Домой

Марьины Колодцы Минераловодского района Ставропольского края реферат




Скачать 162.2 Kb.
НазваниеМарьины Колодцы Минераловодского района Ставропольского края реферат
Дата06.01.2013
Размер162.2 Kb.
ТипРеферат
Подобные работы:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

с. Марьины Колодцы Минераловодского района

Ставропольского края


Реферат по литературе


Проблемы чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Экзаменационная работа

ученицы 9 Б класса

Ванюковой Ирины

Руководитель: Логовская Е. Ф.


2011 год


План:


1. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - важный жизненный


урок о понятии чести и бесчестия.


2. История создания повести.


3. Гринёв и Швабрин: герои – антиподы:


а) два характера – две судьбы;


б) нравственный выбор героев перед лицом смертельной опасности;


в) отношение к Маше Мироновой и поведение во время дуэли:


благородство и подлость.


4. Роль второстепенных персонажей в повести и их понятия о чести.


5. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.


6. Образ Емельяна Пугачёва и его роль в раскрытии характеров Гринёва

и Швабрина.

7. Выводы.


1 слайд

Довольно часто, наблюдая за игрой совсем маленьких детей, невольно приходится слышать, как тот или иной ребёнок с досадой восклицает: «Это нечестно! Ты поступаешь неправильно. Так нельзя!». Нетрудно догадаться, что, вероятно, родители этого мальца уже привили ему знания о понятии честности. Честь и хвала тем людям, которые смогли дать воспитание детям, позволившее им на протяжении всей жизни оценивать правильность своих и чужих поступков, а также предусмотрительно не совершать бесчестных и непоправимых действий, приводящих впоследствии к горькому сожалению.

2 слайд Важный жизненный урок о понятии чести и бесчестия преподал нам величайший русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин в исторической повести «Капитанская дочка», над созданием которой он трудился в целом три года. Как писал Н. Измайлов, «герои повести – лица вымышленные, но исторические события для них становятся не фоном, не декорацией, не средством введения новых авантюр, а основной и главной сюжетной линией, подчиняя себе их частные судьбы, раскрывая авторскую концепцию и воплощая проблематику романа».1


3 слайд Александр Сергеевич очень любил Русскую землю и её историю и, как истинный патриот своей Родины, правдиво исследовал исторические события, происходящие во времена восстания под предводительством Емельяна Пугачева, получив разрешение царя ознакомиться с секретными материалами. Также с позволения Николая I выезжал в Казань, Симбирск и Оренбург. «…здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону»2, - писал он жене Наталье Николаевне.

4 слайд Изучив историю Пугачёвского бунта, Пушкин, размышляя над человеческой природой, создал повесть «Капитанская дочка», которую он закончил за три месяца до рокового выстрела на Чёрной речке. Произведение было напечатано в четвёртом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

В жанровом отношении ещё нет чёткой договорённости: произведение называют то романом, то повестью. Сам автор называл «Капитанскую дочку» повестью.

5 слайд Пушкин, работая над своим произведением, изучая историю Пугачёвского бунта, размышляя над губительностью человеческих страстей, страшных в своей разрушительности, пришёл к очень мудрому выводу: лучшие и прочнейшие изменения те, которые происходят от улучшения нравов, без насильственных политических потрясений, страшных для человечества.

Однако нынешнее поколение, изучая историю русского государства и оглядываясь на результаты всех важных исторических событий, может не согласиться с выводом великого писателя, потому что, если бы не произошло восстание Пугачева, Степана Разина, Ермака и других народных героев и если бы не совершилась Великая Октябрьская революция, как бы жили мы сейчас? Могли бы мы рассуждать о правильности методов улучшения жизни общества и о проблеме чести и бесчестия?


6 слайд Читая повесть, знакомясь с её героями, невольно задаёшь себе вопрос: «Почему люди в одинаковых жизненных ситуациях ведут себя совершенно по-разному?»

В данном произведении мы видим это на примере двух совершенно противоположных людей – Гринёва и Швабрина. Эти два молодых офицера российской армии, принадлежащих к одному дворянскому сословию, «соприкасаются» друг с другом на протяжении всей повести. Они служат в одной крепости, влюбляются в одну и ту же девушку. Пётр Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, а Алексей Швабрин с лёгкостью становится предателем. Первый питает к Маше Мироновой чистые, искренние и нежные чувства любви, второй же испытывает к ней влечение, сопровождающее желанием овладеть ею любым способом, невзирая на её чувства.

И под угрозой гибели они ведут себя соответственно: Гринёв не теряет чести и достоинства, хотя, как и всякий человек, испытывает страх перед смертью, которая всегда страшнее её самой, а Швабрин, имея не честь, а лишь одно порочное прошлое, уже заведомо ради спасения собственной жизни переходит на сторону врага, что является бесчестным поступком для офицера.

7 слайд Кульминационным моментом в повести является тот эпизод, где Пётр Гринёв должен совершить нравственный выбор: что для него важнее – честь или бесчестие. Он должен решить: присягнуть Пугачёву, поцеловать его руку или отправиться на виселицу – Гринев выбирает второе: «Но я предпочёл бы самую лютую казнь такому унижению». Молодой офицер не может нарушить отцовскую заповедь «Береги честь смолоду…», данную ему при отъезде из родного дома на службу; не может он, как Швабрин, изменить своей Родине, стать предателем, потому что ему присущи такие качества, как верность, благородство, преданность своему Отечеству.

8 слайд В какой бы ситуации ни сталкивались Гринев со Швабриным, будь то спор или мирная беседа, один всегда вызывает к себе симпатию и уважение, а другой - неприязнь и возмущение читателя. Исследователь «Капитанской дочки» Н. Измайлов пишет: « Гринёв…остаётся везде самим собой. Вся его история представляет собой выполнение, несмотря на трудности и ошибки, отцовских наставлений и особенно завета о сохранении чести. Но если для Гринёва отца это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринёв – сын, не отказываясь нимало от о такого понимания, умеет расширить понятие чести до его общечеловеческого и гражданского значения»3

Видя в простодушном Гринёве своего будущего соперника, мерзкий Швабрин напрасно порочит чистую девушку, и как принято говорить в нашем современном обществе, «обливает её грязью»: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг…, знаю по опыту её нрав и обычай»4. Пётр же не желает верить в его клевету и уже готов защитить честь своей возлюбленной. «Ты лжёшь, мерзавец! Ты лжёшь самым бесстыдным образом»5 - гневно возражает заступник Марьи Ивановны и безоговорочно соглашается на поединок с этим гнусным человеком.

9 слайд И, оказавшись на дуэли, которая была в те времена незаконна, но допустима, Пётр Гринёв выглядит благородно, а Швабрин, как всегда, – подло и бесчестно.

В то время, когда Пётр непрестанно только и думает о том, как спасти любимую девушку и избавить её от тяжких страданий, трусливый предатель жестоким способом пытается принудить несчастную Машу Миронову, только что пережившую смерть своих родителей, выйти за него замуж против её воли. Ни один поступок этого бесчестного человека не оправдывает его, и ни одной, даже самой маленькой частички любви не чувствуется в его действиях, а лишь только гордость, самолюбие и трусливая самонадеянность. Н. Измайлов пишет, что «беспринципность, низость и развращённость Швабрина оттеняют и подчёркивают безусловную честность и моральную цельность Гринёва»6

Сделав уже однажды выбор между жизнью и смертью, Пётр Гринёв, не получив ожидаемой помощи от соотечественников и сослуживцев погибшего за Отечество капитана Миронова, вновь случайно входит в контакт с Емельяном Пугачёвым, который уже однажды помиловал молодого офицера за его великодушие и честность; и опять-таки, рискуя своей жизнью, оказавшись перед страхом смерти, Гринёв, верный своему Отечеству и присяге, просит помощи у самозванца, объявившего себя государём Русской земли, чтобы спасти свою любимую.

А отрицательный герой повести Швабрин, каковым он однозначно является, оказавшись также перед страхом смерти, снова поступает подло – предаёт девушку, возможно, тем самым, обрекая её на гибель. Тут уже ни о каких-либо человеческих качествах и рассуждать не стоит – всё ясно и понятно.


Вот таким образом наш любимый писатель Александр Сергеевич Пушкин, противопоставив двух молодых людей, смог раскрыть вечную проблему чести и бесчестия.

Рассматривая Петра Гринёва как отдельную личность, можно с уверенностью сказать, что он является обладателем очень многих достоинств, присущих далеко не каждому молодому человеку того времени. Петр Гринев – человек чести, он всегда добр и бескорыстен в общении с другими.

10 слайд Несмотря на недовольство старого семейного слуги Савельича, он подарил за услугу заячий тулуп бродяге (который впоследствии, как выяснилось, оказался Пугачёвым). Этот поступок в будущем спас жизнь Петру и Савельичу. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.

Она также сохранила его в тот момент, когда он, не струсив, кинулся выручать своего верного слугу. Так и в других сложных жизненных ситуациях, благодаря верности своим принципам, Гринёв смог достойно выдержать все испытания, которые посылала ему судьба.

А преодолел он их, потому что всегда руководствовался наставлением своего сурового отца. Не всякий сын соблюдает заповеди, данные ему родителями, и не всякие родители могут воспитать хорошего сына. Родители Петра Гринёва: отец - Андрей Петрович, отставной военный, и мать - Авдотья Васильевна, простая добрая женщина, смогли воспитать такого сына, которому было с кого брать пример. В повести очень мало рассказывается о родителях Петра Гринёва, но читателю нетрудно догадаться, что они были добропорядочными и честными людьми.

11 слайд «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду…»7 - как заповеди Божьи прозвучали эти прощальные слова Андрея Петровича к своему сыну.

Кому-то с первого взгляда может показаться, что слова эти скупы и неласковы, а умный человек поймёт, какую чудодейственную силу они имеют, мудро вдохновляя молодое поколение не только на благочестивые поступки, но и на великие подвиги.

Можно сделать вывод, что родители нашего героя относятся к такому роду людей, которые воспитывают своих детей в духе патриотизма с восприятием реальной жизни со всеми её положительными и отрицательными явлениями. Такие родители являются примером для тех, кто хочет в будущем видеть своих детей счастливыми, ответственными и не совершающими бесчестные поступки.

Решающее значение в судьбе каждого человека имеет то, в какой семье он воспитывался и чем ограничил свой жизненный опыт – честью или бесчестием.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства, что и является ключевой задачей людей добропорядочной семьи, и помогает решать вечную проблему чести и бесчестия.

Немаловажную роль в жизни нашего героя сыграл верный слуга Архип Савельев, который был для Петра Гринёва и нянькой, и ангелом-хранителем, и человеком, всюду сопровождающим его и заботившимся о нём, как родной отец.

Эпизоды повести с этим человеком постоянно забавляют читателя. Старый, добрый Савельич потешает его своей простотой, наивной искренностью, беспрестанной заботливостью о молодом барине, и одновременно удивляет и восхищает свое духовной красотой.

Всякий раз, когда его хозяину угрожает смертельная опасность, он готов пожертвовать своей жизнью. Ещё В.Ф. Одоевский в19 столетии подметил, «что этот убеждённый и верный крепостной слуга не только способен на героическое самопожертвование, но и обладает твёрдым сознанием своего человеческого достоинства, в решительную минуту перевешивающим рабскую покорность»8

12 слайд К примеру, узнав о дуэли Петра со Швабриным, он стремительно старается предотвратить убийство, в результате чего, возможно, и становится причиной ранения своего хозяина. Позднее на обвинение своего барина Савельич смиренно оправдывается: «Помилуй, сударь, что это изволишь говорить? Я причина, что ты был ранен? Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Ивановича. Старость проклятая помешала».9 И нет ни малейшего сомнения в том, что Савельич так бы и поступил.

13 слайд В тот самый момент, когда Пугачёв уже собирается вздёрнуть на виселице Петра Гринёва, Савельич, кидаясь в ноги «новоявленному государю», бесстрашно вступается за своего барина: «Отец родной! Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!».10 Эти слова смягчили душу жестокого убийцы, благодаря чему Петр Гринёв был помилован вместе со своим спасителем.

И так же преданный Савельич не оставляет своего подопечного, когда тот, рискуя жизнью, отправляется в опасный путь, чтобы спасти свою любимую.

«Что ты это, сударь? Чтоб я тебя пустил одного! Да этого и во сне не проси. Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком пойду за тобой, а тебя не покину. Чтоб я стал без тебя сидеть за каменной стеною? Да разве я с ума сошёл? Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану»11, – говорит верный слуга, полный решимости и бесстрашия.

Этот бескорыстный человек считает долгом своей чести всегда и всюду следовать за своим хозяином и защищать его, сохранять ему жизнь, не- взирая на риск потерять свою собственную.

Ради своего долга он готов терпеть и унижения, и оскорбления. На несправедливые обвинения Андрея Петровича, отца молодого барина, он с покорностью отвечает в письме: «Я верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь, и усердно вам всегда служил, и дожил до седых волос… А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. Засим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев».12

Хочется вновь и вновь озвучивать те слова, которые были сказаны Савельичем в повести Пушкина, потому что в них, как в зеркале, отражается вся сущность этого милого, добрейшего, искреннего и честного человека.

Вероятно, для автора произведения образ неприметного Савельича являлся очень даже многозначительным в раскрытии темы добра и благочестия.


Но было бы несправедливо с нашей стороны не рассказать и о других героях повести, которые так же, как и Петр Гринёв, оказавшись перед лицом смерти, не обесчестили своего доброго имени – не присягнули Пугачеву, за что обрекли себя на верную погибель. 14 слайд Это были простые добрые офицеры, служившие в Белогорской крепости, капитан Миронов с женой, поручик Иван Игнатьевич и другие люди, не потерявшие своего нравственного облика, навечно сохранившие верность Родине.

Как вызов жестокому миру и непримиримости злу и насилию, звучат предсмертные слова верного служителя своему государству Ивана Кузьмича: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец…»13

Как плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», звучат последние горестные слова верной супруги коменданта Василисы Егоровны: «Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника».14

Большой смысл заложен в этих словах автором, который восхищался подвигами русских героев и безутешно скорбел об их гибели.

15 слайд Нельзя не вспомнить и не рассказать о самой робкой, скромной и несмелой героине повести – Маше Мироновой. Не случайно название произведения напоминает нам о ней, капитанской дочке. Честность, нравственность, чистота – основные черты характера Марьи Ивановны. На протяжении всех событий, происходящих с пушкинскими героями, постепенно происходит нравственное совершенствование личности этой девушки: из бессловесной «трусихи» она вырастает в смелую и решительную героиню, сохраняя своё врождённое благородство, целомудрие и честь. Будучи сама послушной дочерью своих родителей, она не позволяет и своему возлюбленному поступать против родительского благословения, насколько бы ни сильна была их взаимная любовь. «Нет, Пётр Андреевич, - отвечала Маша, - я не выйду за тебя без благословления твоих родителей. Без их благословления не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией»15.

16 слайд А оказавшись пленницей, робкая девушка не подчиняется воле своего мучителя и предателя Родины, она готова умереть, лишь бы не стать его женой. В отчаянии она ищет защиты у Петра Гринёва: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную».16

17 слайд Она также спасает честь своего любимого, доказывая его невиновность, совершает смелый поступок, найдя в себе силы обратиться к императрице.

18 слайд Образ капитанской дочки и её нравственные качества, несомненно, привлекают читателя и самого автора. Наблюдая, с какой теплотой Пушкин относится к Маше, можно сделать вывод, что она его любимый женский образ, который может служить примером благочестия и верности, потому что под влиянием пережитых событий «она вырастает из пассивной и слабой девушки в сильную и решительную женщину»17


19 слайд И вот наконец-то я подошла к завершающему моменту своего рассуждения о проблеме чести и бесчестия в повести. Уверена, что многие читатели согласятся с моим мнением о том, что главная цель написания "Капитанской дочки» - это не показ исторического значения и причин восстания бунтовщиков под предводительством Емельяна Пугачёва, а изображение человека, его поведения, состояния его внутреннего мира в важнейшие минуты выбора в жизни.

Емельян Пугачёв… Мы прекрасно понимаем, что Александр Сергеевич Пушкин совсем не хотел показать этого человека в образе отрицательного героя, а напротив, изобразил простого русского мужика, который хоть и не имел никакого образования, но уместил в себе столько положительных качеств, сколько пороков имеет, к примеру, образованный офицер Алексей Швабрин.

Что же побудило простого донского казака пойти на государственное преступление?

20 слайд Не ради своего благополучия поднимается он на борьбу за справедливость: он видит угнетение своего народа, который страдает от непосильного труда и жестокости, и мечтает облегчить жизнь простых людей, но, не находя мирного способа решения этой проблемы, выбирает путь насилия. Ведь зачастую насильственный способ является единственным методом в борьбе с насилием, потому что иногда, чтобы сохранить свою честь и честь своего народа, нужно действовать тем же способом.

21 слайд С содроганием сердца читаются те эпизоды в повести, где автор описывает жестокость и беспощадность предводителя бунтовщиков: «Пугачёв мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…» 18

22 слайд Однако Пушкин ненавязчиво показывает читателю и положительные качества этого безжалостного человека. Например, его способность совершать благородные поступки: помилование Петра Гринёва, заступничество за несчастную сироту Машу Миронову: «Кто из моих людей смеет обижать сироту! Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдёт…»19

23 слайд Нельзя не заметить широту души его, решительность, невероятную храбрость, ум и смекалку, а главное, способность помнить добро, ценить искренность, правдивость и верность чести. «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет».20 Ю.Лотман отмечает: «Человечность, гуманность, великодушие Пугачёва, лучшие черты русского народного характера – вот что подчёркивает Пушкин в герое, которого его враги обвиняли в свирепости и бесчеловечности».21

24 слайд Емельяну Пугачёву, как и многим другим героям повести, пришлось оказаться перед лицом смерти, и он достойно принял её, оставшись верным своим собратьям, своим убеждениям; боролся до последнего за свободу русского народа, множество которого считало его своим отцом, щедрым и милостивым: «Отец наш вам жалует лошадь и шубу со своего плеча». «Отец народа» сохранил честь, остался на века в памяти людей свободолюбивым героем. Невозможно без сожаления читать строки в повести о последних минутах жизни этой легендарной личности. Петр Гринёв, от лица которого Пушкин вёл повествование, присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу…

25 слайд Возможно, что и Александр Сергеевич Пушкин сожалел о печальной смерти Пугачева, не рассуждая о правильности его деяний.

26 слайд А рассуждать о чести и бесчестии Емельяна Пугачева автор повести позволил самому читателю, оставив эту проблему навсегда актуальной, требующей глубокого размышления.


27 слайд Нет на свете человека, который бы не задумывался о том, что такое честь, и у каждого существует своё мнение о ней. Моё таково: «Честь – это одно из самых важных качеств, которое хранит человека от недостойных поступков». Яркими обладателями таких качеств и являются герои «Капитанской дочки».

28 слайд Честь в повести стала мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему Пугачёва. В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества, в данном случае у Маши Мироновой. Подлость и низость делают Швабрина законченным негодяем. История даёт шанс спастись в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден, что мы наглядно и увидели в замечательном творении Пушкина.

Третий век «живёт» повесть «Капитанская дочка» и относится к разряду тех произведений, которые читаешь – и хочется читать, слушаешь – и хочется слушать, смотришь одноимённый фильм – и хочется смотреть вновь и вновь. И невольно вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Сразу становится ясно и понятно, что повесть «Капитанская дочка» является одним из нерукотворных памятников великого русского мастера слова – не просто талантливого, но гениального, непревзойдённого, чью повесть читали и его современники, и наши предки, читаем и мы – нынешнее поколение, и, надеюсь, будут читать люди до тех пор, пока «в подлунном мире жив

будет хоть один пиит…»


Сноски:


1 Измайлов Н.В. Капитанская дочка. – В кн.: История русского романа в

2 – х т., т.1. М. – Л., 1962, с. 180.

2 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.6 , М.,, 1967, с. 207.

3 Измайлов Н.В. Капитанская дочка. – В кн.: История русского романа в

2 – х т., т.1. М. – Л., 1962, с. 183.

4 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 236

5 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 254

6 Измайлов Н.В. Капитанская дочка. – В кн.: История русского романа в

2 – х т., т.1. М. – Л., 1962, с. 183.

7 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 272

8 Лотман Ю. Идейная структура «Капитанской дочки». – В. кн.: Пушкинский сборник. Псков, 1962, с. 3 – 20

9 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 186

10 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 266

11 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 195

12 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 230

13 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 298

14 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 244

15 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 238

16 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 223

17 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 298

18 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 298

19 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 298

20 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.2 , М., 1967, с. 298

21 Лотман Ю. Идейная структура «Капитанской дочки». – В. кн.: Пушкинский сборник. Псков, 1962, с. 3 - 20


Литература:


  1. Пушкин А.С. Собр. соч. в 6 –ти т., т.6 , м,, 1967.

  2. Измайлов Н.В. Капитанская дочка. – В кн.: История русского романа в

2 – х т., т.1. М. – Л., 1962.


  1. Лотман Ю. Идейная структура «Капитанской дочки». – В. кн.:

Пушкинский сборник. Псков, 1962.



  1. Курочкина Г. Изобразительная Пушкиниана (иллюстрации к «Евгению Онегину», «Дубровскому», «Капитанской дочке», лирике). – В кн.: Пушкин и его творчество. М., 1978.



Скачать 162.2 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты