Домой

«Ставропольский государственный университет»




Скачать 360.16 Kb.
Название«Ставропольский государственный университет»
Дата04.01.2013
Размер360.16 Kb.
ТипАвтореферат
Содержание
Татьяна викторовна.
Светлана владимировна
Общая характеристика работы
Предмет исследования
Гипотеза исследования
В качестве методологической основы исследования выступают
Теоретические основы исследования составляют
Методы экспериментально-психологического исследования
База и контингент испытуемых
Организация исследования.
Научная новизна исследования
Теоретическое значение работы
Практическая значимость определяется тем, что
Достоверность и обоснованность
На защиту выносятся следующие положения
Апробация и внедрение результатов исследования
Структура и объем работы.
Основное содержание работы
Факторные структуры интегральной индивидуальности
Факторные структуры интегральной индивидуальности
...
Полное содержание
Подобные работы:
На правах рукописи


УДК 159.9:370

А 90


Асланова Диана Теувежевна


ВЛИЯНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЙ

ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА СТРУКТУРУ

ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ


19.00.07 – педагогическая психология

(психологические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Пятигорск – 2010

Работа выполнена на кафедре социальной и политической психологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет»


Научный руководитель -



доктор психологических наук,

доцент БЕЛЫХ

^ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА.


Официальные оппоненты:



доктор психологических наук,

профессор ХРЕБИНА

^ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА;


доктор психологических наук,

доцент ПЛУГИНА

МАРИЯ ИВАНОВНА.


Ведущая организация -

ГОУ ВПО «Армавирский государственный педагогический университет»


Защита диссертации состоится 30 сентября 2010 г. в 16 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим и психологическим наукам при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, ПГЛУ, конференц-зал № 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».


Текст автореферата размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»: http://www.pglu.ru


Автореферат разослан "30" августа 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент О.А. Тарасова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается роль высшего образования в развитии личности, а именно то, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Поликультурное образовательное пространство, являясь универсальной образовательной средой социализации обучающихся разных национальностей, способно создать условия для разрешения существующего внутриличностного противоречия субъекта образовательной деятельности – потребности сохранения личностью своей культурной, этнической идентичности и осуществления не только оптимальной адаптации в поликультурном социуме, но и приобретения профессионально-значимой рефлексивной культуры, обеспечивающей формирование этнопсихологической компетентности.

Наличие данного внутриличностного противоречия и необходимость оптимизации условий для развития интегральной индивидуальности за счет усиления созидательных субъектных свойств личности позволяет сформулировать проблему настоящего исследования: выявление психолого-педагогических условий, способствующих приобретению студентами-психологами этнопсихологической компетентности в структуре интегральной индивидуальности будущего профессионала, осуществляющего процесс обучения в поликультурной среде вуза. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: структура интегральной индивидуальности студентов-психологов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности.

^ Предмет исследования: психолого-педагогические условия, способствующие развитию структуры интегральной индивидуальности у студентов-психологов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности в период обучения в вузе.

^ Гипотеза исследования: развитие структур интегральной индивидуальности у студентов-психологов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности зависит от уровня развития субъектных свойств и сформированности этнопсихологической компетентности в условиях обучения в вузе, которые определяют различия в характере межуровневых связей и факторной структуры интегральной индивидуальности субъекта учебно-профессиональной деятельности. Оптимизация процесса развития интегральной индивидуальности в поликультурной образовательной среде возможна, если:

- определены критерии эффективности психолого-педагогической развивающей программы, выявленные на основе сравнительного анализа особенностей развития структур интегральной индивидуальности у студентов на разных этапах обучения и с разной выраженностью позитивной этнической идентичности;

- выявлены основные психологические условия и критерии развивающей среды, оптимизирующие структурирование интегральной индивидуальности студентов в процессе обучения в поликультурном вузе;

- научно обоснована теоретическая модель и содержание программы специального курса, направленного на развитие этнопсихологической компетентности студента-психолога в образовательной среде вуза.

Исходя из проблемы, объекта и предмета исследования для доказательства выдвинутых предположений были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Осуществить анализ результатов теоретических и прикладных исследований по заявленной проблеме, раскрывающих условия и факторы развития структур интегральной индивидуальности студентов в процессе обучения в поликультурном вузе.

  2. Определить специфику структур интегральной индивидуальности у студентов-психологов на начальном и завершающем этапах обучения с разной выраженностью позитивной этнической идентичности.

  3. Выделить критерии, определяющие эффективность организации развивающей программы, способствующей развитию интегральной индивидуальности и формированию этнопсихологической компетентности у студентов-психологов.

  4. Обосновать в рамках теоретической модели психологические факторы управления развитием интегральной индивидуальности студентов-психологов с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности.

  5. Разработать программу психолого-педагогического эксперимента для студентов начального этапа обучения с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности.

  6. Осуществить оценку эффективности психолого-педагогической развивающей программы, направленной на усиление созидательных субъектных свойств личности, способствующих формированию этнопсихологической компетентности в поликультурной образовательной среде вуза.

^ В качестве методологической основы исследования выступают:

1. Общепсихологические принципы развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, системности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, Б.С. Украинцев, В.С. Тюхтин, Э.Г. Юдин и др.).

2. Основные положения субъектно-деятельностного подхода, разработанные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, А.А. Деркача, А.К. Осницкого, С.Л. Рубинштейна, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, Б.А. Сосновского и позволяющие исследовать человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя.

3. Принципы исследования процессов адаптации и развития как составляющих процесса оптимальной социализации личности (А.Г. Асмолов, А.А. Балл, Л.И. Божович, Г. Гартман, А.М. Донцов, А.Н. Леонтьев, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.).

4. Идея гуманистической трактовки человека как многоуровневой и саморазвивающейся системы, представленная в трудах Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, В.В. Белоуса, А.В. Брушлинского, Е.А. Климова, А. Маслоу, В.С. Мерлина, Я. Морено, Б.А. Никитюка, К. Роджерса и др.

^ Теоретические основы исследования составляют концепции личности как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн), личности в интегральной системе человекознания (Б.Г. Ананьев), континуально-генетическая (А.В. Брушлинский), пограничной аномальной личности (О.А. Ахвердова, И.В. Боев), интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин, В.В. Белоус, Е.А. Климов, Б.А. Никитюк); развивающего и личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

^ Методы экспериментально-психологического исследования:

- теоретический анализ состояния проблемы исследования в психологической и педагогической литературе;

- психодиагностические методы, направленные на исследование выраженности свойств субъекта учебно-профессиональной деятельности, личностной и этнической идентичности. Использовались методики: опросник структуры темперамента В.М. Русалова, опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжкова), методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS), разработанная канадскими учеными Ролником, Хезером, Голдом и Халом, методика «Толерантность к неопределенности», предложенная американским психологом С. Баднером;

- общепсихологические методы (констатирующий и формирующий эксперименты, измерение);

- психоразвивающие методы (психодрама (по Я. Морено), тренинг социальных умений, элементы драматерапии, сказкотерапия);

- статистические методы анализа полученных результатов (корреляционный анализ, факторный анализ) с последующей объективизацией эффективности или неэффективности применяемых психоразвивающих методов.

^ База и контингент испытуемых: в экспериментально-психологическом обследовании участвовало 156 человек. В качестве испытуемых выступили студенты факультета психологии Ставропольского государственного университета на этапе начального обучения (1 курс) – 88 человек в возрасте 17-18 лет и завершающего обучения (5 курс) – 68 человек в возрасте 21-22 лет.

Образовательное пространство в Ставропольском государственном университете характеризуется как поликультурное: с каждым годом контингент студентов становится все более полиэтничным вследствие миграционного прироста населения и мобильности студентов. В СГУ обучаются представители всех республик Северного Кавказа, а также Южной Осетии, Абхазии, Калмыкии.

^ Организация исследования. В соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа.

Первый этап (2006-2007 гг.) – теоретическое изучение проблемы. Результатом данного этапа являются: обобщение теоретических и прикладных исследований отечественных психологов по проблеме изучения структуры интегральной индивидуальности, личностной и этнической идентичности; уточнение психодиагностической программы исследования; проведение пилотажного эксперимента.

Второй этап (2007-2008 гг.) – подбор методов исследования, проведение серии констатирующих экспериментов с целью изучения динамики структур интегральной индивидуальности у студентов-психологов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности на начальном и завершающем этапе обучения в образовательной среде вуза.

Третий этап (2008-2009 гг.) – формирующий эксперимент: осуществление программы, направленной на создание развивающей психолого-педагогической среды; проведение психологической тренинговой программы; представление результатов констатирующего и формирующего психологического эксперимента на научных семинарах, конференциях регионального, Всероссийского и международного уровней. Разработка методических рекомендаций для психологов и педагогов высшей школы.

^ Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые с позиций интегративного подхода ставится и решается актуальная для педагогической психологии и системы высшего образования Северного Кавказа научная проблема по изучению психологических условий, способствующих развитию интегральной индивидуальности и формированию этнопсихологической компетентности у студентов. Впервые обнаружена динамика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности студентов-психологов на разных этапах обучения, раскрывающая специфику формирования позитивной этнической идентичности в поликультурной образовательной среде вуза.

Экспериментально выявлены психологические условия управления развитием интегральной индивидуальности студентов-психологов с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности, связанные с особенностями осуществления процесса самоидентификации в условиях образовательной деятельности в поликультурном вузе.

Разработана теоретическая модель и программа психолого-педагогического эксперимента для студентов начального этапа обучения с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности, опирающаяся на принципы субъектно-деятельностного подхода и идеи развивающего и личностно-ориентированного образования.

В ходе реализации исследования впервые выявлены критерии, определяющие эффективность организации развивающей программы, отражающие характер зависимости между показателями симптомокомплекса субъектных свойств личности и показателями личностной и позитивной этнической идентичности, а именно уровнем саморегуляции и волевого самоконтроля, особенностями проявления социальной и этнической толерантности, компетентности в общении, особенностей самоотношения, показателей адаптивности личности.

Обнаружено, что эффективность психологической адаптации к условиям учебно-профессиональной деятельности в поликультурной среде обеспечивается благодаря успешности реализации процесса самоидентификации, наличию способности личности к сохранению позитивного ценностного отношения к образу «Я» и отказу от ценностей этнонилигизма, этноизоляционизма, национального фанатизма.

Обоснована целесообразность реализации развивающей программы, построенной на принципиальной идее о том, что более успешная рефлексия собственных предубеждений, социальных и информационных воздействий может быть достигнута не только за счет усиления адаптивной активности личности, но и за счет развития субъектной активности, позволяющей изменить ценностный акцент при восприятии образа «Я» и образа «Непохожий другой» в процессе освоения учебно-профессиональной деятельности за счет развития ценностно-смысловой сферы личности, расширяющей возможности для формирования созидательной субъектности и самоидентификации на основе осознания многовариативности оснований осуществления выбора при оценивании и анализе поведения другого человека и принятии на этой основе адекватных, профессиональных решений, базирующихся на высоком уровне этнопсихологической компетентности.

^ Теоретическое значение работы заключается в следующем:

- осуществлен анализ и систематизация теоретического материала в рамках проблемы исследования;

- с позиций интегративного подхода обнаружена специфика взаимодействия межуровневых показателей в структуре интегральной индивидуальности студентов-психологов, имеющих разную выраженность позитивной этнической идентичности;

- предложена теоретически обоснованная модель развития интегральной индивидуальности студентов-психологов начального этапа обучения с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности;

- теоретически обосновано влияние моделируемых психологических условий на развитие симптомокомплекса субъектных свойств личности в структуре интегральной индивидуальности, обеспечивающих большую взаимосвязь личностной и позитивной этнической идентичности и определяющих эффективность формирования этнопсихологической компетентности;

- обнаруженные факты на теоретическом уровне позволяют расширить представление о том, что образовательная поликультурная среда может быть источником созидательных условий для развития субъектных характеристик личности и способствовать обеспечению позитивного вектора развития интегральной индивидуальности будущего профессионала-психолога, если способствует формированию позитивной установки в восприятии образа «Я», приобретение в личностно и социально-значимой (учебной, образовательной, творческой) деятельности ценности «этнического Я» личности, но не за счет тенденций к этноизоляции, а за счет преодоления этнонилигизма, с одной стороны, и национального фанатизма с другой, и обеспечивающей, тем самым, формирование этнопсихологической компетентности;

- полученные результаты и выводы существенно дополняют теоретические положения педагогической психологии и психологии развития интегральной индивидуальности.
^

Практическая значимость определяется тем, что:


- полученные результаты и выводы имеют существенное значение для педагогической практики и способствуют разработке научно обоснованных способов психологического управления развитием гармоничных структур интегральной индивидуальности в процессе обучения в высшей школе;

- разработана и апробирована теоретическая модель и психолого-педагогическая программа, направленная на усиление субъектных характеристик личности, обострение рефлексивных возможностей и изменение на этой основе ценностно-смысловой сферы личности, определяющей адекватность самоидентификации личности в поликультурной образовательной среде и формирующей этнопсихологическую компетентность;

- материалы диссертационного исследования в своей содержательной части представляют собой научно-методическую основу для разработки и совершенствования способов развития субъектных свойств личности студента-психолога, психологических тренингов в образовательной среде, направленных на сохранение и развитие личностной пластичности, для предупреждения формирования деструктивной субъектности и негативной этнической идентичности, снижающей уровень этнопсихологической компетентности в структуре интегральной индивидуальности будущих профессионалов-психологов;

- полученные результаты позволяют рекомендовать развивающую психолого-педагогическую программу для ее использования при составлении учебных курсов, курсов по выбору в рамках реализации национально-регионального компонента учебного плана для студентов гуманитарных и психологических специальностей вузов и для слушателей института повышения квалификации в области педагогической психологии и психологии развития интегральной индивидуальности.

^ Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечивается применением в качестве психодиагностических методов и психолого-педагогических развивающих техник методических приемов, получивших научное признание, прошедших всестороннюю практическую проверку; репрезентативностью объема выборки испытуемых; сочетанием качественного и количественного анализа с применением современных математических методов обработки данных.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Позитивная этническая идентичность определяет характер межуровневых связей и специфику факторной структуры интегральной индивидуальности у студентов-психологов как на начальном, так и на завершающем этапе обучения в вузе.

2. На начальном этапе обучения в поликультурной среде вуза большая выраженность позитивной этнической идентичности связана с наличием в структуре интегральной индивидуальности симптомокомплекса межуровневых свойств, обеспечивающих оптимальный уровень адаптации личности в социуме и отрицание ценностей этноизоляционизма и этноэгоизма. На завершающем этапе обучения высокий уровень позитивной этнической идентичности связан с наличием в структуре интегральной индивидуальности полиморфных межуровневых связей, обеспечивающих не только адаптацию, но и развитие субъектных свойств и определяющих возможность адекватной этнической самоидентификации личности в учебно-профессиональной деятельности, усиление «этнического Я», отрицание проявлений этнонигилизма и национального фанатизма при сохранении тенденции к этноцентризму.

3. Критериями эффективности организации развивающей программы, способствующей формированию интегральной индивидуальности и преодолению тенденции к этноцентризму у будущих профессионалов-психологов, являются:

- выраженность совокупности взаимосвязанных личностных характеристик – симптомокомплекса свойств, определяющих более высокий уровень рефлексии и осознанности собственного поведения – субъектных свойств личности;

- пластичность структуры интегральной индивидуальности (увеличивается количество много-многозначных межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности);

- степень гармонизации одно- и межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности (усиление плотности взаимосвязи показателей на отдельных уровнях интегральной индивидуальности);

- высокий уровень позитивной этнической идентичности, проявляющейся в приобретении силы этнического Я за счет тенденции к преодолению этнонигилизма, этнической индифферентности, с одной стороны, и этноэгоизма с другой.

4. Эффективными психологическими условиями управления развитием интегральной индивидуальности студентов-психологов с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности в рамках разработанной теоретической модели являются:

- реализация принципов интегративного, личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов для организации развивающего обучения, направленного на инициирование условий созидательного саморазвития личности в условиях поликультурного вуза;

- осуществление психолого-педагогической программы развития субъектных свойств личности, обеспечивающих формирование этнопсихологической компетентности будущих психологов, реализующих учебно-профессиональную деятельность в условиях полиэтничного региона, за счет развития рефлексивной культуры личности, а именно, рефлексивной компетентности личности в сфере межэтнического взаимодействия, рефлексивно-инновационного потенциала личности, компетентности в сотворчестве;

- учет личностных особенностей развития интегральной индивидуальности студентов на различных этапах обучения в вузе в зависимости от характера этнической самоидентификации в учебно-профессиональной деятельности.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация работы проводилась на научно-методических конференциях «Университетская наука – региону» (2007, 2008, г. Ставрополь), на II Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века» (2007, г. Кисловодск), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы коонтогенеза личности в образовательном пространстве» (2007, г. Ставрополь), межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность» (2008, г. Ставрополь), на XXIV Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России» (2009, г. Москва), на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2009» (2009, г. Москва), на занятиях по дисциплине «Этнопсихология» в ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет».

По теме диссертации опубликовано 8 работ.

^ Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка, включающего 155 источников. Работа содержит 10 таблиц, приложение. Общий объем диссертации составляет 213 страниц.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


В результате теоретического анализа проблемы развития интегральной индивидуальности и формирования этнической идентичности выявлены научные основания для осуществления констатирующего и формирующего эмпирического исследования.

Анализ научных исследований свидетельствует о том, что современный этап в изучении интегральной индивидуальности человека связан с реализацией нескольких стратегических направлений:

- исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деятельности (Белоус, 1988, 1991, 1994, 1996, 2000, 2004, 2009; Белых , 2001, 2003; Боязитова, 2001; Дорфман, 1993; Кириллова, 1998; Копань, 1996; Смирнов, 2001; Щебетенко, 2000; Тхан, 2000 и др.);

- обнаружение критериев распознавания разноуровневых свойств в структуре индивидуальности (Найманов, 1993; Орлинкова, 1988; Щебетенко, 2001 и др.);

- взаимодействие высших и низших уровней в структуре индивидуальности (Белых, 2001, 2003; Былим, 2000; Урусов, 2001; Копань, 1996; Клемешов, 2000; Макарова, 1992; Никулина, 2000; Павличенко, 1995; Поклонская, 2006 и др.);

- создание типологии целостной индивидуальности (Белоус, 2000);

- разработка стратегий верификации идей теории интегральной индивидуальности, в которых акцент делается не только на содержании, но и на технологиях добывания эмпирического знания, позволяющих реализовывать классические и неклассические (дополнительные) стратегии исследования интегральной индивидуальности (Вяткин, 1993, 2000);

- обоснование педагогических принципов управления саморазвитием индивидуальности (Щебетенко, 1994, 2001).

Как свидетельствует анализ теоретического наследия основателя теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, именно интегральная индивидуальность, а не отдельные ее уровни, определяют успешность человека в той или иной специальной деятельности. Все практические проблемы оптимизации деятельности человека в обучении, труде, спорте, организации коллектива наиболее успешно разрешаются тогда, когда в качестве субъекта активности рассматривается вся интегральная индивидуальность, а не отдельные ее уровни, и когда должным образом учитывается много-многозначность разноуровневых связей индивидуальных свойств (Мерлин, 1996).

В современных исследованиях, направленных на анализ структуры и функции идентичности, принято рассматривать идентичность как сложный феномен, «многослойную» психическую реальность, включающую различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания (Андреева, 1997).

Анализ работ исследователей в области психологии идентичности позволяет говорить о том, что в традициях отечественной психологии к феномену идентичности относят выявление индивидом своей социальной ценности, уникальности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем, ценностно-личностное измерение. В зарубежной психологии существует несколько подходов к проблеме исследования идентичности: психоаналитический (А. Фрейд, Г. Гартман, Э. Эриксон, Дж. Марсиа и др.), символический интеракционизм (Дж. Мид, И. Гофман, Ф. Барт, Л. Краппман, Ю. Хабермас, Р. Дженкинс и др.), когнитивный подход (Х. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл. М. Яромовиц и др.).

В диссертации использовалось понятие «позитивная этническая идентичность» в понимании Г.У. Солдатовой. Позитивная этническая идентичность характерна для большинства людей и представляет собой такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы и как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

В ходе изучения проблемы взаимосвязи личностной и этнической идентичности обнаружено, что процесс формирования личностной и этнической идентичности связан с процессом адаптации личности к постоянно меняющейся социальной реальности, и сам по себе является динамическим процессом. Особенно ярко взаимосвязь личностной и этнической идентичности может проявляться в поликультурной образовательной среде, так как её социально-психологическая функция заключается в обеспечении «зоны неопределенности деятельности» (Мерлин, 1986) в процессе развития субъекта учебной деятельности, позволяющей сформировать собственную, индивидуально-осмысленную систему ценностных ориентаций в рамках «Я-концепции», основанную на приоритете ценностей взаимопонимания друг друга представителями разных социальных групп, отличающихся культурными и этническими особенностями.

Адекватность этнической самоидентификации в поликультурном пространстве проявляется в выраженности этнопсихологической компетентности, актуализирующей созидательный вектор проявления активности личности в современном поликультурном социуме. Этнопсихологическая компетентность особенно важна для специалистов гуманитарных профессий (психолог, педагог, социальный работник и др.), так как проявляется в способности осознать существование различий между этническими группами и осуществлять профессиональную деятельность без предубеждений и дискриминации. Психолог, не учитывающий или отрицающий этнокультурные особенности пациентов, с большой вероятностью будет допускать профессиональные ошибки, так же как и психолог, преувеличивающий эти различия. Этнопсихологическая компетентность предполагает выработку социальной, профессионально-значимой установки, проявляющейся в ценностном отношении и стремлении к сохранению групповых различий, а не в унифицировании клиентов при осуществлении индивидуальной или групповой психотерапии, психологическом консультировании, социальной психокоррекции.

Для осуществления первого этапа исследования были сформированы четыре подгруппы:

- первую подгруппу составили студенты первого курса с высокой степенью позитивной этнической идентичности (24 человека);

- вторую группу составили студенты первого курса с низкой степенью позитивной этнической идентичности (26 человек) – экспериментальная группа;

- третью группу составили студенты пятого курса с высоким уровнем позитивной этнической идентичности (24 человека);

- четвертую группу составили студенты пятого курса с низким уровнем позитивной этнической идентичности (22 человека).

Для осуществления второго этапа исследования – проведения формирующего эксперимента и анализа его результативности – в исследовании принимала участие подгруппа испытуемых с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности до проведения и после проведения формирующего эксперимента (26 человек).

Для того, чтобы обнаружить специфику структуры интегральной индивидуальности у студентов с высокой и низкой выраженностью позитивной этнической идентичности в зависимости от этапа обучения был осуществлен межуровневый корреляционный анализ, факторный анализ структур интегральной индивидуальности двух возрастных групп отдельно и четырех подгрупп порознь на каждом этапе обучения.

Для проверки основной гипотезы изучалась взаимосвязь между показателями трех уровней интегральной индивидуальности: психодинамического, личностного и социально-психологического (социальные роли в больших общностях).

В ходе исследования было установлено, что у студентов (вне зависимости от этапа обучения) обнаруживается как высокий, так и низкий уровень выраженности позитивной этнической идентичности. Для студентов на завершающем этапе обучения выраженность позитивной этнической идентичности детерминируется совокупностью свойств личности, образующих симпотомокоплекс, связанный с высокой выраженностью субъектных свойств личности, сформированных в процессе личностного роста, рефлексии собственного поведения. В структуре индивидуальности у студентов начального этапа обучения с учетом выраженности позитивной этнической идентичности преобладают линейные корреляционные связи на всех исследуемых уровнях индивидуальности. Наличие только линейных связей указывает на существование жестких зависимостей между показателями указанных уровней и уменьшает возможности для проявления пластичности в приспособительной и учебно-профессиональной деятельности.

Структура индивидуальности студентов завершающего этапа обучения может характеризоваться как интегральная, так как в ней преобладают одно-многозначные связи между показателями личностного и социально-психологического уровня, а также выявлены много-многозначные полиморфные связи между показателями личностного и социально-психологического уровня. Этот факт говорит о том, что лишь к концу обучения структура индивидуальности у студентов-психологов приобретает интегральный характер.

Результаты факторного анализа позволили осуществить более детальный анализ сходств и различий в структуре интегральной индивидуальности студентов в сравниваемых выборках. (Табл. 1)

Условные обозначения: ИИ – интегральная индивидуальность, ПД – психодинамический уровень, Л – личностный уровень, СП – социально-психологический уровень.

Таблица №1

^ Факторные структуры интегральной индивидуальности

студентов первого курса с высокой и низкой выраженностью

позитивной этнической идентичности


Уровни ИИ

Показатели свойств интегральной индивидуальности

Высокий уровень позитивной этнической идентичности

Низкий уровень позитивной этнической идентичности

Сила Я

Адаптивность

Активность

Дезадаптация

1

фактор

2

фактор

1

фактор

2

фактор

ПД

энергичность (повышенный жизненный тонус)







0,78

-0,52

эргичность социальная







0,72




пластичность социальная




0,50







эмоциональность социальная




0,45







Л

находчивость




0,61







оптимизм

0,43




0,40

-0,50

смелость (предприимчивость)

0,52

0,61

0,89




адаптивность










-0,93

уверенность

0,48







0,43

толерантность к двусмысленности




0,40







СП

этноэгоизм

-0,99




-0,40

0,42

этноизоляционизм

-0,72




-0,43





В таблице представлены значимые факторные веса, превышающие 0,40.

Обнаруженные данные на выборках первокурсников, отличающихся уровнем выраженности позитивной этнической идентичности, позволяют отметить тот факт, что респонденты с низким уровнем позитивной этнической идентичности характеризуются высокой активностью, оптимизмом и отрицанием ценностей этноизоляционизма и этноэгоизма, при этом силой «этнического Я» и склонностью к неадаптивным формам поведения (выделены факторы «Активность» и «Дезадаптация»). Респонденты с высоким уровнем позитивной этнической идентичности обладают более выраженными показателями «силы Я» – оптимизмом, уверенностью в собственных силах и отрицанием ценностей этноэгоизма, при этом, для них характерна тенденция к большей социальной пластичности, сензитивности, так как такие показатели как социальная пластичность, находчивость, толерантность к двусмысленности имеют высокие факторные веса (выделены факторы «Сила Я» и «Адаптивность»). У студентов с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности роль «низших» и «высших» уровней в структуре индивидуальности уравнена (средняя насыщенность уровней факторными весами значимо не различается), в то время как у студентов с высоким уровнем позитивной этнической идентичности в выделенных факторах более значимую роль в приспособительной деятельности играют «высшие» уровни – социально-психологический (в первом факторе) и личностный (во втором факторе). У студентов с высокой выраженностью позитивной этнической идентичности преобладают ортогональные связи в факторной структуре показателей индивидуальности, у студентов с низким уровнем позитивной этнической идентичности количество ортогональных и облических связей различается незначительно.

На завершающем этапе обучения факторная структура интегральной индивидуальности у студентов-психологов представлена следующим образом. (Табл. 2)

Таблица № 2

^ Факторные структуры интегральной индивидуальности

студентов пятого курса с высокой и низкой выраженностью

позитивной этнической идентичности


Уровни ИИ

Показатели свойств интегральной индивидуальности

Высокий уровень позитивной этнической идентичности

Низкий уровень позитивной этнической идентичности

Субъектность

Сила этнического Я (этноцентризм)

Выносливость

1 фактор

2 фактор

1 фактор

ПД

энергичность (повышенный жизненный тонус)







-0,51

эргичность предметная







0,50

темп социальный







0,48

оптимизм




0,69




смелость (предприимчивость)

0,95







адаптивность




0,75

0,49

уверенность

0,58







толерантность к двусмысленности







0,41

толерантность к неопределенности

0,63







СП

позитивная этническая идентичность – норма

0,60







этническая индифферентность




-0,48




этнонигилизм




-0,40




этноэгоизм




0,45




национальный фанатизм




-0,45





У студентов данной выборки факторная структура интегральной индивидуальности характеризуется преобладающим влиянием показателей социально-детерминированных уровней, свидетельствующих о большей личностной зрелости, преобладании осознанных форм поведения над реактивными. О чем свидетельствуют выделенные факторы: «Субъектность» и «Сила этнического Я (этноцентризм)». То есть, на завершающем этапе обучения обнаруживается противопоставление таких характеристик как оптимизм, адаптивность и этнонигилизм, этноиндифферентность, национальный фанатизм, что говорит о том, что обучение в вузе способно формировать не только позитивную этническую идентичность и осознание ценностей собственного этноса, но способно расширять рефлексивные возможности студентов, проявляющиеся в сочетании ценностей адаптации и силы этнического Я, в противовес идеалам этнонигилизма и национального фанатизма, сохраняя при этом тенденцию к этноцентризму, что говорит о необходимости создания развивающих курсов, направленных на профилактику развития деструктивной субъеткности личности, которая может проявляться в низком уровне этнопсихологической компетентности будущих психологов, а именно в возможности проявления установок, характерных для этноэгоизма.

Респонденты с низким уровнем позитивной этнической идентичности на завершающем этапе обучения характеризуются наличием способности к саморегуляции, самообладанию, толерантности к двусмысленности, в отличие от студентов первого курса с аналогичной выраженностью этнической идентичности. В факторной структуре индивидуальности большую приспособительную роль, в отличие от студентов с высокой выраженностью позитивной этнической идентичности, играют свойства «низшего», в большей степени биологически детерминированного уровня – психодинамического, что может сужать возможности для развития субъектных свойств в структуре индивидуальности и влиять на уровень социальной и этнопсихологической компетентности.

Полученные в ходе констатирующего этапа данные вызвали необходимость создания специального обучающего курса «Развитие рефлексивной культуры личности в полиэтничной образовательной среде». Формирующий эксперимент представлял собой осуществление специального курса в рамках инновационного проекта «Безопасность и противодействие терроризму», реализуемого в Ставропольском государственном университете, который предназначен для студентов, обучающихся по специальностям, предполагающим овладение навыками анализа и прогнозирования процесса принятия решений в условиях поликультурного социума, в условиях, требующих от специалиста этнопсихологической компетентности для обеспечения эффективности принятия индивидуальных и групповых профессиональных решений в поликультурном социуме.

После проведения формирующего эксперимента было осуществлено повторное тестирование с целью выявления значимых различий в структуре интегральной индивидуальности. Были получены следующие результаты.

При сравнении факторной структуры интегральной индивидуальности у студентов с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности до и после формирующего эксперимента обнаруживается больше различий, чем сходств. Студенты с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности в ходе специально организованных занятий способны приобретать более высокий уровень осознания собственных потребностей, целей, жизненных приоритетов, проявляющихся в большей выраженности показателей социальной и этнической толерантности, оказывающих в целом влияние на индивидуальное своеобразие в проявлении этнической самоидентификации личности, основанной на сформированности, прежде всего, комплекса субъектных характеристик, проявляющихся в более реалистической и, вместе с тем, более позитивной оценке собственных возможностей относительно влияния на происходящие события (характеризующейся низкой выраженностью у студентов первого курса до проведения тренинговой программы); большей гибкостью и проявлением синергии в ситуациях межличностной интеракции в полиэтничном образовательном пространстве взаимодействия (большая выраженность адаптивности, по сравнению с данными до проведения эксперимента); появлением экзистенциальных ценностей (отрицание идей эноэгоизма, национального фанатизма с одной стороны и идей этнического нигилизма, с другой), расширяющих основания оценки происходящего, а следовательно, позволяющих реализовывать многовариативные стратегии поведения, адекватные возникающим ситуациям в условиях межкультурной и полиэтничной коммуникации.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что:

1. Позитивная этническая идентичность играет системообразующую роль и определяет характер межуровневых связей и факторную структуру интегральной индивидуальности у студентов-психологов на начальном и завершающем этапе обучения.

2. На начальном этапе обучения выраженность позитивной этнической идентичности связана с наличием в структуре интегральной индивидуальности взаимно-однозначных межуровневых связей и характеристик, обеспечивающих оптимальный уровень адаптации личности в социуме и отрицание ценностей этноизоляционизма и этноэгоизма.

3. На завершающем этапе обучения выраженность позитивной этнической идентичности связана с наличием в структуре интегральной индивидуальности полиморфных межуровневых связей, образующих симптомокомплекс субъектных свойств, обеспечивающих адекватную самоидентификацию личности в учебно-профессиональной деятельности, силу «этнического Я», отрицание проявлений этнонигилизма и национального фанатизма при сохранении тенденции к этноцентризму, что вызывает необходимость создания развивающих курсов, направленных на формирование этнопсихологической компетентности у студентов-психологов.

4. Образовательная среда вуза способна формировать этнопсихологическую компетентность, если созданы психологические условия, при которых:

- осуществляется поступательное развитие совокупности взаимосвязанных личностных характеристик – симптомокомплекса свойств, определяющих более высокий уровень рефлексии и осознанности собственного поведения – субъектных свойств личности;

- достигается в процессе обучения большая пластичность структуры интегральной индивидуальности (увеличивается количество много-многозначных межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности);

- достигается большая гармонизация одно- и межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности (плотность взаимосвязи показателей на отдельных уровнях интегральной индивидуальности);

- обеспечивается формирование высокого уровня позитивной этнической идентичности, проявляющейся в приобретении силы этнического Я, но не за счет тенденции к этноизоляции, а за счет преодоления этнонигилизма, этнической индифферентности, с одной стороны, и этноэгоизма с другой.

5. Психологическими факторами, обеспечивающими управление развитием интегральной индивидуальности студентов-психологов с низкой выраженностью позитивной этнической идентичности являются:

- организация развивающего обучения, основанного на принципах интегративного, личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов и направленного на инициирование условий созидательного саморазвития личности в условиях поликультурного вуза;

- создание развивающей среды, которая способна определять конструктивный вектор развития интегральной индивидуальности и высокий уровень этнопсихологической компетентности будущих профессионалов-психологов, призванных осуществлять свою деятельность в поликультурном социуме за счет развития рефлексивной культуры личности, а именно, рефлексивной компетентности личности в сфере межэтнического взаимодействия, рефлексивно-инновационного потенциала личности, компетентности в сотворчестве.

- создание психолого-педагогических условий для формирования симптомокомплекса субъектных характеристик личности: способности к саморегуляции и самообладанию, выраженности социальной и этнической толерантности, адаптивности, оптимизма и уверенности в действиях.


^ Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

I. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ВАК Минобрнауки РФ:

1. Асланова, Д.Т. Личностная и этническая идентичность как предмет исследования в современной психологии [Текст] / Д.Т. Асланова // Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь. – 2007. – №53. – С. 92-97 (0,43 п.л.).

2. Асланова, Д.Т. Самоидентификация личности и становление интегральной индивидуальности в условиях поликультурного образовательного пространства [Текст] / Т.В. Белых, Д.Т. Асланова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2008. – №12. – С. 4-11 (0,61 п.л.).

3. Асланова, Д.Т. Динамика структуры интегральной индивидуальности в процессе обучения у студентов с разной выраженностью позитивной этнической идентичности [Текст] / Д.Т. Асланова, Т.В. Белых // Гуманизация образования. – Сочи, 2009. – №6. – С. 77-83 (0,47 п.л.).

^ II. Статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:

4. Асланова, Д.Т. Этническая идентичность и условия развития толерантности личности в условиях полиэтнического региона [Текст] / Т.В. Белых, Д.Т. Асланова // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века: материалы II международной научно-практической конференции. (18-20 апреля 2007 г.) – Кисловодск: Тьютор, 2007. – С. 198-200 (0,14 п.л.).

5. Асланова, Д.Т. Понятие о национальной и этнической идентичности в социогуманитарном научном знании [Текст] / Д.Т. Асланова // Проблемы контогенеза личности в образовательном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции. (27 ноября 2007 г.) – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – С. 19-21 (0,09 п.л.).

6. Асланова, Д.Т. Эмоциональная составляющая этнической идентичности субъекта в полиэтнической среде [Текст] / Д.Т.Асланова // «Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность»: материалы межрегиональной научно-практической конференции. (24-25 апреля 2008 г.). – Ставрополь: СГУ, 2008. – С. 69-71 (0,2 п.л.).

7. Асланова, Д.Т. Позитивная этническая идентичность в структуре индивидуальности у студентов начального и завершающего этапа обучения в Вузе [Электронный ресурс] / Д.Т. Асланова // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». Секция «Психология» (Москва, 14-17 апреля 2009г.) – М.: МАКС Пресс, 2009. – С. 603-605 (0,2 п.л).

8. Асланова, Д.Т. Этническая идентичность в структуре интегральной индивидуальности [Текст] / Д.Т. Асланова // «Роль психологии и педагогики в модернизации российского образования: методология, теория, практика»: материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – С. 77-84 (0,4 п.л).

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук


Асланова Диана Теувежевна


^ ВЛИЯНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ПОЗИТИВНОЙ

ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА СТРУКТУРУ

ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ


19.00.07 – педагогическая психология

(психологические науки)


Подписано в печать Тираж 100 экз.

Усл. печ. л. 1,0

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»


Отпечатано в Центре информационных и образовательных технологий

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»


Заказ №


357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9.

Скачать 360.16 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты