Домой

Содержание: Введение




Скачать 423.48 Kb.
НазваниеСодержание: Введение
страница1/3
Дата02.01.2013
Размер423.48 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Сущность эмпатии как личностной характеристики. История возникновения термина «эмпатия».
Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя.
Управленческий аспект
Коммуникативный аспект
1. Сосредоточенность на вербальных и невербальных сообщениях и фор­мах эмоциональной экспрессии другого человека. 2.
Первый этап — подготовительный
Второй этап развития эмпатии — проблемный.
Третий этап
Четвертый этап — творческий.
2.1 Диагностика эмпатии у учителей.
Результат теста по способности к эмпатии Мехрабиана и Н.Эпштейна
Результат теста по способности к эмпатии И.М. Юсупова
Результат теста по способности к эмпатии В.В. Бойко
2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества.
Когнитивная интерпретация
Подбадривания и заверения
Эмоциональный отклик
Шутка и юмор
Прием «Наедине с самим собой»
Если вы набрали от 82 до 90 баллов
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к

эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.

    1. Сущность эмпатии как личностной характеристики……………..6

1.2 Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя…………………………………………………………11

Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).

2.1 Диагностика эмпатии у учителей ………………………………….18

2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества…………………………………….19

2.3 Диагностика эффективности системы мероприятий по развитию эмпатии у учителей СШ №30 …………………………………………………28

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………….

Приложения


Введение.

Проблема повышения роли эмпатии в личностном развитии учителя давно стала предметом научного исследования в педагогике. Это связано с тем обстоятельством, что эмпатия как психологический феномен оказывает существенное влияние на всю личность в целом, повышая мотивацию и продуктивность деятельности педагога и расширяя представление об ее эффективности.

В профессиональной подготовке педагогов не уделяется достаточное внимание к личностной готовности к профессиональной деятельности, к способности проявления эмпатии, и в то же время выражена высокая потребность гуманистического отношения к человеку. В реальной жизненной практике специалисты профессиональной сферы «человек-человек» встречаются не только с дружественным отношением, но и с жесткостью как социально-психологической проблемой общества. Именно эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию, пониманию внутреннего мира человека является для профессионала спасительным средством сохранения собственной целостности, доброжелательности, но для этого она должна выступать высокоразвитым и устойчивым личностным качеством человека выбранной профессии. Поэтому развитие и совершенствование ее проявления во взаимоотношениях с другими людьми является важной задачей становления личности в условиях высшего образования. Наряду с этим профессия педагога, которая является особенно ценной для выстраивания гуманистических отношений в обществе, привлекает к себе внимание. Именно это послужило основанием выбора темы исследования.


Объектом исследования является эмпатия как фактор, влияющий на становление личности педагога.


Предметом данной работы является развитие эмпатии у учителей.


Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику эмпатии как профессионально-личностной характеристики личности учителя и разработать систему мероприятий, способствующих развитию способностей к эмпатии у учителей и внедрить эту систему в практику образовательного учреждения.


Основными задачами данной работы являются:

- изучение научной литературы по психологии и педагогике и методической литературы по поставленной проблеме;

- определение роли и значимости эмпатии в структуре личности педагога;

- разработка методических рекомендаций педагогу для повышения у себя уровня эмпатии.


Гипотеза данной курсовой работы заключается в том, что способность к эмпатии является важнейшей профессиональной характеристикой личности учителя. Способность к эмпатии может развиваться, если:

  • в образовательном учреждении осуществляется целенаправленная работа с педагогами по развитию способностей к эмпатии;

  • педагоги самостоятельно работают над развитием этой характеристики в своей личности.


Базой исследования являлась СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского, педагогический коллектив, учителя в количестве 15 человек.

Методами исследования являлись:

  • анализ научной литературы

  • наблюдение

  • тестирование

  • анкетирование

  • опрос

  • математическая обработка данных


Структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения.


Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к

эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.


    1. ^ Сущность эмпатии как личностной характеристики. История возникновения термина «эмпатия».

Термин «эмпатия» пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э.Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т.Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует и таким образом понимает. Своё отражение в понятии эмпатии нашли и этические концепции симпатии Смита, Шелера, Шопенгауэра и др. Они говорили о симпатии как сочувствии, сострадании, являющимися особой формой познания другого человека – человека как высшей ценности. Именно понимание как вчувствование признавалось Дильтеем и его последователями в качестве основного метода наук о духе как наук «понимающих» в отличие от рассудочного объяснения в науках о природе, науках «объяснительных».

За прошедшее столетие слово “эмпатия” прочно утвердилось в понятийном поле психологии и всё активнее проникает в разговорный язык. Если попытаться проанализировать всё многообразие определений этому слову, то можно выделить 2 основных смысловых оттенка, которыми отличаются многочисленные определения и концептуализации:

        1. эмпатия – это эмоциональная отзывчивость, соучастие в эмоциональной жизни другого человека, сопереживание, сочувствие;

2) эмпатия – это особый тип межличностного познания, проникновение во внутренний мир другого, такое понимание, при котором “понимание” собственно означает видение внутреннего мира другого так, как его видит он сам, из его внутренней системы координат.

Первоначально смысл термина «эмпатия» был буквальным: вчувствование - явление эмоциональное и, следовательно, эмпатия – это различные эмоциональные реакции на состояние другого. В концепциях эмоциональной эмпатии, понимающих её как эмоциональное переживание, говорится о различных видах эмпатии, которые иногда интерпретируются как уровни её развития:

1.Ответная эмоциональная реакция по типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация с другим.

2.Сопереживание и сочувствие как более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.

Типичные экспериментальные исследования эмоциональной эмпатии организовывались в рамках лабораторных и полевых экспериментов. Например, широко известная схема Мильгрема и другие исследования, в которых по различным психофизиологическим показателям диагностировалась эмпатия испытуемых, наблюдающих за “страданиями” других.

Концепции чисто эмоционального понимания эмпатии преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов. В отечественной психологии термин эмпатия утвердился только в 70-е годы благодаря исследованиям Т.П. Гавриловой. Так, Гаврилова, рассматривая развитие эмпатии в онтогенезе в связи с формированием мотивационной направленности на себя и на другого, выделила 2 вида (уровня) эмпатии:

- сопереживание – более импульсивное переживание индивидом тех же чувств, которые испытывает другой, но обращенное на себя;

- сочувствие - переживание неблагополучия другого как такового, безотносительно к собственному благополучию.

Постепенно, по мере утверждения понятия эмпатии в психологии, взгляд на её природу и содержание эмпатического процесса становился шире. В 1934 году появляется одно из наиболее распространённых определений эмпатии как «способности принять роль другого человека» [25, с.2]. Говорится уже не об эмоциональной реакции на переживания другого, а о когнитивной реконструкции внутреннего мира другого, идентичности ментальных процессов субъекта и объекта эмпатии, способности предсказывать поведение других людей. Для так понимаемых процессов некоторые исследователи (Даймонд, Бронфенбреннер) выделяют новые виды эмпатии – когнитивную, предикативную [9,с.25]. Но всё-таки большинство авторов начинает определять её как целостный процесс проникновения во внутренний мир другого и понимания его. Например, Сарджвеладзе Н. И. считал, что «эмпатия – особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, суть которого – проникновение во внутренний мир другого человека» [18, с.485]. Часто вместо слова эмпатия как синоним используется выражение «эмпатическое понимание».

Наибольший импульс развитию представлений об эмпатии во второй половине ХХ века был дан гуманистической психологией, в первую очередь К.Роджерсом. Эмпатия стала активно обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим – в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т.д.

Самое раннее описание эмпатии, имеющее отношение к психотерапии, содержится в работе З.Фрейда “Остроумие и его отношение к бессознательному” (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стремимся понять его, сравнивая его со своим собственным» [ 20,с.58]. Эмпатия обсуждалась в психоанализе с точки зрения её роли в процессе психотерапии. Она считалась эффективным способом доступа аналитика к бессознательному пациента для того, чтобы построить модель динамики бессознательного и затем вернуть найденное понимание в виде интерпретации. Также, по мнению Фрейда и Ференци, эмпатия как сочувственное понимание, как основа такта терапевта, очень важна для установления прочных терапевтических отношений. Но, естественно, что для классического психоанализа эмпатия не могла являться «агентом» исцеления. Позже, частично, в теории объектных отношений, и, значительно, в «Я-психологии» Х.Кохута, за эмпатией психотерапевта была признана функция компенсации той любви и тех понимающих отношений, которых пациенту не хватало в детстве. Для Кохута переживание эмпатии заботящегося о ребёнке лица является универсальной потребностью развития. Поэтому психотерапевтическая ситуация должна воссоздать нормальные, без эмпатических «провалов», отношения, чтобы пациент мог достроить недостающие структуры Я.

Рассмотрим подробно клиент-центрированный (личностно-центрированный) подход Карла Роджерса и его последователей, в котором понятию эмпатии принадлежит ключевая роль.

«Центральная гипотеза этого подхода может быть кратко сформулирована так: человек в самом себе может найти огромные ресурсы для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только при соблюдении трёх условий, которые способствуют созданию фасилитирующего психологического климата»[16, с.48]. Эти условия - эмпатия психотерапевта, его подлинность (конгруэнтность) и безусловное принятие клиента.

Придание такого значения эмпатическому пониманию обусловило глубокую проработку гуманистическими психологами вопросов о специфике эмпатии, факторах ей способствующих, функциях и значении.

«Хрестоматийные» определения эмпатии Роджерса говорят о «способе бытия с клиентом» [29, с.16], который означает «войти в личный мир другого и быть в нём как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознаёт... Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации» [17, с.429-430].

Признавая эмпатию одним из важнейших феноменов человеческого общения, в заключение зафиксируем её «статус» и специфику в сравнении с другими процессами межличностного познания:

1.Эмпатия – это процесс, позволяющий понимать другого. Таким образом, эмпатия является одним из механизмов межличностного познания.

2.Эмпатия – это особый вид соучастия в переживаниях другого, базирующийся на глубинной гуманистической установке, позволяющий особым образом строить общение. И в обыденной жизни, и в практике «помогающих» профессий эмпатия может являться целенаправленной деятельностью.

3.Эмпатия (эмпатичность, эмпатийность) - это также свойство личности.

4.Эмпатия - аффективное понимание, эмоционально окрашенное соучастием в переживаниях другого.

5.Эмпатия – понимание другого “изнутри”, из его внутренней системы координат. Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания – проекции, интерпретации, стереотипизации, каузальной атрибуции и т.п. Так, например, контекстом понимания при психоаналитической интерпретации являются «предданные» конкретному анализу представления о динамических силах, определяющих сознание и поведение” [5, с.33]. Понимание же в контексте объективных обстоятельств другого, внешнего аспекта его жизненного мира будет скорее рациональным осмыслением.

Безусловно, пытаясь понять другого эмпатически, проникая в его внутренний мир, нельзя полностью освободиться от влияния собственных стереотипов и предубеждений, теоретических представлений, «проблемных мест» своего личного, профессионального опыта. Здесь важна способность субъекта эмпатии к рефлексии того контекста понимания, который преобладает в конкретной ситуации.

6.Сохранение психологических границ общающихся, собственной позиции эмпатирующего отличает эмпатию от процесса идентификации.

Настоящая, глубинная эмпатия является не таким уж частым, трудным для того, кто стремиться так понимать другого человека, явлением. Но значение её для роста и развития, эмоционального благополучия, причём, и эмпатизируемого, и эмпатизирующего, трудно переоценить.


    1. ^ Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя.

Способность учителя к эмпатии на сегодняшний день является одной из важнейших профессионально-личностных характеристик. Для того чтобы учитель мог максимально точно понять ребенка, помочь ему в решении его проблем, педагог должен быть способен понимать его психологическое состояние, должен уметь сопереживать. А сопереживание это и есть эмпатия.

Отличие между эмпатией (чувством переживания и сопереживания) и симпатией (влечением, внутренним расположением, состраданием, жалостью, интересом к кому-нибудь) состоит в том, что эмпатия - это «чувствовать вместе с кем-либо», а не «чувствовать вместо». Нередко понятие «эмпатия» используется неправильно, под этим подразумеваются лишь поддерживающие, ободряющие, теплые отношения к ученику, независимо от его эмоционального состояния. Нэнси Мак-Вильямс, психотерапевт с Соединенных Штатов, объясняет термин «эмпатия» в его буквальном значении, которое указывает на способность эмоционально воспринять душевное состояние ученика. Эта способность зависит от способности временно и частично идентифицироваться с другим человеком. Для успешной работы способность к эмпатии должна присутствовать и у ученика, и у учителя.

Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира. При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характерис­тики следует учитывать, что для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей, реально существующих, но и в изображенных, в художествен­ных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

А. С. Макаренко по этому поводу писал: «Нужно суметь читать по человеческому лицу, на лице ребенка… по лицу узнавать о некоторых признаках душевного движения. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом. Мимика, умение встать, умение сесть - все это особенно важно для педагога».

Именно педагог зачастую является источником проблем, которые затем обнаруживаются у ребёнка. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-важное качество педагога.

Внутренние миры людей отличаются вследствие многообразия форм жизнедеятельности людей (культурной, материальной). 0 несходстве этих миров все чаще говорит современная наука – история, этнография, социальная психология и т.п. Вот почему эмпатия как психологическое явление, в котором отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством чувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные обстоятельства, является профессионально значимым свойством для специалистов психолого-педагогического профиля.

В целом схему по развитию эмпатии у педагога можно представить в следующей таблице:




Исходя из вышеприведенной схемы, были  сформулированы нижеперечисленные задачи:

1. Разработка плана и программы эксперимента.

2. Подбор испытуемых и контрольных групп, установка сроков и места их проведения.

3. Получение исходных данных.

4. Поиск тестовых заданий.

5. Управление ходом экспериментов.

6. Анализ, обобщение данных исследования.

7. Разработка программы и организация работы по развитию эмпатии.

8. Внедрение полученных результатов в практику работы преподавателей школы.

9. Проверка эффективности предполагаемой методики.


Подробно рассмотрим аспекты формирования эмпатической культуры преподавателя.

^ Управленческий аспект подразумевает под собой изучение преподавателем теоретической литературы под руководством специалиста.

Психолого-педагогический аспект подразумевает предоставление специалистом примеров, наглядно показывающих суть важности обладания преподавателем эмпатии как важным профессионально-личностным качеством.

^ Коммуникативный аспект подразумевает общение специалиста и преподавателя, в ходе которого учитель предоставляет свои примеры как фактор успешного понимания темы, и при наличии ошибочных примеров специалист объясняет ошибки. С помощью специалиста преподаватель овладевает полным представлением об изучаемом предмете и способен привести свои правильные примеры.


Рудестамом были названы 6 указаний, способствующих обучению эмпатии:

^ 1. Сосредоточенность на вербальных и невербальных сообщениях и фор­мах эмоциональной экспрессии другого человека.

2. Попытка на стадиях обучения эмпатии использования выражений, по значению и эмоциональному заряду взаимозаменяемых с теми, которые употреблялись во время акта коммуникации.

3. Формулирование ответов на языке, который наиболее созвучен собеседнику.

4. Использование эмоционального тона, соответствующему типу, взято­му собеседником.

5. Глубокое постижение эмоционального состояния собеседника, старание уточнить и расширить смысл его сообщения. Помочь собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.

6. Попытки осознать и понять чувства и мысли, которые не были пря­мо выражены собеседником, но подразумевались в сообщении. Попытки восполнить то, что упущено в сообщении, чтоб была дана просто обратная связь собеседнику.


Анализируя современные исследования американских ученых,  Рудестам выделяет несколько методов, которые развивают эмпатию и могут ускорить развитие эмпатии - это и методика обмена ролями, используе­мая в процессе психодраматического действия, где, играя роль другого человека, человек может взглянуть на себя глазами другого человека и таким образом лучше понять проблему и конструктивно разрешить межличностные проблемы, конфликты; это и терапия искусства (элементы совладения в художественном творчестве членов группы приводит к ус­корению развития эмпатии); это и тренинги умений - терапия улучшения взаимоотношений.

Таким образом, программа коррекционной работы по развитию эмпатии должна начинаться прежде всего с тренировки невербального проявление этой способности и тренировка умения читать по лицу - выражение гнева, ми­мику, умения читать жесты, позы, так как человек говорит не только язы­ком, но и глазами, лицом, всем телом.


Развитие эмпатии осуществляется поэтапно.

^ Первый этап — подготовительный. В курсе общей психологии при изучении межличностных отношений преподавателям лекционно дается определение эмпатии, подчеркивается значение этого свойства личности в общении. При изучении познавательных процессов внимание учителей акцентируется на зависимости эмпатийности людей от их эмоциональной памяти и роли этого свойства в «интеллекте межличностных отношений». Ориентация в эмоциональном настрое других людей предстает как необходимое условие жизни. Появляется возможность для обобщения — в психологии эмпатия рассматривается и как свойство личности, и как эмоциональная форма познания другого человека, и как потребность.

Дальнейшее изучение понятия «эмпатия» осуществляется в теме «Чувства». Еще раз подчеркнув значение эмпатии и обратившись к соотношению между понятиями «эмпатия» и «психическое заражение» организуется эвристическая беседа, в ходе которой выясняется, что учитель, испытывая эмпатическое переживание по отношению к ученику, может тем не менее поставить ему справедливую двойку, а прокурор, сочувствуя преступнику, может потребовать серьезного наказания. Это позволяет поставить проблему о соотношении эмпатии и поведения. В результате учителя должны прийти к выводу о том, что эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека. Она зависит от направленности личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственного развития.

В курсе возрастной и педагогической психологии вводится понятие о межвозрастной нисходящей эмпатии как особой, необходимой именно учителю, форме эмпатии, что эмпатия является неотъемлемой составляющей педагогической морали и педагогического такта, что она имеет непосредственное отношение к педагогической интуиции. Развитая эмпатия помогает решать дидактические проблемы, например преобразовывать научную информацию в информацию для учащихся, наиболее эффективно оказывать помощь слабоуспевающим ученикам.

^ Второй этап развития эмпатии — проблемный. На спецлекции «Психология решения педагогических проблем» эмпатия рассматривается в качестве компонента мыслительного процесса, как эмоциональная форма познания детской психологии. Создается на одном из занятий педагогическая проблемная ситуация (например – дети сорвали цветы для учителя в школьном саду), в которой путь к педагогически правильному решению лежит через проявление сочувствия по отношению к детям, допустившим нарушение нравственной нормы. Ожидается, что такой подход усиливает мотивацию развития у преподавателей эмпатии и делает ее более осознанной. После этого лектор организует обсуждение решений, завязывается спор. Далее он просит преподавателей соотнести свои решения с представленными образцами решений трех типов (одобрение с тактичным объяснением неправильности поступка, одобрение с оправдыванием поступка – такой тип решения можно назвать попустительским, и неодобрение - учитель не принимает цветы и в строгой форме отчитывает учеников за проступок) и определить тип своего решения. При этом даются общие признаки каждого типа — проявление эмпатии и педагогическая целесообразность решения.

^ Третий этап специальные упражнения на развитие эмпатии в ходе спецсеминара, основная цель которого в формировании опыта решения задач, требующих проявления эмпатии, развития мотивов сочувствия детям. Чаще всего на этих занятиях речь идет о детях, лишенных эмоционального тепла, «отверженных» взрослыми или сверстниками и по тем или иным причинам оказавшихся педагогически запущенными. Это сильное эмоциональное воздействие само по себе заставляет преподавателей вчувствоваться в состояние таких детей и тем самым помогает постепенно превращать ситуационно, стечением обстоятельств порожденные мотивы (побуждения) в устойчивые личностные побуждения, способствует созданию внутренних условий для актуализации эмпатии в последующей деятельности.

^ Четвертый этап — творческий. Справедливо, что подлинным критерием успешности подготовки специалиста должна явиться оценка степени сформированности способностей учителей к самостоятельному выявлению, постановке и решению учебных, профессиональных и исследовательских задач. Поэтому воспитание творческой личности педагога с необходимостью должно включать в себя создание условий для «узнавания», «видения» проблем и задач. Лишь в этом случае может сформироваться педагогическая направленность мышления.

Преподавателям дается творческое задание, которое они выполняют на фоне педагогической практики — на основе одной из реальных проблемных ситуаций вычленить собственную педагогическую задачу. Задача должна предполагать ориентацию в детской психологии, проявление сочувствия школьникам и понимание их.

Практика показывает, что преподаватели, прошедшие специальную подготовку по развитию эмпатии, значительно лучше других решают педагогические задачи. А это одно из необходимых условий профессионального самоопределения личности.


  1   2   3

Скачать 423.48 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты