Домой

Врамках заявляемой программы предполагается реализация подготовки кадров по следующим тематическим направлениям, соответствующим Приоритетным направлениям развития науки,




НазваниеВрамках заявляемой программы предполагается реализация подготовки кадров по следующим тематическим направлениям, соответствующим Приоритетным направлениям развития науки,
страница1/3
Дата04.01.2013
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция
Лингвистическая компетенция
Психолингвистическая компетенция
Социолингвистическая компетенция
Социокультурная компетенция
Компенсаторная компетенция
Стратегическая компетенция
Социальная компетенция
Таблица 2.2 Разработка нового содержания образовательных программ
Код образовательных программ ВПО
Плановые сроки выполнения данных мероприятий следующие
Тематическое направление
Инновационная составляющая содержания программ
Тематическое направление
Инновационная составляющая содержания программ
Тематическое направление «
Инновационная составляющая содержания программы
Тематическое направление «
Инновационная составляющая содержания программы
Тематическое направление «
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3


Раздел 2. Описание инновационной образовательной программы

2.1 Цель реализации инновационной образовательной программы:

В современном мире формируется глобальное инновационное общество, экономика которого основано на знаниях. Его формирование происходит посред­ством раз­ви­тия и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследова­ния и инновации).

В декларации Саммита, состоявшегося в 2006г. в Санкт-Петербурге: «Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посред­ством раз­ви­тия и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследова­ния и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модерни­зации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях». (Итоговый документ «Образование для инновационных обществ в XXI веке» саммита «группы восьми», принятый в С.-Петербурге 16 июля 2006 года; http://civilg8.ru/6200.php).


Таким образом, чрезвычайно актуальным в современном мире является развитие теснейших связей между образованием, наукой и инновациями.

В рамках заявляемой программы предполагается реализация подготовки кадров по следующим тематическим направлениям, соответствующим Приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники и Перечню критических технологий федерального уровня:

  1. Проектирование и эксплуатация двигательных энергоустановок.

  2. Высокие технологии в двигателестроении.

  3. ERP-системы в управлении производством.

  4. Проектирование и эксплуатация мехатронных станочных систем.

  5. Проектирование и эксплуатация оптических и межспутниковых коммуникаций.

  6. Проектирование гидромеханических систем и их автоматики.

  7. Компьютерное моделирование с применением суперкомпьютерных технологий.

Таким образом, целью реализации инновационной образовательной программы является создание в университете образовательной системы подготовки кадров мирового уровня в области информационных технологий в проектировании, производстве и эксплуатации сложных технических объектов: авиакосмических, транспортных, энергетических, инфокоммуникационных.

Инновационность образовательной программы состоит в следующем:

1. Опережающее по отношению к существующему уровню развития техники и технологий содержание предметной подготовки, достигаемое за счет включения в его состав новейших результатов научных исследований, формирования у выпускников компетенций в области методологии организации и проведения научно-исследовательских работ с использованием новейшего оборудования, ориентации выпускников на креативную проектную деятельность в профессиональных областях.

2. Формирование у выпускников компетенций в области организации и экономики инноваций, позволяющих им успешно реализовывать проекты коммерческого использования новейших результатов научных исследований, достигаемое за счет введения в содержание подготовки соответствующих учебных дисциплин, использования проектно-ориентированных технологий обучения, привлечения студентов в период обучения к инновационной деятельности в рамках созданной университетом инновационной инфраструктуры (технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, малые инновационные предприятия и т.п.).

3. Формирование у выпускников компетенций в области межличностных коммуникаций, позволяющих им эффективно обмениваться информацией на русском и одном из иностранных языков, как в устной, так и письменной форме, причем уровень владения иностранным языком должен быть достаточен для эффективной профессиональной деятельности, обучения и комфортной жизнедеятельности в условиях иноязычной среды.

2.2. Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

2.2.1. Формирование образовательных программ подготовки кадров мирового уровня в области информационных технологий проектирования, производства и эксплуатации сложных технических объектов:

2.2.1.1. Разработка содержания образовательных программ.

2.2.1.2. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

2.2.1.3. Разработка методологии обучения.

2.2.1.4. Модернизация материальной базы образовательного процесса.

2.2.1.5. Совершенствование системы управления образовательной деятельностью университета.

2.2.1.6. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

2.2.1.7. Формирование программ академической мобильности обучающихся и преподавателей.

2.2.2. Развитие и повышение эффективности научных исследований, создание инновационных продуктов по таким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и критическим технологиям Российской Федерации, как индустрия наносистем и материалов, разработка и создание авиационных и космических систем, технологии обработки, хранения, передачи информации, включая технологии распределенных вычислений и др. на основе укрепления лабораторной базы, разработки, проектирования и запуска научно-образовательного университетского микроспутника, программного и методического обеспечения, профессиональной подготовки и переподготовки научно-педагогического, научного и вспомогательного персонала вуза:

2.2.2.1. Развитие прикладных научных исследований, инновационной деятельности университета и обеспечение конкурентоспособности прикладной науки через системное взаимодействие с высокотехнологичными предприятиями и введение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности УГАТУ, кадровое и научное сопровождение проектов.

2.2.2.2. Организация, проведение и развитие фундаментальных исследований, обеспечивающих создание теоретических основ в перспективных областях научного знания, принципиально новых видов техники, технологий и материалов, систем, процессов и методов решения задач.

2.2.2.3. Углубление международной кооперации по проведению совместных научных исследований.

2.2.2.4. Развитие учебно-исследовательских работ и инновационной деятельности с целью привития студентам и молодым специалистам навыков творческой деятельности и предпринимательства, целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний на основе творческих коллективов молодых ученых, аспирантов и студентов Университета.

Решение указанных задач взаимосвязано и будет осуществляться с помощью создаваемых учебно-научно-инновационных центров:

  • Проектирование и эксплуатация двигательных энергоустановок.

  • Высокие технологии в двигателестроении.

  • ERP-системы в управлении производством.

  • Проектирование и эксплуатация мехатронных станочных систем.

  • Проектирование и эксплуатация оптических и межспутниковых коммуникаций.

  • Проектирование гидромеханических систем и их автоматики.

  • Компьютерное моделирование с применением суперкомпьютерных технологий.

Полученные в результате проведения научных исследований новые знания явятся новым содержанием образовательных программ и подготовленные по этим образовательным программам специалисты смогут успешно решать задачи промышленного трансфера разработанных инновационных технологий. В то же время, эти специалисты смогут решать также и задачи генерации новых знаний для последующего непрерывного развития технологий в заявляемой предметной области.

2.3. Мероприятия, запланированные в рамках реализации инновационной образовательной программы:

2.3.1. Мероприятия по реализации образовательных задач

2.3.1.1. Модернизация содержания образования

2.3.1.1.1. Разработка (переработка) содержания образовательных программ основного высшего профессионального образования

В рамках инновационной образовательной программы предполагается разработка (переработка) содержания (учебных планов, учебных программ дисциплин, формирование учебно-методического, учебно-лабораторного, информационного и технологического обеспечения новых дисциплин и новых разделов дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов) следующих образовательных программ:

  1. 010501 Прикладная математика и информатика.

  2. 080700 Бизнес- информатика.

  3. 080801 Прикладная информатика (в экономике).

  4. 140500 Энергомашиностроение.

  5. 140501 Двигатели внутреннего сгорания.

  6. 150201 Машины и технология обра­ботки металлов давлением.

  7. 150204 Машины и технология литейного производства.

  8. 150206 Машины и технология высокоэффективных процессов обработки материалов.

  9. 150400 Технологические машины и оборудование.

  10. 150501 Материаловедение в машиностроении.

  11. 150600 Материаловедение и техно­логия новых материалов.

  12. 150702 Физика металлов.

  13. 150800 Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника.

  14. 150802 Гидравлические машины, гидро­приводы и гидропневмоавтоматика.

  15. 150900 Технология, оборудование и автоматизация машино­строительных производств.

  16. 151001 Технология машиностроения.

  17. 160100 Авиа -и ракетостроение.

  18. 160301 Авиационные двигатели и энергетические установки.

  19. 160901 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей.

  20. 210402 Средства связи с подвижными объектами.

  21. 210404 Многоканальные телеком­муникационные системы.

  22. 210405 Радиосвязь, радиовещание и телевидение.

  23. 210602 Наноматериалы.

  24. 220200 Автоматизация и управление.

  25. 220301 Автоматизация технологических процессов

и производств (по отраслям).

  1. 220305 Автоматизированное управление жизненным циклом продукции.

  2. 220306 Компьютерные системы управления качеством для автоматизированных производств.

  3. 220401 Мехатроника.

  4. 230301 Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах.

  5. 230401 Прикладная математика.

Предлагается следующий подход к формированию содержания образовательных программ.

Компетенция специалиста, если рассматривать ее как способность специалиста эффективно осуществлять профессиональную деятельность предполагает наличие знаний и умений

  • в предметной (объектной) области;

  • в области экономики и организации инновационной деятельности (деятельности по внедрению разработанных проектных и технологических решений);

  • в области коммуникативной деятельности (умения эффективно осуществлять поиск и усвоение информации, включая информацию передаваемую на иностранных языках, умение эффективно осуществлять межличностную коммуникацию с сотрудниками, партнерами и заказчиками).

Планируется в рамках заявляемой инновационной образовательной программы обеспечить подготовку в указанных областях на более высоком, чем это предусмотрено федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (ГОС) высшего профессионального образования, уровне.

Данная подготовка будет реализована в рамках дисциплин федерального компонента ГОС (путем расширении содержания сверх установленного ГОС минимума), дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента ГОС, а также дисциплин по выбору студента, устанавливаемых вузом, и дисциплин специализации.

Эффективность предлагаемого подхода обусловлена унификацией содержания подготовки в области экономики и организации инновационной деятельности и в области коммуникативной деятельности для различных образовательных программ. Это позволит существенно снизить ресурсоемкость их реализации за счет сокращения номенклатуры реализуемых дисциплин.

Подготовка в предметной (объектной) области предполагает введение инновационного содержания в рамках дисциплин, приведенных в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Тематическое направление программы

Наименование дисциплин

Проектирование

и эксплуатация двигательных энергоустановок

Проектирование камер сгорания.

Конструкция и прочность авиационных двигателей и энергоустановок.

    Автоматизация управления жизненного цикла авиационных двигателей и энергоустановок.

    Моделирование процессов жизненного цикла авиационных двигателей и энергоустановок.

    Проектирование ЕИП виртуальных предприятий.

    Интегрированная логистическая поддержка производства и эксплуатации авиационных двигателей и энергоустановок.

    Проектирование и совершенствование структур и процессов предприятий.

Методы и средства хранения и защиты компьютерной информации.

Рабочие процессы и конструирование биодвигателей.

Основы технологии и свойства биотоплив.

Высокие технологии в двигателестрое­нии

Современная физика.

Новые перспективные материалы и высокие технологии.

Физико-химия наночастиц и наноматериалов.

Процессы получения наночастиц и наноматериалов, нанотехнологии.

Процессы на поверхности раздела фаз.

Методы и приборы для изучения, анализа и диагностики наночастиц и наноматериалов.

Компьютерное моделирование процессов нанотехнологии.

Микроструктурный дизайн перспективных материалов и композитов на их основе.

Методы исследования материалов и процессов.

Технологические основы производства порошковых и композиционных материалов и изделий.

Перспективные материалы авиационных двигателей и технология изготовления деталей из них.

Физика твердого тела.

Физические свойства твердых тел.

Физика больших пластических деформаций.

Физика нанокристаллических материалов.

Теоретические основы синтеза композиционных сплавов.

Математические основы синтеза композиционных сплавов.

Технология литья деталей авиадвигателей с монокристаллической структурой.

Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей.

Технология машиностроения.

Технологическая инноватика.

Теоретические основы обработки концентрированных потоков энергии.

Технология обработки концентрированных потоков энергии.

ERP-системы в управлении производством

Проектирование информационных систем.

Информационные технологии.

Информационные технологии управления персоналом.

Информационные технологии в управлении

безопасностью жизнедеятельности

Информационные технологии в коммерческой деятельности.

Информационные системы маркетинга.

Информационные технологии управления.

Информационные технологии в экономике.

Информационные системы в экономике.

Системы управления качеством.

Проектирование и эксплуатация мехатронных станочных систем

Автоматизация управления жизненным циклом продукции.

Онтология производственной сферы.

Моделирование процессов жизненного цикла.

Интегрированная логистическая поддержка продукции.

Проектирование и совершенствование структур и процессов промышленных предприятий.

Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий.

Автоматизация процессов измерений, испытаний и контроля.

Основы контроля и управления качеством изделий и экологичностью продукции.

Методы и средства управления продукцией.

Информационное обеспечение управления

качеством в автоматизированных производствах.

Инженерный консалтинг.

Автоматизация сквозного проектирования в условиях дискретного производства.

MES (Manufacturing Execution System) в производстве, оснащенном мехатронным станочным оборудованием.

Корпоративные системы управления производством.

Проектирование и эксплуатация оптических и межспутниковых коммуникаций

Проектирование компонентов для полностью оптических сетей.

Эксплуатация компонентов и устройств для полностью оптических сетей.

Проектирование полностью оптических сетей и систем коммутации.

Эксплуатация полностью оптических сетей и систем коммутации.

Системы информационной поддержки искусственного климата космических аппаратов.

Системы поддержки жизненного цикла космических аппаратов.

Теория управления организационно-техническими системами.

Обработка информации в системах реального времени.

Управление сложными объектами.

Проектирование гидромеханичес-ких систем и их автоматики

Современные проблемы энергомашиностроения.

Моделирование и проектирование следящих гидро- и пневмоприводов.

Нестационарные газодинамические эффекты в следящих гидро- и пневмоприводах.

Компьютерное моделирование

с применением суперкомпьютер-ных технологий

Современные сетевые технологии.

Архитектура электронно-вычислительных машин, системное программное обеспечение.

Многопроцессорные системы и параллельное программирование.

Средства параллельного программирования.

Вычислительные алгоритмы линейной алгебры.

Системное и прикладное программное обеспечение.

Многопроцессорные системы и параллельное программирование.

Основы суперкомпьютерных технологий.

Основы компьютерного моделирования.


Подготовка в области экономики и организации инновационной деятельности предполагает усвоение выпускниками следующих разделов инноватики: инновационные системы (системотехника инноватики, инновационная экономика, инновационная деятельность, инновационная политика); законы и закономерности инноватики (формирование технологических укладов, развитие техники и технологии, распространение инноваций), теории разработки инновационных решений (принципы изобретательской и инновационной деятельности, закономерности изобретательской деятельности, законы научно-технического творчества, методы разработки инновационных решений); технологии инноватики (критические технологии, высокие технологии); методы развития технологий (техническая реконструкция, технологическое перевооружение, комплексная автоматизация и механизация); управление инновационными проектами (организация инновационного проектирования, управление разработкой проекта, управление реализацией и завершением проекта); этапы инновационного проектирования (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства, организационная подготовка производства); экономическая эффективность инноваций (инвестиции в инновационной деятельности, эффективность инвестиций в инновационную деятельность, рискография инновационных проектов).

Подготовка в области коммуникативной деятельности предполагает следующий подход.

У выпускника УГАТУ - бакалавра должен быть сформирован такой уровень иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, который позволяет использовать иностранный язык как средство общения на уровне международных требований для продолжения образования и профессиональной деятельности в условиях глобализации рынка интеллектуального труда.

У выпускника УГАТУ - дипломированного специалиста должен быть сформирован такой уровень иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, который, в дополнение к перечисленным выше компетенциям бакалавра, позволяет использовать иностранный язык как средство общения для выполнения комплексных инженерных проектов.

У выпускника УГАТУ - магистра должен быть сформирован такой уровень иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, который, в дополнение к перечисленным выше компетенциям бакалавра, позволяет использовать иностранный язык как средство общения для выполнения комплексных научных проектов.

^ Иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция как средство общения состоит из нескольких компонентов и представляет собой совокупность способностей личности, позволяющих успешно и адекватно общаться на иностранном языке в профессиональной, деловой, повседневно-бытовой и общественно-политической сферах. К ее основным компонентам относятся:

1. ^ Лингвистическая компетенция, которая предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с аспектами языка. Это автоматизированные экспрессивные и рецептивные лексико-грамматические навыки, знание правил синтаксического оформления речевого высказывания, письма, письменной речи и их употребление, ритмико-интонационные и слухопроизносительные навыки; речевые и языковые умения во всех видах речевой деятельности; знание правил употребления языка; знание структуры и построения письменных и устных текстов.

2. ^ Психолингвистическая компетенция, которая предполагает овладение определенной суммой знаний о том, как устроен язык, как мы воплощаем смыслы в слова (говорим и пишем), как мы переходим от прочитанного или услышанного к смыслу (понимаем прочитанное или услышанное). Знание действия языковых/речевых механизмов человека способствует глубинному пониманию законов успешной коммуникации и ее экологии.

3. ^ Социолингвистическая компетенция, которая предполагает способность осуществлять выбор языковых форм, использовать и преобразовывать их в соответствии с контекстом, в зависимости от стиля и характера общения.

4. ^ Социокультурная компетенция, которая предполагает готовность и способность к ведению диалога культур, в частности, знание общественного и культурного (социокультурного) контекста, в котором функционирует язык; умение ориентироваться в социокультурных маркерах своей и иноязычной среды. Данная компетенция в настоящее время часто уточняется термином межкультурная компетенция. Под термином понимается проявление интереса и развитие эмпатии по отношению к другим культурам и феноменам иной ментальности; обоюдное стремление к принятию и пониманию партнеров по диалогу; готовность к саморефлексии, к поиску и осмыслению новых горизонтов, перспектив и возможных усилий по изменению собственных устоявшихся представлений.

5. ^ Компенсаторная компетенция, которая предполагает умения выходить из трудного положения (при дефиците языковых средств за счет использования других средств, например, синонимов, антонимов, перифраза, невербальных знаков и т.д.) с целью достижения коммуникативной цели общения.

6. ^ Стратегическая компетенция, которая предполагает овладение системой знаний о том, как язык может изучаться и употребляться (стратегии и тактики автономного учения). Это способствует достижению автономной речевой деятельности, самостоятельного определения содержания обучения; целенаправленного активного использования возможностей новых информационных технологий на иностранном языке как важнейших средств обучения и повышения профессиональной коммуникации современного специалиста.

7. ^ Социальная компетенция, которая предполагает наличие профессионально и личностно значимого опыта планирования и организации совместной деятельности, выходящей за рамки собственно учебной, опыт конструктивного общения, кооперации и координации действий каждого члена группы для достижения общей цели и анализа эффективности процесса; организованное продуктивное партнерство в условиях коллективной коммуникации, которое предусматривает обязательное признание партнеров как самостоятельных субъектов, при взаимном соблюдении уважения, признания интересов и результатов совместной деятельности.

Сведения об основных образовательных программах высшего профессионального образования, содержание которых будет модернизировано в рамках заявляемой инновационной образовательной программы (переработаны требования к уровню подготовки выпускников, дополняющие соответствующие требования федерального компонента государственных образовательных стандартов, рабочие учебные планы, разработаны (переработаны) учебные программы дисциплин, учебно-методические комплексы, сформированы учебно-лабораторные комплексы и информационно-программное обеспечение учебного процесса, разработаны методики обучения и т.п.) по
  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты