Домой

Рабочая программа учебной дисциплины «экономика» Цикл




Скачать 196.14 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «экономика» Цикл
Дата05.01.2013
Размер196.14 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рабочая программа учебной дисциплины
Часть цикла
Часов (всего) по учебному плану
Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)
1. Цели и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ооп впо
3. Результаты освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения
Основные макроэкономические показатели
4.2.2. Практические занятия
4.3. Лабораторные работы
5. Образовательные технологии
Самостоятельная работа
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Аттестация по дисциплине
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.2. Электронные образовательные ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Подобные работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ (ИЭЭ)
____________________________________________________________________
_______________________________________


Направление подготовки: 140400 Электроэнергетика и электротехника

Профиль(и) подготовки: Высоковольтная электроэнергетика и электротехника

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем

Электрические станции

Электроэнергетические системы и сети

Гидроэлектростанции

Электроснабжение

Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА»

Цикл:

Гуманитарный, социальный и экономический




^ Часть цикла:

базовая




дисциплины по учебному плану:

ИЭЭ; Б1.4




^ Часов (всего) по учебному плану:

180




Трудоемкость в зачетных единицах:

5

6 семестр

Лекции

30 час

6 семестр

Практические занятия

15 час

6 семестр

Лабораторные работы

0 час




Расчетные задания, рефераты

0 час




^ Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

135 час




Экзамены

учебным планом не предусмотрены




Курсовые проекты (работы)

учебным планом не предусмотрены






Москва – 2010

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний об экономике как науке, виде деятельности; освоение научных и эмпирических знаний о возможностях эффективного использования производственных ресурсов; формирование умений и навыков, необходимых для практической инженерной деятельности в условиях современной рыночной экономики.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • воспринимать, обобщать и анализировать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

  • находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и нести за них ответственность (ОК-4);

  • в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности, приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);

  • к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

  • к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);

  • понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14);

  • формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7);

  • использовать элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-20);

  • определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-29);

  • решать конкретные задачи в области организации и нормирования труда (ПК-30);

  • систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-31).

Задачами дисциплины являются:

  • овладение студентами основными теоретическими положениями и понятиями по экономике;

  • приобретение студентами навыков реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности на предприятии.

^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла Б.1 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилям «Высоковольтная электроэнергетика и электротехника», «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», «Электрические станции», «Электроэнергетические системы и сети», «Гидроэлектростанции», «Электроснабжение», «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике» направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Высшая математика», «Информатика», «Правоведение», «Общая энергетика».

Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении программы магистерской подготовки.

^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • основные разделы и положения современной экономической науки, основные субъекты экономики, многообразие экономических процессов в современном мире (ОК-1);

  • теоретические основы и основные закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне (ОК-14);

  • основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ОК-10, ПК-20, ПК-29, ПК-30, ПК-31).

Уметь:

  • самостоятельно анализировать экономическую литературу (ОК-1, ОК-6);

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления и процессы (ОК-1, ОК-14);

  • планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа (ОК-1, ОК-14);

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев экономической эффективности и возможных социально- экономических последствий (ОК-4, ОК-10, ПК-20);

  • осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОК-1, ОК-6);

  • решать практические задачи экономического анализа в сфере профессиональной деятельности (ПК-20, ПК-29, ПК-30, ПК-31);

  • определять экономическую целесообразность принимаемых технических и организационных решений (ПК-20);

  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде отчета с его публикацией (публичной защитой), выступления, доклада, информационного обзора (ОК-12, ПК-7).

Владеть:

  • специальной экономической терминологией (ОК-14);

  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных, явлений и процессов (ОК-1, ОК-10);

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, публичной речи, профессиональной аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-6, ОК-12);

  • методами экономического анализа (ОК-10);

  • методами оценки экономических показателей применительно к объектам профессиональной деятельности (ПК-20, ПК-29, ПК-30, ПК-31);



^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Базовые экономические понятия

9

6

1

0




8

Тест

2

Рыночный механизм, спрос, предложение, рыночное равновесие

15

6

3

0




12

Тест

3

Ресурсы предприятия и их использование

14

6

0

6




8

Контрольная работа

4

Теория потребительского поведения

10

6

2

0




8

Тест

5

Издержки и себестоимость производства продукции

16

6

4

2




10

Тест

Контрольная работа

6

Основные макроэкономи-

ческие показатели

10

6

2

0




8

Тест

7

Макроэкономическая нестабильность

14

6

2

0




12

Реферат

8

Макроэкономическое равновесие

14

6

2

0




12

Тест

9

Капиталовложения в энергетике

6

6

2

0




4

Тест

10

Укрупненные показатели стоимости энергетических объектов

6

6

2

0




4

Тест

11

Себестоимость энергетической продукции

8

6

2

0




6

Тест

12

Инвестиционные проекты. Простые критерии оценки экономической эффективности

10

6

2

2




6

Контрольная работа

13

Интегральные критерии финансово-экономической эффективности

15

6

2

5




8

Контрольная работа

14

Налоговая система и фискальная политика государства

12

6

2

0




10

Реферат

15

Банковская система и монетарная политика государства

12

6

2

0




10

Реферат




Зачет

9

6

--

--

--

9

Комбинированная форма




Итого:

180




30

15




135




^ 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции:

1. Основы микроэкономики

Лекция №1,2. Базовые экономические понятия. Экономические потребности и экономические блага. Экономические ресурсы, их характеристика. Проблема экономического выбора. Рыночный механизм, спрос, предложение, рыночное равновесие. Понятие «спрос». Функция спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Факторы, сдвигающие кривую спроса. Эффекты: «цена-показатель качества», престижного спроса и ожидаемой динамики цен. Понятие «предложение». Функция предложения. Кривая предложения. Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения. Точка рыночного равновесия. Избыток и дефицит предложения. Закон рыночного равновесия. Государственное регулирование рыночного равновесия. Фиксация цен. Налоговое регулирование.

Лекция №3. Теория потребительского поведения. Потребительский выбор и его особенности. Полезность блага (товара). Закон убывающей предельной полезности товара. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития. Кривая безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Условия равновесия потребителя. Потребительский выбор. Эффект замещения и эффект дохода.

Лекция №4,5. Издержки и себестоимость производства продукции. Валовые, постоянные и переменные издержки. Себестоимость. Предельные издержки. Производственная функция. Общие свойства производственных функций. Валовой, средний и предельный продукт переменного фактора. Кривые валового, среднего и предельного продукта. Кривая себестоимости. Оптимум по издержкам. Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Валовая, средняя и предельная выручка в условиях совершенной конкуренции. Оптимизация совершенным конкурентом объема производства в краткосрочном и долгосрочном периоде. Предприятие в условиях монополии. Валовая, средняя и предельная выручка в условиях монополии. Оптимизация монополистом объема производства. государственное регулирование естественных монополий. Ценовая дискриминация. Предприятие в условиях олигополии. Предельная выручка в условиях олигополии. Лидерство в ценах. Ценовая война. Картель. Тайный сговор. Предприятие в условиях монополистической конкуренции. Оптимизация совершенным конкурентом объема производства в краткосрочном и долгосрочном периоде.

2. Основы макроэкономики

Лекция №6. Кривая производственных возможностей. Экономический рост. Модель кругооборота продукта и дохода. ^ Основные макроэкономические показатели. Основное макроэкономическое тождество. Экономические функции правительства. Система национальных счетов: основные макроэкономические показатели (ВВП, ВНД, ЧВП, ЧНД, ЛД, РЛД). Методы измерения ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. ВВП и благосостояние.

Лекция №7. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. Уровень занятости. Понятие полной занятости и естественного уровня безработицы. Закон Оукена. Инфляция и ее виды. Причины и источники инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Экономические и социальные последствия инфляции. Кривая Филипса. Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла. Динамика экономических показателей. Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора. Государственное антициклическое регулирование.

Лекция №8. Макроэкономическое равновесие.Совокупный спрос (Ad) и совокупное предложение (As) и факторы, влияющие на них. Классическая теория макроэкономического равновесия. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Эффекты «разрыв безработицы» и «разрыв инфляции». Стабилизационная политика государства. Равновесие на товарном рынке. Метод «изъятий и инъекций». Потребление и сбережения. Средние и предельные склонности к потреблению и к сбережению. Совокупный спрос и совокупное предложение в неоклассической теории.

3. Основные технико-экономические показатели энергетических объектов

Лекция №9. Энергетическое хозяйство страны. ТЭК. Энергетические предприятия и их особенности: технологические и экономические. Капиталовложения в энергетике. Понятие капиталовложений и их структура в энергетике. Характеристика затрат. Стадии проектирования. Сметы на строительство энергопредприятий.

Лекция №10. Укрупненные показатели стоимости энергетических объектов. Удельные капитальные вложения. Факторы, влияющие на стоимость строительства энергетических объектов. Приближенные методы определения стоимости строительства энергообъектов.

Лекция №11. Себестоимость энергетической продукции. Себестоимость производства электроэнергии на КЭС. Себестоимость тепловой и электрической энергии на ТЭЦ. Себестоимость передачи и распределения электроэнергии. Группировка затрат. Структура. Влияющие факторы.

4. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия

Лекция №12. Инвестиционные проекты. Инвестиционный цикл. Основные этапы инвестиционного проекта. Простые показатели и критерии экономической эффективности инвестиций.

Лекция №13. Интегральные критерии финансово-экономической эффективности. Экономический смысл дисконтирования. Чистый дисконтированный доход. Внутренняя норма доходности (рентабельности). Дисконтированный срок окупаемости капиталовложений. Экономический смысл. Методика определения и использования. Недостатки. Суммарные и удельные затраты в системе критериев выбора варианта энергетического объекта. Особенности применения. Сравнительный анализ финансово-экономических показателей оценки эффективности инвестиций.

5. Налоговая система и фискальная политика государства

Лекция №14. Государственные расходы и налоги. Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговая система государства. Основные элементы налогообложения. Кривая Лаффера. Государственный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. «Встроенные стабилизаторы». Сущность и механизмы фискальной политики государства. Виды фискальной политики и ее ограниченность.

6. Банковская система и монетарная политика государства

Лекция №15. Происхождение, сущность и функции денег. Понятие и типы денежных систем. Денежные агрегаты. Банковская система и ее уровни. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их операции. Предложение денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликатор. Кейнсианская теория спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке. Монетарная политика государства.

^ 4.2.2. Практические занятия:

6 семестр

№1. Ресурсы предприятия. Основные средства предприятия: состав и структура, оценка и переоценка, эффективность использования, износ, амортизация. Методы повышения эффективности использования.

№2. Ресурсы предприятия. Оборотные средства предприятия: состав и структура, определение потребности в оборотных средствах. Показатели оценки и пути повышения эффективности использования оборотных средств.

№3. Ресурсы предприятия. Трудовые ресурсы. Производительность, оплата, нормирование труда. Контрольная работа по теме «Оценка эффективности использования ресурсов на предприятии».

№4. Себестоимость продукции и издержки производства: экономическое содержание и классификация.

№5. Прибыль, доход, рентабельность. Прибыль предприятия: понятие, функции, виды. Рентабельность: виды, показатели.

№6,7. Экономическая эффективность производства. Сущность и значение. Система показателей оценки экономической эффективности производства. Контрольная работа по теме «Оценка экономической эффективности инвестиций».


^ 4.3. Лабораторные работы: Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

4.4. Расчетные задания: Расчетные задания учебным планом не предусмотрены

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы: Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен


^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций.

Практические занятия проводятся в традиционной форме.

^ Самостоятельная работа включает подготовку к лекционным занятиям, тестам и контрольным работам, выполнение домашних заданий, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету.


^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль: промежуточное тестирование и письменные опросы по отдельным разделам дисциплины, письменные домашние задания, контрольные работы по темам практических занятий, подготовка реферата.

^ Аттестация по дисциплине – зачет в комбинированной форме.

Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,3(оценка за тесты и письменные опросы) + 0,3среднеарифметическая оценка за контрольные работы + 0,1оценка за реферат + + 0,3оценка за ответы на зачёте.

В приложение к диплому вносится оценка за 6 семестр.


^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

  1. Синицына Е.Я. Мастерова И.В., Пономарева О.Ю. Курс лекций по дисциплине «Экономика» (для студентов технических специальностей). Под редакцией Рогалева Н.Д. Издательство МЭИ. 2008 г.

  2. Программный продукт – электронный учебник по курсу «Экономика». Бологова В.В., Лыкова О.А. Издательство МЭИ 2005 г.

  3. Программный продукт – Электронный учебник по курсу «Экономическая теория”. Бологова В.В., Лыкова О.А. Издательство МЭИ 2008 г.

  4. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учебник. – М.: Высшая школа, 1996.

  5. Агапова Т.А., Сергеева С.Ф. Макроэкономика. Учебник. – 8-е издание. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007 г.

  6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с английского 11-го изд. – М.: республика, 2000 г.

  7. Программный продукт – электронный практикум по курсу «Экономическая теория». Бологова В.В., Лыкова О.А. Издательство МЭИ 2007 г.

  8. «Экономика промышленности»: том 1 «Общие вопросы экономики» / под ред. А. И. Барановского и др. – М.: МЭИ, 1998 г.

  9. «Основы предпринимательской деятельности» (Экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент), под ред. В.М. Власовой, «Финансы и статистика» 1997 г.

  10. Экономика энергетики: учеб.пособие для вузов/ Н.Д. Рогалев, А.Г. Зубкова, И.В. Мастерова и др.; под ред. Н.Д. Рогалева. – М.: Издательство МЭИ, 2008.

  11. «Экономика промышленности»: том 2 «Экономика и управление энергообъектами» / под ред. А. И. Барановского и др. – М.: МЭИ, 1998 г.

б) дополнительная литература:

  1. Микроэкономика / Под ред. проф. Яковлевой Е.Б. – М. – СПб., Поиск, 2003. – 358 с.

  2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Маркетинг, 2000.

  3. Экономика для инженеров. В 2 частях. Часть 2. Макроэкономика. Микроэкономика. Переходная экономика: Учебник / Ахматов А.Г. и др. Под ред. Комергицкого Ю.А. и Сапар А.К. / М.: Высшая школа, 2001, 375 с. (серия Бизнес для инженера).

  4. Экономическая теория: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд.цент ВЛАДОС, 2002. – 640 с.: ил.

  5. Волков О.И., Скляренко В.К. «Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 280 с. – (серия «Высшее образование»).

  6. Экономика фирмы: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2004. – 461 с.

  7. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304 с.


^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Система дистанционного обучения Прометей; ЭОР, размещенные на сайте кафедры ЭКО

б) другие:

набор презентаций по тематике дисциплины.


^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций, и компьютерный класс.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и профилям: «Высоковольтная электроэнергетика и электротехника», «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», «Электрические станции», «Электроэнергетические системы и сети», «Гидроэлектростанции», «Электроснабжение», «Менеджмент в электроэнергетике и электротехнике».


ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

ст. преп. Лыкова О.А.


«СОГЛАСОВАНО»:

Директор ИЭЭ

к.т.н., с.н.с. Кузнецов О.Н.


«УТВЕРЖДАЮ»:

Зав. кафедрой ЭКО

д.т.н., профессор Рогалёв Н.Д,

Скачать 196.14 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты