Домой

Шалвы Александровича Амонашвили программа курса




НазваниеШалвы Александровича Амонашвили программа курса
страница1/4
Дата03.01.2013
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма курса
Содержание
Веры Георгиевны Акимовой
Игорь Львович Беккер
Пояснительна» записка
1 раздел. «ПРИРОДА ГЛАЗАМИ ДУШИ»
Ш.А. Амонашвили. Школа жизни.
2 раздел. «ЖИЗНЬ СЕРДЦА»
Е.И. Рерих.
3 раздел. «УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ»
Тематическое планирование
1 раздел «Природа глазами души»
2 раздел «Учимся общению»
Тематическое планирование
1 раздел «Природа глазами души»
2 раздел «Учимся общению»
3 раздел «Жизнь сердца»
Тематичесмое планирование
1 раздел «Природа глазами души»
2 раздел «Учимся общению»
3 раздел «Жизнь сердца»
Тематическое планирование
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4

«Жизнь в гармонии» программа по дух.-нравст. воспитанию

РОГУЛЕВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

Учитель начальных классов средней общеобра­зовательной школы № 35. Работает по ав­торской программе «Жизнь в гармонии» по ду­ховно-нравственному воспитанию. Участник творческой лаборатории «Мастерская гуманности» (система гуманно-личностного подхода к детям в образовательном про­цессе Шалвы Александровича Амонашвили).


ПРОГРАММА КУРСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

ВОСПИТАНИЮ «ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Разделы программы «Природа глазами души» и «Жизнь Сердца» прошли апробацию в 1998/99, 1999/00, 2000/01 учебных годах. Про­грамма доработана с учетом перехода на 4-летнюю систему обучения, добавлен раздел «Учимся общению». Утверждена Экспертным сове­том Управления образования администрации г. Пензы (протокол от 05.12.01 г.).

Под общей редакцией ^ Веры Георгиевны Акимовой, члена совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва), руководи­теля творческой лаборатории «Мастерская гуманности».

Рецензенты:

^ Игорь Львович Беккер, кандидат педагогических наук, доцент ка­федры педагогики ПГПУ им. В.Г. Белинского.

Владимир Евгеньевич Коноваленко, кандидат педагогическихнаук, заместитель директора МНМЦО г. Призы.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНА» ЗАПИСКА

Человечество по-прежнему слиш­ком далеко от построения общества, в котором царят мир и согласие, в ко­тором нет войн... Если мы хотим привить людям новый образ мыслей, если мы желаем изменить или улучшить обычаи своей страны, инструментом воздействия должен быть ребенок.

М. Монтерссори. Разум ребенка.


Человек — это емкое, многогранное существо, которое рас­сматривается педагогикой с различных сторон: интеллектуальной, физической, психологической и духовной.

К сожалению, в настоящее время школа уделяет внимание в основном интеллектуальной, физической, а с недавних пор и психологической стороне человека. Развитие духовно-нрав­ственной сферы ребенка в российской школе упущено.

Образовательная система не предлагает учебного или воспитательного курса, где все 40-45 минут рассматривалось бы, напри­мер, такое необходимое душевное качество личности, как добро­та, где ребенок задумался бы над вопросами:

  • что такое доброта?

  • где она живет в человеке?

  • с рождения она появляется в людях или позже?

  • можно ли разбудить в человеке доброту?

Именно поэтому возникает необходимость введения в школе специальных курсов, направленных на постижение духовно Нравственного опыта народа.

Программа курса «Жизнь в гармонии» позволит развить в ре­бенке духовно-нравственную сторону его личности.

Написанию данной программы способствовали ознакомление и работа в течении 3 лет но системе гуманно-личностного подхо­да к детям в общеобразовательном процессе Ш.Л. Амонашвили.

Система Ш.А. Амонашвили включает два обязательных условия:

1) содержание образования должно вобрать в себя все исходные данные базовых образовательных (учебных) планов и программ;

2) содержание образования должно быть расширено, углублено, дополнено такими курсами, которые способствовали бы развитию духовно-нравственной стороны ребенка.

Данная система предполагает, что духовно-нравственное вос­питание человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение, так как «знания есть действительно сила, но добрая или злая — это будет зависеть от качества сердца и духовности человека» (Ш.А. Амонашвили. Школа жизни).

Основная цель курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» — помочь ребенку находиться в гармонии с самим собой, с окружающими его людьми и с природой.

Данную цель можно достичь с помощью решения следующих задач:

  • помогать детям осознавать огромную силу добрых чувств, слов, мыслей, поступков;

  • помогать осознавать ответственность за свои поступки, мысли;

  • помогать познавать, что значит Любовь, Сострадание, Милосердие, Мудрость, Смелость, Честность;

  • помогать познавать себя, свой внутренний мир;

  • помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состо­яния;

  • воспитывать желание радовать людей, помогать им;

  • развивать интерес к духовной жизни, к философствованию;

  • развивать наблюдательность, внимательность, догадливость, умение давать точное и ясное описание событий, природных явлений, людей;

  • развивать умение работать самостоятельно, умение сотруд­ничать;

  • поощрять смелость высказывания, обдумывание и постанов­ку познавательных вопросов, стремление знать больше.


Основные формы и способы проведения занятий:

    1. беседы, рассказы учителя;

    2. свободные обсуждения, высказывания, аналитические суж­дения с привлечением собственного опыта;

    3. чтение легенд, сказок;

    4. анализ литературных произведений;

    5. мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств;

    6. молчание и думание о разных проблемах — о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни людей;

    7. обращение к своему сердцу;

    8. занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, любить сердцем, болеть душой;

    9. повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли;

    10. философствование;

    11. иллюстрирование сказок, легенд, своих размышлений, «путешествий» в дальние миры, страны;

    12. ведение записей своих наблюдений;

    13. экскурсии в музеи, картинную галерею, планетарий, в лес;

    14. посещение студии светоживописи.


Оборудование для проведения занятий данного курса:

  1. магнитофон;

  2. аудиокассеты с записями классической музыки;

  3. слайдопроектор;

  4. слайды;

  5. бумага;

  6. гуашь или акварельные краски, кисти;

  7. свеча, подсвечник.


Необходимые условия для реализации данной программы.

Для успешной реализации данной программы весьма важная роль отводится таким факторам как:

  1. Личность учителя. Важно, чтобы учитель любил детей, ве­рил в особенность и неповторимость каждого (!) своего ученика, был наполнен оптимизмом; знаком с системой Ш.А. Амонашвили.

  2. Взаимодействие учителя и ребенка. Это взаимодействие должно основываться на уважение друг к другу. Ребенка необходимо окружить в школе атмосферой любви и понимания, чтобы он почувствовал интерес учителя к его духовной жизни, готов­ность учителя прийти ему на помощь.

  3. Взаимодействие учителя и родителей. Необходимо, чтобы темы, которые затрагивались на занятиях, обсуждались бы и в семье. Для этого на родительских собраниях учитель должен зна­комить родителей с изучаемыми вопросами, с рассуждениями детей, с их письменными работами, рисунками.

  4. Духовно-нравственная направленность каждого учеб­ного предмета. Высшей целью своей работы педагог должен ви­деть не сумму знаний (умений и навыков), а создание духовно-нравственного фундамента личности.

Программа курса по духовно-нравственному воспитанию «Жизнь в гармонии» предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной средней школы и может быть реализована через предметы, факультативные курсы и классные часы. Она рассчитана в 1 классе на 16 часов, во 2, 3, 4 классах — на 34 часа (1 раз в неделю).

Программа курса состоит из трех разделов (рассчитана на че­тыре года обучения):

  1. Природа глазами души.

  2. Учимся общению.

  3. Жизнь сердца.

Такое построение программы обусловлено следующим:

а) учитываются возрастные и психологические особенности ребенка в каждом классе,

б) границы каждого раздела будут расширяться по сравнению с предыдущим годом обучения. Это будет способствовать более глубокому прочувствованию, проживанию ребенком тем соот­ветствующих разделов.


^ 1 раздел. «ПРИРОДА ГЛАЗАМИ ДУШИ»

Удивление и восхищение, интерес и познавательное стремление, благо­говение и любовь развиваются в детях через видение необычного в обычных природных явлениях...

^ Ш.А. Амонашвили. Школа жизни.


В данном разделе темы расположены таким образом, что они пересекаются с учебным материалом, изучаемым на уроках при­родоведения. Такое пересечение тем способствует, с одной сторо­ны, более полному усвоению учебного материала на уроках, при­родоведения, а с другой стороны, более глубокому погружению в образы, явления, тайны природы на занятиях по духовно-нрав­ственному воспитанию.


^ 2 раздел. «ЖИЗНЬ СЕРДЦА»

Видеть глазами сердца, слышать гул мира ушами сердца, прозревать будущее сердцем... таков стремительный путь восхождения.

^ Е.И. Рерих.


Возрождение духовности непосредственно связано с развити­ем сердечной утонченности, воспитанием высоких чувств, пере­живаний, благородных стремлений.

Доброта, милосердие, трудолюбие, храбрость, любовь, дружба, осмысленное отношение к страданиям и испытаниям — все эти качества и добродетели составляют основу полноценной жизни любого человека.

Важно не давать детям свое уже оформившееся понимание, свои взрослые мысли, а пригласить, детей в мир добродетелей, открыть им добрые сердца людей, живших и живущих в этом мире, помочь им захотеть жить такой же счастливой нравственной жизнью, как эти люди.


^ 3 раздел. «УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ»

Мы научились летать в небе, как птицы, плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи — идти по земле, как братья.

Мартин Лютер Кинг.


На этих занятиях важно помочь ребенку в постижении само­го себя, своего предназначения, создать условия, помочь найти собственные способы и средства для самопознания, самовыра­жения, самодеятельности, самооценки.

Игры и задания в разделе «Учимся общению» помогут пока­зать детям, что общение друг с другом — это радость, это возмож­ность стать намного богаче и одновременно, это помощь другому человеку в развитии и совершенствовании, так как внимание и интерес к другому человеку всегда оказывают благотворное влия­ние на его душу и характер.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГРАММЫ КУРСА «ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ»

1 класс (16 часов)

Тема

Показ видео­фильмов, слайдов


Практические занятия

Всего часов

Упражнения, ч.

Экскурсии, ч.

Дискуссии, ч.

^ 1 раздел «Природа глазами души»

Удивительный мир природы







0,5

0,5

1

Чудо природы

0,3

0,3




0,3

1

Палитра года

0,3

0,3




0,3

1

Осенняя мелодия

0,3

0,3




0,3

1

Зимняя сказка

0,5







0,5

1

Утро природы

0,3

0,3




0,3

1

За что мы любим лето

0,3

0,3




0,3

1

Подарки времени года

0,3

0,3




0,3

1

^ 2 раздел «Учимся общению»

Мир внутри меня



0,5




0,5

1

Что я люблю




0,5




0,5

1

Мой смешной портрет




0,5




0,5

1

Когда я был ма­леньким




0,5




0,5

1

Я в будущем




0,5




0,5

1

Что я умею и не умею




0,5




0,5

1

Заветное желание




0,5




0,5

1

На кого я похож




0,5




0,5

1


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГРАММЫ КУРСА «ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ»

2 класс (34 часа)

Тема

Показ видео­фильмов, слайдов


Практические занятия

Всего часов

Упражнения, ч.

Экскурсии, ч.

Дискуссии, ч.

^ 1 раздел «Природа глазами души»

Дерево и человек




0,3

0,3

0,3

1

Жизнь дерева




0,5




0,5

1

Мудрый дуб

0,3

0,3




0,3

1

Липкины дары

0,3

0,3




0,3

1

Добрая черемуха

0,3

0,3




0,3

1

Елочкин день рождения




0,3

0,3

0,3

1

Сосна Иголочка




0,3

0,3

0,3

1

Облепиха




0,3

0,3

0,3

1

Земляники




0,5




0,5

1

Черника




0,5




0,5

1

Малина




0,5




0,5

1

Грибная аптека

0,3

0,3




0,3

1

^ 2 раздел «Учимся общению»

Интервью самим собой




0,5




0,5

1

Когда мне хорошо




0,5




0,5

1

Волшебный стул




0,5




0,5

1

Наши любимые дела




0,5




0,5

1

Рисуем друг друга




0,5




0,5

1

Я познакомлю вас со своей семьей




0,5




0,5

1

Любимая игрушка




0,5




0,5

1

Правила совмест­ного обсуждения вопросов




0,5




0,5

1

Каждый из нас особенный




0,5




0,5

1

Нам очень нужны друзья




0,5




0,5

1

Забота о других




0,5




0,5

1

^ 3 раздел «Жизнь сердца»

Мудрость. Мудрый человек




0,5




0,5

1

Как стать мудрым




0,5




0,5

1

Сердце




0,3

0,3

0,3

1

Что сердце подска­жет




0,5




0,5

1

Кто живет в нашем сердце?




0,5




0,5

1

«С рожденья в ка­ждом сердце доброта»




0,5




0,5

1

Должно ли добро быть умным?




0,5




0,5

1

Храбрость




0,5




0,5

1

Служение людям




0,5




0,5

1

Голос прекрасного




0,3

0,3

0,3

1

Поиск прекрасного




0,3

0,3

0,3

1


  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты