Домой

Рабочая программа дисциплины риск-Менеджмент направление ооп 080200 «Менеджмент»




Скачать 396.28 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины риск-Менеджмент направление ооп 080200 «Менеджмент»
страница1/3
Дата08.01.2013
Размер396.28 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Курс 4 семестр
Виды учебной деятельности и временной ресурс
1. Цели освоения дисциплины
Цели образовательной программы
Efmd, ifeama
Efmd, ifeama
Efmd, ifeama
2. Место дисциплины в структуре ООП
3. Результаты освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Раздел II. Планирование реагирования на риски
Практическое занятие.
Тема 4. Обработка рисков
Практическое занятие.
Тема 5. Методы теории игр
Практическое занятие.
Тема 6. Анализ чувствительности проекта
Практическое занятие.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИПР

____________ А.К. Мазуров

« ___ » _________ 201 ___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


риск-Менеджмент


НАПРАВЛЕНИЕ ООП 080200 «Менеджмент»

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ «Производственный менеджмент в

нефтегазовой отрасли»


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр менеджмента

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

^ КУРС 4 СЕМЕСТР 8

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ Б2.Б2 «Статистика», Б3.В3 «Учет и анализ»,

Б3.В1.1 «Экономика предприятия»

КОРЕКВИЗИТЫ Б3.В.5.9 «Организация и управление производством на

предприятиях нефтяной и газовой промышленности»


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

ЛЕКЦИИ – 18 час.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ – 30 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ – 48 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 36 час.

ИТОГО – 84 час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ экзамен,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ кафедра ЭПР


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _______________ Г.Ю. Боярко

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ Е.Ю. Калмыкова

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ _______________ А.А. Вазим


2011 г.


^ 1. Цели освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «Риск-менеджмент» бакалавр приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц4 и Ц9 основной образовательной программы «Менеджмент».


Таблица 1

^ Цели образовательной программы

Код цели

Формулировка цели

Требования ФГОС ВПО и (или) заинтересованных работодателей

Ц1

Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности, обеспечивающей эффективное управление на предприятиях и в организациях любой организационно-правовой формы

Требования ФГОС ВПО, критерии АМР и АИОР, соответствующие международным стандартам АМР, CEEMAN, ^ EFMD, IFEAMA и AAМ

Ц4

Подготовка выпускников к поиску и получению новой информации, необходимой для работы в постоянно изменяющихся условиях внутренней и внешней среды и эффективного решения управленческих задач

Требования ФГОС ВПО, критерии АМР и АИОР, соответствующие международным стандартам АМР, CEEMAN, ^ EFMD, IFEAMA и AAМ

Ц7

Подготовка выпускников к обоснованию и отстаиванию собственных заключений и выводов, осознанию ответственности за результат принятых своих профессиональных решений


Требования ФГОС ВПО, критерии АМР и АИОР, соответствующие международным стандартам АМР, CEEMAN, ^ EFMD, IFEAMA и AAМ


Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к информационно-аналитической деятельности, в т.ч.:

  • сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

  • построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

  • создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

  • к обоснованию и отстаиванию собственных заключений и выводов, осознанию ответственности за результат принятых своих профессиональных решений;

  • оценка эффективности управленческих решений.



^ 2. Место дисциплины в структуре ООП


Дисциплина «Риск-менеджмент» относится к специальным дисциплинам профессионального цикла (Б3.В.5.4). Дисциплина непосредственно связана с дисциплинами базовой части профессионального цикла (Б2.Б2 «Статистика», Б3.В3 «Учет и анализ», Б3.В1.1 «Экономика предприятия») и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины являются дисциплины профессионального цикла: Б3.В.5.9 «Организация и управление производством на предприятиях нефтяной и газовой промышленности».


^ 3. Результаты освоения дисциплины


После изучения дисциплины «Риск-менеджмент» бакалавры приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам Р3, Р4, Р6 основной образовательной программы «Менеджмент».

В результате освоения дисциплины бакалавр будет:

знать: основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности (З3.3); назначение, структуру и содержание отчетов организации (З4.2); основы теорий анализа и конкурентоспособности предприятия, отрасли, страны (З6.2).

уметь: анализировать отчетность и составлять прогнозы развития организации (У3.2); систематизировать и получать необходимые данные для анализа деятельности предприятия отрасли (У6.1); анализировать конкурентную среду отрасли, поведение потребителей на рынках с разным уровнем конкуренции (У6.2).

владеть (методами, приёмами): методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (В.3.7); анализировать поведение потребителей экономических благ и формировать спрос (В6.2); оценивать риски, доходность и эффективность принимаемых финансовых и инвестиционных решений (У7.3).

В процессе освоения дисциплины у бакалавров развиваются следующие компетенции:

  1. Универсальные (общекультурные):

  • владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

  • владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15).

2. Профессиональные:

информационно-аналитическая деятельность:

  • способность к экономическому образу мышления (ПК-26);

  • умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

  • способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

  • способность обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);

  • способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47).


^ 4. Структура и содержание дисциплины


4.1 Содержание разделов дисциплины


Раздел I. Основы управления рисками

Тема 1. Основные понятия управления рисками

Лекция. Неопределенность. Риск. Вероятность рисков. Случай, вероятность и воздействие. Объективный и субъективный методы определения вероятности нежелательных событий. Дерево рисков (структура разбиения рисков) проекта. Внешние факторы риска. Внутренние факторы риска.

^ Практическое занятие. Дерево рисков (структура разбиения рисков) проекта. Внешние факторы риска. Внутренние факторы риска.


Тема 2. Методы определения вероятности и последствий рисков

Лекция. Сущность статистических методов и моделей определения и оценки рисков предприятия. Статистические методы, определяющие степень риска предприятия с помощью вероятности наступления событий. Риск как мера неопределенности ожидаемого дохода. Риск как мера колеблемости дохода. Математико-статистические показатели риска в терминах распределения вероятностей ожидаемого дохода и среднеквадратического отклонения от среднеожидаемого дохода. Вариация, ковариация, корреляция. Среднеквадратическое отклонение от среднего наблюдавшегося дохода. Уменьшение этих показателей как цель и содержание управления рисками. Положительные и отрицательные стороны статистических методов.

^ Практическое занятие. Матрица оценки вероятности и последствий. Документирование рисков проекта. Методы сбора информации. Методы количественного и качественного анализа. Влияние ограничивающих факторов. Анализ сценариев развития проекта. Анализ длительности проекта.

^ Раздел II. Планирование реагирования на риски

Тема 3. Стратегии решений в условиях риска

Лекция. Сущность аналитических методов и моделей определения и оценки рисков предприятия. Игровые модели. Метод анализа целесообразности затрат. Методы расчета и анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Модели по определению и оценке риска банкротства предприятия. Положительные и отрицательные стороны аналитических методов.

Дерево решений. Планирование управления рисками. Особенности управления рисками нефтегазовых проектов. Современная концепция управления рисками проектов. Общие требования к системам управления рисками проектов.

^ Практическое занятие. Структурная схема организации (OBS). Организационное планирование. Матрица ответственности. Степени ответственности участников проекта. Сертификация систем менеджмента качества. Экологический менеджмент в нефтегазовых проектах.

Деловая игра «Разработка матрицы возможности проявления проектных рисков и степень их значимости для инвестора по годам жизненного цикла проекта».


^ Тема 4. Обработка рисков

Лекция. Система управления рисками и отчетность. Автоматизация процесса управления рисками. Снижение общих хозяйственных и финансовых рисков. Дисконтированная оценка доходности проекта. Финансовый риск проекта. Финансовые риски и страхование. Страхуемые и нестрахуемые риски.

^ Практическое занятие. Эффективность инвестиционного проекта. Связь эффективности с доходностью и риском. Формула эффективности в риск менеджменте. Рыночная линия как отражение связи делового и финансового риска и доходности вложений. Кривая безразличия (индифферентности) инвестора. Кривая безразличия и рыночная линия. Отношение к риску в терминах теории полезности. Преимущества кривой полезности.

Деловая игра «Разработка Плана проекта по вехам».


^ Тема 5. Методы теории игр

Лекция. Общие принципы управления риском. Стратегии управления риском. Личностные факторы, влияющие на степень риска при принятии управленческих решений. Классификация методов управления риском. Этапы управления риском (идентификация и анализ подверженности риску, включая методы количественной оценки риска; анализ альтернативных методов управления риском; выбор методов управления риском; использование выбранного метода управления риском; мониторинг результатов и совершенствование системы управления риском). Специальные методы управления риском. Подходы к разработке методов управления риском на конкретном предприятии. Организация программы управления риском.

^ Практическое занятие. Критерий Вальда. Критерий Севиджа (критерий минимального сожаления). Критерий абсолютного оптимизма. Критерий Гурвица. Критерий Байеса-Лапласа, или критерий среднего выигрыша.


^ Тема 6. Анализ чувствительности проекта

Лекция. Метод вариации параметров: инвестиционные затраты; объем производства; издержки производства; процент за кредит; индексы цен или индексы инфляции; задержки платежей; длительность расчетного периода. Относительный и абсолютный анализ чувствительности проекта.

^ Практическое занятие. Общая характеристика количественного анализа рисков. Результат количественного анализа рисков. Вероятностный и статистический анализ: алгоритм, пример расчета. Метод оценки платежеспособности и финансовой устойчивости. Метод целесообразности затрат (точки безубыточности, платежеспособности, производственно-финансовый леверидж). Матрица эффектов и ущерба и матрица риска: алгоритм, пример расчета. Анализ показателей эффективности и анализ чувствительности. Определение обобщенной внутренней нормы доходности. Метод построения дерева решений: алгоритм, пример расчета. Метод построения сценариев: алгоритм, пример расчета. Имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Алгоритм метода, пример расчета. Понятие профиля риска и кумулятивного профиля риска. Пять случаев принятия решений в зависимости от вида профиля риска. Понятие ожидаемой стоимости.


^ Раздел III. Стратегии решений для минимизации рисков


Тема 7. Методы минимизации проектных рисков

Лекция. Задачи анализа затрат на производство и реализацию продукции предприятий НГП. Факторный анализ себестоимости строительства скважин. Факторный анализ себестоимости добычи нефти и газа. Анализ затрат на рубль товарной продукции. Анализ резервов снижения себестоимости продукции.

^ Практическое занятие. Основные методы минимизации проектных рисков: диверсификация, или распределение рисков; резервирование средств; страхование. Метод частных рисков. Хеджирование. Гарантии. Лимитирование. Залог. Методы финансовой оценки проекта. Расходы и бюджетирование проекта.


^ Тема 8. Планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков

Лекция. Избежание и лимитирование рисков. Особенности применения данной методики. Внутренние меры и разработка системы нормативов. Диверсификация. Понятие и типы. Основные направления диверсификации.

Передача и хеджирование рисков. Общая характеристика и способы осуществления. Страхование и самострахование. Понятие страхования и самострахования. Применение самострахования. Сравнительная оценка экономической эффективности страхования и самострахования, метод Хаустона.

Этапы планирования реагирования на риски. Разработка плана противодействия появлению рисков и снижения их величины. Методы управления рисками и выбор процедур контроля. Мониторинг и контроль рисков.

^ Практическое занятие. Системные стандарты PMBoK Guide 2004. Проектный офис. Этапы развития проекта. Оценка эффективности команды. Риски при запуске проекта.


Тема 9. Оценка экономического эффекта от управления рисками

Лекция. Управление рыночными рисками. Понятие и определение рыночного риска. Казначейский и процентный риски. Общая доходность и рискованность рыночного портфеля финансового института. Метод CAPM. Методология VAR. Описание, преимущества, определение базовых элементов. Основные методы вычисления VAR: аналитический, историческое моделирование, статистическое моделирование. Границы применения метода. Метод Shortfall. Сценарии What-If и использование многофакторных моделей.

Управление кредитными рисками. Понятие и определение кредитного риска. Методы управления кредитными рисками. Анализ предоставляемой информации. Анализ технико-экономического обоснования кредита. Анализ кредитоспособности заемщика. Оценка персональных качества заемщика. Правило «пяти си». Структурный анализ кредита: цель кредита, сумма кредита, порядок погашения, срок, обеспечение кредита, процентная ставка, прочие условия. Оформление и контроль за исполнением кредитной сделки. Личностные качества персонала финансового института и человеческий фактор.

Управление операционными рисками. Понятие и определение операционного риска. Классификации операционных рисков. Методы анализа операционных рисков. Статистический анализ распределения фактических убытков. Балльно-весовой метод (метод оценочных карт). Сценарный анализ. Методы управления операционными рисками. Аутсорсинг и страхование. Разработка комплексных планов по обеспечению непрерывности и восстановления финансово-хозяйственной деятельности.

^ Практическое занятие. Экономические риски предприятия. Страхование как основной инструмент снижения степени риска. Производственные риски предприятия. Системы управления риском на предприятии. Роль мониторинга в общей системе управления проектами. Мониторинг и управление рисками. Окончание проекта. Оценка экономического эффекта завершения работ и роспуска команды.


^ 4.2 Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности

Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности (лекция, лабораторная работа, практическое занятие, семинар, коллоквиум, курсовой проект и др.) с указанием временного ресурса в часах представлена в таблице 1.


Таблица 1

^ Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения


Название раздела / темы

Аудиторная

работа (час.)

СРС (час.)

Итого

лекции

практ.

занятия

^ Раздел I. Основы управления рисками













Тема 1. Основные понятия управления рисками

2

2

4

8

Тема 2. Методы определения вероятности и последствий рисков

2

4

4

10

^ Раздел II. Планирование реагирования на риски













Тема 3. Стратегии решений в условиях риска

2

4

4

10

Тема 4. Обработка рисков

2

4

4

10

Тема 5. Методы теории игр

2

4

4

10

Тема 6. Анализ чувствительности проекта

2

2

4

8

^ Раздел III. Стратегии решений для минимизации рисков













Тема 7. Методы минимизации проектных рисков

2

4

4

10

Тема 8. Планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков

2

4

4

10

Тема 9. Оценка экономического эффекта от управления рисками

2

2

4

8

Итого

18

30

36

84


^ 4.3 Распределение компетенций по разделам дисциплины


Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения по основной образовательной программе, формируемых в рамках данной дисциплины и указанных в пункте 3, представлено в таблице 2.


Таблица 2

^ Распределение по разделам дисциплины планируемых результатов обучения




Формируемые

компетенции

^ Разделы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

9



З3.3

+

+
























З4.2

+

+
























З6.2

+

+
























У3.2







+

+

+

+

+

+

+



У6.1







+

+

+

+

+

+

+



В.3.7







+

+

+

+

+

+

+



В.3.8







+

+

+

+

+

+

+


  1   2   3

Скачать 396.28 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты