Домой

Задачи и направленность: подготовка дошкольников к усвоению чтения и письма; развитие слухового внимания и слуховой памяти




Скачать 47.15 Kb.
НазваниеЗадачи и направленность: подготовка дошкольников к усвоению чтения и письма; развитие слухового внимания и слуховой памяти
Дата07.01.2013
Размер47.15 Kb.
ТипМетодическая разработка
Содержание
2.Задачи и направленность
4.Актуальность и востребованность на современном этапе
5.  Условия реализации
7. Способы взаимодействия специалистов
9.Результативность использования данной учебно-методической разработки
Подобные работы:

Развитие фонематического восприятия

и навыков звукового анализа у детей

дошкольного возраста

Учебно-методическая разработка


Березицкая Г.М., учитель-логопед МДОУ №29 г. Златоуста Челябинской области.

1.Цель учебно-методической разработки:

Изучить, осмыслить и переработать литературу отечественных учёных и опыт педагогов практиков. Подобрать наиболее эффективные методики, методы и приёмы по формированию у детей с речевыми нарушениями фонематического слуха и восприятия, овладению детьми старшего дошкольного возраста навыками выполнения звукового анализа и синтеза.

^ 2.Задачи и направленность:

- подготовка дошкольников к усвоению чтения и письма;

- развитие слухового внимания и слуховой памяти;

- формирование навыков восприятия и различения звуков речи;

- обучение делению слов на слоги;

- обучение детей умению подбирать слова с заданными звуками;

- определение  места звука в словах;

- обучение навыку звукового анализа;

- построение    графической   небуквенной    модели,    отражающей    количе-ство, последовательность звуков в слове, а также характеристику звуков.

- закрепление знаний об изученных звуках, их характеристиках (гласный- согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

3.Адресовано: учителям - логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

 ^ 4.Актуальность и востребованность на современном этапе:

Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей воспринимать и различать на слух фонемы. Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи, в том числе и слоговая структура, словарный запас и грамматический строй речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза.

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе поэтапность и последовательность процесса формирования фонематического восприятия и навыков языкового анализа и синтеза освещена фрагментарно, без учёта структуры речевого дефекта.

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова у детей с нормированным развитием появляется спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н.Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. Очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии и дисграфии. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Обучить детей звуковому анализу с помощью занимательных и результативных игр поможет данный дидактический материал.

^ 5.  Условия реализации:

Логопункт при ДОУ, логопедическая группа, массовая группа, домашние условия.

6.  Показания и противопоказания к применению:

Применять дидактические материалы к дошкольникам в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Материал подобран и систематизирован, в работе представлена поэтапность формирования фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Противопоказаний нет.

^ 7. Способы взаимодействия специалистов:

Полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, руководителя по изобразительной деятельности, психолога) и родителей. Способы взаимодействия:

  • консультации логопеда и семинары - практикумы;

  • систематическое проведение занятий с детьми;

  • внедрение элементов обучения грамоте с использованием динамических пауз с речевым материалом, попевок гласных звуков, звукоподражаний, речевых игр на занятиях узких специалистов;

  • создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие фонематические представления (настольно-печатные, компьютерные), логоконструкторы, перфокарты.

8. Краткая характеристика содержания:

Представлены:

  • Методика обследования фонематического слуха.

  • Этапы формирования фонематического слуха и восприятия, процесса звуко-слогового анализа.

  • Методы и приёмы формирования фонематического слуха, восприятия

и овладения звуковым, слоговым анализом и синтезом слов различной сложности.

  • Алгоритм действий по выполнению звукового анализа.

  • Порядок анализируемых слов: далеко не все слова можно предлагать ребёнку для выполнения слогового и звукового анализа. Даётся чёткая последовательность предъявляемых слогов, затем слов.

  • Описание игр и упражнений для овладения и закрепления необходимыми знаниями на каждом этапе.

^ 9.Результативность использования данной учебно-методической разработки:
Данный материал имеет результативность потому, что сведения о методике выполнения звукового анализа в литературе разрозненные, здесь же представлены целостно и поэтапно, с описанием дидактических игр и упражнений. Развитие фонематических процессов создаёт базу для дальнейшего развития звукового анализа и синтеза слов, что в свою очередь постепенно формирует навык послогового чтения. Звуковой анализ и синтез является основным в предупреждении дислексии и дисграфии. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения и письма. Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом, тем более, когда дело касается такого важного и сложного раздела образовательной программы, как обучение грамоте. Применяя его на практике, результаты показывают положительную динамику.

10. Перспективы использования учебно-методической разработки:
-  коррекционно-образовательные учреждения;
- детские сады общего вида;
- специализированные детские сады;
- группы кратковременного пребывания;

Скачать 47.15 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты