Домой

Анализ входных барьеров олигополистических рынков сургутскова Е. В. Научный Арасланов Р. К., доцент гоу впо «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск На сегод




НазваниеАнализ входных барьеров олигополистических рынков сургутскова Е. В. Научный Арасланов Р. К., доцент гоу впо «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск На сегод
Дата05.01.2013
Размер38.3 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Эффект масштаба.
Подобные работы:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВХОДНЫХ БАРЬЕРОВ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

Сургутскова Е.В.

Научный руководитель: Арасланов Р.К., доцент

ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск


На сегодняшний день барьеры к проникновению на рынок являются актуальной проблемой. Цель работы: рассмотрение характеристик видов барьеров олигополистических рынков.


Актуальность тематики работы обусловлена тем фактом, что барьеры входа на рынок и выхода из него являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Их наличие зачастую не позволяет, а иногда делает просто невозможным появление новых фирм на рынке. С другой стороны, благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками, следовательно, высок риск деятельности в отрасли, вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.

Под барьерами входа на рынок понимаются экономические, административные, технологические и другие ограничения, препятствующие вступлению новых предпринимателей на рынок для конкуренции с уже действующими на нем субъектами бизнеса.

Зачастую в отраслях добывающей, обрабатывающей промышленности, а также оптовой торговли господствуют несколько фирм. Такие отрасли называются олигополиями. Проследим зависимость концентрации от эффекта масштаба, барьеров к проникновению на рынок, невозвратных затрат и конкурентоспособности рынка. [2]

^ Эффект масштаба.

Считается, что фирма имеет экономию на масштабах если ее LAC уменьшаются, в то время как объем производства увеличивается. Известно, что где эффект масштаба значителен, достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, другими словами, эффективность требует, чтобы производственные мощности каждой фирмы занимали большую долю совокупного рынка. В самом деле, ситуация, при которой в отрасли имеется большое число фирм с высокими издержками, каждой из которых не удается реализовать эффект от масштаба, является неустойчивой. Но почему не создаются новые фирмы, чтобы вступить в олигополистические отрасли? Ответ заключается в следующем, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступившие фирмы должны быть крупными производителями. Эффект масштаба может быть трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Он объясняет не только развитие олигополии во многих отраслях, но также и невозможность того, что отрасли станут более конкурентными. [1]

Помимо экономии на масштабах, в обычном смысле слова, которая выражается в увеличение нормы выпуска продукции на единицу времени, фирма, которая контролирует достаточно большую часть рынка, может увеличить производственный цикл, сохранив эффективную норму выпуска. За счет того, что снижение издержек может быть достигнуто путем «понятия на практике», фирма, владеющая большой долей рынка, получает преимущество за счет накопленного опыта фирмами, контролирующими меньшую часть рынка. 

Следующим барьером может служить собственность на воспроизводимые ресурсы (классическим примером является рынок бериллия). К подобному роду ресурсов можно отнести и людей (кинозвезды, работающие по контракты). Как ни какая другая причина, собственность на не воспроизводимые ресурсы дает существующим фирмам преимущество над новыми фирмами, и в этом смысле является барьером к проникновению на рынок.

Права на копирование и на всевозможные виды патентов, являются особенно существенными на олигополистическом рынке.

Барьер к проникновению на рынок в том смысле, в котором он понимается здесь - это то, что позволяет новой фирме дублировать деятельность старой (с точки зрения качества или издержек). Но это не значит, что любые усилия и затраты которые должна осуществить фирма, чтобы проникнуть на рынок, следует рассматривать как препятствие для других фирм. [1]

Безвозвратные издержки - это еще один элемент, который может играть заметную роль при определении рыночной структуры, т.к. проникновение на рынок (в частности олигополистический) требует существенных безвозвратных издержек, необходимых для покупки специального оборудования, имеющую низкую перепродажную стоимость, размещение предприятия в выгодном месте и т.п., то данный вид затрат может служить существенным барьером для новых фирм.

Однако безвозвратные издержки не всегда являются барьером, т.к. фирмы уже действующие в отрасли должны были понести такие же расходы, прежде чем на нем закрепиться.

Обратимся же непосредственно к олигополистическому рынку. Продавцы на таких рынках знают, что когда они или их конкуренты изменяют цену, или объем производства, то последствия скажутся на прибылях всех остальных фирм на рынке. Отдельные продавцы на олигополистических рынках должны считаться с реакцией своих конкурентов. Подобная зависимость поведения одной фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимозависимостью. Та реакция, которую ожидает продавец в ответ на свои действия в области маркетинга, цены и объема производства является основным фактором, определяющим его решение, а так же влияет на равновесие на олигополистическом рынке. Поэтому смыслом олигополистической взаимозависимости является следующее: любая модель олигополии должна содержать, прежде всего, схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, вызванную изменением положения на рынке. [2]


Список литературы:

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., с. 320.

2. Гребенников П.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика, С - Пб. 2001., с.159.

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты