Домой

Рабочая программа учебной дисциплины история Цикл




Скачать 261.64 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины история Цикл
Дата02.01.2013
Размер261.64 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рабочая программа учебной дисциплины
Часть цикла
Часов (всего) по учебному плану
1. Цели и задачи освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ооп впо
3. Результаты освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения
Лекция 2. Особенности создания и развития Древнерусского государства: Западная Европа, Византия, Золотая Орда
Лекция 3. Московская Русь во второй половине XV - XVI вв.
Лекция 4. Московское царство XVII в. в контексте развития европейской цивилизации.
Лекция 5. Российская империя XVIII в. и процессы европейской модернизации российского общества.
Лекция 6. Российская империя и мир в XIX в.: продолжение политики модернизации и сохранение национальной идентичности.
Лекция 7. Российская империя-СССР и мир в первой половине ХХ в.
Лекция 8. СССР и мир во второй половине ХХ в.
Лекция 9.Современная Россия и мировой сообщество в начале XXI в.
4.2.2. Практические занятия
4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.
5. Образовательные технологии
Практические занятия
...
Полное содержание
Подобные работы:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)


КАФЕДРА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ


Направление подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика

Профиль(и) подготовки:

Техника и физика низких температур, Теплофизика,

Атомные электростанции и установки

Термоядерные реакторы и плазменные установки

Нанотехнологии и наноматериалы в энергетике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История


Цикл:

Гуманитарный, социальный и экономический цикл




^ Часть цикла:

базовая




дисциплины по учебному плану:

ИТАЭ Б 1.2




^ Часов (всего) по учебному плану:

144




Трудоемкость в зачетных единицах:

4

3 семестр

Лекции

18 час.

3 семестр

Практические занятия

18 час.

3 семестр

Лабораторные работы

нет

3 семестр

Рефераты

22 час самостоят. работы

3 семестр

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

108 час




Зачет




3 семестр

Курсовые проекты (работы)

нет






Москва - 2010

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является сформировать систематизированные знания о закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса на основе изучения основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.


По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умению логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);

  • в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных средств и технологий обучения (ОК-6);

  • осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

  • к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);

  • научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

  • к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);

  • понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);

  • использовать навыки исторической аналитики: на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знания, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • к осознанию гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, к стремлению своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;


Задачами дисциплины являются:

  • сформировать у студентов научные представления об основных этапах всемирной и отечественной истории;

  • познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями всемирно-исторического процесса и исторического пути России, альтернативами развития;

  • на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития мирового и российского сообщества и выявить возможные перспективы будущего;

  • способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикл Б.1.2 основной образовательной программы подготовки бакалавров направления 140700 Ядерная энергетика и теплофизика


Дисциплина базируется на следующих гуманитарных и социальных дисциплинах, изучаемых в средних учебных заведениях (в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах): всеобщей истории, истории России, обществознании, мировой художественной культуре, а также на знаниях, полученных при изучении учебных дисциплин «Мировые цивилизации, философии и культуры» и «Философия».


Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы

  • при изучении других гуманитарных и социальных дисциплин по программе подготовки бакалавра и программе магистерской подготовки;

  • для понимания места и роли профессиональной деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами, в интересах и на благо Отечества.


^ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины, обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

  • движущие силы и закономерности исторического процесса и место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5);

  • основные теоретические и методологические направления исторических знаний, различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

  • выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития человечества.


Уметь:

  • самостоятельно анализировать социально- политическую и научную литературу;

  • планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

  • анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);

  • анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

  • понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13).

  • осуществлять эффективный поиск исторической информации и преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

  • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.


Владеть:

  • навыками аргументированного письменного изложения собственной точки зрения;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа и логики различного рода рассуждений;

  • навыками критического восприятия информации, представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе объективности и историзма;

  • навыками практического анализа логики развития истории человечества.



^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

История как наука. Основы методологии , историографии и методики исторической науки.

12

3

2

2




8

Устный опрос.

Письменное задание.


2

Особенности создания и развития Древнерусского государства: Западная Европа, Византия, Золотая Орда (IX–первая половина XV вв.)



22

3

2

4




16

Устный опрос.

Письменное задание Тест 1: Древняя Русь.

3

Московское государство второй половины XV-XVII веков : между Европой и Азией

34

3

4

4




26

Устный опрос.

Письменное задание Тест 2: Московское самодержавное государство

Контрольная работа. №1

4

Российская империя и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и сохранение национальной идентичности

24

3

4

4




16

Устный опрос.

Письменное задание Тест 3: Российская империя.


5

Российская империя-СССР-РФ и мировое сообщество в ХХ- начале XXI в.

50

3

6

4




40

Устный опрос.

Тест 4: XX в. в истории России.

Контрольная работа №2

Подготовка реферата




Зачет

2

3










2







Итого:

144




18

18




108





^ 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

Лекция 1. История как наука. Основы методологии ,

историографии и методики исторической науки.

История, ее предмет, сущность, социальные функции. Способы формирования исторического знания. Исторические источники, их классификация. Методология исторической науки: научность, объективность, историзм. Периодизация всемирно-исторического процесса. Специфика российского исторического процесса. Природно-климатические, демографические, геополитические факторы самобытности истории России.

Отечественная и зарубежная историография в прошлом и настоящем. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Ведущие направления современной исторической мысли (формационная, цивилизационная, социокультурная и другие теории).

Источниковедение. Типы и классификация исторических источников.

Великие археологические открытия всемирной и отечественной истории. Источники по истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.


^ Лекция 2. Особенности создания и развития Древнерусского государства: Западная Европа, Византия, Золотая Орда

(IX– первая половина XV вв.)


Этнические процессы на территории Восточно-Европейской равнины. Восточные славяне. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Зарождение Древнерусского государства. Варяжский фактор и норманнская теория.


Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Принятие Русью христианства. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.


Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.


Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.


Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Империя Чингисидов.Улус Джучи. Монголо-татарское нашествие на Русь. Золотоордынское иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

Экспансия Запада и борьба русских земель с крестоносцами. Александр Невский.

Северо-Восточная Русь в условиях золотоордынского ига. Возникновение Московского княжества и политика первых московских князей.


^ Лекция 3. Московская Русь во второй половине XV - XVI вв.:

между Западом и Востоком.


Проблема централизации в европейской истории и истории цивилизаций Востока. Модели государственной централизации. Централизация и формирование национальной культуры.


Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Московская модель централизации. Отношения Москвы с княжествами и землями.


Рост территории Московского княжества. Иван III – «государь всея Руси». Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации и создание новых институтов государственной власти. Законодательном оформление Московской Руси: Судебник 1497 г. Боярская дума – ак орган сословно представительной власти. Формирование дворянства как опоры центральной власти. Религиозно-политическая теория «Москва – Третий Рим».


XVI в. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины и последствия.

Иван Грозный и начало самодержавия в Московском государстве. Поиск альтернативных путей социально-политического развития Московской Руси: от реформ Избранной Рады к опричнине. Эпоха Ивана Грозного в российской историографии.


^ Лекция 4. Московское царство XVII в. в контексте развития европейской цивилизации.


XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации переходного общества от традиционного аграрного общества к индустриальному развитию. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Новые явления в российской экономике и начало складывания общероссийского рынка.


Социально-политическая борьба в XVII в. Городские восстания. Казацко-крестьянская война под руководством С.Разина. Раскольническое движение.


Основные направления внешней политики России. Борьба с Польшей, Швецией, Турцией. Воссоединений России и Украины. Продвижение России на восток. Колонизация сибирских и дальневосточных территорий.

Развитие русской культуры.


^ Лекция 5. Российская империя XVIII в. и процессы европейской модернизации российского общества.

XVIII в. в европейской и мировой истории. Эпоха Просвещении и просветительства. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Превращение России в действенный фактор международных отношений.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Складывание абсолютной монархии и новой системы государственного управления. Эволюция социальной структуры общества.

Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности., форсированное развитие военно-промышленного комплекса. Создание морского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Формирование имперской внешней политики. Упрочение международного авторитета страны. Оценки петровских реформ в отечественной историографии.

Екатерина II: истоки и сущность екатерининских реформ. «Просвещенный абсолютизм». Новый юридический статус дворянства. Внешняя политика Екатерины II – продолжение имперского курса Петра I: разделы Польши. присоединение Крыма, продвижение на Кавказ, дальнейшее освоение Сибири и Дальнего Востока.

Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.

Русская культура XVIII в.: от петровских новаций к «веку просвещения».

Новейшие исследования истории Российского государства в XVIII вв.

Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Роль городов и цеховых структур. Развитие мануфактурного производства. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.

^ Лекция 6. Российская империя и мир в XIX в.: продолжение политики модернизации и сохранение национальной идентичности.

Российская империя в системе международных отношений на рубеже XVIII-XIX вв. Отечественная война 1812 г. Наполеоновские войны и их итоги. «Священный союз» как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.

Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия. Секуляризация сознания и развитие науки.

Попытки реформирования политической системы России и решение крестьянского вопроса при Александре I; проекты М.М.Сперанского, А.А.Аракчеева, Н.Н.Новосильцева. Создание государственной системы просвещения.

Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз».

Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I – курс на укрепление вертикали власти и «недопущения революции».

Россия и Кавказ. Присоединение Средней Азии.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в. Реформы Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Дискуссия об экономическом кризисе системы крепостничества в России. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; дискуссия о социально-экономических, внутренне- и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы. Политические преобразования 1860–1870-х гг.

Основные направления общественной мысли и общественные движения в России: движение декабристов, зарождение либерализма (западники и славянофилы). Теория официальной народности. Радикализация российского общества: революционеры-демократы и народники. Марксизм и зарождение рабочего движения в России.

Пореформенное развитие России. Политика «контрреформ» Александра III и ее результаты.

Развитие Европы во второй половине XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель.

XIX век- золотой век российской культуры. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.


^ Лекция 7. Российская империя-СССР и мир в первой половине ХХ в.


Мировое сообщество в конце конца XIX – начала ХХ вв. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Политика США. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.

Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.

Форсирование российской индустриализации «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция и «думская монархия». Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.

I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Основные военно-политические блоки. Театры военных действий. Влияние первой мировой войны на европейское развитие. Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений. Новая фаза европейского капитализма.

Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.

Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.


Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти.

Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.

Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг. Государственно-монополистический капитализм. Кейнсианство. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг.

Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны.


^ Лекция 8. СССР и мир во второй половине ХХ в.

Послевоенное устройство мира. Превращение США и СССР в сверхдержаву. Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. «Холодная война». Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950–1953 гг.

Трудности послевоенного переустройства в СССР: восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социалистического лагеря. Военно-промышленный комплекс. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы.

Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.

Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях. Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.

Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.

Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

^ Лекция 9.Современная Россия и мировой сообщество в начале XXI в.

Системный кризис в СССР в 1980- е гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.

Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.

Россия в 1990-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.


Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.


^ 4.2.2. Практические занятия

Тема I. Вводная России в мировом историческом процессе

Тема II : Древнерусское государство и Русь удельная (IX – первая половина XV вв.): Западная Европа, Византия, Золотая Орда (IX–XV вв.)

Тема III: Складывание Российского централизованного государства в контексте европейской цивилизации: проблемы формирования и эволюции (вторая половина XV – XVI вв.).

Тема IV: Внутренняя и внешняя политика Московского государства в XVII в.: от Смуты к Новому времени. Между Западом и Востоком

Тема V: Российская империя XVIII веке и европейские ориентиры.

Вариант 1. Петровские преобразования и российское общество в XVIII в.

Вариант 2. Европеизация России и идеи просвещённого абсолютизма

ТемаVI : Российская империя XIX в.: проблемы модернизации и сохранение национальной идентичности.

Вариант 1. Россия в XIX в.: модернизация по-российски. Время великих реформ и контрреформ.

Вариант 2. Общественные движения и общественно-политическая мысль России XIX в.

Тема VII: Мир в первые десятилетия XX в.. Россия в эпоху революций и войн (1905–1920 гг.)

Тема VIII: Советский этап Отечественной истории (1920–1991 гг.) и мировое сообщество

Вариант 1. Советская модель социализма: формирование, эволюция, крушение. Всемирно-историческое значение советского социалистического эксперимента.

Вариант 2. Советское государство в системе международных отношений.

Тема IX: Современная Россия и проблемы мировой глобализации.(90-е гг. XX в. – начало XXI в.)


^ 4.3. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

4.4. Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций . Презентации лекций содержат большое количество карт, таблиц, схем, рисунков, фотоматериалов.

^ Практические занятия включают использование ЭУМК по Истории, проведение семинаров-конференций, семинаров-дискуссий, семинаров-экскурсий.

Самостоятельная работа включает выполнение письменных домашних заданий, подготовку к тестам и контрольным работам, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету.

^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устный опрос, защита и презентация реферата.

Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет

Оценка за освоение дисциплины, определяется по следующей методике:

0,3(среднеарифметическая оценка за контрольные и тесты) + 0,3 (средняя арифметическая оценка за выполнение письменных домашних заданий и устный опрос) + 0,4оценка на за реферат.)


В приложение к диплому вносится оценка за 3 семестр.

^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

Учебная литература

1.Отечественная история IX- начала XXI века: курс лекций. / Под ред. М.И.Смирновой Рекомендовано НМС по истории Министерства образования и науки России в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная история» для студентов высших заведений неисторических специальностей . М.: Издательский дом МЭИ. 2007.

2.История России / Под ред. Зуева М.Н. и Чернобаева А.А. М., изд. 3-ое 2009.

3.Зуев М.Н. История России. М.: Изд-во Юрайт. 2010.


Учебно-методическая литература

1.Краснова Л.И., Смирнова М.И. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие для студентов всех институтов и факультетов МЭИ (ТУ).М.: Издательство МЭИ.2010.

2.Хрестоматия по Отечественной истории с древнейших времен до начала XXI в. Учебное пособие .М.: Издательский дом МЭИ.2007.

3.Смирнова М.И.Введение в курс «Отечественная история».Методическое пособие. М.: Издательский дом МЭИ. 2009.

4.Смирнова М.И.Политические партии России. История и современность. Методическое пособие по курсу «Отечественной истории» для студентов всех факультетов МЭИ. М.: Издательство МЭИ.2001

б)дополнительная литература

1.Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

2.История России с древнейших времен до конца XX века/ Отв.ред. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. В 3-х т. Изд. 3-ое. М., 2006.

3.Политические партии России: история и современность. / Под ред. Зевелева А.И., Свириденко Ю.П., Шелохаева В.В. М., 2000

^ 7.2. Электронные образовательные ресурсы:

  • ПСУН- Мультимедиа «Отечественная история». М.МЭИ. 2005 (Авторское свидетельство № 2007210126 как программы для ЭВМ )

  • ЭУМК по Отечественной истории. М.МЭИ 2008

Интернет-ресурсы:

http://www.krugosvet.ru/

http://www.biblioclub.ru/

http://www.gumer.info


^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и компьютерных классов для использования ЭУМК по Отечественной истории и ПСУН –Мультмедиа «Отечественная история» для проведения практических занятий и тестирования через систему «Прометей».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.и.н. профессор Смирнова М.И.


"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИТАЭ

д.т.н., профессор Комов А. Т.


"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой ИиК

д.и.н., профессор Смирнова М.И.

Скачать 261.64 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты