Домой

Рабочая программа дисциплины аналитическая химия Направление подготовки




НазваниеРабочая программа дисциплины аналитическая химия Направление подготовки
страница1/8
Дата09.01.2013
Размер1.13 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рабочая программа дисциплины
1. Цели освоения дисциплины
Задачи изучаемой дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Аналитическая химия»
4. Структура и содержание дисциплины «Аналитическая химия»
4.2. Содержание дисциплины
Лабораторная работа № 1
Лабораторная работа № 4
Химическое равновесие в реальных системах.
Скорость реакций в химическом анализе.
Реакции осаждения.
Окислительно-восстановительные реакции.
Раздел 4. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки
Лабораторная работа № 7
Тема 6.2. Титриметрические методы анализа. Основы метода
Лабораторная работа № 9
Лабораторная работа № 10
Лабораторная работа № 11
Потенциометрическое титрование.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В. Г. БЕЛИНСКОГО



Принято

на заседании Ученого совета

естественно-географического факультета

Протокол заседания № ____

от «_____» ________________201_ г.


Декан

факультета ____________ И.Н. Столяров




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


___________________ М.А. Пятин


«_____» ___________________ 201_ г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Аналитическая химия


Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»


Профиль подготовки «Химия»


Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр


Форма обучения – Очная


Пенза – 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Аналитическая химия» является содействие формированию и развитию у студентов общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, позволяющих им в дальнейшем осуществлять профессиональную деятельность посредством освоения теоретических и экспериментальных основ химических, физико-химических и физических методов анализа различных объектов.

^ Задачи изучаемой дисциплины:

  • создать чёткое представление о предмете аналитической химии, современном состоянии и путях развития аналитической химии, связи её с другими науками и практическом применении методов анализа в различных областях человеческой деятельности;

  • показать применение теоретических представлений химии (химической термодинамики и химической кинетики) в качественном и количественном анализе;

  • рассмотреть типы реакций и процессов в аналитической химии (кислотно-основные реакции, реакции комплексообразования, окислительно-восстановительные реакции);

  • сформировать представление о метрологических основах химического анализа;

  • познакомить студентов с теорией и практикой пробоотбора и пробоподготовки;

  • познакомить студентов с важнейшими методами обнаружения и идентификации;

  • познакомить студентов с методами выделения, разделения и концентрирования;

  • показать применение теоретических представлений физики в создании современных аналитических методов;

  • познакомить студентов с важнейшими методами анализа: гравиметрическим, титриметрическими, кинетическими, электрохимическими, спектроскопическими и оптическими;

  • познакомить студентов с основными объектами анализа.



^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Аналитическая химия» относится к вариативной части профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: химия, математика, физика

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла: «Естественнонаучная картина мира», «Основы математической обработки информации», дисциплин по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла: «Охрана труда в химической лаборатории», «Техника лабораторных работ», дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Физика», «Математика», «Общая и неорганическая химия», дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла: «Введение в теоретическую химию», учебной практики «Практикум по неорганической химии».

В результате изучения этих дисциплин обучающийся должен уметь выполнять математические расчёты, знать основы электродинамики и оптики, знать основы химической термодинамики и кинетики, химию растворов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, уметь составлять уравнения реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций, уметь решать задачи на расчёт по уравнению реакции и на растворы, владеть основами техники работы в химической лаборатории, включая охрану труда при работе в химической лаборатории.

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части профессионального цикла: «Методика обучения и воспитания (Химия)», дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Физическая химия», «Коллоидная химия», «Прикладная химия», дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла: «Химический анализ органических веществ», «Физико-химические методы анализа», а также для последующего прохождения учебных практик «Практикум по аналитической химии», «Технологическая практика», производственной (педагогической) практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплины «Аналитическая химия»



Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

Коды

компетенции

Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции

(в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)

1

2

3

ОК-4

Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы ма-тематической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования

Знать:

современное состояние и перспективы развития аналитической химии, её место в системе химических дисциплин и естествознании;

метрологические характеристики методов анализа;

Уметь:

проводить метрологические расчеты

Владеть:

методами статистической обработки результатов аналитических исследований

ПК-1

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

Знать:

фактический материал для разработки элективных курсов

Уметь:

проводить химический эксперимент в объёме, необходимом для разработки и реализации элективных курсов

Владеть:

методами химического анализа в объёме, необходимом для разработки и реализации элективных курсов

СК-2

Владеет основными химическими и физическими понятиями, знаниями фундаментальных законов химии и физики; явлений и процессов, изучаемых химией и физикой

Знать:

типы реакций и процессов в аналитической химии (кислотно-основные реакции, реакции комплексообразования, окислительно-восстановительные реакции)

Уметь:

свободно и правильно пользоваться химической терминологией;

производить расчеты для приготовления растворов заданной концентрации;

производить расчёт рН в растворах слабых и сильных электролитов, буферных растворов;

производить расчёт возможности образования и растворение осадков (ПР, солевой эффект и др.);

1

2

3







производить расчёт константы, степени гидролиза и рН растворов гидролизуемых солей;

находить необходимые данные в справочной литературе, в том числе табличные данные с помощью метода интерполяции, пользоваться предметным указателем учебников и учебных пособий

Владеть:

основными химическими понятиями

СК-3

Владеет знаниями о составе, строении и химических свойствах простых веществ и химических соединений; иметь представление об электронном строении атомов и молекул, закономерностях химических превращений веществ

Знать:

свойства основных классов неорганических соединений;

окислительно-восстановительные свойства простых веществ и химических соединений.

Уметь:

писать уравнения химических реакций;

производить расчеты по формулам и уравнениям.

Владеть:

знаниями о химических свойствах химических соединений.

СК-4

Владеет классическими и современными методами анализа веществ; способен к постановке эксперимента, анализу и оценке лабораторных исследований

Знать:

теоретические основы классических и физико-химических методов анализа

Уметь:

обращаться с химической посудой, с приборами, с химическими реактивами, а также со спиртовками, электрическими нагревателями;

проводить различные лабораторные операции (измельчение, растворение, нагревание, прокаливание, высушивание и приготовление растворов);

выполнять качественный, гравиметрический, титриметрический анализы;

использовать физико-химические методы анализа;

проводить вычисление результатов гравиметрического анализа, расчёт количества осадителя, потерь вещества при промывании;

проводить расчёт по результатам титрования, построение кривых титрования, расчёт погрешности титрования, выбирать индикатор;

готовить исходные и рабочие титрованные растворы;

проводить расчеты по результатам электрохимических определений;

проводить расчёт результатов количественные определения в спектроскопических методах анализа;

грамотно оформлять результаты лабораторных и практических работ, правильно заполнять лабораторный журнал.

1

2

3







Владеть:

техникой химического эксперимента;

техникой взвешивания на технохимических и аналитических весах;

основными методами анализа;

способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы).

СК-7

Владеет навыками оценки агрессивности химической среды и решениями по обеспечению безопасного устойчивого взаимодействия человека с природной средой

Знать:

санитарные правила, правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности и противопожарной защиты

Уметь:

устранять последствия проливов и просыпаний химических реактивов

Владеть:

навыками безопасной работы в химической лаборатории



^ 4. Структура и содержание дисциплины «Аналитическая химия»


4.1. Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа.




п/п

Наименование

разделов и тем

дисциплины

Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Всего

Лекция

Практические занятия

Лабораторные занятия

Всего

Подготовка к аудиторным

занятиям

Реферат

Мини-проект

Подготовка к экзамену

Собеседование

Отчёт по лаборатор. работе

Коллоквиум

Тест

Контрольная работа

Реферат

Мини-проект

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.

Раздел 1. Введение

4

1

1

1







4




4







1













18




1.1.

Тема 1.1. Введение в химический анализ

4

1

1

1







4




4







1













18




2.

Раздел 2. Методы обнаружения и идентификации

4

1-5

31

1




30

20

17




3




1-5

1-5

10

5







18

2.1.

Тема 2.1. Методы обнаружения и идентификации

4

1

1

1






















1







5










2.2.

Лабораторная работа № 1 «Анализ катионов 1 и 2 аналитических групп»

4

1

6







6

4

4










1

1

10

5










2.3.

Лабораторная работа № 2 «Анализ катионов 3 и 4 аналитических групп»

4

2

6







6

4

4










2

2

10

5










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

2.4.

Лабораторная работа № 3 «Анализ катионов 5 и 6 аналитических групп»

4

3

6







6

4

4










3

3

10

5










2.5.

Лабораторная работа № 4 «Анализ анионов 1, 2 и 3 аналитических групп»

4

4

6







6

4













4

4

10

5










2.6.

Лабораторная работа № 5 «Анализ смеси катионов»

4

5

6







6

4

1




3




5

5

10

5










3.

Раздел 3. Типы реакций и процессов в аналитической химии

4

2-4

6

6







12

12










2-4










4







3.1.

Тема 3.1. Термодинамика и кинетика химических процессов

4

2

2

2







4

4










2










4







3.2.

Тема 3.2. Кислотно-основные реакции. Реакции осаждения

4

3

2

2







4

4










3










4







3.3.

Тема 3.3. Реакции комплексообразования. Окислительно-восстановительные реакции.

4

4

2

2







4

4










4










4







4.

Раздел 4. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки

4

5-6

1

1







8




8






















18




4.1.

Тема 2.1. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки

4

5-6

1

1







8




8






















18




5.

Раздел 5. Метрологические основы химического анализа

4

5-6

9

3




6

4

4










6

6




11










5.1.

Тема 5.1. Метрологические основы химического анализа

4

5-6

3

3







2

2



















11










5.2.

Лабораторная работа № 6 «Расчёт погрешностей химического анализа»

4

6

6







6

2

2










6

6
















6.

Раздел 6. Химические методы анализа

4

7-12

44

8




36

40

34




6




7-12

7-12

10

11

12




18

6.1.

Тема 6.1. Гравиметрический метод анализа

4

7

2

2







4

4










7




10

11

12







6.1.1.

Лабораторная работа № 7 «Определение кристаллизационной воды в BaCl2 · 2H2

4

7

6







6

4

4










7

7

10













6.1.2.

Лабораторная работа № 8 «Определение бария в BaCl2 · 2H2


4

8

6







6

4

4










8

8

10













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

6.2.

Метрологические основы химического анализа

4

8

2

2







4

4










8




10

11

12







6.3.

Тема 6.3. Кислотно-основное титрование

4

9

1

1







4

4










9







11

12







6.3.1.

Лабораторная работа № 9 «Определение титра раствора соляной кислоты по тетраборату натрия методом пипетирования. Определение содержания гидроксида натрия в растворе неизвестной концентрации»

4

9

6







6

4

3




1




9

9

10













6.4.

Тема 6.4. Комплексометрическое титрование

4

9

1

1






















10







11

12







6.4.1.

Лабораторная работа № 10 «Комплексонометрия. Определение жесткости воды»

4

10

6







6

6

3




3




10

10
















6.5.

Тема 6.5. Окислительно-восстанови­тель­ное титрование

4

10

1

1






















11







11

12







6.5.1

Лабораторная работа № 11 «Перманганатометрия»

4

11

6







6

4

3




1




11

11
















6.5.2.

Лабораторная работа № 12 «Иодометрия»

4

12

6







6

4

3




1




12

12
















6.6.

Тема 6.6. Осадительное титрование

4

10

1

1







2

2
















11

11

12







7.

Раздел 7. Электрохимические методы анализа

4

11-13

10

4




6

12

11




1




13

13

16

16







18

7.1.

Тема 7.1. Потенциометрия

4

11

1










2

2










13




16

16










7.1.1.

Лабораторная работа № 13 «Потенциометрическое титрование. Определение концентрации соляной и уксусной кислот»




13

6







6

4

3




1




13

13
















7.2.

Тема 7.2. Кулонометрия

4

11

1

1







2

2










13




16

16










7.3.

Тема 7.3. Вольтамперометрия

4

12

1

1







2

2










13




16

16










7.4.

Тема 7.4. Кондуктометрия

4

12

1

1







2

2










13




16

16










8.

Раздел 8. Спектроскопические методы анализа

4

13-15

30

6




24

20

18




2




13-15

13-15

16

16







18

8.1.

Тема 8.1. Теоретические основы спектроскопических методов анализа

4

13

2

2







4

4










13




16

16










8.2.

Тема 8.2. Молекулярная спектроскопия

4

14

2

2







6

4




2




14




16

16










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

8.2.1.

Лабораторная работа № 14 «Определение содержания меди (II) в растворе фотометрическим методом»

4

14

6







6

2

2










14

14
















8.2.2.

Лабораторная работа № 15 «Определение содержания железа (III) в растворе фотометрическим методом»

4

15

6







6

2

2










15

15
















8.3.

Тема 8.3. Атомная спектроскопия

4

15

1

1







4

4










15




16

16










8.4.

Тема 8.4. Радиоспектроскопические методы

4

15

1

1







2

2










15




16













9.

Раздел 9. Методы выделения, разделения и концентрирования

4

16-17

9

3




6

14

10




4




16-17

16

16

16







18

9.1.

Тема 9.1. Основные методы разделения и концентрирования

4

16

1

1







2

2










16




17













9.2.

Тема 9.2. Хроматография

4

16-17

2

2







10

6




4




16




17

17










9.2.1.

Лабораторная работа № 16 «Разделение Сu2+ и Fe3+ методом хроматографии на бумаге»

4

16

6







6

2

2










16

16
















10.

Раздел 10. Кинетические методы анализа

4

17

1

1







2

2
















17













10.1

Тема 10.1. Кинетические методы анализа

4

17

1

1







2

2
















17













11.

Раздел 11. Масс-спектрометрические методы анализа

4

18

1

1







2

2































11.1

Тема 11.1. Масс-спектрометрические методы анализа

4

18

1

1







2

2































12.

Раздел 12. Основные объекты анализа

4

18

1

1







6




6






















18




12.1

Тема 12.1. Основные объекты анализа

4

18

1

1







6




6






















18




13.1.

Лабораторная работа № 17 «Выполнение мини-проектов»

4

17

6







6


































18

13.2

Защита рефератов и мини-проектов

4

18

6







6































18

18




Общая трудоемкость, в часах







144

36




108

180

110

18

16

36

Промежуточная аттестация

Форма

Семестр

Зачет

4

Экзамен

4


^ 4.2. Содержание дисциплины


Раздел 1. Введение


  1   2   3   4   5   6   7   8

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты