Домой

С 2002 года в Самарской области проводится федеральный эксперимент по организации управления образованием на основе создания образовательных округов




НазваниеС 2002 года в Самарской области проводится федеральный эксперимент по организации управления образованием на основе создания образовательных округов
страница1/3
Дата09.01.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРеферат
Содержание
2.1.3. Планируемые результаты введения НСОТработников общего образования
2.2.1. Комплекс мероприятий по реализации
2.2.2. Планируемые результаты реализации
2.3.1. Комплекс мероприятий по развитиюрегиональной системы оценки качества образования
2.3.2. Планируемые результаты развития региональной системы
2.4.2. Проблемы, стоящие перед региональной системойобщего образования
2.4.7. Планируемые результаты развития сети общеобразовательныхучреждений Самарской области
2.5. Расширение общественного участия в управлении образованием
3.2. Система мониторинга реализации Проекта
3.2.1. Мониторинг эффективности НСОТ работниковобщего образования, направленной на повышение доходов учителей
3.2.2. Мониторинг эффективности использования бюджетных средствв условиях нормативного подушевого финансированияобщеобразователь
3.2.3. Мониторинг развития региональной системыоценки качества образования
3.2.4. Мониторинг развития сетиобщеобразовательных учреждений Самарской области
3.2.5. Мониторинг расширения общественного участияв управлении образованием
3.2.6. Мониторинг организационного обеспеченияреализации настоящего Проекта
Подобные работы:
  1   2   3


УТВЕРЖДЁН

постановлением Губернатора

Самарской области

от 28.04.2007 г. №77


КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ

модернизации системы образования
в Самарской области на 2007 – 2009 годы


1. Введение


В Самарской области процесс комплексной модернизации системы образования, включающий изменение содержания образования, реструктурирование сети образовательных учреждений (далее - ОУ), изменение принципов управления и финансирования, перестройку системы профессионального образования всех уровней под обеспечение потребностей экономики региона высококвалифицированными кадрами, активно идёт с конца 90-х годов XX века.

С 1998 года финансирование ОУ Самарской области производится по нормативам бюджетного финансирования, определенным в расчете на одного учащегося, воспитанника по каждому типу, виду ОУ, обеспечивающим учебный процесс и материальное содержание обучающихся, воспитанников.

С 2002 года в Самарской области проводится федеральный эксперимент по организации управления образованием на основе создания образовательных округов. Было создано 11 образовательных округов. В 2006 году территориальные управления министерства образования и науки Самарской области созданы в городских округах Самара и Тольятти. В настоящее время 13 образовательных округов охватывают всю территорию области.

Эксперимент по введению Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в Самарской области продолжается седьмой год. В 2006 году 85,3 % всех абитуриентов поступили в вузы Самарской области по результатам ЕГЭ.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60 в Самарской области проводится эксперимент по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

В декабре 2006 года в Самаре состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», Правительства Самарской области и благотворительного фонда «Спорт. Образование. Культура» по реализации пилотного инновационного образовательного проекта «Достойные граждане великой страны». Проект рассчитан на пять лет и охватывает 260 школ Самарской области.

Основными целями проекта «Достойные граждане великой страны» являются:

дальнейшее повышение качества образования в Самарской области (в том числе посредством внедрения в образовательный процесс инновационных технологий);

формирование у молодежи патриотического сознания и развитие чувства гражданской ответственности (в том числе посредством реализации общеобразовательных программ, предусматривающих дополнительную подготовку обучающихся по дисциплинам «Основы военной службы», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также иных программ дополнительного образования спортивно-технической и военно-патриотической направленностей);

популяризация спорта как основы формирования здорового образа жизни, обеспечение потребности в занятиях спортом (в том числе посредством увеличения времени на занятия физической культурой и спортом).

Наряду с оптимизацией сети ОУ (реорганизацией юридических лиц, малокомплектных школ в филиалы и созданием образовательных центров) в Самарской области проводится реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования.

Настоящий комплексный проект модернизации системы образования в Самарской области на 2007-2009 годы (далее – Проект) разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.01.2007 № 8 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 848», решением конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по отбору субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (протокол от 28.03.2007 № 2) в целях эффективной реализации образовательной политики в Самарской области. Проектом предусматриваются следующие направления модернизации системы образования в регионе:

введение новой системы оплаты труда (далее – НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;

нормативное подушевое финансирование ОУ Самарской области;

развитие региональной системы оценки качества образования;

развитие сети общеобразовательных учреждений Самарской области в целях обеспечения условий для получения качественного образования независимо от места жительства;

расширение общественного участия в управлении образованием.

Также рассмотрено организационное обеспечение реализации Проекта.


2. Направления модернизации системы образования
в Самарской области на 2007 – 2009 годы


2.1. Введение НСОТ работников общего образования,
направленной на повышение доходов учителей


2.1.1. Действующая в общеобразовательных учреждениях
Самарской области НСОТ работников общего образования


В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 01.06.2006 № 60 «О проведении в 2006 году эксперимента по апробации новых механизмов оплаты труда работников государственных общеобразовательных учреждений Самарской области и муниципальных общеобразовательных учреждений» в общеобразовательных учреждениях Самарской области внедряется НСОТ.

Разработанная министерством образования и науки Самарской области методика основывается на нормативном финансировании и устанавливает зависимость величины фонда оплаты труда ОУ от численности учащихся.

Фонд оплаты труда состоит из тарифной части (70%) и надтарифной части (30%).

Тарифная часть фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения обеспечивает гарантированную заработную плату.

Заработная плата учителей зависит не только от количества учебных часов, но и от численности обучающихся.

За счет надтарифной части устанавливаются повышающие коэффициенты по группам сложности обучения предметам, за квалификацию педагогических работников, осуществляющих учебный процесс, за качество обучения, воспитания (не менее 55% надтарифной части), создание условий для сохранения здоровья учащихся (не более 30% надтарифной части), за классное руководство (не менее 15% надтарифной части).

Надбавки и доплаты устанавливаются на основании локальных актов, разрабатываемых общеобразовательным учреждением.

Таким образом, реформирование системы оплаты труда работников образования позволяет не просто увеличить заработную плату, но и повысить эффективность образовательного процесса, стимулируя качественное обучение учащихся.

Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений Самарской области за декабрь 2006 года составила 8705 рублей, превысив ноябрьский уровень (8433 рубля) на 3,2%, уровень октября (8178 рублей) – на 6,4%, уровень сентября (7860 рублей) – на 10,7%, уровень мая (5713 рублей) – на 52,4%, уровень апреля (4200 рублей) – более чем в два раза.

Источниками увеличения заработной платы учителей стали:

средства областного бюджета (20%);

внутренние резервы в части оптимизации расходов, направленных на содержание административно-хозяйственного персонала.

Результаты, полученные в ходе проведения эксперимента в 2006 году, свидетельствуют о необходимости его продолжения в 2007 году.


2.1.2. Мероприятия по введению НСОТ работников общего образования,
направленной на повышение доходов учителей



В рамках реализации Проекта в 2007 – 2009 годах в Самарской области НСОТ будет введена не только во всех общеобразовательных учреждениях, но и в дошкольных ОУ, а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Комплекс мероприятий по введению НСОТ перечислен в таблице.


Мероприятия по введению НСОТ в ОУ Самарской области


Наименование
мероприятия

Срок
реализации

Дальнейшее использование
результатов

Апробация НСОТ в 9 общеобразователь-ных учреждениях Самарской области


апрель-август 2006 г.

Распространение НСОТ на все
общеобразовательные учреждения Самарской области с 01.09.2006

Апробация НСОТ во всех общеобразовательных учреждениях Самарской области


с 01.09.2006 по 31.08.2007

Введение НСОТ в общеобразовательных учреждениях Самарской области с 01.09.2007 на постоянной основе

Разработка НСОТ работников дошкольных ОУ

до 31.08.2007

Апробация механизмов НСОТ в 10 дошкольных ОУ Самарской области

Апробация НСОТ в 10 дошкольных ОУ

с 01.09.2007 по 31.12.2007

Распространение НСОТ на все дошкольные ОУ Самарской области с 01.01.2008


Апробация НСОТ во всех дошкольных ОУ Самарской области


с 01.01.2008 по 31.08.2008

Введение НСОТ в дошкольных ОУ Самарской области с 01.09.2008 на постоянной основе

Разработка НСОТ работников учреждений начального и среднего профессионального образования


до 31.08.2007

Апробация механизмов НСОТ в 10 учреждениях начального и среднего профессионального образования Самарской области

Апробация НСОТ в 10 учреждениях начального и среднего профессионального образования

с 01.09.2007
по 31.12.2007

Распространение НСОТ на все учреждения начального профессионального образования и подведомственные учреждения среднего профессионального образования с 01.01.2008


Апробация НСОТ во всех учреждениях начального профессионального образования и подведомственных учреждениях среднего профессионального образования


с 01.01.2008
по 31.08.2008

Введение НСОТ в учреждениях начального профессионального образования и подведомственных учреждениях среднего профессионального образования с 01.09.2008 на постоянной основе

Повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений, внедряющих НСОТ

2007-2009 годы






^ 2.1.3. Планируемые результаты введения НСОТ
работников общего образования



В ходе реализации настоящего Проекта за счёт введения НСОТ возрастёт доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и абсолютное значение средней заработной платы учителей. Планируемые результаты введения НСОТ указаны в таблице.


Планируемые результаты введения НСОТ работников общего образования


Наименование показателя

Фактическое значение показателя в 2006 г.

Планируемое значение
показателя по годам

2007

2008

2009

Рост абсолютного значения средней зарплаты учителей за счет введения НСОТ по отношению к уровню 2006 года, в %





172%

187%

198%

Доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, в %


63%

70%

70%

70%

Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых перешли на НСОТ, в %


100%

100%

100%

100%

Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, которые перешли на НСОТ, от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Самарской области, в %

100%

100%

100%

100%



2.2. Нормативное подушевое финансирование

общеобразовательных учреждений Самарской области

^ 2.2.1. Комплекс мероприятий по реализации

нормативного подушевого финансирования

общеобразовательных учреждений Самарской области


Начиная с 1998 года в Самарской области в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 11.12.97 № 367 «О системе финансирования образовательных учреждений области» (в настоящее время утратило силу) финансирование ОУ области производится на основании ежегодно утверждаемых нормативов бюджетного финансирования. С 2002 года все ОУ Самарской области переведены на подушевое нормативное финансирование.

Величина нормативов бюджетного финансирования для общеобразовательных учреждений определяется в соответствии с методиками расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в ОУ, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2004 № 85 «Об утверждении методик расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Самарской области».

Нормативы бюджетного финансирования расходов на реализацию образовательных программ общего образования и поправочные коэффициенты к ним начиная с 2005 года утверждаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

В 2007 году норматив на обучение одного учащегося в общеобразовательных школах составляет:

в городских общеобразовательных школах – 11869 рублей;

в городских общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях – 13836 рублей;

в сельских общеобразовательных школах – 21759 рублей;

в сельских общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях – 25249 рублей.

Введение нормативного бюджетного финансирования позволило создать прозрачную схему определения объемов финансирования и обеспечить гарантированный уровень финансового обеспечения образовательного процесса.

Прозрачный и понятный механизм формирования бюджета школы позволяет руководителю самостоятельно рассчитывать бюджет, определять первоочередные задачи. Самостоятельность стимулирует руководителя искать пути увеличения ресурсов для обеспечения функционирования школы и её развития. Основным показателем, влияющим на размер бюджетных средств ОУ, является количество учащихся и воспитанников.

Данное обстоятельство ставит ОУ одного вида в условия конкуренции, что непосредственно влияет на качество и результативность образовательного процесса.


^ 2.2.2. Планируемые результаты реализации

нормативного подушевого финансирования

общеобразовательных учреждений Самарской области


В рамках настоящего Проекта будет проведена работа по совершенствованию механизма подушевого финансирования ОУ Самарской области. Планируемые результаты представлены в таблице.


Планируемые результаты реализации нормативного подушевого
финансирования общеобразовательных учреждений Самарской области


Наименование показателя

Фактическое значение показателя в 2006 г.

Планируемое значение
показателя по годам

2007

2008

2009

Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов нормативного бюджетного финансирования, от общего числа муниципальных образований в Самарской области, в %


100%

100%

100%

100%

Доля государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов нормативного бюджетного финансирования, от общего числа общеобразовательных учреждений, в %


100%

100%

100%

100%

Доля общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, от общего числа общеобразовательных учреждений, в %


100%

100%

100%

100%

Относительное (в % к 2006 году) повышение величины нормативов подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных:













в городской местности




149%

161%

164%

в сельской местности





151%

170%

173%

Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учрежде-ний, в %

9%

8%

9,5%

10%


2.3. Развитие региональной системы оценки качества образования


^ 2.3.1. Комплекс мероприятий по развитию
региональной системы оценки качества образования



Развитие объективной контрольно-оценочной системы качества обучения в соответствии с требованиями пользователей (обучающихся и их родителей, педагогических коллективов ОУ Самарской области, органов управления образованием, работодателей) является одной из важнейших задач настоящего Проекта.

Система оценки качества образования – это совокупность организационных форм, процедур, условий, которая обеспечивает повышение качества образования.

Региональная система оценки качества образования включает:

лицензирование образовательной деятельности;

аттестацию ОУ;

государственную аккредитацию ОУ;

независимую оценку образовательных достижений учащихся в процессе аттестации ОУ и мониторинговых исследований;

аттестацию педагогических и руководящих работников ОУ;

государственную (итоговую) аттестацию выпускников ОУ.

Система оценки качества образования в Самарской области способствует:

повышению доступности качественного образования в регионе;

повышению уровня информированности населения при принятии жизненно важных решений о продолжении образования;

обеспечению единого образовательного пространства;

принятию обоснованных управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования;

развитию и совершенствованию структуры и механизмов контроля, управления и обеспечения качества образования.

Перечень мероприятий, запланированных в рамках развития региональной системы оценки качества образования, представлен в таблице.


Мероприятия по развитию региональной системы
оценки качества образования


Наименование

мероприятия

Срок
реализации

Дальнейшее использование
результатов

Формирование распределённой базы данных ОУ, которым выданы лицензии на ведение образовательной деятельности, и перечня лицензионных направлений подготовки (специальностей)

2007 г. – разработка,

постоянно –

пополнение




Разработка механизма системного контроля за соблюдением ОУ независимо от их организационно-правовых форм (либо филиалами ОУ) лицензионных требований и условий в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»


2007 г.

Осуществление системного контроля за соблюдением ОУ лицензионных требований и условий в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» позволит определить перспективные направления работы по оценке качества образования

Разработка стандартизированных контрольно-измерительных материалов и процедур аттестации ОУ


2007 г. – разработка,

постоянно –

пополнение

Апробация контрольно-измерительных материалов и процедур аттестации ОУ Самарской области в ходе мониторинговых исследований

Формирование электронного регионального банка контрольно-измеритель-ных материалов


2007 г. – разработка,

постоянно –

пополнение

Апробация контрольно-измерительных материалов и процедур аттестации ОУ Самарской области в ходе мониторинговых исследований


Использование стандартизированных контрольно-измерительных материалов и процедур при аттестации ОУ


с 01.01.2008




Формирование базы данных общественных наблюдателей при проведении процедур аттестации и лицензирования ОУ


2007 г. – разработка,

постоянно –

пополнение

Привлечение наиболее активных представителей общественности к управлению системой образования

Создание автоматизированной системы учёта ОУ, прошедших процедуру государственной аккредитации

2007 г. – разработка,

постоянно –

пополнение

Автоматизация процедуры проверки законности выдачи документа об образовании государственного образца ОУ Самарской области, увеличение открытости и доступности системы образования

Участие региона в эксперименте по введению ЕГЭ

В соответствии с федеральным законодательством


Введение ЕГЭ на постоянной основе

Разработка новых форм внешней независимой итоговой аттестации выпускников 9-х классов


до 01.05.2007

Апробация новых форм внешней независимой итоговой аттестации выпускников 9-х классов в 2007 году

Введение новых форм внешней независимой итоговой аттестации выпускников 9-х классов на постоянной основе


с 01.01.2008




Разработка механизмов независимой оценки учебных достижений учащихся

2007 год

Оценка динамики развития системы образования Самарской области, выстраивание рейтинга ОУ региона, независимая оценка результатов деятельности педагогов


Разработка контрольно-измерительных материалов для проведения независимой оценки учебных достижений учащихся


2007-2009 гг.

Оценка динамики развития системы образования Самарской области, выстраивание рейтинга ОУ региона, независимая оценка результатов деятельности педагогов


Проведение независимой оценки учебных достижений учащихся

с 2007 г. по отдельным предметам (по мере разработки контрольно-измерительных материалов)

Оценка динамики развития системы образования Самарской области, выстраивание рейтинга ОУ региона, независимая оценка результатов деятельности педагогов


Анализ эффективности форм и процедур аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования Самарской области

апрель-май 2007 г.

Внесение изменений в листы оценивания педагогических и руководящих работников


^ 2.3.2. Планируемые результаты развития региональной системы

оценки качества образования


В результате развития региональной системы оценки качества образования в Самарской области возрастёт доступность качественного образования. Планируемые результаты представлены в таблице.


Планируемые результаты развития
региональной системы оценки качества образования»


Наименование показателя

Фактическое значение показателя в 2006 г.

Планируемое значение
показателя по годам

2007

2008

2009

Количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ


12

13

13

13

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ1


98%

98%

98%

98%

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам


31%

35%

37%

40%

Доля выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями2




98%

98%

98%



  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты