Домой

Математика пояснительная записка




Скачать 261.4 Kb.
НазваниеМатематика пояснительная записка
Дата09.01.2013
Размер261.4 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Начальный курс математики – курс интегрированный
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Содержание программы.
Изучаемые разделы и темы
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание – 50 часов.
Табличное сложение и вычитание – 22 часа.
Итоговое повторение – 4 часа.
Обучение грамоте (чтение)
Цели и задачи обучения
Подготовительный период (26 часов)
Букварный период (81 час)
Послебукварный период (25 часов)
К концу I класса учащиеся должны знать
Обучение грамоте (письмо)
Цели и задачи обучения
Содержание программы.
Подготовительный период (26 часов)
Букварный период (81 час)
Послебукварный период (25 часов)
К концу I класса учащиеся должны знать
...
Полное содержание
Подобные работы:

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика», утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.) и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно – развивающего обучения (Москва «Просвещение» 2004г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.) и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно – развивающего обучения (Москва «Просвещение» 2004г.)

^ Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежами и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у обучающихся.

^ Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, обеспечить необходимый уровень их математического развития.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многом доведённых до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает и доступное обобщение учебного материала. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придаётся постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с постепенным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Построение курса позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования знаний, умений и навыков.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.

При обучении математике важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Целесообразно подбирать для каждого ученика задания в соответствии с его интересами и возможностями, используя в этих целях материал из разнообразных учебных и методических пособий.

На первых порах обучения важное значение имеет игровая деятельность на уроках математики. В программе приведён примерный перечень дидактических игр и игровых упражнений, который может быть изменён и расширен по усмотрению учителя с учётом реальных условий работы с классом.

Цели и задачи обучения:

  • формирование представлений о натуральном числе и нуле;

  • выработка прочных и сознательных и сознательных вычислительных навыков;

  • знакомство с простейшими величинами и их единицами, умение применять их при решении задач;

  • формирование умения решать простые и несложные составные текстовые арифметические задачи;

  • научиться распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры.

^ Содержание программы.

Количество часов в год – 132

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в I триместре – 48

Количество часов во II триместре – 40

Количество часов в III триместре – 44

^ Изучаемые разделы и темы:

  • Сравнение предметов и групп предметов.

Пространственные и временные представления – 10 часов.

Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на… .

  • Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация – 29 часов.

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др.). Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10р. .

Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счёта предметов).

  • ^ Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание – 50 часов.

Конкретный смысл и названия действий. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно).

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений).

Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок.

Переместительное свойство суммы.

Приёмы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям и перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

  • Числа от 11 до 20. Нумерация – 17 часов.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Знаки > (больше), < (меньше), = (равно).

Сложение и вычитание в случаях вида: 10 + 7; 17 – 7; 17 – 10.

Сравнение чисел с помощью вычитания.

Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

  • ^ Табличное сложение и вычитание – 22 часа.

Сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Приём вычитания по частям.

Термины «однозначное число», «двузначное число».

Представление чисел в пределах 20 в виде суммы десятков и отдельных единиц.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Решение текстовые задачи арифметическим способом.

  • ^ Итоговое повторение – 4 часа.

Название, последовательность, обозначение и сравнение числа в пределах 20.

Нахождение значения числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 ( без скобок ).

Решение задач в одно действие, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания.

Решение задач на нахождение числа, которое на несколько единиц больше ( или меньше ) данного.

Распознавать геометрические фигуры, изображать их на бумаге, разлинованной в клетку.

К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел от0 до 20;

  • названия и обозначения действий сложения и вычитания;

  • таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.

Учащиеся должны уметь:

  • считать предметы в пределах 20;

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

  • находить значение числового выражения в 1 – 2действия в пределах 10 (без скобок);

  • решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действия сложения и

вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (или меньше) данного.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • М. И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. Учебник для 1 класса. Москва «Просвещение», 2006 г

  • М. И. Моро, С. И. Волкова. Тетрадь по математике, 1 класс. Москва «Просвещение», 2007 г

Е.П.Фефилова, Е. А. Поторочина. Методические рекомендации к учебному комплекту.

  • Сборник текстовых задач. Москва «Вако», 2006 г



^ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для I класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.: Просвещение, 2007) и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно – развивающего обучения (Москва «Просвещение» 2004г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно – развивающего обучения (Москва «Просвещение» 2004г.)

Обучение грамоте проводится в I классе с сентября. В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. В течение этого периода ведётся работа по развитию фонематического слуха детей; обучение их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений об окружающем в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию речи.

Обучение первоначальному чтению осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода , который обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность. На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих.

На уроках обучения чтению учитель разнообразит виды деятельности с учётом психофизических особенностей детей, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения.

Обучение грамоте слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связанное высказывание (текст). В это же время на занятиях внеклассным чтением у учащихся формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения – метод чтения-рассматривания детских книг.

^ Цели и задачи обучения:

  • формирование первоначального навыка чтения как одного из важнейших видов речевой деятельности;

  • овладение сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой;

  • совершенствование звуковой, произносительной речи детей;

  • развитие связной речи учащихся, повышение культуры их речевого общения.

Содержание программы.

  • Количество часов в год – 132

  • Количество часов в неделю – 4

  • Количество часов в I триместре – 48

  • Количество часов во II триместре – 40

  • Количество часов в III триместре – 44

В обучении грамоте выделяются периоды: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.

^ Подготовительный период (26 часов)

Речь (устная и письменная) – общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Устные упражнения в составлении нераспространённых и распространённых предложений. Понижение голоса в конце предложения; паузы между предложениями; правильное и отчётливое произнесение целого предложения.

Слог, ударение. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Практические упражнения в выделении в слове ударного звука. Постановка знака ударения в схемах звукового состава слова.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков.

Выделение в словах отдельных звуков, слого-звуковой анализ слов, выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

^ Букварный период (81 час)

Согласные и гласные звуки и буквы, обозначение со способом обозначения твёрдости и мягкости согласных.

Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нём.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

^ Послебукварный период (25 часов)

Чтение (классное, внеклассное и развитие речи).

Тематика чтения: небольшие художественные произведения А. Пушкина, Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто, С. Баруздина о родной природе, о детях, о труде, и т. д.

Навыки чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.

^ К концу I класса учащиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем).

Учащиеся должны уметь:

  • вычленять звуки в словах, определять их последовательность;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы;

  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

  • определять место ударения в слове;

  • вычленять слова из предложений;

  • правильно, плавно по слогам читать небольшие тексты со всеми буквами алфавита, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;

  • устно составлять 3 – 5 предложений на определённую тему.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  • В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. Русская азбука.

Учебник для I класса. Москва «Просвещение», 2005 г

  • О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва «Вако», 2006 г


^ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) для I класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.: Просвещение, 2007) и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно – развивающего обучения (Москва «Просвещение» 2004г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно – развивающего обучения (Москва «Просвещение» 2004г.)

Обучение грамоте проводится в I классе с сентября. В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. В течение этого периода ведётся работа по развитию фонематического слуха детей; обучение их первоначальному чтению и письму; расширению и уточнению представлений об окружающем в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию речи.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей, кличках животных.

Обучение первоначальному письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который обеспечивает интенсивное речевое развитие учащихся и высокий уровень сознательности чтения, речи.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность. На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих.

На уроках обучения письму учитель разнообразит виды деятельности с учётом психофизических особенностей детей, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уровень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий по формированию первоначальных умений и навыков чтения.

^ Цели и задачи обучения:

  • формирование первоначального навыка письма как одного из важнейших видов речевой деятельности;

  • овладение умением начертания больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений;

  • совершенствование связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильного расположения букв и слов на строке;

  • развитие умения списывать слова и предложения с образцов рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и предложений;

  • познакомить с правилами гигиены письма.


^ Содержание программы.

Количество часов в год – 132

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в I триместре – 48

Количество часов во II триместре – 40

Количество часов в III триместре – 44

В обучении грамоте выделяются периоды: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.

^ Подготовительный период (26 часов)

Правильная посадка при письме.

Наклонное расположение альбома и тетради на парте, умение держать карандаш и ручку при письме.

Подготовка руки к письму: упражнения для пальцев и кистей рук, рисование волнистых линий, овалов, полуовалов, обводка контуров и штриховка.

Обучение правильному движению руки по строке.

Рисование и раскрашивание узоров, орнаментов, бордюров в пределах тетрадной строки.

Письмо элементов букв.Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв, правильное написание букв.

^ Букварный период (81 час)

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертание букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке.

Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных.

Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

^ Послебукварный период (25 часов)

Упражнения детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений.

Практическое применение правил о правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, о написании предложений (большая буква в начале, точка в конце предложения).

Составление предложений на определённую тему, по картинке; устных небольших рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителя).

^ К концу I класса учащиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим и слышим, буквы пишем и видим).

Учащиеся должны уметь:

  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения и слов;

  • различать сходные по начертанию буквы: о – а, и – у, д – б, п – т, г – р , и – ш, г – к, г – п, л – м, н – к;

  • проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, и, я) и мягким знаком;

  • определять место ударения в слове;

  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  • грамотно(без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3 – 5 слов, написание которых не расходится с произношением;

  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  • В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. Комплект «Прописи» 1, 2, 3, 4 к « Русской азбуке».

Пособие для учащихся I класса. Москва «Просвещение», 2009 г

  • О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва «Вако», 2006 г

^ ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по трудовому обучению для I класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва, 2007г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.)

Обучение труду учащихся специальных коррекционных классов VII вида подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах общеобразовательной школы. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, сформироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.

Содержание «Трудового обучения» представлено различными видами труда и направлено на овладение младшими школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических работ, наблюдений и объектов труда. Учитель вправе вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ.

I раздел программы УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

II раздел программы ГОТОВИМСЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

III – IV разделы УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ НОВЫЕ ОПЕРАЦИИ и У НАС ПОЛУЧАЮТСЯ КРАСИВЫЕ ИЗДЕЛИЯ определяют круг операции, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендованных изделий.

Особое значение имеет учёт возрастных особенностей учащихся: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Перечень изделий для изготовления рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов, пластилина, природных растительных материалов и ряда полуфабрикатов.

V раздел программы ЗА ГОД МЫ УЗНАЛИ НОВЫЕ СЛОВА является своеобразным справочником-контролёром для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов.

Как видно из содержания программы, часть каждого раздела присутствует на каждом уроке.

Главной задачей учителя должна быть забота о развивающем характере обучения. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться им на помощь, если что-то не получается. Ребёнок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Цели и задачи обучения:

  • формирование у детей общетрудовых умений и навыков;

  • учить детей устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами;

  • формирование у ребёнка умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нём как преобразователя;

  • создать для ребёнка условия, при которых его потенциал будет использоваться полностью.

^ Содержание программы.

Количество часов в год – 66

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в I триместре – 24

Количество часов во II триместре – 20

Количество часов в III триместре – 22

^ Изучаемые разделы и темы:

  • Вводные уроки – 2 часа

Экскурсии. Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека. Рассуждение о красоте и неповторимости природы. Породы деревьев по их форме и размеру.

  • ^ Виды художественной обработки – 5 часов

Свойства пластилина. Техника работы с пластилином.

Техника «рисования» и изображения пластилиновыми жгутиками, пластилиновыми пластинами (приём налепа).

Объёмные геометрические формы в окружающих предметах.

  • ^ Комплексные работы – 16 часов

Изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов.

Приёмы обработки и декоративного оформления изделий.

Понятия «материал» и «инструменты». Основные приёмы соединения деталей.

Основные приёмы работы: разметка, сгибание, резание.

  • ^ Изделия из бумаги и картона – 25 часов

Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).

Основные приёмы работы: разметка, резание, сгибание, складывание, склеивание.

Наклеивание бумажных деталей, аппликации от края к центру.

Разметка на глаз, по шаблону, знакомство с техникой вырывания.

Плетение из готовых бумажных полос плоское изделие в прорезной ажурной заготовке.

Способы грунтовки бумажными деталями.

  • ^ Работа с текстильными материалами – 12 часов

Овладение основными приёмами работы с тканью: разметка, резание, соединение деталей.

Изготовление изделий из текстильных материалов, декоративное оформление и отделка изделия.

Понятия «долевая», «уточная» нити, «бахрома», «мережная дорожка».

Приёмы прокладывания стежков «вперёд иголку» и его варианты. Правила работы с иглой.Умение выполнять вязание петель на кольце.

  • ^ Моделирование и конструирование – 6 часов

Моделирование на плоскости.

Объёмное моделирование по простейшему чертежу.

Техническое моделирование. Изготовление простых моделей из деталей конструктора.

^ К концу I класса учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: гладилка, ножницы, кисточка для клея, игла, напёрсток, гаечный ключ, отвёртка;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;

правила разметки по шаблонам и линейке.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие;

  • правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать лист бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;

  • вышивать стежками «вперёд иголку»;

  • собирать и разбирать модели из деталей конструктора (по образцам и рисункам);

  • контролировать правильность своих действий.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  • Т. М. Геронимус. Учебник для I класса «Я всё умею делать сам».

М.: АСТ – ПРЕСС «Школа», 2008 г.

  • Т. М. Геронимус. Методическое пособие «Уроки технологии в I классе».

М.: АСТ – ПРЕСС «Школа», 2003 г.

^ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для I класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) и программы специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

Изучение курса «Окружающий мир» рассчитано на два года (по два часа в неделю) на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи. Программа курса обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развития речи в единстве с непосредственными наблюдениями предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.

Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Природа и общество рассматриваются в данном курсе в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления о мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливает его воспитательный и развивающий потенциал.

Курс играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В нём на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей.

Формы, методы и средства ознакомления детей с окружающим миром разнообразны. Изучение программного материала позволит каждому ученику понять своё место в окружающем мире (в системе человек – природа – общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности.

Вопросы, составляющие содержание программы, сгруппированы в блоки. При планировании занятий целесообразно обращаться к материалам того или иного блока (раздела) несколько раз в течение года, учитывая местные условия и возможности, сезонные изменения в природе. Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представлений в природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственности.

^ Цели и задачи обучения:

  • расширение кругозора детей путём формирования знаний и представлений о жизни общества и природном окружении;

  • обогащение жизненного опыта детей путём организации предметно-практической и продуктивной деятельности;

  • ознакомление с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями;

  • расширение представлений о животных и растениях, их разнообразии;

  • воспитание любви к природе, умения заботиться о растениях и животных, нетерпимости к порче растений и уничтожению животных;

  • развивать способность видеть красоту окружающей природы;

^ Содержание программы.

Количество часов в год – 66

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в I триместре – 24

Количество часов во II триместре – 20

Количество часов в III триместре – 22

^ Изучаемые разделы и темы:

  • Введение – 5 часов

Природа как составная часть окружающего мира.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

Режим дня школьника. Знакомство со школой. Правила поведения в школе.

Классный и школьный коллектив.

  • ^ Сезонные изменения в природе – 10 часов

Окружающая природа. Изменения в природе в зависимости от времён года.

Названия месяцев (осенних, зимних, весенних, летних).

Характерные признаки времён года.

Изменения в жизни диких и домашних животных в зависимости от времён года.

Труд людей и охрана их здоровья в разные времена года.

  • Кто и что? – 15 часов

Неживая и живая природа.

Растения, их разнообразие (деревья, кустарники, травы, комнатные растения). Роль растений в природе и жизни людей.

Животные, их разнообразие (рыбы, насекомые, птицы, звери). Роль животных в жизни человека, бережное отношение его к животным.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Название нашей планеты, название родной страны, родного города.

  • Как, откуда и куда? – 11 часов

Реки, название больших рек, их значение в жизни человека.

Разнообразие веществ в окружающем мире. Свойства снега и льда.

Условия необходимые для жизни живых организмов.

Способы познания окружающего мира. Уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов.

Происхождение мусора, понятие «отходы». Правильное обращение с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.

  • Где и когда? – 7 часов

Использование приобретённых знаний для установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Условия необходимые для жизни животных.

Труд в семье и на производстве. Профессии родителей.

  • Почему и зачем? – 17 часов

Наша планета, наш родной край.

Понятие «осадки»

Почему их так назвали. Название 2 – 3 растений и животных.

Уметь выполнять правила поведения в природе охранять её.

Правила сохранения и укрепления здоровья. Личная гигиена. Чередование труда и отдыха в режиме дня.

Познание окружающего мира. Уметь использовать приобретённые знания.

  • Заключение – 1 час

Повторение изученного материала за год.

Уметь находить ответы на свои вопросы.


^ К концу I класса учащиеся должны знать:

домашний адрес; имена и отчества родителей;

режим дня; правила личной гигиены; правила поведения в школе, на улице, в природе;

основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания;

основные признаки времён года;

группы растений: деревья, кустарники, травы;

группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери;

значение природы для человека;

особенности труда людей наиболее распространённых профессий.

^ Учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

выполнять правила личной гигиены, поведения в школе, на улице, в природе;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми;

различать изученные растения, животных (по по нескольку представителей каждой из перечисленных выше групп);

вести наблюдения под руководством учителя и воспитателя группы продлённого дня;

объяснить какое значение имеет окружающая природа для людей;

подкармливать птиц в простейших кормушках, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  • А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. Учебник для I класса. Москва «Просвещение», 2006 г.

  • А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для I класса. Москва «Просвещение», 2008 г.

  • Е. П. Фефилова, Е. А. Поторочина. Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР,

азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. Москва «Вако», 2004 г.

Скачать 261.4 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты