Домой

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования




Скачать 301.17 Kb.
НазваниеФормирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Дата04.01.2013
Размер301.17 Kb.
ТипАвтореферат
Содержание
Общая характеристика работы
Основное содержание диссертации
Подобные работы:



На правах рукописи


Птушкина Елена Сергеевна


Формирование

ценностных ориентаций старшеклассников

в условиях профильного лагеря


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Смоленск – 2007


Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет»


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Сенченков Николай Петрович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Асташова Надежда Александровна


доктор педагогических наук, профессор

Сенькина Гульжан Ержановна


Ведущая организация: Владимирский государственный

педагогический университет


Защита состоится «____»______ ______ 2007 года в ______часов на заседании диссертационного совета К 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.


Автореферат разослан «_____» 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Сенченков Н.П.

^ Общая характеристика работы


Актуальность исследования заключается в уникальности сложившейся для молодежи социальной ситуации развития, в том, что прежние ориентиры и ценности общества уже утратили для нее свою значимость, а новые еще не сложились. В этом случае прежде всего молодежь получает шанс сделать самостоятельный выбор тех нравственных, политических, социальных и духовных ценностей, на основе которых она начнет строить свое будущее и будущее всего общества. Развитие современного российского общества связано с гуманизацией, укреплением демократических преобразований, российской государственности, что создает условия для качественного улучшения жизни человека не только в материальном отношении, но и в улучшении его духовного мироощущения, нравственного возрождения – процессов, касающихся формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения.

В этой связи внеучебная деятельность является важным условием формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Особенно ярко данное условие проявляется в детских коллективах, которые возникают во время летнего отдыха. Ребенку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного взаимодействия, общения со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности. Интенсивность взаимодействия со сверстниками и взрослыми и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых.

Данной проблемой активно занимались многие ученые и практики. В частности, развитию духовного мира ребенка, созданию духовной общности педагога и воспитанника посвящены работы С.Ф. Анисимова, Ш.А. Амонашвили,
В.И. Додонова, И.П. Иванова, В.А. Сухомлинского, определению роли педагогов в духовном становлении личности ребенка – работы И.Ю. Алексашиной, И.Д. Багаевой, В.Н. Диденко, Г. Мюнстерберга, С.И. Панченко, использованию культурных традиций как фактора формирования социального опыта детей – работы В.П. Бедерхановой, И.П. Иванова, А.В. Мудрика, М.Л. Князевой, С.Д. Полякова. Развитию нравственности, мировоззрения подростков средствами дополнительного образования посвящены работы В.П. Бедерхановой, О.С. Газмана. Педагогические возможности временного детского объединения, педагогические системы детского лагеря, в том числе Всероссийского детского центра «Орленок», в своих работах описали Ю.В. Буракова, Л.В. Ершова, Л.С. Савинова, Л.Ф. Сайфутдинова, Т.Л. Хацкевич. Организацией внеурочной и внеклассной деятельности занимались В.В. Белова, Б. Гиндис, Л.А. Воловий, В.А. Караковский, Е.М. Лепешкина, В.С. Селиванов, Н.П. Сенченков, В.Н. Соколова. Гуманизацией и гуманистическим развитием учащихся в процессе обучения и воспитания – Ю.П. Азаров, Л.М. Архангельский, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров, И.В. Огаркова, В.Н. Соколова. Проблема формирования ценностных ориентаций была представлена в диссертационных работах Т.А. Казимирской, В.А. Киселева, В.А. Котельникова, Т.П. Красновой, Ч.А. Шакеевой, И.В. Огарковой, И.В. Крутовой.

Работы вышеназванных авторов вносят весомый вклад в изучение сущностных основ процесса воспитания. Однако вне исследовательского поля остается проблема формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря.

Таким образом, становятся очевидными противоречия между:

– актуальностью проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников и недостаточной разработанностью ее теоретических основ;

– прежними ориентирами и ценностями общества, утратившими свою значимость, и еще не сложившимися новыми;

– теоретическими основами, научными представлениями об инновационных процессах в образовании и воспитании и интересом практиков к условиям и средствам формирования ценностных ориентаций в профильном лагере;

− потребностью педагогов в теоретической базе по организации воспитательной системы профильных лагерей и недостаточной разработанностью концептуальных решений;

− опытом педагогической работы в летних лагерях и необходимостью действий сегодня, исходя из личностно-ориентированного подхода к воспитательной системе профильных лагерей.

С учетом названных противоречий была сформулирована проблема исследования: рассмотрение процесса развития представлений о ценностных ориентациях в контексте гуманистической философии и педагогики, определение современных подходов к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в условиях реформирования российского образования, выявление организационно-педагогических условий профильного лагеря, способствующих формированию ценностных ориентаций старшеклассников.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретико-методологическая и методическая разработанность определили тему настоящего исследования – «Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря».

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – воспитание старшеклассников в профильном лагере.

Предмет исследования – процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря.

Гипотеза исследования: формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере будет успешным и обеспечит достижение целей его субъектов с наименьшими затратами и в минимальные сроки, если:

1) создаются условия для ситуации социального выбора, творческого самоопределения и успеха;

2) обеспечены возможности овладения подростками опытом самостоятельной, разносторонней, социально значимой деятельности;

3) осуществляется процесс совместной деятельности подростков и взрослых с позиции педагогической поддержки развития гуманистического опыта подростков;

4) субкультура воспитательной системы профильного лагеря определяется факторами влияния на процессы социализации подростка в его взаимодействии с собой, сверстниками и педагогами.

Сформулированные проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

  1. Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития представлений о ценностных ориентациях в контексте гуманистической философии, психологии, социологии и педагогики.

  2. Определить специфику формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря в краткий период времени.

  3. Определить современные подходы к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в детских и молодежных объединениях.

  4. Выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере.

  5. Разработать педагогическую модель по формированию ценностных ориентаций старшеклассников с учетом особенностей функционирования профильного лагеря.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- основные положения аксиологии как науки о природе ценностей духовной жизни и культуры общества (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский,
Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, А.П. Здравомыслов, В.П. Тугаринов и др.);

- аксиологические основы воспитания и обучения (В.А. Караковский,
В.Я. Лыкова, Н.П. Сенченков, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов и др.);

- психолого-педагогические исследования внеурочной деятельности школьников (В.В. Белова, Т.В. Богданова, И.П. Иванов, Е.М. Лепешкина,
М.В. Новикова и др.);

- исследования по проблемам создания детского и школьного коллектива (А.С. Залужный, И.П. Иванов, С.А. Картошкин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов: теоретических – анализ философских, психологических, социологических, педагогических источников по проблеме исследования, моделирование; эмпирических – прямое, косвенное и включенное наблюдение, комплексная и поэтапная диагностика формирования ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере посредством анкетирования, тестирования, опросов-интервью, бесед, ранжирования, анализа творческих работ участников сборов; экспериментальных – опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический и формирующий этапы; статистических – количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, и их обработка.

Экспериментальной базой исследования являлись Смоленские областные сборы творческой молодежи «Сокол» и международный лагерь «Россия-Беларусь: Мост Дружбы».

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2006 годы и включало три этапа:

1 этап (2001-2003) – поисково-теоретический. Проводился теоретический анализ представлений о ценностных ориентациях в философии и педагогике, делалась оценка современного состояния проблемы. Осуществлялся анализ литературных источников, обоснованы теоретические позиции и гипотеза исследования. Были определены объект, предмет, цель и задачи исследования, разработана программа опытно-экспериментальной работы.

2 этап (2003-2005) – теоретико-экспериментальный. В ходе проведения профильных смен осуществлялась диагностика сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников, выявлялись организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере – Смоленских областных сборах творческой молодежи.

3 этап (2005-2006) – описательно-итоговый, в ходе которого осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проводилась статистическая обработка полученных результатов. Проведены коррекция, уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

- выявлены основные тенденции развития представлений о ценностных ориентациях человека в контексте гуманистической философии, психологии, социологии и педагогики;

- определены современные подходы к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в детских и молодежных организациях и специфика формирования ценностных ориентаций в условиях профильного лагеря;

- раскрыты содержательная и процессуальная стороны педагогического воздействия как условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников;

- представлена модель профильного лагеря старшеклассников как средства формирования ценностных ориентаций с обоснованием их организационно-педагогических условий, которыми являются стимулирование положительного отношения к достижению определенных успехов, опора на познавательные и перспективные мотивы старшеклассника в деятельности сборов, превращение потенциальных ориентаций в актуальные, обратная связь с участниками сборов, поддержка стремлений молодых людей к индивидуально-личностным достижениям;

- описана модель педагогической работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников на Смоленских областных сборах творческой молодежи.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий «ценность» и «ценностные ориентации»; в систематизации представлений о ценностных ориентациях человека в контексте гуманистической философии, психологии, социологии и педагогики; в определении современных подходов к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в условиях реформируемого российского общества; в выявлении организационно-педагогических условий, способствующих формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения; в обосновании педагогического взаимодействия как эффективного условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников.

Полученные в ходе исследования знания об эффективности процесса формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря расширяют объектное и предметное поле исследований в области дополнительного образования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных выводов и рекомендаций в практике работы учебных заведений, учреждений дополнительного образования, детских и молодежных общественных организаций, оздоровительных и профильных лагерей и смен. Материалы исследования могут послужить основой при разработке инновационных воспитательных концепций, могут использоваться в лекционных курсах по теории воспитания, на практических и семинарских занятиях по педагогике. Разработанные автором программы профильных смен апробированы при его непосредственном участии в качестве старшего комиссара профильных сборов в 2003, 2004 годах и могут быть использованы для подготовки воспитателей и вожатых, специалистов сферы дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирических данных, адекватных целям и задачам исследования.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Развитие представлений о ценностных ориентациях человека представляет собой сложный процесс целенаправленного отбора и интегрирования информации о взаимодействии человека с природой, обществом и государством в различные исторические периоды с учетом формационного и цивилизационного подходов развития человеческого общества. При этом ценностные ориентации как специфический духовный компонент личности связаны с гносеологическими и аксиологическими основаниями жизнедеятельности человека и являются совокупностью общественных отношений личности, характеризующихся многомерностью процесса ее становления в социуме независимо от исторической эпохи. Гносеологические основания могут проявляться в виде ценностных ориентаций как отражения достоверных знаний и как отражения знаний предположительных (интуитивное суждение). Аксиологические аспекты связаны с оценкой явлений действительности, с заинтересованностью личности в сохранении тех или иных реалий и претворения их в жизнь.

  2. Специфика формирования ценностных ориентаций в условиях современного профильного лагеря заключается в направлении всех организационно-педагогических процессов на максимальное развитие индивидуальности участников профильной смены с учетом использования природного окружения, социально-культурной и экологической ситуации в интересах их физического развития, эмоциональной зарядки и гражданского становления; в наличии системы обеспечения профильного лагеря специально подготовленными кадрами, четко продуманной творческой программой работы; в отсутствии жесткой регламентации деятельности сотрудников, возможности выбора самими воспитанниками сферы приложения своих сил в процессе организации жизни лагеря и в дальнейшем использовании накопленного опыта в школе и общественной организации.

  3. Современные подходы к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в детских и молодежных объединениях напрямую связаны с процессами реформирования российского государства и общества в последнее десятилетие ХХ – начале XXI века и включают: развитие детского и молодежного движения, не зашоренного идеологическими установками; координацию и объединение усилий организаций в деле защиты прав и интересов детей и подростков; развитие законодательных основ взаимодействия государства и общества в части детского и молодежного движения; возрождение народных традиций, обращение к героическому прошлому страны; воспитание милосердия, улучшение окружающего мира через формирование экологической культуры граждан; организацию активного отдыха детей и молодежи, имеющего особый воспитательный потенциал, включающий реальные условия для динамичного и интенсивного взаимодействия, общения со сверстниками, реализацию творческой активности.

  4. Организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере:

- гарантия свободы выбора сферы деятельности (профили, творческие мастерские и др.), близкой по духу, соответствующей интересам и потребностям развивающейся личности старшеклассника, влияющей на формирование общечеловеческих, национальных и индивидуально-личностных ценностей;

- стимулирование положительного отношения к достижению определенных успехов, тем самым выработка целеустремленности;

- опора на познавательные и перспективные мотивы старшеклассников в деятельности профильного лагеря;

- постепенное превращение потенциальных ориентаций в актуальные на основе анализа определенных действий во время профильной смены;

- постоянная обратная связь с участниками смены не только во время проведения сборов, но и в течение учебного года;

- поддержка стремлений старшеклассников к индивидуально-личностным достижениям и их самооценки в процессе деятельности для понимания места человека в обществе.

  1. Моделирование педагогической работы по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря и успешное использование учебно-воспитательных форм и методов работы зависят от комплексного переноса знаний и умений в новую ситуацию, видения проблем взаимоотношений участников между собой и с педагогами и нахождения принципиально новых методов решения данных проблем.

Практика проведения профильного лагеря – Смоленских областных сборов творческой молодежи – выработала определенный, логически выстроенный комплекс форм и методов работы (игры «А кому сейчас легко?», «Тропа друидов», «Славянский базар», театральный фестиваль, фестиваль песни «Нововидение», конкурс «Зеленое яблоко», сюжетно-ролевая игра «Мы выбираем, нас выбирают»), позволяющий по мере прохождения этапов смены менять представление старшеклассника об окружающем мире, адаптируя полученную во время профильной смены информацию к реалиям современного общества.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили на базе экспериментальной площадки Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике – Смоленских областных сборах творческой молодежи, Смоленского государственного университета.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного университета, на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Проблемы развития российского и зарубежного образования» (Смоленск, 2003), «Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования» (Смоленск, 2004), «Ненасилие как образ жизни» (Санкт-Петербург, 2004), «Актуальные проблемы адаптации молодых людей в современном мире» (Брянск, 2004), «Научно-педагогический поиск студентов» (Елабуга, 2004), «Подростки XXI века» (Смоленск, 2004, 2005); опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале «Гуманитарные и социально-экономические науки» (спецвыпуск № 4, «Педагогика», 2006).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


^ Основное содержание диссертации


Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуются его методы и база, обосновывается достоверность, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников» проведен аналитический обзор философских, социологических, психологических и педагогических литературных источников; определен основной категориальный аппарат в контексте исследуемой проблемы; уточнены понятия «ценность», «ценностные ориентации», представлена классификация ценностных ориентаций; определены современные подходы к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в условиях детских и молодежных объединений.

Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» возникли на стыке ряда дисциплин – философии ценностей, аксиологии – науки о ценностях, социальной и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных теорий и течений в этой области. Одним из важных подступов к изучению ценностных ориентаций молодых людей в новых условиях, является, прежде всего, анализ системы ценностей человека.

В исследовании показано, что категория ценности стала предметом изучения широкого круга гуманитарных наук и что ученые по-разному подходят к определению данного понятия. Понятие «ценность», введенное в теоретический обиход и исследуемое в различных направлениях гуманитарного знания, представляет собой сложное и многоуровневое понятие. Являясь результатом взаимоотношения мира и человека, категория ценности относится к высшему духовному уровню человеческого бытия и не имеет границ в возрастном, половом, национальном и других аспектах.

С педагогической позиции мы определяем ценность как понятие, с помощью которого характеризуется личностный смысл для воспитанника определенных явлений действительности.

Для нашего исследования основополагающим понятием среди всех ценностных категорий является понятие «ценностные ориентации», которое трактуется неоднозначно в зависимости от акцентов на аспектах его содержания.


Ценностные ориентации

в философии

в социологии

в психологии

в педагогике

важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного

направленность личности на те или иные виды социальных ценностей

сложный социально-психологичес-кий феномен, характеризующий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам

детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности


В нашем исследовании мы опирались на определение, данное М.Г. Казакиной, которая считает, что «ценностные ориентации – это интегративное образование, характеризующее целостную личность, ее направленность, это ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как к потребностям, которые мотивируют настоящее поведение и программирует будущее».

Уровень сформированности ценностных ориентаций личности проявляется в ее деятельности, оценках и отношениях к окружающему миру и зависит от множества факторов, являясь, в определенной мере, результатом функционирования механизмов, противодействующих негативно влияющим факторам.

Система ценностных ориентаций характеризуется многоуровневой иерархической организацией и образует основу мотивации поведения личности, а также выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью, возникает необходимость изучения структуры ценностных ориентаций личности, их иерархии, преемственности в становлении, развитии и саморазвитии в условиях образовательного процесса.

Ценностный подход в педагогике получил название ценностно-ориентационного подхода, основой которого является формирование и развитие ценностных ориентаций личности на основе общепринятых аксиологических систем. Данный подход, ориентирующий личность на социально значимые ценности, наиболее интенсивно стал разрабатываться в педагогике с конца 80-х годов ХХ века такими учеными, как З.И. Васильева, М.Г. Казакина, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова и другие.

Таким образом, исходя из проведенного нами сравнительно-сопоставительного анализа различных теоретических подходов к ценностным категориям, мы можем сделать ряд выводов:

  1. Ценностный феномен является объектом пристального внимания многих наук, и его природа понимается неоднозначно. Но при всей разноречивости концепций, сложившихся за историю развития аксиологии, главный итог состоит в том, что эта область знания прочно заняла свое место в научной теории, развиваемой философией, психологией, социологией, педагогикой и другими науками.

  2. Ценностные ориентации являются сложным философско-этическим и социально-психологическим феноменом. Это наиболее значимое понятие для педагогики, поскольку они, ценности, образуют основу сознания личности, влияют на ее мировоззрение и идеологию, обеспечивают устойчивость личности в изменяющихся социальных и политических условиях, регулируют мотивацию поведения и деятельности человека.

3. Каждая личность обладает сложной индивидуальной иерархической структурой ценностных ориентаций, формируемой и развиваемой в процессе социализации под влиянием различных факторов: общественных отношений, культуры, образования, социального окружения и т.п.

4. Ценностные ориентации, являясь относительно устойчивым новообразованием в психологической структуре личности, подвержены процессам изменения, в которых движущей силой их развития выступают потребности человека.

5. Будучи связующим звеном между общественным и индивидуальным сознанием, ценностные ориентации служат своего рода эталонами будущей деятельности и определяют ориентацию личности, следовательно, в образовательном процессе подготовки специалиста они должны стать основным объектом внимания.

На основании проведенного анализа литературных источников выявлены современные подходы к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи в детских и молодежных организациях в условиях развивающегося общества.

Организационный подход к формированию ценностных ориентаций учащейся молодежи является ключевым среди современных подходов. Организация, будучи самостоятельным, самодеятельным объединением, имеет своей целью воспроизводство в подрастающем поколении личностных качеств, системы взглядов, отношений и взаимодействий с окружающим миром, ценностных ориентаций и реализует свою цель через определенную систему отношений, структуру, финансовый механизм, определенные в уставном документе.

Одним из важных факторов формирования ценностных ориентаций старшеклассников, которое характеризуется интенсивностью, являются временные детские коллективы, возникающие в период летнего отдыха. Спецификой их работы является короткий срок существования. Но, как показало исследование, чаще всего педагогическое воздействие на старшеклассников во время каникул является более эффективным, чем в период учебы в школе.

Основными подходами к формированию ценностных ориентаций старшеклассников во временных детских объединениях стали: гуманистический характер и полипредметность педагогической деятельности; ориентация на личность воспитанника; коммуникативный подход; полипрофессиональность субкультуры.

Рассмотрение временного детского объединения с данной позиции позволяет утверждать, что целенаправленный летний отдых подростков способен влиять на развитие их личности, подготавливая к реальной жизни в будущем. Мы считаем, что летний отдых подростка как часть целостного педагогического процесса влияет на становление ценностных ориентаций, которые представляют собой компонент структуры личности и определяют ее поведение и отношение к окружающему миру, подготавливают ее к принятию активной жизненной позиции с устремленностью на созидание.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере» представлены концептуальные основы профильного лагеря – сборов творческой молодежи Смоленской области; выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря; определены критерии и показатели эффективности данного процесса; проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие положения, выдвинутые в гипотезе исследования.

При определении концептуальных положений лагеря старшеклассников главной задачей является становление и развитие личности участника профильной смены. Исходя из этого, мы определили основную цель Смоленского областного педотряда «Крылатый», разработчика и реализатора программы профильного лагеря, как решение на определенном уровне задачи формирования личности участника сборов, творческой и самостоятельной, гуманной и внутренне свободной, способной адекватно оценивать себя, свои поступки и уважать других.

Главная воспитательная задача нашей концепции – становление личности подростка, девушки, юноши, раскрытие индивидуальных возможностей через активизацию и актуализацию их деятельности.

Исходя из этого, ключевые положения формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря строятся на следующих принципах: 1) принципе уникальности личности, следовательно, и индивидуальном подходе к раскрытию ее возможностей и способностей; 2) принципе не только признания самобытности личности, но и ее познания.

Принцип уникальности личности порождает максимально индивидуализированный педагогический процесс профильного лагеря, который вариативно реализуется в достаточно гибкой программе. Он характеризуется приоритетом личного развития. При таком подходе воспитание выступает как средство развития личности, а не как самоцель, то есть не сводится только к приобретению знаний о взаимоотношениях людей, нормах поведения, к превращению знаний в умения и навыки, по которым в конечном счете оценивалась эффективность педагогической работы; ориентацией на зону ближайшего развития, обеспечивающей максимум эффективности саморазвития, самовоспитания девушки, юноши; выбором самим воспитанником сферы приложения своих сил в процессе организации жизни лагеря и в дальнейшем возможности использования накопленного опыта в школе, в общественной организации, в клубе по месту жительства.

Профильный лагерь старшеклассников способствует развитию индивидуальных способностей и дарований молодого человека и своей целью ставит формирование всесторонне и гармонически развитой личности, носителя общечеловеческих и национальных ценностей, исходя из чего главным направлением всей деятельности лагеря является гуманизация, выражающаяся в решительном повороте к личности молодого человека, его запросам, интересам, развитию индивидуальных способностей и дарований, что влияет на его ценностное определение.

Одной из особенностей воспитательной системы профильного лагеря является построение процесса таким образом, чтобы ориентация молодых людей в мире ценностей человеческой культуры оказывала существенное влияние на их возможности в решении собственных жизненных проблем, не через усвоение заранее заданной системы ценностей, а через самостоятельное формирование личностных ценностных ориентаций.

Важно отметить, что огромное влияние на формирование ценностных ориентаций старшеклассников оказывает гуманистическая ориентация профильных сборов, создание благоприятной психологической атмосферы и учет индивидуальных особенностей каждого участника. Это реализуется благодаря работе психологической службы лагеря, организации индивидуальных и групповых психологических консультаций, занятий в школе «Лидер», творческих мастерских.

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере напрямую связано с подготовкой педагогического состава, направленной на поддержку и развитие творчества детей и взрослых, установление реального взаимодействия и диалога культур комиссаров и участников сборов, других элементов педагогики сотрудничества, отраженных в культуросообразных воспитательных моделях.

Основываясь на накопленном опыте практической деятельности, в диссертационном исследовании выявлены организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций старшеклассников в профильном лагере, которыми являются:

1. Гарантия свободы выбора сферы деятельности (профили, мастерские по интересам и т. п.), близкой по духу, соответствующей интересам и потребностям развивающейся личности, влияющей на формирование всей совокупности ценностей – общечеловеческих, национальных, индивидуально-личностных.

2. Стимулирование положительного отношения к достижению определенных успехов, тем самым выработка целеустремленности.

3. Опора на познавательные и перспективные мотивы старшеклассника в деятельности сборов.

4. Постепенное превращение потенциальных ориентаций в актуальные на основе анализа определенных действий во время лагерной смены.

5. Постоянная обратная связь с участниками сборов.

6. Поддержка стремлений молодых людей к индивидуально-личностным достижениям и их самооценке в процессе деятельности для понимания места человека в обществе.

Все это обеспечивает жизненную устойчивость, дает возможность реализовать свой творческий потенциал, способствует социальной адаптации, осмыслению сущности общечеловеческих ценностей, приобщению к миру этих ценностей.

Способом реализации представленных выше организационно-педаго-гических условий может стать модель профильного лагеря.

Модель представлена следующими компонентами: теоретико-концептуальным; нормативным; технологическим; оценочно-результативным. Тесное взаимодействие перечисленных компонентов обеспечивает функционирование и целостность данной педагогической модели. В модели отчетливо прослеживаются и обосновываются взаимосвязи внутри целостной системы, что обусловливает формирование её устойчивости. В ходе последовательного развертывания взаимодействия субъектов образовательного процесса происходит качественное преобразование частей вместе с целым, постоянные изменения внутри элементов и всей системы.

На проверку эффективности разработанной модели и условий ее реализации была направлена опытно-экспериментальная работа.

Исследованию и эксперименту предшествовал многолетний опыт работы сборов творческой молодежи Смоленской области, предварительная научно-поисковая, опытно-исследовательская и аналитическая работа, способствующие сбору необходимого материала исследования (диаграммы 1-4).

Диаграмма 1

Досуговая сфера старшеклассников – участников Смоленских областных сборов творческой молодежи «Верю в себя и в Отечество», 2006 г.




Диаграмма 2

Внутренний мир старшеклассника – участника Смоленских областных сборов творческой молодежи «Верю в себя и в Отечество», 2006 г.




Диаграмма 3

Предназначение человека в понимании старшеклассников –

участников Смоленских областных сборов творческой молодежи

«Верю в себя и в Отечество», 2006 г.




Диаграмма 4

Источник духовности в понимании старшеклассников –

участников Смоленских областных сборов творческой молодежи

«Верю в себя и в Отечество», 2006 г.




В исследовании приведены основные критерии и показатели эффективности формирования ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря:

- конгнитивно-оценочный (определенные знания, осознание важности взаимодействия комиссара и участника сборов, оценочные суждения о стиле общения);

- коммуникативный (коммуникативные умения и их практическая направленность);

- рефлексивный (овладение умениями рефлексии и самооценки себя как субъекта деятельности).

Наше исследование показывает, что категория испытуемых в большинстве своем не имеет определенности во взглядах на ценности в начале профильной смены, но после активного участия в творческих сборах у большинства старшеклассников сформировалось устойчивое мнение о ценностях, действительно значимых для них, выделились определенные группы ценностей: семейное счастье, уверенность в себе, здоровье, материально обеспеченная жизнь, общественное признание окружающих.

Сравнительный анализ оценки личностно значимых ценностей

для участников сборов творческой молодежи

«Россия молодая», 2005 г.


Ранг

Личностно значимая ценность

% от 167 человек

на начало смены

% от 167 человек

на конец

смены

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.


15.

16.

17.

18.

Семейное счастье

Уверенность в себе

Материально обеспеченная жизнь

Общественное признание окружающих

Здоровье (психическое и физическое)

Хорошие и верные друзья

Карьера

Творчество

Свобода и независимость в поступках и решениях

Полезность для общества

Счастье других людей

Интересная работа

Удовольствия, развлечения

Познание (возможность расширения своего

кругозора, интеллектуального развития)

Красота прекрасного в природе и искусстве

Активная деятельная жизнь

Высокая квалификация специалиста

Равенство, братство, равные возможности для всех

13,7

9,6

18,5

6,9

8,2

7,3

6,9

8,2

5,3

4,7

6,8

6,9

12,4

6,5


5,3

8,2

5,4

8,9

24,6

19,6

18,9

16,4

23,3

24,3

8,9

12,5

5,3

5,5

15,4

5,9

6,2

9,3


5,5

7,6

6,2

11,3


В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждено, что формирование ценностных ориентаций старшеклассников в условиях профильного лагеря может быть эффективным.

Обобщая представленные выше результаты исследования, можно утверждать, что благодаря четко разработанной программе сборов, создаются необходимые предпосылки и условия (специфический эмоционально-нравственный климат) для удовлетворения потребностей формирующейся личности в активной деятельности, получении необходимых знаний, формировании ценностных ориентаций, необходимых для становления социально активной личности.

В заключении делаются выводы по проведенному исследованию.

В приложениях приводится исследовательский инструментарий, рабочие программы профильных смен, методические разработки творческих мероприятий.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Птушкина Е.С. Профильный лагерь как модель оздоровительно-воспитательного процесса в условиях обновления содержания воспитания /
Е.С. Птушкина, Н.П. Сенченков // Проблемы развития российского и зарубежного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию СГПУ. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. – Ч. II. – С. 79-89.

2. Птушкина Е.С. Инновации в построении воспитательных систем в условиях профильного лагеря / Е.С. Птушкина, Н.П. Сенченков // Инновации в системе непрерывного образования: межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2003. – С. 374-381.

3. Птушкина Е.С. Современные подходы к личностной ориентации воспитания старшеклассников и учащейся молодежи в условиях профильного лагеря / Е.С. Птушкина, Н.П. Сенченков // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – Ч. 2. – С. 3-9.

4. Птушкина Е.С. Воспитание ненасилия как ценности в условиях профильного лагеря / Е.С. Птушкина, Н.П. Сенченков // Ненасилие как образ жизни: сб. научных статей и материалов XXV Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (Санкт-Петербург, 15 апреля 2004 г.). – СПб.: «67 гимназия», Verba Magistri, 2004. – С. 158-161.

5. Птушкина Е.С. Сборы творческой молодежи Смоленской области как способ адаптации учащихся к реалиям современного мира / Е.С. Птушкина,
Н.П. Сенченков // Актуальные проблемы адаптации молодых людей в современном мире: материалы Всероссийской конференции 26-27 октября 2004 г. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004. – С. 203-207.

6. Птушкина Е.С. Молодежный профильный лагерь как форма обновления процесса воспитания в условиях модернизации образования / Е.С. Птушкина // Научно-педагогический поиск студентов: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2004. –
С. 135-137.

7. Птушкина Е.С. Проблемы личностной ориентации подростков в условиях областных сборов творческой молодежи Смоленской области / Е.С. Птушкина, Н.П. Сенченков // Подростки XXI века: материалы областной научно-практи-ческой конференции – Смоленск: Смоленская областная типография им.
В.П. Смирнова, 2004. – С. 67-72.

8. Птушкина Е.С. Современные подходы к личностной ориентации воспитания старшеклассников и учащейся молодежи в условиях профильного лагеря / Е.С. Птушкина // Фундаментальное исследование педагогических, социально-психологических и личностных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение молодежи в педагогической деятельности / под ред. Л.А. Кузьмина и Н.П. Сенченкова. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2005. – С. 54-60.

9. Птушкина Е.С. Творческое развитие молодежи в условиях летних сборов (опыт Смоленской области) / Е.С. Птушкина // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 4. – С. 112-119. – («Педагогика»).

10. Мост Дружбы (учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь участника международного лагеря Россия – Белоруссия) / под редакцией Н.П. Сенченкова и А.Н. Серого. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2003. – 200 с. (в соавторстве).

11. По Мосту Дружбы: сборник сценариев и методических разработок творческих мастерских педагогического отряда «Крылатый» / под редакцией канд. пед. наук Н.П. Сенченкова. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – 248 с. (в соавторстве).

12. Связь поколений и времен: учебно-методическое пособие и рабочая тетрадь организаторов и участников сборов профильного лагеря / под редакцией Н.П. Сенченкова, канд. пед. наук. – Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – 196 с. (в соавторстве).


Е.С. Птушкина


Формирование

ценностных ориентаций старшеклассников

в условиях профильного лагеря


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Подписано к печати 07.03.07. Формат 60х84 1/16.

Печать ризографическая. Усл. п. л. 1,06. Тираж 100 экз. Заказ № 271.

Дата сдачи в печать 09.03.07.


Отпечатано в ФГУП «Типография УВД Смоленской области»


214000 Смоленск, ул. Дзержинского, д. 13. Т. / факс (4812) 38-05-16

Скачать 301.17 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты