Домой

Тема урока Кол-во




НазваниеТема урока Кол-во
Дата06.01.2013
Размер0.49 Mb.
ТипУрок
Содержание
Виды контроля
Пояснительная записка
Виды контроля
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны уметь
Подобные работы:



п/п

Тема

урока

Кол-во

часов

Содержание

образования

Виды

учебной

деятельности

Планируемый

результат

освоения

материала


Внутрипредметные и

межпредметные связи

^ Виды

контроля

Домашнее

задание

Сроки

проведения

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

1

Слово о поэте. Историческая основа произведения.

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме.

Рецептивная:

чтение 1 части;

Репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

рассказ о писателе, составление плана учебной статьи, выразительное чтение, инсценирование поэмы.

Знать:

факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы;

уметь:

определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.

История:

восстание декабристов, прототипы героинь Некрасова.

Литература:

поэма, сюжет, композиция и её художественная роль.

Русский язык:

словарная работа (вирши, деспотизм, былинная стихия, народное сознание)

Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэте (отразить факты жизни и творчества писателя, отзывы современников, характеристику автора статьи). Ответить на вопросы: чем отличается документ, рассказывающий об историческом событии (восстание декабристов) от поэтического повествования Некрасова? В чем сила княгини и почему её не смог переубедить генерал?

Написать характеристику героини в соответствии с планом характеристики героя литературного произведения. Подготовить инсценированное чтение начала поэмы. Выразительно читать стих. «Размышления у парадного подъезда», ответы на вопросы стр. 244-245.







35

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

1

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими.

Рецептивная:

чтение фрагмента воспоминаний А.Панаевой, чтение стих.;

репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

выразительное чтение, устное словесное рисование с цитированием (описание ходоков), составление киносценария.


Знать:

рождение замысла стих., содержание стих., художественные приемы изображения действительности;

уметь:

воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стих., роль в нем приема антитезы.

ИЗО: иллюстрация Художника А.Лебедева «Размышления у парадного подъезда». Как бы вы проиллюстрировали этот эпизод из стих.?

Русский язык:

словарная работа (пилигрим, убогий, лепта, шелкоперый, идиллия)

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты текста. Создание киносценария «Парадный подъезд и его посетители».

Выучить наиз. отрывок из стих., подготовить проект киносценария «Народный стон», выразительно читать исторические баллады А.К.Толстого.

Инд. задан.:

«Иван Грозный в произведениях М.Ю.Лермонтова и А.К.Толстого»








36

А.К.Толстой

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания

Репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

выразительное чтение баллад; сообщение об одном из героев баллады;

поисковая: комментирование текста худ. произведения;

исследовательская:

сопоставление худ. произведений


Знать-понимать:

Факты жизни и творческой деятельности Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;

уметь:

анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описании событий, сопоставлять художественные произведения

История:

эпоха Ивана 4.

Русский язык:

архаизмы и историзмы.

Литература:

Сопоставление образа Ивана Грозного в «Песне…» Лермонтова и балладе А.К.Толстого

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных в балладах. Объяснить, какова их роль в тексте?

Почему автор назвал баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»? Рассуждение «Бегство князя Курбского в Литву: измена Руси или Ивану Грозному?»

Прочитать роман А.К. Толстого «Князь Серебряный».







37

Внекл.чт.:

А.К.Толстой «Князь Серебряный»

1

Образ эпохи Ивана Грозного, опричнина и опричники, благородный герой в кровавое время. Трагедия героя, сохранившего честь и верность.

Рецептивная:

чтение отдельных эпизодов;

репродуктивная:

ответы на вопросы, пересказ главы 1 «Опричники»;

продуктивная,

творческая:

устное словесное рисование с опорой на текст (описание Москвы той поры, портрет князя Серебряного, Ивана Грозного), чтение по ролям главы 9 «Суд»;

поисковая:

комментирование главы 8 «Пир», самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

исследовательская:

сопоставление отдельных сцен «Песни…»Лермонтова романа А.К.Толстого, анализ эпизодов: гл.14 «Оплеуха», гл.34 «Шутовской кафтан»


Знать:

автора и содержание романа;

уметь:

выделять сюжетные линии, оценивать поступки героев, объяснять эпиграф и соотносить его с содержанием исторического романа, обосновывать целесообразность использования пословиц и поговорок, особую роль песен на страницах романа

История: эпоха Ивана Грозного, опричнина.

Литература:

«Песня про купца Калашникова…» М.Ю.Лермонтова – допрос царем опричника, гл.9 «Суд» из романа А.К.Толстого:

С какой сценой «Песни…» перекликаются события в этой главе?

Ответить на вопросы: какой смысл в опричнине видит сам государь И.В.?

Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесенными в минуту отчаяния: «Какая Родина! Где наша Родина? От кого нам её отстаивать? Не татары, а царь губит Родину!»(глава «Последнее свидание»)

Создать «кодекс чести» каждого из главных героев. Прочитать «Повесть о том, как один мужик 2 генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина;

принести 2 часть учебника.







38

Японские трёхстишия (хокку)

1

Знакомство с японским лирическим стих. о природе. Слово о поэтах М.Басё, К.Исса

Рецептивная:

чтение стих. и полноценное их восприятие;

репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная,

творческая:

рассказ о поэтах, составление плана учебной статьи, выразительное чтение стих..

Знать:

факты жизни и творческой деятельности Басё и Исса, жанровые особенности хокку;

уметь:

определять жанровые особенности произведений, в процессе выразительного чтения показать лаконизм хокку и красоту природы, уклад жизни, обычаи Японии

Изо:

Иллюстрации японских художников.

Чем хокку сродни искусству живописи Японии?

Литература:

хокку, сюжет, композиция, звуковая и ритмическая организация трехстишия.

Почему хокку получили хождение в народной речи на правах пословиц?

Составить тезисный план статьи учебника и сообщения о поэтах (отразить факты жизни и творчества поэтов).

Ответить на вопросы: чем отличаются хокку от привычным нам стих.?

Создание собственных хокку о природе.

Стр.240 учеб., задания.







39

М.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил». Страшная сила сатиры

1

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть…». Паразитизм генералов, сметливость и трудолюбие мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании.

Рецептивная:

чтение статьи в учебнике, чтение сказки;

репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная,

творческая:

выразительное чтение по ролям, инсценирование;

поисковая:

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

исследовательская:

сопоставление народных сказок и «Повести…», ситуации, изображенной в «Робинзоне Крузо» Д.Дефо, и в «Повести…».



Знать:

автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть…», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика);

уметь:

составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Салтыкова-Щедрина

Литература:

фольклорные мотивы, фольклорные формулы, эзопов язык, «робинзонада».

ИЗО:

иллюстрации художников: М.Черемных, Н.Муратова, Кукрыниксов: как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчемность генералов?


Составить цитатный план сказки. Ответить на вопросы: какие пороки общества обличает Салтыков-Щедрин в «Повести…». Почему Салтыков-Щедрин газывал свою манеру писать «эзоповым языком»?Есть ли что-то общее у сказки Салтыкова-Щедрина и басен И.Крылова? Что нового вносит эта сказка в ваше представление о литературной сказке?

Пересказ сказки;

Сделать иллюстрацию к одному из эпизодов. Прочитать сказку «Дикий помещик», пересказать.







40

Внекл. чт.

М.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества

1

Своеобразие сказки М.Салтыкова--Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке

Рецептивная:

чтение сказки и полноценное её восприятие;

репродуктивная:

пересказ сказки «Дикий помещик»;

продуктивная, творческая:

чтение по ролям диалога между помещиком и капитаном-исправником;

поисковая:

самостоятельная работа по таблице: «Кого, в чем и как обличает автор», комментирование художественного текста;

исследовательская:

анализ текста сказки



Знать:

содержание сказки «Дикий помещик»;

понимать:

идейно-тематическое содержание сказки;

уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке

Русский язык:

Словарная работа (пасьянс, временнообязанный, пулька)

Работа по заполнению таблицы «Кого, в чем и как обличает Салтыков-Щедрин в сказке». Доказать на примере сказки, что источником как материальной, так и духовной культуры правящих классов является народ. Ответить на вопрос: что сближает сказку «Дикий помещик» со сказкой «Повесть…»?

Стр.275-276, вопр., задан.







41

Р/р.

Сатира и юмор в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках

Рецептивная:

чтение и восприятие текста сказок;

репродуктивная:

рассказ с использованием цитат о жизни «просвещенного пескаря», краткий пересказ сказки «Медведь на воеводстве», ответы на вопросы;

продуктивная,

творческая:

характеристика одного из героев сказки «Дикий помещик», защита сценария по этой сказке, презентация сказки, созданной в духе сказок Салтыкова-Щедрина;

поисковая:

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование текста;

исследовательская:

анализ текста, сопоставление сказок

Знать:

содержание сказок Салтыкова-Щедрина, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического);

уметь:

находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев, авторское отношение к героям в разных сказках

Литература:

юмор и сатира, их отличие; аллегория, гипербола, гротеск как средства художественной выразительности; язык художественного произведения.

Русский язык:

словарная работа (просторечия, канцеляризмы, авторский стиль)

Устное сочинение-рассуждение на темы:

1. «Какой была бы жизнь, если бы сбылись слова щуки: «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пескарь живет»?

2. «Удивительно, как иногда причины самые ничтожные к самым серьезным последствиям приводят» («Медведь на воеводстве»)



Прочитать статью «Нужен ли нам Щедрин сегодня?», объяснить, как вы понимаете слова В.Г.Белинского: «Сатира, как гром негодования, гроза духа»







42

Л.Н.Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых


1

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя.

Рецептивная:

чтение и восприятие художественного текста;

репродуктивная:

выборочный пересказ, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

сообщение о писателе: Толстой и Ясная Поляна;

Толстой и дети;

поисковая:

комментирование глав: «Maman», «Что за человек был мой отец»;

исследовательская:

анализ глав повести

Знать:

отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна;

уметь:

анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребёнка в дворянской семье





Выборочный пересказ, комментирование

Стр. 294-295, вопр., задан..







43

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь(развитие понятия)

Рецептивная:

чтение и восприятие художественного текста;

репродуктивная:

сжатый пересказ, ответы на вопросы, краткий пересказ главы «Ивины»;

продуктивная, творческая:

инсценирование главы «Классы», устное словесное рисование (Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Савишны);

поисковая:

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос;

исследовательская:

анализ глав «Классы», «Наталья Савишна», «Детство»; сопоставление произведений художественной литературы (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой)

Знать:

нравственную проблематику повести;

уметь:

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении)

ИЗО:

иллюстрация художника А.Вестфалена: такой ли вы представляете себе обстановку комнаты Натальи Савишны?

Русский язык:

словарная работа (привязанность, самопожертвование, сочувствие, согласие, благодарность, преданность). Определить значения слов по словарю, подобрать к ним синонимы.

Ответить на вопросы: чему учат Николеньку Карл Иванович и Наталья Савишна; что общего в отношении героя-повествователя к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне? Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева?

Стр. 296, вопр., задан..







44

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. 2 лица России в рассказе «Злоумышленник».

1

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. Ситуация непонимания на основе сюжета рассказа «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.

Рецептивная:

чтение и восприятие текста рассказов, чтение статей в учебнике о писателе, чтение отрывка «Литературная жизнь» из очерка А.М.Горького «А.П.Чехов»;

репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

чтение по ролям, характеристика главных действующих лиц по плану;

поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями живописи, развернутый ответ на вопрос: над чем смеется автор в рассказе «Злоумышленник» и что его огорчает?


Знать:

оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа «Хамелеон», уметь объяснить особенности композиции рассказа «Злоумышленник» и её смысл;

понимать:

идейно-тематическую направленность рассказов, алогизм сюжета рассказа «Хамелеон» (частное происшествие, превратившееся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь:

оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев в рассказе «Хамелеон», видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характеров героев, комический эффект рассказа «Злоумышленник».

ИЗО:

какой эпизод изображен на иллюстрации художников Кукрыниксов?прочитать, как эту сцену описывает автор в рассказе «Хамелеон», работа с иллюстрацией художника В.Пономарева «Злоумышленник». Верно ли передает художник характер героев?

Литература:

понятие о юморе и сатире, художественная деталь, говорящие фамилии, что сближает и что отличает рассказы Чехова и сказки Салтыкова-Щедрина?

Русский язык:

словарная работа (хамелеон, городовой, конфискованный, мировой, человеческое достоинство, невежество, выползок, пестрядиновая рубаха, живец)

Ответить на вопрос: чем страшно и опасно раболепие, лицемерие, хамелеонство (Очумелова, толпы)?

Объяснить смысл слов И.Бунина:

«Грустно видеть, как много страданий, и тоски, и нужды на Руси» (на примере рассказов А.П.Чехова)

Стр. 304-309, вопр.,задан..







45

Внекл. чтен.

Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П.Чехова

1

Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.

Репродуктивная:

пересказ рассказа «Тоска», образ глухого города;

продуктивная, творческая:

чтение по ролям рассказа «Размазня», презентация киносценария по рассказу «Хамелеон», защита обложки к этому рассказу, инсценирование рассказа «Злоумышленник»;

исследовательская:

анализ 2-3 рассказов, сопоставление, выявление в них общих черт

Знать, понимать:

содержание рассказов, позицию автора;

уметь:

видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать – искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова

Литература:

жанр рассказа, юмор, сатира, ирония, сарказм

Характеристика одного из героев рассказов А.П.Чехова. Ответить на вопросы: современны ли темы рассказов Чехова?Какие прочитанные вами рассказы можно отнести к сатирическим, какие – к юмористическим? Свой ответ обосновать

Стр.313; 3 вопр.







46

Р/р

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

1

Чтение и анализ стих. В.А.Жуковского «Приход весны», А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», И.А.Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Рецептивная:

чтение стих., статьи учебника;

продуктивная, творческая:

устное рисование;

исследовательская:

анализ лирического произведения по плану; сравнение произведений художественной литературы («Молитва» М.Ю.Лермонтова – «Благовест» А.К.Толстого);

поисковая:

установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Знать:

план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;

уметь: анализировать небольшое стих., объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка

Литература:

эпитет, метафора, олицетворение, сравнение. Русский язык:

словарная работа (кроткий, благовест, благостный, каяться).

ИЗО:

репродукции художников И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ромадина, А.Саврасова, Н.Ге: какое из прочитанных стих. родственно по своему настроению данной картине? Какая из картин могла бы быть иллюстрацией к данным поэтическим строкам?

Выразительное чтение стих.. Ответить на вопросы: почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки? Что роднит стих. А.К.Толстого «Благовест» со стих. М.Ю.Лермонтова «Молитва»?

Стр. 316; вопр. и задан..







47

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

1

Слово о писателе. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании

Рецептивная:

чтение статьи о писателе, составление плана; выборочное чтение, наблюдение над психологическим состоянием взрослых и ребенка (гл. 2-5), чтение лирического отступления (гл.6), финала рассказа;

репродуктивная:

ответы на вопросы;

поисковая:

комментированное чтение глав рассказа, написание отзыва на произведение;

исследовательская:

сопоставление произведений художественной литературы о детстве (рассказы А.П.Чехова, повесть Л.Н.Толстого «Детство»)

Знать, понимать: сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику;

уметь:

составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами


Литература:

тема «отцов и детей» (начальное представление), психологический рассказ, герой-повествователь. Что сближает рассказы И.Бунина и А.П.Чехова о детях?

Русский язык:

словарная работа (привязанность, уроки жизни, деликатный, алкать).


Написать отзыв на рассказ «Цифры» или составить план рассказа (по выбору). Сопоставить поведение героев Л.Н. Толстого и И.Бунина (Николенька «Детство» - Женя «Цифры»). Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие? Пересказ-анализ сцены ссоры, её причин с параллельным составлением таблицы (развитие ссоры)

2ч., стр.18, вопр., задан..







48

И.А.Бунин «Лапти», «В деревне». Нравственный смысл рассказов

1

Тема, идея рассказов. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика

Продуктивная, творческая:

устное словесное рисование, рассказ «о страшной ночи»: «предметная» насыщенность, описание, антитеза «мрак – свет»;

исследовательская:

стилистический анализ эпизода «…было большое горе» (1 абзац)

Знать: идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»;

уметь:

выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы – средств,помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя

Русский язык:

словарная работа (самоотверженный, самопожертвование)

Написать продолжение рассказа «Лапти». Ответить на вопрос: почему рассказ сюжетно не завершен? В чем смысл рассказа? Как связаны между собой, по мысли Бунина, жизнь и смерть человека?

Стр.22; вопр. и задан..







49

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

1

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Рецептивная:

чтение статьи учебника о Горьком, сопоставление фактов жизни писателя с содержанием повести;

репродуктивная: сообщение о писателе, пересказ сцены «Порка Алеши дедом»;

поисковая:

подобрать цитаты, характеризующие «свинцовые мерзости жизни»; комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

исследовательская:

анализ текста

Знать, понимать:

автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев;

уметь:

делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий

Литература:

повесть «Детство» - художественная автобиография.

Русский язык:

словарная работа (миропонимание, личность человека)

С помощью цитаты раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». Какая картина русской жизни открывается со страниц повести? «И ведь не про себя я рассказываю», - писал Горький во второй главе. О чем же рассказывает писатель в повести о детстве? Чем обстановка в доме Каширина отличается от атмосферы дома, описанной Толстым в повести «Детство»?

Ответить на вопрос: кто помог Алеше пережить его детские обиды, помог ему в постижении любви и добра?

Инд. задан.: подготовить сообщение «Алеша и Цыганок»(гл.2, 31) и «Алеша и Хорошее дело» (гл.8). Инсценировать эпизод «Ученье»







50

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев

1

Бабушка. Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев

Репродуктивная:

ответы на вопросы по содержанию и осмыслению повести;

продуктивная, творческая:

инсценирование эпизода «Ученье», сообщения «Алеша и Цыганок» )гл. 2, 31) и «Алеша и Хорошее дело» (гл 8), устное словесное рисование «Бабушка глазами Алеши» (гл.1), художественный пересказ «Бескорыстие и доброта бабушки» (гл.2), «Молитвы и рассказы бабушки», «Бабушка в сцене пожара» (гл. 4), «Пляска бабушки» (гл. 3);

исследовательская:

сопоставление произведений художественной литературы разных авторов

Знать:

специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу;

уметь: видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом

ИЗО:

иллюстрации художника Б.Дехтерева): какие сцены повести иллюстрирует художник? Кто изображен иначе, чем вы представляли, читая повесть?

Литература:

«Детство» Л.Н.Толстого и «Детство» М.Горького: что объединяет и что отличает эти произведения?

Ответить на вопросы: в чем смысл бабушкиного «все хорошо»? Что это – «слава Богу, что мы пока живы»? В чем видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой»?

Стр.83, вопр., задан..







51

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

1

Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола)

Рецептивная:

чтение легенды;

репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

устное словесное рисование;

исследовательская:

определение сходства сюжета библейской истории о Моисее и легенды о Данко, анализ текста

Знать:

содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;

уметь:

оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив. Его чувства к людям и их отношение к герою

ИЗО:

иллюстрации Д.Буторина к «Данко», художников Палеха: какие иллюстрации больше соответствуют духу романтических произведений М.Горького? Какие иллюстрации могут служить основой кинофрагмента на эту тему?

Литература:

библейский мотив: история Моисея

Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация) «Памятник горьковскому герою». Ответить на вопросы: в чем сходство и отличие сюжета библейской истории и легенды о Данко? Проследить по тексту, как соединяется в единое целое тема гибели «гордого смельчака Данко» и поведения людей, ступивших на свободную землю










52

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Репродуктивная:

пересказ от лица героев;

продуктивная, творческая:

слово о писателе, чтение по ролям, инсценирование отдельных эпизодов

Знать:

автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения;

уметь:

видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя


ИЗО:

сопоставить текст с иллюстрациями учебника: репродукции библейских сюжетов, «Поклонение волхвов» Рубенса

Составить синквейн по теме «Любовь» или план рассказа (на выбор)

Стр. 242; задан. 3.







53

Л.Андреев «Кусака»

Нравственные проблемы рассказа

1

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям наши меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

Рецептивная:

чтение очерка о писателе «Люди и книги», выборочное чтение рассказа;

репродуктивная:

ответы на вопросы по осмыслению сюжета, идейному содержанию, выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;

продуктивная, творческая:

сообщение о писателе, составление цитатного плана рассказа

Знать:

сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения;

уметь:

сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа

Русский язык:

словарная работа (одиночество, жестокость, сострадание)

Составление цитатного плана произведения

Стр. 99, вопр. , задан., отзыв о рассказе







54

В.В.Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества

1

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стих.. Яркость и динамизм образов

Рецептивная:

чтение статьи о поте, чтение стих.;

продуктивная, творческая:

устное словесное рисование сюжетной картины стих. (как выглядят Поэт и Солнце во время чаепития?);

поисковая:

сопоставление содержания с рисунками Д.Бурлюка и В.Маяковского, установление ассоциативных связей с произведениями живописи;

исследовательская:

анализ стих..

Знать:

факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стих., определение понятия «сатира»;

понимать:

роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе;

уметь:

выразительно читать стих., выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стих., приемы создания образов, оценивать язык поэта

ИЗО:

рисунки Д.Бурлюка и В.Маяковского: какая иллюстрация кажется вам наиболее удачной? Представьте себе лицо позу поэта в начале и конце стих.. Каким цветом вы наполнили бы иллюстрации к этим эпизодам стих.?

Литература:

метафора, гипербола, аллитерация, синтаксические фигуры и интонация конца предложения

Тест на знание содержания стих.. Составить таблицу «Лексический анализ стих.» (разговорная лексика, просторечия, неологизмы, слова, употребленные в переносном значении). Ответить на вопросы: чем интересен поэтический словарь Маяковского? Как поэту удается совместить шутку, игру, «житейское правдоподобие» и поэтическую фантазию?

Выучить наизусть стих..







55

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому

Продуктивная, творческая:

выразительное чтение стих., работа над языком произведения (сравнение, метафора, просторечия, неточная рифма, звукозапись…), устное словесное рисование

Знать:

понятие о лирическом герое;

понимать:

тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стих.;

уметь:

видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стих., наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стих.

Русский язык:

словарная работа (неологизмы, словотворчество и рифмы Маяковского)

Мини-сочинение : «Мне нравятся (не нравятся) стихи В.В.Маяковского. потому что…»

Стр. 110-112; вопр., задан..







56

А.Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

1

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

Рецептивная:

чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми;

репродуктивная:

рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

рассуждение «Ситуации в моей жизни, вызывающие сострадание»;

поисковая:

комментированное чтение;

исследовательская:

анализ текста

Знать:

сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание;

уметь:

анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

Литература:

развитие темы сочувствия и сострадания.

Русский язык:

словарная работа: составление словаря с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека (радость, обида, ярость, блаженный, слепое сердце, недуг, терзать, потешаться, утолять страдания, глумление).

Тест по рассказу «Юшка» ( с вариантами ответов). Ответить на вопрос: как писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых к Юшке?Что общего между горьковским Данко и Юшкой?

Стр. 123-138, вопр., задан..







57

Внекл. чтен.

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

1

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А.Платонова

Рецептивная:

выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, последняя часть рассказа);

репродуктивная:

близкий к тексту пересказ «Юшка наедине с природой», художественный пересказ «Дети и Юшка»; ответы на вопросы учебника;

поисковая:

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование;

исследовательская:

сравнительный анализ героев произведений А.Платонова

Знать:

содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;

понимать:

идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании, жизни для других;

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному




Самостоятельная работа: объяснить название рассказа (письменно). Ответить на вопросы: с какой целью писатель ввел в рассказ фигуру следователя? В каком отношении находятся мир природы и мир людей в рассказе? В ком находит поддержку и единственную опору в противостоянии стихийным и враждебным силам «прекрасный и яростный мир» и человек Платонова?

Написать сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»







58

Б.Л.Пастернак. «Никого не будет в доме…», «Июль»

1

Слово о поэте. Своеобразие лирики Пастернака

Продуктивная, творческая:

слово о поэте, выразительное чтение стихотворений;

исследовательская:

анализ текста стих..

Знать, понимать:

автора, факты его жизненного и творческого пути, темы его творчества;

уметь:

выразительно читать стих., определять, какие образы и понятия раскрываются в стих.

Русский язык:

Словарная работа(гардины, доныне, невежа, роздых, одёжа)

Ответить на вопросы: «Кто является героем стих. «Никого не будет дома»? В чем смысл названия стих «Июль»? Каким представляете героя стих.?

Стр.143, вопр., задан..







59

А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика

1

Слово о поэте. Чтение и анализ стих. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое

Рецептивная: чтение стих. и полноценное их восприятие;

репродуктивная:

слово о поэте;

продуктивная, творческая:

выразительное чтение стих. по плану

Знать:

сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;

уметь:

выразительно читать стих., анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, её главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление о стих.

Литература:

поэтические средства языка: эпитет, метафора, сравнение, рифмовки, размеры.

Русский язык:

выписать слова и смысловые сочетания к понятиям «природа», «земля», добавить к ним синонимические ассоциативные ряды

Написать короткий рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стих. «Снега темнеют синие…», или написать сочинение – миниатюру «Русский пейзаж глазами А.Твардовского и ассоциативной лексики

Стр. 148-149; вопр., задан.; сочинение по картине Левитана «Большая вода»; выучить наиз. стих о В.О.войне








60

Внекл. чтен.

Час мужества. (интервью с поэтом – участником В.О.Войны)

1

Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах: А.Ахматовой, К.Симонове, А.Суркове и др.

Рецептивная:

чтение интервью, составление плана по ходу чтения;

продуктивная. творческая:

выразительное чтение стих. о войне с комментированием

Знать:

особенности поэтических текстов о В.О.Войне, своеобразие жанра интервью;

уметь:

выразительно читать стих. патриотической направленности




Выразительно читать одно из стих. о В.О.войне (конкурс чтецов «Стихи о войне»)

Стр. 158, вопр.; задан..







61

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

1

Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле

Рецептивная:

Чтение рассказа;

Репродуктивная:

ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

слово о писателе, устное словесное рисование картины мира, из которого ушли люди «Мир без людей», «Тридцатилетние каникулы»;

поисковая:

«раскрашивание и озвучивание» иллюстраций учебника;

исследовательская:

анализ текста

Знать:

биографические сведения о Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»;

уметь:

объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутренне состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики

Литература:

развитие понятия о фантастике, прием фантастики в сказках, фольклорные традиции, условное время и место действия, образ волшебной силы, олицетворяющей всемогущество

Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, о чем написал мальчик в записке? О чем писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»?

Стр. 262, вопр., задан..







62

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа


1

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции

Рецептивная:

чтение статьи учебника, чтение рассказа;

репродуктивная:

ответы на вопросы по осмыслению идейно-тематического содержания рассказа, пересказ от лица Рыжухи;

продуктивная, творческая: комментированное чтение концовки рассказа



Знать:

факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции;

уметь:

анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения

Литература:

сказочный элемент: говорящая лошадь, сюжет, аллегорические герои.

Русский язык:

словарная работа (бараки, дернина, лесопункт, угор, суженая и др.)

Ответить на вопросы: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?» Составить план рассказа

Стр. 167, вопр..







63

Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

1

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы.

Рецептивная:

чтение описания пейзажа;

репродуктивная:

слово о писателе, выборочный пересказ, ответы на вопросы;

продуктивная, творческая:

чтение по ролям, составление характеристики героя;

исследовательская:

сравнение рассказа Е.Носова «Кукла» со стих. К.Случевского «Кукла»

Знать:

сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения;

уметь:

анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя

Литература:

рассказ Е.Носова «Кукла» и стих. К.Случевского «Кукла». Ответить на вопрос: Как стих. перекликается с рассказом?

Русский язык:

словарная работа (внапашку, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство. язь и др.)

Тест по рассказу Е.Носова «Кукла». Ответить на вопросы: как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч»; какое из них кажется вам наиболее удачным?

Стр. 176-179, вопр., задан..







64

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

1

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе

Репродуктивная:

слово о писателе, пересказ событий рассказа от лица героев (Володи и Яшки);

продуктивная, творческая:

словесное рисование (описание утра), чтение диалога по ролям;

исследовательская:

анализ диалогов мальчиков и пейзажа в рассказе

Знать:

сведения из жизни писателя, план характеристики героев;

понимать:

нравственную проблематику рассказа;

уметь:

давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев


Русский язык: оформление цитат, словарная работа (рига, косарь, куга)

Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках или тест по рассказу

Стр. 195-196, вопр., задан..







65

Смех М.М,Зощенко (по рассказу «Беда»)

1

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький)

Репродуктивная:

пересказ с сохранением авторского стиля;

продуктивная, творческая:

чтение по ролям, сообщение о писателе

Знать, понимать:

автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев;

уметь:

видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ

Русский язык:

просторечная лексика, разговорный стиль

Отзыв на рассказ

Стр.211, 219, 224, вопр., задан..







66

Лирика (19-20вв) и авторская песня(Расул Газматов)

1

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни

Продуктивная, творческая:

сообщение о поэте, выразительное чтение стих.;

исследовательская:

анализ текста

Знать:

факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения;

понимать:

особенности художественной образности дагестанского поэта;

уметь:

выразительно читать стих., анализировать поэтический текст




Развернутый ответ на вопрос: как вы понимаете строки: «Границы отчизны – не лес, не поля. Граница отчизны – граница покоя»?

Стр. 227, вопр., задан..







67

Д.С.Лихачев

«Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

1

Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы

Репродуктивная:

работа по главам (составление тезисов), составление плана статьи об ученом, пересказ;

продуктивная, творческая:

выразительное чтение глав «Молодость – это вся жизнь», «Учиться говорить и писать»;

поисковая:

комментирование художественного текста

Знать:

автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);

уметь:

выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному

Литература:

«Поучение Владимира Мономаха»: в чем различие поучений, наставлений автора древнерусской литературы и Д,С.Лихачева?

Какой жанр, какие мысли в обращении к молодому поколению сближают поучение В.Мономаха и обращение к молодым Д.С,Лихачева?

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края», использовать советы автора из главы «Учиться говорить и писать»

Стр. 204, вопр., сообщ..







68

Итоговый урок.«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек» (К.Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса

1

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения

Продуктивная, творческая:

отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

поисковая:

составление текста по пройденному материалу

Знать, понимать:

как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств;

уметь:

обобщать прочитанное и изученное


















^ Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2009.

Программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

- А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре);

- Л.Н. Андреев «Кусака»;

- Д.С. Лихачев «Земля родная»;

- песни на слова русских поэтов 20 века.

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений А.С. Пушкина).

Данная рабочая программа ориентирована на содержание программы, учебник – хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.


^ Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;

- итоговый (за полугодие): сочинение наоснове литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико- литературные знания.


^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода ( начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе4 лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.


^ Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических, лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.


Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе


Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2004.



Для учителя:

  1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2002.

  2. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2003.

  3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.; Просвещение, 2001.

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты