Домой

Анализ образовательной деятельности Анализ учебно-воспитательной работы за 2010-2011 учебный год




НазваниеАнализ образовательной деятельности Анализ учебно-воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
страница1/3
Дата04.01.2013
Размер0.49 Mb.
ТипЗакон
Содержание
Основной целью
Учебный план отражал
Качество ЗУН
Результаты участия в районных, региональных, всероссийских конкурсах
Диплом за участие
3 место – Филатова София за игрушку в технике лоскутного шитья «Черепаха» (Елизарова Т.А.); Благодарность
Призер - педагог ДО Алексеева Н.В.Победитель
Призеры в номинации «Календарь»: - Морозова Ксения - Шаврина Карина (пед. Сысуева О.В..) 2 работы отмечены
Призер в номинации «Лоскутное шитье» - педагог ДО Зимига О.В. - Победитель
2 место в номинации «Вечная слава героям!» Чирков Александр (педагог Обрезчикова Н.Я); - 3 место
Анализ состояния педагогических кадров в 2010-2011 уч.год.
1.2. Анализ методической деятельности
1.3. Анализ психолого-педагогической и профориентационной работы
Методика «Определение направленности личности»
Методика по определению различных потребностей личности.
Тест-опросник измерения мотивации достижения.
Опросник «Личностная шкала проявления тревоги».
Занятие «Подросток в мире профессий»
Урок самопознания и откровенности (тренинг)
В первый день семинара были проведены: Вступительная лекция с вводным тестированием. История предпринимательства
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

1.1.Анализ образовательной деятельности


Анализ учебно-воспитательной работы за 2010-2011 учебный год показал, что главными задачами МОУ ДОД НЦДОД являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет, адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; формирование духовно-нравственной личности; организация содержательного досуга.

Основными нормативными документами, определяющими образовательную деятельность Центра, являются:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конституция РФ;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования;

  • Устав;

  • Учебный план;

  • Программы дополнительного образования детей;

  • Программы профессионального образования.

Образовательный процесс осуществлялся по принципам непрерывного развивающего обучения и был направлен на развитие творческих, интеллектуальных способностей воспитанников, реализацию образовательных программ.

^ Основной целью образовательной деятельности МОУ ДОД НЦДОД являлось создание условий для развития творческого потенциала воспитанников, их социальной адаптации и профессионального самоопределения.

^ Учебный план отражал:

- направления деятельности учреждения;

- наименование программ;

- Ф.И.О. педагогов, работающих по данным направлениям и образовательным программам;

- почасовое распределение в неделю;

- общее количество групп, реализующих данную программу;

- общее количество часов в неделю (нагрузка педагога);

- количество воспитанников.

По программам дополнительного образования и профессиональной подготовки детей занималось 68 групп обучающихся, с общим количеством обучающихся - 835 человек. Из них три воспитанника проходили обучение по индивидуальным программам (дети с ОВЗ).

Программы составлены с учётом имеющейся материальной базы, особенностей развития учреждения, ориентированы на развитие личности каждого воспитанника.

Программы, реализуемые учреждением, по форме составления являлись модифицированными (разработаны на основе авторских, типовых программ, стандартов РФ начального профессионального образования); по целевой направленности – образовательные; по уровню реализации – общекультурные, углубленные, профессионально-ориентированные; по продолжительности реализации – одногодичные, двухгодичные, трехгодичные, четырехгодичные.

Учебный план МОУ ДОД НЦДОД на 2010-2011 учебный год был представлен направленностями:

  • Социально-экономическая направленность. Реализовалось 2 программы, обучалось 21 воспитанник.

  • Естественнонаучная направленность. Обучение велось по 3 программам. Общее количество воспитанников - 115 человек.

  • Социально-педагогическая направленность. Реализовалось четыре программы. Общее количество воспитанников – 143 человека.

  • Художественная направленность. Данная направленность была представлена семью программами. Общее количество воспитанников – 95 человек.

  • Эколого-биологическая направленность. Общее количество воспитанников – 49 человек.

Учебный план отражал образовательную деятельность и направления, учитывающие социальный заказ района, постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей от 6 до 18 лет, их родителей, социальной сферы в целом, реализует идею интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития личности, решает образовательные задачи, стоящие перед Центром на конкретный период его деятельности.

В 2010-2011 учебном году Центр взаимодействовал с 14 учреждениями образования и 6 организациями нашего города

  1. МОУ гимназия г. Навашино;

  2. МОУ СОШ №2;

  3. МОУ СОШ №3;

  4. МОУ СОШ №4;

  5. МОУ Тешинская СОШ;

  6. МОУ Б/ Окуловская СОШ;

  7. МОУ Поздняковская СОШ;

  8. МОУ Натальинская СОШ;

  9. МОУ Степуринская СОШ;

  10. Новошинская специальная (коррекционная) школа;

  11. НШДС;

  12. Детский сад №8;

  13. Детский сад №5;

  14. Детский сад №9;

  15. МУЗ Навашинская ЦРБ;

  16. Навашинский Центр Занятости;

  17. Профессиональное училище №8;

  18. ОАО «Окская судоверфь»;

  19. Детский дом «Радуга»;

  20. Навашинский Судомеханический техникум.

В начале сентября было составлено расписание учебных занятий. Занятия были организованы по шестидневной рабочей неделе в две смены. Основная численность воспитанников приходится на 2 смену.

Согласно графику внутреннего контроля был организован контроль над образовательным процессом. Было поведено ряд проверок по соблюдению норм охраны труда и техники безопасности, организации работы кабинетов, соблюдение санитарно-гигиенического режима в учреждении, наполняемости коллективов. Ежемесячно организована проверка журналов. В результате контроля были выявлены как положительные момента, так и недостатки. К началу учебного года все кабинеты, мастерские были подготовлены согласно требованиям и нормам СанПин, госпожнадзора; укомплектованы необходимым оборудованием и учебно-методическими материалами. Все педагоги учитывают санитарные требования при использовании различных технических средств обучения. Все инструктажи по технике безопасности и охране туда находятся в доступном для воспитанников месте. В каждом журнале регистрации инструктажей присутствует запись, о проведении инструктажа оформленная под роспись воспитанников.

По плану внутреннего контроля проводилась проверка наполняемости коллективов. В среднем наблюдаются положительные результаты. Посещаемость занятий воспитанниками в среднем составляет 91%. Небольшие проблемы с посещаемостью в группах «Сам себе стилист», «Искусство быть красивой». Данная ситуация в большей мере была обусловлена тем, что большая часть воспитанников из сельской местности. Педагог старался наладить посещаемость, и мы думаем, что данная проблема в следующем году решится положительно.

С целью совершенствования содержания дополнительного образования воспитанников по дополнительным образовательным программам, введение единых требований диагностики по отслеживанию результатов по обучению в объединении введен мониторинг результатов обученности воспитанников по дополнительным образовательным программам. Для выявления уровня развития способностей и личностных качеств воспитанников и их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ, была организована промежуточная и итоговая аттестация. В течение года педагоги проводили контрольные занятия, зачеты, экзамены, смотры знаний в форме тестирования, викторин, конкурсов, и т.д., что является способами оценки реализуемых образовательных программ.

В учреждении разработаны формы контроля ЗУН, проводимые за 1 полугодие и за учебный год.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

  • Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;

  • Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

^ Качество ЗУН воспитанников Центра оценивается по трем уровням:

Низкий – обучающиеся требуют постоянного внимания со стороны педагога, работу выполняют на репродуктивном уровне.

Средний – в большей степени работают самостоятельно, но копируют образец модели.

Высокий – обучающиеся работают самостоятельно, по собственным замыслам, вносят изменения в действие и оформление модели, креативный уровень.

Мониторинг результатов обучения ребенка дополнительной образовательной программе показал:

58% воспитанников имеют высокий уровень – успешное освоение воспитанником более 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации;

42% воспитанников имеют средний уровень – успешное освоение воспитанником от 50% до 70% содержания образовательной программы, подлежащей аттестации;

В процессе мониторинга педагогами отслеживались следующие показатели: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.


Анализ

итоговой аттестации воспитанников, обучавшихся программам профессиональной подготовки «Швея (машинные работы)», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»


В 2010 – 2011 учебном году по программам профессиональной подготовки «Швея (машинные работы)», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» обучалось в Центре всего 107 воспитанников.

«Швея (машинные работы)»


«Оператор электронно-вычислительных

и вычислительных машин»

1 год обучения – 36 чел.,

2 год обучения – 21 чел.,

3 год обучения –

4 год обучения – 3 чел.

1 год обучения – 13 чел.,

2 год обучения – 14 чел.,

3 год обучения – 12 чел.,

4 год обучения – 8 чел.


К сдаче выпускных квалификационных экзаменов были допущены 21 воспитанник четвертого года обучения, прошедшие полный курс и успешно освоившие программу профессиональной подготовки:

«Швея (машинные работы)» - 3 воспитанницы (МОУ Натальинская СОШ);

«Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» - 18 воспитанников (МОУ СОШ №3) .

Экзамен проходил в форме защиты творческих проектов. Воспитанники профессиональной подготовки «Швея (машинные работы)» представили экзаменационной комиссии швейные изделия. Воспитанники программы «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» представили цифровые образовательные ресурсы, многие из которых в дальнейшем будут использоваться педагогами школы в своей деятельности (МХК, биология, литература, технология, информатика и др.). Все воспитанники справились с аттестационным заданием и получили отличные оценки.

Результаты итоговой аттестации 2011 года высокие. Все воспитанники на экзамене показали отличные знания, умения и навыки по изученным программам. Решением государственной аттестационной комиссии всем воспитанникам присвоена квалификация и выданы свидетельства установленного образца.

Итоговая и промежуточная аттестация показали, что воспитанники овладели знаниями и умениями, предусмотренными программами, умеют оценить свою деятельность, увидеть плюсы и минусы, ставят самостоятельно задачи самообучения, выходят за пределы обязательных заданий. Приобретенные знания гибко переносятся и применяются в новых условиях.


^ Результаты участия в районных, региональных, всероссийских конкурсах


Районный смотр-конкурс «Дорога. Транспорт. Пешеход».


Областной смотр-конкурс на лучшую организацию работы по профилактике ДДТТ.


Региональный сетевой Интернет-проект


Районный конкурс «Растим патриотов России»


Районный фестиваль «Детство без границ»:

- Конкурс детского изобразительного искусства и художественного творчества «Веков связующая нить»


- Конкурс компьютерных работ «Открытый мир детства»


– Конкурс авторских мастер-классов «Нет пределу совершенству»


Районный конкурс детского и юношеского дизайнерского искусства «Арт-Деко» раздела «Арт-дизайн»:


Районный конкурс детского и юношеского дизайнерского искусства «Арт-Деко» раздела «Новогодний серпантин»:


Конкурс «Творчество: традиции и современность»


Районный творческий конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб»


Районный конкурс «Я рисую мир»


Районный конкурс творческих работ «Колокола памяти»


Участники всероссийского конкурса Мин.обр.

«Юный корреспондент»


Участники проекта «Голос ребенка» в номинации «Работа, которую мы выбираем» АНО «Новое поколение» при поддержке Правительства Нижегородской области и Законодательного собрания

3 место - Номинация «Листовки-обращения к водителям» (педагог Первушкина Е.Н.);

3 место - Номинация «Лучший педагог муниципального образовательного учреждения по обучению детей правилам дорожного движения и их пропаганде среди родителей» (педагог Малкина Т.В.);

^ Диплом за участие «Творческий марафон. Мастерская успеха» на сайте Letopisi.ru (педагог Бандина О.В.);


Победители в номинации «Методические материалы по организации и проведению торжественных мероприятий, посвященных государственной символики» (Силаева Е.А., Первушкина Е.Н.);

^ 3 место – Филатова София за игрушку в технике лоскутного шитья «Черепаха» (Елизарова Т.А.);

Благодарность за участие в конкурсе Спириной Наталье.


Победитель – Мамонова Алина (пед. Обрезчикова Н.Я);


^ Призер - педагог ДО Алексеева Н.В.


Победитель – Пичугин Владислав в номинации «Компьютерная графика»


Победитель в номинации «Новогодний сувенир»

– творческое объединение «Мастерская лоскутного шитья» (пед. Елизарова Т.А.)

Призеры в номинации «Новогодний сувенир»

- Морозова Ирина (пед. Елизарова Т.А.)

- Борисова Любовь (пед. Зимина О.В.).

^ Призеры в номинации «Календарь»:

- Морозова Ксения

- Шаврина Карина (пед. Сысуева О.В..)

2 работы отмечены по решению ГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области грамотами за лучшие работы, отличающиеся высоким качеством исполнения, оригинальным изобразительным решением, креативностью идеи (педагог Елизарова Т.А.);


- Победитель районного этапа и 3 место по области в номинации «Арт-дизайн» – Пичугин Владислав (пед. Обрезчикова Н.Я.)

- ^ Призер в номинации «Лоскутное шитье» - педагог ДО Зимига О.В.

- Победитель в номинации «Изготовление куклы» - педагог ДО Елизарова Т.А.


Благодарность педагогу ДО – Первушкиной Е.Н.


3 место в номинации «Цветочные фантазии»- Шурганова Анастасия (педагог Алексеева Н.В).


- Победитель в номинации «Вечная слава героям!» - Мамонова Алина (педагог Обрезчикова Н.Я);

- ^ 2 место в номинации «Вечная слава героям!» Чирков Александр (педагог Обрезчикова Н.Я);

- 3 место в номинации «Вечная слава героям!» Смирнова Анастасия (педагог Сысуева О.В.)


- Творческое объединение «Юный корреспондент» (педагог Морозова А.А)


- творческое объединение «Основы рыночной экономики и предпринимательской деятельности»


^ Анализ состояния педагогических кадров в 2010-2011 уч.год.

Важным условием, влияющим на учебно-воспитательный процесс Центра, является кадровый потенциал. На 2010-2011 год проблема подбора педагогических кадров решена. Был сформирован коллектив единомышленников, готовых к постоянному самосовершенствованию. Учебно-воспитательный процесс осуществляется: директором Центра, заместителем директора по УВР, заместителем директора по АХЧ, педагогом-организатором, методистом, педагогами дополнительного образования. В осуществлении образовательного процесса был задействован педагогический коллектив в количестве 25 педагогических работников из них 7 основных работников, 18 – совместителей. 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 10 – 1 кат., 6 – 2 кат., 5 – без категории (три педагога по основному месту работы имеют высшую квалификационную категорию).

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория

Без категории

4

10

6

5




Количество педагогов имеющих квалификационную категорию составляет - 80 % от общей численности.

2 педагога без категории по основному месту работы в МУЗ Навашинская ЦРБ имеют высшую квалификационную категорию.

Высшее профессиональное образование имеют - 18 педагогов, среднее профессиональное образование - 7 педагогов.

Во втором полугодии три педагога Центра прошли курсовую подготовку в Нижегородском институте развития образования по программе: «Дополнительное образование – фактор развития личности ребенка».

Большое значение для педагогов при работе над образовательными программами имеет доступ к ознакомлению с передовым педагогическим опытом: библиотечный фонд пополнен специальной литературой по дополнительному образованию, сборниками авторских дополнительных образовательных программ, у педагогов появилась возможность выходить в Интернет и знакомиться с содержанием образовательных сайтов, а также размещать результаты своей работы на сайте Центра.


^ 1.2. Анализ методической деятельности


В 2010-2011 учебном году методическая тема НЦДОД - «Личностно-развивающий подход к воспитанникам Навашиского Центра дополнительного образования детей».

Цель деятельности: осуществить личностно – развивающий подход к обучению воспитанников Центра в рамках реализации программ дополнительного образования детей; повысить результативность образовательного процесса в детских объединениях и в целом в масштабе НЦ ДОД.

Работа Центра строилась на основе анализа работы за 2009-2010 учебный год, а также плана работы на 2010-2011 учебный год. План обеспечил решение следующих задач:

  • рост профессионального уровня и мастерства педагогических работников;

  • внедрение в практическую деятельность педагогических работников современных психолого-педагогических знаний;

  • развитие творческой самостоятельности педагогов, формирование у них самостоятельного педагогического мышления;

  • оказание методической помощи при подготовке и проведении различного рода инновационной деятельности;

  • организация научно – методической деятельности, направленной на изучение, систематизацию, внедрение новых педагогических технологий и методик в системе дополнительного образования детей;

  • осуществление координационной деятельности, направленной на взаимодействие Центра ДОД с другими образовательными учреждениями, общественностью в целях создания целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых.


Достижению поставленной цели и задач способствовали грамотно подобранные методы и формы методической работы.

  • консультации (индивидуальные, групповые);

  • посещение занятий коллег;

  • проведение собственных открытых занятий;

  • проведение семинаров;

  • проведение круглых столов;

  • проведение деловых игр;

  • участие в конкурсах и открытых мероприятиях;


Педагоги МОУ ДОД НЦДОД в своей работе применяли элементы личностно-ориентированного и личностно-развивающего подхода, учитывая индивидуальные способности и возможности воспитанников. Результатом применения элементов личностно-развивающего, проблемного обучения является сформированность познавательной мотивации воспитанников, развитие творческого потенциала.

Если сравнить занятость детей в детских объединениях за 2009-2010 учебный год и 2010-2011 учебный год, то мы наблюдаем увеличение охвата детей.

Посещение и анализ занятий педагогов Центра показал, что педагогами применяются следующие педагогические технологии и их элементы:

  • технология проблемного обучения, целью которой является развитие познавательной активности и творческой самостоятельности воспитанников.

  • Технология развивающего обучения, т.е. развитие личности и ее способностей.

  • Технология дифференцированного обучения, когда создаются оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей, а усвоение программного материала происходит на различных уровнях.

  • Технология игрового обучения.

  • Технология личностно-ориентированного обучения, предполагающая развитие индивидуальных способностей на пути социального и профессионального самоопределения обучающихся.



С целью улучшения деятельности педагогов в течение года были проведены педагогические советы методические темы, которых «Коммуникативная культура педагога как условие личностно – развивающего обучения и воспитания», «Проблема сохранности детского контингента в детском объединении и пути ее решения» и семинары «О роли афоризмов в воспитательном процессе», «Принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий».

Для исследования деятельности педагогов, воспитанников и родителей проводились анкетирования по различным направлениям: «Способность педагога к саморазвитию», исследование удовлетворённости педагогических работников условиями деятельности (А.А.Андреев, Е.Н.Степанова), анкета для изучения мотивации воспитанников к занятиям в объединении, исследования удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей и др.

По особому плану проводилась работа с молодыми педагогами: собеседование по планированию, посещение занятий молодых специалистов с целью оказания им методической помощи, занятие «Методические требова­ния к занятиям дополнительного образования».

В целях повышения профессионального мастерства педагоги Центра Алексеева Н.В., Терентьева Е.А., педагог-организатор Первушкина Е.Н. прошли курсовую подготовку в НИРО. Они поделились полученными знаниями с педагогами Центра.

Методистом совместно с педагогами были разработаны следующие программы: программа самоуправления воспитанников Центра «Я верю в себя», программа летней прогулочной группы «Приключения в стране Здоровляндии».

В течение года оказывалась методическая и практическая помощь педагогам и педагогу-организатору в разработке и проведении различных мероприятий. Осуществлялась координация участия педагогов в районных и областных конкурсах. Был оформлен уголок «Информационный вестник методиста», создана методическая копилка, сформирован банк педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.)

Проанализировав методическую работу МОУ ДОД НЦДОД необходимо в 2011-2012 учебном году уделить внимание на:

  • разработку дидактического и наглядного материала к освоению образовательных программ;

  • изучение и внедрение передового опыта по взаимодействию учреждения с семьей;

  • содействие повышению уровня профессионального мастерства педагогов;

  • выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.


^ 1.3. Анализ психолого-педагогической и профориентационной работы


Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка в ситуации взаимодействия в рамках школы и дополнительного образования.

Психологическое сопровождение воспитанников Центра опирается на те личные достижения, которые реально есть у детей. Создаются условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношения с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно значимых жизненных выборов.

Целью деятельности педагога-психолога является организация психологического сопровождения воспитательного процесса в Центре ориентированного на создание здоровьесберегающей среды.

Задачи:

  1. Осуществлять деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников Центра.

  2. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

  3. Помочь воспитанникам раскрыть, сформулировать свои проблемы и оказать им помощь в решении этих проблем.

  4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

  5. Помогать подросткам делать осознанный личный выбор в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

  6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей.

  7. Оказывать помощь воспитанникам, родителям, педагогам Центра в решении конкретных проблем.

  8. Разрабатывать и проводить мероприятия, способствующие развитию личности воспитанников, их готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

  9. Вести документацию по установленной форме и использовать её по назначению.

Деятельность педагога-психолога в рамках сопровождения осуществлялась по следующим направлениям

  • Диагностическая работа.

  • Профилактика и просвещение.

  • Консультационная работа

  • Организационно-методическая работа.

  • Профориентационная работа.

Диагностическая работа проводится с целью предъявления информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает, - педагогам, родителям, другим специалистам. В течение 2010-2011 учебного года проводились различные методики и тесты: методика «Определение направленности личности» (ориентационная анкета), методика для определения различных потребностей личности, тест-опросник измерения мотивации достижения, опросник «Личностная шкала проявления тревоги», методика «Интеллектуальная лабильность», тест «Формула темперамента», методика «Исследование активности мышления», методика «Карта интересов» и другие..

  • ^ Методика «Определение направленности личности»

(ориентационная анкета).

Для определения личностной направленности воспитанников использовалась ориентировочная анкета Б.Басса. В анкетировании приняли участие 127 воспитанников (15,2 %) Центра. С помощью методики выявлялись следующие направленности:

  1. направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении ситуаций, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность – 21 чел. (16, 5%).

  2. направленность на общение (О) – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми – 63 чел.(49,9 %)

  3. направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели – 43 чел.(33,9 %).

  • ^ Методика по определению различных потребностей личности.

В анкетировании приняли участие 115 воспитанников (13,8 %) Центра.

Познавательная потребность:

высокий уровень – 103 чел. (89,6 %);

средний уровень – 12 чел. (10,4 %);

низкий уровень – 0 чел.

Потребность в общении:

высший уровень – 38 чел. (33 %);

выше среднего – 47 чел. (40,9 %);

средний уровень – 29 чел. (25,2 %);

ниже среднего – 1 чел. (0,9 %);

низкий уровень – 0 чел.

Потребность в общественно-политической деятельности:

высокий уровень – 35 чел. (30,4 %);

средний уровень – 61 чел. (53,1 %);

низкий уровень – 19 чел. (16,5 %).

Художественно-эстетические потребности молодёжи:

высокий уровень – 73 чел. (63,5 %);

средний уровень – 36 чел. (31,3 %);

низкий уровень – 6 чел. (5,2 %).

  • ^ Тест-опросник измерения мотивации достижения.

Тест-опросник для измерения мотивации достижении предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Оценивается, какой из двух мотивов у испытуемого доминирует.

В опросе участвовало 18 воспитанников (2,3 %) Центра.

В результате было выделено две контрастные группы:

верхние набравшие 27 % выработки характеризуются мотивом стремления к успеху – 11 человек (61,1%);

нижние 27 % характеризуются мотивом избегания неудачи – 7 человек (38,9%).

  • «Психопрофилактика наркомании у детей и подростков»

С воспитанниками Центра проводились профилактические беседы, анкетирование.

В анкетировании приняли участие 62 воспитанника Центра

Анкета:

  1. Наркотики – это

  2. Человек, употребляющий наркотики, - это

  3. Если бы мне предложили наркотики, то я бы

  4. Если бы мои друзья принимали наркотики, то я бы

  5. Если бы мои родители узнали, что я принимаю наркотики, то они бы

  6. Если бы я захотел попробовать наркотики, то я мог бы

  7. Я знаю, как можно бороться с наркотиками

Беседа: «Наркозависимость в подростковом возрасте».

Цель: помочь воспитанникам получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность; формировать у них понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему.

  • ^ Опросник «Личностная шкала проявления тревоги».

Цель: измерить уровень тревожности воспитанников.

В опросе приняли участие воспитанники объединения «Швея», «Искусство быть красивой» - 22 человека.

Результат:

Очень высокий уровень тревоги – 0 чел.;

Высокий уровень тревоги – 2 чел.(9,1%);

Средний уровень тревоги – 6 чел.(27,3%);

Низкий уровень тревоги – 14 чел. (63,6%).

Профилактика и просвещение, воспитанников осуществлялись через следующую деятельность: социально – психологический тренинг «Развитие коммуникативных и лидерских качеств личности», тренинг по профилактике насилия «Любовь и ответственность», игротренинг «Путешествие в мир профессий», «Урок самопознания и откровенности» - психологический тренинг.

Консультационная работа проводилась по диагностики тревожности, по профориентации, индивидуальное консультирование подростков, родителей и педагогов. В ходе консультационных бесед оказывалась помощь воспитанникам, их родителям, педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения.

Для психологического просвещения педагогов были проведены практикум «Педагогическое общение», семинар «Принципы позитивного педагогического взаимодействия».

Организационно-методическая работа педагога-психолога связана с целеполаганием и планированием на 2010-2011 учебный год, психологическое сопровождение детей «группы риска», обработка результатов диагностик, подготовка к педсоветам, семинарам, оформление информационного стенда, формирование банка методического обеспечения педагога-психолога, отчёт и анализ проделанной работы за год.

В ходе летней компании «Лето – 2011» педагогом-психологом осуществлялось психологическое сопровождение детей и подростков прогулочной группы и дворовой практики: вводная, пошаговая и итоговая диагностика, беседы по результатам мероприятий и дел, тренинг «Мы вместе», занятия «Урок самопознания и откровенности», «Что такое уверенность, неуверенность, агрессивность».

Профориентационная работа, осуществляемая в Центре дополнительного образования детей, направлена на формирование готовности подростков к профессиональному выбору, а так же, чтобы помочь подросткам осознанно и ответственно вести себя как при выборе направления дальнейшего обучения, так и в ходе получения профессионального образования.

С воспитанниками Центра и учащимися школ города и района проводились следующие методики и тесты: методика «Карта интересов», тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности», методика определения профессиональной готовности, методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфири другие.

Диагностика готовности воспитанников Центра и учащихся школ города к профессио­нальному выбору показывает: сами подростки хотят узнать не о готовности к выбору, а о кон­кретной профессии, которую им следует выбрать в соответствии с их способностями и талантами. Многие подростки при этом считают, что нужно просто учиться в том вузе, в который удаст­ся поступить, чтобы получить высшее образование, а остальное не имеет значения.

Анализ результатов диагностики воспитанников, выявил основные ошибки, которые делают подростки:

  • выбор работы или учебного заведения «за компанию» или под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;

  • поступление по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю», поступление в вуз с целью отложить начало «взрослой» жизни или избежать призыва в армию;

  • концентрация всех усилий на выборе вуза, а не специально­сти, сопровождающаяся, как правило, уверенностью в том, что главное - поступить, а дальше все пойдет само собой и ни о чем больше не надо заботиться;

  • ориентация на внешнюю привлекательность профессии, недооценка трудностей выбранной специальности, подсо­знательный расчет на широкую известность вследствие ав­томатического переноса престижа профессии на себя;

  • ориентация на моду, приводящая к выбору одной из самых популярных и востребованных в данный момент специаль­ностей.


Индивидуальные беседы с воспитанниками помогают избежать этих ошибок и не только определить вуз, в который подростки собирается подавать документы, но и сфор­мировать положительную профессиональную мотивацию в избран­ной области деятельности.

Например, тестирование воспитанников по методике «Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению» показало следующие результаты:

из 26 человек: 5 человек (19%) – низкий уровень, не готовы к профессиональному самоопределению (с ними была проведена индивидуальная консультация); 11 человек (43%) – средний уровень, является нормальным для учащихся 8-10 классов; 10 человек (38%) – высокий уровень, подростки готовы к профессиональному самоопределению.

После проведённой индивидуальной работы с воспитанниками, получившими низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению и корректировки результатов при повторном тестировании, были выявлены следующие показатели: 62% - средний уровень готовности, 38% - высокий.

Педагог-психолог использует следующие формы и методы центрирования внимания подростков на проблеме выбора:

  • индивидуальные беседы-консультации (с применением акти­визирующих вопросов, совместных технологий по анализу ситуаций самоопределения и т. п.);

  • тренинги;

  • профориентационные игры и упражнения;

  • специально организованные дискуссии;

  • активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими размышления о сложных ценностно-­смысловых аспектах самоопределения);

  • рассматриваются задачи-ситуации профес­сионального и личностного самоопределения.

  • ролевые игры по профориентации, имити­рующие реальные жизненные ситуации, помогают молодым людям эмоционально пережить и осознать свои интеллектуальные, коммуни­кативные и личностные ресурсы.

Помимо привлечения внимания подростков, желающих задумываться о своем будущем, стоящей перед ними проблеме про­фессионального выбора, педагогом-психологом осуществляется профилактика другой крайности - чрезмерно серьезного восприятия полученных результатов. Подросткам приходиться объяснять, что полученные результаты (например, список рекомендуемых профессий) ни в коем случае не следует воспринимать ни как диа­гноз, ни как приговор - это лишь информация для размышления, что работать по избран­ной специальности придется им самим, поэтому профессию следует выбирать в соответствии со своими интересами и предпочтениями, т.е. с учётом личностных факторов.

В профориентационном кабинете Центра для учащихся школ города и района и воспитанников Центра организуются экскурсии, встречи со специалистами различных профессий. Ребята знакомятся с профессиями, получают информацию об учебных заведениях, проходят компьютерное тестирование, принимают участие в ролевых играх и тренингах.

Кроме того для воспитанников Центра и учащихся школ (по заявкам школ) организуем экскурсии в учебные заведения и на предприятия города. С НСТ, ПУ-8, ЦЗН, МУЗ ЦРБ заключены договора о сотрудничестве.

В 2010-2011 году организованы экскурсии в ОАО «Навашинский хлеб», салон красоты «Серебряный дождь», салон «Курсив», МУЗ Навашинская ЦРБ, Центр занятости населения, Районная Центральная библиотека, ПУ-8 и ОАО «Окская судоверфь».

Особенно тесно сотрудничают с нами педагоги и учащиеся гимназии, Б. Окуловской СОШ, СОШ №,2,3,4 Поздняковской, Натальинской, Новошинской коррекционной школы. В весенние каникулы учащиеся этих школ посетили мероприятия «Подросток в мире профессий» и «Урок самопознания и откровенности».

^ Занятие «Подросток в мире профессий»

Участники - учащиеся 7,9-х классов МОУ СОШ № 2, учащиеся Натальинской СОШ, воспитанники Центра.

Цель: познакомить с приоритетами интересов в получении профессий; формировать культуру понимания выбора профессии

Упражнения были направлены на формирование психологической готовности подростков к самостоятельному и осознанному выбору профессионального будущего, нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии и продвижении в своём процессе принятия решения о выборе профессии. Подростка смогли поучаствовать в компьютерном профориентационном тестировании.

^ Урок самопознания и откровенности (тренинг)

Участники – воспитанники Центра, учащиеся Новошинской коррекционной школы, Б.Окуловской СОШ.

Цель тренинга: тренировка к самораскрытию; самопознание.

Все упражнения тренинга «Индивидуальность личности», «Я уникальный» и др. были направлены на самораскрытие личности воспитанников.

В декабре был организован двухдневный семинар «РОСТ – школьнику» для учащихся школ города и воспитанников Центра. В семинаре приняли участие учащиеся МОУ гимназия, МОУ СОШ № 2,3,4, Б/Окуловской СОШ.

«РОСТ – школьнику» - пропедевтический проект, который познакомил учащихся с содержанием инновационного предпринимательства, его историей и ролью в модернизации современного российского государства и Нижегородского региона. В течение 2-х дневного семинара решались также задача профессионального самоопределения и деловой активности учащихся ОУ.
  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты