; или он выберет страну по «экзотическим» характеристикам. Именно это и входит в легенду. Менеджеры должны сравнить требования клиента и информацию из буклетов с целью выбора наиболее подходящей страны. Для этого они должны уметь на основе сравнения трёх источников составить содержание буклетов, выявить основные параметры объекта «возможная страна отдыха», оценить информацию на её полноту, актуальность и полезность. Например, в буклетах по Китаю и Египту нет информации о сроках получения виз.



Приложение 8

Пример учебного задания на выработку

компетентности «создание информации»


Формируется умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой.


Задание «Экскурсия» рекомендуется





Скачать 182.33 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты