Домой

Методика теста М. Куна «Тест 20 ответов» Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение




Скачать 52.88 Kb.
НазваниеМетодика теста М. Куна «Тест 20 ответов» Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение
Дата08.01.2013
Размер52.88 Kb.
ТипАнализ
Содержание
На третьем месте
Четвертое место
На шестом месте – категория «Человек, индивид»
На шестом месте
На седьмом месте
На девятом месте
Подобные работы:

Анализ социально-психологических качеств личности.

Методика теста М.Куна «Тест 20 ответов»


Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение.

Для исследования «Я-концепции» нами использовался тест двадцати утверждений самоотношения. Он предназначен для исследования самоотношения и был предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г. Тест основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. (текст теста в приложении 1)

Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают.

Были выделены следующие категории контент-анализа:

социальные группы: (пол, возраст, национальность, религия, профессия); мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политико-идеологические и моральные высказывания); интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка; профессиональная идентичность; семейная роль и статус.

В опросе принимали участие группа из четырёх человек. Опрошенные – мастера производственного обучения профессионального лицея г. Кувандыка. Из них женщины – 100 %. Возрастной диапазон опрошенных от 30 до 35 лет. По национальности – русские. Уровень образования – высшее.

Результаты теста обрабатывались при помощи контент-анализа.

При первоначальном анализе было выделено 20 категорий анализа (приложение 2, таблица 1). Категории определялись на повторении высказываний и на основе теоретических представлений о структуре личности.

В окончательном варианте категорий анализа оказалось 15. Это еще раз подчеркивает сложность процедуры анализа, связанную с обобщением материала и определением категорий. Это еще связано с малочисленностью группы.

Все высказывания были разделены на две группы. В первую группу вошли общие ответы, большинство. Общие ответы лучше поддавались группировке, чем частные. Ко второй группе были отнесены частные высказывания, которые встречались в единичных случаях. Обобщались наиболее встречающиеся и конкретные понятия, такие как, профессиональный статус, некоторые черты характера: эмоциональность, интеллектуальность, «ассоциации», и др.

Итак, суммарное количество ответов – 71. Количество возможных вариантов ответов – 80. Эта сумма складывается из количества опрошенных и возможных 20-ти вариантов ответов (4×20 = 80). Разница между реальным количеством высказываний и возможным – 9, т.е. реальных высказываний на 11 % меньше ожидаемых.

Среди выделенных 20-ти категорий анализа (приложение 3, таблица 2), наиболее часто встречающимися категориями являются:

первое место – семейный статус. (Количество ответов 14). Свидетельствует о значимости семейной сферы в жизни испытуемых. Можно сказать, что стержнем их «Я-образа» является семейный статус. Все опрошенные (женщины) указали на семейный статус, а некоторые указали даже несколько семейных позиций.

Категория «оценочное отношение к себе» оказалась на втором ранговом месте (10 ответов)

К данной категории были отнесены ответы, в которых проявлялась оценка себя. Причем преобладали ответы, характеризующие черты больше негативные: скандалистка, обжора и т.д. То, что данная категория находится на втором месте в данной группе, может свидетельствовать, с одной стороны, о высоком уровне самосознания, с другой стороны – о значимости данной категории для испытуемых, которые могут признаться себе в негативных чертах своего «Я». Оценочная сторона имеет существенное значение, так как приводит к выделению двух форм существования общей оценки – довольство и недовольство собой.

^ На третьем месте оказалась категория: «мифическое Я» или «ассоциации» (8 ответов). Категория «мифическое Я» или «ассоциации» включала ответы ассоциативного характера, такие как «вечно хмурая туча», колдунья, «ядовитая змея» и т.п. Ассоциации были связанны с животными, с природой и окружающим миром, что характерно для лиц с выраженной индивидуальностью, богатым воображением и в основном характеризуют эмоциональную сферу человека.

^ Четвертое место по частоте встречаемости оказалась категория «профессиональный статус и отношение к нему». Кол-во ответов 7 из числа опрошенных.

Данная категория включала понятия, связанные с реальной профессией, местом работы и отношением к ней. Проявленное отношение в основном носит позитивный характер.

Пятое место – две категории – категория «моральные качества» » (кол-во ответов 6), включала только позитивные качества: добрая, не злая и т.п. и категория «статус в группе, в социуме» (кол-во ответов 6).

Категория «статус в группе, в социуме» включала ответы, в которых указывался какой-либо статус в формальной или неформальной группе.

Были названы такие статусы, как лидер в коллективе, ценю друзей, внимательный слушатель.

^ На шестом месте – категория «Человек, индивид» (5 ответов).

Эти понятия объединены в одну категорию, т.к., во-первых, они близки по сути, во-вторых, понятие индивид встречается в единичных случаях.

Наибольший вес она имеет на первой позиции (человек)

Итак, 5 ответов из четырех опрошенных на вопрос «Кто Я такой» в первую очередь ответили – человек. Это достаточно обобщенный уровень дифференциации себя. Отношение к этому статусу проявляется только с точки зрения социальных и моральных норм (хороший, плохой, добрый и т.д.). Количество философских высказываний, связанных с этим понятием не прозвучало.

^ На шестом месте оказалась также категория «пол и отношения к нему» (5 ответов). По данной категории женщины чаще указывают свой пол, чем мужчины. Сексуальность отмечена опрошенными не была.

^ На седьмом месте оказалась категория: «психологический настрой на будущее. Категория имеет 3 высказывания. Количество пессимистов и оптимистов распределилось почти поровну, с небольшим перевесом пессимистов.

Восьмое место – категория «эмоциональные качества» и категория «внешность» Кол-во ответов по 2 из опрошенных.

К категории «внешность» были отнесены высказывания, связанные с внешностью человека. В основном были позитивные высказывания: стройная, красотка. Правда, вес данной категории в «Я-образе» изучаемой группы незначителен, и для тех, кто выделил данную позицию, она также не имеет высокой значимости. Данный результат был несколько неожиданным для нас. Поскольку группа женская, предполагалось, что внешности опрашиваемые будут придавать особое значение.

^ На девятом месте оказались три категории:

категория «образовательный статус и отношение к нему» и категория «эмоциональные качества» (по 1 ответу).

Если сравнить данную категорию с категорией «профессия и отношение к ней», то можно заметить, что отношение к профессии более выражено, чем отношение к образовательному статусу. Отсутствие отношения может быть свидетельством незначимости данного статуса для группы испытуемых, что неожиданно для исследователей, т. к. профессия испытуемых напрямую связана с образовательным учреждением. Можно предположить, что профессия испытуемых постоянно связана с самообразованием и принимается как должное.

Также на последнем, девятом ранговом месте оказалась категория «философское Я» (1 ответ). К данной категории были отнесены высказывания, имеющие более высокую степень обобщения, такие как: «молекула в масштабе страны».

Вывод: обобщая вышесказанное можно сказать, что «Я-образ» большинства опрошенных оказался достаточно позитивным. Превалирующими компонентами структуры «Я-образа» являются: семейный статус, оценочное отношение к себе, профессиональный статус, «ассоциации», что в основном характеризуют эмоциональную сферу человека, моральные и эмоциональные качества.

Пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, гражданство, в «Я-образе» представлены в очень незначительной степени или не представлены вообще. Моральные и эмоциональные качества превосходят интеллектуальные, социально-психологические, волевые и деловые качества.

Скачать 52.88 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты