Домой

Горшкова Галина Анатольевна




Скачать 70.98 Kb.
НазваниеГоршкова Галина Анатольевна
Дата09.01.2013
Размер70.98 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

Горшкова Галина Анатольевна,

заведующая отделом компьютерной обработки документов

и создания каталогов Научной библиотеки

Петрозаводского государственного университета,

руководитель Совета по повышению квалификации проекта МАРС


Повышение квалификации библиографов-участников проекта МАРС -


основа создания качественных библиографических записей

для сводного каталога аналитики

(Доклад на III научно-практической конференции АРБИКОН «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации». 30 июня 2005 г., г. Пушкин)


Так сложилось в проекте МАРС, что основную часть библиографических записей создают библио­графы - сотрудники справочно-библиографических отделов библиотек. Только в нескольких библиоте­ках этой работой занимаются сотрудники отделов обработки и каталогизации. Учитывая данное обстоятельство, вопросам повышения квалификации в проекте МАРС уделяется сегодня большое внимание.

Чем лучше подготовлены библиографы и каталогизаторы в профессиональном плане, тем качест­веннее получаются библиографические записи на статьи из журналов, которые они создают для сводной базы данных проекта МАРС. Вся система квалификации проекта МАРС рассчитана на решение этой основной задачи. Поэтому деятельность в системе повышения квалификации сегодня направлена на улучшение качества создаваемых библиографических записей.

Система повышения квалификации проекта МАРС включает следующие моменты:

  1. Доработка методических материалов в процессе создания библиографических записей.

  1. Индивидуальное консультирование всех участников проекта по вопросам создания библиографических записей (в основном через электронную почту).

  2. Работа с конкретными библиотеками, на чьи библиографические записи были получены замечания от партнеров по проекту.

  1. Сопровождение системы «вопрос-ответ» на сайте проекта МАРС.

  2. Первоначальное обучение новых библиотек-участниц с целью их адаптации в проекте. .

  3. Разработка учебного курса для обучения библиографов.

  4. Создание системы дистанционного обучения и сертификация библиографов.

Система методических материалов, которая сегодня имеется в проекте, призвана оказать практиче­скую помощь библиографам при создании библиографических записей на статьи из журналов. В мето­дических материалах закреплены согласованный перечень полей, правила составления библиографических записей на статьи из журналов, методика раскрытия содержания статьи. Эти методические мате­риалы постоянно совершенствуются в процессе создания библиографических записей. Будут они дорабатываться и дальше с учетом положений и рекомендаций по единому лингвистическому обеспечению, которые будут приняты совместными усилиями в АРБИКОН.

Начиналась же разработка методических материалов с утверждения перечня обязательных и фа­культативных полей и подполей для заполнения всеми участниками проекта МАРС. Учитывая, что все библиотеки работают на разных АИБС, в том числе и на старых версиях, это оказалось делом довольно хлопотным. К сожалению, то, что реализовывалось просто в одной АИБС, в другой вызвало сложности. Необходимо было требуемый перечень полей настроить для всех АИБС. Эту задачу решали методисты-программисты, ответственные в проекте МАРС за настройку АИБС. Результатом работы стала «Методи­ка заполнения полей», которая является своего рода законом в проекте МАРС.

Казалось бы, что задачу используемых полей и подполей мы решили. Тем не менее, как оказывается, что решили мы ее на определенный момент. Чем шире круг расписываемых журналов, чем больше расписывается узкоспециальных и профессиональных журналов, тем больше возникает проблем по распределению сведений в согласованные поля и подполя. В журналах, которые были взяты библиоте­ками на роспись в последние полгода, печатаются ноты, карты и даже ГОСТы. А это уже специальные виды документов, содержащие специфические сведения. Необходимо будет решать, как поступить, добавлять дополнительные поля для этих специфических сведений или каким-то образом их обойти, раз­местив эти сведения в используемых полях. В систему методических материалов входят:

  1. Методика заполнений полей.

  2. Схемы библиографических записей на различные виды статей из журналов.

  3. Методические рекомендации по составлению аннотаций в рамках проекта МАРС.

  4. Методические рекомендации «Индексирование статей ключевыми словами».

  5. Рубрикатор МАРС.

  6. Правила заполнения подполя «Географическая рубрика».

  7. База примеров на различные виды статей из журналов.

Работа с методическими материалами проходит в проекте по следующему сценарию:

  1. Подготовка первоначального варианта методического материала.

  2. Обсуждение подготовленного варианта методического материала в Методическом совете проекта МАРС.

  3. Учет предложений и дополнений, поступивших в ходе обсуждения, доработка методического материала.

  4. Промежуточное голосование отдельных положений методического материала, по которым возникли расхождения.

  5. Доработка методического материала.

  6. Голосование по введению методического материала в действие.

Тем не менее, работа над методическим материалом не прекращается после его ввода в действие. Разработать идеальное методическое пособие, которое стало бы для библиографа настольным не так просто. В нем библиограф должен найти ответы на любые вопросы, возникающие в процессе работы над статьей, и увидеть примеры, помогающие правильно внести сведения.

Так сложилось, что в процессе работы от библиотек поступают предложения по изменению форму­лировок, присылаются интересные примеры для иллюстрации закрепленных правил. Главное, чтобы высказанные, предложения не затрагивали основную концепцию и заложенные принципы. Все поступив­шие предложения обобщаются, и очень часто находят свое отражение в методическом материале.

Изменения в методические материалы вносятся в основном два раза в год - 1 марта и 1 октября. Однако, в исключительных случаях возможно внесение изменений между этими сроками.

Хочется отметить совместную работу библиотек по разработке методических рекомендаций «Индек­сирование статей ключевыми словами». До этого в проекте действовали методические рекомендации по составлению ключевых слов, но вызывали много нареканий. В разработке методических рекоменда­ций принимали участие все участники проекта МАРС. Порядок работы был следующим:

  1. Обсуждение спорных вопросов, возникших в связи с прежними методическими рекомендациями.

  1. Формирование первоначального варианта методических рекомендаций, учитывающих мнение подавляющего большинства участников проекта.

  2. Обсуждение разработанного варианта методических рекомендаций, в результате которого появились новые спорные вопросы.

  1. Промежуточное голосование по спорным вопросам.

  2. Доработка методических рекомендаций.

  1. Голосование по утверждению методических рекомендаций и внедрению их в практику работы библиотек.

  2. Поступающие предложения по методическим рекомендациям собираются и будут обобщены. Потом будет видно, как поступить дальше.

Сегодня Советом по повышению квалификации готовится практическое пособие с примерами на различные виды статей из журналов. Необходимость такого пособия вызвана тем, что от библиогра­фов поступает много вопросов, связанных со сложностью идентификации сведений в связи с издатель­ским оформлением статей в журналах.

Нередко статьи оформлены таким образом, что и на самом деле трудно определить, что принять за заглавие, за сведения, относящиеся к заглавию, за коллективного автора и т. п. Чтобы разобраться, библиографы присылают сканокопии первых страниц статей с просьбой о помощи. Отразить такие моменты в «Методике заполнения полей» невозможно, поэтому и создается практическое пособие, где бу­дут размещены многочисленные примеры с комментариями, почему именно так следует внести те или иные сведения. В отдельной папке будут собраны сканокопии первых страниц статей или при необходи­мости статей полностью. Правда, времени на создание такого пособия требуется значительно больше, чем планировалось Советом по повышению квалификации раньше.

И все же объем работы над методическими материалами медленно, но сокращается. В начале ра­боты проекта пришлось разрабатывать, все перечисленные выше методические материалы. Когда будет учтен весь спектр возникающих сегодня проблем, и методические материалы станут стабильными, объем работы значительно сократится.

Такая кропотливая работа над методическими материалами дает свои положительные результаты. Судить об этом можно уже потому, насколько меньше в текущем году, по сравнению с предыдущим, поступает вопросов от библиографов в порядке индивидуального консультирования. Если в 2004 г. было дано более 500 индивидуальных консультаций, то, судя по показателям первого полугодия 2005 г., наблюдается сокращение почти в два раза.

Индивидуальное консультирование, как можно заключить из вышесказанного выполняет у нас две функции. Во-первых, оно помогает библиографу создать правильную библиографическую запись. Во-вторых, поступающие вопросы помогают совершенствовать имеющиеся в проекте методические материалы и инициируют создание новых.

В систему повышения квалификации проекта МАРС входит также процесс обучение новичков. Связано это с тем, что проект постоянно расширяется. Занимается этой работой специальный человек. В процессе первоначального обучения с помощью создания тестовых библиографических записей оценивается подготовленность библиографов входящей в проект библиотеки. Им предоставляются для изучения методические материалы. Отлаживаются вопросы передачи библиографических записей.

Система повышения квалификации в проекте МАРС должна в будущем измениться. Представляется актуальная задача формирования дистанционной системы повышения квалификации библиографов, принимающих участие в проекте МАРС. Первым шагом к разработке такой системы должна стать подготовка учебного курса, которая сегодня уже ведется. Финансирует разработку учебного курса АРБИКОН.

После представления разработанного учебного курса в виде дистанционной обучающей системы можно будет ставить вопрос о сертификации библиографов.

Скачать 70.98 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты